Интегрированная рабочая программа по учебной дисциплине Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных
методическая разработка на тему

Чахоян Ольга Витальевна

Интегрированная рабочая программа по учебной дисциплине Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл departament_obrazovaniya_goroda_moskvy.docx63.08 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Технологический колледж № 28

Интегрированная рабочая программа

по дисциплине «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных»

(базовый уровень)

Специальность: 260301 - «Технология мяса и мясных продуктов»

Москва, 2008

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа дисциплины «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных» предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника среднего специального образования по специальности «Технология мяса и мясных продуктов».

Данная рабочая программа является итогом экспериментальной деятельности, связанной с разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий в условиях интеграции НПО и СПО. В программе предусмотрена преемственность в содержании изучаемого материала и адаптации перехода студентов от репродуктивного обучения в НПО к продуктивному в СПО.

Рабочая учебная программа составлена на основе примерной программы разработанной Центральным учебно-методическим кабинетом по среднему специальному образованию Департамента кадровой политики и образования в 2002 году в соответствии с Государственным образовательным стандартом профессионального образования.

Дисциплина «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных» является дисциплиной базового уровня и представлена в структуре основной профессиональной образовательной программы в цикле специальных дисциплин; Преподавание дисциплины ведётся во взаимосвязи с другими учебными дисциплинами такими как: Микробиология, Биохимия мяса, Преподавание дисциплины «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных» базируется на знаниях, умениях, полученных студентами при изучении биологии, органической химии. При изложении учебного материала раскрывается сущность изучаемых явлений и закономерностей, соблюдается единство терминологии согласно требованиям действующих государственных стандартов, а также освещаются вопросы безопасности труда, пожарной безопасности, промышленной санитарии и охраны окружающей природной среды.

В целях закрепления теоретического материала программой предусмотрено выполнение лабораторных работ, которые проводятся в учебной лаборатории, оснащенной соответствующим оборудованием.

В результате изучения дисциплины студент должен Знать:  строение организма животных; морфологию, строение и функции органов и тканей сельскохозяйственных животных; Уметь: использовать особенности строения организма животных и птиц, физиологических процессов, происходящих в нём, для получения продуктов заданного качества и свойств.

Для более качественного изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная работа студентов: зарисовка в атласе, отдельных частях скелета, отдельных органов, написание рефератов, составление кроссвордов. Текущий контроль знаний студентов проводятся через тестирование. Максимальная учебная нагрузка для студентов составляет 72 часа. Из них теоретические знания 36 часа, лабораторные работы 20 часов, самостоятельная работа 16 часов. Итоговый контроль - экзамен.

Тематический план учебной дисциплины

Наименование тем

1

Максималь ная нагрузка студентов

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятель ная работа студентов

Всего

В том числе

лабораторные

работы

Введение

2

2

Тема 1. Понятие о клетке, тканях и ооганах.

5

4

2

1

Тема 2. Система Органов движения.

16

12

4

4

Тема 3. Кожный покров, его производные.

4

2    

2

2

Тема 4. Система внутренних органов.

26

21

6

5

Тема 5. Система органов крово - и лимфообращения.

7

5

2

2

Тема 6. Железы

внутренней

секреции.

5

4

2

1

Тема 7. Нервная система и анализаторы.

7

6

2

1

Всего:

72

56

20

16

Содержание учебной дисциплины

Введение

Задачи, содержание дисциплины «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных», связь с другими науками. Методы изучения анатомии, гистологии и физиологии. Значение изучения анатомии и физиологии для совершенствования технологических процессов по переработке мяса животных и птиц. Роль дисциплины в формировании специалиста.

Тема 1. Понятием клетке, тканях и органах.

Студент должен знать:

-        строение и функции клеток, тканей, общие закономерности строения и развития органов
животного

уметь:

  • исследовать гистологические препараты под микроскопом;
  • зарисовывать гистологические препараты отдельных тканей.

Структурная организация клетки и межклеточного вещества. Взаимосвязь клеток в организме. Понятие об органах, системах органов и организме в целом, закономерности строения тела животного и птицы. Исследования    гистологических   препаратов   под   микроскопом. Самостоятельная работа студента. Лабораторная работа №1.

Тема 2. Система органов движения.

Студент должен знать:

  • строение, топографию и физиологические функции органов движения. уметь:
  • анализировать строение скелета, отдельных костей и мышц туловища, головы, конечностей;
  • исследовать под микроскопом гистологические препараты костной и мышечной тканей.

Костная система.

Понятие о скелете. Роль скелета, закономерности его строения. Строение кости как органа. Осевой скелет. Скелет головы. Мозговой и лицевой отделы черепа, их строение. Костный скелет, функциональное значение его элементов. Шейный отдел. Грудной отдел. Поясничные, крестцовые, хвостовые позвонки. Скелет тазовой конечности. Скелет грудной конечности. Соединение костей. Сращения, их виды.

Суставы грудной конечностей, их связи. Суставы тазовой конечности, их связи. Мышечная система.

Понятие о мышцах, их функции, Строение мышц, их типы, форма Мышца туловища и хвоста. Подкожные мышцы. Лицевые и жевательные мышцы головы. Мышцы конечностей (грудной и тазовой). Влияние утомляемости животных на степень обескровливания и качество мяса

Самостоятельная работа студента.

Практическая работа №1.

Лабораторная работа «№2.

Тема 3. Кожный покров, его производные.

Студент должен знать:

  • строение и физиологические функции кожного покрова и его производных. уметь:
  • исследовать под микроскопом гистологические препараты кожи.

Кожный покров, его физиологическое значение. Строение кожи млекопитающих и птиц. Самостоятельная работа студента. Лабораторная №3

Тема 4. Системы внутренних органов.

Студент должен знать:

  • строение, топографию и физиологические функции систем внутренних органов. уметь:
  • анализировать строение органов пищеварения;
  • исследовать под микроскопом гистологические препараты органов пищеварения;

-Общие закономерности расположения и строения внутренних органов, их функции. Строение стенок трубчатых органов, их железы. Полости тела. Строение плевральной и брюшной серозных полостей тела.

Строение системы органов пищеварения, его функции. Рот и органы ротовой полости. Слюна, ее свойства и роль в пищеварении. Глотка, ее строение и функции. Пищевод, его строение и функции. Однокамерный и многокамерный желудок, его строение и функции. Желудочное пищеварение. Желудочный сок, его состав и роль в процессе пищеварения. Механизм перехода содержимого желудка в кишечник; процессы всасывания. Тонкий и толстый кишечник. Печень, поджелудочная железа, их строение и функции. Процессы пищеварения и всасывания в кишечнике. Анализ строения органов пищеварения. Исследования под микроскопом гистологических препаратов органов пищеварения. Желчь, поджелудочный и кишечный сок, их состав и свойства. Особенности строения и функции органов пищеварения птиц.

Система органов дыхания. Общая характеристика органов дыхания, их функции. Нос, носовая полость, их строение. Гортань, ее строение, хрящевой остов, связки. Мышечный аппарат гортани. Трахея, бронхи и легкие, их строение и функции. Особенности строения и функции дыхания у птиц. Физиология дыхания.

Мочеполовая система Общая характеристика органов мочевыделения, их функции. Образование мочи, механизм. Мочевой пузырь, мочеточники, мочеиспускательный канал, их строение и функции. Органы размножения самцов. Органы размножения самок.

Самостоятельная работа студента.

Практическая работа №2

Лабораторная работа №4

Тема 5. Система органов крово- и лимфообращения.

Студент должен знать:

  • строение и топографию и физиологические функции органов крово-и лимфообращения. уметь:
  • анализировать строение, и физиологические функции органов крово- и лимфообращения;
  • исследовать под микроскопом гистологическое строение органов крово- и лимфообращения.

Кровеносная система.

Строение и физиология сердца.

Строение артерий, вен, капилляров, их функции. Сосуды малого и большого кругов кровообращения. Артерии шеи, туловища, головы, грудной и тазовой конечностей. Лимфатическая система.

Лимфатические узлы в области головы, шеи, стенок и органов грудной, брюшной полостей и тазовых конечностей. Органы кровообращения и иммунной системы. Особенности строения органов крово- и лимфообращения у птиц.

Самостоятельная работа студента.

Практическая работа №3.

Лабораторная работа №5.

Тема 6. Железы внутренней секреции.

Студент должен знать:

-        строение, топографию и физиологические функции желез внутренней секреции, и их
гистологическое значение.

Уметь:

-        исследовать топографию желез внутренней секреции и их гистологическое строение.

Функциональное значение желез внутренней секреции, их связь с другими системами органов. Эндокринные железы, их строение и расположение. Исследование топографических желез внутренней секреции и их гистологического строения. Понятие о гормонах, их значение.

Самостоятельная работа студента.

Лабораторная работа №6.

Тема 7. Нервная система и анализаторы.

Студент должен знать:

-        строение, топографию и физиологические функции нервной системы и анализаторов.
уметь:

-        исследовать строение центральной и периферической нервной системы, исследовать
гистологические препараты нервной системы и органов чувств под микроскопом.

Центральная нервная система. Головной мозг, его строение. Оболочки и сосуды головного мозга. Спинной мозг, его оболочки и сосуды. Физиология нервного волокна. Возбуждение нерва, проведение импульса и механизм передачи возбуждения. Рецепторные  аппараты  как анализаторы  внешней  среды.   Учение  И.П.  Павлова о безусловных и условных рефлексах.

Самостоятельная работа студента.

Лабораторная работа №7.

Самостоятельная работа студента по дисциплине «Анатомия и физиология с/х животных»

№№

Наименование разделов (тем) программы

Количеств о часов

№№

Виды самостоятельной работы студента

Количество часов

1

Понятие о клетке тканях и органах

2

1

Зарисовка в атласе различных видов тканей.

1

2

Система органов движения

4

1

2

Зарисовать в атласе 1й и 2й шейные позвонки грудной позвонок. Сделать вывод о строении отростков. На схеме скелета коровы обозначить цифры (1-47) - название костей.

1 1

3

Нарисовать кости мозгового и лицевого черепа.

1

4

Написать реферат «Особенности строения скелета и мышц птиц».

1

3

Кожный покров, его производные

2

Составить реферат «Использование кожного покрова и его производных в промышленности».

2

4

Системы внутренних органов

5

1

2 3 4

Нарисовать в атласе строение резцового зуба коровы.

Составить схему расположения пищеводного желоба. Составить конспект по строению гортани и зарисовать с остова гортани. Нарисовать схему строения дольки печени.

1 1 1 1

5

Составить реферат: «Особенности строения органов размножения у птиц».

1

5.

Система органов крово — и лимфообращения.

2

11

Сделать конспект о системе воротной

вены печени, о значении крови для

организма.

«Значение лимфоузлов»

6.

Железы внутренней секреции

2

1

Составить конспект о железах смешенной секреции. Написать реферат на тему: «Железы внутренней секреции как сырье для получения лечебных препаратов».

1

7

Неравная система и анализаторы

1

Конспект: «Особенности строения нервной системы» анализировать у птиц.

1

Тематический план учебной дисциплины

Наименование тем

Максималь ная нагрузка студентов

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятель ная работа студентов

Всего

В том числе

лабораторные

работы

Введение

2

2

Тема 1. Понятие о клетке, тканях и органах.

8

6

2

2

Тема 2. Система органов движения.

18

14

4

4

Тема3. Кожный покров, его производные.

5

t

4

2

2

Тема 4. Система внутренних органов.

27

22

6

5

Тема 5, Система органов крово - и лимфообраще ния.

8

6

2

2

Тема 6. Железы

внутренней

секреции.

'5

4

2

2

Тема 7. Нервная система и анализаторы.

7

6

2

1

Всего:

82

64

20

18

Сравнительный анализ уровней усвоения учебных элементов

предмета «Технология колбасных изделий» профессии НПО и дисциплины «Анатомия и физиология

с/х животных».

Наименование дисциплин         и количество часов на  нее  в  ЛОП НПО     и    ПОП

«Технология

колбасных

изделий»

в ПОП

НПО - 282 час

«Анатомия и физиология с/х животных в ПОП СПО -64 час

Наименование темы и учебного элемента (УЭ) ПОП НПО и ПОП СПО

Уровень усвоения

Количество часов на изучение УЭ

ПОП НПО

(3-я ступень квалификации) поп спо

Предусмотренных в

Необходимых для интегрированной программы СПО/НПО

ПОП НПО

ПОП СПО

теоретич. занятия

Лаборат.,

практнч

занятия

СПО: Введение.

Тема 1. Понятие о клетке,тканях,органах.

2 6

2 1

2

Структурная организация клетки и межклеточного в-ва.

3

2

Общая характеристика гистологических тканей организма: эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной.

3

2

Исследование гистологических препаратов отдельных тканей.

3

2

2

НПО : Тема 2. Сырье и материалы колбасного производства.

3

Элементарный состав организма.

2

1

Строение и состав мышечной ткани.

2

1

Жировая ткань. Соединительная ткань. Её строение.

2

1

1

2

3

4

5

6

7

8

СПО: Тема 2.Система органов движения.

14

9

4

Костная система. Система скелета. Строение Кости как органа.

3

2

2

Осевой скелет. Скелет головы. Скелет Позвоночного столба.

-*>

2

Соединение костей. Сращения, суставы, их строение.

*> J

2

Мышечная система.

Понятие о мышцах, их строение и функции.

3

2

2

Мышцы как основная составная часть мяса. Зависимость пищевой ценности мяса от анатомического расположения мышц.

3

2

НПО: Тема 2. Сырьё и материалы колбасного производства.

Пищевая ценность мяса.

СПО: Мышцы туловища, хвоста, подкожные мышцы, мышцы конечностей.

2

3

1

1

2

Особенности строения скелета и мышц птиц.

3

2

1

2

3

4

5

6

7

8

СПО: Тема 3. Кожный покров, его производные.

4

2

2

Кожный покров, его физиологическое значение. Строение кожи млекопитающих и птиц.

3

2

2

Использование кожного покрова и его Производных в промышленности.

3

2

НПО: Тема 2. Сырьё и материалы колбасного производства.

1

Субпродукты, характеристика по видам, морфологическому строению.

2

1

СПО: Тема 4. Система внутренних органов.

22

15

6

Строение системы органов пищеварения. Рот и органы ротовой полости.

3

2

Одно- и многокамерные желудки, строение. Желудочное пищеварение.

3

2

2

Толстый и тонкий кишечник.

3

2

2

Строение и функции печени, поджелудочной железы.

3

2

2

1

2

3

4

5

6

7

8

Особенности строения и функций органов пищеварения птиц.

3

2

Система органов дыхания.

Общая характеристика органов дыхания, их строения.

3

2

Особенности строения и функции органов дыхания у птиц.

3

2

Мочеполовая система. Почки, их строение. Понятие о выделительных процессах.

3

2

Механизм выделения мочи из организма. Мочевой пузырь.

3

2

Органы размножения самок, самцов.

3

2

Особенности строения органов размножения у птиц.

3

2

НПО: Тема 2.Сырьё и материалы колбасного производства.

1

Кровь. Строение, пищевая ценность крови.

2

1

СПО: Тема 5. Система органов крово- и лимфообращения.

6

3

2

1

2

3

4

5

6      1

7

8

Органы кровообращения и иммунной защиты. Понятие о крови. Состав крови, ее значение для организма.

3

2

Кровеносная система. Строение и физиология сердца. Круги кровообращения.

3

2

2

Лимфатическая система.

3

2

СПО: Тема 6. Железы внутренней секреции.

4

2

2

Функциональное значение желез внутренней секреции.

3

2

Эндокринные железы, их строение и функции. Гормоны. Железы как сырье для получения лечебных препаратов.

3

2

2

СПО: Тема 7.Нервная система и анализаторы.

6

4

2

Строение физиология нервной системы в свете учения И.П.Павлова.

3

2

2

Головной и спинной мозг. Строение, функции.

3

2

2

Особенности строения нервной системы у птиц.

3

6

2 64

38

2 20

Сравнительный анализ уровней усвоения учебных элементов

предмета «Технология мяса и мясных продуктов» профессии НПО и дисциплины «Анатомия и

физиология с/х животных».        

Наименование дисциплин         и количество часов на  нее  в ЛОП НПО    и    ПОП

«Общая

технология мяса

и мясных

продуктов» в

ПОП

НПО -78 час

«Анатомия и физиология с/х животных в ПОП СПО -64 час

Наименование темы и учебного элемента (УЭ) ПОП НПО и ПОП СПО

Уровень усвоения

Количество часов на изучение УЭ

попило (3-я ступень квалификации) поп спо

Предусмотренных в

Необходимых для интегрированной программы СПО/НПО

ПОП НПО

ПОП СПО

теоретич. занятия

Лаборат.,

практнч

занятия

СПО: Введение.

Тема 1. Понятие о клетке, тканях, органах.

2

6

2

6

2

Структурная организация клетки и межклеточного в-ва.

3

2

Общая характеристика гистологических тканей организма: эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной.

3

2

Исследование гистологических препаратов отдельных тканей.

3

2

2

НПО: Тема З.Общее понятие о мясе.

Понятие о мясе, его характеристика. Гистологическое строение мяса.

2

3

НПО: Тема 7.Мясные туши, разделка их на части.

Характеристика отрубов говядины.

2

1

Характеристика отрубов свинины.

2

1

1

2

3

4

5

6

7

8

СПО: Тема 2.Система органов движения.

14

5

4

Костная система. Система скелета. Строение Кости как органа.

3

2

2

Осевой скелет. Скелет головы. Скелет Позвоночного столба.

3

2

Соединение костей. Сращения, суставы, их строение.

3

2

Мышечная система.

Понятие о мышцах, их строение и функции.

3

2

2

Мышцы как основная составная часть мяса. Зависимость пищевой ценности мяса от анатомического расположения мышц.

3

2

Мышцы туловища, хвоста, подкожные мышцы, мышцы конечностей.

3

2

Особенности строения скелета и мышц птиц.

3

2

НПО: Тема 7. Обработка шкур, волоса и щетины.

Анатомическое и гистологическое Строение шкуры.

2

1

1

2

3

4

5

6

7

8

СПО: Тема 3. Кожный покров, его производные.

4

1

2

Кожный покров, его физиологическое значение. Строение кожи млекопитающих и птиц.

3

2

2

Использование кожного покрова и его Производных в промышленности.

3

2

НПО: Тема 5. Обработка субпродуктов.

8

Характеристика, питательная ценность Субпродуктов.

2

1

СПО: Тема 4. Система внутренних органов.

22

15

6

Строение системы органов пищеварения. Рот и органы ротовой полости.

3

2

Одно- и многокамерные желудки, строение. Желудочное пищеварение.

3

2

2

Толстый и тонкий кишечник.

3

2

2

Строение и функции печени, поджелудочной железы.

3

2

2

1

2

3

4

5

6

7

8

Особенности строения и функций органов пищеварения птиц.

3

2

Система органов дыхания. Общая характеристика органов дыхания, их строения.

3

2

Особенности строения и функции органов дыхания у птиц.

3

2

Мочеполовая система. Почки, их строение. Понятие о выделительных процессах.

3

2

Механизм выделения мочи из организма. Мочевой пузырь.

3

2

Органы размножения самок, самцов.

3

2

Особенности строения органов размножения у птиц.

3

2

НПО: Тема 6. Сбор и переработка крови.

Морфологический и химический состав крови. Свертывание крови.

2

1

СПО: Тема 5. Система органов крово- и лимфообращения.

6

3

2

1

2

3

4

5

6

7

8

Органы кровообращения и иммунной защиты.

Понятие о крови. Состав крови, ее значение для организма.

3

2

Кровеносная система. Строение и физиология сердца. Круги кровообращения.

3

2

Лимфатическая система.

3

2

СПО: Тема 6. Железы внутренней секреции.

4

2

2

Функциональное значение желез внутренней секреции.

3

2

Эндокринные железы, их строение и функции. Гормоны. Железы как сырье для получения лечебных препаратов.

3

2

2

СПО: Тема 7.Нервная система и анализаторы.

6

4

2

Строение физиология нервной системы в свете учения И.П.Павлова.

3

2

2

Головной и спинной мозг. Строение, функции.

3

2

Особенности строения нервной системы у птиц.

3

2

Рецензия

на интегрированную рабочую программу учебной дисциплины:

"Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных"

преподавателя ГОУ СПО Технологический колледж № 28

Чахоян Ольги Витальевны.

Интегрированная рабочая программа составлена на основе примерной программы «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных» , с учетом требований ГОС СПО к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 260301 Технология мяса и мясных продуктов, в результате сравнительного анализа уровней усвоения учебных элементов предметов НПО и дисциплины «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных» СПО.

Интегрированная программа учитывает требования ГОС НПО по профессии 34.17 Оператор процессов колбасного производства при обучении учащихся рабочим профессиям.

Программа включает титульный лист, пояснительную записку, тематический план, содержание дисциплины, перечни лабораторных, практических и самостоятельных работ, список рекомендуемой литературы и полное методическое обеспечение дисциплины.

Методически программа составлена правильно, содержит все необходимые структурные составляющие. Автором чётко сформулированы задачи по изучению каждой темы на основе межпредметных связей, использования современных дидактических материалов, работы с основной и дополнительной литературой.

Автором предлагается для более глубокого изучения темы множество разнообразных форм самостоятельной работы, а именно выполнение рисунков в атласе, отражающих строение различных частей тела животного, составление опорных конспектов, рефератов и другие творческие работы.

В каждом разделе программы определены практические задания, обозначены знания и умения, которые приобретают студенты в результате данного вида деятельности.

Для промежуточного контроля знаний студентов предлагается использовать тестовые задания и схемы, разработанные автором по наиболее важным темам   дисциплины:   «Система   органов   движения»,   «Система   органов пищеварения».

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом, при подготовке к которому закрепляется теоретический материал и практические навыки, полученные студентами в процессе изучения дисциплины.

Рецензируемая программа соответствует установленным требованиям и может быть рекомендована для использования в учебном процессе по специальности 260301 Технология мяса и мясных продуктов.

Рецензент:                                          /Платонова Н.В. / преподаватель ММУ №15