Наставничество, как эффективный метод организации учебной практики
статья

Михайлова Анна Ивановна

Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике и в широком диапазоне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Исследовательский проект:

 на тему Наставничество, как эффективный метод

организации учебной практики

А.И. Михайлова, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ Байкальского колледжа туризма и сервиса

г. Улан-Удэ

НАСТАВНИЧЕСТВО, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Современное образование находится на переломном моменте своего развития. Идет активный поиск новых образовательных парадигм, концепций, форм, технологий обучения. Это связано с переходом общества на новую ступень – информационную.

Однако не теряют актуальности и хорошо известные подходы и методы. Современное российское общество столкнулось с проблемой нехватки квалифицированных кадров в различных областях общественного производства, хотя, ежегодно профессиональные учебные заведения страны выпускают тысячи дипломированных специалистов. Выпускники не проявляют интереса к профессии, не могут адаптироваться на предприятии, настроены на быстрый карьерный рост. Для решения этой проблемы хорошим методом является наставничество. В настоящее время существует несколько определений понятий «наставничество» и «наставник».

Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике и в широком диапазоне.

Наставничество – это планомерная работа по передаче навыков от начальника к подчиненному. Как институт обычно существует в крупных компаниях. Возведенное директорами в ранг философии фирмы, оно становится инструментом воспитания подрастающих кадров.

Наставничество – в СССР форма коммунистического воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профессионально-технических училищах и т. д. передовыми опытными рабочими, мастерами, инженерно-техническими работниками. В различных формах существовало с 30-х годов, особенно распространилось с 70-х годов.

Наставник – воспитатель, учитель.[1]

Метод наставничества используется в Байкальском колледже туризма и сервиса при прохождении студентами учебной и производственной  практики.  Рассмотрим на примере учебной практики по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).

Учебно- методическая документация по практике рассмотрена и утверждена в соответствии с локальными актами колледжа.  

Учебная практика рассчитана на 36 часов занятий, которые проходят в учебной лаборатории. Федеральный государственный образовательный стандарт        обязывает обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения. В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт выполнения тех или иных видов профессиональной деятельности. Учебная практика может проводиться в различных организационных формах.

В рабочей программе практики отражены формы и методы наставничества.  Во время учебный практики обучающие выступают в роли молодых специалистов, имеющих знания и умения, освоенные при изучении МДК. Руководитель практики, наставник, выступает в роли опытного мастера, который может передать ученику знания о специфике работы на конкретном рабочем месте, с которой он хорошо знаком.

Наставник должен:

  • ознакомить обучающегося с предприятием (учебной лабораторией);
  • ознакомить с ассортиментом продукции и способами выкладки товара;
  • показать рабочее место, провести полный инструктаж обучающегося по использованию оборудования;
  • рассказать о его обязанностях и предъявляемых к нему на данном рабочем месте требованиях;
  • научить обучающегося работать так, чтобы он мог выполнять работу требуемого уровня качества.

Основные задачи наставничества на учебной практике:

  • привитие студентам интереса к профессии;
  • развитие  способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них обязанности;
  • адаптация студентов к условиям, приближенным к производству, привитие сознательного и творческого отношения к выполнению своих обязанностей.

Для решения этих задач составляется план наставничества:

  1. Знакомство с рабочим местом
  2. Инструктаж на рабочем месте
  3. Закрепление рабочего места
  4. Постановка производственной задачи
  5. Самостоятельная работа студентов по выполнению производственной задачи (это позволяет формировать ОК и ПК)
  6. Анализ результатов работы студентов

Главная задача  руководителя в период прохождения учебной практики - постановка перед студентами производственных задач, максимально приближенных к производству, для того чтоб студенты могли самостоятельно отработать профессиональные навыки, подготовить их к работе на производстве, в трудовом коллективе. Выполнение производственных задач сопровождается поддержкой обучающегося со стороны наставника, который мотивирует, информирует, обучает, корректирует ошибки, осуществляет обратную связь с обучающимися.

Метод наставничества позволяет достигать высоких результатов прохождения учебной практики (таблица 1)

Таблица 1

Специальность

год

Форма организации УП

оценка

% качества

Коммерция

(по отраслям)

3

4

5

2019

традиционная

9

11

5

64,0

2020

наставничество

7

12

6

72,0

2021

наставничество

2

15

8

92,0

Таким образом, исходя из опыта применения метода наставничества при организации учебной практики можно сказать следующее:

  • наставничество дает положительный результат в деле подготовки обучающихся к прохождению производственной практики;
  • обучающиеся ближе знакомятся с профессией, у них формируется устойчивый интерес к ней;
  • обучающиеся показывают готовность самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них обязанности;
  • учебная практика позволяет студентам адаптироваться к условиях производства, подготовиться к сознательному и творческому отношению к выполнению своих обязанностей на производстве.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы организации учебной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования.

          При применении субъектами образовательного процесса различных активных  методов  организации образовательной  деятельности реализуются зад...

Организация учебной практики.

В представленном методическом пособии рассмотрены основные подходы к организации и методике производственного обучения, по профессии "Мастер сельскохозяйственного производства" с присвоением квалифика...

Методические рекомендации мастеру производственного обучения по планированию и организации учебной практики студентов (педагогический аспект)

Методические рекомендации  по планированию и организации учебной практики студентов подготовлены в помощь мастерам производственного обучения, организующим прохождение учебной практики в рамках р...

Cтатья "Виртуальная экскурсия - эффективная форма организации учебного процесса"

В статье автор делится опытом организации виртуальных экскурсий на занятиях....

Особенности организации учебной практики по профессии «Изготовитель художественных изделий из дерева»

Возрождение и развитие народных промыслов играют большую роль в образовательном и воспитательном процессе, оказывают позитивное влияние на формирование личности подростка....

БРИГАДНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»

Бригадная форма организации учебной практики в техникуме позволяет лучше заинтересовать обучающихся  выбранной профессией, успешнее развивать профессиональные знания и умения, реализовать воспита...