Тема: «Лабораторные методы исследования молока для диагностики маститов»
методическая разработка на тему

Базанова Надежда Владимировна

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по теме:  «Лабораторные методы исследования молока для диагностики маститов».

В основе занятия – демонстрация умений проводить диагностику субклинических маститов различными способами.

Повторение и актуализация знаний по предыдущему разделу тесно связаны с изучаемым материалом.

Методическая разработка включает описание методических приемов, позволяющих решить задачи, особенно актуальные при подготовке ветеринарного специалиста: проверить сформированность знаний, умений и навыков; развить внимательность и профессиональное мышление при проведении исследований.

Для оценки сформированности профессиональных компетенций применяется фронтальная беседа, работа в малых группах, решение ситуационных задач.

Материал предлагаемого занятия можно брать за основу и в зависимости от конкретных условий дополнять и дорабатывать его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rekomendatsiya_otkrytogo_uroka.docx39.6 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сергиевский губернский техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

по ПМ.02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных

МДК.02.01 Методики диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных

Тема:  «Лабораторные методы исследования молока для диагностики маститов»

Преподаватель: Н.В.Базанова

с. Сергиевск, 2018 г.

Содержание

1.Аннотация……………………………………………………………………….2

2.План занятия…………………………………………………………………….3

3.Технологическая карта учебного занятия……………………………………..6

4. Инструкционно-технологическая карта……………………………………..12

5. Приложение……………………………………………………………………15

6. Список литературы……………………………………………………………16

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по теме:  «Лабораторные методы исследования молока для диагностики маститов».

В основе занятия – демонстрация умений проводить диагностику субклинических маститов различными способами.

Повторение и актуализация знаний по предыдущему разделу тесно связаны с изучаемым материалом.

Методическая разработка включает описание методических приемов, позволяющих решить задачи, особенно актуальные при подготовке ветеринарного специалиста: проверить сформированность знаний, умений и навыков; развить внимательность и профессиональное мышление при проведении исследований.

Для оценки сформированности профессиональных компетенций применяется фронтальная беседа, работа в малых группах, решение ситуационных задач.

Материал предлагаемого занятия можно брать за основу и в зависимости от конкретных условий дополнять и дорабатывать его.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сергиевский губернский техникум»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

 ПО ПМ.02 УЧАСТИЕ В ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

МДК.02.01 МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

ГРУППА 31 КУРС 3

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 36.02.01 ВЕТЕРИНАРИЯ

Цель открытого урока:   показать методику проведения практического занятия по формированию навыков диагностического исследования молока различными способами

Преподаватель: Н.В.Базанова

Сергиевск, 2018 г.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сергиевский губернский техникум»

Учебное занятие № 32

Дисциплина: ПМ.02 участие в диагностики и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных

МДК.02.01 методики диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных

Тема: Лабораторные методы исследования молока для диагностики маститов

Тип занятия: применение знаний

Вид: практическое занятие (ПЗ)

Форма работы: работа в малых группах

Группа: 31

Специальность: 36.02.01 Ветеринария

Курс: 3

Цель: показать методику проведения практического занятия по формированию навыков диагностического исследования молока различными способами

Задачи:

Образовательная: сформировать умения выявлять патологию молочной железы, содействовать актуализации полученных знаний по теме, сформировать у студентов практическую значимость полученных умений и знаний.

ПК 2.2 Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции;

ПК 2.3 Вести ветеринарный  лечебно-диагностический процесс с использованием специальной аппаратуры и инструментария.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решение  в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Развивающая: развитие интеллектуальных способностей, логического мышления, побуждение у студентов стремления к самообразованию, развитие способности профессионально решать проблемные вопросы.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда при работе в команде, умение применять профессиональный подход при проведении лабораторной диагностике.        

Оборудование: молочно- контрольные пластинки; флаконы с автоматами – клювиками с диагностическими растворами: кенотест, масттест, бромтимоловый тест; молочные канюли; молоко; лабораторные стаканы; тампонницы.

Междисциплинарные связи: ПМ.01 осуществление зоогигиенических профилактических и ветеринарно - санитарных мероприятий; анатомия и физиология животных; ПМ.05

Внутридисциплинарные связи: анатомия и физиология животных

Обучающий должен уметь: исследовать молоко для диагностики маститов

Технологическая карта занятия № 32

Цели:

Образовательная: сформировать умения выявлять патологию молочной железы, содействовать актуализации полученных знаний по теме, сформировать у студентов практическую значимость полученных умений и знаний.

Развивающая: развитие интеллектуальных способностей, логического мышления, побуждение у студентов стремления к самообразованию, развитие способности профессионально решать проблемные вопросы.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда при работе в команде, умение применять профессиональный подход при проведении лабораторной диагностике.        

Тип занятия: применение знаний

Вид занятия: практическое занятие (ПЗ)

Методы: наглядно-демонстративные, метод сотрудничества, самостоятельная работа.

Формы: работа в малых группах

п/п

Элементы структуры

 занятия

Задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Развиваемые УУД

Хронометраж

1

Организационный этап.

Обеспечение благоприятной обстановки для работы на занятии, психологическая подготовка студентов к усвоению материала.

Приветствует студентов, проводит контроль посещаемости, заполняет журнал.

Сообщение старосты группы об отсутствующих и причинах отсутствия.

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками.

Регулятивные: умение организовать свою деятельность.

Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения.

1мин.

2

Постановка цели и задач занятия.

Концентрация внимания.

Психологический настрой на активную работу.

Сообщает тему и цели урока.

Объясняет значение знаний по теме занятия

Записывают тему занятия.

Воспринимают разъяснения преподавателя.

Коммуникативные: умение интегрироваться в группу, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Регулятивные: умение проводить целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще не известно.

Личностные: умение осознавать место и роль изучаемой темы в формировании специалиста

1 мин.

3

Актуализация знаний.

Воспроизведение знаний, проверка уровня освоения пройденного материала

Показывает презентацию «Клинические признаки маститов».

Проводит фронтальную беседу по следующим вопросам:

1. Перечислите характерные клинические признаки серозного мастита.

2. Как изменяется секреция и консистенция молока при катаральном мастите?

3. Перечислите характерные клинические признаки фибринозного мастита.

4. Перечислите характерные клинические признаки гнойно-катарального мастита.

5. Перечислите характерные клинические признаки геморрагического мастита.

6. Перечислите характерные клинические признаки  абсцесса вымени.

Отвечают на вопросы преподавателя, при необходимости дополняют ответы своих одногруппников

Коммуникативные: умение аргументировано отвечать на вопросы, формулировать свое собственное мнение.

Регулятивные: умение проводить самооценку своих ранее полученных знаний.

Личностные: профессиональное самоопределение, развитие познавательных интересов и учебных мотивов.

10 мин.

4

 Инструктаж по выполнению учебного занятия

Сформировать понятийный аппарат по теме практического занятия

Организует самостоятельную работу группы, делит студентов на микрогруппы, инструктирует по ходу выполнения работы.

Воспринимают информацию, задают вопросы

Регулятивные: умение выделять необходимую информацию

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, обобщение

Коммуникативные: умение слушать и понимать других

3 мин.

5

Инструктаж по технике безопасности

Формирование ответственности при работе с лабораторным оборудованием и реактивами

Проводит инструктаж по технике безопасности

Расписываются в журнале инструктажа по технике безопасности

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками.

Регулятивные: умение организовать свою деятельность с соблюдением правил техники безопасности при работе

Личностные: профессиональное самоопределение, развитие познавательных интересов и учебных мотивов.

7 мин.

6

Самостоятельная работа студентов

Формирование умений и навыков лабораторного исследования молока для постановки диагноза на мастит

Инструктирует по ходу выполнения работы.

Проводят исследование молока на мастит, оценивают результат

Коммуникативные: умение интегрироваться в группу, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Регулятивные: умение проводить самооценку своих ранее полученных знаний.

Личностные: профессиональное самоопределение, развитие познавательных интересов и учебных мотивов.

55 мин

7

Закрепление знаний по теме

Закрепить и углубить знания по теме

Предлагает решить ситуационные задачи

Решают ситуационные задачи

Коммуникативные: умение слушать и понимать других

Регулятивные: умение отличать верно сформулированные ответы от неверных

Личностные: формирование готовности к саморазвитию и личностному росту

10 мин.

8

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Обеспечение понимания и способа выполнения домашнего задания

Объясняет объем и технику выполнения домашнего задания

Записывают домашнее задание

Коммуникативные: умение воспринимать вербальную информацию

Регулятивные: внесение необходимых дополнений и коррективов в изученный материал

Личностные: осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности

2 мин.

9

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Соотнесение цели занятия и его результатов, самооценка работы на уроке

Подводит итог проведенного занятия

Оценивают степень полученных умений и навыков

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Личностные: умение определять значимость профессиональных знаний для будущей профессии

1 мин.

Инструкционно-технологическая карта

практического занятия №32

по ПМ. 02 МДК 02.01 Методики диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных

Тема: Лабораторные методы исследования молока для диагностики маститов

Цель: исследовать молоко лабораторным методом на  мастит.

Формируемые ПК:

 2.2 Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции;

2.3 Вести ветеринарный  лечебно-диагностический процесс с использованием специальной аппаратуры и инструментария.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: молочно- контрольные пластинки; флаконы с автоматами – клювиками с диагностическими растворами: кенотест, масттест, бромтимоловый тест; молочные канюли; молоко; лабораторные стаканы; тампонницы.

Правила техники безопасности: соблюдать меры предосторожности при работе с диагностическими растворами, студенты занимаются в халатах, по окончанию работы вымыть руки с мылом и обработать спиртовым тампоном.

Литература: В. П. Гончаров, Д.А. Черепахин « Акушерство, гинекология и биотехника размножения животных»

Задание:

1. Составить таблицу, состоящую из следующих граф:

Четверти вымени

Проба с Кенотест

Проба с Масттест

Бромтимоловый тест

Правая передняя

Правая задняя

Левая передняя

Левая задняя

Результат (содержание в молоке соматических клеток, изменение рН в щелочную сторону)

2. Внимательно прочитайте инструкционные указания, проведите исследование, заполните таблицу

п/п

Содержание работы и последовательность выполнения операций

Применяемое оборудование и инструменты

Инструкционные указания

Норма времени

1

Подготовить молочно- контрольные пластинки

молочно- контрольные пластинки, спиртовые тампоны

Перед началом и после окончания исследования молочно- контрольные пластинки хорошо протереть спиртовым тампоном

2 мин

2

Проба с кенотестом

молочно- контрольные пластинки, спиртовые тампоны, кенотест, молоко

В каждое углубление пластинки из соответствующей четверти вымени влить по 1 мл молока и добавить 1 мл реактива кенотест из флакона с автоматом – клювиком. Смесь молока с реактивом перемешать путем горизонтального вращения пластинки  в течении 10-15с

Интерпретация результатов исследования (Количество соматических клеток в 1 мл.)

 1. Смесь остается жидкой. Гель не содержится.

Смесь имеет равномерную окраску (0 – 170 000)

Легкий прозрачный гель, исчезающий через 10 секунд

2. Окраска смеси имеет оранжево-красные нити ( >170 000 – 500 000)

3. Неисчезающий, легкий прозрачный гель

Окраска смеси имеет оранжевые и бордовые включения (>500 000 – 1 000 000)

4. Четко выраженный гель, прилипающий к плашке и имеющий нитевидное строение.

Основной цвет окраски желтый с красноватыми включениями( >1 000 000 – 5 000 000)

5. Консистенция геля напоминает плотный куриный белок желтого цвета (>5 000 000)

Запишите результат в таблицу, сделайте вывод

16мин

3

Проба с масттест

молочно- контрольные пластинки, спиртовые тампоны, масттест, молоко

В каждое углубление пластинки из соответствующей четверти вымени влить по 1 мл молока и добавить 1 мл реактива масттест из флакона пипеткой. Смесь молока с реактивом перемешать путем горизонтального вращения пластинки  в течении 10-15с

Результат: 

Цвет смеси молока с мастотестом:

1.  светло-зеленый - нормальная слабокислая реакция молока рН 6,5-6,8;

2.  зеленый - сдвиг в щелочную сторону

 рН 6,8-6,9;

3.  темно-зеленый, синий - повышение щелочности, рН 7,0 и выше.

Запишите результат в таблицу, сделайте вывод

16мин

4

Бромтимоловый тест

молочно- контрольные пластинки, спиртовые тампоны, бромтимоло-

вый тест, молоко

Капните одну каплю молока на соответствующее желтое пятно.

Результат: 

1. Молоко из здоровой четверти вымени дает желтую или желто-зеленую окраску

2. Молоко из больной четверти вымени -зеленую или синюю, в зависимости от тяжести заболевания.

Запишите результат в таблицу, сделайте вывод

15мин

5

Уборка рабочих мест

6мин

Контрольные вопросы:

1. Каково строение молочной железы коровы?

2. В чем особенности лактации коров?

3. В чем особенности скрытых (субклинических) маститов?

4. Как диагностируют маститы?

5. Из чего складывается экономический ущерб от маститов?

 

Производственные ситуации

Ситуационная задача – 1

        На МТФ с целью своевременной диагностики у отелившихся коров маститов субклинической формы, было рекомендовано проводить их обследование с одним из быстрых диагностических тестов.

Обоснуйте данную рекомендацию.

Как часто проводят контрольное исследование коров на мастит?

Каков экономический ущерб при маститах?

Ситуационная задача– 2

        При лабораторном исследовании молока выявлено, что смесь молока с реактивом имеет оранжево-красные нити, содержание соматических клеток более 800тыс/мл.

Молокозавод не принял данное молоко, было решено выпаивать его телятам.

Может ли данное молоко стать причиной заболевания телят при выпаивании?

Какие заболевания могут развиваться у животных при выпаивании молока от больных маститом коров?

Ситуационная задача – 3

        При лабораторном исследовании молока на молокозаводе было выявлено в нем содержание соматических клеток 500 тыс/мл.

Какое количество соматических клеток допустимо в молоке здоровых животных?

Пригодно ли данное молоко для реализации?

Ситуационная задача– 4

В хозяйстве на МЖФ отмечают массовые случаи субклинического мастита.

Определите возможные причины заболевания.

Куда направляют молоко от больных маститом коров в данной ситуации?

Список литературы

1.Гончаров В.П., Черепахин Д.А. «Акушерство, гинекология и биотехника размножения животных».-М.: Колос С, 2004г.

2. Никитин В.Я., Миролюбов М.Г. «Ветеринарное акушерство, гинекология и биотехника размножения животных».-М.: Колос С, 2006г.

3.Никитин В.Я., Миролюбов М.Г. «Практикум по акушерству, гинекологии и биотехнике размножения животных».-М.: Колос С, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему «Лабораторные методы исследования»

Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности...

Методическое пособие по теме "Инструментальные методы исследования. Эндоскопические методы исследования" для проведения практического занятия по ПМ.04 специальность Сестринское дело

Инструментальные методы исследования – это одни из самых распространенных в настоящее время дополнительных методов обследования, применяемые при патологии практически всех систем организма. Диаг...

Методическая разработка практического занятия по ПМ 06.01. по теме Санитарно-гигиеническое исследование молока и молочных продуктов

Данная методическая разработка поможет сформировать у студентов медицинского колледжа умений и профессиональных компетенций по санитарно-гигиеническому исследованию молока и молочных продуктов питания...

методическое пособие для студентов специальности Лабораторная диагностика, ПМ 01, ПМ02, ПМ03, ПМ04, ПМ05 " Микроскопический метод исследования (световая микроскопия)"

Методическое пособие «Микроскопический метод исследования (световая микроскопия)» адресовано студентам, обучающимся по специальности Лабораторная диагностика, и представляет собой методиче...

Методический и контролирующий материал по теме: "Лейкозы" (курс "Современные методы клинических исследований в лабораторной диагностике" специальность Лабораторная диагностика")

Методический и контролирующий материал по теме: "Лейкозы" (курс "Современные методы клинических исследований в лабораторной диагностике" специальность Лабораторная диагностика"...

методический материал. курс "Современные методы клинических исследований в лабораторной диагностике"

лекции и тесты для курса общее усовершенствование "Современные методы клинических исследований"...

Методы исследования в индивидуальном проекте обучающегося колледжа и типичные ошибки при формулировке методов исследования.

Методическая разработка предназначена для преподавателей, осваивающих проектную деятельность в урочной и внеурочной практике, при подготовке студентов к выполнению индивидуальных проектов и их успешно...