Правовые и социальные вопросы природопользования
план-конспект урока

Гунтыпова Виктория Эрдэмовна

Учебная дисциплина: «Экологические основы природопользования»

 Урок: Правовые и социальные вопросы природопользования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx69.19 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная дисциплина

«Экологические основы природопользования»

Гунтыпова В.Э., преподаватель

Тема урока: Правовые и социальные вопросы природопользования

Цели урока:

Деятельностная:        ввести        новые понятия «экологическое право» «, термины.

Содержательная: расширить знания обучающихся об истории развития природоохранного законодательства; сформировать знания о природоохранных постановлениях и нормативных актах по рациональному использованию окружающей среды.

Оборудование:

Компьютер, мультимедиа проектор, доска, рефераты обучающихся.

Методы ведения:

индивидуальный и фронтальный опрос, лекция с элементами эвристической беседы, тестированный опрос.

Тип урока:

Межпредметные связи: история, география, биология,

Ход урока

1 .Оргмомент-3 мин.

2. Изучение нового материала-30 мин.

Часть 1. История развития природоохранного законодательства;

Часть 2. Природоохранные постановления и нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды;

4. Закрепление-8 мин.

5. Итоги урока-3 мин.

6. Задание на дом-1 мин.

Ход урока

Оргмомент.

1.Приветствие, проверка отсутствующих.

2.Упражнение на концентрацию внимания. “Дотронься до голубого”

Попросите участников встать. Объясните, что им нужно будет найти какую-нибудь вещь голубого цвета, подойти и потрогать ее. Это может быть футболка, ручка, ботинок и т.д. Продолжайте игру, предложив участникам назвать их определения о вещах, которые можно потрогать.

Примечание: Данное упражнение следует проводить для усиления концентрации внимания, активности участников. Этот энергизатор можно проводить как в начале, так и в конце занятия.

3. Объявление темы урока «Правовые и социальные вопросы природопользования»

Изучение нового материала

Лекция

План лекции:

Часть 1. История развития природоохранного законодательства:

А) Ранние этапы охраны природы

Б) История Охраны природы в России

В) Советский период

Г) Современный этап

 Часть 2. Природоохранные постановления и нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды

Часть 1.

а) Понимание того, что необходимо ограничить влияние хозяйственной деятельности людей на природу появилось очень давно. Изменения естественных природных ландшафтов в результате хозяйственной деятельности в рабовладельческих государствах Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии происходили так быстро, что предпринимались меры для уменьшения антропогенного воздействия на природу. СЛАЙД 2

Заповедные территории в Индии были выделены не позднее III в. до н.э., если судить по известному трактату о государственной власти «Артхашстра». Тогда же индийский император Ашока издал специальные, опирающиеся на религию, природоохранительные законы. Кроме священных гор, рощ, озер сравнительно давно стали охранять места великокняжеской и царской охоты. Магараджи создавали строго охраняемые охотничьи резерваты в собственных владениях. При изменении административного деления Индии и ликвидации княжеств многие княжеские охотничьи заказники становятся государственными. СЛАЙД 3. Задолго до нашей эры в отдельных княжествах Китая стали создавать заповедники. Строго охранялись животные в обширном императорском охотничьем парке в окрестностях Пекина. Только там сохранился до середины XIX в. олень Давида. Издавна, по крайней мере, со времени основания Улан-Батора (в XVII в.), охраняется расположенная рядом с ним поросшая лесом священная гора Богдо. Законодательным актом в 1809 г. территория священной горы Богдо-Ула была объявлена заповедной и неприкосновенной.

Во времена Карла Великого (742-814 гг.) было принято много королевских указов, парламентских декретов и других государственных документов, направленных на регламентацию охоты и имевших природоохранное значение. В середине XVI в. в Западной Европе было создано немало частных заповедников. СЛАЙД 4.

б) Первые достоверные государственные природоохранные акты относятся ко времени существования Киевской Руси. Они связаны с древнейшим собранием письменных документов русского права - Русской Правдой (XI в.). Установление первых природоохранных законов связано с именами киевского князя Ярослава Мудрого и его преемников в XI-XIII вв.

Впервые закрепление экологических норм произошло в Древней Руси в Русской Правде.

В указанный период времени земледелие являлось основным занятием населения и сочеталось с собирательством, бортничеством, охотой, рыбной ловлей. Свод леса под посевы зерна осуществлялся еще в незначительных масштабах. Дополнительные промыслы обеспечивали лишь нужды натурального хозяйства и в условиях отсутствия развитого торгового обмена не были еще хищническими. Таким образом, население брало от природы минимум, почти не вмешиваясь в ее биологический процесс. СЛАЙД 5.

В древности бобры и другие виды ценных пород зверей считались собственностью князя. В перечисленных статьях «Русской правды» были защищены, по сути, владельческие права на природные объекты (бобры, пчелы, бортные деревья) от посягательства на них со стороны других лиц. Таким образом, по смыслу данного законодательства природные объекты попадали под правовую защиту государства, только став чьей-либо собственностью. 

По мере развития феодальных отношений природоохранительное законодательство продолжало развиваться в рамках права частной собственности на природные объекты, затрагивая в основном те же сферы - охоту, бортничество, рыболовство и лесопользование.

В период феодальной раздробленности князья имели право предоставлять свои владения в пользование крупным собственникам и монастырям. В Уставной грамоте Василия III от 1530 г. слабожанам - усольцам предоставлялось право для выварки соли сечь лес в любых владениях в радиусе 20 верст от слободы. В данном случае из-за нужды в соли великим князем был снят запрет на вырубку леса сторонними людьми в частных владениях. В этой же грамоте предусматривалось наказание за порчу бортных деревьев в виде выплаты 4 гривен владельцу.

Следует отметить, что законодательство того периода действовало преимущественно в рамках существующих промыслов и регламентировало порядок их использования.

Владельческие права черносошных деревень русского Севера защищаются в Судебнике 1589 г. В нем речь идет о запрещении без особого соглашения жителям других деревень использовать охотничьи угодья, принадлежащие определенной деревне. Право на владение этими угодьями должно подтверждаться старожильцами или сотной выписью.

Статья о разделе территориально - охотничьих сфер между общинами возникала непосредственно из норм обычного права, которое регулировало взаимоотношения коллективных собственников. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что законодательство XV - XVI вв. стояло на защите природных объектов великокняжеских, монастырских и общинных владений от посягательства на них сторонних лиц. Сами владельцы природных объектов в тот период не проявляли особой заботы о сохранении своих природных богатств. Они использовали принадлежащие им природные ресурсы по мере надобности. В те времена антропогенное давление на природу еще не ощущалось.

В XVII в. правительство продолжало осуществлять природоохранную деятельность как на общегосударственном, так и на местном уровнях. Это положение наглядно можно проиллюстрировать на примере защиты пчел. По царскому наказу 1622 г. за поджог или другое уничтожение бортных деревьев взимался с виновных штраф в пользу казны. В качестве примера защиты бортничества на местном уровне можно привести царскую грамоту г. Вольного, по которой полковым казакам и всяким жилецким людям разрешалось «в угодья входить», но с условием, «чтоб они в тех угодьях деревья пчелиного никакого не секли и ничем не порочили». Такого рода грамоты давали почти всем старинным русским городам.

В XVII в. специальную государственную защиту получили бортничество и охота. Такое положение было обусловлено тем, что эти промыслы играли определенную роль в экономической жизни страны. Ряд статей по защите бортничества и пчеловодства содержит Соборное Уложение 1649 г., которое штрафную санкцию дополняет битьем кнутом.

В последующие годы правительство также старалось оберегать лес и пчел от сплошного уничтожения. Особенно заметно природоохранная роль государства проявлялась в отношении лесных ресурсов. Лес всегда составлял основу экономической и военной мощи русского феодального государства. Заповедный характер оборонительных лесных засек был установлен уже в XVI в., когда строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте, искусственно образованной на южных рубежах Русского государства для защиты от набегов татар. Суть засечного завала заключалась в том, что сваленные своими вершинами на юг, но не отделенные от пней деревья, оставшиеся живыми, представляли собой непреодолимую преграду для татарской конницы и обозов. Засечные леса охранялись специальными сторожами и время от времени «подновлялись». В некоторых заповедных засечных лесах разрешалось держать борти, но так, чтобы в них не делать проезжих просек, а также запрещалось в их границах передвигаться на лошадях и телегах. По Указу от 1678 г. за порубку леса в заповедных засечных лесах с виновного взимали штраф до 10 рублей. Кроме того, виновного подвергали битью кнутом. За повторную порубку деревьев виновный мог быть приговорен к смертной казни. Отметим, что засеки в XVII в. устраивали не только в военных целях, но и для борьбы с эпидемиями.

В Сибири защита леса диктовалась интересами казны. Такая забота о лесах была связана с пушным промыслом, который обеспечивал значительные поступления в доход государства. При столкновении интересов пришлых русских земледельцев и коренного охотничьего населения Сибири правительство поддерживало последних, так как государство получало большую выгоду от пушного промысла в отличие от земледелия. Наряду с государственными заповедными лесами правовая защита распространялась и на частновладельческие леса на основе принципа недопущения сторонних лиц для рубки деревьев.

Государственные указы об ограничении и регламентации охоты известны со второй половины XVII в. Все они преимущественно были связаны с царской охотой и должны были обеспечивать ей полную свободу. Изобилие животных и птиц под Москвой способствовало распространению охоты как псовой, так и соколиной, особенно среди дворянского сословия. Однако царь Алексей Михайлович, заядлый охотник и любитель соколиной охоты, издал ряд указов, запрещающих людям всех чинов псовую и соколиную охоту в Подмосковье. СЛАЙД 6. Это запрещение было подтверждено и царем Федором Алексеевичем, и великими государями Иоаном и Петром I в 1682 г. Места царской охоты также объявляли заповедными, никому, кроме царя, не разрешалось охотиться в этих местах. Кроме личного царского интереса, запретительные царские указы об охоте принимали и в интересах казны. Так, казенные интересы заставили московское правительство с середины XVII в. объявить заповедными целые районы Сибири. В пушном промысле при добыче свыше трети осенней численности соболей прекращался их естественный прирост, а промысел становился хищническим.

Судя по историческим данным, таким он и был в Сибири с середины 30-х годов XVII в., что привело к исчезновению данной пушной природы. Поэтому правительство было вынуждено запретить русским промышленникам соболиный промысел в 1650 г. в Кетском уезде, а в 1656 г. - по притокам Ангары. Эти районы были объявлены заповедными.      Экологическая защитная мера правительства в отношении охоты на бобров и выдр была предпринята в 1653 г., которой предписывалось ловить бобра и выдру без капканов. Указ лишь ограничивал охоту на бобров и выдр, запрещая использовать капканы, но отнюдь не саму охоту, поскольку бобровый промысел был дополнительным доходным средством существования для многих категорий населения.

Благодаря обилию водоемов и разнообразных пород рыбы, в них долгое время не существовало потребности в специальных мерах правовой защиты рыбных богатств. Соборное Уложение 1649 г. уже предусматривает охрану рыбных богатств, находящихся в частном владении. Так, за лов рыбы в чужом пруду пойманный с поличным подвергался в первый раз битью батогами, во второй раз - кнутом, в третий раз - отрезанию уха. В 1669 г. за лов рыбы в чужом пруду наказание было ужесточено - виновному отсекали левую кисть руки.

О первом специальном указе, возможно регламентирующем рыболовство, известно из местной ростовской летописи, где отмечено, что в 1632 г. вышел указ царя Михаила Федоровича, который определял порядок рыбной ловли в озере Неро. В царском указе 1676 г. о порядке ловли рыбы в Плещееве озере в Переяславле - Залесском были использованы основные способы правовой регламентации рыбной ловли, направленные на сохранение породы: запрет ловли мелкой сельди, ловля сельди большими образцовыми неводами, временный запрет ловли сельдей. Нарушителей указа подвергали смертной казни. Это говорит о том внимании, какое уделяло дворцовое ведомство сохранению рыбного деликатеса для царского стола. «Организованную» рыбную ловлю можно было регламентировать и контролировать, но эти запретительно-охранные меры не работали в оброчных и откупных водных и других угодьях, где население бесконтрольно ловило рыбу «на себя и на продажу».

Одной из интересных страниц истории российского законодательства являются указы по защите окружающей среды в зоне проживания человека. Известно, что в Средневековье эпидемии различных болезней являлись величайшим бедствием для населения. В России, как уже отмечалось, борьбу с мировыми «поветриями» вели при помощи лесных засек, а также застав для воспрепятствования передвижения людей во время эпидемий.

В обычные (неэпидемные) годы за санитарным, противопожарным, общественным порядком в городах, сельской местности следили выборные десятские и сотские, а в крупных городах (Москве) этим занимались специальные объезжие головы, курсирующие по улицам и площадям с командой из стрельцов. В Петровском указе от 1699 г. наказание за невыполнение санитарных норм в Москве (за невывозку мусора со своих дворов) ужесточалось: виновных подвергали битью кнутом и штрафу в Земском приказе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (записать в тетрадь)

1. Впервые закрепление экологических норм произошло в Древней Руси в Русской Правде. Законодательство того периода действовало преимущественно в рамках существующих промыслов и регламентировало порядок их использования. Законодательство XV - XVI вв. стояло на защите природных объектов великокняжеских, монастырских и общинных владений от посягательства на них сторонних лиц.

Дифференциация охранных мер в отношении различных природных объектов более четко стала проявляться в конце XVI - начале XVII вв., что было обусловлено прагматическими соображениями. Особое внимание государство уделяет защите лесных массивов - основного природного богатства страны.

Общероссийское природоохранное законодательство в наиболее полном виде оформилось в Соборном Уложении 1694 г.

Таким образом, изучение средневекового законодательства, связанного с использованием природной среды, позволяет сделать следующий вывод: о правовой охране природы как таковой на данном этапе говорить не приходится. Сложившейся ситуации способствовали следующие причины: во - первых, основным занятием населения являлось земледелие, поэтому за рамками правовой регламентации государства оставались такие промыслы, как бортничество, собирательство и т.п. Во - вторых, антропогенное воздействие на природу при этом было незначительным. В - третьих, право тех времен было ориентировано на хозяйственную деятельность с сезонными циклами и с местными природными условиями. В - четвертых, политические, социальные, военные и экологические потрясения, которыми была богата история России, отодвигали на задний план природоохранную деятельность государства. В - пятых, природоохранная практика государства сводилась к защите владельческих прав на природные объекты.

В) СОВЕТСКИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

СЛАЙД 8. Первым нормативно-правовым актом нового пролетарского государства по регулированию внутренних отношений в России явился Декрет от 26 октября (9 ноября) 1917 г. «О земле», который хотя и носил экономический характер, по мнению Б.В. Ерофеева, так как менял систему экономических отношений по землепользованию, но уже создавал основу для отношений экологических, поскольку устанавливал изъятие земли из товарных отношений, а значит, и определял условия для охраны земель. Ерофеев. Б.В. Экологическое право России. М., 1995. Т. 1. С. 157

В первые годы Советской власти была заложена основа эколого - правового регулирования отношений природопользования, хотя она не имела целостного характера, поскольку основное внимание уделялось правовому обеспечению использования отдельных разрозненных объектов. Так, были приняты Декреты: от 27 мая 1918 г. «О лесах»; СУ РСФСР. 1918. № 42. Ст. 522 от 27 мая 1919 г. «О сроках охоты и праве на охотничье оружие»; Там же. 1919. № 21. Ст. 256 от 30 апреля 1919 г. «О недрах земли»; Там же. 1920. № 36. Ст. 171. от 23 июня 1921 г. «Об управлении лечебными местностями (курортами) общегосударственного значения»; Там же. 1921. № 52. Ст. 311 от 16 сентября 1921 г. «Об охране памятников природы, садов и парков» Там же. 1921. № 65. Ст. 492 и др.

В принимаемых нормативно-правовых актах осуществлялся курс на исключение объектов природы из системы товарных отношений, разграничение их статуса, отграничение от объектов имущественного характера. Так, в Гражданском кодексе 1922 г. в ст.21 говорилось, что владение землей допускается только на праве пользования.

Несмотря на разрозненный, не комплексный подход к правовому регулированию природопользования, уже в те годы прослеживались тенденции, которые были направлены:

а) на бережное использование природных объектов. Согласно ст.61 Земельного кодекса РСФСР 1922 г. землепользователи, ведущие хищническое, истощающее землю хозяйство, могли быть по ходатайству земельного общества или по решению земельных органов лишены этих земель на срок не более одного севооборота без замены их другими для разрешения земельных споров;

б) на создание такого режима использования природных объектов, который бы не осуществлялся за счет другого и во вред другому. Например, в ст.106 Декрета ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О лесах» указывалось, что расчистка лесных площадей в защитных лесах не может быть разрешена ни при каких условиях, то есть использование земель в данном виде лесов для иных нужд (сельскохозяйственного, промышленного землепользования) запрещалось. Ерофеев Б.В. «Экологическое право России». М., 1995. Т. 1. С. 158

Вместе с тем в данном не комплексном правотворчестве зарождались основные принципы экологического права: создание приоритетов и рациональное использование природных объектов. Зарождался, например, приоритет земель сельскохозяйственного назначения: в ст.ст.110 и 111 указанного Декрета были определены условия перевода лесных площадей в земли сельскохозяйственного назначения.

Появились первые элементы регулирования, направленные на оптимальное размещение природных объектов. Так, согласно ст.112 Декрета «О лесах» местные органы Советской власти при проектировании перевода лесных площадей в фонд сельскохозяйственного пользования в местностях с невысоким процентом лесистости были обязаны обратить в лесные угодья имеющуюся неудобицу в проектируемых размерах.

В 1920 - х годах появляется тенденция к комплексному правотворчеству в сфере природопользования, учитывающему единую, неделимую взаимосвязь природных объектов. Например, в постановлении ВЦИК от 30 октября 1922 г. «О введении в действие Земельного кодекса» указывалось, что Лесной кодекс, проект которого в это время разрабатывался, следует рассматривать как продолжение Земельного кодекса. СУ РСФСР. 1922. № 68. Ст. 901 В 1920 г. в Узбекской и Туркменской республиках были приняты Земельно - водные кодексы, а в Белорусской ССР - вводно - мелиоративный кодекс.

Комплексному подходу в правовом регулировании природопользования способствовало, по мнению Б.В. Ерофеева, и придание статуса единого государственного фонда природным объектам, который постепенно занял прочное место в основных нормативных документах. Так, в ст.8 Крестьянского наказа, составлявшего основу Декрета «О земле», было сказано, что «вся земля по ее отчуждении поступает в общенародный земельный фонд», Земельное право. М., 1969. С. 156 в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой на III Всероссийском Съезде Советов и вошедшей в качестве составной части в Конституцию РСФСР 1918 г., земельный фонд объявлялся всенародным достоянием; СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582. в Положении «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» в ст.1 было закреплено, что «вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы пользовании она ни состояла, считается единым государственным фондом».

Но так как в сфере природопользования правовое регулирование осуществлялось преимущественно с позиций экономических интересов государства и главными предметами внимания были размещение и развитие производительных сил страны по экономическим зонам, а основным объектом правового регулирования являлась земля, и в первую очередь в качестве пространственного базиса, то растительный мир, дикая фауна и иные природные компоненты брались под защиту закона лишь в той степени, в какой она была экономически выгодна государству. Поэтому теории горного, водного, лесного права практически рассматривали как составные части земельного права в широком смысле.

В Социалистической России право в области природопользования и охраны окружающей среды развивалось главным образом применительно к отдельным природным ресурсам - земле, ее недрам, водам, лесам, атмосферному воздуху, животному миру.

Массив природноресурсового законодательства сложился в основном в период с 1970 по 1982 гг. включал Земельный кодекс РСФСР (1970 г.), Водный кодекс РСФСР (1972 г.), Кодекс РСФСР о недрах (1976 г.), Лесной кодекс РСФСР (1978 г.), Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (1982 г.), Закон РСФСР «Об охране и использовании животного мира» (1982 г.).

Основное внимание в природно - ресурсовом законодательстве уделяли регулированию использования земель, вод, лесов, других природных ресурсов. За исключением закона «Об охране атмосферного воздуха», отношения по охране соответствующего природного объекта от загрязнения и других вредных воздействий регулировались фрагментарно, в общем виде. Это объясняется, тем, что в конце 1960 - х - начале 1970 - х годов, во время разработки и принятия перечисленных законов, проблема охраны окружающей среды от загрязнения в России не имела сегодняшней остроты, не была достаточно осознана высшими органами государства, в том числе Верховным Советом, и не являлась предметом достаточной научной разработки.

В начале 1960 - х годов в связи с повышением интенсивности вовлечения в хозяйственный оборот богатых природных ресурсов страны в период «развернутого строительства коммунизма» на национальном уровне была осознана необходимость установления системы мероприятий, направленных на охрану, использование и воспроизводство природных ресурсов. 27 октября 1960 г. был принят Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР». Данный нормативный акт основан на принципе пообъектной охраны окружающей природной среды. Он содержал статьи по охране земель, недр, вод, лесов, животного мира, но заметной роли в регулировании охраны природы этот закон не сыграл. Он не содержал эффективных природоохранных мер, механизма обеспечения их выполнения и не предусматривал даже мер юридической ответственности за нарушение собственных положений.

В системе источников экологического права в этот период преобладали не законы, а подзаконные акты в виде Постановлений Правительства СССР и РСФСР, которые требовали наличие массы ведомственных правил и инструкций. В то время именно правительственные постановления, а не законы определяли некоторые комплексные подходы к регулированию природопользования и охраны окружающей среды как единого объекта.

Таким образом, в сфере правового регулирования природопользования наметился переход от пообъектного регулирования к комплексному.

Забота об охране природы была признана на сессии Верховного Совета СССР в сентябре 1972 г. одной из важнейших государственных задач. При этом мероприятия по дальнейшему усилению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов поручали разработать Правительству СССР. Эти мероприятия впоследствии были предусмотрены не в законах, а в Совместном Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» от 29 декабря 1972 г. Наряду с требованиями о развитии экологического нормирования, мониторинга окружающей среды, с другими мерами это Постановление предусмотрело необходимость обязательного планирования мероприятий по охране природы и природопользованию в системе государственных планов социального и экономического развития. План охраны природы, утвержденный соответствующим органом представительной власти, становился юридически обязательным.

Позже, 1 декабря 1978 г., было принято другое совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР - «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов».

С учетом роли, которая отводилась планированию как одному из главных инструментов регулирования общественных отношений в сфере природопользования, с целью его совершенствования Постановление предусматривало новую форму предпланового документа - территориальную комплексную схему охраны природы.

Усилия по обеспечению рационального природопользования и охраны природы, предпринимаемые на основе природноресурсового законодательства и правительственных постановлений, не давали, однако, ощутимого результата. В конце 1980 - х годов ЦК КПСС и Правительство СССР поняли, что основными причинами резкого ухудшения окружающей природной среды являлись:

1) слабое правовое регулирование природопользования и охраны природы;

2) несовместимая организация государственного управления с контролем в этой сфере;

3) «остаточный» принцип финансирования природоохранной деятельности;

4) отсутствие у природопользователей экономических стимулов к рациональному использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения. 7 января 1988 г. ЦК КПСС и Совета Министров в СССР приняли Постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране».

Это Постановление дало ряд существенных директив. Основные из них сводились к следующему:

1) консолидация государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды путем образования Государственного комитета СССР по охране природы на основе природно - ресурсных министерств и ведомств, которые дублировали друг друга;

2) совершенствования экономического механизма, обеспечивающего эффективное использование и охрану природных богатств путем регулирования платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды;

3) подготовка проекта закона СССР «Об охране природы».

Случилось так, что применительно к России эти директивы предстояло выполнять уже в новых политических и социально - экономических условиях и фактически в новом государстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ слайд 9, 10,11. Записать в тетрадь

2. 3. Формирование экологического права прошло три основных этапа:

- 1917 - 1969 г. возникновение, становление и развитие в рамках «земельного права»;

Первым нормативно - правовым актом нового пролетарского государства по регулированию внутренних отношений в России явился Декрет от 26 октября (9 ноября) 1917 г. «О земле», который хотя и носил экономический характер, но уже создавал основу для отношений экологических, поскольку устанавливал изъятие земли из товарных отношений, а значит, и определял условия для охраны земель.

В первые годы Советской власти была заложена основа эколого - правового регулирования отношений природопользования, хотя она не имела целостного характера, поскольку основное внимание уделялось правовому обеспечению использования отдельных разрозненных объектов. Так, были приняты Декреты: от 27 мая 1918 г. «О лесах»; от 27 мая 1919 г. «О сроках охоты и праве на охотничье оружие»; от 30 апреля 1919 г. «О недрах земли»; от 23 июня 1921 г. «Об управлении лечебными местностями (курортами) общегосударственного значения»; от 16 сентября 1921 г. «Об охране памятников природы, садов и парков» и др.

В 1920 - х годах появляется тенденция к комплексному правотворчеству в сфере природопользования, учитывающему единую, неделимую взаимосвязь природных объектов. В Гражданском кодексе 1922 г. говорилось, что владение землей допускается только на праве пользования. В 1922 г. принимается также Земельный кодекс РСФСР.

В Социалистической России право в области природопользования и охраны окружающей среды развивалось главным образом применительно к отдельным природным ресурсам - земле, ее недрам, водам, лесам, атмосферному воздуху, животному миру.

27 октября 1960 г. был принят Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР». Данный нормативный акт основан на принципе пообъектной охраны окружающей природной среды;

- 1969 - 1988 г. развитие в рамках природно - ресурсового права;

Массив природноресурсового законодательства сложился в основном в период с 1970 по 1982 гг. включал Земельный кодекс РСФСР (1970 г.), Водный кодекс РСФСР (1972 г.), Кодекс РСФСР о недрах (1976 г.), Лесной кодекс РСФСР (1978 г.), Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (1982 г.), Закон РСФСР «Об охране и использовании животного мира» (1982 г.);

- с 1989 г. и по настоящий момент, современный период развития - выход за рамки природно - ресурсовых отраслей права.

Экологическое законодательство РФ в начале 1990 - х годов определяется как слаборазвитое. В его системе отсутствовал ряд важнейших законов.

Г) СОВРЕМЕНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

СЛАЙД 12.

Экологическое законодательство РФ в начале 1990 - х годов определяется как слаборазвитое. В его системе отсутствовал ряд важнейших законов.

Приоритетной стала задача создания современного экологического законодательства.

Переход к рыночным отношениям в экономике, отказ от идеологических догм в праве, стремление российского общества к созданию в перспективе правового государства, к установлению природоохранительных правовых норм преимущественно в законах, а не в подзаконных актах - это те явления в экологическом праве, которые знаменуют начало нового этапа в его развитии.

На современном этапе экологическое право развивается с учетом следующих важнейших факторов:

1) кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды;

2) дефектов существующего экологического законодательства, для которого характерны пробелы и фрагментарность правового регулирования экологических отношений;

3) перспектив создания правового государства;

4) происходящей трансформации общественных экономических отношений;

5) тенденций развития взаимоотношения общества и природы и экологического права в мире.СЛАЙД 13. Записать в тетрадь

         СЛАЙД 14. В современный период экологическое право характеризуется наличием своих источников, а именно Конституцией РФ 1993 г.; Законом «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. (утратил силу), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 2002 г., Закон РФ «О недрах», Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об экологической экспертизе», Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и многие другие законы.

Часть 2.  Природоохранные постановления и нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.

1. Понятие экологического права. (определения записать в тетрадь)

Экологическое право - это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимоотношения общества и природы.

Экологическое право - совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды.

Объекты экологического права:

1) Природная среда в целом;

2) Отдельные экосистемы (водоёмы, леса и т.п.);

3) Компоненты природной среды (вода, воздух и т.п.).

Статья 42 Конституции Российской Федерации регламентирует права граждан в области охраны окружающей среды:

- каждый имеет право на благоприятную окружающую среду;

- каждый имеет право на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обязанности гражданина:

- принимать участие в охране окружающей среды;

- соблюдать требования природоохранного законодательства;

- повышать свои знания о культуре природопользования и т.п.

Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.

2. СЛАЙД 15. Источниками экологического права, образующими экологическое законодательство РФ, являются следующие правовые документы:

1) Международные договора, соглашения;

2) Конституция Российской Федерации;

3) Законы и кодексы:

- ФЗ «Об охране окружающей среды» - 2002г.;

- Водный кодекс;

- Земельный кодекс;

- Лесной кодекс;

- ФЗ «Об атмосферном воздухе»;

- ФЗ «О недрах»;

- ФЗ «О животном мире»;

- ФЗ «О радиационной безопасности»;

- ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населении».

4) Указы и Распоряжения Президента РФ;

5) нормативно-правовые акты природоохранных министерств и ведомств;

6) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

4. Чтение реферата: Экологическое законодательство Российской Федерации.

Одной из причин негативных экологических тенденций в России является несовершенство правового инструментария. Его отличают фрагментарность и непрямой характер действия, что вкупе с частыми перестройками природоохранительных органов не способствует улучшению качества окружающей среды. Намечаемый на ближайшее время рост производства может значительно ухудшить экологическую ситуацию в силу наличия как минимум двух негативных тенденций: природоемкости традиционных российских технологий и столь же традиционной экстенсивности хозяйствования.

Понятно, что усилия, предпринятые в какой-то области права (совершенствование уголовной ответственности за экологические преступления, законодательства об административных правонарушениях, экологическое страхование, экологическое лицензирование), вряд ли окажутся долговременно эффективными. Но их полезность возрастет многократно, если каждое такое усилие будет являться составной (и непротиворечивой) частью некоего механизма, работающего на одну цель — поддержание благоприятного качества окружающей среды.

Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002

  • 7-ФЗ (с изменениями 14 июля 2008 года). Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.

Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.

Общие законопроекты.

  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изменениями 14.07.2008 г.).

  1. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изменениями от 24.07.2008 г.).
  2. Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.

  1. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ.

Блок законопроектов по радиационной безопасности населения.

  1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ (с изменениями от 28.03.02 № 33-ФЗ).
  2. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов» от 03.04.96 № 29-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.

Блок законопроектов по экологической безопасности.

  1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.
  2. Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №68-ФЗ.

  1. Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.96 № 86-ФЗ (с изменениями от 12.07.2000 № 96-ФЗ).
  2. Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 №117-ФЗ (с изменениями от 30.12.01).

  1. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 № 89-ФЗ (с изменениями от 29.12.2000 № 169-ФЗ).

Блок законопроектов по природным ресурсам.

  1. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ (с изменениями 23.07.2008 г.).

  1. Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ (с изменениями от 23.07.2008 г.).
  2. Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» от 06.09.98 № 71-ФЗ (с изменениями от 07.08.01 № 111-ФЗ).
  3. Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 № 94-ФЗ (с изменениями от 30.12.2000).
  4. Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.01 № 136-ФЗ (с изменениями от 23.07.2008 г.).
  5. Федеральный закон «Об индексации ставок земельного налога» от 14.12.01 № 163-ФЗ.

  1. Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.01 № 101-ФЗ.

  1. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.964-ФЗ.

  1. Федеральный закон «О недрах» от 03.03.95 № 27-ФЗ (с изменениями от 08.08.01).

  1. Федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» от 21.07.97 № 112 ФЗ.
  2. Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 №.22-ФЗ.

  1. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 №169-ФЗ.

  1. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.

  1. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 № 155-ФЗ.
  2. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ (в ред. от 08.08.01).

  1. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.01 № 49-ФЗ.

3.  СЛАЙД 16. Виды ответственности за экологические правонарушения:

1) Дисциплинарная ответственность;

2) Административная ответственность;

3) Уголовная ответственность.

Закрепление. 

Ответить на вопросы:

1. Назовите основные нормативно-правовые акты, которые регулируют использование отдельных природных ресурсов и охрану окружающей природной среды.

2. Охарактеризуйте основные этапы формирования российского законодательства.

3. Дайте общую характеристику Федерального закона “Об охране окружающей среды”.

4. Какие общественные отношения регулируются природоресурсными нормативными актами?

5. Дайте характеристику Земельного кодекса РФ.

6. Дайте характеристику Водного кодекса РФ.

7. Какие обязанности землепользователей предусмотрены Земельным кодексом РФ?

Итоги урока. Выставление оценок за индивидуальный опрос, рефераты, за активную работу на уроке.

Задание на дом. СЛАЙД 17.

Изучить структуру нормативно-правового акта.

Выписать незнакомые определения.

Выделить из документа наиболее важную информацию (законспектировать).

Кратко рассказать о сущности нормативно-правового акта.

 Приложение

1. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1993 г.)

провозглашает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность), на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, на участие в экологических и общественных движениях, на получение информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране. Одновременно Конституция РФ устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Конституция РФ также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

ЗАКОНЫ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ РФ И СУБЪЕКТОВ РФ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

От 10 января 2002 г.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» принятый 10 января 2002 года, является систематизированным, комплексным нормативно-правовым актом в области охраны окружающей среды. Он регулирует основные общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Общая характеристика закона

Этот закон определил основные задачи и механизм регулирования отношений в сфере взаимодействия общества и природы. Он заложил основы прогрессивного развития экологического законодательства как законодательства нового поколения. Для этого закона характерно наличие следующих особенностей:

1. Закон является комплексным нормативным актом, регулирующим природоохранительные отношения в целом без дифференциации по отдельным природным объектам. Он формулирует основные положения, которые позволяют предупредить нанесение вреда окружающей среде и обеспечить исполнение экологических требований. К ним относятся: создание экономического механизма охраны окружающей среды, регулирование государственной экологической экспертизы, ответственность за экологические правонарушения.

2. Закон является базовым нормативным актом, положения которого развиваются и конкретизируются в иных актах экологического законодательства. Отдельные разделы этого закона впоследствии стали основой для разработки других федеральных законов и иных нормативных актов экологического законодательства.

3. Закон устанавливает приоритет охраны жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Охрана окружающей природной среды не является самоцелью, основной целью является предотвращение вредного воздействия окружающей среды на организм человека. С этой точки зрения действуют основные правовые институты охраны окружающей среды. В частности, здоровье человека является основным критерием при установлении экологических нормативов.

4. Закон исходит из научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества. Принцип соотношения экологических и экономических интересов общества является основополагающим в концепции устойчивого развития, сформулированной на конференциях ООН в 1972 и 1992 гг. В нашем законодательстве этот принцип нашел отражение в такой компромиссной формулировке. Каким образом он реализуется в регулировании экологических отношений? На стадии планирования хозяйственной деятельности приоритетными являются экологические интересы общества, так как определенные меры, например государственная экологическая экспертиза, позволяют предотвратить реализацию экологически опасной деятельности. В то же время при ведении хозяйственной деятельности приоритет пока отдается экономическим интересам общества.

5. Закон закрепляет систему экономических стимулов деятельности по охране окружающей среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия. Такое сочетание позволяет, с одной стороны, государству контролировать деятельность природопользователей, так как природные ресурсы являются достоянием всего общества, с другой стороны, внедрение рыночных механизмов создает предпосылки для рационального использования природных ресурсов.

Структура и содержание закона

Закон состоит из преамбулы, 16 глав и 84 статей.

В главе 1 "Общие положения"даны нормативные определения основных понятий, которые используются в законе, в частности понятия "окружающая среда", "природная среда", "природный объект", определена структура экологического законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей среды.

В главе 2 "Основы управления в области охраны окружающей среды"определены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

В главе 3 "Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды"закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, которое обеспечивается соответствующими государственными гарантиями.

В главе 4 "Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды"закреплены методы экономического регулирования в этой сфере, к которым относятся прогнозирование и программирование природопользования и охраны окружающей среды; платность и лимитирование природопользования и загрязнения окружающей среды; проведение экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов; меры экономического стимулирования рационального природопользования и природоохранной деятельности; поддержка предпринимательской деятельности, направленной на охрану окружающей среды.

В главе 5 "Нормирование в области охраны окружающей среды"закреплена система экологических нормативов, их функции и критерии определения. Нормирование производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность населения, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

В главе 6 "Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза"регламентированы правовые основы регулирования проведения оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы. Эти мероприятия проводятся с целью предупреждения принятия хозяйственных решений, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду. Проект любой деятельности может быть подвергнут экологической экспертизе, которая дает заключение о возможности реализации проекта. В случае отрицательного заключения экологической экспертизы проект не подлежит финансированию и не должен осуществляться.

В главе 7 "Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности"закреплены хозяйственные требования к различным сферам промышленного производства. Эти требования должны учитываться при размещении, проектировании, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных предприятий

В главе 8 "Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций"предусмотрено установление таких зон в соответствии с федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В главе 9 "Природные объекты, находящиеся под особой охраной"закреплены виды особо охраняемых территорий, цель и порядок их образования. На этих территориях, к которым относятся заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы и лечебно-оздоровительные зоны, соблюдается особый заповедный режим с целью охраны природных комплексов, сохранения и воспроизводства растительного и животного мира Эти территории образуют природно-заповедный фонд Российской Федерации, большая часть которого может находиться только в государственной собственности. В пределах этого фонда запрещены различные виды хозяйственной деятельности.

В главе 10 "Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг)"определен порядок осуществления мониторинга, его цели и задачи.

В главе 11 "Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)"определены задачи и структура экологического контроля, а также права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды. Основными задачами контроля является проверка соблюдения субъектами хозяйственной деятельности экологических требований.

Как уже отмечалось выше, среди законов, которые регулируют экологические правоотношения, можно выделить две группы: природоохранные и природоресурсные. Природоресурсные нормативные акты регулируют общественные отношения, которые складываются в сфере рационального использования отдельных видов природных ресурсов и объектов природы: земли, недр, воды, лесов, атмосферного воздуха, животного мира, особо охраняемых территорий.

В группу федеральных законов, которые являются основополагающими нормативными актами, входят следующие:

Земельный кодекс РФ от 28 сентября 2001 г.,

Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г.,

Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г.,

Федеральный закон "О недрах" от 8 февраля 1995 г.,

Федеральный закон "О животном мире" от 24 февраля 1995 г.,

Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г.,

Федеральный закон "Об особо охраняемых территориях" от 14 марта 1995 г.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе», 1995 г.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения», 1995 г.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», 1998 г.

Все перечисленные законодательные акты определяют объекты и субъекты регулируемых правоотношений, основания пользования указанными объектами, сферу и систему государственного управления, а также содержат ряд норм, которые направлены на регулирование рационального использования природных ресурсов. Для этих нормативных актов характерно наличие некоторых общих признаков.

1. Природные ресурсы могут находиться в разных формах собственности, но они являются специфическим объектом собственности, так как используются всем обществом, и поэтому государство ограничивает право собственности на природные ресурсы, устанавливая определенные права и обязанности собственников, определяя целевое назначение природных ресурсов.

Указанные федеральные правовые акты определяют обязанности собственников и природопользователей. Основными их обязанностями является охрана и рациональное использование природных ресурсов.

2. Значимым, с точки зрения правового регулирования, является содержание понятия "охрана и рациональное использование природного ресурса". Какие качества природного ресурса являются приоритетными? Например, вода может использоваться для питья, для хозяйственных нужд, как судоходный путь и т.д. Если вода используется как судоходный путь, то её чистота не имеет решающего значения. Законодательство определяет, что приоритетным качеством воды является её пригодность для питья, т.е. чистота. Законодательство определяет содержание понятия «охрана и рациональное использование природного ресурса» и предусматривает соответствующие меры.

3. Выполнение любых предписаний не возможно без наличия ответственности. Норма права – это не рекомендация, а повеление, за которым стоит авторитет государства.

Указанные законодательные акты предусматривают ответственность за нарушение соответствующего законодательства (земельного, водного, лесного и т.д.), причем меры ответственности могут иметь свои специфические особенности.

Рассмотрим подробнее 2 основных природоресурсных федеральных закона.

Земельный кодекс определяет:

Режим использования земель;

Порядок предоставления земельных участков для различных целей;

Порядок изъятия земель;

Основания прекращения прав на землю;

Права и обязанности собственников земли, землевладельцев и землепользователей;

Ответственность за нарушение земельного законодательства.

Земли, находящиеся в пределах территории РФ, составляют земельный фонд страны. Земля выполняет 2 основные функции. Земля может использоваться как основное средство производства в с/х и как производственный базис для размещения на ней различных объектов хозяйственной деятельности (городов, пром. предприятий, транспорта и т.д.).

Важной прерогативой управления земельным фондом является классификация земель по категориям, что позволяет государству осуществлять контроль за режимом использования земель в зависимости от их целевого назначения. Различают семь категорий земель:

Земли с/х значения;

Земли населенных пунктов;

Земли специального назначения (промышленность, транспорт, энергетика, оборона).

Земли лесного фонда.

Земли водного фонда

Земли особо охраняемых территорий

Земли запаса.

Основной целью контроля за рациональным использованием земель является сохранение, прежде всего с/х земель, а также недопущение их необоснованного перевода в менее эффективные формы использования.

Земельные участки могут быть использоваться на правах собственности и на основании других прав (например, аренда земли). Собственниками земли и землепользователями могут быть граждане и юр. лица, которые могут использовать землю для различных целей: с/х нужд, строительства, изыскательных работ и т.д.

Несмотря на то, что земля может находиться в различных формах собственности и использоваться для различных целей, государство оставляет за собой право контролировать использование земли. Государство обязывает собственника и землепользователей использовать землю в соответствии с целевым назначением, а также принимать меры по предотвращению загрязнения и истощения земли. Например, при предоставлении земельного участка для изыскательских работ законодательство обязывает предприятие привести земельный участок в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, т.е. провести рекультивацию земель. Согласно Земельному кодеку РФ собственники и арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением такими способами, которые не должны наносить вред ОС; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать порядок пользования землями, лесами и другими природными объектами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст. 42).

При несоблюдении вышеуказанных требований Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена соответствующая ответственность: на граждан накладывается штраф в размере от 10 до 20 МРОТ, на должностных лиц – от 20 до 40 МРОТ, на юридических лиц – от 200 до 400 МРОТ (ст. 8.6, 8.7 КоАП РФ).

Если земельный участок используется не по назначению, то государство оставляет за собой право изъятия этого участка.

Водный кодекс регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения) в целях обеспечения прав граждан на чистую и благоприятную водную среду. Эти цели достигаются с помощью следующих мероприятий:

Поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям;

Защита водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;

Предотвращение или ликвидация вредного воздействия вод, а также сохранение биологического разнообразия водных систем.

Пользование водными объектами допускается на правах собственности, общего пользования, особого и специального пользования. В частной собственности могут находиться только обособленные водные объекты, которые не имеют гидравлической связи с другими поверхностными водами. Специальное водопользование, т.е. аренда водных объектов, допускается при наличии лицензии. Особое водопользование предполагает использование водоемов для федеральных нужд (оборона, транспорт, энергетика и т.п.).

Водным кодексом РФ предусмотрены следующие обязанности водопользователей: рационально использовать водные объекты; не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей и ОПС; не допускать ухудшение качества поверхностных и подземных вод, среды обитания животного и растительного мира; информировать органы гос. власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов.

Охрана водных объектов осуществляется по различным направлениям и несколькими способами: от загрязнения и засорения – определением источников загрязнения, регулированием их деятельности; от аварийного загрязнения – оповещением органов по чрезвычайным ситуациям нижележащей территории, принятием мер для локализации аварийной ситуации; от ядохимикатов и других хим. В-в – разрешением применять их только при условии, что это не повлияет на состояние водных ресурсов.

Водным кодексом РФ предусмотрено, что «лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 130). Если нанесен ущерб водному объекту, то лица, виновные в этом, обязаны возместить ущерб.

Занятие 2  

Задание по занятию

1. В каком году был принят закон «Об охране окружающей среды»?

А) 12.12.1993

Б) 19.12.1991

В) 23.02.1995

Г) 10.01.2002

2. Перечислите виды экологического контроля:

3 В каком году вступил в силу ФЗ «Об экологической экспертизе»?

А) 12.12.1993

Б) 09.01.1996

В) 23.11.1995

Г) 21.12.1994

4 Какой экологический контроль осуществляется Правительством РФ в области ООС, при участии органов Санитарно-эпидемиологического контроля?

А) Общественный

Б) Государственный

В) Межведомственный

Г) Химический

5.  В каком нормативном документе РФ отражены права потребителя?

А) 09.01.1996

Б) 19.12.1991

В) 23.02.1995

Г) 16.11.1995

6. Укажите соответствие:

1) Конституция РФ                                                 а) 24.04.1995

2)  ФЗ «О животном мире»                       б) 04.12.2006

3) Земельный кодекс РФ        в) 25.10.2001

4) Лесной кодекс РФ        г) 12.12.1993

Лекция

6.        Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

— решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

— при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование — определения, алгоритмы, свойства и т.д.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Для этого необходимо:

—  организовать  самостоятельное  выполнение  учащимися  типовых  заданий  на  новый способ действия;

—        организовать        самопроверку        учащимися        своих        решений по        эталону;

—        создать(по        возможности)        ситуацию        успеха        для каждого        ребенка;

                                                

Тема урока «Правовые и социальные вопросы природопользования»

Тип урока: комбинированый

Образовательная цель:

Развивающие цели:

Воспитательные цели:

Продолжить формирование экологической культуры обучающихся, информационной и коммуникативной компетенций.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Методы познания: аналитический, сравнения.

Средства обучения: мультимедиа ресурсы- компьютерная презентация темы, дидактические материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами

Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 " Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами"   может быть...

Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами

Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 " Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами"...

Презентация к лекции Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами

Презентация к лекции Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами"...

Платные услуги в СПО: правовые и экономические вопросы

Современная государственная образовательная политика активно вовлекает учреждения СПО в процесс развития платных услуг. Внедряя данные услуги, техникумы и колледжи сталкиваются с  рядом сложносте...

Статья на тему: "Некоторые проблемы правового регулирования социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления"

       В данной статье рассмотрены некоторые проблемы, существующие в правовом регулировании социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организ...

ПЕРЕЧЕНЬ вопросов к дифференцированному зачету по дисциплине Экологические основы природопользования

Представлен перечень вопросов для аттестации студентов по дисциплине Экологические основы природопользования...

Рабочая тетрадь для СРС по МДК 01.02 Правовое обеспечение социально-правовой деятельности

Одним из основных условий успеха деятельности юриста является умение вести себя в обществе. Как писал Д. Карнеги, «у нас лишь четыре метода контактов с людьми. Они судят на основании того, что м...