Методическая разработка лабораторно-практической работы по теме "Расчет потребности хозяйства в с/х технике"
учебно-методический материал на тему

Грибова Ольга Александровна

Методичекая разработка содержит лабораторно-практическую работу по теме «Расчет потребности хозяйства в с/х технике» для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет, сформулирована цель занятия, приведены основные типы заданий и методики их выполения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Лабораторно-практическая работа по теме

«Расчет потребности хозяйства в с/х технике»

Дисциплина «Организация и технология отрасли»»

(для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет)

Разработано: методистом, преподавателем профессиональных дисциплин

ГПОУ ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова»

Грибовой Ольгой Александровной

Лабораторно-практическая работа

«Расчет потребности хозяйства в с/х технике»

Цель занятия: освоение определения потребности хозяйства в сельскохозяйственной технике.

Теоретический минимум

Тракторы и другие сельскохозяйственные машины должны соответствовать природно-производственным условиям, специализации предприятия. Только в этом случае можно наиболее полно загрузить их в течение календарного года, повысить производительность и снизить себестоимость работ.

Для определения потребности предприятия в тракторах, комбайнах, других машинах используют разные методы: нормативный, экономико-математический, расчетно-конструктивный и т.д. Остановимся кратко на тех методах, которые наиболее широко применяются на практике.

При обосновании размера и структуры машинно-тракторного парка тщательно и детально анализируют природные и производственные условия предприятия, перспективы развития отраслей растениеводства и животноводства, изучают факторы, влияющие на уровень использования техники (удельное сопротивление почв, длину и ширину гонов, площадь полей, конфигурацию земельных участков, рельеф территории, метеорологические условия и т.д.).

Потребность предприятия в технике устанавливают на основе технологических карт по возделыванию и уборке культур, сравнительной экономической оценки машинно-тракторных агрегатов при выполнении разных процессов, сводного плана механизированных работ, плана-графика использования машин в течение календарного года.

Технологические карты составляют по каждой культуре и незавершенному производству. Они позволяют хорошо организовать весь процесс, подобрать экономически выгодные агрегаты для проведения работ, уменьшить затраты труда и материально-денежных средств на их выполнение.

Технологическая карта по возделыванию сельскохозяйственных культур предусматривает: полный перечень работ, начиная с полготовки почвы и кончая уборкой урожая; объем каждого   вида; календарные сроки и число рабочих дней, в течение которых намечается выполнить каждый вид работ; состав агрегата, производительность его за смену; прямые затраты труда и энергетических средств на проведение отдельных процессов и в целом по куль туре. При планировании агротехники предполагаются повышение уровня механизации трудоемких процессов, внедрение достижений науки и передового опыта.

Карты разрабатывают на основе имеющейся техники и реальных возможностей ее приобретения. При этом предусматривают максимальную загрузку тракторов, комбайнов и других машин с тем, чтобы основные работы были выполнены в лучшие сроки. В напряженные периоды года (весенний сев, уборка урожая) машинно-тракторный парк необходимо использовать в течение двух или одной удлиненной смены.

Объем работ по видам, их календарные сроки определяют, исходя из плана посевных площадей, урожайности, валового сбора г намеченной на предприятии агротехники. Растягивание сроков оказывает отрицательное влияние на урожайность, а чрезмерное сокращение числа рабочих дней приводит к значительному увеличению потребности в технике, вызывает необоснованные дополнительные расходы.

Для выполнения каждого вида работ подбирают наиболее эффективные машины и орудия. Эта задача решается на основе анализа данных экономической оценки тракторных и других агрегатов, что позволяет сравнить их и выбрать тот, который в условиях хозяйства при выполнении того или другого вида работ дает нам больший эффект, обеспечивает наивысшую производительность труда, экономию материально-денежных средств в расчете на единицу выполняемых работ.

Для  выявления  сравнительной экономической эффективности машинно-тракторных агрегатов используют следующие показан: ли: выработку за смену или за 1 ч рабочего времени в гектарах; затраты труда на 1 га в человеко-часах; себестоимость 1 га выполняемых работ в рублях.

В таблице 1 приводятся показатели использования тракторные агрегатов на вспашке земель на глубину 20—22 см в одном из хозяйств.

1.Сравнительная оценка показателей использования тракторных агрегатов на вспашке земель (2000г)

Состав агрегата

Норма выработки за смену, га

Затраты труда на 1 га, чел.-ч.

Материально-денежные затраты на 1га, руб

Т-150 + ПЛН-5-35

9,0

0,77

41,05

ДТ-75 + ПЛН-4-35

6,0

1,16

44,47

МТЗ-80 + ПЛН-3-35

4,2

1,66

46,76

 

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в условиях данного хозяйства на пахоте выгодно использовать агрегаты Т-150 + ПЛН-5-35.

На предпосевной обработке почвы, посеве, междурядной обработке пропашных культур, транспортировке и внесении органических и минеральных удобрений значительный эффект дают тракторы МТЗ-80.

Для проведения менее энергоемких работ (косьба, сгребание, ворошение, подбор сена из валков в копны, подвозка копен к местам стогования в поле), а также выполнения работ в животноводстве рекомендуются тракторы Т-25А и самоходные шасси Т-16М. Раскорчевку кустарников, мелиоративные и другие энергоемкие работы целесообразно проводить по договору специальными высокопроизводительными машинами.

План механизированных работ составляют на основе технологических карт возделывания сельскохозяйственных культур и плана прочих работ, выполняемых в течение года. Данные по одноименным операциям, осуществляемым в единые календарные сроки и имеющим одинаковый коэффициент перевода в гектары условной пахоты, суммируют независимо от того, под какую культуру они предназначаются. Например, раннее весеннее боронование зяби намечено провести под яровые зерновые на площади 1000 га, под кормовые корнеплоды — 140, под силосные культуры — 460 и под картофель — 400 га. Следовательно, общий объем данного вида работ в сводном плане будет равен 2000 га. Аналогично определяют объем и других видов операций.

Число тракторов, необходимых для проведения той или иной работы NТ определяют

по формуле:

где Q— объем работ, га; Нсм — сменная норма выработки агрегата, га; Ксм — коэффициент сменности использования тракторов; Nрд - число дней работы агрегата.

Потребность хозяйства в гусеничных тракторах определяют, исходя из объема вспашки в момент наивысшего напряжения; а в колесных — из объема работ по междурядной обработке пропашных культур, сенокошению и уборке трав, когда таких тракторов необходимо иметь значительно больше, чем в другие периоды года.

В приведенном примере наибольший объем пахоты приходится на вторую половину сентября начало октября, когда после уборки сельскохозяйственных культур производится подъем зяби. Согласно технологическим картам и сводному плану механизированных работ общая площадь вспашки за этот период составляем 2520 га.   Экономически  более  выгодными  агрегатами  являются тракторы Т-150, агрегатированные с ПЛН-5-35. В условиях хозяйства сменная норма их выработки на пахоте равна 9,0 га, а за день— 14га (с учетом простоя из-за непогоды и времени технического обслуживания).   В течение  всего рабочего периода одним агрегатом можно вспахать примерно 210 га. Следовательно, для вспашки зяби в установленные сроки хозяйство должно иметь 12 тракторов Т-150 (2520 га : 210 га).

Задания

1. Исходные данные. Определить число и составить график потребности в тракторах на период весенне-полевых работ.

Исходная информация к заданию содержится в сводном плане механизированных работ по конкретному хозяйству. Расчеты можно произвести по следующей форме (таблице).

Методика выполнения

 Определяем ежедневную потребность в тракторных агрегатах по каждой работе как отношение объема работы к производительности одного агрегата за агротехнический срок (дневная норма выработки, умноженная на число рабочих дней). Для боронования зяби на площади 245 га трактором ДТ-75М с бороной БЗСС-1,0 в 3-дневный срок необходимо ежедневно 2,3 трактора. В плане потребности показывается целое число агрегатов (дробное число округляют в сторону увеличения или уменьшения). В последнем случае удлиняют агросрок в пределах допустимого отклонения (1—2 дня). При этом общее число машино-дней должно быть неизменным.

Таблица

Потребность в тракторах на период весенне-полевых работ

Наименование работ

Объем работ

Календарные сроки

Состав агрегата

Дневная норма выработки

Требуется

трактор

Рабочая машина (число)

Тракторов

Рабочих машин

Боронование зяби, га

245

21-23/IV

ДТ-75М

БЗСС-1 (1)

37

Боронование озимых и многолетних трав, га

495

22-25/IV

МТЗ-80

БЗСС-1 (1)

25

Погрузка органических удобрений, га

2730

23/IV - 5/V

ДТ-75М

ПБ-35(1)

210

Разбрасывание органических удобрений, т

2730

23/IV - 5/V

МТЗ-80

ПРПТ-4(1)

42

И т.д.

В первый день работы может быть занято 3 трактора, а в последующие — по 2.

Строят график по каждой марке тракторов и определяют суммарную ежедневную потребность в тракторах и сельскохозяйственных машинах. Потребность в сельскохозяйственных машинах определяют умножением необходимого числа тракторных агрегатов на число машин в агрегате.

Проводят расчеты по выравниванию пиковых потребностей. Это можно сделать изменением объема ежедневно выполняемых работ или их сроков.

2. Исходные данные. Определить грузооборот по перевозке зерна и ежедневную потребность в автотранспортных средствах для звена комбайнов на уборке зерновых культур.

Средняя урожайность зерновых (У) — 36 ц с 1 га (площадь 1200 га), производительность комбайна за 1 ч работы (Пк) — 1,5 га, емкость бункера >(Еб) — 18 ц, грузоподъемность автомобиля (Га) —3,5 т, или 35 ц, время загрузки одного бункера (Гв) — 10 мин, расстояние до тока (Р) — 8 км, средняя скорость (С) —40 км в 1 ч, время разгрузки (Тр) — 12 мин, число комбайнов в звене — 5.

Методика выполнения

Количество зерна, которое необходимо перевезти, и плановый грузооборот по данному виду перемещения определяют умножением биологической урожайности зерновых культур на их площадь и среднее расстояние перевозки. Плановый грузооборот равен 34560 ткм = (36ц х 1200га х 8 га) х 0,1

Требуемое число автомобилей на каждый час работы для отвоза зерна определяют по формуле

Ка = У(Пк х 5) Тр

Га х 60

Где Тр – время одного рейса, которое в данном случае определяется как сумма затрат времени на загрузку, движение с грузом и обратно, разгрузку.

Тр = (36ц/18ц) х 10мин + (2 х 8км х 60)/ 40км + 12 = 20 + 24 + 12 = 56 мин.

Таким образом, для обслуживания звена из 5 комбайнов ежедневно требуется:

35ц (1,5га х 5) 56 мин = 7 автомашин

35 ц х 60 мин

3 Исходные данные. Определить потребность в зерноуборочных комбайнах.

Площадь зерновых и зернобобовых культур в хозяйстве —2000 га. Дневная норма выработки одного комбайна —10 га. Уборку предусмотрено провести за 17 дней комбайнами СК-5.

Методика выполнения

Необходимое число комбайнов определяют как отношение площади    озимых и яровых зерновых культур к выработке одного комбайна за рабочий период: 2000 га: (10 га-17 дней) = 12 комбайнов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка лабораторно-практической работы по теме "Расчет нормы высева семян"

Методическая разработка содержит лабораторно-практическую работу по теме "Расчет нормы высева семян и определение потребности хозяйства в семенах" для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухга...

Методическая разработка лабораторно-практической работы ПМ 06 Приготовление холодных блюд и закусок

Лабораторно-практическое занятие по теме "Приготовление холодных блюд и закусок из мяса птицы"...

Методическая разработка лабораторно-практического занятия по теме "Комплектование пахотного агрегата"

Методическая разработка  содержит лабораторно-практическое занятие по теме "Комплектование пахотного агрегата" для специальности 35. 02. 07 Механизация сельского хозяйства.  Сформу...

Методическая разработка-лабораторно-практические работы "Технология слесарных работ"

Тема 2. Подготовительные операции слесарной обработки деталейПрактическая работа №2 Правка металла. Гибка металлаВремя выполнения – 5 часовЗадание: Правка металла. Гибка металла Цели заняти...

Методическая разработка лабораторно - практического занятия по профессии 43.01.09 Повар, кондитер «Механическая кулинарная обработка, нарезание и подготовка к фаршированию плодовых овощей»

Методическая разработка   лабораторно- практического занятия     по профессии  43.01.09 Повар, кондитер«Механическая кулинарная обработка, нарезание и подготовка к ...

Методическая разработка лабораторно- практического занятия по профессии 43.01.09 Повар, кондитер «Механическая кулинарная обработка, нарезание и подготовка к фаршированию плодовых овощей»

Методическая разработка   лабораторно- практического занятия     по профессии  43.01.09 Повар, кондитер«Механическая кулинарная обработка, нарезание и подготовка к ...

методическая разработка лабораторно-практического занятия определение состояния оконного блока и необходимости ремонта

Лабораторно-практическое занятиеТема: «Определение состояния оконного блока и необходимости ремонта»Вид урока: Практическое занятие.Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыковВид ...