План работы классного руководителя
методическая разработка

Ахметова Юлия Юнусовна

Журнал по работе классного руководителя коррекционной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19524 Цветовод(коррекция)67.11 КБ

Предварительный просмотр:

План работы классного руководителя коррекционной группы

На 2020-2021 учебный год.

Составила : мастер производственного обучения ГПОУ «КРАПТ ИМ. Н.В. Оплеснина»   Ю.Ю. Ахметова

Введение

Воспитательная деятельность классного руководителя охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на обучающихся. Какую бы сторону учения и практической деятельности мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога.

Классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания обучающихся во внеурочное время. Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.  

Работа классного руководителя по организации учебной деятельности обучающихся составляет существенную часть его воспитательной деятельности в целом.

Цели этой работы следующие:

1. Изучение обучающихся и коллектива группы: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).

2. Планирование воспитательной работы, включающее в себя формулировку проблем в воспитании, определение задач воспитания, составление плана работы с обучающимися, педагогами, родителями.

3. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом.

4. Анализ и оценка итогов работы.

Задачи этой работы следующие:

  1. Помощь обучающимся и преподавателям в достижении высокого уровня организованности
  2. Формирование учебной мотивации и развитие профессиональных навыков;
  3. Подержание интереса к учебе, уверенности в значимости высокого уровня знаний;
  4. Развитие познавательных интересов;
  5. Осуществление индивидуального подхода к обучающимся;
  6. Привлечение родителей к организации учебной работы.

 Формы реализации этих задач таковы:

  • Посещение уроков не менее двух раз в месяц по каждому предмету;
  • Проведение цикла классных часов, на которых необходимо знакомить обучающихся с приемами развития внимания, памяти, учить их рационально строить свою учебную работу
  • Проведение один раз в семестр итоговых классных часов, на которых учить ребят подводить итоги, анализировать причины успехов и неудач, намечать новые реальные рубежи
  • Организация и проведение учебных экскурсий, предметных игр, конкурсов, предметных недель;
  • Привлечение родителей к проведению бесед, лекций, экскурсий, профориентационной работе, к оказанию психологической помощи, к работе предметных кружков
  • Привлечение обучающихся к научно-исследовательской работе.

  1. Воспитательная деятельность классного руководителя

Классный  руководитель –  преподаватель, мастер производственного обучения организующий  учебно  –  воспитательную работу в порученной ему группе.

Педагоги – наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми.

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим  коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе группы, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

  1. Типы классного руководства

Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

– учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;

 – классный руководитель, преподающий отдельную  дисциплину, то есть имеющий минимальную учебную нагрузку.

– классный руководитель, выполняющий только  воспитательные функции (освобожденный классный руководитель);

– в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также тьютера (лат.: защитник, покровитель, опекун). Тьютер может иметь минимальную учебную нагрузку.

В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем.

Функции, права и обязанности классного руководителя  при всех версиях названия этой должности примерно одинаковы.

Поскольку деятельность образовательного учреждения регламентируется Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.

  1. Цель и задачи деятельности классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя – создание  условий  для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

       – формирование и развитие коллектива группы;

       – создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

       – формирование здорового образа жизни;

        – организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива группы;

        – защита прав и интересов обучающихся;

        – организация системной работы с обучающимися в группе;

        – гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

        – формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

        – организация социально-значимой творческой деятельности обучающихся.

  1. Функции воспитательной работы классного руководителя

Классный руководитель выполняет несколько функций:

        – аналитико-прогнастическую;

        – организационно-координирующую;

        – коммуникативную;

        – контрольную.

        Аналитико-прогнастическая функция включает в себя:

      – изучение и анализ индивидуальных особенностей обучающихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера).

     – изучение и анализ коллектива обучающихся в его развитии.

Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе группы лучше поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы, проведение специальных анкет, анализ творческих работ.

        – анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех педагогов данной группы, чтобы они (выводы) были максимально объективными.

        Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его с учетом оценки результата, корректировать профессиональную деятельность. Выявить и оценивать результат надо через определенные промежутки времени.

     Организационно-координирующая функция предполагает:

       – установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

      – проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;

        – организацию внеурочной деятельности  (проведение различных мероприятий);

       – организацию в группе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности  коллектива;

        – организацию воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

       – стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования;

       – индивидуально-педагогическую работу с каждым обучающимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений;

       – ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

      Коммуникативная функция заключается:

        – в формировании позитивных взаимоотношений между обучающимися, в управлении взаимоотношениями в группе;

       – в формировании оптимальных отношений в системе «учитель-ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между педагогами и обучающимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить третье решение, хотя бы в минимальной  степени  устраивающее обе стороны;

               – в содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе группы;

        – в оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

     Контрольные функции предполагают:

        – контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося;

      – контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

                    Заключение

Воспитание обучающихся является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. В связи с этим главную роль в воспитании отводят классному руководителю.

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.  Поэтому изучение ценностных ориентаций участников педагогического процесса является первым и необходимым шагом обновления воспитательной работы школы.

                                                                                                                                         УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                         Зам.директора по УВР

                                                                                                                                                                 ____________________

                                                                                                                                                            «___»___________2020г

ПЛАН РАБОТЫ

 КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПРОФЕССИЯ 19524 ЦВЕТОВОД

Мастер производственного обучения Ахметова Ю.Ю.

Расписание  звонков

1 пара -  8.30 -10.05                                 перемена- 9.15-9.20

2 пара – 10.15-11.50                                перемена –11.00-11.05

Обед-11.50-12.50

3 пара- 12.50-14.25                                   перемена -13.35-13.45

Список преподавателей , работающих в группе

Ф.И.О. учителя

Предмет

№ кабинета

1.

 

2.

3.

4.

5.

 

6.

 

7.

8.

9.

Циклограмма работы классного руководителя

Ежедневно:

  • работа с опаздывающими и отсутствующими. Проведение профилактической работы с этими обучающимися;
  • контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью классного кабинета;
  • оформление и заполнение классного журнала.

Еженедельно:

  • проведение классных часов;
  • работа с педагогами-предметниками;
  • анализ состояния успеваемости в группе.

Ежемесячно:

  • посещение уроков в группе;
  • консультации  психолога, социального педагога, педагогов;
  • организация работы  актива группы.

Один раз в цикл:

  • участие в работе Совета Отделения;
  • анализ выполнения плана воспитательной работы за цикл, состояние успеваемости;
  • коррекция плана воспитательной работы;
  • предоставление отчета об успеваемости обучающихся группы за месяц;
  • организация экскурсий, походов, групповых праздников;
  • участие в подготовке и проведении осенней выставки .

Один раз в год:

  • анализ состояния воспитательной работы в группе  (по полугодиям);
  • составление плана воспитательной работы;
  • сбор и предоставление в администрацию  статистической отчетности об обучающихся группы (успеваемость, посещаемость, трудоустройство выпускников и пр.);

Общие сведения об обучающихся

п/п

Ф.И.О. ученика,

мобильный телефон

личного дела

Адрес проживания , домашний телефон

Ф.И.О.

Мобильный телефон

мамы

папы

1.

2.

3.

4.

 

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Социальный паспорт группы

1.  Состав семей:

     Полные  семьи (количество и фамилии): _________

неполные семьи (количество и фамилии):_________________

дети, находящиеся на опеке (количество и фамилии): ______

проживают вместе с бабушками и/или дедушками (количество и фамилии): ________________________________________________________________________________

2.  Жилищные условия:

в отдельных квартирах: ___________________

в общежитиях: _______________________________________________________________________

3. Количество учащихся, входящих в группу риска, склонных к правонарушениям (количество и фамилии): ______________

4.  Состояние здоровья учащихся:

находятся на индивидуальном обучении (количество и фамилии учащихся): ___________________

имеют хроническое заболевание _______________обучающихся

нарушено зрение у ___________________________обучающихся

Возрастной состав обучающихся

Год рождения

Год рождения

Год рождения

Год рождения

Год рождения

Год рождения

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Итого:          мальчиков ____________________ чел.;               девочек ________________чел.

Дни рождения обучающихся

Ф.И. ученика

Дата рождения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Сведения о занятости обучающихся в системе  дополнительного образования

Список учащихся

I полугодие

II полугодие

наименование кружка, секции

название учреждения, от которого он организован

наименование кружка, секции

название учреждения, от которого он организован

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Должностные обязанности обучающихся в системе самоуправления

Должность

ФИО

Староста

 

Сектор

 «Порядок и уют» - организация самообслуживания общежития

Сектор

 «Спорт и здоровье» - организация спортивно – оздоровительной деятельности

Сектор «Информация и печать» - (летописец, фотограф, поэт и т.д.)

Тематическое планирование классных часов

п/п

Дата проведения

Тема

Ответственные за подготовку и проведение

1.

2.

3.

4.

5.

 

6

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

 

23.

Индивидуальные беседы с родителями

Дата беседы

Ф.И.О. родителей

Причина беспокойства

Результат

Внеурочная деятельность обучающихся по предметам

Ф.И. учащегося

Олимпиады

Конференции

Творческие конкурсы

Выставки

Соревнования

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Индивидуальные беседы с обучающимися

п/п

Дата

Ф.И. учащегося

Причина беспокойства

Результат

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

Индивидуальная работа с «трудными» обучающимися

Проблема

Работа классного руководителя с обучающимся

Работа социального педагога

Работа психолога

Работа классного руководителя с родителями

Результат работы

Индивидуальные беседы с преподавателями

п/п

Дата

Ф.И. учащегося

Причина беспокойства

Результат

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Заключение

В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств.

       В условиях реализации новых образовательных стандартов классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего обучающегося в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения обучающихся, создавать условия для проявления их инновационной активности.

        Классный руководитель – именно это амплуа педагога приобретает новое наполнение. Конечно, не надо забывать о том, что и до внедрения новых образовательных стандартов деятельность классного руководителя была очень значимой для воспитания обучающихся.

  АДАПТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ГРУППЫ Цк по профессии 19524 ЦВЕТОВОД

Цель программы: 

Целью воспитательной  деятельности в является - формирование  у  студентов  гражданственности,  ответственности  за  свою  профессиональную  подготовку,  трудолюбия,  уважения и любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование  человека физически и духовно развитого, адаптированного к современным условиям жизни,  конкурентоспособного на рынке труда.

       

        Задачи программы:

1. Формирование представлений о структуре учебного процесса, выбранной профессии или специальности,  профессиональных компетенциях.

2. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в группе.  

3. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.

4. Формирование личности физически развитой, ведущей здоровый образ жизни, способной к физическому самосовершенствованию и развитию.

5. Развитие позитивной самооценки, творческих способностей обучающихся, способности к рефлексии.

 6. Развитие навыков работы в команде, принятие решений, ответственности.

7. Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Направления программы:

1. Просветительское направление:

-организационные мероприятия для  мастеров групп, по воспитательной работе с обучающимися  первого курса;

-информирование преподавателей, мастеров и групп о психологических особенностях первокурсников.

2. Диагностическое направление:

-изучение индивидуально – психологических особенностей обучающихся, их интересов, мотивов поступления в техникум, отношения к будущей профессии и специальности;

-мероприятия по исследованию уровня социально-психологической адаптации и выявление дезадаптации;

-определение профессиональных склонностей, исследование творческих способностей.

3. Профилактическое направление:

-мероприятия в форме классных часов, психологических игр, групповых бесед, часов общения с элементами тренингов, направленных на успешное протекание социально-психологической адаптации первокурсников;

-организация воспитательной и внеучебной работы с первокурсниками по формированию устойчивого интереса к избранной профессии и специальности;

-мероприятия по предотвращению стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения в период адаптации первокурсников.

4. Коррекционно – развивающее направление:

-организация психокоррекционной работы при нарушениях протекания процесса социально-психологической адаптации обучающихся  первого курса.

2. Этапы реализации программы

Работа по реализации программы  осуществляется в 3 этапа.

Сроки реализации

Задачи

I этап Сентябрь - Октябрь

-Оценить соматический, психологический и социальный статус обучающихся и студентов нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в техникуме.

- Оказать социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательно-воспитательную среду.

-составить индивидуальные планы работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей проходящих по постинтернатному сопровождению.

II этап Ноябрь - Декабрь

-Выявить основные проблемы адаптации обучающихся  к новым образовательным условиям и указать пути их решения.

-Определить способы устранения имеющихся противоречий.

-Внести коррективы в организацию учебно-воспитательного процесса.

III этап Январь-Июнь

-Использовать полученную информацию для проведения  индивидуальных и групповых консультаций с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе.

-Организовать коррекционно-просветительскую работу с обучающимися для формирования сплоченных студенческих коллективов и помощи дезадаптированным студентам.

-Проводить консультации и просвещение родителей обучающихся , не адаптировавшихся к учебе в новой среде.

3.Модель адаптации обучающихся нового набора

Задачи

Механизм решения задач

Психологическая адаптация

1.Помочь обучающимся  раскрыть своеобразие своей личности.

2. Воспитывать потребность в самопознании и самооценке.

3. Диагностировать состояние здоровья обучающихся и студентов, их индивидуальные особенности.

1. Психодиагностика: анкеты, тесты; беседы, деловые игры.

2. Знакомство с рациональными способами освоения различных предметов.
3. Индивидуальная работа с обучающимися :
- обсуждение индивидуальных трудностей;
- выработка позитивного отношения к временным неудачам.

Социальная адаптация

1. Организовать регулярное изучение состояния социально-психологического климата в группе.
2. Помочь раскрыть каждому  своеобразие и богатство своей личности.
3. Способствовать сплочению коллектива.
4. Поддерживать и развивать инициативы первокурсников.
5. Способствовать адаптации обучающихся  к жизни в общежитии.
6. Создание положительного эмоционального фона для взаимопонимания с родителями.

1. Ознакомление обучающихся  с молодежной политикой РФ.
2. Знакомство с работой студенческого самоуправления.
3. Включение в деятельность студенческого самоуправления техникума, выборы актива групп.
4. Вовлечение обучающихся  в систему дополнительного образования, общественную жизнь техникума, общежития.
5. Групповые и общетехникумовские  родительские собрания, индивидуальная работа с родителями.

Педагогическая адаптация

1. Выявить уровень правовой культуры, познакомить с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения.
2. Провести вводный инструктаж по ТБ.
3. Определить степень сформированности у обучающихся  общеучебных умений и навыков.
4. Выявить уровень адаптации обучающихся  к учебной нагрузке.
5. Взаимодействовать с преподавателями-предметниками с целью изучения особенностей адаптации к ним первокурсников и специфики адаптации каждого педагога к группе обучающихся и  студентов нового набора.
6. Обеспечить соблюдение оптимальных санитарно-гигиенических условий в образовательном учреждении и общежитиях.
7. Способствовать выработке сознания у обучающихся  на необходимость ведения здорового образа жизни.

1. Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др.

2. Анкетирование, беседы, наблюдения, тесты, соцопросы.

3. Изучение расписания занятий, выявление степени занятости обучающихся во внеурочное время.
4. Активизация процесса самоподготовки к занятиям.
5. Проведение индивидуальных консультаций с родителями, групповых родительских собраний.
6. Проверка качества выполнения ежедневных и генеральных уборок.
7. Организация здорового питания.

Профессиональная адаптация

1. Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного квалифицированного рабочего и специалиста.

1. Встреча с выпускниками.
2. Проведение мероприятий в рамках «Неделя специальности профессии».

3. Конкурсы профессионального мастерства.
4. Анкетирование, соцопросы, беседы.

4. План мероприятий

Содержание работы

Сроки

Аналитико-диагностическое направление

1.Изучение личных дел обучающихся и студентов.

2.Составление социальных паспортов.

3.Ролевая игра «Давайте познакомимся».

4.Составление индивидуальных  планов работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей проходящих по постинтернатному сопровождению.

Сентябрь

1.Социологический опрос обучающихся.

2.Анкетирование обучающихся по выявлению творческих интересов

Октябрь-Ноябрь

1.Тестирование обучающихся по выявлению уровня удовлетворенности результатами зимней сессии

Февраль

1.Итоговое исследование адаптации  первокурсников в техникуме

Март- Апрель

Организация воспитательной деятельности

Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов:

  • анализ объема домашнего задания;
  • изучение расписания занятий;
  • посещение уроков;
  • анализ среза контрольных работ.

В течение года

Организация воспитательной работы

1.Вовлечение студентов в деятельность секций, кружков техникума.
2. Формирование и развитие духовно-нравственных ценностей.
3. Формирование правовых знаний .
4. Воспитание гражданина, патриота своей Родины.
5. Формирование эстетических ценностей.
7. Привитие трудовых навыков.
8. Участие в общественной жизни техникума, спортивных эстафетах, турнирах по волейболу, баскетболу.

9.Собрание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с представителем органов опеки и попечительства.

В течение года

Взаимодействие с родителями

1.Родительские собрания (групповые, общетехникумовские).

2. Индивидуальные консультации.

В течение года

Организационные мероприятия по адаптации обучающихся к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии

1.Заселение в студенческое общежитие.

2.Ознакомление с правилами и нормами проживания в общежитии.

3.Контроль за соблюдением правил проживания в общежитии.

4. собрание с детьми проживающими в общежитии

Конкурс на лучшую комнату

Сентябрь-октябрь

В течение года

5. Ожидаемые результаты

1. Создание единой адаптационной среды.

2. Включение всех обучающихся в целенаправленный управляемый процесс социально-психологической адаптации.

3. Осознание обучающимися трудностей, связанных с первыми месяцами обучения, умение справляться с эмоциональными кризисами.

4. Осознание правильности сделанного профессионального выбора, умение «вжиться» и полюбить выбранную профессию.

5.  Сохранность контингента.

Приложение 1

Ролевая игра «Давайте знакомиться»

1. Знакомство  в группе - знакомство  друг с другом, c одновременным высказыванием собственного суждения o путях и мотивах выбора профессии.

Схема знакомства и обсуждения (на выбор):

1.1.Фамилия, имя, какую школу окончил, когда выбрал профессию, что повлияло на выбор профессии, почему выбрал именно эту специальность и учебное заведение, какие интересы, способности и таланты можете у себя отметить.

1.2. Классный руководитель предлагает участникам игры познакомится, можно начать словами «Представьте себе, что каждый из вас очень хочет побольше узнать друг друга, и я предлагаю, чтобы по очереди все участники нашего знакомства представили себя в нетрадиционной форме. Например: «Меня зовут Андрей. Я самый младший ребенок в семье. Мой рост 1м.75 см. У меня русые волосы. Я обожаю смотреть сериал След».

1.3. Задание: каждый из участников тренинговой команды в течение 5 минут готовится представить свое имя товарищам. Он не назовет его обычным способом. А должен будет назвать, нарисовать, обозначить другими символами или через иные ассоциации свое имя. Каждый из игроков имеет право воспользоваться всего лишь тремя такими намеками (нарисованными или любыми другими). Группа вслед за этим  пробует назвать его имя. 

2. Задание -  закончить предложение.

Моя учеба в техникуме - это ...                                      Больше всего я люблю ...

Моя будущая профессия – это …

Таким образом, можно проанализировать представление первокурсников об учебе, о своей профессии и предпочтения, интересы студентов.

3. Упражнения и игры на сплочение, творческую активизацию и сотрудничество (на выбор).

Разделение на команды.

Для большинства игр и упражнений потребуется разделять участников на команды. Это можно сделать следующим образом, взяв несколько разных почтовых открыток  по количеству команд (то есть, если три команды, то три открытки), разрезать каждую на такое количество частей, сколько требуется членов команд. Перемешать открытки в «шапке», и предложить каждому вытянуть себе одну часть открытки. Далее студенты, собирая по своим частям открытки, разбиваются по командам. В первую команду входят студенты, собравшие из частей первую открытку, во вторую – студенты, собравшие вторую открытку и т.д.

«Строим башню»

Для проведения этой игры необходимо разделить участников группы на несколько команд по 6-8 человек. Каждой команде раздать 2 чистых листа  формата А4, клей для бумаги  и ножницы. Теперь необходимо озвучить задание «цель данной игры – из имеющихся материалов построить башню, любую, но она должна получиться выше, чем у соперников и стоять вертикально, без посторонней помощи». Перед тем как начать, дайте каждой команде 5 минут на то, чтобы они продумали вариант постройки, и только после этого  давайте команду старт. Предупредите участников, что время не ограниченно, поэтому скорость постройки роли не играет, важно чтобы башня стояла и была  как можно выше. Поэтому игру нельзя останавливать до тех пор, пока не закончит последняя команда. Как правило, на всю игру  достаточно 20 минут. В ходе этой игры, куратор, наблюдая за деятельностью участников каждой команды, легко определит наиболее активных студентов-лидеров.   

  После этого каждая команда должна выбрать одного участника, который расскажет про свою башню, а также попробует  высказать свое мнение,  почему башня получилась выше или ниже.

 «Коллективный рисунок» 

Для этого упражнения потребуется разбить участников на несколько команд по 4-6 человек. Каждой команде раздать один чистый лист формата А4. Далее попросить участников  каждой команды рассчитаться по номерам (1, 2, 3, 4…). Теперь озвучиваем задание «цель упражнения – нарисовать коллективный рисунок на тему  (она может быть либо одна общая для всех команд, либо как вариант, тема рисунка дается каждой команде разная). Он рисуется по очереди, сначала рисует   1-й участник, потом 2-й, потом 3-й и т.д. Каждый участник может рисовать  только свою определенную фигуру, местоположение и размер фигуры на рисунке определяется этим участником самостоятельно. Предлагаемые фигуры могут быть такими – 1-й участник имеет право рисовать круг, 2-ой участник – прямоугольник, 3-й участник – треугольник, 4-й участник – рисует только прямую и т.д. Для этого упражнения достаточно 15-20 минут.

 После того как все коллективные рисунки завершены, педагог предлагает каждой команде объяснить, что они нарисовали, а остальные участники размышляют, чей рисунок получился интереснее и почему.

«Необитаемый остров» 

В этом упражнении участников необходимо разделить  на 3 команды по 8-12 человек. Каждой команде раздать 1-2 листа формата А4. Задача должна  звучать так «Представьте, что вы командой попали на необитаемый остров, вам не на чем жить, и поэтому вы должны придумать кодекс необитаемого острова – основные правила проживания  на острове». На это задание необходимо дать студентам  20-25 минут. Далее, каждая команда презентует свой кодекс. После этого проводится обсуждение каждого кодекса и следует выйти  на один – суммирующий все самые приемлемые правила.

Критерием эффективности проведения данных  психологических упражнений и игр  являются два показателя: разделение студентом норм и ценностей  группы; высокий (удовлетворяющий студента) статус в группе. Именно на эти показатели, в конечном счете, сориентированы рекомендательные упражнения. 

Приложение 2

Социологический опрос  (начало сентября) обучающихся

Уважаемый первокурсник!

Просим Вас ответить на наши вопросы. Выбранные Вами варианты ответов отметьте любым значком, а также подчеркните, где требуется, отдельные положения. На каждый вопрос может быть несколько ответов.

1.Вы окончили школу:

а) общеобразовательную среднюю;

б) с техническим уклоном, лицей, техникум (подчеркнуть);                       

в) спецшколу языковую, гимназию гуманитарную (подчеркнуть);

г) другой тип учебного заведения (назовите).

2. Вы сделали свой выбор и поступили в ГПОУ «КРАПТ им Н.В.Оплеснина»:

а) по призванию ;

б) по настоянию (или по совету) родителей;                                                  

в) по семейным традициям;

г) из солидарности с приятелем, подругой;

д) другие причины (указать).

3. Откуда Вы получили сведения о ГПОУ «КРАПТ им Н.В. Оплеснина»:

а) из рекламы;

б) от родителей, родственников или знакомых;

     в) от товарищей, студентов «КРАПТ»а ;

г) от своих сверстников;

д) из других источников (указать).

Ваши анкетные данные:

 

Студент группы _________________________________________________

Ф.И.О_____________________________________________________

Число ____ месяц __________ год рождения ________

  1. Домашний телефон: ___________;
  2. Телефон для связи:_____________________________________________
  3. Номер школы, в которой Вы учились _____________________________
  4. Ваши интересы, увлечения: ______________________________________

 

Дата заполнения анкеты «__» _______________ 20__г. 

Приложение 3

Анкета

Просим Вас принять участие в анкетировании, цель которого выявить ваши творческие интересы. Выбранные Вами варианты ответов отметьте любым значком, а также подчеркните, где требуется, отдельные положения. На каждый вопрос может быть несколько ответов.

1.Назовите Вашу фамилию, имя _________________________________________________;

2. Специальность ____________________________________________________;

3. Каковы Ваши творческие интересы:

а) театр

б) танцы

в) пение (сольно, хоровое, в ансамбле)

г) рисование

д) другие

4. Что Вам ближе в литературном, поэтическом творчестве?

а) собственное творчество;

б) художественное чтение;

в) иллюстрирование.

5. В каких кружках Вы занимались?

а) театральном;

б) музыкальном;

в) танцевальном.

6. Хотели бы Вы работать в группе организаторов?

а) конкурсов (каких?);

б) вечеров (каких?);

в) дискотек.

7. Увлекаетесь ли Вы коллекционированием?

а) марок;

б) фотографий;

в) иного

8. Обучались ли Вы музыке?

а) да (укажите музыкальный инструмент) _________________________________________;

б) нет.

9.Закончили ли Вы музыкальное учебное заведение?

а) музыкальную школу

б) музыкальное училище

в) нет

  10. Обладаете ли Вы даром исполнителя?

а) да

б) нет

11. Ваше отношение к спорту и туризму: ________________________________________

  1. В каких спортивных секциях или кружках Вы занимались? _____________________

____________________________________________________________________________

  1.  В какой спортивной секции Вы хотели бы заниматься в? _______________________________________________________________________________

Приложение 4

Анкета на февраль

Просим Вас ответить на наши вопросы. Выбранные Вами варианты ответов отметьте любым значком, а также подчеркните, где требуется, отдельные положения. На каждый вопрос может быть несколько ответов.

1. Ваша оценка прошедшей сессии:

а) прошла очень трудно, результатами неудовлетворен;

б) прошла трудно, но результатами доволен;

в) прошла без напряжения, результаты хорошие;

г) прошла легко, результаты низкие, преимущественно «уд»;

д) не все экзамены сданы в сессию.

2. Какие обстоятельства, на Ваш взгляд, помешали добиться хороших результатов в прошедшей сессии:

а) ничего не мешало, результаты соответствуют моему уровню;

б) помешала болезнь, недомогание в самый неподходящий период;

в) помешали семейные обстоятельства, сложные отношения с родителями, необходимость помогать семье материально (подчеркнуть);

г) работал по собственной инициативе, из желания быть независимым, обеспеченным;

д) просто не сумел организовать свой труд в учебе;

е) много времени затратил на другие увлечения, на друзей, на отдых, на развлечения

3. Как Вы провели зимние каникулы:

а) сдавал долги по сессии, отдохнуть не удалось;

б) работал (по необходимости, по собственному желанию);

в) уезжал к родственникам;

г) отдыхал по путевке в доме отдыха, пансионате (подчеркнуть).

4. Ваше настроение в начале очередного семестра:

а) готовы с удовольствием продолжить обучение;

б) спокойное; уверены, что все будет в порядке на Вашем уровне;

в) расстроены, ибо прошедшая сессия показала, что у Вас есть проблемы в обучении;

г) подавлены, не уверены в том, что следующий семестр сложится благополучно;

д) готовы принять решение о прекращении обучения, ибо затягивать такое положение еще на годы бессмысленно и мучительно.

5. Кого Вы видите своими помощниками в преодолении трудностей в учебе:

а) надеетесь только на себя;

б) надеетесь на родителей;

в) товарищей по учебе;

г) куратора группы;

д) других лиц.

6. Ваши взаимоотношения с преподавателями:

а) хорошие, взаимно доброжелательные;

б) считаете, что преподаватель Вас не понимает;

в) комплектуете в общении с отдельными преподавателями.

7.Назовите Ваших любимых преподавателей по итогам прошедшего семестра:________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

8.Кому из преподавателей Вы хотели бы выразить некоторое неудовольствие, замечания по ведению занятий, по приему зачетов и экзаменов, по отношению студентам:___________________________________________________________________

9. Вы сделали для себя предварительный вывод:

а) вам нравится техникум, хотите здесь остаться, продолжить учебу;

б) при первой же возможности готовы перейти в другой техникум;

в) возможно, совсем бросите учебу, так как: разочарованы в выборе;

г) другие выводы (сформулируйте) _________________________________________________

 Дата заполнения анкеты «___» _______________ 20__г.

Группа ________________________

Фамилия, Имя /только по Вашему желанию/_______________________________________

Приложение 5

Анкета. Итоговое исследование уровня адаптации

  1. Трудно ли Вам было привыкнуть к студенческой жизни?

 

Значения

знак ответа

1

да, процесс адаптации был трудным и долгим

 

2

нет, процесс адаптации был нетрудным и недолгим

 

3

никакая адаптация не требовалась, сразу почувствовал себя студентом

 

4

затрудняюсь ответить

 

 

  1. Какова Ваша общая удовлетворенность студенческой жизни?

Значения

знак ответа

1

полностью удовлетворен

 

2

скорее удовлетворен, чем нет

 

3

скорее неудовлетворен, чем удовлетворен

 

4

полностью неудовлетворен

 

5

затрудняюсь ответить

 

 

  1. Какова Ваша удовлетворенности различными сторонами студенческой жизни?

Значения

да

не очень

нет

Удовлетворены ли Вы?

 1

набором и содержание учебных дисциплин

 

 

 

 2

организацией учебного процесса

 

 

 

 3

своими результатами в зимнюю сессию

 

 

 

 4

качеством преподавания

 

 

 

 5

обеспеченностью учебно-методической литературой

 

 

 

 6

технической оснащенностью аудиторий

 

 

 

 7

отношением с преподавателями

 

 

 

 8

отношениями в группе

 

 

 

 9

бытовыми условиями в филиале

 

 

 

 10

бытовыми условиями в общежитии

 

 

 

 11

условиями питания в филиале

 

 

 

 12

условиями для полноценного досуга

 

 

 

 13

организацией массовых мероприятий в филиале

 

 

 

 14

возможностями заниматься спортом

 

 

 

 15

возможностями для художественного творчества

 

 

 

  1. Что побудило поступить в данный техникум? (проранжируйте от 1 до 11)

 

Мотивы

ранг

1

Интерес к профессии

 

2

Привлекла перспектива найти хорошую работу после техникума

 

3

Привлек престиж, авторитет техникума

 

4

Желание получить диплом (неважно где)

 

5

Считаю, что наилучшие способности у меня в этой области

 

6

Не хотелось идти в армию

 

7

Повлияла учеба в специализированном классе, техникуме, лицее

 

8

Повлияла семейная традиция, родители

 

9

Хотелось продлить беззаботный период жизни

 

10

Другие мотивы

 

11

Совет учителей, специалистов по профориентации

 

 

  1. Кто или что помогло адаптироваться в новой социальной роли студента?

 

Значения

знак ответа

1

Классный руководитель

 

2

однокурсники

 

3

старшекурсники

 

4

преподаватели

 

5

массовые мероприятия

 

6

друзья, подруги, знакомые

 

7

никто и ничто

 

8

совместное участие в смотрах, соревнованиях

 

9

другое

 

 

  1. Что вызвало наибольшие трудности  в студенческой жизни?

Значения

знак ответа

1

недостаток свободного времени

 

2

перегруженность учебными занятиями, неудобное расписание

 

3

недостаточный уровень подготовки

 

4

неумение организовать себя

 

5

особых проблем не было

 

6

нехватка средств, неумение их расходовать

 

7

отсутствие привычного круга общения

 

8

невозможность найти занятие по душе, интересное дело

 

9

мало внимания со стороны кураторов

 

10

низкая техническая оснащенность кабинетов

 

11

плохие санитарно-гигиенические условия

 

12

сложно привыкнуть к новой обстановке, сходиться с новыми людьми

 

13

низкое качество преподавания

 

14

другое

 

 

  1. Как вы оцениваете студенческие отношения в группе?    

 

Значения

знак ответа

1

сложился дружный коллектив

 

2

выделились активные, но большинство пассивных

 

3

все разделились на компании

 

4

равнодушные, у многих интересы в не группы

 

5

присутствуют конфликтные ситуации

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы Классного руководителя группы Ст 11 на 1семестр 2015– 2016учебного года КИРЕЕВОЙ Р.В.

Цели и задачи деятельности классного руководителя : - Создание социально – психологического микроклимата в группе, способствующего получению теоретических знаний и практических навыков по специально...

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...

Индивидуальный план работы классного руководителя

Индивидуальный план работы классного руководителя является одним из основных документов для работы. Включает в себя следующие разделы: работа со студентами, работа с родителями, работа с преподавателя...

План воспитательной работы классного руководителя (куратора) на 2016 – 2017 уч. год

План воспитательной  работы классного руководителя (куратора) на 2016 – 2017 уч. годгруппы 3 ДСпециальность - лечебное делоПрофессия  - фельдшер...

План работы классного руководителя

План воспитательной работы включает: цели и задачи, приоритетные направления воспитательной работы....

План работы классного руководителя с трудными детьми

Данный план работы предназначен для классных рукводителей и социальных педагогов. Подходит, как для начальной школы, так и для средней....