Статья на тему: «Интерактивные методы обучения»
статья на тему

Статья на тему: «Интерактивные методы обучения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnoe_obuchenie.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Майданова Ольга Евгеньевна

Савич Елена Борисовна

Преподаватели специальных дисциплин

ГАПОУ города Москвы «МОК имени Виктора Талалихина»

«Интерактивные методы обучения»

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учителем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность.

Именно поэтому учителю требуется владение основными способами формирования у обучаемых взаимодействия с миром и с самим собой, использовать в дальнейшей жизни такие приемы, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с приобретенными во время школьного образования знаниями, умениями и навыками составляет компетентность современного выпускника. Для достижения такого качества образовательных услуг необходимы использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение.

Интерактивный ("Inter" - это взаимный, "act" - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.[1]

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. [3]

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля. [6]

Ведущий (преподаватель, тренер) вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности учеников, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся. Интерактивные методы могут применяться при организации учителем следующей работы с учениками:

-организация тематических занятий,

-организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом,

-формирование портфолио ученика,

-организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе,

- для создания образовательных ресурсов.

Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

1.            Интерактивная экскурсия.

2.             Использование кейс-технологий.

3.            Проведение видеоконференций.

4.            Круглый стол.

5.            Мозговой штурм.

6.            Дебаты.

7.            Фокус-группа.

8.            Деловые и ролевые игры.

9.            Case-study (анализ конкретных, практических ситуаций).

10.         Учебные групповые дискуссии.

11.        Тренинги.[3]

Современная система профессионального образования в условиях рыночных отношений одним из приоритетов для успешного решения задач подготовки квалифицированных кадров выделяет принцип учета интересов обучаемого. В этой связи перед преподавателями  стоит задача выработки и внедрения таких приемов и методов обучения, которые бы были нацелены на активацию творческого потенциала ученика, его желания обучаться. При этом должна решаться педагогическая задача формирования личности гражданина , и его ценностных ориентаций, поскольку процесс обучения в школе - основная составляющая образовательного процесса в жизни каждого человека. [4] Приобретение ключевых компетенций зависит от активности самого студента. Поэтому одной из важнейших задач является внедрение в учебный процесс активных методов, которые в совокупности дают возможность организовать интерактивное обучение.

Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими. Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи. [7]

В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог, по мнению О. Бассис, должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие».[1]

С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.

Таким образом, цель активного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

Развивая познавательный интерес учащихся в процессе использования информационно-коммуникативных технологий, я обратилась к инновационной организации уроков.

Цель:

сформировать знания, умения и навыки в области туристской индустрии;

расширить информационное пространство;

создавать условия для повышения качества и доступности образования

развитие познавательного интереса, образного мышления

Внедряя новые информационные технологии, я ставлю перед собой следующие задачи:

научить ребенка самостоятельно находить нужную информацию, обрабатывать ее и грамотно использовать;

применять компьютерные технологии на всех этапах урока: при изложении нового материала, закреплении и контроле знаний, проверке домашних заданий;

повышение качества знаний.

В преподавании  я применяю  несколько направлений использования новых информационных технологий:

1) демонстрация учебных материалов;

2) проверка знаний учащихся;

3) самостоятельная работа учащихся;

4) обобщение и систематизация знаний.

Основные направления использования компьютерных технологий и мультимедиа в преподавании .

1. Демонстрация на уроке материалов: карт, иллюстраций, географических объектов, схем, диаграмм из источников не доступных всем ученикам. На уроках  объяснение нового материала сопровождается наглядными пособиями. Самым главным является карта, но с этим бывают проблемы (нет или старые). А с помощью компьютерных программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, можно без труда быстро все продемонстрировать. Программа дает возможность учителю демонстрировать на экране самые разные географические изображения: плоские, объемные, возможно увеличение объектов, переход от одних объектов к другим.

2. Показ географических процессов, о которых должен иметь представление студент, разнообразны и многочисленны. Можно создавать свои презентации, используя интернет, а можно воспользоваться электронными учебниками.

3. При помощи одного компьютера и  проектора целая группа студентов може принимать участи в вебинарах, интернет-семинарах.

4. Практическая работа.

5. При помощи компьютерных технологий на уроках провожу проверку знаний учащихся.

Это могут быть компьютерные тесты или использование вопросов. Мне необходимо их научить работать с тестом.

6. Для развития знаний, умений,  интереса к профессии, для расширения кругозора студента предлагаю творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий: создание презентаций.

Я считаю, что ИКТ в моей работе дают необозримые возможности в деле повышения качества обучения, формируют познавательный интерес к будущей профессии и к развитию знаний, умений и навыков. Внедрение  современных технологий позволило мне добиться 100% уровня обученности во всех группах, повысить качество обучения.

Применение на уроках ИКТ в сочетании с другими педагогическими технологиями позволяет мне выходить за рамки своего предмета, а ученику: ориентироваться на достижение успеха, проявлять инициативу, формировать и развивать знания и умения.

Это позволяет мне, прежде всего, воздействовать не только на сознание, но и на эмоции учащихся, а также более рационально распределять время урока так, чтобы «заучивание» происходило с помощью текстовых и визуальных материалов, что более эффективно. В результате остается больше времени на аналитическую деятельность учащихся, позволяет гораздо легче, чем ранее, сопоставлять различные факты, суждения, теории. Таким образом, использование интерактивной технологии открывает новые возможности для развития самостоятельного мышления детей, что в конечном итоге приводит к более высокому качеству обучения.

Список используемой литературы:

1.  Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – Минск: Современное слово, 2006.

2.  Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. – Минск: Современное слово, 2003.

3.  Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник. – М.: Просвещение, 2006.

4.  Борытко Н.М. Теория обучения. – Волгоград: ВГПУ, 2006.

5.  Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006.

6.   Джуринский А.Н.Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2008.

7.  Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. – М.: Дрофа, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Активные методы обучения"

Современные активные методы обучения – это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебн...

Статья на тему "Интерактивные методы обучения"

Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребёнок научился учиться,  открыл в себе энергию познания,   постоянного стремления к получению новых знаний.Успех процесса обучения во мног...

Статья на тему "Интерактивные методы обучения"

Статья на тему "Интерактивные методы обучения"...

Статья "Активные и интерактивные методы обучения"

На сегодняшний день Интернет стал одним из компонентов современного образовательного пространства, использование возможностей Интернет ресурсов и различных сервисов вошло в систему обучения всех уровн...

ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Здесь рассказывается  о том, как необходимо применять интерактивные методы работы на уроках английского языка в школе...

Доклад к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования".

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Троицкий технологический техникум»Доклад к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как услови...

презентация к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования" разработала преподаватель спец.дисциплин ГБПОУ "Троицкий технологический техникум" Мумбаева С.Ю.

презентация к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования", разработала преподаватель спец.дисциплин Мумбаева С.Ю....