РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 09 «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
рабочая программа на тему

Калугина Татьяна Викторовна

РП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp-metrologiya.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Принято на заседании                                                         Совета техникума                                    

Протокол № _____

от _________________                            

                           

УТВЕРЖДАЮ

директор ОБПОУ                                 «Рыльский аграрный техникум»

Харин А.В. ________________

приказ № ____

 от «____» ______ 20 _____ г.            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 09 «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Рыльск 2015г.


Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09. «Метрология, стандартизация и подтверждение качества» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее -  СПО) 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства», укрупненная группа «Сельское, лесное и рыбное хозяйство».

Организация – разработчик: Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рыльский аграрный техникум».

Разработчик: Калугина Т.В., преподаватель ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум».

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»

Рассмотрена и одобрена на заседании  ПЦК профессионального учебного цикла специальности «Механизация сельского хозяйства»

Протокол № _________ от «_______» _________________ 20_____г.

Председатель ПЦК            ______________        Тендитник Е.В.

                                                  (подпись)                          

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 09 «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического Совета техникума

Протокол № _________ от «_______» _________________ 20_____г.

Председатель методического совета            ___________     Добрынина И.Н.

                                                                             (подпись)

Заместитель директора по учебной работе ___________    Добрынина И.Н.

                                                                      (подпись)                    

Методист                                                     ___________  Кузьменко И.В.

                                                                                         (подпись)                    


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.   ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ       4    

2.   СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                  6  

3.   УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ  

      ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                    14

4.   КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

      ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                    15

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Метрология стандартизация и подтверждение качества»

1.1.        Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09. «Метрология, стандартизация и подтверждение качества» является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства», укрупненная группа 35.00.00. «Сельское, лесное и рыбное хозяйство».

1.2.        Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина относится к группе   общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного цикла.

1.3.   Цели   и   задачи   учебной   дисциплины   -  требования   к   результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины  ОП.09. «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»  обучающийся должен уметь:

-применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

-оформлять   технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой:

-использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

-приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

В результате освоения учебной дисциплины  ОП.09. «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»  обучающийся должен  знать:

-основные понятия метрологии;

-задачи стандартизации, её экономическую эффективность;

  • формы подтверждения качества;
  • терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
  • основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающихся        -    90 часов,

в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся        -   60 часов.

Самостоятельная работа обучающихся        - 30 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

лабораторные занятия

10

практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающихся (всего)

30

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа

30

Итоговая аттестация  в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел 1. Метрология

Тема 1.1.

Основные положения в

области метрологии

Содержание учебного материала.

Краткий      исторический      обзор      метрологии,      стандартизации      и сертификации. Правовые основы, цели, задачи и объекты. Метрология:   основные   понятия   и   определения.   Задачи   метрологии. Нормативно-правовая  основа  метрологического обеспечения  точности. Международная система единиц. Единство измерений. Метрологическая служба. Основные термины и определения. Международные организации по метрологии.

2

1

Тема 1.2.

Концевые меры длины Гладкие калибры. Щупы.

Содержание учебного материала.

Плоскопараллельные     концевые     меры     длины     (ПКМД):     понятие, назначение.    Правила   составления    блока    мер   требуемого    размера. Классификация гладких калибров и их назначение. Щупы и их назначение

2

3

Тема 1.3. Универсальные и специальные средства измерения.

Содержание учебного материала.

Простейшие средства измерения. Штангеннструменты: штангенциркуль,

штангенглубиномер,    штангенрейсмус.    Нониусы,    их    назначение    и устройство.

Микрометрические  инструменты:  микромер,   микрометрический

глубиномер, микрометрический нутромер. Точность, пределы измерения, проверки настройки микрометрического инструмента. Чтение показаний,

правила измерений.

2

3

Тема 1.4.

Выбор средств измерений

Содержание учебного материала.

Выбор средств измерения линейных величин. Гарантированный допуск и его   связь   с   погрешностью   инструмента.   Допустимая    погрешность измерений. Выбор средств измерения по погрешности. Измерительные головки     приборов     для     относительных     измерений     (индикаторы, микрокаторы, миниметры, оптиметры). Угломеры.

2

3

Лабораторная работа

Изучение назначения и устройства концевых мер длины, калибров.

2

Лабораторная работа

Определение     отклонений;     Определение    исполнительных    размеров калибра-пробки, калибра- скобы.

2

Лабораторная работа

Изучение    назначения    и    устройства    штангениструментов    и    их метрологические показатели. Расчёт точности измерения. Приведение несистемных величин измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.

2

Лабораторная работа

Изучение назначения и устройство микрометров и их метрологических показателей. Определение точности микрометра.

2

Лабораторная работа

Изучение назначения и устройства индикаторов и их метрологических показателей. Определения точности индикатора.

2

Самостоятельная внеаудиторная работа

Выполнение рефератов на тему:

«Современные      измерительные      инструменты,      применяемые           в машиностроении»

4

Раздел 2. Стандартизация.

Тема 2.1.

Основные понятия в области стандартизации

Содержание учебного материала

Стандартизация, стандарт. Стандартизация и ее разновидности. Цели и задачи   стандартизации.   Комплексная   и  опережающая  стандартизация. Международная   организации   по   стандартизации   (ИСО).    Внедрение международных       стандартов       в       отечественную       нормативную документацию.       Принципы      стандартизации.      Основные      методы стандартизации.

2

1

Самостоятельная внеаудиторная работа

Подготовить сообщение о порядке утверждения и внедрения стандартов.

4

Тема 2.2.

Организация работ по стандартизации.

Содержание учебного материала.

Органы и службы стандартизации в Российской Федерации и их функции. Осуществление государственного контроля и надзора. Информационное обеспечение в области Цели, принципы создания, структуры стандартов. Понятие об экономической эффективности стандартизации.

2

1

Тема 2.3. Общие принципы взаимозаменяемости.

Содержание учебного материала.

Точность    в   технике.    Термины:    точность,    погрешность.    Причины появления погрешностей геометрических параметров элементов деталей. Взаимозаменяемость.   Виды   взаимозаменяемости:   полная   и   неполная, геометрическая   и  функциональная,  внешняя  и  внутренняя.   Основные принципы    взаимозаменяемости    и    её    связь    с    эксплуатационными требованиями,  технологией  производства.  Роль  взаимозаменяемости  в рациональном производстве и её эффективность.

2

3

Тема 2.4.

Основные понятия и определения по допускам и посадкам

Содержание учебного материала.

Классификация   соединений  по  форме  сопрягаемых  поверхностей,   по характеру контакта,  по степени подвижности. Основные определения: номинальный,   действительный   и    предельный   размеры;    отклонения размера:   действительное,   предельное   (верхнее   или   нижнее)   среднее, Допуск размера.

2

2

Тема 2.5. Посадки, зазоры и натяги.

Содержание учебного материала.

Определение посадки. Понятие о зазоре и натяге. Предельные зазоры и натяги. Допуск посадки (зазора и натяга). Связь предельных зазоров и натягов  с допусками  на обработку.   Графическое  изображение  полей допусков. Расстановка размеров с отклонениями на чертежах.

2

2

Практическое занятие

Решение   примеров   и   задач   на   определение   предельных   размеров, отклонений, зазоров и натягов. Определение допуска размера и посадки. Графическое изображение полей допусков деталей соединения.

2

Тема 2.6.

Точность формы деталей.

Шероховатость

поверхности.

Содержание учебного материала

Поверхности (профили) прилегающие и реальные. Отклонения и допуски формы  и  расположения  поверхностей:  терминология,  виды, условные детали. Параметры шероховатости. Условные обозначения шероховатости и простановка их на чертежах. Понятие о волнистости поверхностей. Точность обработки, основные причины возникновение погрешностей. Влияние отклонений геометрических параметров на эксплуатационные показатели машин

2

1

Самостоятельная внеаудиторная работа

Выполнить   эскиз   сборочного   узла,   в   котором   были   бы   резьбовые, шпоночные, шлицевые соединения, подшипниковые соединения. Выполнить деталировку узла и назначить способ обработки, обозначить на    поверхностях    деталей    шероховатость,    отклонения    и    допуски расположения поверхностей.

6

Тема 2.7.

Система допусков и посадок

для гладких

цилиндрических

соединений.

Содержание учебного материала

Общие сведения о системе допусков и посадок гладких цилиндрических соединений. Посадки в системе вала, графическое изображение.

2

3

Тема 2.8. Выбор посадок и назначение допусков гладких цилиндрических соединений.

Содержание учебного материала.

Расчётные предельные зазоры (натяги) - основа выбора и назначения посадок. Выбор посадок соединений с зазором по расчётным зазорам с использованием таблиц допусков и основных отклонений. Обоснование выбора системы отверстия или системы вала. Преимущества и недостатки системы отверстия. Применение посадок с зазором. Изменение зазора в соединениях в процессе их эксплуатации.

2

3

Тема 2.9.

Выбор посадок с натягом

Содержание учебного материала.

Расчёт и выбор посадок с гарантированным натягом. Выбор и назначение переходных  посадок. Выбор и назначение посадок по аналогии. Область применения    посадок    в    сельскохозяйственном    машиностроении    и автомобилестроение.

2

3

Практическое занятие

Определение предельных отклонений и выбор посадок по предельным зазорам или натягам. Решение задач по выбору посадок расчётным путём.

2

Самостоятельная внеаудиторная работа

Проанализировать зависимость срока службы соединения от начального зазора. Приработка (стендовая обкатка) как способ увеличения зазора сопряжений.   Уточнение   расчётных   предельных   зазоров   при   выборе посадки для соединений, подвергающихся стендовой обкатке.

6

Тема 2.10.

Система допусков и посадок

подшипников качения.

Содержание учебного материала.

Классы   точности   подшипников.   Зазоры   в   подшипниках   (начальные, монтажные, рабочие). Виды нагружения колец (циркуляционное, местное и     колебательное). Степень     подвижности     колец     подшипников     в зависимости от характера их нагружения. Особенности системы допусков и    посадок   для   подшипников.   Выбор   и   назначение   посадок   для циркуляционного     и     местно     нагруженного     колец     подшипников. Требования  к  точности   формы  шероховатости  поверхностей  деталей, сопрягаемых с подшипниками качения.

2

2

Самостоятельная внеаудиторная работа

Провести расчёт интенсивности нагрузки на посадочные поверхности, выбрать поля допусков для посадочных поверхностей и обозначить их на сборочном чертеже.

6

Тема 2.11. Допуски и посадки резьбовых 4 соединений

Содержание учебного материала.

Классификация резьб и их применение. Крепежы резьбы и их основные параметры. Допуски, основные отклонения, степени точности, классы точности. Обозначение требований к точности резьб на рабочих и сборочных чертежах.

2

3

Тема 2.12. Допуски и посадки шлицевых соединений.

Содержание учебного материала.

Применение шлицевых соединений. Понятие о центрировании. Допуски и посадки. Обозначение посадок шлицевых соединений на чертеже.

2

3

Тема 2.13. Допуски и посадки шпоночных соединений.

Содержание учебного материала.

Применение шпоночных соединений. Основные параметры призматических и сегментных шпонок. Допуски шпоночных соединений и их обозначение на чертежах.

2

3

Практическое занятие

Применения требований нормативных документов к основным видам

продукции (услуг)

2

Практическое занятие

Оформление    технологической    и    технической    документации         в соответствии     с     действующей     нормативной     базой.     Обозначение шероховатости, допусков и отклонений, расположенных поверхностей, размеров   с   полями   допусков,   посадочных   поверхностей   на   рабочих чертежах (эскизах) сборочных узлов с различными видами соединений.

2

Раздел 3. Подтверждение качества.

Тема 3.1.

Системное управление качеством.

Содержание учебного материала.

Система   показателей   качества  продукции.   Оценка  и  методы  оценки качества продукции. Контроль и методы контроля качества.

2

1

Тема 3.2.

Сертификация продукции и

услуг

Содержание учебного материала.

Цели сертификации. Обязательная сертификация. Продукция (услуги), подлежащая (подлежащие) обязательной сертификации. Нормативные документы по сертификации. Система сертификации. Добровольная  сертификация.

2

3

Тема 3.3. Государственное управление качеством продукции

Содержание учебного материала.

Единая система государственного управления качество продукции. Основные понятия и определения в области качества продукции. Классификация и номенклатура показателей качества.

2

3

Практическое занятие

Ознакомление и работа с документацией системы качества и применение её в профессиональной деятельности.

2

Самостоятельная внеаудиторная работа

Подготовить рефераты на тему: Международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии и качества продукции. Ознакомиться с содержанием стандартов СТ ИСО

4

Всего:

90


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Материально-техническое обеспечение

Для    реализации    учебной    дисциплины    имеется    в    наличии    учебная лаборатория метрологии, стандартизации и подтверждения качества.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя  
  • комплект учебно-наглядных пособий
  • измерительный инструмент
  • изношенные детали ДВС.

Технические средства обучения:

- экран, ноутбук с программным обеспечением, проектор.

3.2.        Информационное обеспечение обучения
Основные источники:

  1. Дудников    А.А.    Основы    стандартизации,    допуски    посадки    и технические измерения. - М.: ВО Агропромиздат, 2010.
  2. Никифоров    А.Д.,    Бакиев    Т.А.    Метрология,    стандартизация    и сертификация -М.; Высшая школа 2013.
  3. Анурьев    В.И.    Справочник    конструктора-машиностроителя   -   М: Машиностроение, 2013.

Дополнительные источники:

  1. И.П. Кошевая, А.А. Канке. Метрология, стандартизация и сертификация.- М: Инфра-М, 2013.
  2. Кузнецов В.А., Якунин Г.В. Метрология, стандартизация и сертификация. М.: Инфра-М, 2013.
  3. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вызов. -М.; Аудит, ЮНИТИ, 2011.
  4. 4. Основы стандартизации, метрологии и сертификации, И.М. Лифиц.-М: «Юрайт», 2012.
  5. Сборник задач по метрологии и измерительной технике: Учеб.пособие/ Антонюк Е.М., Антонюк П.Е., Бишард Е.Г. и др. - СПб, 2011.
  6. Н.Д.Дубовой, М. Портнов. Основы метрологии, стандартизации и сеотисЬикапии.-М.: ИнЛоа-М. 2010.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания).

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения.

Умение:

-применять требования

нормативных документов к

основным видам продукции (услуг)

и процессов;

-оформлять технологическую и

техническую документацию в

соответствии с действующей

нормативной базой;

- использовать в профессиональной

деятельности документацию

систем качества;

- приводить несистемные

величины измерений в

соответствие с действующими

стандартами и международной

системой единиц СИ.

Знание:

-основные понятия метрологии;

- задачи стандартизации, её

экономическую эффективность;

-формы подтверждения качества

-терминологию и единицы

измерения величин в соответствии

с действующими стандартами и

международной системой единиц

СИ.

- основные положения        Оценка выполнения тестирования.

Государственной системы        Оценка устного фронтального опроса

стандартизации Российской        Оценка выполнения докладов и

Федерации и системы (комплексов)        рефератов.

и общетехнических и

организационно методических

стандартов.

Оценка выполнения практических работ

Оценка выполнения тестирования.

Оценка выполнения практических работ.

Оценка выполнения индивидуальных

заданий.

Оценка выполнения индивидуальных

практических заданий.

Оценка выполнения тестирования

Оценка выполнения практических работ.

Оценка выполнения практических работ

Оценка выполнения домашнего задания.

Оценка выполнения тестирования

Оценка фронтального опроса

Оценка выполнения домашнего задания

Оценка выполнения тестирования.

Оценка фронтального опроса.

Оценка устного индивидуального опроса

Оценка выполнения рефератов

Оценка выполнения домашнего задания

Оценка устного и письменного опроса.

Оценка выполнения тестирования

Оценка устного фронтального опроса

Оценка письменного индивидуального

опроса.

Оценка выполнения лабораторных работ

Оценка выполнения тестирования Оценка устного фронтального опроса Оценка выполнения докладов и рефератов.