Методическая разработка открытого занятия кружка по ПМ 01.01
методическая разработка

Виноградская Вера Александровна

методическая разработка открытого занятия кружка по модулю ПМ01.01. Методики проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий ветеринарных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_u_istokov.docx63.7 КБ

Предварительный просмотр:

Марийский аграрный колледж (филиал) ФГБОУ ВО

«Марийский государственный университет»

Виноградская В.А.

Методическая разработка

открытого занятия кружка по МДК 01.01 Методики проведения зоогигиенических,

профилактических  и ветеринарно-санитарных мероприятий,

специальности 36.02.01 Ветеринария

по теме «У истоков зоогигиены и ветеринарии»

Ежово

2021

Составитель: В.А. Виноградская, преподаватель Марийского аграрного колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»

Рецензент:  Н.А. Еремеев, преподаватель Марийского аграрного колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»

Методическая разработка написана для студентов и преподавателей для проведения кружковых занятий по дисциплинам и модулям.

Содержание

Введение

3

1.

Основная часть

1.1.

Методическое обоснование темы

1.2.

План открытого занятия кружка

1.3.

Сценарий занятия

Заключение

Литература

Приложение 1.

План

проведения открытого кружкового занятия

по теме «У истоков зоогигиены и ветеринарии» МДК.01. 01 Методики проведения зоогигиенических, профилактических, ветеринарно-санитарных  мероприятий, специальности 36.02.01 Ветеринария

              Дата: 

Время: 45 мин.

Место проведения: корпус практических занятий №134

  Участники: обучающиеся группы  В-21,12, В-31

Преподаватель: Виноградская В.А.

Тип: совершенствование знаний, умений, навыков.

Вид: кружковое занятие.

Формируемые ОК, ПК: ПК 1.1-1.3; ПК 1-9.

  Форма проведения: заключительное заседание кружка «Животновод»

Цели:

Образовательная - развитие у студентов самостоятельности при подготовке к мероприятию;

- дать представление о роли зоогигиены  в животноводстве и  ветеринарии

Развивающая - развитие у студентов стремление к познанию нового и интересного в области зоогигиены и ветеринарии;

Воспитательная - воспитание у студентов ответственности за сохранность здоровья животных,  охрану окружающей среды, и живой природы.

 Задачи:

              1. Создать условия для познавательной активности, приобщить студентов к выполнению самостоятельной работы.

2. Использовать навыки логического и абстрактного мышления.

3. Развивать умение анализировать, обобщать, прогнозировать результаты.

4. Формировать навыки и умения работы с оборудованием и инструментами по оценке микроклимата в животноводческих помещениях, водой и кормами.

5. Повышение мотивации обучения.
Средства, оборудование, инструменты:

- компьютер, экран, принтер;

- карандаши, линейки, мел, бумага;

- термограф, гигрограф, психрометр, термометр, газоанализатор.

- вода; коллекция кормов;

- стаканы 100мл, 50 мл, чашки Петри;

- вата, спиртовые тампоны.

Ход занятия кружка

                

1. Организационный момент

1.1. Отметка присутствующих в журнале посещения занятий кружка «Животновод»

1.2. Вступительное слово преподавателя

1.2.1. Сообщение темы, цели и плана занятия кружка.

1.2.2. Объяснение последовательности проведения этапов.

2. Основная часть

2.1. 1 этап - приветствие участников конкурса

1. Название команд, эмблема.

2. Приветствие, домашнее задание.

3. Презентация «У истоков зоогигиены и ветеринарии»- выступление с презентацией  студентки В-12 группы Гармановой Софии.

3.2. 2 этап - Угадай - ка?  «Эти забавные животные» блиц-опрос.

Перерыв. Просмотр презентации «Это интересно», выступление студентки В-21 группы Савельевой Анны.

2.3. 3 этап - Практическая работа «Я сам».

1. Конкурс капитанов (пантомима);

2. Практическое задание для команды «Выбери меня».

4. Заключительное слово преподавателя.

5. Рефлексия.

Дата:

Преподаватель: ___________ В.А. Виноградская

Сценарий занятия кружка «Животновод»

по теме «У истоков зоогигиены и ветеринарии»

        группы: в-12,21, В-31 специальности 36.02.01 Ветеринария

          Мероприятие проходит в оборудованном кабинете № 134 ветеринарного корпуса практических занятий.   До начала занятия идет демонстрация   презентации исторических слайдов  «Основоположники зоогигиены и ветеринарии». Входит преподаватель, студенты приветствуют. 

Преподаватель: Добрый день! Студенты, преподаватели и гости. Сегодня мы завершаем заседания кружка «Животновод» и проведем заключительное заседание в форме конкурса.

Староста кружка Кутимская Виолетта, скажите, кого сегодня нет, спасибо! (Преподаватель отмечает отсутствующих в журнале учета посещений кружка.)

И тема сегодня очень не простая, связана с истоками зоогигиены и ветеринарной санитарии. Мы завершили изучение МДК 01.01 Методики проведения зоогигиенических, ветеринарно – санитарных и профилактических мероприятий и вам очень интересно знать откуда же появились такие понятия, как ветеринария, зоогигиена, санитария.

Эпиграфом нашего занятия послужит крылатое выражение Ивана Петровича Павлова «Медицина лечит человека, а ветеринария - человечество"

Цель нашего заключительного занятия:

Образовательная - развитие у студентов самостоятельности при подготовке к мероприятию;

- дать представление о роли зоогигиены  в животноводстве и  ветеринарии

Развивающая - развитие у студентов стремление к познанию нового и интересного в области зоогигиены и ветеринарии;

Воспитательная - воспитание у студентов ответственности за сохранность здоровья животных,  охрану окружающей среды, и живой природы.

 Задачи:

              1. Создать условия для познавательной активности, приобщить студентов к выполнению самостоятельной работы.

2. Использовать навыки логического и абстрактного мышления.

3. Развивать умение анализировать, обобщать, прогнозировать результаты.

4. Формировать навыки и умения работы с оборудованием и инструментами по оценке микроклимата в животноводческих помещениях, водой и кормами.

5. Повышение мотивации обучения.
Преподаватель. Моими помощниками сегодня будут Савельева Анна и Гарманова София.

Для проведения конкурса нам нужно жюри. Состав жюри:

Поприветствуем жюри.

На поле вызываются команды (слайд 1, 2) и их капитаны.

1.Шабалина Анастасия

2. Забродина Анастасия

Преподаватель: переходим к конкурсу. (слайд 3)

1 этап. Название команды, эмблема, приветствие, сюрприз команде. Разминка командам. Оценка за первый этап 1-5 баллов. Пока жюри подводит итоги, мы с вами просмотрим презентацию, которую любезно подготовила Гарманова София «У истоков зоогигиены и ветеринарии». Жюри озвучивают оценки за 1 этап.

Преподаватель: Мы продолжаем 2 этап нашего конкурса «Угадай-ка?» из серии  «Эти забавные животные». Блиц – опрос. Я задаю вопрос вы быстро на него отвечаете и затем 2 команда и чередуем вопрос-ответ. За каждый правильный ответ по 1 баллу.

Второе задание для команд, пока жюри подводит итоги, соберите слово (слайд 4).Жюри подводит итоги. Во время подведения итогов просмотр презентации Савельевой Анны «Это интересно». Аня поведает нам о терминологии в зоогигиене и ветеринарии. (Просмотр презентации).

Преподаватель. Наступил ответственный момент – момент истины. Конкурс капитанов. Прошу подойти капитанов к столу. И выбрать любой из двух мешок «КОТ В МЕШКЕ».

За данное задание в копилку команде упадет 1-10 баллов. Капитаны должны определить, что в мешке и показать пнтомиму. Жюри подводят итоги работы капитанов.

Преподаватель:        Переходим к практической работе команд.  «Оцени меня». Капитаны возьмите номер задания. Помощники выдают задания команде.

Подводим  итоги жюри.

Заключительное слово преподавателя. Зоогигиена, санитария, ветеринария, как профилактическая отрасль знаний связана с многими ветеринарными дисциплинами: ПМ.02, ПМ03, ПМ04. , анатомией и др., а также с сельскохозяйственными зоотехническими, экономическими, организационными, инженерными, строительными, медицинскими дисциплинами, физикой и химией, и конечно же экологией. Пример: Разработка задания на проектирование или реконструкцию животноводческого помещения (фермы, комплекса): физика - химия —дезинфекция и дератизация, эпизоотология, ветеринарная санитария и паразитология, физика и химия и др.

Рефлексия:

1. Я узнал(а) очень,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

2. Мне было интересно,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

3. Многие моменты мне были ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.

4. Мероприятие в целом мне,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

5. Хотелось бы, чтоб таких мероприятий было,,,,,,,,,,,,,,,

Приложение 1.

Команды:

  Название команды

1-5 баллов

Эмблема

1-5 баллов

Блиц-

турнир

«Эти забавные животные»

1-10 баллов

Дом.

Задание

Пословицы и поговорки о животных, зоогигиене

1-10 баллов

Шуточная

викторина

Пантомима

«Кто я?»

1-10 баллов

Практическое задание

1-10 баллов

     Итого:

1-50 баллов

1.Кутимская Виолетта

2. Шабалина Анастасия

3. Морозова Александра

4.Бирюкова Алика

5.Максимова Ксения

5

10

10

10

35

1.Забрордина Анастасия

2. Беляева Ольга

3.Терезова Анастасия

4. Белова Кристина

5. Рябинина Кристина

4

9

10

10

33

Таблица подведения итогов «У истоков зоогигиены и ветеринарии»

Председатель жюри:

Приложение 2.

Презентация на тему: « У истоков зоогигиены и ветеринарии»

выступление студентки В12 группы Гармановой Софии

Что изучает история ветеринарии История ветеринарии - это наука, изучающая возникновение и развитие ветеринарии, ее достижения в деле профилактики и ликвидации инфекционных, инвазионных и паразитарных болезней, создания здорового поголовья с/х животных, а также охраны населения от заразных болезней, опасных для человека и животных (бешенство, сибирская язва, туберкулез, бруцеллез и многие др.).

Цели и задачи ветеринарии ЦЕЛИ 1. Сохранение и увеличение поголовья животных. 2. Снижение потерь от болезней. 3. Повышение продуктивности и обеспечение производства и выпуска полноценных продуктов для пищевых и промышленных целей. ЗАДАЧИ 1. Проведение противоэпизоотических мероприятий. 2. Проведение ветеринарно-санитарных и лечебных мероприятий для предупреждения заразных и незаразных заболеваний животных и птиц и оказание им своевременной помощи. 3. Осуществление ветеринарно-санитарной экспертизы при заготовках, перегоне и убое скота, торговле мясом, мясными продуктами. 4. Осуществление ветеринарно-санитарного надзора за содержанием скота, за перевозкой всеми видами транспорта животных, птицы, мяса и сырья животных продуктов, кормов и биопрепаратов. 5. Охрана территории РФ от заноса из-за рубежа болезней животных и птицы и т. д. 6. Борьба с бесплодием животных. 7. Изучение этиологии, методов диагностики, лечения и профилактики различных заболеваний. Все это направлено на предупреждение заболеваний человека и животных.

 Различают общую и частную историю ветеринарии. Первая изучает закономерности появления, становления и развития ветеринарной науки и практики, вторая - историю отдельных ветеринарных наук (анатомии, физиологии животных, эпизоотологии, паразитологии, фармакологии, патологической анатомии и др.), обществ, съездов, жизнь и деятельность отдельных научных, педагогических, общественных деятелей и т. д. История ветеринарии обобщает накопленные знания, обогащает мировоззрение ветеринарного врача, оказывает связь ветеринарии с достижениями других наук, техники и экономики. Изучение истории ветеринарии имеет большое значение для дальнейшего ее развития, а также как мощное средство патриотического воспитания современного ветеринарного врача. С 1982г в учебный план высших с/х учебных заведений по специальности “Ветеринария” включен специальный курс “История отечественной ветеринарии”.

Возникновение ветеринарии и ее развитие : Ветеринария возникла в глубокой древности в связи с потребностями человека. Она прошла сложный путь накопления и совершенствования знаний. Слово “Ветеринария” происходит от латинского Veterinarius - ухаживающий за скотом, лечащий скот. Впервые оно встречается в трактате римского писателя - агронома Колумеллы “О сельском хозяйстве” (1 в. н. э.). В русских источниках появление термина “ветеринария” относятся к началу 19 в. Народная ветеринария (скотолечение) возникло на самых ранних стадиях развития человека, когда он стал приручать и одомашнивать диких животных отдельных видов.

Возникновение гончарного производства и появление глиняной посуды способствовало развитию народной медицины и ветеринарии, дало возможность не только варить и хранить пищу, но и приготавливать лекарства (“снадобья”) для лечения больных людей и домашних животных. В период патриархата скотовладелец был и пастухом, и животноводом и лекарем. Разумеется, эта была примитивная народная ветеринария - оказание первой помощи больному домашнему животному при травмах, родах и т. п. В качестве лекарств использовали те же средства, что и для людей, - лечебные травы, золу и др. Древнейшие сведения о лечении животных относятся к 4 тыс. до н. э. (Египет, Индия). Например, в Древней Греции животных лечили так называемые гиппиатры (от - лошадь и – врач) а иногда и медики. 5 Под влиянием гиппиатрики (учения о болезнях лошадей) ветеринария развивалась в Греции, Риме, арабских и других странах. Болезни животных описаны в многочисленных трудах римских ученых. В средние века лечением животных занимались главным образом их владельцы, а также пастухи и кузнецы, применялись случайные, обычно народные средства. Развитие народной ветеринарии тесно связано с развитием медицины, естественных наук, техники. Во 2-ой половине 18 века, с открытием ветеринарных школ во Франции, Германии, Австрии и др. странах, исследования по ветеринарной патологии расширились. В конце 18 начале 19 в. в. появились первые руководства и периодические издания по ветеринарии. Большое влияние на развитие ветеринарии оказали труды Пастера, его учеников и последователей. Возникновение профессиональной ветеринарии на Руси относиться к 10-13 в. В 16-18 в. в. в России появились первые законодательные акты о мерах борьбы с эпизоотиями, рукописные и печатные книги по ветеринарии (“Аптека обозовая”, “Книга лекарственная о конских болезнях” и др.). Лечением животных занимались “коневые лекари”, “коновалы”, знания которых передавались различным путем. Подготовка ветеринарных кадров начались с открытием в 1733 г. в селе Хорошего под Москвой первого ветеринарного учебного заведения конюшенной школы. В начале 19 века открытые ветеринарные заведения в Петербургской, Московской медико-хирургических академиях. В 1848 г. в Юрьеве (Тарту), (в 1918 г. перевезен Саратов), в 1851 г. в Харькове начали функционировать ветеринарные училища, которые в 1873 г. были преобразованы в институты. В том же году был открыт ветеринарный институт в Казани. Развитие ветеринарии в этот период во многом связан с деятельностью русских ученых И. Д. Книгина, Я. К. Кайдапова, Х. Г. Бунге, В. И. Всеволодова и др. История говорит о том, что колыбелью ветеринарного образования является не Франция, как принято было считать, а Россия, поскольку первая специальная школа для подготовки специалистов в области ветеринарии была основана в 1733 г., на 28 лет раньше чем первая в Европе (Лионская ветеринарная школа во Франции, учрежденная в 1761 г.).

Ученые, внесшие крупный вклад в развитие ветеринарии :К ученым, внесшим крупный вклад в области ветеринарии, относятся следующие: Апсирт (4в.) из Греции, им написано более 120 работ в области терапии и хирургии, описал ряд инфекционных болезней. Вегеций (4 в. н. э.), живший в Римской империи, написал много очерков по ветеринарном вопросам. Авицена (1 в. н. э.). Труды его многократно переиздавались в течение многих веков. В 13 веке арабский специалист Абубекр написал лучший трактат по лечению лошадей от некоторых болезней. В 19 веке отмечалось бурное развитие наук, в том числе ветеринарии и медицины. Здесь необходимо отметить таких крупных ученых как Пастер, Листер 6 выяснивших причину развития гнойного воспаления в поврежденных тканях и органах, а так же и сделавших другие крупные открытия. Ветеринарная хирургия находилась под влиянием западной ветеринарии и русской медицинской хирургии. Последняя имела в своих рядах такого выдающегося хирурга как Пирогова. История говорит о том, что многие научные ветеринарные работники России решили целый ряд крупных научных проблем принципиального значения, которые были “забыты”, своевременно не оценены, а затем “открыты” вторично другими исследователями, за которыми эти открытия оказались закрепленными. Забыто имя ветеринарного врача Гельмана, которому принадлежит часть открытия маллеина и который по существу, должен считаться основателем такого почетного учреждения, как институт экспериментальной медицины в Петербурге. Забыто имя ветврача Я. Кайданова, который должен считаться одним из первых русских ученых - эволюционистов, предшественников Дарвина. Кайданов стоял на позиции исторического развития природы, являлся сторонником идеи о параллельном развитии человека и различных этапов эволюции всего органического мира. Забыто так же имя ветврача Боянуса, создавшего первую в России школу сравнительных анатомов, научное творчество которого, характеризовалось эволюционным подходом к изучаемому биологическому материалу. Он так же должен быть причислен к ранним предшественникам Дарвина. Забыто имя ветврача В. Всеволодова, создателя первого в России руководства по “Скотоводству”. Этот ученый, стоявший на позициях эволюционизма, являлся предшественником великого физиолога И. П. Павлова, пропагандируя идеи нервизма, указывал на ведущую роль высшей нервной деятельности в животном организме. В области микробиологии и эпизоотологии в 30-х годах достигнуты серьезные успехи. Я. Е. Коляков с соавт. выделили вирус инфекционной анемии (1932). С. Н. Вышелесский - вирус ИЭМ лошадей. К. И. Вертинский с соавт. разработали диагностику стахиоботриотоксикоза лошадей. Вклад в развитие эпизоотологии внесли П. П. Вишневский, М. С. Ганушкин, Я. Г. Коваленко, Н. Н. Михачев. В области гельминтологии много открытий сделаны Н. И. Скрябиным, его ученик В. Л. Якимов описал ряд новых видов возбудителей пироплазма, кокцидиоза, су-ауру. В области ветсанитарии и ветсанэкспертизы достигнуты успехи в предотвращении заболевания людей от животных. В этой области необходимо отметить А. А. Полякова. Г. В. Домрачев, И. Г. Рухлядев, А. В. Синев являлись основоположниками клинической диагностики. Основоположниками ветеринарной фармакологии в СССР являлись Н. А. Сошественский, И. Е. Мозгов. Большой вклад в разработку ветеринарной хирургии внесли А. А. Веллер, И. И. Магда, Б. М. Оливков, М. В. Плахотин. В области акушерства и гинекологии необходимо отметить труды А. М. Студенцова, И. Ф. Мышкина и др. Огромный вклад в развитие анатомии сделан А. Ф. Климовым, А. Е. Акаевским, П. А. Глаголевым и др. В области патологической анатомии К. Г. Боль, Г. К. Боль и их ученики проводили большую работу по изучению инфекционных, инвазионных и незаразных болезней. В области патологической физиологии Е. С. Лондон и Н. И. Шохор создали школу вет. патфизиологов. Бльшой вклад в развитие физиологии и биохимии с/х животных внесли К. Р. Викторов, Н. Ф. Попов и др. Важный вклад в развитие зоогигиены сделали В. А. Аликаев, А. М. Вильтер и др.

Зоогигиена - наука об охране здоровья животных, изучающая взаимоотношения животного организма с внешней средой и определяющая рациональные условия содержания, ухода, гигиенического кормления и эксплуатации, при которых животное сохраняет здоровье и проявляет максимальную продуктивность. 

Задачи:1. Создание оптимальной среды обитания в соответствии с видовыми и возрастными особенностями животных с целью повышения их жизнеспособности, продуктивности и конверсии корма.

2. Профилактика незаразных и заразных заболеваний животных, в особенности антропозоонозов, а также разработка средств и способов повышения естественной резистентности особей и улучшения санитарного качества продукции.

3. Охрана внешней среды от загрязнений отходами животноводства.

В задачи зоогигиены входит изучение условий жизни сельскохозяйственных животных, влияние их на организм, а следовательно, на здоровье, продуктивность, плодовитость.

Связь с другими науками. Зоогигиена - интегральная наука, базирующаяся на данных многих дисциплин. Вопросы этой науки можно успешно решать только при условии, если выводы и рекомендации обоснованы с учетом данных многих общеобразовательных, биологических, зоотехнических и ветеринарных дисциплин: физики и химии, физиологии и микробиологии, кормления и разведения, терапии и эпизоотологии, проектирования животноводческих построек и механизации. В большой степени зоогигиена соприкасается с экологией. Последняя занимается изучением организации и функционирования надорганизменных систем различных уровней: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы.

Методы. Основными объектами зоогигиенических исследований являются многочисленные факторы среды (климат, воздух, почва, вода, корма, параметры микроклимата и др.) и сами животные и их реакции на воздействия средовых факторов, в том числе и условия содержания. Для этих целей в зоогигиене применяют лабораторно-инструментальные и специфические методы. Физический метод позволяет определять температуру воздуха, почвы и воды; относительную влажность воздуха; плотность и пористость почвы; скорость движения воздуха; атмосферное давление; акустический и радиационный фон и другие параметры. При этом используют разнообразные инструменты и приборы: термометры и психрометры, термографы и барометры, анемометры и ультразвуковую аппаратуру и т. д. Химический метод применяют для определения химического состава воздуха, воды, почвы и кормов; наличия токсинов, ядов, вредных веществ. В кормах и воде и т. д. Биологический метод позволяет определять в воздухе животноводческих помещений общую загрязненность микроорганизмами; обсемененность бактериями группы кишечной палочки; количество гемолитических и зеленящих стрептококков; количество спор грибов и вирусов. Определение проводят на специальных питательных средах). Используются следующие разновидности данного метода: микробиологический, физиологический, токсикологический, биопроб и др.

Метод саиитарного обследования. При помощи данного метода проводят описание помещения животноводческих ферм, пастбищ, летних лагерей, водоисточников и систем водоснабжения, а также условий заготовки, хранения и подготовки кормов на комбикормовых заводах и в кормоцехах хозяйств и т. д. Такие обследования проводят по специальным программам с привлечением лабораторно-инструментальных методов (физических, химических, биологических и др.) и экспресс-методов.

Метод клинико-физиологических наблюдeний применяют для изучения функциональных сдвигов в организме опытных и контрольных животных под влиянием различных условий их содержания, кормления и использования.

Метод зоогигиенического эксперимента. Используют четыре разновидности данного метода: лабораторный, натуральный, в климатических камерах, с моделированием природных условий. Первые три применяют при изучении влияния факторов внешней среды на организм животных с целью обоснования гигиенических параметров, требований и правил, обеспечивающих предупреждение заболевания жив.

Санитарно-статический метод. Используют для анализов показателей состояния животноводства в зависимости от условий содержания, ухода и кормления.

История Развития: .Первым письменным источником, содержащим сведения по гигиене, считают папирус Кагуна (6000 лет до н. э.). За 2000 лет до н. э. древние вавилоняне и египтяне умели врачевать животных и соблюдали меры по предупреждению заболеваний. Позже современник Гиппократа римский ученый Марк Тернеций (V в. До н.э.) в трактате «Агрикультура» писал: «Не устраиваете ферм вблизи болота, потому, что, высыхая, оно производит массу микроскопических насекомых, вызывающих болезни».

Вершиной эмпирической гигиены явились работы римского ученого Вегеция Флавия Рената, выдвинувшего лозунг: «Лучше охранять здоровье животных и людей прилежным уходом, чем лечить болезни лекарствами» и ученого из Средней Азии Ибн Сины (Авиценны) (ок. 980-1037), который доказал влияние внешней среды и питания на здоровье людей и животных.

В средневековый период в условиях непрекращающихся войн слабые зачатки древней гигиены были забыты. Только в эпоху роста капитализма начинается развитие всех наук, в частности естествознания (физики, химии, физиологии и др.), что явилось основанием для возрождения гигиены.

В России, несмотря на ее отсталость в экономическом отношении, гигиенические проблемы решались успешно. Так, в древнем Новгороде уже в XI в. был сооружен водопровод и система канализации, имеющие колоссальное значение для гигиены людей и животных.

В 1496 г. в Москве при царском дворе был создан конюшенный приказ, ведающим разведением и содержанием лошадей, охраной их здоровья от болезней. В 1560 г., в период царствования Ивана Грозного, священником Селиверстом было издано руководство «Домосторой», в котором обобщался многовековой опыт русского народа в ведении сельского хозяйства и животноводства.

В России в начале XVII в. раньше, чем в других государствах, в целях охраны здоровья людей и животных были изданы государственные указы: об отводе мест для скотомогильников, об устройстве скотомогильников, о способах перевозки трупов животных и правилах их захоронения, об отводе мест для водопоя животных и т. д.

В 1659 г. вышел указ «О чистоте в Москве», в котором были изложены условия создания боен за чертой города и уборки территории возле мясных лавок.

В интересах расширения экономической базы и независимости России в начале XVIII в. Петр I обратил внимание на животноводство. В частности развитие северного молочного скотоводства, тонкорунного овцеводства на юге России и упряжного коневодства связанно с именем Петра I. Петр I 19 августа 1723 г. издал специальные правила, или кондиции, о содержании овец «многовотчинных людей» (крупных помещиков), где были указаны приемы кормлении, устройства помещений для сохранения и развития тонкорунных овец.

В 1737г в Росси впервые был учрежден надзор за санитарным состоянием городов. Вопросами о приемах содержания, ухода и кормления животных, в то время занималась Российская Академия наук. На основании предложений, сделанных Российской академией наук, в 1770 г. 12 апреля был издан указ «О содержании скота в удобных хлевах и на хорошем корме в предосторожность от болезней и падежа».

В России в XVIII в. действовал целый ряд законодательных актов, предусматривавших борьбу с болезнями животных.

В конце XVIII в. появились первые труды по гигиене животных: «Лечебник конский» (1723), «Скотский лечебник» (1774) изданный Московским университетом, «Городской и деревенский коновал» (1783) Н. И. Новикова, «Руководство к размножению и поправлению домашнего скота» (1794) М. И. Ливанова, «Наставление или изображение правил, собственно принадлежащих сбережению конского здоровья» (1795) М. И. Ливанова и труды И. С. Андреевского «о лечении и профилактике болезней домашних животных» (1793), а так же «Полный русский конский лечебник» (1795).

17 июня 1808 г. при Санкт-Петербургской медико-хирургической академии открыли первое в России «скотоврачебное» (ветеринарное) училище. Заведующим училища был назначен доктор медицины, профессор И. Д. Книгин (1773-1830), он же являлся автором первого учебного плана по ветеринарии в России, утвержденного ученой конференцией академии в 1807 г.

В середине XIX в. были изданы руководства и монографии по гигиене животных рядом отечественных авторов: Г. И. Кутеповым (1840), И. В. Лавровым (1848), С. М. Ходецким (1851), Н. И. Прозоровым (1855) и др.

Начало изучению зоогигиены как науки положил ветеринарный и медицинский лекарь, доктор медицины, заслуженный профессор, академик Санкт-Петербургской медико-хирургической академии В. И. Всеволодов (1790-1863). Он рассматривал животный организм в единстве с окружающей средой (климат, воздух, вода, почва, корма и др.), которая оказывает большое влияние на резистентность организма животных. В своих трудах по эпизоотологии ученый отметил влияние географических условий на интенсивность развития эпизоотии, а также способов содержания и кормления, животных на течение болезни и выздоровление животных.

В XIX в. в России появились первые периодические издания по животноводству и ветеринарии. В середине XIX в. были изданы руководства и монографии по гигиене животных Г. И. Кутеповым (1840), И. В. Лавровым (1848), И. Б. Гродницким (1849).

В XIX в. в России открыли высшие ветеринарные школы, где сведения по гигиене животных излагались в курсе общего животноводства. Они наиболее полно были отражены профессором Казанского ветеринарного института И. П. Поповым в книге «Курс общего скотоводства» (1894), а также в работах профессоров Н. П. Червинского «Общее животноводство» (1912) и Г. И. Светлова «Зоогигиена – краткий очерк разумного использования домашних животных» (1911).

В начале XX в. исследования по гигиене животных в Западной Европе были обобщены в учебниках М. Климмера (Гармания) и Баранского (Австо-Венгрия).

В условиях царской России научная разработка гигиенических вопросов велась крайне слабо, часто носила случайный характер и проводилась по личной инициативе ученых. Популяризация среди крестьянства сведений по гигиене животных была недостаточна и примитивна.

После революции 1917 г. была создана единая государственная система зоотехническо-ветеринарного обслуживания животноводства, обеспечившая возможность развития гигиены животных. В это же время профессорами И. А. Добросмысловым (1924) и Г. И. Гуриным (1927) были написаны учебники по гигиене животных, которые сыграли большую роль в подготовке специалистов животноводства в области гигиены.

После Второй мировой воины в развитии зоогигиены большую роль сыграли XIX пленум (Ветеринарная секция) Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (ВАСХНИЛ, 1949), пленум по вопросом строительства животноводческих помещений (1955), и также Всесоюзные научно-методические конференции зоогигиенистов высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. В этот период вышли учебники профессоров А. К. Скороходько (1940-1950), П. П. Краюшкина (1953), В. А. Аликаева, А. П. Онегова и Т. К. Старова (1953-1960) и А. М. Вильнера.

Начавшееся в 1960-х годах внедрение в животноводство интенсивных технологий и вызванное этим процессом строительство комплексов и птицефабрик с высокой концентрацией поголовья на небольших площадях потребовали совершенствование защитных и ветеринарно-санитарных мероприятий, зоогигиенических норм и правил. В 60-80-х годах плодотворную учебную и исследовательскую работу по гигиене животных проводили коллективы научных работников под руководством профессоров Н. М. Комарова, А. К. Даниловой, А. М. Вильнера, Г. И. Бурксера, В. Ф. Матусевича, И. М. Голосова, П. Т. Лебедева, А. И. Карелина, В. Н. Старых, В. И. Черных, Ю. И. Дударева, Л. Т. Семенюты, В. И. Мозжерина и др. За этот период была проведена зоогигиеническая и ветеринарно-санитарная оценка всех вновь построенных комплексов, разработаны и утверждены в установленном порядке новые нормы технологического проектирования ферм и комплексов (по отраслям животноводства), ветеринарных объектов, рекомендации по их дезинфекции, отбору животных, комплектации, профилактике травматизма и др.

В 70-х годах было создано Международное зоогигиеническое общество. В 1972 г. вышел учебник для сельскохозяйственных вузов А. П. Онегова, И. Ф. Храбустовского и В. И. Черных «Гигиена сельскохозяйственных животных», выдержавший в последующем три издания. В 1991-1992гг по редакцией А. Ф. Кузнецова и М. В. Демчука вышел учебник «Гигиена сельскохозяйственных животных». В 2001г. для студентов зооветеринарных специальностей издан учебник «Гигиена животных» А.Ф. Кузнецова, М.С. Найденского, А. А Шуканова, Б. Л. Белкина.

+В последние годы значительный вклад в развитие науки внесли коллективы кафедр и лабораторий зоогигиены МГАВМиБ имени Скрябина (зоогигиеническое обоснование ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий в животноводстве) МСХА имени Тимирязева (профилактика заболеваний молодняка сельскохозяйственных животных) СПбГАВМ (гигиенические требования к кормам, кормовым добавкам, энтеросорбентам), СПбГАУ (профилактика технологических болезней в скотоводстве), ВНИИВСГЭ (профилактика инфекционных заболеваний, современные методы дезинсекции, дезинфекции и дератизации) и многие другие.

Приложение 3.

Разминка команд

Я задаю вам один вопрос и называю три варианта ответа. Ваша задача – найти правильный ответ. 

А). Какое домашнее животное было одомашнено первым? 
а) кошка; 
б) лошадь; 
в) собака + 

Б). Кто такие тяжеловозы? 
а) верблюды; 
б) ездовые собаки; 
в) лошади + 

В). Как определить возраст лошади? 
а) по длине хвоста; 
б) по зубам +; 
в) по форме копыта. 

Г). Кто выше и дальше всех прыгает? 
а) кролик; 
б) лошадь + 
в) заяц. 

Д). Кто такой хайнык? 
а) служебная собака; 
б) домашняя птица; 
в) крупный рогатый скот + 

Е). Одевается ли кролик к зиме в белую шубку? 
а) да; 
б) не полностью + 
в) нет. 

Ж). Какие козы бородатые? 
а) старые; 
б) бородатых коз не бывает; 
в) породистые + 

З). Каких необычных птиц одомашнили в Норвегии? 
а) страусов; 
б) глухарей + 
в) ястребов. 

И). Кто клеит пчелиным клеем? 
а) пчелы + 
б) человек; 
в) никто. 

К). Как называет самец утки? 
а) гусак; 
б) петух; 
в) селезень + 

Л). Есть ли у птиц зубы? 
а) нет; 
б) есть у некоторых; 
в) есть только у птенцов + 

М). Кто такие минорки? 
а) грустные овцы; 
б) печальные козы; 
в) породистые куры + 

Р). Кто такие плимутровки? 
а) аквариумные рыбки; 
б) охотничьи собаки; 
в) домашняя птица + 

О). Летают ли куры? 
а) да, хорошо; 
б) летают, но редко и плохо + 
в) не летают. 

П). Могут ли пчелы отбирать мед у других пчел? 
а) не могут; 
б) они этого не делают; 
в) могут + 

Р). Различают ли собаки цвета? 
а) различают; 
б)различают, не все; 
в) не различают + 

С). Чем занимается кинолог? 
а) снимает кино; 
б) фотографирует животных; 
в) собаками + 

Т). Можно ли давать собакам сладкое? 
а) можно; 
б) можно, но редко; 
в) нельзя+ 

У). Мерзнут ли кошки? 
а) нет, они в шубке; 
б) мерзнут, когда болеют; 
в) да, как и люди + 

Ф). Дружат ли кошка с собакой? 
а) иногда + 
б) нет; 
в) да. 

Приложение 4.

Презентация на тему «Терминология в зоогигиене и ветеринарии», выступление студентки В-21 группы  Савельевой Анны

  • Ветеринария - отрасль науки, которая занимается лечением животных.
  • Зоотехния - наука о разведении, кормлении, содержании и правильном использовании сельскохозяйственных животных для получения от них возможно большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах труда и средств.  
  • Зоогигиена (гигиена сельскохозяйственных животных) — наука об охране здоровья животных правильными приемами содержания, кормления, ухода и использования. Эта наука изучает влияние на организм различных факторов среды (атмосферы, климата, почвы, состава воды). Она разрабатывает и рекомендует способы ослабления и устранения влияния на здоровье животных неблагоприятных факторов и, наоборот, использования факторов, укрепляющих здоровье. Зоогигиена разрабатывает правила и нормы зимнего и летнего содержания животных.
  • Санитария (от лат. sanitas - здоровье] - система гигиенических мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья населения, предупреждение заболеваний, оздоровление условий жизни.
  • Антисанитария  - противоположность чистоте, стерильности. Совокупность условий, благоприятных для развития болезнетворных бактерий и инфекций, связанная в основном с распространением помёта живых существ в населённых пунктах и отсутствия средств для его безопасной ассенизации, а также с общей загрязненностью территории.

Некоторые виды документов санитарного нормирования

В России:

СанПиН — санитарные правила и нормы

СП — санитарно-эпидемиологические правила

ГН — гигиенические нормативы

ТР — технический регламент

  • Ветеринарно-санитарная экспертиза – это одна из

отраслей ветеринарии, которая изучает методы санитарно-гигиенического исследования пищевых продуктов и технического сырья животного

происхождения и определяет правила их ветеринарно-санитарной оценки.

  • Гигие́на (греч.  «здоровый») — раздел медицины, изучающий влияние жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающий меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населённых мест, условий жизни и деятельности людей.
  • Дезинфе́кция — это комплекс мероприятий, направленный на уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний и разрушение токсинов на объектах внешней среды для предотвращения попадания их на кожу, слизистые и раневую поверхность. Является одним из видов обеззараживания.

Дезинфекция полностью может их и не уничтожить, но уменьшает количество микроорганизмов до приемлемого уровня. Уничтожение инфекционного начала во внешней среде не устраняет ещё основных источников инфекции (нераспознанные микробоносители). Поэтому дезинфекция играет значительную роль только в общем комплексе противоэпидемичеких и противоэпизоотических мероприятий.

  •  Дезинфекта́нт — агент, действующее вещество дезинфекции. Обычно используются химические дезинфицирующие средства, например, формальдегид или гипохлорит натрия, растворы органических веществ, обладающих дезинфицирующими свойствами: хлоргексидин, четвертичные аммонийные соединения (ЧАСы), надуксусная кислота, полигуанидины (ПГМГ-ГХ).
  • Дератизация (фр. dératisation — дословно «уничтожение крыс») — комплексные меры по уничтожению грызунов (крыс, мышей, полёвок).

Существует несколько различных способов: пищевые ядхимикаты (в виде приманок), капканы, газообразные яды, электронные и клеевые ловушки. В отличие от них, рекламируемые ультразвуковые отпугиватели не имеют никакого эффекта. Есть множество высокоэффективных самодельных приспособлений для ловли крыс и мышей. Проблема дератизации против крыс остро встает по окончании лета, когда расплодившаяся популяция животных ищет места для зимовки.

  • Дезинсе́кция (фр. dés-, означающая уничтожение, удаление + лат. insectum —

насекомое) — один из видов обеззараживания, представляющий собой уничтожение членистоногих (насекомых и клещей), способных переносить трансмиссивные инфекции, вредить запасам продовольствия и растениям, с помощью специальных химических средств, физических средств (путём воздействия горячей воды или пара, электроразрядные, механические) или с помощью биологических средств.

Приложение 5.

Пословицы и поговорки о животных

1. У коровы молоко на языке.

2. Корми корову сытнее, молоко будет жирнее.

3. Корова во дворе, так и еда на столе.

4. Слизала как корова языком.

5. Корову не накормишь, молока не надоишь.

6. Овчинка выделки не стоит.

7. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

8. Голой овцы не стригут.

9. Овцы целы, волки сыты.

10. Одна паршивая овца всё стадо портит.

11. Была бы свинка, будет и щетинка.

12. Свинья везде грязи найдёт.

13. Поросёнок только на блюде не хрюкает.

14. Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

15. Волк- не пастух, свинья- не огородница.

Литература

1.Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий [Электронный ресурс]: учебное пособие для СПО / А.Е. Интизарова, Е.В. Казарина, А.В. Тицкая, В.И. Шваб. — Электрон.текстовые данные. — Саратов: Профобразование, 2018. — 101 c. — 978-5-4488-0184-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74498.html.

2. Лаврентьев, А. Ю. Зоотехнический анализ кормов. Лабораторный практикум [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / А. Ю. Лаврентьев, Е. Ю. Немцева, В. С. Шерне. — Электрон.текстовые данные. — Саратов:Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 62 c. — 978-5-4486-0155-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70763.html. специалитет.

3. Внутренние болезни животных. Для ссузов [Электронный ресурс]: учебник / Г.Г. Щербаков [и др.]. — Электрон.дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2018. — 496 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/104940.   СПО

4. Третьяков, А.М. Паразитология и инвазионные болезни. Рабочая тетрадь [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.М. Третьяков, П.И. Евдокимов. — Электрон.дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 96 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/113393. 

Дополнительная литература

1. Лаврентьев, А.Ю. Зоотехнический анализ кормов. Лабораторный практикум [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / А.Ю. Лаврентьев, Е.Ю. Немцева, В.С. Шерне. — Электрон.текстовые данные. — Саратов:Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 62 c. — 978-5-4486-0155-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70763.html. специалитет.

2. Практикум по внутренним болезням животных [Электронный ресурс]: учебник / Г.Г. Щербаков [и др.]; Под общ.ред. Г.Г. Щербакова, А.В. Яшина, А.П. Курдеко, К.Х. Мурзагулова. — Электрон.дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2018. — 544 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/109630.

3. Лутфуллин, М.Х. Ветеринарная гельминтология [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.Х. Лутфуллин, Д.Г. Латыпов, М.Д. Корнишина. — Электрон.дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2018. — 304 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/102228.специалитет.

4. Клиническая диагностика внутренних болезней животных [Электронный ресурс]: учебник / С.П. Ковалев [и др.]; Под.ред. С.П. Ковалева, А.П. Курдеко, К.Х. Мурзагулова. — Электрон.дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 540 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/112567.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.vetlib.ru Ветеринарная он-лайн библиотека
  2. http://www.ccenter.msk.ruНаучно-производственное объединение (НПО) «Крисмас-Центр»
  3. http://www.fermer.ru/ ФЕРМЕР.RU - главный фермерский портал
  4. http://www.agroportal.ru/АГРОПОРТАЛ. Информационно-поисковая система АПК
  5. www.webpticeprom.ru «ВебПтицеПром» отраслевой портал о птицеводстве
  6. http://www.edu.ru Российское образование. Федеральный портал
  7. http://www.cnshb.ru/ Центральная научная сельскохозяйственная библиотека
  8. http://www.rsl.ru Российская государственная библиотека
  9. http://zoogigiena.ru Ветеринарная гигиена

Рецензия

методическую разработку открытого  занятия кружка  по теме: «У истоков зоогигиены и ветеринарии»

преподавателя Марийского аграрного колледжа (филиала)

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»                  Виноградской Веры Александровны.

Методическая разработка открытого  занятия  кружка преподавателя Марийского аграрного колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»  Виноградской Верой  Александровной   предназначена в помощь обучающимся и преподавателям.

        Методическая разработка составлена  в соответствии с учебной программой подготовки специалистов среднего звена специальности 36.02.01 Ветеринария

        В разработке показана методика проведения занятия кружка  с использованием современных технологий (презентация и видео) и проведение комментарий к видео. Форма проведения конкурсные задания.

        Составлена с учетом современных требований к занятию, выдержана структура занятия, текстовый материал соответствует современной науке и практике, достаточно  приложений.

        Формы занятий разнообразные.

        Методическая разработка может быть рекомендована для утверждения и применения ее при подготовке к кружковым  занятиям.

Рецензент: преподаватель  Марийского аграрного колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»  _______________  Н.А. Еремеев

Рассмотрена методической  цикловой комиссией дисциплин профессионального цикла

Протокол  № _ от «___»  ______ 20___ г.

Председатель: ________ З.В. Ямбакова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка открытого занятия по английскому языку "Ткани" в 402 группе

Данная учебно-методическая разработка открытого занятия "Ткани" предназначена для преподавателей английского языка для студентов 4го курса специальности "Технология швейного производства" в СПО...

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине" Немецкий язык" по теме: «Das Auto. Konstruktionsteile»

Средствами иностранного языка мы не только приобщаем студентов к мировой культуре, к общечеловеческим ценностям и культуре своего народа, но и погружаем в будущую специальность, обучаем п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы комплексного числа к тригонометрической форме, показательной форме и обратно»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы...

Методическая разработка открытого занятия кружка на тему: «Чистая вода»

В данной методической разработке раскрывается роль питьевой воды в жизни человека, влияние ее качества на здоровье как подрастающего поколения так и человечества в целом. К сожалению, экологическая си...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого заседания кружка по теме: «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ИНФАРКТА МИОКАРДА»

       Внеаудиторное мероприятие – открытое заседание кружка по теме «Комплексный подход к изучению первой медицинской помощи, лабораторной диагностики и лечения...

Методические рекомендации для преподавателей по составлению методической разработки открытого занятия

В предложенном материале  приводится примернst  рекомкендации по структурированию и написанию методических разработок учебных  занятий. Материал можент быть полезен преопдавателям СПО и...