Организация учебной практики.
методическая разработка на тему

В представленном методическом пособии рассмотрены основные подходы к организации и методике производственного обучения, по профессии "Мастер сельскохозяйственного производства" с присвоением квалификации: тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, водитель автомобиля В нём раскрыто планирование, содержание и методика проведения концентрированной учебной практики на основе прямых договоров между образовательной организацией и предприятием. Методическое пособие адресуется руководителям, методистам, инженерно-педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное автономное образовательное учреждение

начального профессионального образования                                профессиональное училище № 80 Краснодарский край

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

                   Профессия:  «Мастер сельскохозяйственного производства»

                   

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ПОСОБИЕ

ст-ца Брюховецкая

В представленном методическом пособии рассмотрены основные подходы к организации и методике производственного обучения, по профессии "Мастер сельскохозяйственного производства" с присвоением квалификации: тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, водитель автомобиля

В нём раскрыто планирование, содержание и методика проведения концентрированной учебной практики на основе прямых договоров между образовательной организацией и предприятием.

Методическое пособие адресуется руководителям, методистам, инженерно-педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение.
  2. Требования к содержанию обучения.
  3. Система производственного обучения.
  4. Корректировка учебного плана и общее планирование.
  5. Материальное обеспечение производственного обучения.
  6. Организация работы мастеров производственного обучения
  7. Организация  самостоятельной учебной работы учащихся  на базе социального партнёра.
  8. Литература.

ВВЕДЕНИЕ

Изменения, происходящие сегодня в обществе, затрагивают все сферы деятельности человека. Выпускник профессионального образовательного учреждения должен в совершенстве владеть своей профессией, быть мобильным, уметь быстро и адекватно реагировать на меняющиеся условия, обеспечивать максимально эффективный результат.

С введением ФГОС нового поколения появилась необходимость пересмотра основных подходов к разработке рабочей программной документации по учебной и производственной практике.

Решению этой задачи способствует введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов. Программы учебной и производственной практик являются составной частью основной профессиональной образовательной программы, далее ОПОП, обеспечивающей реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС).

В методическом пособии мы постарались решить проблему, связанную с разработкой программы учебной и производственной практики, которая является составной частью основной профессиональной образовательной программы, разрабатываемые профессиональными образовательными организациями совместно с социальными партнёрами. В нём показано планирование, содержание и методика проведения учебной практики проводимой концентрированно на базе социальных партнеров, с целью подготовки высококвалифицированных рабочих (служащих).

Очевидно, что практика является обязательным разделом ОПОП и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями, при условии обеспечения связи между содержанием практики и результатами обучения в рамках модулей ОПОП по осваиваемой профессии.

Сроки проведения практики устанавливаются образовательным учреждением в соответствии с учебным планом ОПОП НПО.

Цели и задачи программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Целью учебной практики является:

- приобретение обучающимися опыта практической работы по профессии.

Задачами учебной практики (производственного обучения) являются:

- обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии;

- закрепление и совершенствование первоначальных практических профессиональных умений обучающихся.

Учебная практика проводится, как правило, в мастерских, лабораториях, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и других подразделениях образовательного учреждения и может также проводиться в организациях на основе прямых договоров между организацией и образовательным учреждением.

Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и/или преподавателями профессионального цикла.

Формой промежуточной аттестации обучающихся по учебной практике является зачет или дифференцированный зачет.

Целью производственной практики является:

- формирование общих и профессиональных компетенций;

- комплексное освоение обучающимся всех видов профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС.

Задачами производственной практики являются:

- закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта практической деятельности;

- развитие общих и профессиональных компетенций;

- освоение современных производственных процессов, технологий;

- адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий различных организационно-правовых форм.

Производственная практика обучающихся проводится в организациях на основе прямых договоров между образовательным учреждением и организацией, куда направляются обучающиеся. Направление деятельности организаций должно соответствовать профилю подготовки обучающихся.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБУЧЕНИЯ.

На  занятиях учебной практики  по профессии мастер сельскохозяйственного производства у обучающихся формируются общие и         профессиональные компетенции. В  соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающийся должен получить  практический опыт управления тракторами, самоходными сельхозмашинами всех марок.  технического обслуживания тракторов и самоходных сельхозмашин всех марок. умения и навыки выполнения механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур, слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники.  

При этом он должен уметь:

  1. самостоятельно выполнять агротехнические и агрохимические работы машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерновыми и специальными комбайнами в соответствии с требованиями агротехники и интенсивных технологий производства;
  2. комплектовать машинно-тракторные агрегаты для проведения агротехнических работ в сельском хозяйстве;
  3. выполнять технологические операции по регулировке машин и механизмов;
  4. перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление на них перевозимого груза;
  5. самостоятельно выполнять работы средней сложности по периодическому техническому обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, зерновых и специализированных комбайнов с применением современных средств технического обслуживания;
  6. выявлять несложные неисправности тракторов и сельскохозяйственных машин, зерновых и специальных комбайнов и самостоятельно выполнять работы по их устранению;
  7. выполнять под руководством работы по подготовке, установке на хранение и снятию с хранения машин, в соответствии с требованиями нормативно-технической документации;
  8. оформлять первичную документацию;
  9. пользоваться нормативно-технической и технологической документацией;
  10. проводить техническое обслуживание и текущий ремонт сельскохозяйственной техники с применением современных контрольно-измерительных приборов, инструментов и средств технического оснащения;
  11. выявлять и устранять причины несложных неисправностей сельскохозяйственной техники в производственных условиях;
  12. осуществлять самоконтроль по выполнению техобслуживания и ремонта машин;
  13. проводить консервацию и сезонное хранение сельскохозяйственной техники;
  14. выполнять работы с соблюдением требований безопасности;
  15. соблюдать экологическую безопасность производства;

В этой связи различают такие группы навыков и действий.

Первая группа - навыки, характерные для работы тракториста, и действия, свойственные операторам, управляющим технологическими процессами.

Вторая группа (типична для ремонтно-наладочных профессий) - действия, связанные с монтажом, регулированием ширины колеи, нормы высева, положения лап культиватора на заданную ширину междурядий, хода педали сцепления, натяжения цепей и ремней и т. п., диагностированием технического состояния машин. Для этой группы характерна единая схема действий: общее планирование, оценка ситуации и принятие решения, подготовка к работе, ее выполнение с одновременным самоконтролем и корректировкой и испытание.

Третья группа — навыки самостоятельной работы со специальной литературой, технологической и учетно-отчетной документацией.

        В сельскохозяйственном производстве существуют разнообразные формы собственности. В каждом подразделении (механизированном отряде по возделыванию культур, крупном холдинге, крестьянском фермерском хозяйстве, и др.) есть определенные способы учета работы, расходов ресурсов, отчетности и т. п. Поэтому при подготовке тракториста-машиниста его необходимо ориентировать на различные условия хозяйственной деятельности.

        Один из основополагающих принципов производственного обучения его неразрывная связь с воспитанием. В процессе обучения закрепляется устойчивый интерес и прививается любовь к профессии, вырабатывается привычка ежедневно трудиться, воспитывается сознательная трудовая и технологическая дисциплина. На практике учащиеся убеждаются в необходимости бережного отношения к технике и другим материальным ресурсам.

        Особое значение приобретают воспитание устремленности к творческому поиску наиболее совершенных технических решений и формирование навыков правильной экономической оценки как отдельных технологических приемов, так и конечного результата трудовой деятельности.   Применительно к профессии тракториста-машиниста такая модель обуславливается перспективами развития растениеводства, где главным остается использование интенсивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур на базе комплексной механизации. В разработанной для этого Системе машин предусмотрено производство нового поколения почвообрабатывающих и посевных машин. Благодаря большей ширине захвата, а также выполнению одним агрегатом нескольких операций (например, предпосевного рыхления, внесения удобрений, посева и послепосевного прикатывания) не только повышается производительность, но и уменьшается число проходов по полю, а следовательно, и вредное воздействие ходовых систем на почву.

        Созданы машины для дробного и локального внесения минеральных удобрений, что значительно уменьшает нормы внесения и одновременно повышает эффективность их действия. Разработаны средства для возделывания сельскохозяйственных культур по без гербицидной технологии и для контактного нанесения на растения биологически активных веществ, что резко снижает расход раствора при химической защите растений.

        Модернизируются и создаются тракторы новых моделей. Они лучше приспособлены для работы с сельскохозяйственными машинами, более энергонасыщены и экономичны, надежнее и долговечнее.  Получают более широкое распространение гидроприводы, электронные системы для контроля и автоматического регулирования технологических процессов.

        Для улучшения условий работы совершенствуют конструкции машин. Герметичные, вибро- и звук изолированные кабины с большой площадью остекления, снабжены устройствами для очистки и кондиционирования воздуха. К регулируемым  по росту и массе подрессоренным сиденьям прикреплены ремни безопасности. Жесткий каркас кабины предохраняет ее от разрушения в случае опрокидывания трактора. Органы управления автоматизированы, снабжены гидро- или пневмоусилителями, что значительно облегчает работу водителя. Все мобильные средства оборудованы осветительной и светосигнальной аппаратурой.

        При использовании новой техники удается достичь более высоких показателей за счет усложнения конструкций, а следовательно, и повышения требований к качеству ТО. В связи с этим ожидается дальнейшее углубление в разделении труда, при котором сложное ТО будут проводить специализированные звенья или заводы-изготовители техники. В данном случае тракторист-машинист становится только оператором, выполняющим технологический процесс по возделыванию сельскохозяйственных культур. Однако с возникновением новых форм собственности трудовые коллективы из экономических соображений могут прибегать к посторонней помощи при ТО машин лишь в крайних случаях, поэтому от тракториста-машиниста потребуется еще большая универсальность.

В связи с такими противоречивыми требованиями к профессиональной подготовке переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт обусловлен и актуален. Это позволяет определять необходимые профессиональные компетенции, умения и знания исходя из всестороннего анализа прогнозируемого характера производственной деятельности рабочего.

СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.

        В нашем училище сложилась достаточно стройная и стабильная система производственного обучения по профессии «Мастер сельскохозяйственного производства». В неё входит обучение вождению тракторов и  комбайнов, подготовка к работе МТА,  работа на МТА в учебном хозяйстве. При этом учебная практика  проводится рассредоточено  и (или) концентрированно в мастерских, лабораториях, а также в организациях на основе прямых договоров между образовательной организацией и социальным партнером.

Структура  организации  производственного обучения  

 ГАОУ  НПО  ПУ № 80

Раздел обучения

Форма организации занятий

Реализация  производственного обучения

Индивидуальное вождение тракторов и комбайнов

Индивидуальная

Полигон

Подготовка  МТА к работе

Звеньевая

Учебное хозяйство

Технология производства продукции растениеводства

Звеньевая

Учебное хозяйство

Социальный партнёр

Производственная  практика

Работа в составе производственной бригады

Социальный партнёр

Общеслесарные  работы

Групповая

Мастерская

Система ТО и ремонта машин

Звеньевая

Учебное хозяйство

Социальный партнёр

Система ТО и ремонта оборудо-вания животноводчес-ких ферм

Звеньевая

Учебное хозяйство

Социальный партнёр

Постановка  техники на хранение

Звеньевая

Учебное хозяйство

Социальный партнёр

Ремонтные  работы

Работа в составе производственных подразделений

Учебное хозяйство

Социальный партнёр

        

По структуре и характеру педагогических действий эта система подобна операционно-комплексной, которая  на основании анализа труда на производстве определяет этапы, по мере прохождения которых постепенно наращивается сложность учебных задач. Отдельные навыки обособленно формируются на начальных этапах, повторяются и совершенствуются на последующих в комплексе с другими.

         В процессе обучения  включаются прогрессивные элементы и из других систем обучения, например проблемно-аналитической, в которой учебный материал, объем и содержание определяют на основе анализа труда по профессии, разделяя на логически завершенные учебные проблемы. Каждую из них оформляют в виде задания, которое должен выполнить учащийся путем самостоятельного поиска, опираясь на ранее полученные знания и используя справочную и иную литературу. Чтобы организовать такую работу, следует поделить проблему на составные элементы — проблемные ситуации. Последовательно их разрешая, учащиеся осваивают весь комплекс, составляющий содержание общей проблемы.

        При выборе методов необходимо правильно оценивать целесообразность и возможности их реализации в различных разделах производственного обучения. Например, в процессе диагностирования технического состояния машин и отыскания неисправностей уже само содержание учебного материала предопределяет использование проблемного метода. Проблемные ситуации здесь обуславливаются соответствующим содержанием инструкционно-технологических карт и руководящими действиями мастера. На индивидуальных занятиях по вождению тракторов и комбайнов и при обучении слесарным работам, где основная задача заключается в формировании сенсомоторных  навыков, следует в достаточном объеме проводить тренировочные упражнения по традиционной методике, как это принято в операционно-комплексной системе. По этому учебную практику по этим видам работ целесообразно проводить на базе образовательной организации  рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

        Выбор системы и методов обучения предполагает тщательный анализ межпредметных связей. Последние могут выражаться в определении содержания и последовательности изучения материала, характере формируемых профессиональных компетенций, применении методов и средств обучения и воспитания. Реализация межпредметных связей подразумевает единство трактовки понятий, определений и единиц измерения, применение общих закономерностей для обоснования и раскрытия сущности различных процессов и явлений и исключает дублирование учебного материала.

        Для решения задач данного пособия наибольший интерес представляет рассмотрение таких межпредметных связей, которые имеют в виду использование ранее приобретенных знаний и умений для формирования новых или для их совершенствования и переноса в другие условия.

        Работа по обеспечению межпредметных связей должна проводиться на всех уровнях и этапах системы подготовки рабочих.

Схема

межпредметных связей в процессе производственного обучения при освоении программы профессионального модуля

Общеобра -

зовательные дисциплины

Общепрофес -

сиональные дисциплины

Междисципли -

нарный курс

Раздел производствен -

ного обучения

Химия

Физика

Биология

Основы агрономии,

Экологические основы природо -пользования

МДК.01.01. Технология механизирован -ных работ  в растениеводстве

Технология производства продукции растениеводства

Химия

Физика

Биология

Основы электротехники,

Основы инженер-ной графики,

Основы материаловедения и технология сле-сарных работ,

Техническая механика с основа-ми технических  измерений

МДК.01.02. Эксплуатация  и техническое обслуживание сельскохозяй -ственных машин и оборудования

Вождение,

подготовка МТА к работе

Химия

Физика

Биология

Основы электротехники,

Основы инженер-ной графики,

Основы материаловедения и технология сле-сарных работ,

Техническая механика с основа-ми технических  измерений

МДК.02.01. Технология слесарных работ  по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйст -

венных машин и оборудования

Ремонтные работы,     слесарные работы

         Необходимые для этого условия создаются целенаправленной разработкой учебных планов и программ, планированием учебного процесса и организацией соответствующей методической работы в училище и практически реализуются на занятиях (уроках) теоретического и производственного обучения. К числу мероприятий по установлению межпредметных связей, проводимых в училище, относятся: коллективный анализ содержания обучения и разработка таблиц, графиков и инструкционно-технологических карт; согласование времени изучения тем и разделов; подбор тематики и объектов для технического творчества учащихся, требующих комплексных знаний и навыков; проведение производственной практики в заданные сроки.

        Содержание обучения и организация учебного процесса определяются учебным планом и программами, которые служат исходными документами для перспективного и текущего планирования.  В качестве примера рассмотрим  подготовку  тракторист-машинист сельскохозяйственного производства в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства. Помимо этой квалификации планом предусматривается подготовка по трём смежным — слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования водитель автомобиля, оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм.

        Вашему вниманию представлен пример учебного плана и графика учебного процесса профессионального цикла, перечень мастерских, кабинетов и лабораторий по профессиональным модулям. В графике приводятся календарные сроки проведения учебной (рассредоточенной и концентрированной), производственной практики, теоретического обучения и организации самостоятельной работы учащихся практико-ориентированной направленности из расчёта режима нагрузки 36 часов в неделю (приложение 1).

        Составная часть производственного обучения лабораторно - практические занятия по  МДК 01.02.  "Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования". На этих занятиях учащиеся наряду с закреплением и расширением знаний по устройству приобретают первоначальные навыки по разборке, сборке и регулированию механизмов. А одно учебное звено отрабатывает вопросы учебной практики по подготовке и компектованию машино-тракторных агрегатов (42 часа).          Число учебных часов, указанных в плане, включает в себя и занятия по индивидуальному вождению тракторов и комбайнов по 24 часа на каждого учащегося и 110 ч — вождению автомобилей.

КОРРЕКТИРОВКА УЧЕБНОГО  ПЛАНА И ОБЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Одна из причин, вызывающих необходимость корректировки учебного плана, обусловлена  потребностями рынка труда и работодателей . В первую очередь приходится уточнять календарные сроки проведения занятий учебной практики по комплектованию  МТА  и лабораторно-практических занятий по МДК 01.02.  "Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования". Одновременно следует откорректировать учебный план с учетом организационных и методических соображений. Решением методических комиссий профессиональной образовательной организации допускается изменять последовательность изучения отдельных тем и отводимое на них время при условии выполнения требований ФГОС  по общему числу часов, с учётом потребностей рынка труда и пожеланий работодателей.

        Поскольку производственное обучение тесно связано с предметами общеобразовательного и общепрофессионального цикла МДК профессиональных модулей, при корректировке плана, приходится касаться и некоторых вопросов организации  обучения (например, формирование профессиональных компетенций связаны с последовательностью изучения предметом обучения на основе межпредметных связей).

        По многим темам лабораторно-практических занятий (МДК 01.02.  "Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования"), а так­же проводимых параллельно с ними занятий учебной практики по подготовка МТА к работе нельзя сформировать задания, которые можно было бы выполнить за 3 ч. В этом случае приходится разделять материал, в результате нередко утрачиваются логическая последовательность проводимых работ и смысловая связь между ними. На ход занятий влияет и переключение в середине дня с практических занятий на теоретические и наоборот, так как это связано со сменой одежды, мытьем рук, переходом в отдельные, а нередко и далеко отстоящие от учебного корпуса мастерские и пункты технического обслуживания (ПТО).

        Нельзя утверждать о недостаточной эффективности шестичасовых уроков из-за утомления учащихся. Уже само содержание практических занятий предопределяет высокую активность благодаря частой смене характера деятельности. Не может служить основанием отказа от такой системы занятий и необходимость более частой корректировки расписание занятий.

        Планированием изучения предметов профессионально-технического цикла предусматриваются:

  1. выполнение учебного плана и программ как по содержанию, так и по суммарному числу часов;
  2. оптимальный темп и ритм учебного процесса с учетом возможностей, определяемых сезонностью сельскохозяйственных работ;
  3. внутрипредметные и межпредметные связи, создающие условия для опережающего изучения теории и указанной выше последовательности отработки разделов производственного обучения.

        Исходными данными для планирования служат учебный план, основная профессиональная образовательная программа  (ОПОП), план механизированных работ в учебном хозяйстве и (или) предприятии социальном партнёре, на базе которого проводятся занятия  учебной и производственной практике, сроки проведения производственной практики. В календарном графике каждого предмета теоретического и каждого раздела производственного обучения указывают число часов, которые должны быть отработаны за планируемый период. Затем определяют недельную нагрузку и номера тем, изучаемых в определенные сроки. Сначала эти данные переносят в график из учебного и тематических планов. Далее их корректируют, чтобы исходя из реальных условий деятельности училища создать оптимальные условия для организации учебного процесса.

        При подготовке мастеров сельскохозяйственного производства не всегда возможны желаемая последовательность изучения предметов и взаимосвязь между ними. На основании анализа плана и программ выявляют требуемые связи. Одновременно изыскивают возможности для их обеспечения в других звеньях учебного процесса, отдавая предпочтение наиболее значимым компонентам профессиональной подготовки. Для формирования профессиональных компетенций профессионального модуля "Выполнение механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур" целесообразна  следующая последовательность освоения учебного материала:

  • ознакомиться с агротехническими требованиями по проведению сельскохозяйственной операции (по предмету "Основы агрономии");
  • знать правила выполнения агротехнических и агрохимических работ машинно-тракторными агрегатами в соответствии с требованиями агротехники и интенсивных технологий производства  (МДК 01.01.Технология механизированных работ в растениеводстве);
  • изучить конструкцию машины и наладить ее для пуска в работу (МДК 01.02."Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования");
  • отработать вопросы учебной практики по подготовке и компектованию машино-тракторных агрегатов (лабораторно - практические занятия по  МДК 01.02.  "Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования"), а затем  на производственной практике на производственных точках социальных партнёров.

        Далее корректируют календарный график учебного процесса.

(см. приложение)

        Смещение начала занятий МДК 01.02.  "Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования" позволяет улучшить условия для организации индивидуальных занятий по вождению тракторов.

        Отметим особенности организации этого вида производственного обучения. Учебный план не регламентирует сроки проведения индивидуальных уроков по вождению машин. Поскольку одновременно с лабораторно-практическими занятиями раздел 2. "Выполнение работ по эксплуатации и техническому обслуживанию тракторов, зерноуборочных комбайнов и сельскохозяйственных машин" начинаются и звеньевые (по подготовке МТА к работе), которые включают и опробование агрегатов в движении, то к указанному сроку уже должны быть сформированы первоначальные навыки вождения тракторов. С каждым учащимся необходимо провести по 10ч: 5ч на гусеничном (ДТ-75МВ) и 5 ч на колесном (МТЗ-82.2) тракторах, что составляет 10 х 30 = 300 ч на учебную группу.

        Индивидуальное вождение можно начинать не раньше второго месяца учебного года, так как в течение первого мастер занят организационной работой в группе, а учащимся необходимо время для адаптации в условиях образовательной организации. Таким образом, если лабораторно-практические занятия по МДК 01.02.  "Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования" будут начинаться, как это предусмотрено учебным планом, с 20.10, то в течение каждой из предшествующих им недель необходимо проводить по 300 : 6 =  50 ч индивидуальных занятий. Поскольку максимальный недельный фонд учебного времени мастера составляет 36 ч, то на данный период требуется привлечь второго мастера, что нежелательно. Этих трудностей можно избежать, если начало лабораторно-практических занятий сместить на 24.11.

        Мастер группы, занимаясь по 30 ч в неделю, отработает с каждым учащимся занятия по вождению, в результате чего будут сформированы навыки, необходимые для последующего обучения подготовке МТА к работе. Лишь упражнение "Вождение гусеничного трактора  в темное время суток" запланировано на более поздний период.

        Сроки проведения индивидуальных занятий по другим темам Индивидуального вождения тракторов и комбайнов определяются, анализируя межпредметные связи. Так, с учетом всего комплекса факторов вождение трактора Т 150 и самоходного комбайна отработать в марте, июне  второго курса.  

        На вводное занятие предусмотрено 6 ч. Из них 3 ч в конце первой недели приходится на ознакомление учащихся с квалификационной характеристикой и содержанием программы производственного обучения, а также для проведения общегруппового вводного инструктажа, предшествующего индивидуальным занятиям по вождению машин. Соответственно необходимо сместить на более поздний срок 3 ч теоретических занятий. Оставшиеся 4 ч следует использовать перед началом занятий по общеслесарным работам для изучения мастерской и порядка работы в ней. Общие вопросы, предусмотренные на вводном занятии, могут быть изучены в процессе внеклассной работы мастера с закрепленной за ним группой. Приведенные в данном примере изменения календарных сроков не нарушают изучения теоретического материала, предшествующего лабораторно-практическим занятиям.

        Особо тщательного анализа требуют межпредметные связи при отработке вопросов по подготовка МТА к работе, так как они не учтены подробно в учебном плане. С одной стороны, уроки должны проводиться после изучения соответствующих тем на теоретических и лабораторно-практических занятиях по  МДК 01.02.  "Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования", а с другой - предшествовать определенным темам лабораторно-практических занятий по МДК 01.01. "Технология механизированных работ в растениеводстве".

        Сопоставляя тематические планы данных предметов, следует изменить последовательность отработки тем на занятиях  "Подготовка МТА к работе". Неизменными (одновременно с I циклом лабораторно-практических занятий по МДК 01.02.  "Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования") остаются лишь сроки отработки темы  "Приемы навешивания машин на гусеничные и колесные тракторы. Регулировка колеи трактора". Далее следуют тема  "Подготовка к работе МТА для основной и предпосевной обработки почвы" и тема  "Подготовка к работе МТА для посева и посадки". Они предшествуют наладочным работам, которые предстоит выполнять на лабораторно-практических занятиях по МДК 01.01. "Технология механизированных работ в растениеводстве".

        Отработать все темы раздела в оптимальные сроки не представляется возможным, так как она продолжается на протяжении всего срока обучения, тогда как следуемые за ними лабораторно-практические занятия по МДК 01.01. "Технология механизированных работ в растениеводстве" завершается после двух лет. Есть и другие неувязки составных элементов учебного процесса. Например, гидропривод и механизмы отбора мощности в МДК 01.02.  "Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования изучают лишь на третьем году, а практические работы, связанные с использованием и ТО перечисленных систем, приходится выполнять уже на первом году обучения. Все это подтверждает необходимость особо тщательного анализа содержания обучения, чтобы находить наиболее эффективные решения учебных задач. Дать какие-либо универсальные рекомендации для подобных обстоятельств не представляется возможным. Не следует подменять предметы теоретического обучения. Задача мастера — научить работать по профессии, а теоретические сведения надо сообщать лишь в том объеме, какой нужен для практического освоения конкретной работы.

        Руководствуясь календарными графиками учебного процесса, составляют общее для всех учебных групп расписание занятий. Для проведения лабораторно-практических занятий, например, по МДК 01.01. "Технология механизированных работ в растениеводстве" и отработке вопросов учебной практики рекомендуется иметь второе резервное расписание на случай их переноса из-за погодных условий. На период действия расписания с учетом проводимых вне его индивидуальных занятий по вождению машин готовят график работы мастеров.

        По всем разделам производственного обучения разрабатывают перечни заданий или иную документацию, в которой отражают уроки, графики чередования и др.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

         Профессиональная образовательная организация, которая реализует основную профессиональную образовательную программу, должно располагать материально-технической базой обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

          Кабинеты:

инженерной графики;

материаловедения;

технической механики;

агрономии;

зоотехнии;

экологических основ природопользования;

управления транспортным средством и безопасности движения;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

          Лаборатории:

технических измерений;

электротехники;

механизации сельскохозяйственных работ;

тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин;

оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм;

автомобилей;

микробиологии, санитарии и гигиены;

технологии производства продукции растениеводства;

технологии производства продукции животноводства.

          Мастерские:

слесарная мастерская;

пункт технического обслуживания.

         Тренажеры, тренажерные комплексы:

тренажер для выработки навыков и совершенствования техники управления транспортным средством.

         Полигоны:

учебно-производственное хозяйство;

автодром, трактородром;

гараж с учебными автомобилями категорий «В» и «С».

         Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

          Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

Мастер должен подготовить оборудование к занятиям. Поручать это учащимся за счет времени, отведенного для выполнения учебных работ, не допускается.

        Училища снабжают материалами и заготовками для занятий по слесарному делу, а также ГСМ по годовым заявкам. Потребное количество нефтепродуктов рассчитывают, руководствуясь групповыми нормами. Организация их хранения и заправка машин должны отвечать установленным требованиям.

ОРГАНИЗАЦИЯ  РАБОТЫ  МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Мастер обязан не только обучать учащихся, но и проводить среди них организационно-воспитательную работу. Расширение профиля подготовки, использование при обучении разнообразных сложных машин и оборудования, проведение в значительном объеме индивидуальных занятий и занятий с небольшими (по 2...3 учащихся) группами на мобильным агрегатах вызывают объективную необходимость специализации в работе мастеров. Рекомендована следующая форма организации их работы.

        В рамках штатных норм (на 12... 15 учащихся один мастер) за каждой учебной группой закрепляют одного мастера, который проводит в ней занятия по профилирующим разделам и всю организационно-воспитательную работу. Он обучает вождению тракторов и комбайнов, подготовке МТА к работе, оказывает помощь преподавателю в организации и проведении лабораторно-практических занятий, отрабатывает вопросы учебной практики  по профессиональным модулям "Выполнение механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур" , "Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования" и руководит производственной практикой учащихся.

        Если мастер не занят в своей группе, то его привлекают к аналогичным занятиям (кроме обучения вождению машин) в параллельных группах этого же года обучения, исходя из расчета выполнения учебной нагрузки (около 700 ч в год).

        Остальные мастера занимаются по определенным разделам производственного обучения, отвечая за состояние соответствующих объектов. Учебная нагрузка 1440 ч в год.

        При планировании работы руководствуются рекомендованными формами организации занятий производственного обучения (табл.). Решая вопрос о конкретном закреплении мастеров за объектами, исходят из их территориального расположения, общего объема нагрузки по отдельным разделам, числа машин и оборудования, уровня подготовленности и опыта работы.

Формы организации занятий производственного обучения и занятость на них мастеров

Раздел обучения

Форма организации занятий

Число  одновременно занятых

Учащихся

Мастеров

Индивидуальное вождение тракторов и комбайнов

Индивидуальная

1

1

Подготовка  МТА к работе

Рассредоточено

1 звено  4 - 5 учащихся

1

Технология производства продукции растениеводства

Рассредоточено

Концентрированно

10 звеньев по 2-3 учащихся в каждом

1 мастер и 10 наставников предприятия социального партнёра

Производственная  практика

Концентрированно

учебная группа

2 мастера 10 - 12 наставников предприятия социального партнёра

Общеслесарные  работы

Концентрированно

учебная группа

1 мастер

Система ТО и ремонта машин

Рассредоточено

Концентрированно

5 звеньев по 4 - 5 учащихся

1 мастер 4 - 5 наставников предприятия социального партнёра

Постановка  техники на хранение

Рассредоточено

Концентрированно

5 звеньев по 4 - 5 учащихся

1 мастер 4 - 5 наставников предприятия социального партнёра

Ремонтные  работы

Концентрированно

5 звеньев по 4 - 5 учащихся

1 мастер 4 - 5 наставников предприятия социального партнёра

ОРГАНИЗАЦИЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ  НА БАЗЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРА.

Содержание и планирование.

Цель организации самостоятельной учебной работы учащихся на базе предприятий социального партнёра - закрепить знания и навыки, приобретенные в процессе предшествовавшего обучения, завершить формирование профессиональных компетенций, ознакомить с выполнения механизированных сельскохозяйственных работ в соответствии с агротехническими требованиями и установленными производственными нормами.

Помимо решения задач профессиональной подготовки такая форма организации самостоятельного обучения имеет важное и воспитательное значение. Учащийся, будучи включенным в состав производственного подразделения предприятия социального партнёра, живет в его рабочем режиме, приобщается к интересам и нуждам коллектива, учится правильно строить взаимоотношения с его членами. Здесь закрепляются такие положительные черты личности, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, коллективизм и взаимопомощь.

Для решения этих задач составляется программа, которая  предусматривает работу учащихся на всех наиболее типичных МТА, используемых при возделывании и уборке сельскохозяйственных культур. В ней учитывают почвенно-климатические условия, специализацию и иные особенности хозяйств, в которых предполагается проводить занятия, с тем чтобы овладеть современной техникой и технологией, приемами и способами работы передовиков и новаторов производства.

Перечень заданий обсуждают в методических комиссиях и обязательно согласовывают с руководителями и специалистами хозяйств для лучшего решения учебных и производственных задач, а за тем отражают в перечне вопросов самостоятельной учебной работы при разработке программы профессионального модуля.

Кроме освоения технологических процессов по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур, программой предусмотрены ремонтные работы, проведение технического обслуживания и постановки техники на хранение.

Будущие механизаторы, под руководством наставников привлекаются дублерами, им ставится задача освоения некоторых технологий , технологических операций, умений с отработкой на производственных участках хозяйства или новых машинах. К наставничеству следует привлекать только высококвалифицированных работников. С каждым из них мастер должен встретиться, чтобы дать сведения об учащемся, указать на слабые стороны в его подготовке и порекомендовать наиболее эффективные в условиях производственной практики способы их устранения.

Мастер производственного обучения определяет  время и режим инструктажа, порядок смены учащихся на рабочих местах, организовывает взаимопомощь и взаимоконтроль.

Организация работы.

Для выполнения задачи по подготовке квалифицированных профессиональных кадров в процессе многолетней совместной деятельности между образовательной организацией и социальными партнёрами устанавливаются тесные контакты. Это позволяет достаточно детально разрабатывать предложения по организации самостоятельной учебной работы на базе предприятий, в которых в равной мере учитывают необходимость решения и учебных и производственных задач.

После одобрения предложений методической комиссией, экспертной оценки и утверждения программы профессионального модуля,  мастера групп выезжают в хозяйства для заключения договоров.

При обсуждении обязанностей сторон, содержащихся в договоре, следует ознакомить представителей предприятий социальных партнёров с программой и перечнем заданий, обратить особое внимание на необходимость безусловного их выполнения по содержанию и времени и уточнить организационные мероприятия. Также важно обсудить вопросы режима работы, охраны труда, организации питания и быта учащихся. На стадии подготовки необходимо: познакомиться с производственными заданиями бригад и других подразделений, куда будут направлены учащиеся; выяснить, на какой технике, каком оборудовании предполагается отрабатывать вопросы самостоятельной учебной работы под руководством наставников или в качестве дублеров к штатным механизаторам.

После заключения договоров старший мастер должен встретиться со всеми руководящими работниками, привлекаемыми к организации занятий, ознакомить их с планом их проведения, уточнить детали предстоящих работ и внести коррективы в план.

Мастеру следует подготовить проект приказа по хозяйству о самостоятельной учебной работе учащихся, который должен быть отдан не позднее чем за 15 дней до ее начала. В нем указывают: цели и сроки занятий; подразделения, в которых намечается ее проведение; ориентировочное число направляемых в них учащихся; рекомендации по подготовке техники, предназначенной для работы, и др.

Перед выездом на занятия директор училища проводит производственное совещание. На нем мастера докладывают о проделанной подготовительной работе, уточняют предстоящие задачи самостоятельной учебной работе, обсуждают вопросы методики обучения, учета и отчётности, порядок выезда и возвращения.

На общем собрании учащихся знакомят с целями, планом и организацией самостоятельной учебной работы на производстве. После него группы инструкти-руют о содержании заданий, сообщают о распределении учащихся по хозяйст-вам и производственным подразделениям, знакомят с графиком отработки заданий, календарным планом мастера по проверке работы, требованиями общей и трудовой дисциплины в хозяйствах и объясняют правила ведения дневников самостоятельной учебной работы.

Форма бланка дневника

Самостоятельная учебная работа

Выполняемая работа (задание)

Дата выполнения задания

Время, затраченное на проведение работ, ч

Объем выполненных работ

Оценка

Подпись наставника или мастера, примечание

норма

выполнение

Руководство самостоятельной учебной работой

В начальный период проведение самостоятельной учебной работы на производстве необходимо выполнить много организационных мероприятий, начиная с устройства быта учащихся и заканчивая их расстановкой по рабочим местам.

По прибытии учащихся в хозяйство один из его специалистов (желательно главный инженер) знакомит их со структурой хозяйства и территориальным расположением его производственных подразделений, их специализацией и формами организации труда,  распорядком дня, требованиями трудовой и технологической дисциплины. Он же проводит и документально оформляет инструктаж по технике безопасности и противопожарным мероприятиям. Затем учащихся распределяют по производственным подразделениям и рабочим местам и определяют руководителей-наставников. Оформляют приказ или распоряжение во исполнение ранее изданного приказа по организации самостоятельной работы.

Форма организации занятий учащихся зависит от конкретных обстоятельств. Один из вариантов — дублёр механизатора на машинах, закрепленных за штатным работником. Работа в звене по ремонту и техническому обслуживанию тракторов и сельскохозяйственных машин под руководством наставников. Во всех случаях должно соблюдаться правило — какая бы форма организации занятий не применялась, учащиеся должны самостоятельно выполнять работу, по своему характеру соответствующую профессии.

Организационную часть завершают беседой, в ходе которой мастер уточняет и комментирует первые впечатления учащихся, разрешает возникшие вопросы.

С каждым из наставников мастер обязан встретиться в первые же дни занятий, чтобы ознакомить с календарным графиком, уровнем подготовленности и индивидуальными особенностями учащегося и порекомендовать наиболее эффективные формы деятельности. Все это целесообразно оформить в виде памятки по руководству самостоятельной учебной работой учащихся, вручаемой наставнику.

В ходе самостоятельной учебной работы на производстве мастер проверяет соответствие выполняемых работ программе профессионального модуля и календарному графику, условия труда и быта, соблюдение трудовой дисциплины и правил поведения, техники безопасности и производственной санитарии, инструктирует по технологии проведения сельскохозяйственных работ и эксплуатации машин, обеспечивает изучение новой техники и прогрессивных форм организации труда, оказывает методическую помощь наставникам. Все это делается во время плановых посещений производственных подразделений, где занимаются учащиеся. По записям в дневниках мастер проверяет виды и объем отработанных тем за период работы.

После отработки заданий самостоятельной учебной работы мастер производственного обучения проверяет оформление дневников и даёт указания по составлению отчета. В отчете указывают место расположения подразделений, специализацию, виды выполняемых агротехнических операций, ТО и ремонта машин.

Мастер анализирует содержание сданных дневников, сопоставляет с результатами своих зафиксированных в журнале наблюдений и определяет оценку за самостоятельную учебную работу. Основными критериями оценки служат выполнение производственных норм, качество проведения сельскохозяйственных работ и технической эксплуатации машин. Отметку можно корректировать с учетом индивидуальных заданий, отзывов администрации хозяйства, оформления дневника.

Сводную ведомость оценок прилагают к отчету мастера о проведении самостоятельной учебной работе, в котором должны быть отражены: наименования производственных подразделений, где проходили занятия, итоги выполнения программы, результаты работы учащихся, изученные ими методы и приемы выполнения операций,  положительные и отрицательные стороны в проведении самостоятельной учебной работы. Старший мастер анализирует отчеты мастеров и докладывает обобщенные сведения на педагогическом совете.

Литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 110800.01 «Мастер сельскохозяйственного производства»

  1. «Методические рекомендации по анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях» – Санкт-Петербург: ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования»,  2010 г.

  1. Осипов А.Н.  «Организация учебно-производственной работы в профессиональных училищах сельскохозяйственного профиля» – Москва: Высшая школа, 1987 г.

  1. Москвин М.В. «Организация и методика производственного обучения трактористов – машинистов» - Москва: Агропромиздат, 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации мастеру производственного обучения по планированию и организации учебной практики студентов (педагогический аспект)

Методические рекомендации  по планированию и организации учебной практики студентов подготовлены в помощь мастерам производственного обучения, организующим прохождение учебной практики в рамках р...

Особенности организации учебной практики по профессии «Изготовитель художественных изделий из дерева»

Возрождение и развитие народных промыслов играют большую роль в образовательном и воспитательном процессе, оказывают позитивное влияние на формирование личности подростка....

Наставничество, как эффективный метод организации учебной практики

Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике и в широком диапазоне....

БРИГАДНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»

Бригадная форма организации учебной практики в техникуме позволяет лучше заинтересовать обучающихся  выбранной профессией, успешнее развивать профессиональные знания и умения, реализовать воспита...