Рабочая программа Основы Агрономии
рабочая программа

Петрушкина Татьяна Владимировна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования. Дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: 

определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей.

 В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

основные культурные растения; их происхождение и одомашнивание;

возможности хозяйственного использования культурных растений;

традиционные и современные агротехнологии (системы обработки почвы; зональные системы земледелия;

технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур; приемы и методы растениеводства).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Дисциплина Основы Агрономии150 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РМ

ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06. Основы агрономии

2017г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования

Организация-разработчик: ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум»

Разработчики:

Петрушкина Татьяна Владимировна, преподаватель спец дисциплин ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум»

Рекомендована методической комиссией общепрофессиональных дисциплин, протокол № 1 от 06.09.2017 г


СОДЕРЖАНИЕ

    стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ                       4
    ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ           5
    ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ            9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ           11

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы агрономии

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной

профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные культурные растения;
  • их происхождение и одомашнивание;
  • возможности хозяйственного использования культурных растений;
  • традиционные и современные агротехнологии (системы обработки почвы;

-зональные системы земледелия; технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур; приемы и методы растениеводства).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 62 часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 14 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

62

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

лабораторные работы

2

практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

14

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа

14

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы агрономии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Культурные растения

4

Содержание учебного материала

Тема 1.1.

Роль культурных растений. Хозяйственное использование культурных растений

Агрономия как важнейший раздел биологии. Классификация культурных растений. Приемы и методы растениеводства. Хозяйственное использование культурных растений. Условия жизни растений.

2

1

Самостоятельная работа: выполнения домашних заданий по разделу «Культурные растения».

Сельскохозяйственное производство как одна из основных отраслей народного хозяйства. Пути распространения культурных растений по регионам. Условия жизни растений.

2

Раздел 2

Основы земледелия

26

Содержание учебного материала

Тема 2.1. Почва, ее состав и свойства

Понятие о почве и ее плодородии. Факторы почвообразования. Морфологические признаки почвы.

2

2 2

Состав почв и ее основные свойства. Основные сельскохозяйственные почвы России и региона.

Практические занятия

Морфологические признаки почвы.

1

Тема 2.2 Сорные растения, вредители, болезни и меры борьбы с ними

Понятие о сорняках и засорителях. Вред, приносимый сорными растениям, вредителями и болезнями. Биологические особенности сорняков. Биологические особенности вредителей и болезней культурных растений.

4

2 2

Гербициды, способы их применения в сельском хозяйстве. Методы защиты растений от вредителей и болезней. Требования техники безопасности при работе с пестицидами и охрана окружающей среды.

Практические занятия

Изучение видов и характеристик сорной растительности. Разработать меры борьбы с сорняками, вредителями и болезнями.

2

Расчет доз гербицидов при обработке почвы.

Тема 2.3 Удобрения и их применение

Роль удобрений для растений. Классификация, характеристика и способы применения удобрений. Минеральные удобрения. Органические удобрения.

3

2 3

Хранение, нормы, сроки и способы внесения. Система применения удобрений. Мероприятия по охране окружающей среды и контроль за качеством продукции растениеводства.

Практические занятия

Определение основных видов удобрений. Разработка систем применения удобрений. Нормы внесения на планируемый урожай.

2

Тема 2.4 Системы обработки почвы и севообороты

Понятие о севообороте и его элементах. Предшественники и их агрономическая оценка. Пары, их классификация и значение. Промежуточные культуры, их значение и виды. Классификация севооборотов.

4

2 3

Научные основы обработки почв. Технологические операции по обработке почвы. Приемы основной и поверхностной обработки почвы. Виды систем обработки почвы и их характеристика.

Практические занятия

Разработка схем севооборотов и ротационных таблиц. Разработка систем обработки почвы.

2

Самостоятельная работа: выполнения домашних заданий по разделу «Основы земледелия»

Роль природных факторов и производственной деятельности человека в почвообразовании. Влияние различных

почв по механическому составу на износ рабочих органов почвообрабатывающих орудий. Влияние сорняков на производительность сельскохозяйственных машин и орудий. Экономическая эффективность сочетания агротехнических и химических мер борьбы с сорняками. Требования к средствам механизации внесения удобрений. Экономическая оценка продуктивности севооборотов. Пути и условия минимализации обработки почвы. Сбор и оформление гербария по сорной растительности. Создание коллекции вредителей культурных растений.

6

Раздел 3 Технологии возделывания культурных растений

30

Содержание учебного материала

Тема 3.1

Семена и посев сельскохозяйственных культур

Морфологические признаки и посевные качества семян. Государственный стандарт на посевные качества семян. Подготовка семян к посеву, сроки, способы, норма, глубина посева.

4

2

Тема 3.2 Зерновые культуры

Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности культур хлебов первой группы.

4

1

2 2 2

Озимая пшеница. Агротехника возделывания (место возделывания, место в севообороте, сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая.

Общая характеристика хлебов второй группы. Агротехника возделывания (место возделывания, место в севообороте, сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая).

Кукуруза. Агротехника возделывания (место возделывания, место в севообороте, сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая).

Лабораторная работа

Морфологические особенности хлебов первой и второй групп.

1

Практические занятия

Составление агротехнической части технологической карты возделывания зерновых культур.

1

Тема 3.3

Зерновые бобовые культуры

Общая характеристика зерновых бобовых культур. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности культур.

2

2 2

Агротехника возделывания (место возделывания, место в севообороте, сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая).

Практические занятия

Составление агротехнической части технологической карты возделывания зерновых бобовых культур.

1

Тема 3.4 Корнеплоды

Общая характеристика корнеплодов. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности корнеплодов. Агротехника возделывания.

2

2

Практические занятия

Составление агротехнической части технологической карты возделывания корнеплодов

1

Тема 3.5 Клубнеплоды

Общая характеристика клубнеплодов. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности клубнеплодов. Агротехника возделывания.

1

2

Практические занятия

Составление агротехнической части технологической карты возделывания клубнеплодов.

1

Тема 3.6

Масличные и эфиромасличные культуры

Общая характеристика масличных и эфиромасличных культур. Морфологические, биологические особенности культур и агротехника возделывания.

1

2

Практические занятия

Составление агротехнической части технологической карты возделывания масличных культур.

1

Тема 3.7

Кормовые сеяные

травы

Общая характеристика сеяных трав. Морфологические и биологические особенности кормовых сеяных трав. Агротехника возделывания.

1

2

Лабораторная работа

Морфологические особенности культур.

1

Тема 3.8 Сенокосы и пастбища

Основные группы растительности естественных сенокосов и пастбищ, их ценность, морфологические признаки и биологические особенности. Типы сенокосов и пастбищ в хозяйствах зоны, их характеристика и улучшение.

2

2

Самостоятельная работа: выполнения домашних заданий по разделу «Технология возделывания культурных растений»

Общая характеристика прядильных культур, табак и махорка. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности прядильных культур, табак и махорка. Агротехника возделывания прядильных культур.

6

Итоговая аттестация

Дифференцированный зачет

2

Итого

62


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по агрономии.

Оборудование учебного кабинета:

-рабочие места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-методической документации «Агрономии»;

-объемные модели органов растений (плоды, строение цветка);

-плакаты (морфологические признаки почвы, классификация сорняков, приемы обработки почвы, технологии возделывания культурных растений);

-лабораторное оборудование (монолиты, набор семян культурных растений, разборные доски, шпатели, лупы, соцветия культурных растений, живые или законсервированные части культурных растений).

Технические средства обучения:

-интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2.        Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А., Туликов А.М. и др. Основы агрономии. - М.:Издательский центр «Академия», 2012.-360с. - (Учебники и учебные пособия для студентов средних специальных учебных заведений).
  2. Вальков В.Ф.Почвоведение: Учебник для вузов. - М.:ИКЦ «МарТ»,
    2011.- 496 с. (Серия «Учебный курс»).
  3. Гатаулина  Г.Г., Долгодворов  В.Е., Объедков М.Г. -Технология
    производства продукции растениеводства. -2-е изд., перераб. и доп.
    М.   «Колос С», 2010.-528с. (Учебники и учебные пособия для
    студентов средних специальных учебных заведений).
  4. Гатаулина Г.Г., Объедков М.Г. Практикум по растениеводству. -
    М.:КолосС, 2012.-304с. (Учебники и учебные пособия для студентов
    средних специальных учебных заведений).
  5. Джалилов Ф.С.-У., Андреева И.В., Штернис М.В. Биологическая
    защита растений, М.: «КолосС», 2010. - 255с.
  6. Лошаков В.Г., Третьяков Н.Н. Биологические основы сельского
    хозяйства, М.: МСХА, 2011. - 123с.
  7. Матюк Н.С., Полин В.Д., Горбачев И.В. Савоськина О.А. Приемы
    возделывания и уборки полевых культур, МСХА, 2011. 98с.

8.        Муравин Э.А.Агрохимия. - М.:КолосС,2010.- 384с.(Учебники и
учебные пособия для студентов средних специальных учебных
заведений).


Дополнительные источники:

  1. Атлас почв. Под ред. д.с.х. наук Кауричева И.С. М.: «Колос», 2008. -
    184 с.
  2. Байбеков Р.Ф., Матюк. Н.С., Рассадин А.Я., Полин В.Д.,
    «Экологическое земледелие с основами почвоведения и агрохимии»,
    Москва: «Академия" , 2006. -168 с.
  1. Довбан К.И. Зелёные удобрения. - М.:Агропромиздат, 2005. - 86с.
  2. Долгачева В.С. Растениеводство. - М.:Издательский центр
    «Академия», 2005.-368с.- (Учебное пособие для студентов высших
    учебных заведений).

5.        Пупонин А.И., Баздырев Г.И., Лошаков В.Г. Земледелие. - М.:
КолосС, 2007. - 552с. - (Учебник для студентов высших учебных
заведений).

  1. Трухачев В.И., Дорожко Г.Р., Дударь Ю.А. - Сорные, лекарственные
    и ядовитые растения (альбом антропофитов). - М.: МААО;
    Ставрополь: «АГРУС», 2006. - 264с.
  2. Сельский механизатор: научно-производственный журнал учрежден
    МСХ РФ
  3. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих
    предприятий. Теоретический и научно-практический журнал. МСХ
    РФ.
  4. Новое сельское хозяйство. Журнал агроменеджера. МСХ РФ.

  1. Интернет-ресурсы :http ://agronomy.ru/
  1. Интернет-ресурсы: Тюльдюков В.А. Практикум по луговому
    кормопроизводству. Форма доступа:
    www.agroatlas.ru
  2. Интернет-ресурсы: Пирог В.С.Увлекательная агрономия Форма
    доступа: -
    http://pirog.do.am/forum/69-225-1

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур

с учетом их биологических особенностей

лабораторные работы, практические занятия

Знания:

основные культурные растения,

их происхождение и одомашнивание

лабораторные работы

домашняя работа

возможности хозяйственного использования культурных растений

индивидуальные задания

традиционные и современные агротехнологии

практические занятия,

системы обработки почвы

тестирование

зональные системы земледелия

выполнение исследовательской работы

технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур

практические занятия, тестирование

приемы и методы растениеводства

домашняя работа

Вопросы к дифференцированному зачету

  1. Предмет Агрономия.
  2. Роль зеленых растений.
  3. Классификация культурных растений.
  4. Рост и развитие растений.
  5. Условия жизни растений.
  6. Классификация растений по отношению к теплу.
  7. Понятия о почве и ее плодородии.
  8. Образование почвы.
  9. Состав почвы, ее свойства.
  10. Виды почв.
  11. Понятие о сорных растениях.
  12. Вред сорняков, вредителей, болезней.
  13. Биологические особенности сорняков, вредителей, болезней культурных растений.
  14. Методы защиты растений от сорняков, вредителей, болезней.
  15. Роль удобрений для растений.
  16. Классификация удобрений.
  17. Виды удобрений, система применения удобрений.
  18. Понятие о севообороте.
  19. Предшественники.
  20. Классификация севооборотов.
  21. Приемы основной и поверхностной обработки почвы.
  22. Посевные качества семян.
  23. Подготовка семян к посеву.
  24. Сроки посева.
  25. Способы посева.
  26. Норма посева.
  27. Глубина посева.
  28. Озимые зерновые культуры.
  29. Ранние яровые культуры.
  30. Фазы развития хлебных злаков.
  31. Кукуруза. Агротехника возделывания.
  32. Крупяные культуры.
  33. Зерновые бобовые культуры.
  34. Корнеплоды.
  35. Клубнеплоды.
  36. Масличные культуры.
  37. Кормовые сеяные травы.
  38. Сенокосы и пастбища.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Основы учебно-исследовательской деятельности студентов

Программа курса "Основы учебно-исследовательской деятельности студентов" по новым ФГОС, третьего поколения, СПО....

Рабочая программа "Основы экономической теории" (бух.учет)

Рабочая программа "Основы экономической теории" (бух.учет)...

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтер ОПС

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтер ОПС...

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтажник электрических сетей и электрооборудования...

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности сварщик

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности сварщик...

Рабочая программа "Основы агрономии"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия, входящей в состав укрупненной гр...

Рабочая программа "Основы агрономии"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия, входящей в состав укрупненной гр...