Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе.
учебно-методический материал

Русаленко Ольга Николаевна

Модернизация российского образования имеет своей целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Она в значительной мере обусловлена тем, что образовательный процесс стал все в меньшей степени соответствовать социальным ожиданиям.

  В образовательных стандартах нового поколения обращается особое внимание на необходимость формирования у обучающихся метаумений (общих умений, востребованных в разных предметных областях), на повышение доли самостоятельной работы, на формирование у них оценочной самостоятельности. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых.

Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала обучающихся. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно - ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого обучающегося. 

Новооскольский колледж осуществляет свою деятельность в условиях модернизации российского образования, считая своей главной задачей – обеспечение современного качества образования  на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности.

Для реализации поставленной задачи в колледже разработана «Программа информатизации ОГАПОУ «Новооскольский колледж» на 2018-2021 год» которая подразумевает создание единого информационного пространства, интеграцию информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, что позволит наиболее эффективно использовать имеющееся компьютерную технику и перейти на электронный документооборот в учебном процессе.

Одним из направлений приоритетного национального проекта «Образование» является внедрение современных образовательных технологий посредством развития современных  методов обучения и воспитания на базе ИТ, оснащения оборудованием, электронными пособиями, повышение информационной  компетенции  работников образования, использование  возможностей Интернет.

Современный преподаватель должен с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Интернет, чтобы обеспечить достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий.

ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного преподавателя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. 

Материально-техническая база нашего колледжа позволяет в полной мере реализовать возможности использования ЦОР, для этого имеются:

76 – Персональных компьютеров

58 – Принтеров, сканеров, копировальных устройств

37 – Мультимедийных проекторов

31 – Моноблок

22 – Ноутбука

4 – Интерактивные доски

2 – учебных 3D-принтера, 3D-сканер

широкоформатный плоттер и ламинатор

Это техническое оборудование установлено в учебных аудиториях колледжа и используется преподавателями в учебном процессе.

В колледже созданы аудитории электронного обучения, где возможность доступа к ЭОР имеют 100% обучающихся. Каждая из аудиторий оснащена моноблоками (рабочее место преподавателя, рабочее место обучающегося), телевизором с функцией Smart TV, современной высокоскоростной точкой доступа Wi-Fi. Все рабочие места соединены в беспроводную локальную сеть. Для управления рабочими местами пользователя в локальной сети, было приобретено, установлено и настроено современное серверное оборудование, что позволило создать индивидуальные учетные записи обучающихся, а это в свою очередь позволит каждому из обучающихся работать на персональном компьютере со своим индивидуальным рабочим столом, и хранить свои документы, которые доступны только ему при входе под своей учетной записью. Доступ в сеть интернет также осуществляется, при использовании своих регистрационных данных.

Задания обучающимся раздаются преподавателем в электронном виде, выполняются эти задания также в электронном виде на персональном компьютере, заполняют рабочие тетради на практических занятиях; создают презентационные проекты, используя офлайн и онлайн ресурсы локальной сети колледжа и сети Интернет, применяют при изучении нового и закреплении уже изученного материала компьютерные симуляторы и тренажеры.

Также использование локальной сети в учебном процессе позволяет преподавателю:

  • автоматизировать раздачу и сбор заданий, выполнять контроль за выполнением заданий с помощью программы удаленного управления компьютерами;
  • дистанционно брать на себя управление компьютером обучающегося и оказывать ему помощь в выполнении задания;
  • проводить опрос обучающихся раздачей тестовых заданий, выполнять мониторинг результатов тестирования в реальном времени на рабочем месте преподавателя;
  • осуществлять доступ к локальной (внутренней) электронной библиотеке колледжа;
  • наличие высокоскоростного доступа в интернет позволяет каждому обучающемуся и преподавателю осуществлять доступ к образовательным онлайн ресурсам.

Внедрение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс влечет за собой применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышения педагогической компетентности преподавателя.

Во время урока преподаватели ведут обучение, применяя различные цифровые образовательные ресурсы: электронные плакаты, презентации, аудио и видео материалы, электронные учебники и справочники из локальной библиотеки колледжа, компьютерные тренажеры и симуляторы, онлайн ресурсы сети интернет.

Во время урока преподаватели ведут обучение, применяя различные цифровые образовательные ресурсы: электронные плакаты, презентации, аудио и видео материалы, электронные учебники и справочники из локальной библиотеки колледжа, компьютерные тренажеры и симуляторы, онлайн ресурсы сети интернет.

Во время урока преподаватели ведут обучение, применяя различные цифровые образовательные ресурсы: электронные плакаты, презентации, аудио и видео материалы, электронные учебники и справочники из локальной библиотеки колледжа, компьютерные тренажеры и симуляторы, онлайн ресурсы сети интернет.

Во время урока преподаватели ведут обучение, применяя различные цифровые образовательные ресурсы: электронные плакаты, презентации, аудио и видео материалы, электронные учебники и справочники из локальной библиотеки колледжа, компьютерные тренажеры и симуляторы, онлайн ресурсы сети интернет.

Приведу пример использования ЦОР при проведении практических работ по дисциплине «Основы ветеринарии» для обучающихся по специальности Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Что же дают мне как преподавателю использование ЭОР? Опираясь на мнение учителя из Воронежской области (сайт pedsovet.org):

  1. писать к занятию ничего не нужно, т.к. все конспекты написаны с помощью ПК;
  2. сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок –с компьютером не поспоришь;
  3. экономим  «горловые»  усилия,  освобождаемся  от  рутинной  части  занятия,  взамен получаем хорошо подготовленных студентов для творческой работы с ПК;
  4. решена проблема дисциплины: студенты либо уткнулись в экраны, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
  5. вырос авторитет преподавателя, т.к. работа с ЭОР–это «круто» и престижно.

Для проведения ПЗ использую не только оф-лайн возможности, но и он лайн, что существенно повышает интерес студентов при выполнении задания.

Что же даёт применение ЦОР при выполнении ПЗ:

1) обеспечение обратной связи в процессе обучения;

2) обеспечение индивидуализации учебного процесса;

3) повышение наглядности учебного процесса;

4) поиск информации из самых широких источников;

5) моделирование изучаемых процессов или явлений;

6) организация коллективной и групповой работы.

Использование ПК позволяет получить доступ к интернет-ресурсам, организовать тестирование в различных режимах, принимать участие в вэбинарах, использовать лекционные и иные электронные обучающие материалы во время занятий, сформировать «открытую» познавательную позицию студента, индивидуализировать процесс обучения, возможность в автоматическом режиме проводить многофакторный сбор и анализ статистической информации о работе группы, получаемой в процессе занятия, без нарушения естественности протекания занятия и т.п. Все это позволяет не стоять на месте, а совершенствовать приемы и методы, чтобы достичь успехов в своей профессиональной деятельности.

Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов); относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

 Непосредственная цель применения метода case-study – совместными усилиями обучающихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончанием процесса является оценка предложенных алгоритмов и выбор наиболее оптимального. Именно поэтому метод конкретных ситуаций может стать одним их ведущим инструментов ЦОР по дисциплинам при проведении ПЗ.

В процессе инновационной деятельности определено, что электронный кейс  – это электронный комплекс, содержащий описание практической проблемной ситуации, пакет информационных ресурсов и методические рекомендации по организации поиска путей решения выявленных проблем в информационном пространстве.

Таким образом, можно сказать, что  использование ЦОР и кейс-технологий сочетаются и взаимодополняют друг друга, представляя собой одно из условий подготовки квалифицированного  специалиста.

Только творческий подход  к построению урока, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность формирования общих и профессиональных компетенций. Применение ЦОР дает возможность не только заинтересовать каждого из студентов в более глубоком знании изучаемой проблемы, но и представляет возможность формировать и повышать педагогическое мастерство.

Интеллектуальное развитие студентов, формирование на высоком уровне профессиональных компетенций, овладение знаниями, умениями и навыками путем внедрения различных методов, средств и технологий обучения, повышающих качество и эффективность образовательного процесса – главная задача преподавателя. И именно ЦОР позволяют реализовать эту задачу на высоком уровне

На сегодняшний день в колледже введена в учебный процесс лаборатория «Инженерной Графики и компьютерного проектирования на базе настольных станков с ЧПУ (числовым программным управлением)». Обучающиеся смогут освоить навыки проекционного черчения и проектирования вручную, подготовки чертежей и конструкторских документов для последующей оцифровки и ввода в персональный компьютер, затем произвести компьютерную обработку бумажных чертежей, плоское моделирование и черчение и оформить  конструкторскую документацию в соответствии с требованиями ЕСКД. Выполнять объемное твердотельное, поверхностное и гибридное моделирование, проектирование и планирование техпроцессов, моделирования и визуализация процесса обработки, для станка с ЧПУ. После чего на настольном фрезерном и токарном учебном станке с ЧПУ выполнять плоское и объемное фрезерование деталей из сталей, цветных металлов, пластиков и дерева, а также для выполнения операций сверления, растачивания и гравирования при помощи соответствующих инструментов.

Конечно, не все так радужно в использовании ЦОР. Ведь для того, что бы овладеть навыками ИКТ нужно не один час поработать с ПК и ПО. Но несомненно одно – ЦОР в образовании это уже объективная реальность и не использовать их просто невозможно.

Преподаватель, не владеющий навыками ИКТ и не использующий ЦОР не сможет вести современный образовательный процесс и подготовить хорошего специалиста.

Если раньше ЦОР использовали преподаватели информатики и ИКТ и лишь отчасти преподаватели иных дисциплин, то в настоящее время в колледже  ЦОР используют все преподаватели. Дозируется только процент использования ЦОР на занятии.

Исходя из вышесказанного совершенно понятно, что ЦОР позволяют создать условия для формирования мотивации, развития индивидуальных способностей, активизируют познавательный интерес, и как следствие – повышается эффективность обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по природоведению с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Природные зоны Земли

Урок по природоведению с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), по теме «Природные зоны Земли». 5 класс (УМК: Плешаков).Цель урока: научиться различать основные природные зоны Земли.С...

Мастер – класс по теме «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках производственного обучения»

Данный мастер-класс предназначен для преподавателей и мастеров производственного обучения.Цель мастер-класса: познакомить педагогов и мастеров производственного обучения с технологией конструирования ...

Учебно-методическая разработка открытого урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики»

Учебно-методическая разработка открытого  урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики»  Разработка включает в себя пояснител...

Учебно-методическая разработка открытого урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики»

Учебно-методическая разработка открытого  урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики»  Разработка включает в себя пояснител...

Цифровые образовательные ресурсы

Примеры ЦОР по преподаваемым дисциплинам...

Участие во всероссийском конкурсе «Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе" 2018

Приняла участие во всероссийском конкурсе «Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе» в номинации «Лучший электронный образовательный ресурс для проведения дистанционног...