Эссе на тему: "Наставничество, как эффективный метод профессиональной адаптации молодых специалистов"
статья на тему

Шувалова Людмила Эдуардовна

Мое участие в конкурсе преподавателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_o_nastavnichestve.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наставничество, как эффективный метод профессиональной адаптации молодых специалистов

Семнадцать лет своей профессиональной деятельности я посвятила вопросам организации практического обучения студентов московского медицинского колледжа. За это время система образования и условия подготовки специалистов среднего звена претерпели серьезные изменения.  С ежегодным ростом требований, предъявляемых к качеству формирования профессиональной компетентности выпускников колледжа, мы стали меньше акцентировать внимание на  адаптацию в первые годы работы по выбранной профессии.

В настоящее время я считаю важным поднять вопрос о профессиональной адаптации среднего медицинского персонала, поэтому данную проблему буду освещать в конкурсной работе.

Очевидно, что главной составляющей по укреплению системы здравоохранения является правильно подобранная стратегия развития квалифицированных кадровых ресурсов. Качество оказываемых медицинских услуг напрямую измеряется показателями деятельности работников – их знаниями, умениями, уровнем мотивации. Но прежде чем, оценивать перечисленные показатели нового сотрудника необходимо создать для него комфортные условия на рабочем месте.

Как педагог-психолог по образованию, я понимаю, что главной особенностью работы в медицинских учреждениях являются стрессовые условия труда и высокая ответственность за жизнь и здоровье пациента.

Как справиться со стрессом молодым специалистам, чей практический опыт работы до этого сводился к выполнению инвазивных манипуляций на манекенах по строго выученным алгоритмам? Как суметь «взять себя в руки», преодолеть страх и перейти к непосредственной работе с пациентом?

Я вижу решение данных вопросов во внедрении системы наставничества на рабочих местах в первый год работы новых сотрудников.

Какие вопросы, связанные с адаптацией медицинской сестры/брата, должен взять на себя наставник?

В первую очередь разъяснить структуру работы лечебного учреждения. Рассказать об организации, направлении деятельности, взаимоотношениях внутри медицинского учреждения.

Считаю уместным, объяснить сотруднику о существовании должностных обязанностей, что предполагает совместное изучение должностной инструкции. Акцентировать внимание на разъяснении правил проведения медицинских манипуляций, анализе результатов, изучении нормативов качества выполненной работы, продолжительности и распорядка дня. Здесь необходимо выделить главную мысль. Большинству студентов, за годы своей учебы,  редко  приходилось проводить инвазивные манипуляции непосредственно на пациентах. Молодые специалисты испытывают большой дискомфорт, впервые выполняя ту или иную задачу в своей работе. Наставник должен помочь справится со стрессом, еще раз объяснить, показать, как выполнить ту или иную рабочую операцию, предотвратить ошибки, научить взаимодействовать с пациентами. Это поможет быстрее адаптироваться к условиям труда и выработать практические навыки.

 Не стоит упускать из внимания моменты, связанные с организацией отдыха сотрудника. Сюда относятся места приема пищи, организация перерывов, необходимость соблюдения этики и деонтологии в своей работе и прочее. Наставник рассказывает, показывает, направляет.

Для многих, наравне с выполнением конкретных медицинских манипуляций, сложным вопросом является знакомство с системой ведения внутреннего медицинского документооборота. Здесь наставник оказывает помощь не только в практическом использовании техники, но и рассказывает о требованиях, предъявляемых к отчетности. Знакомит со списками внутренних документов (алгоритмы работы с пациентами, требования к политике конфиденциальности, документацией по охране труда).

Помимо производственных отношений между наставником и молодым специалистом желательно наладить обратную связь. Примером могут послужить периодические доверительные беседы, на которых в дружеской обстановке решались бы вопросы об уровне удовлетворенности сотрудника условиями работы (статусом, оплатой труда, перспективой развития, реализацией своего потенциала). В беседе необходимо помочь сохранить интерес к профессии, мотивировать сотрудника, исключить возможность быстрого профессионального выгорания.

Обратная связь помогает выявить уровень психологического напряжения нового сотрудника, есть ли физическая усталость, каков уровень стресса. Перечисленные параметры напрямую сказываются на качестве работы медицинского персонала, снижение которого в данной сфере недопустимо.

Подводя итог сказанному выше, хочу еще раз подчеркнуть необходимость освещения вопроса профессиональной адаптации выпускников медицинских колледжей, и формированию системы наставничества/кураторства.

Введя описанную систему, как обязательную практику на рабочих местах, в итоге, мы получим значительное улучшение качества предоставления медицинских услуг. Сократиться текучка кадров, вырастет престиж работы в государственных лечебных заведениях (при условии введения наставничества в них в первую очередь). Будет отмечено быстрое привыкание к коллективу среди молодых специалистов, построение корпоративной культуры внутри организации, а также снижение уровня неуверенности  и тревожности среди молодых специалистов. Неминуемо развитие позитивного отношения к обязанностям, повышение уровня удовлетворенности работой в целом.

Наставничество, как главный элемент профессиональной адаптации, - это правильный стратегический шаг к получению экономических выгод для организации в перспективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема формирования речевого имиджа молодого специалиста как один из аспектов развития профессиональных компетенций

Преподавание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» выявило острую проблему, с которой сталкиваются будущие молодые специалисты: формирование речевого имиджа. Речевой имидж – особое речевое...

Условия профессиональной адаптации будущего специалиста

Условия профессиональной адаптации будущего специалиста...

Из опыта работы наставника "Сопровождение профессиональной адаптации молодого специалиста"

Осуществление учителем в различных формах сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей....

Профессиональная адаптация молодых педагогов.

Одной из самых актуальных проблем в образовании России является создание условий для успешной социализации и самореализации молодых кадров. Система образования стремительно «стареет» и ей ...

2019 г. Адаптация молодых специалистов СПО

Статья о программе адаптации молодых специалистов СПО разработанной и успешно реализуемой ГБПОУ РК "БТСТ"....

Выявление особенностей подготовки молодых специалистов специальности «Начальное образование» в контексте профессионально-психологической адаптации

В реализации стратегических целей образования учитель остаётся ключевой фигурой. Выпускники Пинского колледжа УО «БрГУ имени А.С. Пушкина» ежегодно пополняют ряды педагогического сообществ...