Деловая игра как один из видов самостоятельной деятельности студентов.
статья

Деловая игра как один из видов самостоятельной деятельности студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья45 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра как один из видов самостоятельной деятельности студентов.

 

Наконечная Татьяна Васильевна, Наконечный Сергей Викторович

Преподаватели профессиональных дисциплин

ОГАПОУ Белгородский правоохранительный колледж имени Героя России В.В.Бурцева

Учебная дисциплина «Управление структурным подразделением организации (предприятия) и малым предприятием» отличается от других тем, что имеет непосредственную практическую направленность - ставит целью подготовить учащихся к эффективному управлению персоналом посредством формирования у них навыков практического управления людьми (в минимальной степени в рамках учебного процесса), умения определять профессиональные и личные качества коллег по работе, выработку желания и умения самосовершенствоваться. Подготовка специалистов, умеющих управлять персоналом требует широкого использования активных форм обучения, приближающих учебный процесс к организационно- производственным ситуациям.

Наиболее перспективной формой подготовки будущих специалистов наряду с традиционными, широко распространенными (лекциями, семинарами) является деловая игра, которая дает возможность студентам включиться в изучаемую ситуацию, побуждает к активным действиям, к переживанию состояния успеха и к мотивации своего поведения.

Психологами доказано, что при активном восприятии информации в памяти удерживается 80 % того, что говорили сами и 90% того, что делали сами. Активные методы обучения способствуют улучшению запоминания материала, его идентификации и реализации в повседневной жизни.

Деловая игра сочетает в себе качества игры и учебно-диагностического процесса, представляет собой разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой есть не результат, а сам процесс.

Деловая игра опирается на теоретические знания и является логическим продолжением учебного процесса по закреплению изученного материала на практике.

Студенты IV курса «без пяти минут выпускники», это люди, которые в ближайшем будущем окунутся во взрослую жизнь и перед ними станет не простая задача –трудоустройство. В связи с тем, что Россия вступила в эпоху рыночной экономики, то при трудоустройстве в большинстве организаций необходимо пройти процедуру собеседования с работодателем. Деловая игра позволяет студентам включиться в изучаемую ситуацию, побуждает к активному поиску решений и к действию.

Методика выполнения и порядок проведения Деловой игры

 «Собеседование»

Цель - приобретение будущими специалистами практических навыков для квалификационной оценки и профессиональной подготовки потенциальных сотрудников, навыков самостоятельного выработка оптимальных управленческих решений.

Задачи:

1)  развитие коммуникативных навыков; повышение интереса участников к учебному процессу через вовлеченность в решение организационных задач;

2) приобретение навыков решения проблем в условиях, максимально приближенных к реальной ситуации, выработки стратегии собственных действий.

I. Подготовка игры.

На занятии, предшествующем данной деловой игре, студентам объясняются цель и задачи игры, рекомендуется литература, необходимая для самостоятельной подготовки студентов к игре.

Подготовка к деловой игре включает групповую и самостоятельную работу студентов.

II. Формирование игровой группы.

Деятельность по формированию игровой группы предполагает оценку индивидуальных качеств обучаемых, степени их подготовленности к деловой игре, их игровой мотивации. Цель игры должна соответствовать потребностям ее участников. Эффективность игры может быть резко снижена из-за участия в ней студентов, не владеющих в достаточной степени теоретическими знаниями. Таким студентам целесообразно предложить участвовать в игре в качестве соискателя на вакантную должность. Таким образом, будет применен дифференцированный подход, предотвращающий снижение мотивации и формальное участие данной категории игроков.

Группа студентов делится на три команды. Первая команда- «эксперты», количество- 2 человека. Эксперты выбираются из числа студентов, обладающих высоким уровнем теоретических знаний. Вторая команда- «работодатели», несколько групп в количестве   от 2 до 5 человек в каждой. Команде работодателей необходимо подготовить «пакет документов» для проведения предстоящего оценочного собеседования (данный «пакет» может являться домашней заготовкой). Он включает в себя материал проделанных ранее практических работ. В «пакет документов» входит:

-     краткое описание фирмы

-     объявление о вакансии (желательно, чтобы вакансия в каждой группе была одинаковой, например, менеджер по продажам)

-     бланк оценки кандидата;

-     перечень вопросов к кандидату (для каждого этапа собеседования);

-    карточки для каждого сотрудника с указанием его имени и должности
(бейджик).

Третья команда- «соискатели», количество- 5-6 человек. Эти студенты подготавливают резюме ля прохождения собеседования.

  Предполагаемые стили собеседования:

1. Собеседование - допрос.

Интервьюер проявляет постоянную активность, задает «закрытые вопросы», позволяет себе перебивать или обрывать собеседника намеренно, атмосфера собеседования официальная и крайне напряженная, все невербальное поведение интервьюера показывает превосходство над кандидатом. Цель - проверить кандидата на стрессоустойчивость и выявить характерный тип реакции на сложную межличностную ситуацию общения.

2. Собеседование - «игра в прятки» или «ежик в тумане».

Характеризуется явным стремлением запутать кандидата, сбить его с толку, постараться ничего не рассказать о своей компании, объясняя это сохранностью интересов фирмы от собеседника, намерения которого не ясны, а решение о его «допуске» в фирму еще не принято. Цель- заинтриговать кандидата, выявить стратегию поведения кандидата в ситуации неопределенности. Оптимально использование данного стиля в ситуации, когда кандидат явно не подходит или не нравится.

3. Собеседование - «песня».

После нескольких, чаще всего необязательных вопросов интервьюер начинает долго, подробно и пространно рассказывать о фирме, ее истории, планах, о должности, какие люди и как работают в фирме. Цель - привлечь кандидатов, не искушенных в поисках работы, заинтересовать кандидата и в то же время избежать приема на работу тех, чьи ожидания расходятся с возможностями фирмы.

4. Собеседование - испытание.

После нескольких обязательных вопросов кандидату предлагается решить некую профессиональную или поведенческую задачу. Такой стиль собеседования дает возможность достоверно проверить практические специальные навыки. Однако есть опасность отсеять хороших и перспективных специалистов, которым не хватает специфических знаний или умений.

5. Собеседование - «партнерские переговоры».

Со стороны выглядит как диалог хороших знакомых, время для высказывания мнений распределено приблизительно одинаково. Преобладают вопросы «открытого» типа. Цель - получить о кандидате или компании как можно больше информации. Открытые вопросы часто звучат как продолжение к рассказу.

III. Руководство игрой, контроль за ее процессом.

После подготовки начинается сам процесс собеседования. Соискатели распределяются по группам работодателей и начинают беседу. Время может быть ограниченное - 20 минут максимум.

Преподаватель выполняет в организации игры следующие функции:

-   формирует состав участников;

-  готовит и адаптирует применительно к конкретным условиям базу
данных для начального периода игры, устанавливает ее регламент;

- знакомит с условиями и правилами игры, консультирует участников;

- осуществляет текущий контроль за соблюдением правил игры;

- следит за соблюдением в процессе игры этических норм,

- следит за ориентацией игрового процесса на достижение поставленных целей, помогает выявлять и анализировать неэффективные способы действий;

- собирает по завершению игры рабочие документы и проверяет правильность их заполнения;

-  оценивает результаты выполнения заданий, поведение участников, делает общие выводы, дает частные рекомендации конкретным участникам игры.

IV.     Подведение итогов деловой игры.

Преподаватель благодарит всех за участие, предоставляет возможность желающим высказать свое мнение о ходе игры. Обсуждается каждый тип собеседования, его достоинства и недостатки, что может ждать соискателя на таком собеседовании. Важно поинтересоваться мнениями как соискателей, так и работодателей. Результатом обсуждения становятся рекомендации соискателям - выпускникам - что стоит делать на различных собеседованиях, а чего делать нельзя.

Подведение итогов и оценка результатов являются заключительным и чрезвычайно важным для реализации целей моментом. В процессе оценки следует руководствоваться заранее установленными критериями. Грамотное подведение итогов должно помочь участникам игры адекватно оценить свои сильные и слабые стороны, утвердиться в собственном мнении, сделать соответствующие выводы относительно дальнейшего закрепления изученных образцов поведения и их внедрения в повседневную деятельность. При подведении итогов игры необходимо ранжировать ее участников в зависимости от достижений, анализировать и объяснять причины успеха или неуспеха. Важно, что в оценке каждого участника игры участвует вся группа. Итогом оценки является среднее значение выставленных в соответствии с критериями баллов.

Последним подводит итог деловой игры преподаватель. Проводится обработка выставленных студентами оценок, выводится средний балл по каждому, объявляются оценки в том случае, если оценка преподавателя отличается от оценки, выставленной студентами, то в журнал выставляются обе оценки.

Общее время проведения деловой игры составляет 2-4 академических часа в аудитории и 2-3 часа самостоятельной подготовки студентов.

По мнению соискателей - участников игры, самым сложным было пройти собеседование - допрос, когда работодатель активно задает вопросы, не давая время на раздумья. Также вызвало некоторые затруднения собеседование - испытание, однако соискатели смогли найти выход и решить поставленные задачи. Обсуждение проходило в активном ключе, задействован был каждый студент.

В целом, игра проходит позитивно, активно. Отзывы самые приятные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Написание рефератов с использованием ИКТ как один из видов самостоятельной работы студентов

В данной статье внимание уделено особенностям рефератов как виду самостоятельной работы студентов, представлен алгоритм их написания. Показана важность использования презентаций при подготовке реферат...

"ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ В СПО"

Образование взрослых актуально в настоящее время. Главные цели образования взрослых: формирование активной гражданской позиции и обеспечение конкурентоспособности на рынке труда. Образование взрослых ...

роль деловой игры в подготовке выпускников к трудовой деятельности

Выпускник среднего профессионального учреждения должен быть компетентным, адаптирован к реальной жизни. Добиться этого в процессе обучения поможет такой из активных методов, как деловая игра....

Проектная деятельность как один из видов самостоятельной работы студентов колледжа

Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства Российской Федераци...

Проектная деятельность- один из методов самостоятельной работы студентов по освоению учебной дисциплины ОП 04. «Дендрология и лесоведение»

Методическая разработка проектной деятельности студентов 121 группы ГБПОУ ВО "Хреновской лесной колледж им.Г.Ф.Морозова"  "Проектная деятельность-  один из методов самостоятельной работ...

Презентации, выполненные студентами, как один из видов самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.Мной, наряду с...

ВКР как один из видов исследовательской деятельности студентов (из опыта научного руководителя) 2020г.

Трансляция педагогического опыта. Участие в работе Школы педагогического мастерства....