Доклад по теме: Рабочая тетрадь как средство формирования профессиональной активности.
методическая разработка по теме

Цель данной работы: показать возможность формирования профессиональных качеств посредством применения рабочих тетрадей контролирующего вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 53»

Доклад

на педагогический совет

по теме: Рабочая тетрадь

как средство формирования профессиональной активности

Разработала:

мастер производственного

обучения

Ю.Б. Хлебова

Сросты 2013


(Слайд 1) «Рабочая тетрадь как средство формирования

профессиональной активности»

(Слайд 2) Цель моей работы: показать возможность формирования профессиональных качеств посредством применения рабочих тетрадей контролирующего вида.

(Слайд 3) Отсюда вытекают следующие задачи:

- продемонстрировать вариант рабочей тетради контролирующего вида;

- показать системность формирования познавательных способностей при помощи тетради;

- показать мотивацию к учебной деятельности.

 Применение рабочей тетради в обучении учащихся улучшает качество обучения, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации.

Цель применения рабочей тетради в профессиональном обучении - обеспечить пооперационное формирование технологических понятий, способствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках теоретического обучения.

В настоящее время рабочие тетради решают следующие образовательные задачи:

  • усвоение технологических понятий;
  • приобретение практических умений и навыков;
  • формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля;
  • развитие мышления у учащихся;
  • контроль хода обучения.

Основными источниками знаний преподавателя о ходе усвоения учащимися технологических знаний и умений являются опрос и различного рода проверочные работы. Но опрос требует значительных затрат времени, и по отношению к каждому учащемуся такой опрос носит эпизодический характер. Исходя из этого, следует, что одним из средств управления мыслительной деятельностью являются рабочие тетради.

Именно поэтому для формирования профессиональной активности у обучающихся с особыми образовательными потребностями мною были разработаны рабочие тетради контролирующего вида (для самостоятельных и практических работ) по дисциплине «Материаловедение». Контролирующая рабочая тетрадь используется после изучения темы урока. Преподаватель с помощью листов рабочей тетради может не только установить факт знания или незнания, но и определить, на какой операции учащийся допускает ошибку, и на этапе формирования понятия устранить ее.

Для реализации образовательных задач для рабочей тетради я разработала специальные типы заданий-упражнений. Задания построены так, чтобы, работая над ними, учащийся мог последовательно производить все операции, его ошибка на каждом этапе учебного познания может быть замечена педагогом и исправлена, при этом она исправляется в том месте, где была совершена.

(Слайд 4) Функции рабочей тетради в учебном процессе:

  • Обучающая. Предполагается формирование у учащихся необходимых знаний и умений.
  • Развивающая. Рабочая тетрадь способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал быстрее закрепляется. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера.
  • Воспитывающая. Воспитание аккуратности в ведении тетради.
  • Формирующая. Рабочая тетрадь формирует у обучаемых навыки самоконтроля при условии систематического заполнения листов рабочей тетради.
  • Рационализирующая. Рациональная организация учебного времени и учебной работы учащихся. При работе с листами рабочей тетради основное время учащихся затрачивается на закрепление изученного материала, технологические процессы.
  • Контролирующая. Рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений учащихся.

 (Слайд 5) Тетрадь для самостоятельных работ по дисциплине «Материаловедение» состоит из различных заданий:

(Слайд 6) Тестовые задания. Тесты второго уровня предполагают выбор правильных ответов на вопросы. В каждой теме имеются различные тесты по: структуре вопроса, количеству подвопросов, количеству правильных ответов.

(Слайд 7) Ответы на вопросы. Учащиеся должны написать конкретные ответы на поставленные вопросы: это могут быть перечисления, дополнения или полный ответ.

(Слайд 8) Задание на определение. Перед учащимися ставится задача не просто ответить на вопрос, что означает такой-то термин, но и осмыслить значение этого термина (записав формулировку своими словами).

(Слайд 9) Работа с учебником. Учащиеся, выполняя такие задания должны найти страницы в учебнике, параграф темы, вопрос темы, а затем, внимательно прочитав его, найти ответы на поставленные вопросы.

(Слайд 10) Указание наименований или элементов. Учащиеся, рассмотрев внимательно рисунок должны либо подписать его наименование, либо подписать элементы, указанные на рисунке цифрами.

(Слайд 11) Тетрадь для практических работ по дисциплине «Материаловедение» состоит из различных практических заданий:

(Слайд 12) Заполнение таблиц. Прочитав внимательно задание, учащиеся должны выполнить практическую работу, а результаты записать в таблицу. (Слайд 13, 14)

(Слайд 15, 16) Выполнение переплетений. Учащиеся при помощи полосок цветной и белой бумаги должны выполнить простые переплетения, опираясь на схемы, расположенные справа. Выполнив переплетение из бумаги, учащиеся должны подписать его и в соответствии с выполненным переплетением подобрать ткань, а затем приклеить образец ткани под схемой.

(Слайд 17) Подбор ткани для различных видов одежды. Учащимся на рисунке предоставляется на выбор два вида одежды из различных тканей. Они должны определить, из какой ткани выполняется тот или иной вид одежды, а затем подписать под рисунком вид ткани, из которого они будут изготавливать одежду. Далее учащиеся должны подобрать образцы тканей, определить направление нити основы, а также лицевую и изнаночную стороны. Обвести по лекалу элементы одежды, вырезать их и наклеить на рисунок, а затем прорисовать все конструктивные линии одежды (вытачки, рельефы, воротник, рукава, пояса, пуговицы и т.д.). Здесь прослеживается межпредметная взаимосвязь с дисциплиной «Технология изготовления швейных изделий».

(Слайд 18) Это задание аналогично предыдущему, отличие лишь в том, что учащиеся должны выбрать не из двух видов ткани, а из одного. В данном задании учащиеся должны подобрать материал (вид трикотажа) для изготовления костюма и комплекта одежды (юбка и блузка).

(Слайд 19) Возникшие затруднения. Для формирования профессиональной активности у обучающихся с особыми образовательными потребностями, в конце каждой практической работы имеется пункт, в котором они описывают затруднения, возникшие у них в ходе выполнения практической работы. Так, при написании учащимися возникших затруднений, мы сразу на уроке рассматривали их и по мере возможности либо устраняли, либо обсуждали способы их предотвращения.

Кроме практических заданий в каждую тему включены некоторые задания из тетради для самостоятельной работы.

(Слайд 20) Критерии оценки. На каждое задание практической работы дается определенное количество баллов – они указаны рядом с заданием в скобках. Сумма по всем заданиям составляет 90 баллов + 5 баллов за аккуратность заполнения, + 5 баллов за сроки выполнения практической работы. Итоговая оценка за практическую работу выводится как общая из  предложенных в таблице показателей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: разработка листов рабочей тетради является вполне современным способом ведения учебного процесса. Несомненные преимущества налицо: проверка усвоения материала, контроль мыслительной деятельности учащихся, закрепление полученных знаний, сами занятия проходят более разнообразно, а как следствие этого повышенный интерес учащихся, возможность исправлять ошибки в момент, когда они делаются.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рабочая тетрадь как средство формирования профессиональной активности

Слайд 2

Цель: показать возможность формирования профессиональных качеств посредством применения рабочих тетрадей контролирующего вида

Слайд 3

Задачи: - продемонстрировать вариант рабочей тетради контролирующего вида; - показать системность формирования познавательных способностей при помощи тетради; - показать мотивацию к учебной деятельности.

Слайд 4

Функции рабочей тетради в учебном процессе Обучающая Развивающая Воспитывающая Формирующая Рационализирующая Контролирующая

Слайд 5

Тетрадь для самостоятельных работ

Слайд 6

Тестовое задание

Слайд 7

Ответы на вопросы

Слайд 8

Задание на определения

Слайд 9

Работа с учебником

Слайд 10

Указание наименований или элементов

Слайд 11

Тетрадь для практических работ

Слайд 12

Практические задания

Слайд 19

Возникшие затруднения

Слайд 20

Критерии оценки

Слайд 21

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Игровая технология как средство формирования общих коммуникативных компетенций".

Цель и задачи игровой технологии. Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций. Этапы реализации игровой технологии на уроках по "Технологии отделочных строительных работ"....

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Порядок обработки, формирования, упаковки и хранения наличных денег и банковских ценностей» специальность 38.01.03 Банковское дело ПМ 06 Выполнение работ по профессии Контролер (Сберегательного банка) МДК 06.01 Ведение кассовых операций

Целями освоения  темы 1.3 «Порядок обработки, формирования, упаковки и хранения наличных денег и банковских ценностей»  междисциплинарного курса 06.01 Ведение кассовых операций являются:-...

Стендовый доклад «Способы и средства формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»

В докладе  представлены материалы из опыта работы преподавателя  дисциплин профессионального цикла по теме «Способы и средства формирования профессиональных  компетенций у обучающихся ...

Доклад на тему «Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций обучающихся»

Деловая игра - один из видов педагогических игр по игровой методике, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формир...

Статья:Личностно-ориентированное обучение как средство формирования познавательной активности обучающихся

Личностно-ориентированное обучение как средство формирования познавательной активности обучающихся...

Доклад "Учебная практика как средство формирования профессиональных компетенций будущего специалиста"

Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с основными профессио...