Статья на тему: " Инновационные методы обучения социально-экономическим дисциплинам"
статья

Матова Анна Владимировна

Предварительный просмотр:

Инновационные методы обучения социально-экономическим дисциплинам

Анна Владимировна Матова – преподаватель, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский политехнический центр №5», Невельский район, с. Горнозаводск.

«Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания».

(Федор Иванович Янкович де Мариево).

Аннотация: в статье рассматриваются инновационные методы в преподавании дисциплин социально-экономического цикла. Показаны различные формы основных методов активных средств обучения в целях повышения качества образования.

Список литературы:

1. Антипина Л. Б. Компетентностный подход в реализации образовательного процесса/Л. Б. Антипина // Методист. - 2010. – N 2. -  С. 39-44

2. Демченкова С. А. Формирование инновационного поведения у студентов учреждений СПО на основе компетентностного подхода / С. А. Демченкова // Приложение к "СПО". - 2009. – N 5. - С. 12.

3. Казаков А. Ю. К вопросу о развитии ключевых компетентностей педагога в условиях инновационного развития образования: психологический аспект / А. Ю. Казаков // Актуальные проблемы реализации современной модели профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Кемерово, 18-19 ноября 2009г.): в 3 ч. Ч.3 / сост.: Т. С. Панина, Л. П. Вашлаева; - Кемерово: Изд-во ГОУ "КРИРПО", 2009.

4. Трофименко А. С. Инновационные методы обучения в высшем образовании. [Электронный ресурс]: Журнал «Sci-article.ru» № 13, 2014 г.

5. Бондаренко О. В. Современные инновационные технологии в образовании. Журнал «РОНО». Выпуск 16. Сентябрь 2012 [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1.

6. Пушкарева В. В. Игра и ее роль в образовательном процессе // International Scientific Review № 2 (12) / International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education: IX International Science Conference (USA, Boston, 07-08 February, 2016). p. Педагогические науки. [Электронный ресурс],

7. Клаус Дитер Гофман Мотивация в бизнесе. Серия «Бизнес-технология». – Ростов н/Д: Феникс. 2004.

Урок постоянно вбирает в себя новые педагогические тенденции, совершенствуется в плане соответствия потребностям современного общества, его моральным ценностям.

Современный урок – это не просто красивое название (урок-конференция, урок-путешествие, урок-диспут и др.), это необычная структура и форма, большое разнообразие методов и нетрадиционная последовательность этапов.

В первую очередь на современном уроке должны реализовываться те общеметодологические и дидактические подходы, которые обусловлены новыми тенденциями в педагогической науке [1], [2].

Целевая установка современного урока заключается, прежде всего в том, чтобы умело использовать все возможности для развития личности обучающегося, воспитывать их как социально активных членов общества, которые умеют принимать самостоятельные решения и заниматься самообразованием на протяжении всей последующей жизни.

Для того чтобы урок был развивающим, необходимо при его конструировании придерживаться основных принципов:

  1. Самодеятельность обучающихся в ходе урока. Важнейшим условием развития человека являются его собственные действия с предметным миром.
  2. Самоорганизация обучающихся в ходе урока. Кратко этот принцип звучит так: «Учить учиться». На уроке необходимо учить обучающихся рациональным приемам и методам, которые будут помогать в овладении содержанием учебного материала.
  3. Развитие личности. При организации и проведении урока учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Строить урок таким образом, чтобы обучающиеся всегда ощущали необходимость в преодолении посильных трудностей, находясь в зоне ближайшего развития.
  4. Личная ответственность. Необходимо формировать в обучающихся чувство ответственности за свою учебную деятельность. Необходимо широко использовать приемы самоконтроля и самооценки обучающихся своей учебной деятельности. Для этого педагог должен знакомить обучающихся с планом изучения темы, целями деятельности и результатами, которые планируются, а также с достоверными критериями оценки этой деятельности.
  5. Психологическое обеспечение. Подразумевает такую организацию и проведение урока, при которых будут обеспечиваться положительные эмоциональные отношения к этим занятиям и предмету в целом, а также мотивация обучающегося и психологический комфорт [3].

Построение современной эффективной системы образования, отвечающей требованиям соответствия знаний, умений и навыков специалиста не только функциональным профессиональным обязанностям, но и потребностям рынка труда, базируется на совершенствовании образовательного процесса на основе создания и внедрения новых, современных и эффективных технологий, активных методов и форм обучения.

Главным критерием качества подготовки кадров становится их компетентность, которая отражает не только владение необходимой системой знаний, умений и навыков, но и развитие личностного, социального, интеллектуального потенциала работника, его профессионально важных качеств, позволяющих и в будущем в соответствии с возрастающими требованиями работодателей, осуществлять профессиональную деятельность.

Для себя в качестве определения компетенции я взяла понятие, данное в статье Ирины Алексеевны Зимней «Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования».

«Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным – не означает быть ученым или образованным».

Современной экономике нужен работник, владеющий профессией, имеющий знания, умения и практические навыки в области экономики, маркетинга, менеджмента, информационных систем и технологий.

Таким образом, я пришла к выводу, что мне необходимо формировать у обучающихся общую культуру экономики, вырабатывать адекватные представления о мире, сути экономических явлений и процессов. Убедить их в том, что экономические знания – это составная часть общей культуры делового человека. Будь то менеджер, банкир или рабочий любой профессии.

Высококвалифицированный специалист должен уметь анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских отношений, обладать навыками предпринимательской деятельности.

Социально - экономические дисциплины формируют образ мышления, поэтому от качества их преподавания зависит формирование у обучающихся экономических ориентиров, не противоречащих ценностям общества.

Для достижения всех перечисленных задач использование новых инновационных подходов неоспоримо.

Главной отличительной чертой инновационных методов в образовании является то, что обучающиеся проявляют инициативу в учебном процессе, которую стимулирует педагог с позиции партнера, помощника, координатора, наставника.

Инновационная образовательная технология включает:

1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

2. Современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала - проблемное обучение, разноуровневое обучение, проектные и исследовательские методы обучения, семинарская система, технология использование в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве (групповая работа), информационно-коммуникативные технологии.

3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие обучения [5].

В литературе предлагается множество инновационных методов обучения на занятиях. В практической педагогической деятельности активно применяются более 30 инновационных методов [4].

Методы инновационного обучения, на мой взгляд, могут использоваться тогда, когда обучающиеся уже владеют основами необходимых знаний. Так, например, вводные лекции по всем социально - экономическим дисциплинам возможно проводить как беседу-дискуссию. В ходе такой беседы можно выяснить так называемые «остаточные знания», объяснить содержание курса в целом и этим побудить обучающегося оценить роль и значение изучения данного курса в системе его подготовки.

Некоторые знания у обучающихся имеются по вопросам бизнес-планирования. Поэтому лекции по данным темам проводится в формате «лекция проблемная», когда обучающиеся, работая в подгруппах, готовят презентации своих проектов.

Однако есть темы, по восприятию обучающихся, сложны для их самостоятельного изучения, например, «Методы оценки инвестиций», «Теории мотивации». Целесообразно, на мой взгляд, использовать традиционный способ - объяснительно-иллюстративный метод с добавлением частично-поискового метода.

В составе учебно-методического комплекса дисциплины обязательно наличие презентаций по всем темам дисциплины.

В наибольшей степени инновационные формы реализуются на лабораторных занятиях. Для проведения этих занятий используются следующие методы активного обучения: занятия в форме соревнований и игр.

Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» по выражению Алексея Николаевича Леонтьева.

Обучающиеся с огромным энтузиазмом участвуют в деловых играх («Бизнес-консультант», «Деловые переговоры и совещания», «Вступление в должность», «Формирование коллектива», «Испорченный телефон», «Получение кредита банка», «Конфликт», «Беседа с подчиненным», «Повышение и увольнение», «Проведение дискуссии», «Контракт с руководителем», «Черный PR», «Определение характера собеседника и общение с ним», «Хитрецы»). Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Практика показывает, что обучающиеся в основной массе не умеют ясно и четко излагать свои мысли. В связи с этим на семинарских занятиях, провожу беседу с каждым обучающимся по заданиям самостоятельной работы. Считаю, что в экономических дисциплинах есть понятия и категории, которые следует запоминать. Обучающиеся имеют рабочие тетради. В них они ведут вручную записи ответов, заданий, решение задач. Написание рефератов я не практикую, так как обучающиеся копируют их из сети «Интернет», а вот умение вести беседу, грамотно излагать свои мысли и суждения, культурная речь необходимы для успешной карьеры будущих специалистов.

Вывод: Основой качественного образования должны стать такие методы преподавания, которые развивают у обучающихся критическое мышление и способность к саморазвитию. Инновационные методы обучения позволяют решить такие задачи, как: лучшее усвоение и понимание учебного материала, осознание и развитие мотивации к познанию, коммуникативность, развитие навыков публичного выступления; умений аргументировать свою позицию, развитие аналитических способностей, творческого мышления, умение работать в команде и другие. Инновационные методы работы с обучающимися разрабатывает и применяет преподаватель, поэтому преподаватель должен обладать необходимой методологической и личностной (индивидуальной) компетенциями [6], [7].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Интерактивные методы обучения»

Статья на тему: «Интерактивные методы обучения»...

Применение инновационных методов обучения при преподавании Истории Дагестана

В данной статье автор рассматривает проблемы преподавания предмета История Дагестана, анализирует имеющуюся методическую базу, предлагает современные методы обучения на уроках. Статья может быть интер...

Статья на тему "Активные методы обучения"

Современные активные методы обучения – это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебн...

Статья на тему "Интерактивные методы обучения"

Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребёнок научился учиться,  открыл в себе энергию познания,   постоянного стремления к получению новых знаний.Успех процесса обучения во мног...

Статья на тему "Интерактивные методы обучения"

Статья на тему "Интерактивные методы обучения"...