ОСВОЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА", КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КОНКУРСЕ WORLDSKILLS RUSSIA.
статья

Харжеев А.Н. преподаватель специальных дисциплин

ГБПОУ "Колледж традиционных искусств народов Забайкалья" 

 

"Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.

                                                                                                                        Роджер Левин

Освоение профессиональных компетенций по специальности "Механизация сельского хозяйства", как фактор успешного выступления на конкурсе WORLDSKILLS RUSSIA.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСВОЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА", КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КОНКУРСЕ WORLDSKILLS RUSSIA.

Харжеев А.Н. преподаватель специальных дисциплин

ГБПОУ "Колледж традиционных искусств народов Забайкалья"  

"Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.

                                                                                                                        Роджер Левин

По специальности "Механизация сельского хозяйства" насчитывается по четырем модулям порядка 12 профессиональных компетенций, которые нужно освоить, отточить мастерство, приобрести навыки. начиная с первого модуля и заканчивая четвертым компетенции плавно переходят по тематике и сложности. Для достижения поставленных целей по освоению профессиональных компетенций написано много. Современные технологии, методы и приемы обучения их огромное количество. Каждую технологию, методы и приемы расписывать я не буду Вы все сами знаете и владеете ими.

Тем не менее хочу поделиться с коллегами своими наработками, переживаниями, какая технология, метод и прием подошел или нет.

Не секрет любая специальность требует огромных материально-технических затрат особенно в аграрном комплексе, где разнообразие машин, орудий, технологий выращивания сельскохозяйственных культур и животных, которые быстро меняются. Работодатель не будет принимать специалиста не освоившие профессиональные компетенции на современном уровне. Заказчик требует четких выполнений профессиональных навыков, правильных приемов и методов труда.

С учетом этого за педагогом стоит главная задача в правильном выборе современных технологий и методов обучения. Теория с практикой неразрывно связаны с друг другом. Тесная связь полученных теоретических знаний через применение их на практических работах, производственных практиках отрабатывается студентом до автоматизма.

Как быть если нет того оборудования, машин  или они морально и технологически устарели, а на конкурсе возвращаться в прошлое никто не собирается и нет такой возможности.  В данной ситуации нас выручили такие технологии как информационные, коммуникативные, метод погружения, обсуждения. Огромную помощь в освоение компетенций дали как ни странно экскурсии на современное производство, станции ТО и в Новоильинский техникум имеющие современную сельскохозяйственную технику.  

 Правильные приемы труда, использование инструмента по назначению контролирует мастер наставник, за теоретической подготовкой следит преподаватель ничего нового мы не придумали. А в постановке задачи и цели были новшества. Конечной целью было освоение целого комплекса умений, навыков при разборке, сборке и регулировке машин, и агрегатов, не по отдельности. Информацию черпали с разных источников это специальная литература, обучающие фильмы (советского периода), ЮТУБ. В метод погружения который мы использовали, подключались не только действующие лица в проблему поставленную преподавателем, а и студенты других курсов данной специальности. Над проблемой работают все второй, третий, четвертый курс. И вся информация которая стекалась собиралась в одном месте (метод кейса). Нужная не нужная абсолютно вся, и проходила данная информация фильтр на обсуждении. Тут то и выяснялось, что казалось с первого взгляда маленькой заметкой оказывалась важной в дальнейшем. Интересно было наблюдать споры старшекурсников с младшими. В споре рождается истина. Каждый доказывал, что его информация самая достоверная и своевременная, отвечает современным требованиям. Обратили внимание очень много пустой информации, зачастую и не компетентную в ЮТУБЕ. Столкнулись и с проблемой современной специальной литературы. Во многих учебниках применялись старые Госты, правила и приемы труда, описывают в большинстве старую советскую технику, в большинстве современные учебники далеки от реалий современных технологий. По моему глубокому убеждению литературу нужно обновлять не раз в 5 лет, а каждые три года.

Производственная деятельность современного обучающегося изобилует проблемными ситуациями. Производственно-технологические ситуации возникают при выявлении противоречивых сторон техники и технологии, при раскрытии научных и конструктивных основ различных объектов производства, при необходимости оперативно оценивать сложившуюся обстановку и т.д. Особенно часто они появляются в производственной деятельности вчерашних выпускников колледжа, которые еще не адаптировались в трудовом коллективе и у которых еще не завершился процесс профессионального становления. Такие ситуации могут возникать при организации труда, осмыслении технологического задания, определении технологических режимов, в процессе предварительной подготовки обучающегося, при подборе инструментов, оснастки, материалов, а также на этапе контроля трудовых операций, при диагностировании технологических отклонений, при овладении новой техникой и технологией, решении рационализаторских и изобретательских задач.

Проблемные ситуации могут выходить за рамки конкретного профессионального труда и затрагивать, например, такие аспекты производственного процесса предприятия, как экономический, экологический, эстетический и др.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у студента развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы. Совокупность правильно выбранных форм и методов обучения и оценки позволяют преподавателю сформировать общие и профессиональные компетенции и однозначно диагностировать их сформированность.

В результате компетентностного подхода специалист «на выходе» не только соответствует определенным рыночным ожиданиям, но и может быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в работе.

Комплексность (взаимосвязь естественных и общественных знаний с технологическими), обобщенность (отражение типичного в технологических объектах) и существенность (раскрытие внутренних связей) - именно этим признакам, а точнее их сочетанию, отвечают технологические знания.

Технологические знания обеспечивают необходимую общность подхода к анализу различных технологических объектов.

Литература:

Рубанова Г.Р. Саматова В.Б. Галиева Р.М. Модель психологического обеспечения внедрения федерального государственного образовательного стандарта. 2010 г.

Темняткина О.В. Методика разработки Фондов оценочных средств Основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС. Екатеринбург, 2011

Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 23 апреля.

Чебанов К.А., Богданова М.В. формирование профессиональных компетенций обучающихся колледжа // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;

Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость.//Мир образования-образование в мире. 2005, № 4. - с. 41-43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация аудиторной и самостоятельной работы студентов – составные элементы в освоении профессиональных компетенций

Основным принципом организации самостоятельной работы обучающихся является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и тв...

Форма контроля результатов освоения профессиональных компетенций по междисциплинарному курсу 01.01 Право социального обеспечения Профессионального модуля 01. «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты»

Дальневосточный государственный гуманитарно- технический колледж  осуществляет образовательную деятельность с применением различных форм, в том числе с использованием дистанционных технолог...

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ – РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Поставив перед собой, как руководителя дипломным проектом, задачу каким образом в одном дипломном проекте можно продемонстрировать уровень овладения всех видов профессиональной деятельности и соответс...

Применение программы AutoCAD и 3DS Max в процессе выполнения курсовых и дипломных проектов для освоения профессиональных компетенций, реализации и оценки качества подготовки специалиста техника-строителя в СПО

В данной статье содержится обоснование структуры, разработки и реализации содержания занятий  спецдисциплин с использованием программы AutoCAD и 3DS MAX  при выполнении курсовых и дипломных ...

«Освоение профессиональных компетенций как залог успеха в будущей профессии»

Данная работа преследует сразу несколько целей. С одной стороны она является инструктивным  пособием для студентов группы «Лаборант – эколог» в проведении исследовательской работы и ее оформлении...

Статья Участие в конкурсах профессионального мастерства WorldSkills Russia – условие повышения профессиональной компетенции

роль конкурсов  профессионального мастерства различного уровня в повышении профессиональной компетенции...

Освоение профессиональных компетенций при выполнении курсового проекта, как элемента сквозного проектирования для обучающихся специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Курсовое проектирование является обязательным элементом процесса подготовки специалистов среднего звена. Системой курсовых проектов по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систе...