Инструкционные карты по УП.01
методическая разработка

Кузин Юрий Александрович

инстр карты по уп.01

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instr_karty_pm_01_2.docx196.33 КБ

Предварительный просмотр:

государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Обшаровский государственный техникум им. В.И. Суркова»

КОМПЛЕКТ ИНСТРУКЦИОННЫХ КАРТ

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

35.02.07 МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ПО ПМ.01 ПОДГОТОВКА МАШИН, МЕХАНИЗМОВ, УСТАНОВОК, ПРИСПОСОБЛЕНИЙ К РАБОТЕ, КОМПЛЕКТОВАНИЕ СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ

Обшаровка

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №1

ТЕМА 1.1.1

Разборка двигателей, определение технического состояния.

ЦЕЛЬ получить практические навыки в технологии разборки, сборки двигателей, определении ремонтных размеров деталей кривошипно-шатунного механизма

ОСНАЩЕНИЕ Двигатель Д-240, наборы торцевых и рожковых ключей, отвёртки, масло моторное, компрессометр, свечной ключ, набор щупов, линейка масштабная

Последовательность выполнения упражнения

Контрольные вопросы

1. Снимите головку блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»).

2. Снимите масляный картер двигателя и прокладку картера (см. «Замена уплотнения масляного картера»).

3. Отверните гайки 1 шатунных болтов и снимите крышку 2 шатуна. Если крышка сидит плотно, сбейте ее несильными ударами молотка. Выньте из крышки вкладыш.

4. Протолкните поршень, чтобы он вышел из цилиндра, и выньте его вместе с шатуном. Выньте из шатуна вкладыш.

Примечания

Если собираетесь устанавливать прежние вкладыши, пометьте их номером цилиндра.

Вынимать поршень с шатуном из цилиндра нужно осторожно, чтобы не повредить зеркало цилиндра. Проверьте метки на шатуне и крышке шатуна. Если метки не видны, пометьте шатун и крышку номером цилиндра.

5. Выньте остальные поршни с шатунами.

6. С помощью съемника снимите поршневые кольца, при отсутствии съемника осторожно разогните кольца у замков.

Предупреждение

Не разгибайте кольца больше, чем это требуется для их снятия, иначе возможно нарушение формы колец или их поломка.

7. Снимите стопорные кольца с двух сторон поршня.

8. Выпрессуйте специальным приспособлением поршневые пальцы. Если нет приспособления, можно выбить поршневые пальцы легкими ударами молотка через оправку 1, это необходимо делать на весу, чтобы не повредить поршень. Выньте шатун 2 из поршня 3.

9. Снимите остальные поршни с шатунов.

10. Промойте все детали в бензине. Очистите поршни от нагара. Очистите от нагара канавки под поршневые кольца обломком старого поршневого кольца.

11. Осмотрите поршни. Если на них есть задиры, следы прогара, замените поршни. Измерьте диаметр поршня. Если он меньше 95,4 мм, замените поршень. Диаметр поршня измеряют в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на 8,0 мм ниже его оси. Поршень установлен в цилиндре с зазором 0,036–0,060 мм. Поршни разбиты по диаметру на пять размерных групп: А, Б, В, Г, Д. Буквенная маркировка выбита на днище поршня. При подборе поршня к цилиндру нужно обеспечить указанный выше зазор. Предельно допустимый зазор между поршнем и цилиндром 0,25 мм. Зазор между поршнем и цилиндром можно определить замером поршня и цилиндра. В запасные части поставляют поршни двух ремонтных размеров: с увеличенным на 0,5 и 1,0 мм диаметром. На одной из бобышек под поршневой палец отлита надпись: «409» (поршень номинального диаметра), «409АР» (диаметр, увеличенный на 0,5 мм) или «409БР» (диаметр, увеличенный на 1,0 мм).

12. Измерьте зазор между поршневым кольцом и канавкой на поршне в нескольких местах по окружности поршня. Зазор должен быть в пределах 0,096–0,060 мм для компрессионных колец и 0,115–0,365 мм для маслосъемного кольца. Если зазоры превышают указанные значения, кольца или поршни нужно заменить.

13. Измерьте зазоры в замках поршневых колец. Для этого вставьте кольцо в цилиндр и продвиньте поршнем как оправкой, чтобы кольцо встало в цилиндре ровно, без перекосов. Измерьте щупом зазор в замке (в разъеме) кольца, он должен быть в пределах 0,3–0,6 мм для компрессионных колец и 0,5–1,0 мм для маслосъемных дисков. Если зазор превышает указанный, замените кольцо. Если зазор меньше, можно опилить концы кольца напильником, зажатым в тиски. При этом кольцо перемещайте по напильнику вверх-вниз.

14. Проверьте посадку поршневого пальца в верхней головке шатуна. Зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна должен быть в пределах 0,0045–0,0095 мм. Пальцы, поршни и шатуны разбиты на четыре размерные группы и промаркированы краской. Палец маркируют на внутренней поверхности с одного конца, шатун — на стержне, поршень — на нижней поверхности одной из бобышек или выбивают римскую цифру на днище поршня. Размерные группы поршней, шатунов и пальцев приведены в табл. 5.3.

Слегка смажьте поршневой палец чистым моторным маслом и вставьте в верхнюю головку шатуна. Палец должен входить в головку от усилия руки ровно, без заеданий. Шатун должен проворачиваться на поршневом пальце под действием собственного веса из горизонтального положения. В вертикальном положении палец не должен выдвигаться или выпадать из головки шатуна под действием собственного веса. Поршневой палец и шатун должны быть одной или соседних размерных групп.

15. Поршни с поршневыми кольцами, пальцами и шатунами в сборе подбирают по массе. Разница по массе для одного двигателя должна быть не больше 10 г.

16. Осмотрите шатунные вкладыши. Если на них есть задиры, выкрашивания и прочие дефекты, замените вкладыши.

17. Установите на шатуны крышки и измерьте диаметр отверстия в нижней головке шатуна. Номинальный диаметр отверстия 60+0,019 мм, предельно допустимый – 60,03 мм. Если измеренный диаметр превышает предельно допустимый, замените шатун с крышкой. Измерьте диаметр отверстия во втулке верхней головки шатуна. Номинальный диаметр отверстия 22+0,007 –0,003 мм, предельно допустимый – 22,01 мм. Если измеренный диаметр превышает предельно допустимый, замените шатун. Размеры шатунно-поршневой группы приведены в табл. 5.4.

18. Соберите поршень 4 с шатуном 3. Предварительно нагрейте поршень до температуры 60–80 °С. Затем быстро вставьте шатун в поршень так, чтобы надпись «Перед» на поршне и выступ А на шатуне были с одной стороны, и запрессуйте поршневой палец 6 с максимальным натягом 0,0025 мм. Установите стопорные кольца 5. Наденьте с помощью съемника поршневые кольца на поршень.

Примечание

На верхнем компрессионном кольце имеется надпись «Верх». Кольцо необходимо устанавливать на поршень этой надписью к днищу поршня. На нижнем компрессионном кольце с внутренней стороны есть проточка, кольцо надо устанавливать этой проточкой вверх к днищу поршня.

Вставьте вкладыш 7 в нижнюю головку шатуна, при этом фиксирующий выступ («замок») на вкладыше должен войти в выемку в нижней головке поршня. Вставьте вкладыш 1 в крышку 2 шатуна, при этом фиксирующий выступ («замок») вкладыша должен войти в выемку в крышке. Смажьте цилиндр, поршень 4, шатунную шейку коленчатого вала и вкладыши 1 и 7 чистым моторным маслом. Поверните поршневые кольца так, чтобы замки компрессионных колец расположились под углом 180° друг к другу, замки дисков маслосъемного кольца — под углом 180° друг к другу и под углом 90° к замкам компрессионных колец, замок расширителя маслосъемного кольца под углом 45° к замку одного из дисков маслосъемного кольца. Поверните коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка цилиндра, в который устанавливают поршень, находилась в нижней мертвой точке (НМТ). Вставьте поршень с шатуном в цилиндр так, чтобы надпись «Перед» на бобышке поршня была обращена к передней части двигателя (к приводу распределительных валов).

Полезный совет

Для того чтобы не повредить зеркало цилиндра, рекомендуется надеть на шатунные болты втулки из мягкого материала (например, обрезки резиновых или пластмассовых шлангов).

С помощью специальной оправки обожмите поршневые кольца и легкими ударами рукояткой молотка протолкните поршень в цилиндр, при этом оправка должна быть плотно прижата к блоку, иначе поршневые кольца можно сломать. Продвиньте поршень вниз, чтобы нижняя головка шатуна села на шатунную шейку коленчатого вала, и снимите с шатунных болтов обрезки шлангов. Установите крышку 2 шатуна на шатунные болты, уступ Б на крышке шатуна должен быть с той же стороны, что и выступ А на нижней головке шатуна, номера цилиндров, выбитые на шатуне и крышке, должны быть расположены с одной стороны, а «замки» вкладышей — друг против друга.

19. Заверните гайки шатунных болтов и затяните моментом 68–75 Н·м (6,8–7,5 кгс·м).

20. Аналогично установите остальные поршни с шатунами.

21. Несколько раз проверните коленчатый вал, он должен вращаться легко, без заеданий.

22. Установите масляный картер и головку блока цилиндров.

1.При каком ТО проводится тех.обслуживание ДВС?

2.При каком ТО проверяется крепление ДВС?

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №2

ТЕМА 1.1.2

Разборка топливного насоса; определение технического состояния

ЦЕЛЬ получить практические навыки и проведение самостоятельных работ по регулировке угла опережения впрыска топлива

ОСНАЩЕНИЕ Трактор МТЗ-80, наборы ключей, монтажка, моментоскоп КИ-4941-ГосНИТИ

Последовательность выполнения упражнения

Контрольные вопросы

Проверка угла опережения впрыска топлива

   Проверка угла опережения впрыска топлива производится проворачиванием КВ по ходу вращения в положение, когда метка на ведущей полумуфте привода ТНВД окажется в верхнем положении, а фиксатор под действием пружины войдёт в отверстие на маховике. Совмещение меток в верхнем положении на полумуфте и корпусе муфты в этот момент свидетельствует о правильной установке угла опережения впрыска топлива.

Установка угла опережения впрыска топлива

    Установите фиксатор маховика в нижнее положение, снимите крышку люка картера сцепления. Вставляя монтажку в отверстие на маховике поворачивать КВ по ходу вращения до тех пор, пока фиксатор под действием пружины не войдёт в зацепление с маховиком. Проверьте положение меток на торце корпуса муфты опережения впрыска топлива и фланце ведущей полумуфты привода ТНВД, метки должны совпадать и находиться в верхнем положении. Если метки находятся в низу, выведите фиксатор из зацепления с маховиком, и проверните коленчатый вал на один оборот, при этом фиксатор снова должен войти в зацепление с маховиком. При неправильной регулировке добиваются совмещения меток вращением муфты опережения топлива и КВ, в ручную, предварительно ослабив болты крепления.

    Проверка момента начала подачи топлива в цилиндр легко осуществляется при помощи моментоскопа КИ-4941-ГосНИТИ

1.При каком ТО проводят проверку угла опережения впрыска топлива

2.Как  регулируется угол опережения впрыска топлива

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №2  

ТЕМА 1.1.2

Разборка топливного насоса; определение технического состояния

ЦЕЛЬ получить практические навыки и проведение самостоятельных работ по разборке, сборке ТНВД, определение технического состояния

ОСНАЩЕНИЕ ТНВД, набор ключей, монтажка, молоток,

Последовательность выполнения упражнения

Контрольные вопросы

Ход работы

1. Разборка ТНВД

1.1 Отвернуть кольцевую гайку 3 (рисунок 1)

Для этого следует использовать специальную головку под ключ и вороток для фиксации муфты.

http://konspekta.net/allrefs/baza2/314406993764.files/image016.png

1 - вороток; 2 - головка ключа; 3 - гайка; 4 - муфта

Рисунок 1 – Отворачивание гайки муфты опережения впрыска

1.2 Снять муфту опережения впрыска

Съемником (рисунок 2), базирующимся на резьбе М24х1,5 ведомой полумуфты, снять муфту опережения впрыска.

http://konspekta.net/allrefs/baza2/314406993764.files/image017.png

1 - вороток; 2 - съемник; 3 -упор; 4 - муфта опережения впрыска

Рисунок 2 – Снятие муфты опережения впрыска

1.3 Отвернуть болты крепления топливоподкачивающего насоса

1.4 Снять топливоподкачивающий насос

1.5 Снять крышку всережимного регулятора

При снятии крышки регулятора предохранить от выпадания шарики, установленные в канавке муфты грузов.

1.6 Снять указатель уровня масла

1.7 Снять боковую крышку ТНВД

1.8 Снять колпак рейки

1.9 Отвернуть колпачковые гайки

1.10 Снять соединительные ниппели штуцеров с уплотняющими шайбами

1.11 Отвернуть гайки и снять сухари штуцеров

1.12 Вывернуть из корпуса насоса штуцеры

1.13 Вынуть упоры и пружины нагнетательных клапанов

1.14 Вынуть из корпуса сёдла вместе с нагнетательными клапанами специальным съемником (рисунок 3)


http://konspekta.net/allrefs/baza2/314406993764.files/image018.png 
1 – рукоятка; 2 – втулка; 3 – оправка; 4 – нагнетательный клапан; 5 – эксцентрик

Рисунок 3 – Приспособление для снятия нагнетательного клапана

1.15 Снять нижние тарелки пружины толкателя

При этом необходимо утопить толкатели поворотом кулачкового вала и поджатием пружины специальным приспособлением (рисунок 4).

http://konspekta.net/allrefs/baza2/314406993764.files/image019.png

1 – рычаг; 2 – пружина толкателя; 3 – нижняя тарелка пружины толкателя

Рисунок 4 – Приспособление для сжатия пружины толкателя

1.16 Вынуть из корпуса пружины толкателей вместе с верхними тарелками, поворотными втулками с зубчатыми венцами

1.17 Вынуть толкатели плунжеров из корпуса насоса

     1.19 Вынуть плунжерные пары из корпуса насоса

При разборке насосных секций рекомендуется сохранять заводскую комплектовку закрепления комплектующих деталей за секциями.

1.20 Вывернуть фиксирующий винт рейки

1.21 Вынуть рейку

1.22 Вывернуть стопорный винт средней опоры кулачкового вала

1.23 Вынуть кулачковый вал

Для этого отогнуть усики шайб, вывернуть болты и снять валик с державкой грузов и со стаканом в сборе. Проверить отсутствие перемещения в демпфере, поворачивая шестерню демпфера в разные стороны (при неподвижном кулачковом вале) или кулачковый вал (при неподвижной шестерне демпфера). Рука при этом должна встречать упругое сопротивление. При наличии перемещения в демпфере перед сборкой заменить резиновые сухари.

1.24 Отвернуть гайку, снять демпфер, используя съемник (рисунок 5)

http://konspekta.net/allrefs/baza2/314406993764.files/image020.png

1 - демпфер; 2 - скоба; 3 — винт

Рисунок 5 – Съемник демпфера

1.25 Выпрессовать шпонки с обоих концов кулачкового вала

1.26 Отвернуть болты крепления крышки переднего подшипника

1.27 Снять крышку переднего подшипника

1.28 Отвернуть болты крепления опоры кулачкового вала

1.29 Вывернуть стопорный винт рейки и ограничитель мощности

1.30 Вынуть рейку из корпуса топливного насоса

Дальнейшая разборка корпуса топливного насоса целесообразна при необходимости замены неисправной детали (например, корпуса регулятора, корпуса топливного насоса, втулок корпуса топливного насоса и т.п.).

2. Очистить детали

Все детали насоса должны быть тщательно промыты, а трущиеся поверхности смазаны чистым дизельным маслом.

Прецизионные детали плунжерных пар и нагнетательных клапанов должны быть промыты чистым авиационным бензином Б-70 и смазаны очищенным дизельным топливом.


3. Выполнить дефектовку

3.1 Осмотреть нагнетательные клапана

Осмотреть с помощью лупы детали нагнетательного клапана. Наличие рисок и царапин на конусных притертых поверхностях, а также кольцевых выработок не допускается.

Риски и следы коррозии на торцовой поверхности седла необходимо устранить его притиркой с применением пасты тонкой зернистости. При обнаружении глубоких продольных рисок на рабочей поверхности корпуса или разгрузочного пояска клапана последний и седло заменить в комплекте.

3.2 Осмотреть плунжерную пары

Состояние кромок и цилиндрической части плунжера необходимо проверить с помощью лупы. При обнаружении глубоких царапин, матовых пятен или сколов плунжерную пару заменить новой.

При осмотре втулки плунжера необходимо обратить внимание на ее торец. Царапины и следы коррозии на нем можно устранить притиркой.

После осмотра и устранения обнаруженных дефектов произвести предварительную проверку плунжерной пары. Для этого ее детали тщательно промыть и смазать чистым дизельным топливом. Плунжер, выдвинутый из втулки на 20…25мм, в вертикальном положении должен плавно опускаться во втулку под действием собственной массы.

3.3 Осмотреть корпус насоса

При наличии трещин, обломов, нарушающих герметичность корпуса, захватывающих резьбовые отверстия, отверстия под толкатели, отверстия под болты крепления топливного насоса, корпус подлежит замене новым.

3.4 Осмотреть толкатель плунжера в сборе

Номинальный суммарный зазор соединения ролик-втулка-ось толкателя 0,3мм, при износе деталей зазор не должен превышать 0,2мм. Замер осуществлять в сборе.

3.5 Осмотреть кулачковый вал

Кулачковый вал не должен иметь срыва резьбы, а поверхность профиля кулачков не должна иметь следов выкрашивания, износов питтингового характера, трещин и задиров. Предельно допустимый зазор в соединении кулачковый вал - средняя опора составляет 0,18мм, номинальный – 0,04…0,093мм.

3.6 Осмотреть рейку насоса

Втулки подлежат замене новыми, если зазор между рейкой и ее втулкой превышает 0,24мм.

3.7 Осмотреть прокладки, уплотнительные кольца, сальники

Детали, имеющие повреждения, заменить новыми.

3.8 Осмотреть опору кулачкового вала

Опора, имеющая трещины, обломы или местный износ на внутренней поверхности (толщина опоры менее 12,37мм), подлежит замене новой.

3.9 Осмотреть трубку высокого давления

При наличии на трубке сквозных трещин, срывов резьбы гаек (более двух ниток) или задиров на уплотнительном конусе и его деформации она подлежит замене новой. Местное сужение внутреннего канала топливопровода (в месте крепления с гайкой)устраняется рассверловкой на глубину 20мм.

4. Сборка ТНВД

Сборка ТНВД ведется в порядке, обратном порядку разборки. При сборке насоса нарушать комплектовку деталей по секциям не рекомендуется.

Наружные обоймы подшипников кулачкового вала должны быть запрессованы без перекосов в переднюю крышку и корпус регулятора. Внутренние обоймы должны быть напрессованы без перекосов на кулачковый вал.

Стягивающие винты средней опоры должны быть надежно затянуты после установки на вал половин опоры и совмещения их по торцам и посадочному диаметру.

При установке кулачкового вала в корпус насоса отверстие под стопор средней опоры должно совпадать с отверстием в корпусе, и стопорный винт должен свободнозавернуться до упора головкой в корпус насоса. Установленный в корпус насоса кулачковый вал при затянутых винтах крышки переднего подшипника и корпуса регулятора должен от руки свободно проворачиваться в подшипниках без ощутимых заеданий и при контроле усилием 5…6кГ иметь осевой зазор 0,01…0,07мм за счет установки необходимого количества прокладок под фланец передней крышки.

Затяжка винтов крепления нижней крышки корпуса должна производиться попарно от середины поочередно в обе стороны.

Рейка, установленная в корпус, должна быть зафиксирована фиксирующим винтом и легко, плавно и без заеданий перемещаться во втулках.

Толкатель устанавливать в отверстие корпуса насоса с зазором 0,02…0,063мм. Толкатели должны легко, без прихватов, перемещаться в расточках корпуса насоса под действием собственного веса. При заедании направляющих выступов оси ролика в корпусе толкателя толкатель допускается повернуть на 180°; при повторном заедании толкатель надо заменить другим. Разборка толкателя не рекомендуется.

После установки зубчатого венца на поворотную втулку и затяжки стяжного винта зазор в прорези венца должен быть не менее 0,3мм, а поворотная втулка должна без заеданий вращаться на втулке плунжера; при этом плунжер должен свободно, без заеданий, перемещаться в пазах поворотной втулки.

Новые втулки необходимо запрессовывать на глубину 11,8…12,2мм от торца корпуса насоса, после чего внутреннюю поверхность втулок обработать до размера 14,019 мм. Соосность отверстий проверить калибром диаметром 13,980…13,985мм, свободно проходящим через оба отверстия.

Поворотные втулки с венцами должны быть установлены при среднем относительно корпуса насоса положении рейки таким образом, чтобы прорезь каждого венца находилась в плоскости оси отверстия под стопорный винт втулки плунжера, а средний зуб венца – в средней впадине рейки. После затяжки стопорных винтов втулок плунжеров ход рейки должен быть легким, плавным, без ощутимых заеданий и иметь величину не менее 25мм. Свободный ход рейки относительно каждого зубчатого венца должен быть не более 0,17мм.

Штуцеры насоса должны быть затянуты динамометрическим ключом с моментом 10…12 кГм. После затяжки каждого штуцера перемещение рейки должно оставаться легким и плавным на всей длине ее хода.

Винт-ограничитель мощности на обкаточный период должен быть вывернут до упора из колпака рейки и законтрен шплинт-проволокой.

Вопросы для самопроверки.

  1. Можно ли протирать детали ТНВД ветошью?
  2. Какие дефекты, и в каких деталях нарушают герметичность полости высокого давления ТНВД?
  3. В каких случаях плунжерная пара подлежит замене?
  4. В каких случаях пружины и клапаны подлежат замене?

5. Какие детали ТНВД наиболее интенсивно изнашиваются во время его эксплуатации?

6. Зачем нужен ТНВД дизелю?

      7. На что влияет плохая работа ТНВД?

      8. Как осуществляется регулировка количества топлива, подаваемого насосом?

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №3

ТЕМА 1.1.3

Разборка пускового двигателя; определение технического состояния

ЦЕЛЬ получить практические навыки и проведение самостоятельных работ по разборке, сборке и определения технического состояния пускового двигателя

ОСНАЩЕНИЕ Трактор МТЗ-80, набор ключей, монтажка, штангенциркуль

Последовательность выполнения упражнения

Контрольные вопросы

Разборка, сборка пускового двигателя

1. Последовательно снимите: крышку 7, с рычагом 10 и валиком 9 управления муфтой, крышку 2, нажимной диск сцепления 16 и пружину 14. Ударяя через выколотку по торцу вала 3, выпрессуйте из корпуса вал вместе с муфтой.

2. Рассмотрите устройство сцепления, изучите взаимосвязь между ведущей частью муфты (шестерней 19 с ведущими дисками 20) и ведомой частью (ведомыми дисками 21), обоймой обгонной муфты 34.

3. Отверните болты 35 ступицы обгонной муфты, снимите ступицу. Рассмотрите устройство обгонной муфты, изучите ее действие.

4. Поверните вал по ходу вращения и против хода. Определите, когда происходит жесткое соединение обоймы с валом, когда они разъединяются. Поставьте ступицу на место. Проверьте наличие роликов и пружинок обгонной муфты.

5. Расшплинтуйте и выверните болты крепления держателя 26 автомата выключения, снимите его вместе с грузиками. Выверните втулку 27 и выньте толкатель 25 с пружинами 24. Повторите назначение автомата выключения, его работу, положение грузиков перед пуском и во время запуска основного двигателя. Соберите автомат в обратном порядке. Нажмите на короткие плечи грузиков, посмотрите, как шестерня выбрасывается из зацепления с венцом маховика.

6. Соберите редуктор в обратной последовательности. При сборке проверьте, чтобы ведомые и ведущие диски свободно перемещались в пазах ведущего барабана и в обойме обгонной муфты. Штифты нажимного диска муфты должны попасть в прорези обоймы обгонной муфты

7. Ознакомьтесь с регулировками сцепления и привода автомата выключения. Редуктор регулируют, когда он установлен на основном двигатели. Регулировку проводят в следующей последовательности:

8.        при включенном сцеплении рычаг 12 управления повернуть против часовой стрелки. Угол отклонения рычага от вертикали должен составлять 15-20 градусов. В противном случае переставить на валике рычаг.

9.        подсоединить оттяжные пружины и тяги 6 и 11, соединяющие рукоятку управления 1 в кабине с рычагами 9 и 12 сцепления и автомата.

10.        отрегулировать длиной тяги 6 горизонтальное положение рукоятки 1 включения автомата и сцепления.

11.        проверить правильность действия системы рычагов управления муфтой и автоматом соответственно порядку операций запуска.

1.        Для чего предназначен редуктор пускового двигателя?

2.        По какой причине пусковой двигатель работает, но коленчатый вал не прокручивается?

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №4

ТЕМА 1.1.4

Выполнение разборочных, комплектовочных и сборочных работ при изучении почвообрабатывающих машин

ЦЕЛЬ  Углубить и расширить знания по устройству и технологическому процессу работы плуга. Закрепить знания по агротехническим требованиям.

ОСНАЩЕНИЕ Трактор МТЗ-80, плуг ПЛН-3-35, набор ключей, деревянные бруски, шнур, рулетка, уровнемер

Последовательность выполнения упражнения

Контрольные вопросы

1.        Инструктаж.

2.        По плакатам и модели уяснить устройство плуга, технологический процесс работы. Найти места регулировок.

3.        Проверить техническое состояние плуга и устранить неисправности. Проверить правильность сборки, рабочих органов, состояние и крепление, исправность. Обратить внимание на механизмы и раму плуга. Проверить комплектность плуга.

4.        Регулировка плуга. Установить плуг на регулировочной площадке на трафарет, подставив под колёса трактора и колёса плуга подкладки высотой равной глубине вспашки (с учётом деформации почвы). Установить раму плуга горизонтально относительно регулировочной площадки. Проверить и при необходимости установить правильно по трафарету рабочие органы. Установить заданную глубину вспашки.

5.        Техническое обслуживание плуга. Произвести протяжку плуга. Проверить и отрегулировать торцовое биение опорного колеса, положение чистика опорного колеса.

6.        Для прохода первой борозды правым раскосом навесного устройства трактора плуг установить так, чтобы первый корпус брал половину заданной глубины вспашки. При втором проходе правым раскосом выровнять раму плуга в горизонтальной плоскости.

Выполнить письменный отчет по регулировке плуга на заданную глубину.


Инструкционная карта № 5

Тема1.1.5: Выполнение разборочных, комплектовочных и сборочных работ при изучении сеялок

Цели: 

Образовательная: Овладение приёмами проведения ежесменного технического обслуживания зернотуковой сеялки и подготовке ее к работе.

Воспитательная: формирование сознательного применения полученных знаний с привитием ответственности и исполнительности.

Развивающая: формирование положительных мотивов обучения с развитием интереса к приобретаемой профессии.

Вид занятия: практика

Форма практического обучения: звеньевая

Метод обучения: наглядный, практический, индивидуальный

Задание: Выполнить работы по подготовке к работе зернотуковой сеялки СЗ-3.6А.

Выполнить отчет в письменном виде.

Материально – техническое обеспечение занятия: Плакаты, макеты, компьютер, комплект инструмента, АТУ-А, зернотуковая сеялка СЗ-3.6А.

Литература: Н. И. Верещагин и др. Организация и технология мех. работ в растениеводстве. М. «Академия» -2013.

А. Н. Устинов. Сельскохозяйственные машины. М.«Академия» -2012.

Порядок проведения работы:

1. Ознакомиться с правилами безопасности при выполнении работ.

2. Провести ЕТО зернотуковой сеялки и подготовить ее к работе. Выполнить необходимые работы.

Порядок выполнения работы

Последовательность выполнения задания

Технические условия выполнения задания и вид выполняемых работ

Применяемый инструмент

Провести ежесменное техническое обслуживание зернотуковой сеялки СЗ-3.6А:

Рис. 1. Сеялка СЗ-3.6 А.

а) - очистить зерновую сеялку от пыли и грязи;

- проверить и подтянуть крепления опорных колес, зернотуковых ящиков, рабочих органов и других механизмов;

б) – проверить и смазать подшипники (если возникнет необходимость заменить разрушенные подшипники).

Зернотуковая сеялка СЗ-3.6А. Агрегат технического ухода.

Слесарный набор (средний), щетка стальная.

Использовать водяной насос и воздушный компрессор, шприц (солидолонагнетатель).

Подготовка зернотуковой сеялки к работе:

Зернотуковая сеялка СЗ-3.6А.

-

а) расстановка сошников на заданную ширину междурядий.

1. Расстановить сошники на установочной доске, на которой отмечают середину сеялки, предварительно подложив доску между ее колесами и совместив метку на ней с точкой отвеса середины сеялки.

2. Ослабить крепления поводков сошников и совместить сошники с метками на установочной доске, нанесёнными с интервалами 30 см для сошников переднего и заднего рядов

Слесарный набор (средний), линейка металлическая, рулетка.

б)  установка аппаратов на заданную норму высева семян.

Рис. 2. Высевающий аппарат.

1. Установить зазор между клапаном и нижним ребром муфты высевающего аппарата 1…2 мм при высеве семян зерновых культур (8…10 мм – при высеве зернобобовых) (рис. 3).

2. Раму сеялки поддомкратить так, чтобы одно из колес могло свободно прокручиваться. Одну из половин семенного ящика заполнить семенами, а под сошниками расстелить брезент. Приводное колесо прокрутить 2…3 раза, чтобы высевающие аппараты заполнились семенами. Высыпавшиеся при этом семена собирать и высыпать обратно в семенной ящик. Вновь расстелить брезент под сошниками. На опорном колесе сделать пометку (лучше мелом) и прокрутить его 15 раз с частотой, примерно, соответствующей скорости движения агрегата при посеве (около 40 оборотов в минуту). Высеянные семена собрать и взвесить с точностью до 1 грамма. Если расхождение с заданным значением не превышает ± 3 %, то можно считать, что сеялка правильно установлена на заданную норму высева семян. Если на брезент высыпалась большая или меньшая масса семян, то регулятором нужно соответственно уменьшить или увеличить рабочую длину катушек и опыт повторить. После проверки рычаг регулятора закрепить в установленном положении.

3. Вторую половину сеялки установить на норму высева аналогичным способом. Сделать шаблон по длине рабочей части катушки первой половины сеялки, чтобы пользоваться при проверке нормы высева в поле.

Слесарный набор (средний), домкрат, линейка металлическая.

в) установка аппаратов на заданную норму высева удобрений.

Рис. 3. Механизм привода туковысевающих аппаратов.

1. Туковысевающие аппараты зернотуковых рядовых сеялок имеют не сдвигаемые в осевом направлении катушки со штифтами, поэтому количество высеваемых удобрений определяется лишь частотой вращения катушек.

2. Скорректировать норму высева удобрений изменением сечений выходных окон (задвижками) в задней стенке ящика. Меняя шестерни А, Б, В и Г (рис. 3), можно получить шесть передаточных отношений, обеспечивающих высев от 36 до 235 кг/га гранулированного суперфосфата. При высеве удобрений нормальной влажности зазор между штифтами катушек и клапанами установить рычагами опорожнения ящиков равным 8...10 мм.

Слесарный набор (средний), линейка металлическая.

г) установить сошники на заданную глубину сева.

Сеялку установить на регулировочную площадку с ровной поверхностью так, чтобы рама была в горизонтальном положении. Под колеса подложить бруски толщиной 50 мм. Глубину хода сошников регулируют винтом регулятора заглубления, расположенным на снице сеялки. Сошники будут заглублены максимально при полностью завернутом винте.

Слесарный набор (средний), домкрат, линейка металлическая.

Ответить на вопросы и выполнить рисунки

№ п/п

Вопросы

Ответы на вопросы

1.

Выполнить рис. 2.1 (А. Н. Устинов. Сельскохозяйственные машины. М.«Академия» -2012. Стр. 39.)

2.

Назначение сеялки СЗ-3,6А.

3.

Какие еще сеялки применяются для посева зернобобовых культур. Перечислите их и расшифруйте их наименование.

4.

Перечислите основные узлы и механизмы сеялки СЗ-3.6А.

5.

Агротехнические требования, предъявляемые к сеялке СЗ-3.6А.

6.

Перечислите регулировки сеялки СЗ-3.6.

7.

Опишите рабочий процесс сеялки СЗ-3.6.

Дата сдачи работы: _________________________________________________

Оценка уровня сформированности компетенций: ________________________

Оценка: ___________________________________________________________

Преподаватель. ______________  _________________________________________

Подпись                                               Ф. И. О.

Инструкционная карта № 6

Тема1.1.6: Выполнение разборочных, комплектовочных и сборочных работ при изучении сажалок

Цели: 

Образовательная: Овладение навыками комплектования, подготовки к работе агрегатов для посадки картофеля.

Воспитательная: формирование сознательного применения полученных знаний с привитием ответственности и исполнительности.

Развивающая: формирование положительных мотивов обучения с развитием интереса к приобретаемой профессии.

Вид занятия: практика

Форма практического обучения: звеньевая, индивидуальная.

Метод обучения: наглядный, практический, индивидуальный.

Задание: Выполнить работы по комплектованию и подготовке к работе трактора МТЗ-80 с картофелесажалкой КСМ-4.

Выполнить отчет в письменном виде.

Материально – техническое обеспечение занятия: Плакаты, макеты, компьютер, комплект инструмента, картофелесажалка КСМ-4, трактор МТЗ-80.

Литература: Н. И. Верещагин и др. Организация и технология мех. работ в растениеводстве. М. «Академия» -2013.

А. Н. Устинов. Сельскохозяйственные машины. М.«Академия» -2012.

Порядок проведения работы:

1. Ознакомиться с правилами безопасности при выполнении работ.

2. Скомплектовать агрегат для посадки картофеля в составе трактора МТЗ-80 и картофелесажалки КСМ-4. Выполнить необходимые работы.

Порядок выполнения работы

Последовательность выполнения задания

Технические условия выполнения задания и вид выполняемых работ

Применяемый инструмент

Запустить двигатель трактора.

Трактор МТЗ-80, картофелесажалка КСМ-4

-

Прицепить к трактору картофелесажалку КСМ-4.

Рис. 1. Картофелесажалка КСМ-4А:

1 - прицепное устройство; 2 - рама;

3 - бункер с туковысевающим аппаратом; 4 - сажальный аппарат;

5 и 6 - маркеры; 7 - основной бункер; 8 - питательный ковш;

9 - загрузочный бункер;

10 - рыхлитель; 11 - ходовое колесо; 12 - стабилизатор: 13 - дисковый заворачиватель; 14 - сошник;

15 - механизм повода; 16 - опорное колесо.

1. Колею передних и задних колес трактора установить 1400 мм.

2. Подвести трактор задним ходом к картофелесажалке КСМ-4. Рычаг штока гидроцилиндра навески жестко соединить с подъемным рычагом навески. Вилки раскосов через прорези прикрепить к продольным тягам. Длина раскосов должна быть 730 мм.

3. Подсоединить карданный вал.

4. Соединить разрывные муфты гидросистемы и несколько раз поднять и опустить рабочие органы картофелесажалки.

Слесарный набор (средний),

Домкрат, спецломик

Отрегулировать картофелесажалку КСМ-4.

Рис.2. Схема установки рабочих органов картофелесажалки:

1 — регулируемая тяга; 2 — сектор;

3 — ограничительная тяга подъема сошника; 4 — нижняя тяга;

5 — болт, ограничивающий опускание сошника; 6 — сошник;

7 — тяга; 8— опорная шайба;

9 — штанга; 10 — пружина;

11 — ковш-питатель; 12 — боронка.

Рис. 3. Схема привода картофелесажалки.

1 - карданная передача; 2 - редуктор; З - переменная звездочка вала контрпривода; 4 - вал привода туковысевающих аппаратов;

5 – посадочный аппарат; 6 - вал шнеков; 7 - вал ворошилок; 8 - вал привода посадочных аппаратов;

9 - звездочка вала сажальных аппаратов; 10 - звездочка вала туковысевающих аппаратов; 11 - вал контрпривода; 12 - натяжная звездочка; 13 - звездочка ведомого вала редуктора.

1. Регулировка сошников.

Трактор с сажалкой установить на ровной горизонтальной площадке. При горизонтальном положении рамы сажалки и соприкосновении носка сошника с поверхностью площадки, задний край нижнего обреза сошника должен быть приподнят над горизонтальной плоскостью на 40...50 мм. Этот зазор регулируют изменением длины верхней тяги 1 подвески сошника. Расстояние по вертикали между задними и передними шарнирами нижней тяги четырехзвенника должно составлять 100...110 мм. Болтом-ограничителем 5 устанавливают необходимый транспортный просвет.

2. Регулировка вычерпывающего аппарата.

При вращении ложечки не должны задевать за днище, фартук, боковины питательного ковша, нижние козырьки.

Чтобы предотвратить захват ложечкой нескольких клубней, зазор между боковиной питательного ковша и ложечками установить

- 3...5 мм при посадке клубней массой 30  .50 г;

- 10... 12 мм для клубней массой 50...80 г;

- до 16 мм для клубней массой 80... 100 г.

3. Регулировка нормы посадки клубней.

Норму посадки клубней при синхронном ВОМ регулируют заменой звездочек на ведомом валу редуктора. Подбирать сменные звездочки в зависимости от заданной густоты посадки клубней (привод от синхронного ВОМ трактора) можно по таблице.

Число клубней на 1 га

Число зубьев сменной звездочки у КСМ-4.

46...50

14

51...55

16

56...60

18

61...70

20

Более 70

22

Подачу клубней в питательные ковши отрегулировать заслонками основного бункера, а густоту посадки картофеля - частотой вращения сажальных дисков с помощью переменных звездочек (13, 15, 17, 18, 20 и 22 зубцов) на промежуточном валу механизма привода.

Угол вхождения сошников в почву отрегулировать изменением длины верхней тяги подвесок сошников, а диапазон приспособления сошников к неравенствам рельефа поля - упорным болтом секций. Глубину хода сошников отрегулировать перемещением по высоте копировальных колес, а глубину завертывания клубней картофеля и форму гребней - поворотом косынок на полуосях сферических дисков и изменением натяжения пружин штанг натисков.

Дозу внесения минеральных удобрений отрегулировать перемещением рычагов регуляторов туковысевающих аппаратов.

Слесарный набор (средний),

линейка металлическая.

Вывести агрегат на маршрут для проверки его в движении.

Перед началом первого прохода проверить действие распределителя гидравлической системы трактора установкой его в положения «плавающее» и «подъем»

-

Выполнить два прохода агрегата (туда и обратно) в транспортном положении с поворотом в конце первого прохода.

Во время движения агрегата следить за фиксированием картофелесажалки в транспортном положении. Заметить время движения агрегата по маршруту.

-

Ответить на вопросы и выполнить рисунки

№ п/п

Вопросы

Ответы на вопросы

1.

Выполнить рис. 5.1 (А. Н. Устинов. Сельскохозяйственные машины. М.«Академия» -2012. Стр. 92.)

2.

Назначение картофелесажалки КСМ-4А.

3.

Перечислите картофелесажалки и расшифруйте их наименование.

4.

Опишите рабочий процесс посадки картофеля картофелесажалкой КСМ-4А.

5.

Какие расстояния между клубнями в рядке?

6.

Какой картофелесажалкой можно высаживать пророщенные клубни?

Дата сдачи работы: _________________________________________________

Оценка уровня сформированности компетенций: ________________________

Оценка: ___________________________________________________________

Преподаватель. ______________  _________________________________________

Подпись                                            Ф. И. О.

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №7

ТЕМА 2.2.2

Выполнение операций по подготовке узлов и приборов системы питания тракторов и автомобилей к работе

ЦЕЛЬ получить практические навыки в самостоятельном проведении работ по подготовке системы питания к работе

ОСНАЩЕНИЕ Автомобили Газ - 3307, ключи 8,10,11,12,14,отвёртки,  молоток, ведро, воронка.

Последовательность выполнения упражнения

Контрольные вопросы

1. Разобрать и собрать карбюратор. 
2. Отрегулировать уровень топлива в карбюраторе.
3. Ответить на контрольные вопросы.
Порядок выполнения работы.
Пользуясь схемой, проследите работу карбюратора на различных режимах.
Отверните винты и снимите крышку 1 карбюратора, обратите внимание на клапан 16 воздушной заслонки, балансировочный канал 5. Отверните пробку 4 и посмотрите состояние сетчатого фильтра 3. После снятия крышки 1 осмотрите все детали, находящиеся в корпусе 23 поплавковой камеры. Обратите внимание на поплавок 48 и игольчатый клапан 2 с его седлом и прокладками для регулировки топлива, на жиклеры (холостого хода 6, полной мощности 8, воздушные 9), распылитель 12 жиклера насоса-ускорителя. Отверните пробки 36 и выверните жиклеры 8 полной мощности.
Отверните пробку 33 и осмотрите детали механического экономайзера. Отсоедините тягу 32 и вытяните насос-ускоритель со штоком 17 экономайзера. Уточните пропускную способность жиклеров на технической характеристике карбюратора. Соберите карбюратор.

1. Назовите основные части карбюратора К-88А и расскажите о назначении каждой из них.
2. Охарактеризуйте работу карбюратора К-88А на различных режимах.
3. Как проверить и отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере карбюратора? К чему ведет чрезмерное, изменение уровня топлива?
4. Что происходит при увеличении или уменьшении пропускной способности жиклеров?

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №8

ТЕМА 2.2.2

Выполнение операций по подготовке узлов и приборов системы смазки тракторов и автомобилей к работе

ЦЕЛЬ получить практические навыки в самостоятельном проведении работ по подготовке системы смазки к работе

ОСНАЩЕНИЕ Автомобили Газ - 3307, ключи 8,10,11,12,14,отвёртка, масло автомобильное, молоток, ведро, воронка.

Последовательность выполнения упражнения

Контрольные вопросы

   Для очистки системы вентиляции картера – снять корпус клапана с краном с двигателя. Очистить его и промыть в керосине, продуть сжатым воздухом. Установить клапан системы вентиляции клапана на место.

   Пустить двигатель и прогреть его до температуры 80-900. Отвернуть пробку поддона картера двигателя – слить масло. Залить промывочное масло, дать двигателю поработать, слить промывочное масло. Залить свежего масла М-10В1 по уровню.

    Пустить двигатель на малой частоте вращения коленчатого вала, через 2-3мин после остановки двигателя проверить уровень масла в картере двигателя (в поддоне) при необходимости довести его до нормы.

1.При каком ТО проводят замену масла в двигателе.

2.Назовите марки моторного масла

3.Как проверить уровень масла в картере двигателя?

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №9

ТЕМА 2.2.3

Выполнение операций по подготовке узлов и приборов системы охлаждения тракторов и автомобилей к  работе

ЦЕЛЬ получить практические навыки в самостоятельном проведении работ по подготовке  системы охлаждения к работе

ОСНАЩЕНИЕ Автомобили Газ 3307,  ключи 8,10,11,12,14,отвёртка, масло автомобильное, молоток, ведро, воронка, солидолонагнетатель, линейка, проволока

Последовательность выполнения упражнения

Контрольные вопросы

    Проверить наличие охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости долить.

    Проверить герметичность системы охлаждения.

    Проверить натяжение ремней привода вентилятора и водяного насоса. При нормальном натяжении прогиб каждого ремня при усилии 4кгс должен быть 8-14мм. при необходимости отрегулировать.

   Проверить крепление всех деталей системы охлаждения. При необходимости подтянуть. Проверить шплинтовку гаек.

   При ТО-1 смазать подшипники ступицы вентилятора и водяного насоса смазкой УТВ 1-13 или Литол-24.

  При ТО-1 проверить состояние радиатора и его крепление.

  Проверить жалюзи и их привод. При необходимости устранить не полноту открытия и закрытия жалюзи.

   Пустить ДВС дать ему поработать. Проверить работу указателя температуры воды (400)

   Слить воду с блоков цилиндров и радиатора.

   Провернуть коленвал рукояткой на 2-3 оборота для полного удаления воды из системы охлаждения.

   Прочистить сливные краны мягкой тканью.

   Залить охлаждающую жидкость.

1.При каких ТО проводят проверку уровня охлаждающей жидкости?

2.Как выполнить проверку и натяжение приводных ремней?

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №10

Тема: Выполнение операций  по подготовке двигателя к пуску и пуск двигателя

Последовательность выполнения задания

Технические требования

Инструмент, приспособления

1. Ознакомление с операциями ЕТО. Овладение приемами подготовки двигателя к пуску.

1. Перед пуском двигателя необходимо проверить и при необходимости заправить топливом баки основного и пускового двигателей. Проверить,  есть ли вода в радиаторе, при необходимости долить воду.

2. Проверить уровень масла в картере дизельного двигателя и при необходимости долить масло.

3. Проверить открыт ли кран топливного бака

4. Убедиться в том, что рычаги переключения передач и управления заднем ВОМ установлены в нейтральное положение.

Трактор ДТ-75, набор инструментов, обтирочный материал. Бензин, диз.масло.

2. Приемы пуска пускового двигателя.

1. Заполнить топливом карбюратор, для этого нужно нажать пальцем и придержать кнопку утопителя, после чего наматываем пусковой шнур на маховичек пускового двигателя и запускаем его.

 

3. Приемы пуска основного двигателя.

1. Плавно включить муфту сцепления редуктора пускового двигателя, провернув рычаг муфты на себя до отказа.

2. При появлении вспышек и достаточном числе оборотов коленчатого вала основного двигателя немедленно включить муфту сцепления механизма передачи пускового двигателя, провернув рычаг муфты от себя до отказа.

3. После пуска основного двигателя остановить пусковой двигатель.

4. Проверить работу основного двигателя при среднем и максимальном числе оборота холостого хода в течение 2-3 мин.

 

4. Закрепление усвоенных приемов при работающем двигателе.

1. Трогание трактора с места (оно включает в себя совместные действия педалью муфты сцепления рычагом коробки передач и рычагом подачи топлива).

2. Остановка трактора (совместные действия теми же рычагами и педалями).

3. Переключение передачи с 1 на 2 (включает в себя действия теми же рычагами и педалями).

4. Экстренная остановка трактора (включает последовательные действия педалью муфты сцепления, педалями тормозов, рычагом коробки передач, рычагом подачи топлива).

 

5. Т.Б. при запуске двигателей.

1. Крышку горловины радиатора открывать с подветренной стороны (с целью предотвращения ожогов паром и брызгами воды).

2. Перед запуском двигателя убедиться в том, что рычаг коробки передач находится в нейтральном положении.

3. Не начинать пуска двигателя при наличии людей в непосредственной близости от трактора.

4. Не наматывать пусковой шнур на руку.

5. Не стоять в плоскости вращения маховика пускового двигателя.

6. При движении трактора категорически запрещается садиться в кабину, сидеть или стоять на навесном устройстве, крыльях, подножках, выходить из кабины трактора.

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №11

ТЕМА 2.2.5

Выполнение операций по подготовке узлов и приборов электрооборудования тракторов и автомобилей к  работе

ЦЕЛЬ получить практические навыки в самостоятельном проведении работ по подготовке  узлов и приборов электрооборудования  к работе

ОСНАЩЕНИЕ Автомобили Газ 3307,  ключи 8,10,11,12,14,отвёртка,  молоток, линейка, амперметр, вольтметр

Последовательность выполнения упражнения

Контрольные вопросы

  1. подготовку трактора к работе производите при неработающем двигателе (кроме специальных операций проверки), включенном стояночном тормозе; навешенные сельскохозяйственные орудия должны быть опущены;
  2. проверьте состояние трактора наружным осмотром, обратив внимание на отсутствие течей топлива, масла, охлаждающей жидкости, электролита, и при необходимости устраните течи;
  3. перед включением выключателя "массы" после длительной стоянки трактора (более суток), особенно в летнее время, откройте крышку контейнера аккумуляторных батарей на время не менее 5 мин для удаления взрывоопасной водородно-воздушной смеси; аккумуляторные батареи должны быть надежно закреплены и закрыты крышкой;
  4. проверьте работу механизмов управления трактором, работу тормозной системы, освещения и сигнализации, гидравлической системы управления поворотом и навесного устройства. Для этого:
  • педали, рукоятки и рычаги должны работать без заеданий, педали должны свободно возвращаться в исходное положение под воздействием пружин, рычаги – надежно фиксировать от самопроизвольного включения и выключения;
  • убедитесь в надежном и одновременном действии тормозов при движении трактора. Рабочие тормоза должны обеспечивать полную остановку трактора на сухом твердом покрытии, обеспечивающем хорошее сцепление колес с дорогой;
  • произведите 1,2 подъема и опускания навесного устройства, при этом рукоятка гидрораспределителя должна фиксироваться в позиции "Подъем" и автоматически возвращаться в позицию "Нейтральная", а из позиции "Плавающая" возвращаться в позицию "Нейтральная" после снятия с фиксации вручную. Проверку производите при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя;
  • включите кнопку выключателя "массы" на щитке приборов, при включении должна загореться контрольная лампа.
     
  1. Включите соответствующие выключатели освещения щитка прибора, внутреннее освещение кабины, наружный свет. При включении должны гореть лампы соответствующих приборов.
    Нажмите кнопку звукового сигнала – должно быть звучание сигнала.
    Проверьте исправность ламп в контрольном блоке на панели приборов включением кнопок 28 и 32.
    Включение рукоятки сигнала поворота "правый" – "левый", при этом лампы фонарей должны мигать.
    Нажмите на педаль тормоза, при этом лампы задних фонарей должны загораться ярким красным светом. Проверяйте при давлении воздуха в пневмосистеме не ниже 0,15 МПа (1,5 кгс/см2 ).
    Включите стояночный тормоз, при этом сигнальная лампа на панели приборов должна мигать.
    Проверьте наличие напряжения в цепи аккумуляторных батарей, при включенных потребителях и номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, вольтметр должен показывать напряжение - стрелка прибора 16 (рис. 1 (2)) должна находиться в зелѐной зоне;

1. Назначение системы зажигания

2. Системы освещения. Основные характеристики, маркировка.

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №12

Задание для дифференцированного зачета 

Определение ремонтных размеров деталей КШМ

ЦЕЛЬ получить практические навыки в технологии разборки, сборки двигателей, определении ремонтных размеров деталей кривошипно-шатунного механизма

ОСНАЩЕНИЕ ДВС, ключи 8, 10, 11, 12, 14, отвёртка, масло автомобильное, компрессометр, свечной ключ, набор щупов, микрометр, линейка масштабная

Последовательность выполнения упражнения

Контрольные вопросы

1. Снимите головку блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»).

2. Снимите масляный картер двигателя и прокладку картера (см. «Замена уплотнения масляного картера»).

3. Отверните гайки 1 шатунных болтов и снимите крышку 2 шатуна. Если крышка сидит плотно, сбейте ее несильными ударами молотка. Выньте из крышки вкладыш.

4. Протолкните поршень, чтобы он вышел из цилиндра, и выньте его вместе с шатуном. Выньте из шатуна вкладыш.

Примечания

Если собираетесь устанавливать прежние вкладыши, пометьте их номером цилиндра.

Вынимать поршень с шатуном из цилиндра нужно осторожно, чтобы не повредить зеркало цилиндра. Проверьте метки на шатуне и крышке шатуна. Если метки не видны, пометьте шатун и крышку номером цилиндра.

5. Выньте остальные поршни с шатунами.

6. С помощью съемника снимите поршневые кольца, при отсутствии съемника осторожно разогните кольца у замков.

Предупреждение

Не разгибайте кольца больше, чем это требуется для их снятия, иначе возможно нарушение формы колец или их поломка.

536s

537s

7. Снимите стопорные кольца с двух сторон поршня.

8. Выпрессуйте специальным приспособлением поршневые пальцы. Если нет приспособления, можно выбить поршневые пальцы легкими ударами молотка через оправку 1, это необходимо делать на весу, чтобы не повредить поршень. Выньте шатун 2 из поршня 3.

9. Снимите остальные поршни с шатунов.

10. Промойте все детали в бензине. Очистите поршни от нагара. Очистите от нагара канавки под поршневые кольца обломком старого поршневого кольца.

11. Осмотрите поршни. Если на них есть задиры, следы прогара, замените поршни. Измерьте диаметр поршня. Если он меньше 95,4 мм, замените поршень. Диаметр поршня измеряют в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на 8,0 мм ниже его оси. Поршень установлен в цилиндре с зазором 0,036–0,060 мм. Поршни разбиты по диаметру на пять размерных групп: А, Б, В, Г, Д. Буквенная маркировка выбита на днище поршня. При подборе поршня к цилиндру нужно обеспечить указанный выше зазор. Предельно допустимый зазор между поршнем и цилиндром 0,25 мм. Зазор между поршнем и цилиндром можно определить замером поршня и цилиндра. В запасные части поставляют поршни двух ремонтных размеров: с увеличенным на 0,5 и 1,0 мм диаметром. На одной из бобышек под поршневой палец отлита надпись: «409» (поршень номинального диаметра), «409АР» (диаметр, увеличенный на 0,5 мм) или «409БР» (диаметр, увеличенный на 1,0 мм).

538s

539s

12. Измерьте зазор между поршневым кольцом и канавкой на поршне в нескольких местах по окружности поршня. Зазор должен быть в пределах 0,096–0,060 мм для компрессионных колец и 0,115–0,365 мм для маслосъемного кольца. Если зазоры превышают указанные значения, кольца или поршни нужно заменить.

13. Измерьте зазоры в замках поршневых колец. Для этого вставьте кольцо в цилиндр и продвиньте поршнем как оправкой, чтобы кольцо встало в цилиндре ровно, без перекосов. Измерьте щупом зазор в замке (в разъеме) кольца, он должен быть в пределах 0,3–0,6 мм для компрессионных колец и 0,5–1,0 мм для маслосъемных дисков. Если зазор превышает указанный, замените кольцо. Если зазор меньше, можно опилить концы кольца напильником, зажатым в тиски. При этом кольцо перемещайте по напильнику вверх-вниз.

14. Проверьте посадку поршневого пальца в верхней головке шатуна. Зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна должен быть в пределах 0,0045–0,0095 мм. Пальцы, поршни и шатуны разбиты на четыре размерные группы и промаркированы краской. Палец маркируют на внутренней поверхности с одного конца, шатун — на стержне, поршень — на нижней поверхности одной из бобышек или выбивают римскую цифру на днище поршня. Размерные группы поршней, шатунов и пальцев приведены в табл. 5.3.

Слегка смажьте поршневой палец чистым моторным маслом и вставьте в верхнюю головку шатуна. Палец должен входить в головку от усилия руки ровно, без заеданий. Шатун должен проворачиваться на поршневом пальце под действием собственного веса из горизонтального положения. В вертикальном положении палец не должен выдвигаться или выпадать из головки шатуна под действием собственного веса. Поршневой палец и шатун должны быть одной или соседних размерных групп.

Таблица 5.3 Размерные группы поршней, шатунов и пальцев

540s

15. Поршни с поршневыми кольцами, пальцами и шатунами в сборе подбирают по массе. Разница по массе для одного двигателя должна быть не больше 10 г.

16. Осмотрите шатунные вкладыши. Если на них есть задиры, выкрашивания и прочие дефекты, замените вкладыши.

17. Установите на шатуны крышки и измерьте диаметр отверстия в нижней головке шатуна. Номинальный диаметр отверстия 60+0,019 мм, предельно допустимый – 60,03 мм. Если измеренный диаметр превышает предельно допустимый, замените шатун с крышкой. Измерьте диаметр отверстия во втулке верхней головки шатуна. Номинальный диаметр отверстия 22+0,007 –0,003 мм, предельно допустимый – 22,01 мм. Если измеренный диаметр превышает предельно допустимый, замените шатун. Размеры шатунно-поршневой группы приведены в табл. 5.4.

542s

18. Соберите поршень 4 с шатуном 3. Предварительно нагрейте поршень до температуры 60–80 °С. Затем быстро вставьте шатун в поршень так, чтобы надпись «Перед» на поршне и выступ А на шатуне были с одной стороны, и запрессуйте поршневой палец 6 с максимальным натягом 0,0025 мм. Установите стопорные кольца 5. Наденьте с помощью съемника поршневые кольца на поршень.

Примечание

На верхнем компрессионном кольце имеется надпись «Верх». Кольцо необходимо устанавливать на поршень этой надписью к днищу поршня. На нижнем компрессионном кольце с внутренней стороны есть проточка, кольцо надо устанавливать этой проточкой вверх к днищу поршня.

Вставьте вкладыш 7 в нижнюю головку шатуна, при этом фиксирующий выступ («замок») на вкладыше должен войти в выемку в нижней головке поршня. Вставьте вкладыш 1 в крышку 2 шатуна, при этом фиксирующий выступ («замок») вкладыша должен войти в выемку в крышке. Смажьте цилиндр, поршень 4, шатунную шейку коленчатого вала и вкладыши 1 и 7 чистым моторным маслом. Поверните поршневые кольца так, чтобы замки компрессионных колец расположились под углом 180° друг к другу, замки дисков маслосъемного кольца — под углом 180° друг к другу и под углом 90° к замкам компрессионных колец, замок расширителя маслосъемного кольца под углом 45° к замку одного из дисков маслосъемного кольца. Поверните коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка цилиндра, в который устанавливают поршень, находилась в нижней мертвой точке (НМТ). Вставьте поршень с шатуном в цилиндр так, чтобы надпись «Перед» на бобышке поршня была обращена к передней части двигателя (к приводу распределительных валов).

Полезный совет

Для того чтобы не повредить зеркало цилиндра, рекомендуется надеть на шатунные болты втулки из мягкого материала (например, обрезки резиновых или пластмассовых шлангов).

С помощью специальной оправки обожмите поршневые кольца и легкими ударами рукояткой молотка протолкните поршень в цилиндр, при этом оправка должна быть плотно прижата к блоку, иначе поршневые кольца можно сломать. Продвиньте поршень вниз, чтобы нижняя головка шатуна села на шатунную шейку коленчатого вала, и снимите с шатунных болтов обрезки шлангов. Установите крышку 2 шатуна на шатунные болты, уступ Б на крышке шатуна должен быть с той же стороны, что и выступ А на нижней головке шатуна, номера цилиндров, выбитые на шатуне и крышке, должны быть расположены с одной стороны, а «замки» вкладышей — друг против друга.

543s

19. Заверните гайки шатунных болтов и затяните моментом 68–75 Н·м (6,8–7,5 кгс·м).

20. Аналогично установите остальные поршни с шатунами.

21. Несколько раз проверните коленчатый вал, он должен вращаться легко, без заеданий.

22. Установите масляный картер и головку блока цилиндров.

Задание для отчета: сделать анализ проделанной работы.

1.При каком ТО проводится тех.обслуживание ДВС?

2.При каком ТО проверяется крепление ДВС?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструкционная карта по теме: «Создание буклета в программе Microsoft Office Publisher 2007»

В данной инструкционной карте раскрываются новые возможности Microsoft Office Publisher 2007, рассматриваются способы и приемы работы с публикациями, способы печати и сохранения.Microsoft Office Publi...

Инструкционные карты для практических занятий .Часть 1

Инструкционные  карты   для  практических  занятий  по   мдк "Организация  коммерческой  деятельности"  предназаначены  для  студентов  спец...

Инструкционные карты для практических занятий .Часть2

Инструкционные  карты  предназначены  для  практических  занятий  по  мдк "Организация  коммерческой  деятельности "     в  рамках  изу...

Инструкционные карты по теме: "Химическая завивка волос" Специальность "Парикмахерское исскуство и декоративная косметика" Разработала: мастер п/о Искакова Д.М.

АннотацияДанные инструкционные карты разработаны специально для учащихся специальности «Парикмахерское дело и декоративная косметика». Могут использоваться в качестве раздаточного материала на уроке п...

Инструкционные карты для самостоятельных работ по пошиву головного платка

Методическое пособие для обучающихся и воспитанников 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната VIII вида"Инструкционные карты для самостоятельных работ по пошиву г...

Инструкционная карта на тему "Окантовочные швы"

Инструкционная карта на тему "Окантовочные швы" для учащихся по специальности "швея"...

Инструкционная карта «Вставка гиперссылок для управления презентацией в среде программы MSPowerPoint»

Создание гиперссылок для управления презентацией в среде программы  MSPowerPoint....