Рабочая программа дисциплины "Анатомия и физиология животных"
рабочая программа

Функ Татьяна Оттовна

Рабочая программа содержит структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации, контроль и оценку результатов освоения дисциплины. Программа предназначена для специальности 35.02.15 "Кинология".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_anatomiya_i_fiziologiya_zhivotnyhkin._23.doc434.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КОНСТАНТИНОВСКИЙ ТЕХНИКУМАГРОВЕТТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ (КСХТ)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 02  АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ

для очной формы обучения

Специальности 35.02.15  Кинология

дата начала подготовки 01.09.2022 год

2023

Одобрена на заседании предметной                                        Утверждаю

(цикловой) комиссии зооветеринарных                               Зам. директора по

дисциплин                                                                               учебной работе        

протокол №____от «___»_______20    г.                  ___________/О.М. Ковалева/

председатель комиссии_____________                «___»_________________20    г.

                                 /Т.О.Функ

          Рабочая программа дисциплины «Анатомия и физиология животных» разработана в соответствии с: ФГОС СПО специальности «Кинология», утвержденным  приказом Министерства образования и науки РФ № 464 от 07. 05. 2014 г., зарегистрированным в Минюсте РФ рег. №32863 от 26 июня 2014г.

        Организация разработчик: ГБПОУ РО «Константиновский  техникум  агроветтехнологий и управления (КСХТ)»

Разработчик: Функ Татьяна  Оттовна, преподаватель зооветеринарных дисциплин, высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «Константиновский техникум агроветтехнологий и управления (КСХТ)»

 преподаватель ГБПОУ РО  КТАУ «КСХТ»

                

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Паспорт  программы учебной дисциплины

4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

8

  1. Условия реализации программы учебной дисциплины

26

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

28


1 ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ

        1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.15 Кинология  (базовая подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплин может быть использована в программах профессиональной подготовки кинологов.

        1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

        1.3  Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 - У 1 определять топографическое расположение и строение органов и частей тела животных;

- У 2 определять анатомические и возрастные особенности животных;

- У3 определять и фиксировать физиологические характеристики животных.

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- З1 основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных;

-З2 строение органов и систем органов животных: опорно -  двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами;

-З3 видовые особенности животных;

-З4 характеристики процессов жизнедеятельности;

-З5 физиологические функции органов и систем органов животных;

-З6 понятие метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации животных;

-З7 регулирующие функции нервной и эндокринной систем;

-З8 функции иммунной системы;

-З9   характеристики процессов размножения;

-З10 характеристики высшей нервной деятельности (поведения) собак;

Получаемые знания и умения способствуют формированию следующих компетенций:

ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК. 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК. 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК. 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК. 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК. 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1 Обеспечивать уход за собаками с использованием необходимых средств и инвентаря.

ПК 1.2 Проводить кормление собак с учетом возраста, породы и видов служб.

ПК 1.3 Проводить выгул собак.

ПК 1.4 Под руководством ветеринарных специалистов участвовать в проведении противоэпизоотических мероприятий.

ПК 1.5 Выполнять лечебные назначения по указанию и под руководством ветеринарных специалистов.

ПК 2.1. Планировать опытно-селекционную работу.

ПК 2.2. Отбирать собак по результатам бонитировки для улучшения

рабочих и породных качеств.

ПК 2.3. Закреплять желаемые рабочие и породные качества в последующих поколениях, в т.ч. с применением инбридинга и

гетерозиса.

ПК 2.4. Применять технику и различные методы разведения собак.

ПК 2.5. Ухаживать за молодняком.

ПК 3.1 Готовить собак по общему курсу дрессировки.

 ПК 3.2 Готовить собак по породам и видам служб.

ПК 3.3  Проводить    подготовку    собак по специальным    курсам дрессировки.

ПК 3.4 Проводить прикладную подготовку собак.

ПК 3.5 Проводить тестирование собак по итогам подготовки.

ПК 3.6 Использовать собак в различных видах служб.

ПК 4.1Организовывать и проводить испытания собак.

ПК 4.2Организовывать и проводить соревнования собак

ПК 4.3Проводить экспертизу и бонитировку собак.

ЛР 23 Демонстрирующий навыки в поисковой и исследовательской  деятельности для удовлетворения  познавательных интересов   в рамках внеурочной деятельности.

ЛР 24 Овладение знаниями, выходящими за пределы учебной программы. ЛР 25 Творчески активный, участвующий в  конкурсах по различным направлениям исследовательской и поисковой деятельности (конкурсы, олимпиады, викторины и др. форм).

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 279 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 186 часов;

самостоятельной работы обучающегося 93 часов.

Часы (66часов) вариативной части направлены на расширение и углубление знаний и практических навыков по темам дисциплины:

Тема 1.2 Гистология с основами эмбриологии - 4 часа;

Тема 2.2 Строение опорно - двигательной системы – 8часов;

 Тема 2.3 Физиология возбудимых тканей – 4 часа;

Тема 2.4 Система органов кожного покрова 2 часа;

Тема 2.7 Пищеварительная система -4 часа;

Тема 2.8 Физиология пищеварения- 6 часов;

Тема 2.11 Система органов дыхания – 2 часа;

Тема 2.12 Физиология дыхания – 2 часа;

Тема 2.13 Анатомическое строение транспортных систем, кровеносная и лимфатическая система -4 часа;

Тема 2.14 Внутренние жидкости организма, их состав и функции – 2 часа;

Тема 2.15 Физиология кровообращения – 4 часа;

Тема 2.17 Физиология выделительных процессов – 2 часа;

Тема 2.18 Строение органов размножения – 2 часа;

Тема 2.19 Физиология размножения- 4 часов;

Тема 2.20 Система органов внутренней секреции – 2 часа

Тема 2.21 Эндокринная регуляция органов и систем – 4 часов;

Тема 2.22 нервная система и органы чувств – 6 часа;

Тема 2.23 Высшая нервная деятельность – 4 часа.

Дополнительно для изучения включены вопросы и практические занятия, обозначенные * в разделе 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Анатомия и физиология животных»

В результате обучающие получают дополнительные умения:

- У4 объяснять зависимость функций тканей и органов от их строения;

- У5  зарисовывать гистологические препараты  тканей и органов;

          - У6 проводить сравнительную анатомическую характеристику разных пород собак.

В результате обучающие получают дополнительные знания:

знать:

-З11 факторы, влияющие на развитие органов и их систем;

- З12 факторы, влияющие  на процессы образования и   выделения продуктов обмена веществ;

-З13  условия и причины, усиливающие и ослабляющие половые рефлексы;

-З14 типы нервной деятельности и их использование в практике собаководства.


2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

            2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

279

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

186

в том числе:

     лабораторные занятия

50

     практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

93

в том числе:

 рефераты

24

 доклады

16

 разработка презентаций

6

 изготовление макропрепаратов  

4

 манипуляции с животными

2

 работа с рабочими тетрадями и литературой

41

Итоговая аттестация

Диф. зачет в 4 семестре

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1 

2

3

4

ОП 02 Анатомия и физиология животных

       Раздел 1  Цитология, гистология и эмбриология

20

Тема 1.1 Общая цитология

Содержание учебного материала

4

2

2

1.

2.

Клеточное строение животного организма, его целостность. Химический состав клетки. Строение живой клетки.

 Жизненные свойства клетки (Раздражимость, рост, движение, деление) Строение хромосом. Роль ДНК в передаче наследственной информации.

2

2

Лабораторные работы

4

№1.

                № 2.

Устройство микроскопа и правила работы с ним

Изучение строения  и зарисовка животной клетки и митоза.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1.

Общие сведения о внутриклеточном синтезе белка и роль в нем ДНК, РНК, АТФ

      2

Тема 1.2 Гистология с основами эмбриологии

Содержание учебного материала

4

           

2

2

1.

2.

Основы эмбриологии. Строение половых клеток, оплодотворение и развитие зародыша. Характеристика основных стадий эмбриогенеза.

Понятие о тканях и их классификация. Эпителиальные, опорно – трофические, мышечные и нервная ткани, их морфофункциональная характеристика.

2

2

Лабораторные работы

6

№3.

№4

№5.

Гистологическое строение эпителиальных тканей. Микроскопирование и зарисовка препаратов.*

Гистологическое строение опорно-трофических тканей. Микроскопирование и зарисовка препаратов.

Гистологическое строение мышечных и нервной тканей. Микроскопирование и зарисовка препаратов.*

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1.

Ответить на  контрольные вопросы по данному разделу.

      2

Раздел 2 Анатомия и физиология животных

259

Тема 2.1

Органы, аппараты и системы органов животного организма

Содержание учебного материала

2

2

1.

2.

Контрольная работа

Понятие об органах, аппаратах и системах органов, организме как едином целом в свете учения И.П. Павлова, А.Н. Северцева. Единство организма и среды. Общие закономерности развития и строения органов. Термины, топографические обозначения, применяемые в анатомии.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся:

2

         

1.

 Зарисовать схему строения трубчатого и паренхиматозного органа.

      2

Тема 2.2

Строение опорно – двигательной системы

Содержание учебного материала:

14

         

2

2

2

2

2

2

2

1.

2.

3.

4.

              5.

6.

7.

Общие закономерности строения скелета.  Строение кости как органа, ее химический состав и физические свойства, связь  с системой крово - и лимфообращения, нервной системой. Деление скелета на отделы и звенья.

Строение осевого отдела скелета. Строение типичного позвонка и полного костного сегмента. Позвоночный столб и грудная клетка.

Скелет головы – череп, его развитие и деление на отделы. Строение и характеристика мозгового и лицевого отделов черепа. Синусы черепа.*

Скелет конечностей. Развитие скелета поясов  свободных конечностей.*

Типы соединения костей. Строение суставов и их типы, синовиальная среда суставов. Виды движения в суставах. Соединение костей позвоночного столба, грудной клетки, костей черепа. Соединение костей периферического скелета.

Общая характеристика мышечной системы. Строение мышцы как органа, вспомогательные органы мышц. Мышцы головы, туловища: позвоночного столба, грудной и брюшной стенок. Паховый канал.

Мышцы плечевого пояса. Мышцы конечностей. Мышцы, действующие на плечевой, локтевой, запястный суставы и суставы пальцев. Мышцы тазобедренного, коленного, заплюсневого суставов и суставов пальцев тазовой конечности.*

2

2

2

2

     2

2

2

Лабораторные работы

2

           №6

Гистологическое строение кости. Изучение под микроскопом и зарисовка компактного и губчатого вещества.

2

Практическая работа:

10

      №7

      №8

№9

     

         №10

       

№11

Строение костей осевого скелета. Определение строения костей осевого скелета  по скелету, набору костей и по таблицам.

Строение скелета конечностей. Определение строения костей грудной и тазовой конечности по скелету, препаратам, таблицам.

Суставы и связки скелета. Определение типа соединения костей, строение и топография суставов по препаратам, таблицам и на животном.

Мышцы осевого скелета. Определение топографии мышц туловища на сухих и влажных препаратах. Зарисовка схем расположения функциональных групп мышц.

Топография мышц конечностей. Изучение топографии мышц конечностей на сухих и влажных препаратах и на живых объектах. Зарисовка схем расположения функциональных групп мышц.*

      2

2

2

2

2

Самостоятельная работа:

8

1.

        2.

       3.

Возрастные особенности скелета, влияние условий кормления на состояние костной системы.

Выполнение рисунков: «Виды швов черепа»,  «Схема строения простого и сложного сустава».

Изготовление анатомических препаратов мышц.

2

2

4

Тема 2.3

Физиология возбудимых тканей

Содержание учебного материала:

4

2

1.

2.

Основные свойства живой ткани: раздражимость, возбудимость, лабильность. Оптимум, пессимум, парабиоз по Н. Е. Введенскому, физиологические механизмы их возникновения.

Физиология мышц и нервов. Строение и свойства скелетных мышц. Виды сокращения мышц. Сила, работа мышц и утомление. Особенности строения и свойства гладких мышц.*

     2

2

Лабораторная работа:

2

2

№12

Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки. Определение порога возбудимости  нерва и мышцы. Запись мышечных сокращений.*

       

        2

Самостоятельная работа.

4

        1.

       2.

 Возбудимые ткани, их характеристика. Физиологический покой и возбуждение. Физиология нервных волокон. Особенности строения мякотных и безмякотных нервных волокон, их свойства.

Функции нервно-мышечного синапса. Зарисовать строение синапса.

      2

2

Тема 2.4

Система органов кожного покрова

Содержание учебного материала:

2

2

1.

Строение, значение и развитие кожного покрова и его производных: волос, потовых и сальных желез, когтей. Особенности строения молочной железы собаки.

2

Лабораторные работы:

2

№13

 Гистологическое строение кожи и ее производных*. Микроскопирование и зарисовка препаратов кожи и ее производных.

2

Самостоятельная работа:

2

2

1.

Составить таблицу «Слои кожи, особенности строения и их функция».

 

      2

Тема 2.5

 Физиология кожи

Содержание учебного материала:

2

1.

Кожа, ее функции. Секреторная функция кожи, свойства и значение пота, регуляция потоотделения. Сальные железы, секреция кожного сала, его состав. Волосяной покров, физиология линьки.

      2

2

Самостоятельная работа:

2

1.

Особенности секреторной функции кожи собак

2

Тема 2.6

Лактация

Содержание учебного материала:

2

 

2

1.

Понятие о лактации. Рост и развитие молочных желез. Молозиво, его состав. Процесс молокообразования и его регуляция. Выведение молока, регуляция лактации.

2

Самостоятельная работа:

6

1.

2.

3.

Влияние кормления на образование молока и кормящих сук.

Роль молозива в формировании иммунитета у животных.

Зарисовать схему регуляции молокоотдачи.

2

2

2

Тема 2.7

Пищеварительная система

Содержание учебного материала:

10

2

        

             2

2

        

        2

       2

1.

2.

3.

4.

       

 5.

Строение, развитие и значение органов пищеварения. Деление системы органов пищеварения на отделы. Строение и функция органов ротовой полости.*

Пищевод  и желудок. Типы желудков, строение и топография однокамерного желудка. Брюшная полость, брюшина, их значение.

Тонкий отдел кишечника. Строение и положение двенадцатиперстной, тощей, подвздошной кишок.

Строение и топография печени и поджелудочной железы, их функция.

Толстый отдел кишечника, строение и расположение слепой, ободочной и прямой кишок.*

     2

2

2

2

2

Лабораторная работа:

2

    №14

Гистологическое строение органов пищеварения. Микроскопирование и зарисовка  гистологических препаратов органов пищеварения.

2

Практическая  работа:

2

№15

Анатомическое строение органов пищеварения. Определение строения и топографии органов пищеварения собаки на трупном материале, препаратах, муляжах, живых объектах и по таблицам.

2

Самостоятельная работа:

2

1.

Зарисовать схему деления брюшной полости на отделы.

Тема 2.8

Физиология пищеварения

Содержание учебного материала:

8

2

        

        2

2

2

1.

2.

3.

       

 4.

Сущность пищеварения. Основные функции органов пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в полости рта. Прием корма и воды. Состав и свойства слюны, регуляция слюноотделения и глотания.

Пищеварение в желудке, общие закономерности. Состав и свойства желудочного сока. Фазы секреции желудочного сока, их регуляция*.

Пищеварение в тонком отделе кишечника. Состав и свойства поджелудочного сока. Состав желчи. Образование и выделение желчи. Состав кишечного сока. Полостное и пристеночное пищеварение. Моторная функция тонкого кишечника.

 Пищеварение в толстом отделе кишечника. Всасывание продуктов расщепления белков, углеводов, жира, минеральных веществ, воды. Формирование кала и акт дефекации.*

      2

2

     2

2

Лабораторные работы:

2

№16

Свойства ферментов. Определение  действия ферментов желудочного сока на белок и желчи на жир.*

2

Практические работы:

2

           

№17

Прием корма и воды. Наблюдение за процессом приема корма и воды.

2

Самостоятельная работа:

4

1.

        2.

Схематично изобразить регуляцию слюноотделения.

Возрастные особенности пищеварения у собак.

2

2

Тема 2.9

Обмен веществ и энергии в организме животного

Содержание учебного материала:

6

       3

3

3

1.

2.

3.

Обмен веществ и энергии. Методы его изучения. Обмен белков. Значение белков в организме. Полноценные и неполноценные белки, незаменимые и заменимые аминокислоты. Азотистый баланс. Обмен белков, его регуляция. Значение углеводов в организме. Регуляция обмена углеводов. Состав, значение липидов, их обмен. Регуляция обмена липидов. Роль печени в обмене веществ.

Значение воды и минеральных веществ в организме. Микро – и макроэлементы, их роль в организме. Регуляция водного и минерального обмена.

Общая характеристика витаминов, механизм их действия. Жирорастворимые и водорастворимые витамины, их роль в организме животного.

     2

2

2

Самостоятельная работа:

6

1.

2.

3.

Обмен энергии и его значение для обеспечения функций организма.

Возрастные особенности обмена веществ.

Антивитамины, витаминоподобные вещества.

2

2

2

Тема 2.10

Терморегуляция

Содержание учебного материала:

2

3

1.

Механизм терморегуляции. Химическая и физическая терморегуляция, ее особенности у разных видов животных. Регуляция температуры тела у собаки.

2

Самостоятельная работа:

4

1.

2.

Особенности терморегуляции у новорожденных животных.

Адаптация животных к изменениям внешней температуры.

2

2

Тема 2.11

Система органов дыхания

Содержание учебного материала:

4

       2

       2

1.

2.

Строение, развитие и значение органов дыхания. Строение носовой полости, околоносовых пазух, гортани, трахеи и их топография.*

Строение и топография легких и грудной полости. Плевральная полость и средостение. Связь органов дыхания с нервной системой и системой органов крово – и лимфообращения

      2

      2

Практические работы:

2

     

№18

Анатомическое строение органов дыхания. Определение строения и топографии органов дыхания на боенском материале, живых объектах, препаратах,  по таблицам.

    2

Самостоятельная работа:

     4

1.

2.

Схематично зарисовать определение задней границы легких у собаки.

Приготовит презентацию «Анатомическое строение органов дыхания».

2

2

Тема 2.12

Физиология дыхания

Содержание учебного материала:

4

             2

2

1.

2.

Сущность дыхания. Внешнее дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Типы и частота дыхания. Жизненная емкость легких. Состав вдыхаемого, выдыхаемого  и альвеолярного воздуха.

Обмен газов между альвеолами и кровью, между кровью и клетками. Связывание и перенос кровью кислорода и углекислого газа. Регуляция дыхания.*

     2

2

Лабораторные работы:

2

№19

Измерение жизненной емкости легких.

2

Самостоятельная работа:

3

        1.

        2.

Составить схему регуляции дыхания.

Определить тип, ритм, частоту дыхания у собаки.

1

2

Тема 2.13

Анатомическое строение транспортных систем; кровеносная и лимфатическая система.

Содержание учебного материала:

6

       2

       2

       

       2

1.

2.

3.

Характеристика и значение систем органов крово – и лимфообращения. Связь органов с другими системами организма. Сердце, его строение, положение, иннервация и кровоснабжение. Большой и малый круги кровообращения. Строение стенки кровеносных сосудов.

Общие закономерности развития, хода и ветвления сосудов. Основные артерии туловища, головы, грудной и тазовой конечностей. Основные венозные магистрали. Особенности кровообращения у плода.*

Строение и топография органов лимфообращения. Органы кроветворения и иммунной системы, их строение.*

        2

2

2

Лабораторные работы:

2

№20

 

Гистологическое строение органов крово – и лимфообращения. Микроскопирование и зарисовка препаратов.

Практические работы:

2

№21

Анатомическое строение органов крово – и лимфообращения. Определение строения и топографии органов крово – и лимфообращения на боенском материале, препаратах, по таблицам,   на живых объектах.

2

Самостоятельная работа:

2

1.

2.

Дать сравнительную характеристику артериям, венам, капиллярам.

Схематично изобразить проводящую систему сердца.

2

2

Тема 2.14

Внутренние жидкости организма, их состав и функции

Содержание учебного материала:

6

       2

2

2

1.

2.

3.

Кровь, тканевая жидкость и лимфа как внутренняя среда организма. Гомеостаз. Основные свойства крови. Физико - химический состав крови. Состав плазмы крови. Форменные элементы крови и их функции.

Свертывание крови. Группы крови. Лимфа и тканевая жидкость. Состав, свойства и значение лимфы и тканевой жидкости.*

Физиология иммунной системы. Иммунитет, его значение. Антитела и их характеристика. Антигены, их характеристика. Виды иммунитета.

     2

2

2

Лабораторные работы:

2

        №22

Лабораторное исследование крови. Определение скорости свертывания крови, условий на нее влияющих. Определение количества гемоглобина и осмотической резистентности эритроцитов.

2

Самостоятельная работа:

4

1.

2.

Составить таблицу «Гематологические показатели крови собаки».

Факторы естественной резистентности.

2

2

Тема 2.15

Физиология кровообращения.

Содержание учебного материала:

4

2

2

1.

2.

Значение крово  –  и лимфообращения для жизнедеятельности организма. Физиологические свойства сердечной мышцы. Сердечный цикл и его фазы. Тоны сердца, сердечный толчок. Регуляция работы сердца.

Движение крови по артериям, венам, капиллярам. Кровяное давление. Пульс и его характеристика. Регуляция кровообращения.*

     2

2

Лабораторные работы:

4

№23

          №24

Работа сердца. Наблюдение и регистрация сокращений сердца лягушки; исследование роли проводящей системы  и автоматии сердца.

Кровообращение в капиллярах. Наблюдение кровообращения в капиллярах.*

     2

2

Практические работы:

2

№25

Исследование сердца и пульса. Прослушивание тонов сердца у животных; наблюдение сердечного толчка, исследование пульса, измерение давления крови.

2

Самостоятельная работа:

2

1.

История развития учения о кровообращении.

2

Тема 2.16

Система органов выделения.

Содержание учебного материала:

2

2

1.

Общая характеристика выделительной системы. Функция системы мочеотделения. Типы почек. Строение и топография почек. Строение мочевыводящих путей и их топография. Мочеточники. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал.

     2

Лабораторные работы:

2

№26

Гистологическое строение органов мочевыделения. Микроскопирование  и зарисовка препаратов органов мочеотделения.

2

Практические работы:

     2

№27

Анатомическое строение органов мочеотделения. Определение строения и топографии органов мочеотделения на влажных препаратах, по таблицам,                                 живых животных.

2

Самостоятельная работа:

2

1.

 Зарисовать схему строения нефрона и типа почек домашних животных.

2

Тема 2.17

Физиология выделительных процессов.

Содержание учебного материала:

2

2

1.

Назначение мочевыводящих путей. Состав и количество мочи. Механизм образования мочи. Регуляция образования и выделения мочи.

     2

Лабораторные работы:

2

№28

Лабораторное исследование мочи. Определение физико-химических свойств мочи.*

     2

Самостоятельная работа:

2

1.

Составить таблицу «Состав мочи, количество мочи, кратность мочеиспускания у собак».

2

Тема 2.18

Строение систем органов размножения.

Содержание учебного материала:

4

2

2

1.

2.

Характеристика органов размножения самцов: семенник и его придаток; семяпровод; семенной канатик; придаточные половые железы; половой член и препуций; семенниковый мешок; мошонка.

Характеристика органов размножения самок. Строение и положение половых органов самок.

     2

2

Лабораторные работы:

4

          №29

№30

Гистологическое строение органов размножения самцов. Микроскопирование и зарисовка препаратов.*

Гистологическое строение органов размножения самок. Микроскопирование и зарисовка препаратов.

     2

2

Самостоятельная работа:

2

        1.

 Зарисовать анатомическое строение семенника и яичника.

2

Тема 2.19

Физиология размножения.

Содержание учебного материала:

4

      2

2

1.

2.

Половая и физиологическая зрелость. Физиология органов размножения самцов. Образование спермы. Состав спермы, ее физико-химические свойства. Половые рефлексы самцов.*

Физиология органов размножения самок. Рост и развитие фолликулов. Овогенез, овуляция и образование желтого тела. Половой цикл и его стадии. Спаривание. Оплодотворение. Беременность. Роды.

     2

2

Лабораторные работы:

2

№31

Строение половых клеток. Микроскопия и зарисовка препаратов.*

2

Самостоятельная работа:

6

1.

2.

3.

Методы определения стадии полового цикла у собаки.

Нейроэндокринный механизм регуляции половых циклов.

Значение послеродового периода у собаки.

2

2

2

Тема 2.20

Система органов внутренней секреции.

Содержание учебного материала:

2

       3

1

Функциональное значение желез внутренней секреции и их связь с другими системами органов. Строение, развитие и расположение гипофиза, эпифиза, щитовидной, околощитовидной желез, надпочечников, параганглиев. Строение островков Лангерганса поджелудочной железы.*

     2

Самостоятельная работа:

2

1.

Составить таблицу «Классификация желез организма собаки»

2

Тема 2.21

Эндокринная регуляция органов и систем.

Содержание учебного материала:

4

        2

2

1.

2.

Роль гормонов в эндокринной регуляции. Механизм действия гормонов на работу органов и их систем. Гипоталамо-гипофизарная связь.

Основные гормоны желез внутренней  и смешанной секреции и их действие.*

     2

2

Лабораторные работы:

2

№32

Действие гормонов. Определение влияния адреналина на величину зрачка глаза и на изолированное сердце лягушки.*

2

Самостоятельная работа:

4

 1.

2.

Составить схему «Гипоталамо-гипофизарная связь»

Применение гормональных препаратов в ветеринарии, медицине.

2

2

   Тема 2.22

Нервная система и органы чувств.

Содержание учебного материала:

8

2

        

        2

2

2

1.

2.

3.

4.

Общая характеристика и деление нервной системы на центральную и периферическую. Строение и расположение спинного мозга и его оболочек. Строение и расположение головного мозга и его оболочек. Сосуды головного мозга. Вегетативная часть нервной системы. Спинномозговые и черепно-мозговые нервы, их строение и взаимосвязь  с вегетативной нервной системой.

Функции нервной системы. Понятие о рефлексе. Рефлекторная дуга и обратная связь. Нервные центры и их свойства. Физиология спинного  и головного мозга. Значение вегетативной нервной системы и деятельности организма.*

Органы чувств. Понятие о трех отделах анализаторов. Зрительный анализатор, органы слуха и равновесия. Органы обоняния, вкуса, осязания.

Общие свойства анализаторов. Оптическая система глаза. Светопреломляющие структуры глаза. Мышечный аппарат глаза. Современная теория слуха.

     2

2

2

2

Лабораторные работы:

6

№33

№34

№35

 Гистологическое строение органов нервной системы и органов чувств. Микроскопирование и зарисовка препаратов.*

Рефлексы спинного мозга. Исследование рефлексов спинного мозга у лягушки. Анализ звеньев рефлекторной дуги.

Исследование анализаторов. Наблюдение за реакцией глаза на свет. Исследование дна глазного яблока, аккомодации. Исследование костной и воздушной проводимости звука.*

     2

2

     2

Практические работы:

2

№36  

Исследование рефлексов у собаки, торможение рефлексов.

2

Самостоятельная работа:

6

1.

2.

3.

Составить схему деления нервной системы на отделы. Выполнить рисунки: строение нейрона, строение головного мозга.

Составить схему рефлекторной дуги рефлекса слюноотделения и пищеварения.

Зарисовать схему строения глазного яблока и анализатора слуха.

     2

2

2

Тема 2.23

Высшая нервная деятельность

Содержание учебного материала:

4

      3

3

1

2

 Понятие о высшей нервной деятельности. Методы изучения функций коры больших полушарий. Учение И. П. Павлова об условных рефлексах, отличие безусловных от условных рефлексов. Методика выработки условных рефлексов у собак. Процесс и механизм образования условных рефлексов, их значение.

Типы высшей нервной деятельности. Связь типа высшей нервной деятельности с использованием собаки на службе. Сон  и бодрствование, их особенности. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах.*

        2

        

        2

Лабораторные работы:

2

№37

Условные рефлексы. Выработка двигательно-пищевых рефлексов у собаки.*

2

Самостоятельная работа:

8

1.

2.

3.

4.

Составить таблицу: «Отличие безусловных от условных рефлексов».

Возрастные особенности высшей нервной деятельности.

Этология. Методы изучения поведения животных.

Физиология адаптации.

2

2

2

2

Всего

279

           3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

        3.1 Требования к минимальному материально-техническому     обеспечению

        Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомия и физиология животных».

Оборудование кабинета: плакаты, схемы, таблицы, инструкционные карты, анатомические атласы, микроскопы, гистологические препараты по общей и частной гистологии, эмбриологии, динамические пособия по гистологии. Анатомические препараты: сухие и влажные, находящиеся в анатомическом музее. Анатомические инструменты: анатомический набор, отдельные пинцеты, скальпели, зонды, спецодежда, эмалированные кюветы, спиртовки, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы и столики, лабораторная посуда, химические реактивы, фонендоскопы

Кабинет «Анатомия и физиология животных» не оборудован современными  ТСО, но при необходимости проведения урока с использованием ТСО, занятия проводятся в  кабинете № 301, который оборудован:

•        компьютер

•        интерактивная доска

•        мультимедиапроектор

3.2  Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Зеленевский Н.В., Щипакин М.З., Зеленевский К.Н.  Собака. Анатомия и физиология животных, издательство «Лань» 2020г.
  2. Зеленевский Н.В., Конопатов Ю.В. Собака. Морфология и биохимия: УП для вузов, издательство «Лань» 2020г.
  3. Лущай Ю.С., Ткаченко А.В. Основы Анатомии и физиологии собак: УП,  издательство «Лань» 2020г.
  4. Лысов В.Ф., Ипполитова И.В., Максимов В.И., Шевелев Н.С. – Практикум по физиологии и этологии животных, М.: «КолосС» 2018г.
  5. Максимов В.И., Слесаренко Н.А., Селезнев С.Б., Ветошкина Г.А. «Анатомия и физиология домашних животных», Москва, ИНФРА –М, 2018г.

Дополнительные источники:

  1. Зеленевский Н.В., Васильев А.П., Логвинова Л.К. – Анатомия и физиология животных, М.: «Академия», 2019г.
  2. Дмитриева Т.А., Саленко П.Т., Шакуров М.Ш. – Топографическая анатомия животных», М.: «Колос С», 2018г
  3. Конопельцев И.Т., Сапожникова А.Ф. Гормоны и их применение в ветеринарии: УП,  издательство «Лань» 2020г.
  4. Слесаренко Н.А. «Анатомия собак», Санкт-Петербург- Москва-Краснодар, 2017г.
  5. Скопичев В.Г., Эйсымонт Т.А., Карпенко Л.Ю., Енукашвили А.И., Панова Н.А., Боголюбова И.О., Жичкина Л.В. Частная физиология, М.: «Колос С», 2016г.
  6. Скопичев В.Г. «Поведение животных», Санкт – Петербург - Москва – Краснодар, 2017г.
  7. Питер К. Гуди Топографическая анатомия собаки – М.: ООО «Аквариум Принт», 2018г.
  8. Гельберт М.Д. – Физиологические основы поведения и дрессировки собак, М: Колс С, 2017 г.
  9. В.Н. Письменская, Е.М. Ленченко, Л.А. Голицына – Анатомия и   физиология сельскохозяйственных животных, Москва «Колос С» 2013г.
  10. Климов А.Ф., Акаевский А.И. – Анатомия домашних животных, Санкт-Петербург – Краснодар, 2018г.
  11. Сотская М. – Кожа и шерстный покров собаки, Москва «Аквариум», 2019 г.
  12. Тесты по анатомии животных: Учебное пособие.- СПб.: Издательство «Лань», 2018г.
  13. Хрусталева И.В. – Анатомия домашних животных, М.: Колос, 2018г.

Интернет-ресурсы

1.  www.   davnland- book. ru

2.  www. histologu narod.  ru

3.  www.  Bestreferat.  Ru

4.  wwwэ.  ryadon – s name.  ru

5.           sobaka.  ru

6.           slorani yandeks.  ru

7.           dik  academic.  ru

8.            zoodrug.  ru

9.           fictionbook.  ru

10.        med- book.  Rи

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов

умения

_У1 определение топографического расположения органов и частей тела животных;

ЛР13,17,20,22,23,24,25

Экспертная оценка выполнения практических занятий № 7; 8;9;10;11;15;18;21;27 , диф зачет

-У2 определение анатомических и возрастных  особенностей собак;

ЛР13,17,20,21,22,23,24,25

Экспертная оценка выполнения практических занятий №7;8;9;10;11;15;18;21;27, изготовление анатомических препаратов, диф зачет

-У3 определение и фиксирование физиологических характеристик животных;

ЛР13,17,20,21,22,23,24,25

Экспертная оценка выполнения лабораторных работ №12;16;17;19;22;23;24;28;31;32;33;34;35;36;37,  диф зачет

- У4 объяснять зависимость функций тканей и органов от их строения;*

ЛР13,17,20,22,23,24,25

Экспертная оценка выполнения практических занятий № 2;3;4;5;7;8;9;10;11;15;18;21;27 , диф зачет

- У5  зарисовывать гистологические препараты  тканей и органов;*

ЛР10, 13,17,20,21,22,23,24,25

Экспертная оценка выполнения практических занятий  № 1;2;3;4;5;6413;14;18;20;26;29;30;33 диф зачет

 - У6 проводить сравнительную анатомическую характеристику разных пород собак.* 

ЛР10, 13,17,18,20,21,22,23,24,25

Экспертная оценка выполнения практических занятий № 7; 8;9;10;11;15;18;21;27 , диф зачет

Знания

-З1 основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии собак; ЛР10, 13,17,18,20,21,22,23,24,25

Тестирование, все виды опроса, работа со словарем анатомических терминов, диф зачет

-З2 строение органов и систем органов собак: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами;

ЛР10, 13,17,18,20,21,22,23,24,25

Все виды опроса, тестирование, презентация отдельных вопросов, рефераты, доклады, работа со словарем анатомических терминов, контрольные работы, выполнение рисунков, схем, таблиц, диф. зачет

- З3 характеристики процессов жизнедеятельности; ЛР13,17,18,20,21,22,23,24,25

Все виды опроса, доклады, работа со словарем терминов, тестирование, диф зачет

-З4 физиологические функции органов и систем органов собак;

ЛР 13,17,18,20,21,22,23,24,25

Все виды опроса, доклады, работа со словарем терминов, тестирование, диф зачет

-З5  физиологические константы  собак;

ЛР10, 13,17,18,20,21,22,23,24,25

  Все виды опроса, доклады, работа со словарем терминов, тестирование, диф зачет

-З6 понятие метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации собак;

ЛР13,17,18,20,22,23,24,25

Тестирование, все виды опроса, рефераты, диф зачет

-З7 регулирующие функции нервной и эндокринной систем;

ЛР 17,18,20,21,22,23,24,25

Все виды опроса, доклады, работа со словарем терминов, тестирование, диф зачет

-З8 функции иммунной системы;

ЛР17,18,20,21,22,23,24,25

Все виды опроса, рефераты, диф зачет

-З9 характеристика процессов размножения собак;

ЛР 13,17,18,20,22,23,24,25

Все виды опроса, доклады, работа со словарем терминов, тестирование, диф зачет

- З10 характеристики высшей нервной деятельности (поведения) собак;

ЛР10, 13,17,18,20,21,22,23,24,25

Все виды опроса, наблюдение за собаками, диф зачет

-З11 факторы, влияющие на развитие органов и их систем;*

ЛР10, 13,17,18,20,22,23,24,25

Все виды опроса, доклады, работа со словарем терминов, тестирование, диф зачет

- З12 факторы, влияющие  на процессы образования и   выделения продуктов обмена веществ;* 

ЛР13,17,18,20,22,23,24,25

Все виды опроса, доклады, работа со словарем терминов, тестирование, диф зачет

-З13  условия и причины, усиливающие и ослабляющие половые рефлексы;*

ЛР 13,17,18,20,22,23,24,25

Все виды опроса, наблюдение за собаками, диф зачет

-З14 типы нервной деятельности и их использование в практике собаководства* 

ЛР 13,17,20,21,22,23,24,25

Все виды опроса, наблюдение за собаками, диф зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Возростная анатомия, физиология и гигиена"

Рабочая программа "Возрастная анатомия, физиология и гигиена" разработана на основе ФГОС по специальности СПО "Дошкольное образование"...

Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология животных"

Рабочая программа дисциплины «Анатомия и физиология животных» включает в себя перечень требования к результатам освоения дисциплины, которые студент должен получить в результате освоения учебного мате...

Рабочая программа "Анатомия и физиология человека"

Рабочая  ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» Специальность 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО...

Интегрированная рабочая программа по учебной дисциплине Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных

Интегрированная рабочая программа по учебной дисциплине Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных...

Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария, укрупненной группы 36.00.00, п...

Рабочая программа по дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров"

В рабочей программе представлена информация по организации и проведению занятий по спецдисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров". Расписаны практические и теор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (...