РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 09. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА
рабочая программа на тему

Сагнаев Темурбулат Наженович

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Омской области "Павлоградский техникум

сельскохозяйственных и перерабатывающих технологий"

 

 

 

СОГЛАСОВАНО:

Генеральный директор

ЗАО «Яснополянское»

____________________

М.В. Ковальчук

"___"___________20___г.

 

               УТВЕРЖДАЮ:

               Директор БПОУ ПТСиПТ

              ______________

              Л.В. Терещенко

           "___"___________20___г.

 

 

 

 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 09. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ

КАЧЕСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Павлоградка 201_

  

 

 

Рабочая  программа учебной дисциплины  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена (далее – ФГОС СПО ППССЗ) по специальности

35.02.07 Механизация сельского хозяйства

 

Организация-разработчик: бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области "Павлоградский техникум сельскохозяйственных и перерабатывающих технологий"  далее (БПОУ ПТСиПТ)

 

 

 Разработчики:

 

  1. Т.Н. Сагнаев – преподаватель первой квалификационной категории

          БПОУ ПТСиПТ

  1. А.В. Денищенко - преподаватель первой квалификационной

          категории  БПОУ ПТСиПТ

  1. Л.И. Богомолова   - заместитель директора БПОУ ПТСиПТ
  2. Н.А. Шагин  – старший мастер БПОУ ПТСиПТ
  3. О.Н. Завгородний – генеральный директор ЗАО «Милоградовское»

 

 

 

Рассмотрена и утверждена

на заседании методической комиссии специального цикла №1

(Протокол № _____от________20___г)

Председатель методической комиссии: ___________Т.Н. Сагнаев

 

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

3.условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

 

10

4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

11

 

 


1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Метрология, стандартизация и подтверждение качества

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 110809 Механизация сельского хозяйства, входящей в состав укрупненной группы специальностей 110000 Сельское и рыбное хозяйство по направлению подготовки 110800 Агроинженерия.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
  • оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
  • использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
  • приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия метрологии;
  • задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
  • формы подтверждения качества;
  • основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
  • терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 30 часов.

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

 

        лабораторные работы

12

        практические занятия

10

        контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:

 

       внеаудиторная самостоятельная работа

30

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета                                            

 

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

 

3

4

 

90/60/30

3/2/1

Введение

Краткий исторический обзор развития  метрологии, стандартизации и сертификации. Правовые основы, цели, задачи и объекты.

2

1

Самостоятельная работа

Стандарты на детали

1

 

Раздел 1. Метрология

 

36/24/12

 

Тема 1.1 Основные положения в области метрологии

Содержание учебного материала

2

1

1

Метрология: основные понятия и определения. Задачи метрологии. Нормативно – правовая основа метрологического обеспечения точности. Международная система единиц. Единство измерений. Метрологическая служба. Основные термины и определения. Международные организации по метрологии.

Тема 1.2 Концевые меры длины. Гладкие калибры. Щупы.

 

Содержание учебного материала

2

1

1

Плоскопараллельные концевые меры длины (ПКМД): понятие, назначение. Правила составления блока мер требуемого размера. Классификация гладких калибров и их назначение. Щупы и их назначение.

Тема 1.3 Универсальные и специальные средства измерения.

 

Содержание учебного материала

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

 

2

1

Простейшие средства измерения. Штангенинструменты: штангенциркуль, штангенглубиномерштангенрейсмус. Нониусы, их назначение и устройство.

Тема 1.4 Точность, пределы измерения, проверка настройки микрометрического инструмента

Содержание учебного материала

2

1

Микрометрические инструменты: микрометр, микрометрический глубиномер, микрометрический нутромер.

 

Тема 1.5 Допуск и его связь с погрешностью

Содержание учебного материала

2

1

 

Выбор средств измерения линейных величин. Гарантированный инструмента. Допустимая погрешность измерений. Выбор средств измерения по погрешности.

 

 

Тема 1.6 Плоскопараллельные концевые меры длины.

Содержание учебного материала

2

1

Измерительные головки приборов для относительных измерений (индикаторы, микрокаторы, миниметры, оптиметры). Угломеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторные работы

12

3

Измерение параметров деталей машин с помощью штангенинструментов (штангенциркуль).

2

Измерение параметров штангенрейсмасом   (штангензубомером) и специальных измерительных средств

2

Измерение параметров микрометрическим инструментом ценой деления 0,01 мм

2

Регулировка клапанов газораспределительного механизма с использованием щупа.

2

Измерение числа оборотов при сборке машин

2

Использование плоскопараллельных концевых мер длины (плиток)

2

Самостоятельная работа по разделу 1

Современные измерительные инструменты, применяемые в машиностроении (конспект и рефераты)

12

Раздел 2. Стандартизация

 

51/34/17

Тема 2.1 Основные понятия в области стандартизации

Содержание учебного материала

2

1

Стандартизация, стандарт. Стандартизация и ее разновидности. Цели и задачи стандартизации. Комплексная и опережающая стандартизация. Международная организации по стандартизации (ИСО). Внедрение международных стандартов в отечественную нормативную документацию. Принципы стандартизации. Основные методы стандартизации.

 

2

Самостоятельная работа

Подготовить сообщение о  порядке утверждения и внедрения стандартов.

1

 

Тема 2.2. Организация работ по стандартизации

Содержание учебного материала

2

2

1

Органы и службы стандартизации в Российской Федерации и их функции. Осуществление государственного контроля и надзора. Информационное обеспечение в области Цели, принципы создания, структура стандартов. Понятие об экономической эффективности стандартизации.

 

 

Самостоятельная работа

Подготовить сообщение об  экономической эффективности.

1

Тема 2.3. Общие принципы взаимозаменяемости

 

 

 

 

Содержание учебного материала

2

2

 

1

Взаимозаменяемость. Виды взаимозаменяемости: полная и неполная, геометрическая и функциональная, внешняя и внутренняя. Основные принципы взаимозаменяемости и ее связь с эксплуатационными требованиями, технологией производства. Роль взаимозаменяемости в рациональном производстве и ее эффективность. Причины появления погрешностей геометрических параметров элементов деталей. Точность в технике. Термины: точность, погрешность.

 

Тема 2.4. Основные понятия и определения по допускам и посадкам

 

 

 

 

Содержание учебного материала

2

2

1

Классификация соединений по форме сопрягаемых поверхностей, по характеру контакта, по степени подвижности. Основные определения: номинальный, действительный и предельный размеры; отклонения размера: действительное, предельное (верхнее или нижнее), среднее. Допуск размера. Определение посадки. Связь предельных зазоров и натягов с допусками на обработку. Понятие о зазоре и натяге. Предельные зазоры и натяги. Допуск посадки (зазора и натяга). Графическое изображение полей допусков. Расстановка  размеров с отклонениями на чертежах.

 

Практическое занятие

4

 

Решение примеров  и задач на определение предельных размеров, отклонений, зазоров и натягов.

2

Определение допуска размера и посадки. Графическое изображение полей допусков деталей соединения.

2

Тема 2.5. Точность формы деталей. Шероховатость поверхностей

 

 

 

 

Содержание учебного материала

2

2

1

Поверхности (профили) прилегающие и реальные. Отклонения  и допуски формы и расположение поверхностей: терминология, виды, условные детали.

Параметры шероховатости. Условные обозначения шероховатости и простановка их на чертежах.

Понятие о волнистости  поверхностей. Влияние отклонений  геометрических параметров на эксплуатационные показатели машин. Точность обработки, основные причины возникновение погрешностей.

Самостоятельная работа по теме 2.3 – 2.5

Выполнить эскиз сборочного узла, в  котором были бы резьбовые, шпоночные, шлицевые соединения, подшипниковые соединения.

Выполнить деталировку узла и назначить способ обработки, обозначить на поверхностях деталей шероховатость, отклонения и допуски расположения поверхностей.

5

 

Тема 2.6. Система допусков и

посадок для гладких

цилиндрических соединений.

Содержание учебного материала

2

2

1

Общие сведения о системе допусков и посадок гладких цилиндрических соединений. Посадки в системе вала, графическое изображение.

Тема 2.7. Выбор посадок и назначение допусков гладких цилиндрических соединений

 

Содержание учебного материала

2

2

1

Расчетные предельные зазоры (натяги) - основа выбора  и назначения посадок.

Выбор посадок соединений с зазором по расчетным зазорам с использованием  таблиц допусков и основных отклонений. Обоснование выбора системы отверстия или системы вала. Расчет и выбор посадок с гарантированным натягом. Преимущества и недостатки системы отверстия. Применение посадок с зазором. Изменение зазора в соединениях в процессе их эксплуатации. Выбор  и назначение посадок по аналогии. Область применения  посадок в сельскохозяйственном машиностроении и автомобилестроение. Выбор  и назначение переходных посадок.

Практическое занятие

4

3

Определение предельных отклонений и выбор посадок по предельным зазорам или натягам.

2

Решение задач по выбору посадок расчетным путем.

2

Самостоятельная работа по теме 2.6; 2.7;

Проанализировать зависимость срока службы соединения от начального зазора. Приработка (стендовая обкатка) как способ увеличения зазора сопряжений.

Уточнение  расчетных предельных зазоров при выборе посадки для соединений, подвергающихся стендовой обкатке.

4

Тема 2.8. Система допусков и посадок подшипников качения.

 

Содержание учебного материала

2

2

1

Классы точности подшипников. Зазоры в подшипниках (начальные, монтажные, рабочие). Виды нагружения колец (циркуляционное, местное и колебательное). Степень подвижности колец подшипников в зависимости от характера их нагружения. Особенности системы допусков  и посадок для подшипников. Выбор и назначение посадок для циркуляционного и местнонагруженного колец подшипников. Требования к точности формы шероховатости поверхностей деталей, сопрягаемых с подшипниками качения.

Самостоятельная работа

Провести расчет интенсивности нагрузки на посадочные поверхности, выбрать поля допусков для посадочных поверхностей и обозначить  их на сборочном чертеже

1

 

 

 

Тема 2.9. Допуски и посадки угловых размеров

Содержание учебного материала

2

 

2

1

Зависимые и независимые углы. Степени точности угловых размеров. Допуски угловых размеров. Способы выражения и обозначения допусков углов

Тема 2.10. Допуски и посадки резьбовых, шпоночных и шлицевых соединений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

2

2

1

Квалификация резьб и их  применение.   Крепежые  резьбы и их основные параметры.  Допуски, основные отклонения, степени точности, классы точности. Обозначение требований  к точности резьб на рабочих и сборочных чертежах. Применение шлицевых соединений.  Понятие о центрировании.  Допуски и посадки. Обозначение посадок шлицевых  соединений на  чертеже. Применение шпоночных соединений. Основные параметры  призматических и сегментных шпонок. Допуски шпоночных соединений и их обозначение на чертежах.

Практическое занятие

2

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

На эскизе сборочного обозначить посадки.

Самостоятельная работа по теме 2.9; 2.10;

Составить из элементов обозначения посадок резьбовых, шпоночных, шлицевых соединений и обозначить их на сборочном чертеже.

 

3

 

 

 

Раздел 3. Подтверждение качества

Содержание учебного материала

2

Тема 3.1. Сертификация продукции и услуг. Системное управление качеством

1.

 

 

2.

 

 

 

 

3.

Система показателей качества продукции. Оценка и методы оценки качества продукции. Контроль

и методы контроля качества.

Цели сертификации. Обязательная сертификация. Продукция (услуги), подлежащая (подлежащие) обязательной сертификации.

Нормативные документы по сертификации. Система сертификации. Добровольная сертификация.

Единая система государственного управления качество продукции.  Основные понятия и определения  в области качества продукции. Классификация и номенклатура показателей качества.

 

Самостоятельная работа по разделу 3

2

Изучить вопрос международного сотрудничества в области стандартизации, метрологии и качеством продукции, ознакомиться с содержанием стандартов СТ ИСО

 

Дифференцированный зачёт по разделам 1 - 3

2

      

                                                                                                                                                                                                  90/60/30

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

 

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Метрология, стандартизация и подтверждения качества»

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- измерительный инструмент;

- изношенные детали ДВС;

- учебно-методические материалы: инструкционные карты, комплекты контрольных вопросов, заданий

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1.  Радченко Л. А. Основы метрологии, стандартизации и сертификации в общественном питании. – М.: «Феникс», 2014.
  2. . Кошевая И. П, Канке А. А.. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Инфра-М, 2014.
  3. Иванов И.А., Урушев С.В. Основы метрологии, стандартизации, взаимозаменяемости и сертификации: Учебное пособие. – М.: ГОУ УМЦ ЖДТ, 2007.

4.Кузнецов В.А., Ялунини Г.В. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Инфра-М, 2015.

  1. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2015.
  2. Основы стандартизации, метрологии и сертификации / И.М. Лифиц. – М.: «Юрайт», 2000.  
  3. Антонюк Е.М., Антонюк П.Е., Бишард Е.Г. и др. Сборник задач по метрологии и измерительной технике: Учеб.пособие – СПб, 2015.

8.Дубовой Н. Д., Портнов Е. М. Основы метрологии, стандартизации и сертификации. – М.: Инфра-М, 2015.

Дополнительные источники:

  1. Дудников А.А.. Основы стандартизации, допуски  посадки и технические измерения. – М: ВО Агпромиздат», 2015.
  2. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. – М: Машиностроение, 2015.
  3. Козловский Н. С., Виноградов А. Н.  Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения. – М.: Машиностроение, 2014.

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

 

применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов

наблюдение и оценка выполнения практических занятий

оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой

наблюдение и оценка выполнения практических занятий

использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества

наблюдение и оценка выполнения практических занятий

приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ

Знания:

 

основные понятия метрологии;

устный опрос,

письменная проверка

задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

решение задач,

устный опрос

формы подтверждения качества;

устный опрос,

письменная проверка

основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

устный опрос

терминологии и единиц измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

устный опрос,

письменная проверка

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

для  специальностей11.02.01 «Радиоаппаратостроение»11.02.02 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)»...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества для специальности 35.02.05 Агрономия (заочная форма обучения)

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества для специальности 35.02.05 Агрономия (заочная форма обучения)...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 "Метрология, стандартизация и сертификация"

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и учебного плана по специа...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 "Метрология, стандартизация и подтверждение качества"

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и учебного плана по специа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по   специ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09. Метрология, стандартизация и подтверждение качества

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по ППССЗ 35.02.16. Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и о...