Разработка урока ПМ 02.Технология производства, хранения и переработки продукции растениеводства в сельской усадьбе. МДК02.01 Технология производства продукции растениеводства в сельской усадьбе Тема: Морфология и биология томата
методическая разработка на тему

 Забитова Рамзия Хакимьяновна

  В методической разработке урока по МДК «Технология производства продукции растениеводства в сельской усадьбе» изложено изучение морфологии и биологии  томатов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razrabot.zip623 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение Зауральский агропромышленный колледж

Разработка   урока

ПМ 02.Технология производства, хранения и переработки продукции растениеводства в сельской усадьбе.

МДК02.01 Технология производства продукции растениеводства в сельской усадьбе

 Тема: Морфология и биология томата

                                                                                   

  Преподаватель спецдисциплин

Забитова Р.Х

                                           

                                                 

                                                     

                                               

                                                   2016г


 


                                                 Аннотация

    Одной из основных задач экономического и социального развития нашей   республики является повышение темпов и эффективности развития сельскохозяйственного производства на базе ускорения научно- технического прогресса, технического перевооружения и реконструкции сельскохозяйственного производства с использованием интенсивных технологий выращивания сельскохозяйственных культур, в частности, томатов.
     
Интенсификация в области овощеводства предусматривает специализацию производства овощных на основе научно-обоснованного размещения овощных культур, внедрение наиболее  урожайных и высококачественных сортов, химизацию овощеводства, максимальную механизацию производственных процессов.
   
Совершенствование технологии выращивания томатов является весьма актуальной задачей при подготовке специалистов – овощеводов, особенно в условиях реализации программы импортозамещения.  Именно изучение морфологии и биологии  томатов изложено в методической разработке урока по предмету «Технологи производства продукции растениеводства в сельской усадьбе».

                                                   Содержание



  1. Введение

  2. Конспект урока

  3. План урока

  4. Заключение

  5. Литература




                                                  Введение

Овощеводство – это отрасль растениеводства, которая занимается производством овощей, а также наука, изучающая биологию и особенности выращивания овощных растений.
Овощи – незаменимый продукт питания. Они обеспечивают организм человека жизненно необходимыми веществами: витаминами, органическими кислотами, минеральными солями, многими биологически активными веществами, углеводами и белками.

    Основной источник овощной продукции – открытый грунт.

Особенность выращивания томатов в открытом грунте заключается в том, что рост и формирование растений проходят в жаркий период сезона, а массовое плодоношение приходится на неблагоприятный период понижения температуры, частых туманов, утренних рос (август – сентябрь). В этих условиях растения чаще поражаются болезнями, рост и созревание идет медленно. Поэтому выращивание томатов в открытом грунте эффективно лишь при высокой агротехнике, направленной на подготовку растений к активному плодоношению в таких условиях.

.
              Учебно- методическая карта занятия  №

35.01.23 Хозяйка(ин) усадьбы

ПМ 02.Технология производства, хранения и переработки продукции растениеводства в сельской усадьбе.

МДК02.01 Технология производства продукции растениеводства в сельской усадьбе

Группа       дата 

Тема : Морфология и биология томата.

 Вид  занятия:  урок

Тип урока:  урок изучения новой темы.

 Цели :  Обучающая: ознакомить учащихся с овощными культурами семейства пасленовых; изучить морфологию и биологию томата.

     Воспитательная: способствовать воспитанию самостоятельности, любознательности; умения самостоятельно добывать знания.

     Развивающая: способствовать  развитию способности анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку

Методика изложения, обучения: вербальная.

Задачи:

должен уметь выполнять работы, связанные с  выращиванием плодовых, овощных, ягодных, декоративных и древесно-кустарниковых растений и уходом за ними;

иметь практический опыт:

возделывания, уборки и хранения сельскохозяйственных культур с применением средств механизации

знать: способы размножения и рассадный метод выращивания овощей основные и агротехнические приемы ухода за овощными и плодовыми культурами;

Должен обладать ОК, : ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ПК: ПК2.2 Выращивать сельскохозяйственные культуры в сельской усадьбе в открытом и закрытом грунте в соответствии с агротехнологиями.

Внутрипредметная связь: Тема №2-4

 Межпредметная связь: Биология, химия.

Домашнее задание: найти и изучить информацию о происхождение томата.

Учебно-методическое обеспечение, включая ИКТ: Свежие образцы овощей семейства пасленовых, карточки-задания, загадки , презентация.

Оборудование(ТСО): ноутбук, проектор

Литература: Овощеводство.Ю.М.Андреев.стр123- 138

Журнал “Приусадебное хозяйство”

 Нормативно-техническая документация: Рабочая программа и тематический план  ПМ02, протокол № 1 от 1 сентября 2016 г.

                                                             Структура урока.

№п/п

Элементы занятия, изучаемые    вопросы.

Методика

Время.

1.

Организационный момент

Приветствие, психологический настрой обучающихся, проверка явки и их готовность к уроку

2

Сообщения темы, актуализация, цели и задач урока, мотивация.

Беседа.

3

Изложение по плану:

1.Значение и распространение томата.

2. Морфология  томата

 

3. Биология томата.

       

 Преподаватель объясняет новую тему. Учащиеся кратко конспектируют тему в рабочие тетради

.Поиск  и изучение информации самостоятельно,

используя литературу и интернет ресурсы,

обсуждение

4

Контроль знаний по новой теме. 1.Устно по вопросам:

Кто правильно ответит на три вопроса  подряд получает на ужин помидоры.

Своеобразный « Аукцион».

Лот№1

 1.Томат теплолюбивое или холодостойкое растение?

 2.Какова оптимальная температура прорастания томата?

 3.При каких температурах не происходит опыление растений.?

Лот№2

 1.При какой температуре погибает растение.

 2. При какой температуре почвы снижается поглощение фосфора корнями томата?

3.Как влияет недостаток света на рост и развитие томата.

Лот№3.

1.Какая почва пригодна для томатов?

2.Какя должна быть кислотность почвы?

3.К чему приводит недостаток воды?

Лот№4.

1.К чему приводит избыток влаги в почве?

2.К чему приводит высокая влажность воздуха?

3.к чему приводит недостаток фосфора в рассадный период.

 

2.Карточка- задание.(индивидуально)

Устный опрос

закрепить у уч-ся знания по новой теме

Письменно

5

Подведение итога урока ,выделение главного, стимулирование активных обучающихся.

Преподаватель подводит итоги  и выставляет оценки в журнал

5минут

6

Выдача заданий для самостоятельной  подготовки и для повторения пройденной темы.

 Найти и изучить информацию о происхождение, о сортах томата

2

7

Рефлексия

Самоанализ урока.

Содержание материала

Дорогие обучающиеся! У нас сегодня новая тема.

I. Для начала  давайте отгадаем загадки.   

 1) Ягода красна, ягода вкусна. Режь да соли, ешь да хвали. (Помидор)

 2) Он почти по форме сердца, желто-красный плод у... (перца).

 3) Помидору брат, а кумачу не рад; он в лиловой рос одёжке, не краснеет даже лёжа    

     (Баклажан)

  4) Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель)

1) томаты. 2) перец. 3) баклажаны. 4)картофель

Показываю овощи семейства пасленовых и задаю вопрос группе:  «Скажите пожалуйста, почему я  именно эти овощи собрала вместе?» (Отвечают).

Да, правильно, потому что они относятся к семейству пасленовых. Мы сегодня изучим  одного  представителя из семейства пасленовых.

II. Итак, сегодняшняя тема урока: Морфология и биология  томата  

Презентация (Слайд1 .Овощи семейства пасленовых)

Хотите вырастить такие красивые овощи.? Чтобы получить такой урожай необходимо знать прежде всего морфологию и биологию этих культур. Если

вы не знаете строение растений, отношение  к различным факторам, то невозможно получить высокие урожаи.

Сегодня на уроки вы должны:

 1. Узнать значение и распространение томата перца и баклажана.

 2.  Ознакомиться морфологией и биологией томата

                                                 

1.Значение и распространение томата перца и баклажана.

Томат – одна из наиболее любимых и распространенных овощных культур. Родина томатов – Южная Америка. История вхождения в культуру данного растения довольно интересна. Когда Колумб со своими матросами ступил на неизвестный континент, среди прочих диковинок их внимание привлекло растение с яркими плодами, которые местные жители называли «томатль». В Европе томаты длительное время выращивали как декоративное растение на окнах. Итальянцы называли его «помодора», что означает «золотые яблоки». В Германии, Франции их называли «любовные яблоки». Плоды до середины 18 века считали ядовитыми.

       Томаты нашли широкое и разнообразное использование в свежем и переработанном виде, ценятся за высокие вкусовые и питательные качества. В кулинарии из них готовят вкусные салаты, закуски, используют как приправу. Помидоры солят и маринуют, это прекрасное сырье для соусов, пюре, сока, паст. В зрелых плодах содержание сухих веществ 5-8 %, значительная часть их – это простые углеводы: глюкоза, фруктоза. Плоды содержат все основные витамины: ,биологически активные вещества, органические кислоты и минеральные соли: калий, фосфор, магний и др. Томаты полезно употреблять при нарушении обмена веществ, заболеваниях сердечно-сосудистой системы и желудка.
Баклажан происходит из Индии и Бирмы, где растут дикие  сородич баклажана. Плоды баклажана содержат сахаров, белка, клетчатки, пектиновых веществ, аскорбиновой кислоты(19%) ,а также витамины В1,рутин Кроме того  в 100 граммах продукции содержится (мг) калия-238, кальция- 15, магния- 9, итд. Регулярное потребление баклажана снижает содержание холестерина и выводит из организма соли тяжелых металлов.

У баклажана в пищу употребляют недозрелые 30-40 дневные плоды, у которых семена еще  не приобрели светло коричневую окраску. Из него готовят разные блюда.

Перец происходит из тропических районов Центральной Америки. Из него тоже готовят разнообразные вкусные и полезные блюда.Перец занимает первое место среди овощей по содержанию витамина С. В фазе биологической спелости  содержит много  каротина. Жгучий вкус острому перцу дает капсаицин.(Презен.Хим состав).

По площади томат стоит на втором  месте после капусты.

А теперь переходим к изучению морфологических и биологических особенностей томата.

2. Морфологическое описание. (Презентация.Строение куста томатов)
Это однолетняя культура. Различают растения с обыкновенным типом куста и штамбовым. Штамбовые сорта – это низкорослые растения, высотой 50-80 см, сильнооблиственные. Листья с короткими черешками, гофрированные, опушенные.

Томат обыкновенный может быть детерминантным и индетерминантным. Детерминантные растения заканчивают свой рост вверх цветочной кистью. Место центрального стебля занимает боковой побег. Всего на центральном стебле закладываются 3-5 соцветий, которые следуют одно за другим у супердетерминантных сортов или через 1-2 листа – у детерминантных. Высота растений от 70 см до 1,2 м. Такой тип куста имеют скороспелые сорта.
Индетерминантные растения – это растения с неограниченным ростом. Они могут быть высотой от 2 до 10 м. Первые цветочные кисти закладываются над 8-10-м листом, а в дальнейшем через 2-3 листа. Сорта этой группы позднеспелые. Полудетерминантные сорта отличаются поздним проявлением детерминантности. Такие растения формируют 8-10 соцветий при высоте 1-1,5 м.
Корневая система у томатов хорошо развита, быстро восстанавливается при повреждениях. Основная масса корней расположена на глубине 0,5-0,7м. Дополнительные корни образуются из любой части стебля. Листья очередные непарно переристорассеченные, состоящие из долей и долечек. Имеются сорта, у которых листья состоят из крупных долей, их называют картофелелистные.
Цветки пятилепестковые, желтого цвета, самоопыляемые, собраны в соцветие завиток. В простых соцветиях цветки (7-9) расположены на одном стержне в очередном порядке, в сложных – многократно разветвляются, их число может быть до 20 и более (но лишь немногие образуют плоды). Оплодотворение цветков происходит при температуре 24…30 °С. В сухую жаркую погоду рыльце пестика выдвигается, и происходит перекрестное опыление. Первая цветочная кисть у скороспелых сортов закладывается над 7-8-м листом, у позднеспелых – над 8-10-м листом. Следующие кисти закладываются через 1-2 листа, а у позднеспелых – через 3-4. В пазухах листьев постоянно образуются боковые побеги-пасынки, которые при благоприятных условиях могут укореняться.(Слайд. Цветок томата)

Плод - сочная ягода. Бывают плоды разнообразной формы и окраски, массой от 5-10 до 500-800 г и более. В производственных условиях выращивают сорта с массой плодов 80-150 г. Окраска плодов, как правило, красная, однако имеются сорта с желтыми, малиновыми, темно-бордовыми, фиолетовыми плодами. Это обусловлено наличием соответствующих хромопластов. Плод растет около 30 дней и 10-15 дней созревает. Крупные ягоды многокамерные, но с относительно большим количеством семян. Семена плоские, почковидной формы, серовато-желтого цвета, сохраняют всхожесть 6-8 лет. Вкус плодов определяется соотношением сахаров и кислот.
И так мы узнали какие морфологические особенности имеют томаты. Но мы еще не знаем  
биологию томата.(Слайд.Плоды томата.)

3. Биолгические особенности томата будите изучать самостоятельно используя учебники, журналы, интернет. Для этого вы  должны найти ответы следующим вопросам:

 а) отношение томата к теплу.

б) отношение к свету

в) отношение к влаге

г) отношение к почве

д) отношение к элементам минерального питания.

(После  изучения каждого вопроса -обсуждение.)
Биологические особенности 
Отношение к теплу.
Томат – теплолюбивое растение. Оптимальная температура для прорастания  20…25°С.А для роста и развития растений 20-25 градусов. В солнечные дни фотосинтез идет более интенсивно при высоких температурах. При температуре 15° С и ниже томаты не цветут, не образуют плодов, а при температуре 10°С прекращается рост. Если температура выше 35°С, плоды также не образуются. Так как пыльца становится нежизнеспособной..

Отношение к свету

По отношению к свету – это одна из наиболее светолюбивых культур. Для нормального роста необходима освещенность не менее 6 тыс. лк. При недостатке света растения плохо растут, в плодах накапливается меньше сахара и других сухих веществ, они менее вкусные. Оптимальное содержание СО2 в воздухе 0,1 %.
Отношение к влаге
Культура сравнительно засухоустойчива. Оптимальная влажность почвы для томата 70-80 %. Резкие изменения влажности почвы в период цветения приводят к опаданию цветков, а в период формирования плодов – к их растрескиванию. Воздух при выращивании томатов должен быть сухим, относительная влажность 65-70 %. Томат хорошо растет на хорошо удобренных суглинистых, структурных почвах. Оптимальная кислотность почвенного раствора – рН 5,5 – 6.

Отношение к элементам минерального питания.

Из почвы томат поглощает много азота и калия, мало фосфора. Однако он отличается слабой способностью усваивать этот элемент, поэтому предъявляет повышенные требования к фосфору. Свежий навоз под томат вносить не следует, так как растения «жируют», т.е развивают мощную вегетативную массу в ущерб цветению и плодоношению. Растения требовательны к микроэлементам бору и меди.

III. Закрепление пройденного материала.

Если вы закончили, ответьте мне на вопросы:

Кто правильно ответит на три вопроса  подряд, получает на ужин помидоры.

 1. Томат теплолюбивое или холодостойкое растение?

 2. Какова оптимальная температура прорастания томата?

 3. При каких температурах не происходит опыление растений?

 4. При какой температуре погибает растение.

 5. При какой температуре почвы снижается поглощение фосфора корнями томата?

 3. Как влияет недостаток света на рост и развитие томата.

6. Какая почва пригодна для томатов?

7. Какая должна быть кислотность почвы?

8. К чему приводит недостаток воды?

9. К чему приводит избыток влаги в почве?

10. К чему приводит высокая влажность воздуха?

11. К чему приводит недостаток фосфора в рассадный период.

                                                  Карточка- задание.

№ вопроса

                   Вопрос

№ ответа

                   ответ

1

Индетерминантные растения томата

1

 заканчивают свой рост вверх цветочной кистью

2

Детерминантные растения  томата

2

Вырастают в пазухе листьев

3

Ягода

3

Это соцветие томата.

4

Завиток

4

Это плод

5

Пасынки

5

это растения с неограниченным ростом, высокорослые

IV. Подведение итога урока (Оценки за работу, за активность)

V. Выдача дозированного домашнего задания.
Овощеводство.Ю.М.Андреев.стр123- 138

VI. Общий итог урока.

                                                      Заключение

Знание  морфологии и биологии томатов – основа успеха овощеводов. Изучение морфологии и биологии томатов в ходе урока является основой   для дальнейшего изучения  технологии  выращивания этой культуры.
 Проведенный опрос, и работа с карточкой показало, что обучащиеся овладели теоретическими знаниями по морфологии и биологии томатов в открытом грунте и впоследствии смогут применить полученные знания в практической работе.


Литература

1Овощеводство.Ю.М.Андреев.Изд.ценр «Академия»,2003.

2.Овощеводство. В.П.Матвеев.Изд.  «Колос»,1985г.

3.Журнал. « Приусадебное хозяйство».2011г.№5

   

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Производство, хранение и переработка продукции растениеводства в сельской усадьбе 35.01.23.Хозяйка (ин) усадьбы.

Программа профессионального модуля  – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в  соответствии с ФГОС по профессии СПО 35.01.23Хозяйка(ин) усадьбы, направлени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ «ПРОИЗВОДСТВО, ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА» 35.01.23 «ХОЗЯЙКА(ИН) УСАДЬБЫ»

Рабочая программа учебной практики является частью ППКРС по профессии 35.01.23 "Хозяйка(ин) усадьбы" в части освоения квалификации:- учетчик-плодоовощевод;- учетчик-повар....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ «ПРОИЗВОДСТВО, ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА» 35.01.23 «ХОЗЯЙКА(ИН) УСАДЬБЫ»

Рабочая программа производственной практики является частью ППКРС в соответсвии с ФГОС НПО по профессии 35.01.23 "Хозяйка(ин) усадьбы"....

Рабочая программа производственной практики ПМ 04 "Подготовка к хранению и реализации, первичная переработка продукции растениеводства ".

Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г., №896 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 25.03. 2015 № 272)  Рабочая программа производственной практики  профес...

Профессия: 35.01.09 Мастер растениеводства РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ.04 Подготовка к хранению и реализации, первичная переработка продукции растениеводства

Аннотация к рабочей программе учебной практики по профессии 35.01.09 «Мастер растениеводства» Рабочая программа учебной практики  является частью образовательной программы средне...

Итоговый тестовый контроль по МДК 01.01. Технология производства продукции растениеводства

Итоговый тест предназначен для студенстов очного и заочного отделения по специальности 35.02.05 Агрономия...

Рабочая тетрадь по МДК 01.01. Технология производства продукции растениеводства

Рабочая тетрадь содержит задания и контроль по разделу масличные культуры. При выполнении заданий студент  в рабочую тетрадь  вписывает ответы. Тетрадь сопровождается рисунками, таблицами. Д...