Методическая разработка урока по теме "Техника и принципы нанесения размеров на чертеже"
методическая разработка
Правила и методика нанесения размеров на чертежах в соответствии с государственными стандартами (ЕСКД),
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 141.83 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Обшаровский государственный техникум им. В.И. Суркова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ПРАКТИЧЕСКОГО) ОБУЧЕНИЯ
по учебной дисциплине ОП.01 Основы инженерной графики
по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
гр. 12, 2 курс
Раздел 1. Оформление чертежей
Тема программы: Правила чтения конструкторской и технологической документации.
Тема урока: «Техника и принципы нанесения размеров на чертеже»
Разработчик: Кузин Ю.А., преподаватель
Рассмотрено на заседании методической комиссии
Протокол № __ от «_____» ___________ 20___ г.
Председатель __________Ящук Н.Ю.
2025 г.
Открытый урок по основам инженерной графики на тему:
«Техника и принципы нанесения размеров на чертеже» в 12 группе по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
Тип урока: объяснение нового материала
Цели: Закрепить знания понятия о правилах и методике нанесения размеров на чертежах в соответствии с государственными стандартами (ЕСКД), а также развить практические навыки грамотного и точного оформления размерных обозначений.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить обучающихся с основными правилами и требованиями ЕСКД к нанесению размеров на чертежах.
Объяснить значение и назначение размерных линий, выносных линий, стрелок, размерных чисел.
Научить правильно выбирать и располагать размеры на чертеже (в соответствии с ГОСТ 2.307-2011).
Показать различия в нанесении линейных, угловых, диаметральных и радиальных размеров.
Развивающие:
Развивать пространственное мышление и техническую грамотность.
Формировать умение анализировать чертежи и выявлять ошибки в простановке размеров.
Развивать навыки самостоятельной работы с нормативной документацией (ГОСТ).
Воспитательные:
Воспитывать внимательность, аккуратность и ответственность при выполнении чертежей.
Формировать культуру оформления технической документации.
Прививать уважение к стандартам и профессиональным нормам инженерной деятельности. Метод обучения: наглядный, словесный.
Оборудование урока: презентация, дидактический материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих. Проверка готовности к занятию.
II. Проверка домашнего задания.
-Что было задано на дом?
Что такое масштаб? (Масштаб – это отношение линейных размеров изображения к действительным).
Назовите масштабы уменьшения и масштабы увеличения. (Масштаб уменьшения – 1 : 2; 1 : 2,5; 1 : 4; 1 : 5; 1 : 10;
Масштаб увеличения – 2 : 1; 2,5 : 1; 4 : 1; 5 : 1; 10 : 1;
Натуральный масштаб – 1 : 1).
Масштаб записывают прописной (заглавной) буквой М и числом (например, М 1 : 2).
Какие вы знаете форматы листов? (А0, А1, А2, Ф3, А4, А5)
(Чертеж видов линий)
-Посмотрите на доску и назовите, какие линии здесь использованы.
(1- штрихпунктирная тонкая линия, s/3 – s/2. Для обозначения осевых и центровых линий. В данном случае – осевая.
2-сплошная толстая основная, s, используется для изображения видимых контуров предмета.
3-штриховая линия, s/2 – s/3. Для изображения невидимых контуров предмета.
4-штрихпунктирная тонкая линия, s/3 – s/2. Для обозначения осевых и центральных линий. В данном случае – центровая.
5-волнистая линия, s/3 – s/2. Обозначает разрыв детали.)
(демонстрация чертежа)
-Какой еще линии не хватает? (Сплошной тонкой линии s/3 – s/2. Для размерных и выносных линий.)
III. Актуализация знаний и умений. Мотивация учебной деятельности.
Давайте представим ситуацию, рабочему на заводе принесли чертеж детали, он ее сделал, но она не подходит. Почему? (Демонстрация чертежа детали без размеров.)
-Для того, чтобы по чертежу можно было изготовить деталь, что обязательно должно быть указано на чертеже? (Размеры.) Сегодня мы будем изучать…..(нанесение размеров на чертежах)
Запишите тему сегодняшнего занятия в тетрадях. «Техника и принципы нанесения размеров на чертеже».
IV. Основной этап занятия
Освоение нового материала. Обозначение цели и задачей урока, выявление профессиональной актуальности темы со студентами.
Преподаватель записывает тему занятия на доске, называет цели и задачи занятия.
Вводная беседа
При выполнении чертежа мы должны соблюдать правила и требования и руководствоваться ЕСКД.
Демонстрация презентации «Техника и принципы нанесения размеров на чертеже» (Слайд 1)
ЕСКД – (единая система конструкторской документации)- (Слайд 2)
Это комплекс государственных стандартов, устанавливающих правила при оформлении конструкторской документации.
ГОСТ 2.307-2011 – устанавливает Правила нанесения размеров
на чертежах (Слайд 3)
Размеры
Размеры разделяют на линейные и угловые. (Слайд 4)
-Как вы думаете, что показывают линейные размеры?
Линейные размеры показывают длину, ширину, толщину, высоту, диаметр или радиус измеряемой части изделия. Их всегда указывают в миллиметрах, но единицу измерения не ставят.
-А что могут показывать угловые размеры? (Размеры углов.)
Угловые размеры показывают размер величины угла – в градусах, минутах и секундах с обозначением единицы измерения.
-Какой толщины должна быть размерная линия? (В 3 или в 2 раза тоньше сплошной основной.)
Основные правила нанесения размеров. (Слайд 5)
- Размеры указывают размерными числами и размерными линиями.
- Выносная линия должна продолжаться за концы стрелок примерно на 2 мм.
- Размерные линии не должна пересекаться.
- Сначала проводят выносные линии перпендикулярно отрезку, размер которого указывают.
- Затем на расстоянии не менее 10 мм от контура детали проводят параллельную ему размерную линию.
- Размерную линию всегда проводят параллельно линии контура той части детали, размер которой она определяет.
- Размерная линия ограничивается с двух сторон размерными стрелками. Длина острого кончика – 4 -5 мм.
(демонстрация чертежа со стрелкой)
- Размерные числа наносят над размерной линией как можно ближе к её середине. Между размерным числом и размерной линией оставляют промежуток в 1 мм, нельзя ставить число на линию. Если линия расположена вертикально, то число будет всегда находится слева от нее и писать его следует снизу вверх.
- Размер шрифта для написания размерных чисел – 3,5 или 5.
Чтобы размерные линии на чертеже не пересекались, ближе к изображению детали наносят меньший размер.
Расстояние между размерными линиями должно быть не менее 7 мм.
-Давайте теперь рассмотрим обозначения размеров окружностей. (Слайд 8)
Для обозначения диаметра перед размерным числом наносят знак диаметра - Ø - кружок, перечеркнутый наискосок линией. Размер этого кружка должен быть немного меньше, чем размер цифры, а размер косой линии – равным высоты цифры. Запишите в тетрадях обозначение: диаметр 50 мм. ( Ø 50.)
Если размер окружности превышает 40 мм, то размерное число располагают внутри окружности. При меньшем размере окружности размер будет располагаться вне окружности. (Слайды 9, 10)
Размерную линию для обозначения радиуса проводят из центра дуги и оканчивают стрелкой, с одной стороны. Такое обозначение используется, например, когда на чертеже дана только часть окружности, а не целая окружность. Запишите обозначение: радиус 25. (R25.) (Слайд 11)
Если на чертеже присутствуют повторяющиеся элементы, например, одинаковые круглые отверстия, то на чертеже наносится размер лишь одного из них с указанием количества. (Слайд 12)
Если в детали присутствуют квадратные элементы, то перед размерным числом, указывающим размер этого элемента, наносят знак 󠄀󠄀 , причем высота этого знака равна высоте цифры. Запишите обозначение стороны квадрата 50. ( 󠄀󠄀5 0.) (Слайд 13)
При изображении плоских деталей наносят размер их толщины, при этом на выноске перед числом ставят букву s.м
Демонстрация видеоролика «Нанесение размеров на чертеже».
IV Практическая работа
Сейчас вы в своих тетрадях начертите простую плоскую деталь в форме прямоугольника со сторонами 60 и 120. В детали находятся 2 отверстия диаметром 40 мм, каждый на расстоянии 20 мм от сторон.
(чертеж на доске)
-Габаритные размеры, то есть высота и ширина, наносятся в последнюю очередь. С какого размера нужно начать? (С обозначения диаметра отверстий и расстояния между отверстиями.)
-Обозначим диаметр отверстий. Какой вариант обозначения размера здесь подойдет? (Так как диаметр отверстий маленький, то стрелки будут располагаться снаружи, а цифры нужно поставить на полке линии-выноски.)
-Отверстия одинаковые. Нужно ли обозначать размеры каждого из них или достаточно только одного? (Можно обозначить размер одного и указать количество отверстий.)
Продолжаем центровые линии за пределы детали вниз, при этом обратите внимание, что выносные линии выполняются сплошной тонкой линией.
На расстоянии 10 мм от контура проводим размерную линию, наносим на ее концах стрелки.
Следим, чтобы выносные линии продолжались за размерную примерно на 2 мм.
Наносим размерное число.
Теперь обозначаем габаритные размеры и толщину детали. Вначале проводим выносные линии, направленные перпендикулярно к определяемому отрезку, затем размерную линию.
Работа в компьютерной программе. Преподаватель демонстрирует с помощью видеопроектора построение плоской детали с проставлением размеров. Студенты выполняют задания в компьютерной программе. Далее студенты работают самостоятельно, преподаватель контролирует работу.
Проводит индивидуальную работу со студентами.
V. Рефлексия деятельности
-В каких единицах измерения выражают линейные размеры на чертежах? (В миллиметрах.)
Какое расстояние оставляют между контуром изображения и размерными линиями? (Не менее 10 мм.)
-Какие знаки и буквы наносят перед размерным числом при указании величины диаметров и радиусов? (Знак диаметра перечеркнутый кружок и радиуса – латинская прописная буква R.)
Заключительный этап занятия
Диагностика, обобщение и систематизация. Итоговая рефлексия.
Самым трудным в выполнении задания было…
Ответы студентов (работа в компьютерной программе)…
Самым интересным в выполнении задания было …
Ответы студентов (построение фигур, работа в компьютерной программе)…
Наш урок подошел к концу. Преподаватель просит студентов ответить на вопрос, если все было все понятно, не возникало никаких трудностей - показать вверх большой палец, если понятно, но не все, показать палец - в сторону, если возникли некоторые трудности, материал показался сложным - большой палец вниз.
VI. Подведение итогов
Контроль, самоконтроль и коррекция. Домашнее задание. Выставление оценок за урок. Студенты оценивают свою работу на уроке, аргументируют ответы.
Домашнее задание: Выполнить чертеж детали с указанием размеров в тетради. (Приложение 3)
Благодарность за активное участие.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: Нанесение раствора на вертикальную поверхность способом слева направо в среднюю часть
Даный урок проводится в коррекционных группах (VIII вид) по профессиии маляр...

Методическая разработка урока на тему: «Условные изображения, применяемые на чертежах по специальности»
Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине «Инженерная графика» предназначены для преподавателей специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство. Мет...

Методическая разработка урока на тему: «Резьба. Основные сведения о резьбе. Классификация резьбы. Условное изображение и обозначение на чертежах»
Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине «Инженерная графика» предназначены для преподавателей специальности 23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспо...

Методическая разработка урока на тему: «Обмер поверхностей деталей. Нанесение размеров на эскизах»
Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине «Инженерная графика» предназначены для преподавателей специальности 23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспо...

Открытый урок "Правила нанесения размеров на чертеже"
Методическая разработка открытого урока Основные правила нанесения размеров на чертеже...
Масштабы, Нанесение размеров на чертежах.
Презентация по инженерной графике к теме "Маштабы. Нанесение размеров"...
Слайд-презентация учебного занятия по теме "Правила чтения и нанесения размеров на чертежах", учебная дисциплина "Чтение чертежей"
Слайд-презентация для проведения учебного занятия по учебной дисциплине "Чтение чертежей" по теме "Правила нанесения и чтения размеров на чертежах" для обучающихся по программам ПО...





