Студенческая конференция "Ученые - микробиологи"
презентация к уроку на тему

Джигова Людмила Александровна

Сценарий читательской конференции

«Учёные - микробиологи» из серии «Жизнь замечательных людей»

 

                              Джигова Л.А., преподаватель ветеринарных дисциплин

 Прибрежненский аграрный колледж (филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

 

Цель:

·        расширить и углубить знания студентов по истории микробиологии, эпизоотологии;

·        ознакомить с биографией учёных, внёсших вклад в развитие ветеринарных наук;

·        формировать осознанное отношение к деятельности человека;

·        воспитывать любовь к избранной профессии;

·        развивать заинтересованность к судьбам учёных.

 

Оформление (Оборудование)

Читальный зал (аудитория), выставка художественной и специальной литературы. Мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук), портреты учёных, презентация, документальные и художественный фильмы.

 

Ход мероприятия

 

Вступительное слово преподавателя: Сегодня мы проводим читательскую конференцию из серии «Жизнь замечательных людей». Тема конференции: «Учёные - микробиологи». Наука прошла большой и сложный путь развития – от египетских и вавилонских памятников до атомных электростанций, лазеров и космических полётов. Человечество прошло и проходит длительный и трудный путь от незнания к знанию, непрерывно заменяя на этом пути неполное и несовершенное знание  всё более полным и совершенным.

 

(слайд № 1)

 

Ведущий 1: Есть в науке имена,  величие которых не только не тускнеет, но становится   всё более  и более значительным; гении, которые вызывают  всё возрастающие   восхищение     и     преклонение       всего  человечества. Учёные – личности, они были детьми, имели мечту, трудились и каждый из них выбирал свой путь. Мы хотим познакомить Вас с моментами жизни учёных, внесших определённый вклад в развитие ветеринарных наук и конкретно – микробиологии.

 

(слайд № 2)

 

Студент 1:

Микроб так мал, никто

 Увидеть бы не смог.

Но гениальный  Левенгук,

Отец оптических наук,

Создал волшебный микроскоп –

Рассмотрен будет и микроб!

Ах! У него одна нога,

Зато ветвистые  рога,

В колечки завитая шерсть

И семь хвостов  пушистых есть.

Из-под бровей зеленых глаз

Оранжевый глядит на нас,

Пылая бешеным огнем.

Не все известно нам о нем,

Но ты об этом не тужи.

Ведь все ученые мужи,

Которым  ведом мрак и свет,

Твердят: таков его портрет…

Увы! Сомнения всегда –

 Нельзя сказать  ни  нет, ни да. (Г. Беллок)

 

Ведущий 2: В один из тёплых майских дней 1698 года на большом канале близ города Делфт, в Голландии, остановилась яхта. На борт её поднялся очень пожилой, но на редкость бодрый человек. По возбуждённому выражению его лица можно было догадаться, что привело его сюда не обычное дело. На яхте гостя встретил человек огромного роста, окружённый свитой. На ломаном голландском языке великан приветствовал склонившегося в почтительном поклоне гостя. Это был русский царь Петр I. Гостем его был житель Делфта – голландец Антони ван Левенгук.

(слайд № 2)

 

Студент 2: Антони ван Левенгук  родился 24 октября 1623 года в голландском городе Делфте в семье Антонизона ван Левенгука и Маргарет Бел ван ден Берч. Детство его было нелегким. Никакого образования он не получил.    Отец, небогатый ремесленник, отдал мальчика на учение к суконщику. Вскоре Антони стал самостоятельно торговать мануфактурой. Затем Антони ван Левенгук был кассиром и бухгалтером в одном из торговых учреждений в Амстердаме. Позднее он служил стражем судебной палаты в родном городе, что по современным понятиям соответствует должностям дворника, истопника и сторожа одновременно. Знаменитым Левенгука сделало его необычное увлечение. Еще в молодости Антони научился изготовлять увеличительные стекла, увлекся этим делом и достиг в нем изумительного искусства. На досуге он любил шлифовать оптические стекла и делал это с виртуозным мастерством. «Микроскоп» Левенгука — это, по существу, очень сильная лупа. Она увеличивала до 250-300 раз. Линзочки, т. е. увеличительные стекла Левенгука, были очень малы — величиной с крупную горошину. Пользоваться ими было трудно. Крохотное стеклышко в оправе на длинной ручке приходилось прикладывать вплотную к глазу. Но, несмотря на это, наблюдения Левенгука отличались для того времени большой точностью. Эти замечательные линзы и оказались окном в новый мир.       Проводя свои исследования без всякого плана, ученый-самоучка сделал множество важных открытий. Почти пятьдесят лет Антони ван Левенгук аккуратно присылал в Англию длинные письма. В них он рассказывал о таких поистине необыкновенных вещах, что седовласые ученые в напудренных париках с изумлением качали головами. В Лондоне внимательно изучали его отчёты. За пятьдесят лет работы исследователь открыл более двухсот видов мельчайших организмов.

Антони ван Левенгук был одним из наиболее выдающихся исследователей природы. Он первый подметил, как кровь движется в мельчайших кровеносных сосудах — капиллярах. Левенгук увидел, что кровь — это не какая-то однородная жидкость, как думали его современники, а живой поток, в котором движется великое множество мельчайших телец. Теперь их называют эритроцитами. Много лет спустя после Левенгука ученые узнали, что именно благодаря эритроцитам, в которых содержится особое красящее вещество гемоглобин, кровь имеет красный цвет.

Но самое удивительное и самое важное открытие Левенгука не это. Он был первым, кому выпала великая честь приоткрыть завесу в неведомый дотоле мир живых существ — микроорганизмов, которые играют огромную роль в природе и в жизни человека.

 Отдельные наиболее прозорливые умы и ранее высказывали смутные догадки о существовании каких-то мельчайших, не видимых простым глазом существ, повинных в распространении и возникновении заразных болезней. Но все эти догадки так и оставались только догадками. Ведь никто никогда не видел таких мелких организмов.

 

 Студент 3: В 1673 году Антони ван Левенгук первым из людей увидел микробов. Долгие, долгие часы он рассматривал в микроскоп все, что попадалось на глаза: кусочек мяса, каплю дождевой воды или сенного настоя, хвостик головастика, глаз мухи, сероватый налет со своих зубов и т. п. Каково же было его изумление, когда в зубном налете, в капле воды и многих других жидкостях он увидел несметное множество живых существ. Они имели вид и палочек, и спиралей, и шариков. Иногда эти существа обладали причудливыми отростками или ресничками. Многие из них быстро двигались.  Антони ван Левенгук стал одним из первых, кто начал проводить опыты на себе. Это из его пальца шла кровь на исследование, и кусочки своей кожи он помещал под микроскоп, рассматривая ее строение на различных участках тела и подсчитывая количество сосудов, которые ее пронизывают. Изучая размножение таких малопочтенных насекомых, как вши, он помещал их на несколько дней в свой чулок, терпел укусы, но узнал, в конце концов, каков у его подопечных приплод. Антони ван Левенгук испытывал на себе и действие лекарств. Заболевая, он отмечал все особенности течения своей болезни, а перед смертью скрупулезно фиксировал угасание жизни в своем теле.

«В своих наблюдениях я провел времени больше, чем некоторые думают, — писал Антони ван Левенгук. — Однако занимался ими с наслаждением и не заботился о болтовне тех, кто об этом так шумит: «Зачем затрачивать столько труда, какая от него польза?», но я пишу не для таких, а только для любителей знаний».

  В 1680 году научный мир официально признал достижения Левенгука и избрал его действительным и равноправным членом Лондонского королевского общества — несмотря на то, что он не знал латыни и по тогдашним правилам не мог считаться настоящим учёным. Позднее он был принят и во Французскую академию наук. Великий английский сатирик посетил Делфт, и  этой поездке мы обязаны двум из четырех частей удивительных «Путешествий Гулливера».

 Антони ван Левенгук так и вошел в историю как один из крупнейших экспериментаторов своего времени восславляя эксперимент, он за шесть лет до смерти написал пророческие слова: «Следует воздержаться от рассуждений, когда говорит опыт».

 

Ведущий 1: Учёный чаще всего не знает, насколько правилен его замысел и подтвердится ли его идея. Тем не менее, он работает, верит в замысел, верит в идею. Уверенность рождает решимость.

 

(слайд № 3)

 

Студент 4: Эдвард Дженнер родился более двухсот лет назад в Англии, в графстве Глесстершир, в местечке Беркли.

 Ученый,  который  избавил человечество от оспы, и стал прародителем новой науки – иммунологии. Уверенный в своей правоте,  врач и ученый ставит опыт на человеке.

  Крестьянка Сарра Нелмс заразилась коровьей оспой, и у нее на руке появилось несколько типичных пузырьков. Содержимое одного из них будет привито  Эдвардом Дженнером восьмилетнему мальчику Джеймсу Фиппису. Но этого мало. Потом  мальчика надо будет заразить настоящей черной оспой. Если он ошибается, мальчик  умрет. После этого  нельзя будет жить и Дженнеру … 

 Достаточно ли он уверен? Достаточно ли доказательств, подтверждающих идею? Как жаль, что опыт нельзя поставить  на себе…  Нужен человек, никогда раньше  не контактировавший с больными оспой.  Впрочем, это и опыт на себе. Если вспомнить, как боролись в той же Англии с противооспенной вакциной в последующие годы.

 «Для того чтобы с большей точностью наблюдать за ходом заражения, - пишет Дженнер, - я выбрал здорового мальчика (Джеймса Фиппса)  около восьми лет с целью привить ему коровью оспу. Я взял материю с пустулы на руке одной скотницы (Сарры Нелмс), которая заразилась коровьей оспой от коров своего хозяина.  Эту материю я привил на руку мальчика 14 мая 1796 года посредством двух поверхностных надрезов, едва проникнувших через толщу кожи, длиной около  полудюйма  каждый.  На седьмой день мальчик начал жаловаться на боль под мышкой, а на девятый его стало немного лихорадить, он потерял аппетит, и появилась легкая головная боль. На следующий день он был совершенно здоров… Все болезненные явления исчезли, оставив на месте прививки струпья и незначительные рубцы, но не причинив ни малейшего  беспокойства ни мне, ни  моему пациенту. Для того чтобы удостовериться в том, что мальчик, над которым я производил опыт, после этого легкого заболевания от прививки  яда коровьей оспы был  огражден от заражения настоящей оспой, я произвел ему 1июля того же года инокуляцию человеческой оспы, взятой непосредственно с оспенной пустулы». 

Эта прививка была названа вакцинацией, от латинского слова «вакка»,  что значит «корова».

 Эдвард Дженнер  полюбил мальчик как родного сына. Ведь,  в конце концов,        если Дженнер активное начало в этом открытии, то мальчик тоже был соавтором. Хотя он даже не знал, чему он помог и чем рисковал.

 

Ведущий 2: И все-таки открытие Дженнера не родило новой  науки. Это было гениальное наблюдение, опередившее время почти  на 100 лет. Но оно дало человечеству лишь способ  предупреждать оспу.

  Нет слов, это очень большой подарок. И человечество благодарило великого англичанина еще при жизни. Его  способ предупреждения оспы был признан и  распространен во многих странах. Лондонское медицинское общество выбило в честь Дженнера Большую золотую медаль. Дженнер стал почётным   гражданином Лондона. Русская императрица Елизавета – жена Александра I – послала Дженнеру  в подарок перстень с крупным бриллиантом. Первого  вакцинированного русского ребенка, Антона Петрова, нарекли Вакциновым и воспитывали за казенный счет. Во Франции Наполеон Бонапарт  официально содействовал  оспопрививанию и сделал его обязательным в армии.

 Рассказывают, что однажды Наполеона попросили  об освобождении английского  пленного.  «Об этом просит Дженнер» -  заметила Жозефина.

 «Ах,  Дженнер! – воскликнул  Наполеон. – Ну,   Дженнеру я ни в чем не могу отказать».

  Итак, Дженнер научил человечество не бояться оспы. Но ни он, ни медицина того времени не создали  всеобщего метода предупреждения заразных болезней. Не было учения, не было теории.

  Наука должна была еще немножко подрасти. Человечество должно было еще кое-что познать.  Наконец,  должен был родиться Луи Пастер, чтобы через 85 лет после открытия Дженнера создать науку иммунологию и дать людям принципы изготовления вакцин против любой инфекции.

 

(слайд № 4)

 

Студент 5: Луи Пастер родился  27 декабря  1822 г. в г. Доль в семье отставного наполеоновского солдата Джозефа Пастера.

  В Париже на одном из зданий висит  мемориальная доска.  На этой доске даты – вехи открытий Луи Пастера.  «Здесь была лаборатория Пастера».

    1857 - Брожение.

    1860 - Самопроизвольное   зарождение.

    1865 - Болезни вина и пива.

    1868 -  Болезни шелковичных червей.

    1881 - Зараза  и вакцина.

    1885 -  Предохранение от бешенства.

    1881 год – год рождения иммунологии. И опять  все началось с того, что ученый должен был поверить  мелькнувшей в результате  исследования догадке, поверить себе.

 Внешне открытие пришло случайно. Но нужно было  обладать  гениальным умом Пастера, чтобы сделать как будто бы «немного»: заметить, проверить и глубоко уверовать во всеобщность принципа.

 1880 год  Пастер изучает  куриную холеру. У кур своя холера, безопасная для человека. Микроб, живущий в пробирках лаборатории, действовал безотказно, когда им заражали подопытных птиц, смерть наступала через день-два.  В каникулярный период работу временно прервали и пробирки оставили в термостате при свободном доступе воздуха. Когда через три недели микробами из этих пробирок  заразили кур, они заболели,  но не погибли. Неудачу решили исправить: через  несколько дней птиц заразили свежими микробами.

 Птицы даже не заболели!

 На основании этого, казалось бы, неудачного эксперимента у Пастера  возникла обобщающая идея. Он проверил  то,  что заметил, и глубоко уверовал во всеобщность принципа: если понизить ядовитость микробов, понизить их способность вызывать болезнь и смерть, они превращаются в препарат, защищающий от этой болезни. Ученый поверил, хотя и говорил  ответ на расспросы: «Я ничего не могу сказать, я не осмеливаюсь громко формулировать все то, на что я надеюсь». И это  он говорил, создавая в соответствии со своей идеей новую вакцину. Уже не против куриной холеры, а против сибирской язвы, которая поражает и животных и людей. Он  готовил ее, создавая «ужасные жизненные условия»  сибиреязвенным бациллам. Их длительно держали в подогретом состоянии.

Когда вакцина против сибирской язвы была готова, Луи Пастер, абсолютно  уверенный в успехе, решился на публичный эксперимент.

Пастер был  мастером публичных выступлений. Он умел вызывать слёзы на глазах слушателей, он умел и любил запугать, а затем указать путь к спасению.

Он устраивал   научные  вечера, приглашал на них Александра Дюма, Жорж Санд, высокопоставленных вельмож. Темноту зала пронзал лучом света и, указывая на пляшущие  пылинки, говорил о мириадах микробов, несущих болезни и смерть. Он  знал, как расшевелить  журналистов, интеллигентов,  снобов, буржуа,  молодежь.

 Ученых расшевелить сложнее. Но он был гениален.  Он почти всегда был прав. Он увлекался, но никогда не придумывал. Сообщение о своем открытии Пастер сделал в академии 28 февраля 1881 года.    Как всегда, новая идея  многими  была встречена весьма сдержанно. Но Пастер обещал публичный эксперимент. Было принято решение проверить его идеи, его работу, его вакцину на скотоводческой ферме в  Пуильи-ле-Фор. Пастер вынес на суд ученых, и не только ученых, на суд толпы сановников, журналистов, обывателей свое открытие.  

  Этот, один из самых опасных экспериментов Пастера состоялся в мае 1881  года. А если бы опыт не удался? Если бы опыт не удался, лаборатория Пастера тотчас лишилась бы ассигнований. Ему  трудно было бы продолжать работу. А ведь  впереди еще не начатая борьба с бешенством. Он еще не знает, чем рискует. Он  еще не знает, чем он  будет заниматься дальше. Но мы-то теперь знаем, чем он рисковал. Впереди была одна из самых  драматических его работ. Но азартный Пастер уверовал  в  свою идею, апробировал ее в лаборатории, и родилась решимость. А учёным в академии  он без эффектов говорил  о главном – о принципе, об иммунитете.

В начале мая 1881 года  на ферме вакцинировали 30 овец и 5 коров. Столько же животных  оставили в качестве контрольных. 31 мая все 70 животных были  заражены сибирской язвой. Эксперимент проводился в присутствии врачей, ученых, государственных деятелей, журналистов. Через  двое суток  Пастер  и гости  снова были на ферме.

Все контрольные животные погибли. Все  вакцинированные остались жить!

Пастер до начала эксперимента предсказал его результаты. Он не сомневался в них.

 Вопреки тогдашним  законам чести Пастер  отказывался от дуэли, даже когда первым наносил  оскорбления, но смело шел на, казалось бы, авантюрный, рекламный эксперимент. Эта смелость более, чем при дуэли.

 Пастер открыл общий принцип стимуляции иммунитета с помощью вакцин. Человечество избавилось от многих заразных болезней. Но он не знал, почему прививки предохраняют, не знал, что происходит  в организме, какие системы срабатывают, как  организм защищается, каковы механизмы иммунитета.

 

Ведущий 1:  «С самых древнейших  и до самых  позднейших времен принималось  за несомненное, что  организм обладает какой-то способностью реагировать против входящих в него извне вредных влияний.  Эту способность сопротивления называли разно. Исследования Мечникова довольно твердо устанавливают факт, что эта способность зависит от свойств фагоцитов, главным образом, белых кровяных телец и соединительно-тканных клеток, пожирать попадающие в тело высшего животного микроскопические организмы». Так рассказывал журнал «Русская медицина» о докладе Ильи Ильича Мечникова  в Обществе киевских врачей, сделанном 21 января 1884 года.

(слайд № 5)

 

Студент 6: Доклад И.И. Мечникова формулировал мысли, родившиеся в голове учёного много раньше, во время работы. Отдельные элементы фагоцитарной теории были обнародованы раньше в статьях и докладах. Назвать эту дату днём рождения великой дискуссии по теории иммунитета можно.

Дискуссия длилась 15 лет. Жестокая война, в которой  цвета одной точки зрения были  на знамени, поднятом Мечниковым. Цвета другого знамени  защищали такие великие рыцари бактериологии, как  Беринг, Пфейффер, Кох и Эммерих.  Возглавлял их в этой борьбе Пауль Эрлих – автор  принципиально иной теории иммунитета.

Теории  Мечникова и Эрлиха исключали одна другую. На конференциях и съездах, на страницах журналов и книг – всюду скрещивали оружие оппоненты. Оружием были факты. Только факты.

 Идея родилась внезапно. Ночью.  Мечников сидел один за своим микроскопом и наблюдая жизнь подвижных клеток в теле  прозрачных личинок морских звезд. Он вспоминал, что  именно в этот вечер, когда вся семья  ушла в цирк, а он остался работать, его осенила мысль. Мысль, что эти подвижные клетки должны иметь отношение к защите организма. (Наверное, это  и надо  считать «мигом рождения».)

 Последовали десятки опытов. Инородные частицы – заноза, зерна краски, бактерии – захватываются подвижными клетками. Под микроскопом видно, как собираются клетки вокруг не прошеных пришельцев. Часть клетки вытягивается,  образуя ложную ножку, по-латыни – «псевдоподию». Инородные частицы охватываются псевдоподиями и оказываются внутри  клетки, как бы пожираются ею.  Мечников та и назвал  эти клетки фагоцитами, что значит клетки-пожиратели.

Ученый обнаружил их у самых разных  животных. У морской звезды и у червей, у лягушек и кроликов и, конечно, у человека.  У всех представителей царства  животных почти во всех тканях и в крови присутствуют специализированные клетки - фагоциты.

Самое  интересное – конечно, фагоцитоз бактерий.

Ученый вводит в ткани лягушки возбудителей сибирской язвы.  К месту введения микробов  стекаются  фагоциты. Каждый захватывает одну, две, а то и десяток бацилл. Клетки  пожирают  эти палочки и переваривают их.

Так, вот  он,  таинственный механизм невосприимчивости!  Вот так идет борьба  с возбудителями   заразных болезней. Теперь понятно, почему  один человек заболевает  во время эпидемии холеры (да и не только холеры), а  другой нет. Значит,  главное – это количество  и активность фагоцитов.

(слайд № 6)

 

  Студент 7:  В  то же самое время, в начале 80-х годов ученые Европы, особенно  Германии, несколько по-иному объяснили механизм иммунитета.  Они считали, что микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются вовсе не клетками, а специальными веществами, находящимися в крови и других жидкостях организма. Концепция получила  название гуморальной, то есть жидкостной.

  И начался спор…

 1887 год. Международный гигиенический конгресс в Вене.  О фагоцитах Мечникова и его теории говорят лишь попутно, как о чем-то совсем  неправдоподобном. Мюнхенский бактериолог, ученик гигиениста Макса Петтенкофера, Рудольф Эммерих сообщает, что он вводил иммунным, то есть предварительно вакцинированным, свиньям микроб краснухи и бактерии погибали в течение часа. Погибали без всякого вмешательства фагоцитов, которые за это время не успевали даже «подплыть» к микробам.

Что делает Мечников? Он воспроизводит опыт  Эммериха. Мюнхенский коллега ошибся. Даже через 4 часа микробы еще живы. Мечников сообщает результаты  своих опытов Эммериху.

 Эммерих повторяет эксперименты и убеждается в своей ошибке. Микробы краснухи гибнут через 8-10 часов. А это как раз то время, которое и нужно  фагоцитам для работы. В 1891 году Эммерих публично признает свою ошибку.

 1891 год. Очередной международный гигиенический конгресс. Теперь в Лондоне. В дискуссию вступает  Эмиль Беринг – также немецкий бактериолог. Его имя  навсегда останется  в памяти людей.  Оно связано с открытием,  спасшим миллионы жизни.  Беринг -  создатель  противодифтерийной сыворотки.

 Последователь гуморальной теории иммунитета, Беринг сделал очень логичное  предположение. Если животное перенесло в прошлом какую-нибудь заразную болезнь, и у него  создался  иммунитет, то и сыворотка  крови, ее бесклеточная часть, должна  повысить  свою  бактериоубийственную силу.  Если это так, то можно искусственно вводить  животным микробы, ослабленные или в малых количествах.

 Можно искусственно получить такой иммунитет. И сыворотка этого животного должна убивать  соответствующие микробы.  Беринг создал  противостолбнячную сыворотку.  Чтобы ее получить, он вводил кроликам яд  столбнячных бацилл, постепенно  увеличивая дозу его.  А теперь надо проверить силу этой сыворотки.  Крысу, кролика или мышь заразить  столбняком, а потом ввести  противостолбнячную сыворотку, сыворотку крови иммунизированного кролика.

 Болезнь не развивалась. Животные  оставались живыми. То же самое Беринг  проделал и с дифтерийными  палочками. И именно так  дифтерию стали лечить у детей и лечат до сих пор. В 1901 году Беринг за это получил Нобелевскую премию.

 Но при чем  здесь клетки-пожиратели?  Вводили сыворотку, часть крови, где нет клеток. И сыворотка помогала бороться с микробами. Никакие клетки, никакие фагоциты в организм не попадали, и тем не менее он  получал какое-то  оружие против микробов. Следовательно, клетки ни при чем. Что-то есть  в бесклеточной части крови. Значит, верна теория  гуморальная! Фагоцитарная теория неверна!

 Студент 3:  В результате такого удара ученый получает толчок к новой работе, к новым исследованиям. И Мечников  опять отвечает экспериментами. В результате выясняется: не сыворотка убивает возбудителей дифтерии и столбняка. Она  обезвреживает выделяемые ими токсины, яды, и стимулирует фагоциты.  Активизированные сывороткой  фагоциты легко  распространяются  с обезоруженными бактериями, чьи ядовитые выделения нейтрализованы находящимися в той же сыворотке  антитоксинами, то есть антиядами.

Две теории начинают сближаться. Мечников по-прежнему убедительно доказывает, что в борьбе с микробами главная роль отводится фагоциту. Ведь, в конце концов, фагоцит делает решающий шаг и пожирает микробов. Тем не менее, и   Мечников вынужден  принять  некоторые элементы гуморальной теории.

 Гуморальные механизмы в борьбе с микробами все же действуют. После  беринговских  исследований приходится согласиться, что  контакт организма с микробными  телами приводит к накоплению циркулирующих в крови антител.

(Появилось новое понятие – антитело).  Некоторые микробы, например  холерные вибрионы, под влиянием антител гибнут и растворяются.      

 Отменяет ли это клеточную теорию? Ни в коем случае. Ведь антитела должны вырабатываться, как и все  в организме клетками. И,  конечно же, на фагоцитах лежит основная работа по захвату и уничтожению бактерий.

 Студент 6: Через десять  лет, на юбилее Ильи Ильча Мечникова, Эмиль Ру  вспоминал эти дни: «До сих пор  я так и вижу вас на Будапештском  конгрессе 1894 года, возражающим вашим противникам: лицо горит, глаза сверкают, волосы спутались. Вы походили на демона науки, но ваши слова, ваши неопровержимые  доводы вызывали  рукоплескания аудитории. Новые факты, сначала казавшиеся в противоречии с фагоцитарной  теорией, вскоре  проходили в стройное сочетание с нею».

 Студент 3:    Таков был спор. Кто победил в нем? Все!  Мечниковская теория стала стройной  и всеобъемлющей. Гуморальная теория  нашла свои главные действующие факторы – антитела.  Пауль Эрлих, объединив и проанализировав данные гуморальной теории, создал в 1901 году  теорию образования антител. 

15 лет спора.  15 лет взаимных опровержений  и уточнений. 15 лет спора и взаимопомощи.

1908 год. Совместно с Паулем Эрлихом И.И. Мечников был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине  «за труды по иммунитету». Они спорили  и победили. Все оказались правы, даже те, кто, казалось,   прав не был. Кто все-таки выиграл в этом  споре? Выиграла наука. Выиграло человечество. В научном споре побеждают все!

(слайд № 7)

 

Студент 4: В начале  двадцатого века один  шотландский фермер  возвращался домой и проходил   мимо болотистой  местности. Вдруг он  услышал крики о помощи.

 Фермер бросился на помощь и увидел мальчика, которого  засасывала в свои жуткие бездны болотная жижа.  Мальчик пытался выкарабкаться из страшной массы болотной трясины, но каждое его движение  приговаривало его к скорой гибели.  Мальчик кричал от отчаяния и страха.  Фермер быстро срубил толстый сук, осторожно приблизился и протянул спасательную ветку утопающему.  Мальчик выбрался на безопасное место. Его била дрожь, он долго не мог унять слезы, но главное – он был спасен!

 - Пойдем ко мне в дом, - предложил ему фермер. – Тебе надо успокоиться,  высушиться и согреться.

 - Нет-нет, - мальчик покачал головой, - меня папа ждет. Он очень волнуется, наверное.

 С благодарностью посмотрев в глаза своему спасителю, мальчик убежал…

 Утром фермер увидел, что к его дому подъехала богатая карета, запряжённая роскошными породистыми скакунами. Из кареты вышел богато одетый джентльмен и спросил:

 - Это вы вчера спасли жизнь моему сыну?

 - Да, я, - ответил фермер.

 - Сколько я вам должен?

 - Не обижайте меня, господин.

Вы мне ничего не должны, потому что я поступил так, как должен поступить нормальный человек.

 - Нет, я не могу оставить это просто так, потому что мой сын мне очень дорог. Назовите любую сумму, - настаивал посетитель.

 - Я больше ничего не хочу говорить на эту тему. До свидания. – Фермер повернулся, чтобы уйти. И тут на крыльцо выскочил его сынишка.

 - Это  ваш сын? – спросил богатый гость.

 - Да, - с гордостью ответил фермер, поглаживая мальчика по головке.

 - Давайте  сделаем так. Я возьму вашего сына с собой в Лондон и оплачу его образование. Если он так же благороден, как и его отец, то  ни вы, ни я не будем жалеть об этом решении.

 Прошло несколько лет. Сын фермера  окончил  школу,  потом – медицинский университет, и вскоре его имя стало  всемирно известно – как имя человека,  открывшего пенициллин.  Его звали  Александр Флеминг.

Перед самой войной в одну из богатых Лондонских клиник поступил с  тяжелейшей формой воспаления легких сын того  самого джентльмена. Как вы думаете, что спасло его жизнь в этот раз?  Да, пенициллин, открытый

Александром Флемингом.

 Имя богатого джентльмена, давшего образование Флемингу, было Рандольф Черчилль. А его сына звали Уинстон Черчилль, который впоследствии стал премьер-министром Англии.  Уинстон Черчилль как - то сказал: «Сделанное тобой  к тебе же и вернется».

(слайд № 8, 9)

 

Студент 1: Выстрел, прогремевший поздним вечером над провинциальным городком Лопахиным, стал поворотным в судьбе братьев Львовых и девочки Тани. Митя Львов, шалопай - гимназист, стрелялся на дуэли со светским хлыщем Раевским, оспаривая первую красавицу города Глафиру. В последний момент гимназист не выдержал, отвел руку с пистолетом в сторону, и шальная пуля случайно попала в пробегавшую Таню Власенкову, работавшую посудомойкой в трактире. Митя раненую девочку отнес к себе домой, где за ее лечение взялся его дядя, старый доктор Павел Петрович. Сидя у постели Тани, мечущейся между тем и этим светом, Львов решил стать врачом. Когда же Таня пришла в сознание, Митя, успокоившийся за жизнь жертвы его безответственности, занялся своими делами, а у постели Тани его сменил младший брат Андрей, который нашел в девочке благодарную слушательницу, внимающую всем его мыслям и идеям.

 Произошедшая революция смешала социальные слои, уравняв их; Таня с Андреем оказались в одной школе. Глафира все-таки вышла замуж за злодея Раевского, Митя уехал учиться медицине, а доктор Павел Петрович на досуге читал школьникам лекции, рассказывая об истории врачевания и микробиологии, которой он посвятил свою жизнь.

 Ребята, закончив учебу, тоже решили стать врачами, но судьба развела их, отправив одного – в Питер, другого – в Москву. 
Таня уже в институте вспомнила лекции старого доктора и решила заняться микробиологией, поставив себе цель – разобраться в лечебных свойствах плесени, о которых много говорил Павел Петрович.

 Прошло много лет, ребята стали взрослыми, Митя занялся онкологией, Андрей стал эпидемиологом, Таня – микробиологом. Она продолжала изучать плесень, и преуспела,  даже не смотря на яростное сопротивление руководителя института Крамова, даже не смотря на то, что своими исследованиями ей приходилось заниматься чуть ли не подпольно. И каким мужественным человеком нужно было быть, чтобы не опустить руки после того, как стало известно – англичане опередили. Английские коллеги оказались прозорливее, поверили в плесень, дали возможность изучать ее, и уже к 1943-ему году сумели наладить массовое производство. Каково было Татьяне Власенковой слышать восторги Крамова в адрес зарубежных коллег? Как она пережила распоряжение о закупках английского пенициллина – в то время, как отечественный препарат, названный «крустазином», был практически готов к использованию и даже прошел проверки на лабораторных животных?

 А в 1945 году Флемингу, Флори и Чейну была присуждена Нобелевская премия. Как тут не вспомнить о похожей ситуации с изобретением радио – Попов, Маркони… Но Попова, по крайней мере, знают в России, а многие ли слышали о тех, кто занимался важнейшим лекарством, изобретенным в 20-м веке? Сухая строка в Большой Советской Энциклопедии – «В СССР пенициллин был получен в 1942 году З. В. Ермольевой и Т. И. Балезиной из P. crustosum». О Зинаиде Ермольевой, выдающемся ученом, еще несколько строк. О Татьяне Балезиной – ни одной.

 

Студент 3: И лишь благодаря Вениамину Каверину, написавшему роман-трилогию («Открытая книга», «Доктор Власенкова», «Поиски и находки»), в котором он вывел собирательный образ Татьяны Власенковой – основой для него послужили биографии З.В. Ермольевой и Т.И. Балезиной – мы помним о тех, кого не надо бы забывать.

(кадры художественного фильма «Открытая книга»)

 

Ведущий 2: Самые великие люди не защищены от ошибок в прогнозах. Сегодня и мы гадаем: куда идёт наука? Что несёт она людям в будущем? Разрушение и уничтожение или расцвет человечества.

 Последними словами великого Пьера Симон Лапласа были: «То, что мы знаем, так ничтожно по сравнению с тем, что мы не знаем».

 

Заключительное слово преподавателя: Уважаемые студенты, гости, вам была приоткрыта лишь маленькая частичка информации о жизни некоторых учёных, внёсших значительный вклад в развитии ветеринарных дисциплин. Мы надеемся, что у вас появилось желание узнать больше… А в этом вам помогут интересные издания, хранящиеся в библиотеке колледжа.

    Большое спасибо всем участникам конференции, сотрудникам библиотеки, оказавшим помощь в подборе материала, подготовки интересной выставки литературы.

(слайд № 10)

 

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1.  Биологи: библиографический справочник. – К.: Наукова думка,1984. – 816 с.

2.  Блинкин С.А.  Очерки о естествознании. – М.: Знание,1979. – 160 с.

3.  Вербина Н. М., Каптерёва Ю. В. Микробиология пищевых производств. — М.: изд. ВО «АГРОПРОМИЗДАТ», 1988.

4.  Воробьёв А. В., Быков А. С., Пашков Е. П., Рыбакова А. М. Микробиология: Учебник. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Медицина, 2003. — 336 с. — (Учеб. лит. для студ. фарм. вузов).

5.  Галынкин В. А., Заикина Н.А., Кочеровец В.И. и др. Основы фармацевтической микробиологии: учебное пособие для системы послевузовского образования. — С.-П.: Проспект науки, 2008. — 288 с.

6.  Гольдин М.И.  Вирусные включения в растительной клетке и природа вирусов. – М.: Издательство Академии наук СССР,1963. – 204 с.

7.  Грязнов И.С.  Николай Федорович Гамалея. – М.: Издательство Академии Медицинских Наук СССР,1949. – 56 с.

8.  Гусев М. В., Минеева Л. А. Микробиология. — 9-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 464 с. — (Серия: Классическая учебная книга).

9.  Гусев М. В., Минеева Л. А. Микробиология: Учебник для студ. биол. специальностей вузов. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с.

10.           Завадовский М. М. Л. Пастер — 1934 год. — 172 с. (Жизнь замечательных людей)

11.           Заварзин Г. А., Колотилова Н. Н. Введение в природоведческую микробиологию. — М.: Книжный дом «Университет», 2001. — 256 с.

12.           Затула Д.Г.  Вирус – друг или враг? – М.: Педагогика,1981. – 128 с.: ил.

13.           Коляков Я.Е.  Иммунитет животных. – М.: Колос,1975. – 208 с.: ил.

14.           Кондратьева Е. Н. Автотрофные прокариоты: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Биология», специальностям «Микробиология», «Биотехнология». — М.: Изд-во МГУ, 1996. — 302 с.

15.           Лысак В. В. Микробиология: учеб. пособие. — Минск: БГУ, 2007. — 426 с.

16.           Мананков М.К.  Луи Пастер. Потомству в пример: учебное пособие. – Симферополь: ТНУ,2002. – 48 с.

17.           Мельник М.Н.  Естафета подвигу. – К.: Молодь,1974. – 304 с.

18.           Мирский М.Б.  Первый физиолог России ( К 150 – летию со дня рождения И.М. Сеченова). – М.: Знание,1979. – 95 с.

19.           Могилевский Б.  Жизнь Мечникова: повесть о великом русском биологе. – Х.: Харьковское областное издательство,1955. – 296 с.

20.           ОП НУБиП Украины «Прибрежненский аграрный колледж»   Ученые – микробиологи. – Прибрежное: ОП НУБиП Украины»ПАК»,2012. – 10 с.

21.           Петров Р.В.  Я или не я : иммунологические мобили. – М.: Молодая гвардия,1983. – 272 с.: ил.

22.           Самин Д.К.  Сто великих ученых. – М.: ВЕЧЕ,2002. – 592 с.

23.           Таннери Поль Исторический очерк развития естествознания в Европе (с 1300 по 1900 гг.). – М.: Государственное технико – теоретическое издательство Ленинград,1934. – 310 с.

24.           Уманский К.Г.  Роль вирусов в природе. – М.: Знание,1981. – 64 с.

25.           Федоров Л.Ю.  Расскзы о ядах, противоядиях, лекарствах и ученых . – М.: Знание,1983. – 128 с.

26.           Федоров М.В.  Микробиология: учебник для высш. с.-х. учеб. заведений. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Государственное издательство сельскохозяйственной литературы,1949. – 423 с.

27.           Шевелев А.С.  Последний подвиг Луи пастера. – М.: Медицина,1988. – 112 с. : ил.

28.           Шлегель Г. Г. История микробиологии. — М: изд-во УРСС, 2002.

29.           Шлегель Г. Г. История микробиологии: Перевод с немецкого. — М: изд-во УРСС, 2002. — 304 с. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchyonye_-_mikrobiologi.pptx668.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учёные - микробиологи Серия «Жизнь замечательных людей » Подготовила Джигова Л.А. преподаватель ветеринарных дисциплин

Слайд 2

Антони ван Левенгук (1632 — 1723)

Слайд 3

Эдвард Энтони Дженнер (1749- 1823 )

Слайд 4

Луи Пастер ( Louis Pasteur ) (1822-1895)

Слайд 5

Илья Ильич Мечников (1845-1916)

Слайд 6

Пауль Эрлих (1854—1915)

Слайд 7

Александр Флеминг (1881 — 1955 )

Слайд 8

Хоуард Уолтер Флори Чейн , Эрнст Борис

Слайд 9

Бактериолог Хоуард У. Флори , биохимики Эрнст Чейн и Норман У. Хитли работают над выделением Penicillium notanum .

Слайд 10

Зинаида Виссарионовна Ермольева (1898–1974)

Слайд 11

Английский бактериолог Хоуард У. Флори , биохимики Эрнст Чейн и Норман У. Хитли поздравляют Зинаиду Виссарионовну Ермольеву с успешными результатами.

Слайд 12

Вениамин Каверин «Открытая книга»

Слайд 13

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ОП.01. ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Методическое пособие  «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» в схемах и рисунках предназначено для учащихся  по профессии (профессиям) НПО 260807.01 Повар, конди...

Программа учебной дисциплины ОП 01. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве

программа учебной дисциплины  ОП 01.  Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевомпроизводстве...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 "Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве" специальность 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов

Программа учебной дисциплины  – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.07 Технология молока и молочных продук...

КИМ по дисциплине "основы микробиологии, санитарии и гигиены на пищевом производстве"

Примерный образец оформления контрольно-измерительных материалов по дисциплин.Разработан для проведения заключительного этапа дифференцированного зачета по дисциплине....

«Ступени роста:от студенческого творчества–к профессиональному мастерству–2020»:материалы заочной Всероссийской студенческой научно-практической конференции.Май 2020 г./Лискинский промышленно-транспортный техникум имениА.К.Лысенко.-Лиски, 2020

Ананин К.А., Завьялова С.В.Размышляя о войне. С. 160Веселов Д.А., Завьялова С.В. Молодежь и карьера. С. 179Ксюнов С.В., Завьялова С.В. Правильный выбор профессии - путь к успеху. С. 183Мигунова К.Р., ...

2021-2022 у.г Экспертная деятельность III открытая студенческая конференция «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ», посвященная 35-летию образовательной организации «Нижневартовский медицинский колледж»

laquo;СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ», посвященная 35-летию образовательной организации  «Нижневартовский медицинский колледж»...