Реализация дуального обучения студентов в ГБПОУ РО «Константиновский техникум агроветтехнологий и управления (КСХТ)»
статья

Функ Татьяна Оттовна

Реализация дуального обучения студентов в ГБПОУ РО «Константиновский техникум агроветтехнологий и управления (КСХТ)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_dualnogo_obucheniya_studentov_v.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация дуального обучения студентов в

ГБПОУ РО «Константиновский техникум агроветтехнологий и управления (КСХТ)»

Функ Татьяна Оттовна, преподаватель

ГБПОУ РО «Константиновский техникум

агроветтехнологий и управления (КСХТ)»

г. Константиновск Ростовская область

Актуальность данной темы состоит в том, что современная система профессионального образования направлена на подготовку специалистов, владеющих не только теорией, но и реальными профессиональными  навыками. Но получить профессиональные качества и умения только на базе учебного заведения не возможно.

Дуaльное обучение это  форма профессионaльной подготовки специaлистов, которая комбинирует теоретическое обучение в обрaзовaтельном учреждении и практическое - на площадках компaний и предприятий. Основной принцип дуaльной системы обучения - это рaвная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки специалистов. 

К преимуществам  дуального обучения относится:

1. Учебные планы составляются с учетом предложений работодателей на основе своих потребностей в специалистах и на предприятие поступает специалист, фактически готовый к выполнению своих трудовых функций.

          2. Будущий специалист проходя практическую часть обучения на рабочем месте и выполняя рабочие задания, максимально мотивирован на производственную деятельность в коллективе.

         3. Снижаются затраты учебного заведения на приобретение и содержание материально-технической базы для проведения практического обучения, за счёт выноса практического обучения и в т.ч. лабораторно-практических занятий на предприятие.
        Система дуального обучения тщательно планируется с выделением соответствующего времени на практическую подготовку вне учебного заведения: периоды прохождения практики, место, график практиканта, план практики и система индивидуальных дополнительных заданий, подготовка документации по практике (договор, отчет, характеристика и пр.).

В ГБПОУ РО «Константиновский техникум агроветтехнологий и управления (КСХТ)», для студентов специальности 36.02.01 Ветеринария  было решено внедрить дуальное обучение  и данный процесс состоял из нескольких этапов.

1. Составление плана взаимодействия с социальными партнерами, заключение договоров содружества между техникумом и предприятием. Также на этом этапе были проанализированы ФГОС по специальности 36.02.01 «Ветеринария» и требования работодателя, которые содержатся в профессиональном стандарте для  выделения дополнительных профессиональных компетенций, необходимых студентам. На основании этого были актуализированы (на уровне тематического планирования) содержание рабочих программ дисциплин и профессиональных модулей.

2. Распределение зоны ответственности за реализацию дуального обучения между техникумом и предприятием. Базами дуального обучения являются закреплённые за техникумом на основании договоров;: ООО «Ветеринарный центр №1» г. Батайск, Ростовская область; ООО «Русская свинина» Каменский район, Ростовская область; ООО «АПХ Лесная дача» Ипатовский район, Ставропольского края; ЗАО «Кировский конный завод» Целинский район, Ростовская область.. На этом этапе был составлен график проведения практических занятий, определены виды работ, которые будут отрабатываться на предприятии.

3. Актуализация элементов процесса обучения. Корректировка содержания рабочих программ в сторону практико-ориентированности. Разработка контрольно-оценочных средств (содержание заданий и критерии оценки).

Актуализация комплектов учебно-методического обеспечения рабочих программ с учётом технологии дуального обучения.

4. Апробация и корректировка.

На данном этапе студенты знакомятся с предприятием, работают в команде и затрачивают на изучение теории меньший период времени, чем те, кто обучается по традиционной системе профессионального образования. Тематика выпускных квалификационных работ соответствуют направлениям деятельности  предприятий-работодателей. Большую пользу такое обучение приносит и преподавателям профессиональных дисциплин  и модулей, которые имеют возможность стажировки на предприятии. Учебная часть по согласованию с преподавателями составляют учебное расписание, таким образом, чтобы обеспечить возможность проведения практических занятий на предприятии. Практическое обучение осуществляется на предприятии при непосредственном участии специалистов предприятия и преподавателей техникума.

В результате внедрения в образовательный процесс техникума проведение практических, лабораторных занятий и практик для студентов специальности Ветеринария непосредственно на производстве, были сделаны следующие выводы:

1.  дуальное обучение обеспечивает плавное вхождение выпускников в трудовую деятельность без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой;

2.  позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе;

3.   формирует социальную компетентность, ответственность;

4.   предоставляет студентам возможность управления собственной карьерой;

5. происходит более ранняя профессионализация, студенты вырабатывают профессиональное мастерство при выполнении трудовых действий;

6. при дуальном обучении практика студентов оплачивается и идет стаж, чем мотивирует студентов совершенствоваться и работать лучше.

При дуальном обучении сохраняются все обязательства области по обучению и социальному обеспечению студентов. Образовательная организация несет полную ответственность за качество подготовки, а также жизнь и здоровье студентов. Предприятие, со своей стороны, в период нахождения студентов на производстве обеспечивает их средствами обучения и расходными материалами, а также назначает наставника для каждой учебной группы из числа наиболее квалифицированных работников.

Использование современных образовательных ресурсов существенно повышает скорость и качество взаимодействия между преподавателем и студентом, что является особенно важным в процессе практико-ориентированного обучения. Достигается эффект, благодаря которому, студенты видят в производственной среде не только свои достижения и ошибки, но и достижения и ошибки других своих сокурсников, поэтому происходит усвоение только наиболее успешного опыта и уход от потенциально неправильных действий. Фактически, использование современных педагогических технологий приводит к увеличению эффективности и практико-ориентированности всего образовательного процесса.

Результаты дуального обучения студентов:

- Сокращение разрыва между теорией и практикой.

-Создание новой психологии будущего специалиста.

-  Мотивация получения знаний и приобретения навыков в работе.

-Сотрудничество с работодателями с учетом требований профессиональных стандартов к будущим ветеринарным специалистам.

-Качественное усвоение практического материала;

-  Учеба в реальных рабочих условиях.

-  Повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Список литературы:

  1. Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 22 – 23 апреля 2015 г. / Науч. ред. д-р пед. наук, проф. Е. М. Дорожкин, д-р пед. наук, проф. В. А. Федоров. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун.-т», 2015. Том I. 355 с.
  2. Иванычева Т.А. Практико-ориентированная (дуальная) модель подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена: Методическое пособие. – Тюмень, ТОГИРРО, 2017. - 52 с.
  3. Полянин В.А. Образовательная система дуального формата и профессиональное самоопределение педагога // Образовательные технологии. – 2010. – No 2. – С. 68 – 96.
  4. Шилина О.А. Обучающее предприятие как важнейшая составляющая процесса обучения в дуальной системе профессионального образования Германии // Известия ПГПУ им. В.Г.Белинского. 2009, № 12 (16). С.243-248.
  5. Шуберт Ю. Ф., Андреещева Н. Н. Формирование у студентов профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. – М., 2009. – № 12.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная Рабочая тетрадь по русскому языку как средство мотивации обучения студентов специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).

Для первокурсника язык специальности не всегда понятен и известен, иногда они не знают даже истории  будущей профессиональной отрасли, в данном случае – железной дороги, поэтому в Рабочей тетради...

Статья. Внедрение дуального обучения в производственную практику студентов СПб ГБПОУ КСиПТ на предприятии ООО «Балтийский завод – Судостроение».

Наш колледж, СПб ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий», готовит рабочих для судостроительной промышленности Санкт-Петербурга по таким востребованным профессиям, как «Судостроитель-судор...

Методические рекомендации для дуального обучения студентов СПО

Методические рекомендации для дуального обучения студентов СПО...

Внедрение элементов дуального обучения в систему образования Хабаровского торгово-экономического техникума

Дуальное обучение представляет собой такую форму профессиональной подготовки специалистов, которая сочетает теоретическое обучение в образовательном учреждении и практическое - на базе предприятий. Ос...

Участие в реализации дуального обучения

Дуальное обучение по реализации ППССЗ 44.02.02 Преподавание в начальных классах осуществляется  через взаимодействие со школами-партнерами:  МБОУ "СШ№ 3";  МБОУ "НШ№ 24&q...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯПМ03. Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации, ремо...

Проект внедрения образовательных технологий, обеспечивающих эффективную реализацию дуального обучения.

Методическая разработка "Проект внедрения образовательных технологий, обеспечивающих эффективную реализацию дуального обучения"....