Рабочая программа дисциплины ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности "Организация обслуживания в общественном питании"
рабочая программа по теме

Цветаева Лариса Васильевна

Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования  100114 Организация обслуживания в общественном питании 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ikt_discipliny_100114_org_obsluzhivaniya.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информационно-коммуникационные технологии  в профессиональной деятельности

2011 г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее - СПО):

100114 Организация обслуживания в общественном питании

Организация-разработчик: ГАУ СПО Калининградской области «Колледж сервиса и туризма»

Разработчики:

Цветаева Лариса Васильевна, преподаватель информатики ГАУ СПО КСТ

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рекомендована предметно-цикловой комиссией математических  и  естественно-научных дисциплин

Протокол заседания ПЦК №____________  от «____»__________2011 г.

                                

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ

1. паспорт ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

2. Структура и содержание учебной дисциплины        

3. условия реализации  ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ        16

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины        18


1. паспорт ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информационно-коммуникационные технологии  в профессиональной деятельности

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100114 Организация обслуживания в общественном питании

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 16399 Официант, 11176 Бармен, 11301 Буфетчик.

уметь:

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
  2. использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
  3. применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
  4. осуществлять поиск необходимой информации;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  1. состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
  2. методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
  3. базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
  4. основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 111 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часа;

самостоятельной работы обучающегося 37 часов.


2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

111

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

74

в том числе:

     лабораторные занятия

     практические занятия

64

     контрольные работы

2

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

нет

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

37

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа

37

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

нет

Итоговая аттестация в форме экзамена    


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Информационно-коммуникационные технологии  в профессиональной деятельности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Информационные технологии

36

Тема1.1. Предмет и задачи курса

Содержание учебного материала

2

1

Предмет и содержание курса. Роль и место информационных технологий (ИТ) в информационных системах. Значение ИТ для современного развития общества, информатизация общества.

1

Лабораторные работы: (не предусмотрены)

-

Практические занятия:

«Информация и информационные сообщения. Единицы измерения информации. Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую»

«Кодирование числовой, текстовой, графической и звуковой информации».

4

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с конспектами, учебной и специальной  литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

2.Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ.

3. Изучение следующих тем:

«Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации».

«Применение двоичной и шестнадцатеричной систем счисления в вычислительных системах».

«Кодирование информации в вычислительных системах».

Примерная тематика  домашних заданий по разделу 1:

Решение задач на расчет объема информации.

Решение задач на перевод из одних единиц измерения информации в другие.

Решение задач на перевод из одной системы счисления в другую.

4

Контрольные работы: (не предусмотрены)

-

Тема 1.2. Технические средства реализации информационных процессов.

Содержание учебного материала

2

1.

Аппаратная конфигурация вычислительной системы. Современные персональные компьютеры. Структурная схема. Назначение отдельных элементов схемы.

1

Лабораторные работы: (не предусмотрены) Практические занятия:

-

Практические занятия:

«Основные устройства (микропроцессор, КЭШ-память, ПЗУ, ОЗУ, системная шина)»

«Периферийные устройства (внешняя память, устройства ввода-вывода)».

«Дополнительные устройства (манипулятор мышь, сканер, модем).  Особенности работы с клавиатурой. Назначение клавиш».

6

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с конспектами, учебной и специальной  литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

2. Самостоятельное изучение следующей темы:

«Назначение функциональных клавиш клавиатуры».

«Графопостроитель»

4

Контрольные работы: (не предусмотрены)

-

Тема 1.3. Программные средства реализации информационных процессов.

Содержание учебного материала

-

Лабораторные работы: (не предусмотрены)

-

Практические занятия

«Общие сведения о программном обеспечении. Назначение, структура, основные функции. Системное программное обеспечение. Назначение, структура, основные функции. Операционные системы».

«Запуск операционной системы WINDOWS. Работа с панелями инструментов  WINDOWS. Работа с диспетчерами программ и файлов WINDOWS».

4

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с конспектами, учебной и специальной  литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

2.Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ.

3. Изучение следующих тем:

«Прикладное программное обеспечение. Назначение, структура, основные функции».

Примерная тематика  домашних заданий по разделу 1:

Работа со справочной системой WINDOWS

2

Контрольные работы: (не предусмотрены)

-

Тема 1.4. Этапы развития информационных технологий.

Содержание учебного материала

2

1

Определение информационной технологии. Средства реализации информационных технологий.

1

Лабораторные работы: (не предусмотрены)

-

Практические занятия:

«Понятие об информационных системах. Классификация информационных систем. Способы описания информационных технологий. Характеристики и показатели качества информационных процессов».

«Виды информационных технологий (информационная технология обработки данных, информационная технология управления, автоматизация офиса, информационная технология экспертных систем). Структура информационного процесса. Схемы информационных процессов».

3

Контрольная работа по разделу 1 «Информационные технологии»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с конспектами, учебной и специальной  литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

2. Изучение следующих тем:

«Тенденции развития информационных технологий».

 «Перспективы развития информационных технологий».

2

Раздел 2. Программные средства информационных технологий.

56

Тема 2. 1.  Текстовый процессор MS Word

Содержание учебного материала

Лабораторные работы: (не предусмотрены)

-

Практические занятия:

«Текстовый процессор MS Word 2007. Выбор шрифта. Установка размера и цвета шрифта. Понятие абзаца. Установка выравнивания абзацев. Использование надстрочных и подстрочных знаков»

«Установка отступов. Установка интервалов. Межстрочные интервалы. Интервалы между абзацами».

«Оформление буквицы. Оформление списков. Вставка рисунков. Вставка рисунка из графического файла. Изменение положения рисунка в документе. Редактирование объекта WordArt в составе документа».

 «Создание колонок. Создание колонтитулов. Нумерация страниц. Настройка параметров печати».

«Сноски. Примечания. Шаблон документа. Сохранение документа. Использование стилей. Создание оглавления».

10

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с конспектами, учебной и специальной  литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

2.Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ.

3. Изучение следующих тем:

«Установка параметров страниц. Выбор размера бумаги. Установка полей страницы. Выбор ориентации страницы».

Примерная тематика  домашних заданий по разделу 1:

Ввод формульных выражений с помощью редактора формул.

Создание автоматического оглавления в большом документе (реферат, курсовая).

6

Лабораторные работы: (не предусмотрены)

-

Тема 2.2. Табличный процессор MS Excel

Содержание

-

Практические занятия:

Табличный процессор MS Excel 2007. Главное окно MS Excel. Создание и сохранение книг MS Excel.

Работа с листами. Ввод данных в ячейки. Типы данных. Автозаполнение.

 Работа с формулами. Встроенные функции. Мастер функций.

Абсолютные и относительные ссылки. Перенос строк и ориентация текста. Диаграммы. Печать содержимого книги.

11

Контрольная работа по разделу 2 «Табличный процессор MS Excel»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с конспектами, учебной и специальной  литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

2.Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ.

3. Изучение следующих тем:

«Назначение и возможности электронных таблиц».

«Категории встроенных функций»

«Адресация. Смешанные ссылки»

Примерная тематика  домашних заданий по разделу 1:

Составление прайс-листа на услуги кафе.

Составление счета на покупку оргтехники с расчетом в рублях и евро (с использованием абсолютной адресации)

6

Тема 2.3. Создание презентаций с помощью MS Power Point. Работа с графикой

Содержание

-

Лабораторные работы: (не предусмотрены)

-

Практические занятия по теме

«Средства создания и использования презентаций MS Power Point. Режимы программы. Создание и сохранение презентаций. Работа со слайдами. Дизайн и оформление презентации. Добавление текста, вставка таблиц».

«Вставка звука, добавление клипов. Вставка диаграмм. Анимация объектов презентации. Гиперссылки. Вывод слайдов презентации на печать. Технология использования презентаций».

«Программные средства для работы с растровой графикой. Средства создания и обработки векторной графики».

6

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с конспектами, учебной и специальной  литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

2.Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ.

3. Изучение следующих тем:

«Технология создания интерактивной презентации».

«Средства создания и обработки компьютерной графики. Виды компьютерной графики».

Примерная тематика  домашних заданий по разделу 1:

Создание интерактивной презентации структурного подразделения ресторана

4

Тема 2.4. Базы данных MS Access

Содержание

-

Лабораторные работы: (не предусмотрены)

-

Практические занятия:

Базы данных MS Access. Создание. Типы данных. Виды запросов.

«Технология создания БД на основе MS Access».

«Создание таблиц».

«Установка связей между таблицами».

«Создание запросов на выборку».

«Создание запросов «с параметром».  

«Создание отчетов».

«Создание форм».

9

Контрольная работа по разделу 2 «Создание базы данных».

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с конспектами, учебной и специальной  литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

2.Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ.

3. Изучение следующих тем:

«База данных как основа информационной системы. Проектирование баз данных».

Примерная тематика  домашних заданий по разделу 1:

Создание базы данных «Кадровый состав подразделения ресторана»

4

Раздел 3. Компьютерные сети. Информационная безопасность.

17

Тема 3.1. Современные компьютерные сети.

Содержание учебного материала

2

1.

Классификация сетей. Топология компьютерных сетей. Протоколы связи TCP/IP. Система адресации. Доменная система имен. Глобальная компьютерная сеть INTERNET. Службы INTERNET.  Принципы работы

1

Лабораторные работы: (не предусмотрены)

-

Практические занятия

 «Вход и выход из локальной компьютерной сети. Создание и перемещение файлов Вывод созданных файлов на печать. Вход и выход из INTERNET. Навигация в INTERNET . Программа INTERNET EXPLORER».

«Поиск в INTERNET. Служба всемирной паутины (служба WWW). Язык запросов. Просмотр Web–страниц в INTERNET. Выбор и сохранение  Web–страниц. Вывод на печать Web–страниц. Служба электронной почты (служба E-mail). Создание почтового ящика электронной почты».

4

Контрольные работы: (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с конспектами, учебной и специальной  литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

2.Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ.

3. Изучение следующих тем:

 «Локальные, региональные и глобальные сети».

«Информационные технологии на основе сетей общего назначения. Система информационного обмена. Сети и системы информационного обмена».

«Организация информационной базы. Локальные и распределенные базы данных».

Примерная тематика  домашних заданий по разделу 1:

Найти в INTERNET правила оформления реферата.

3

Тема 3.2. Информационная безопасность.

Содержание учебного материала

2

1.

Цели защиты информации. Причины уязвимости компьютерных систем Классификация средств защиты информации. Объекты защиты. Классификация потенциальных атакующих сторон. Методы компенсации угроз информационной безопасности. Основные элементы политики безопасности.

1

Лабораторные работы: (не предусмотрены)

-

Практические занятия:

«Каналы несанкционированного получения информации. Классификация методов и средств несанкционированного доступа. Технические каналы утечки информации. Каналы утечки информации за счет электромагнитного излучения».

 «Программно – технические средства безопасности. Идентификация и аутентификация. Защита программ от несанкционированного копирования».

3

 Контрольная работа по разделу 3 «Компьютерные сети».

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с конспектами, учебной и специальной  литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

2. Изучение следующих тем:

«Требования к защите компьютерной информации».

«Руководящие документы  по защите от несанкционированного доступа Гостехкомиссии при Президенте РФ. Концепция защиты от несанкционированного доступа к информации».

«Человеческий фактор при несанкционированном доступе».

«Организационные методы защиты».

Примерная тематика  домашних заданий по разделу 1:

Антивирусная защита.

2

Всего:

111


3. условия реализации  ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информационных технологий в профессиональной деятельности.

Оборудование учебного кабинета:

  1. посадочные места по количеству обучающихся;
  2. рабочее место преподавателя;
  3. комплект учебно-наглядных пособий   по информационно-коммуникационным технологиям в профессиональной деятельности;

Технические средства обучения:

  1. компьютеры с лицензионным программным обеспечением по количеству обучающихся;
  2. сервер;
  3. принтер;
  4. сканер;
  5. мультимедийный проектор;
  6. локальная сеть;
  7. сеть Интернет.

Программное обеспечение дисциплины

  1. Операционная система Windows XP, приложения
  2. Инструментальные средства разработки программных средств  учебного  назначения, в том числе реализующие возможности Интернет  и  мультимедиа технологий
  3. Лицензионные офисные программы Microsoft: Word, Excel , PowerPoint, Publisher, Access
  4. Графические программы
  5. Программное обеспечение в профессиональной деятельности;
  6. Программные средства автоматизации создания  учебно-методических  пособий, тестовые оболочки, пособия для самостоятельной работы.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: учеб пособие. – М.: Изд – во Академия, 2010.
  2. Е. В. Михеева «Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности» [Текст], – М.: Изд – во Академия, 2010.;
  3. Е. В. Михеева «Информатика» [Текст], – М.: Изд – во Академия, 2010.;
  4. Е. В. Михеева «Практикум по информатике» [Текст], – М.: Изд – во Академия, 2010.;
  5. Клейменов С.А. Мельников В.П. Петраков А.М.Информационная безопасность [Текст]: Учебное пособие для среднего профессионального образования. – М.: Изд – во Академия, 2010.
  6. Доктрина Информационной безопасности в Российской Федерации [Текст]. Утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 9.09.2000г.
  7. Федеральный закон от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [Текст]

Дополнительные источники:

  1. Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст] учеб пособие. – М.: Изд – во Феникс, 2009.

  2. Голицина О.Л., Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. Информационные технологии [Текст]: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2008.
  3. Ищейнов В.Я., Мецатунян М.В. Защита конфиденциальной информации [Текст]. Учебное пособие. Москва. 2009.
  4.  Степанова Е.Е., Хмелевская Н.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности [Текст]: учеб пособие. –М.: Форум, 2010
  5.  Гохберг Г.С. Зафиевский А.В. Короткин А.А.Информационные технологии [Текст]. учеб пособие. – М.: Изд – во Академия, 2007.


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.

использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;

Компетентностно-ориентированные задания, экспертная оценка результатов практической работы

применять компьютерные и телекоммуникационные средства;

Экспертная оценка результатов практической работы

осуществлять поиск необходимой информации;

Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.

Знания:

состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях

основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях

Разработчики:         

ГАУ СПО КО КСТ       преподаватель информатики, Л.В.Цветаева

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 2...

Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности" для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности" для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах....

Рабочая программа ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности, 38.02.04, Коммерция (по отраслям)

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи информационных технологий....

Рабочая программа ОП.11 Информационные технологии в профессиональной деятельности

Рабочая программа ОП.11 Информационные технологии в профессиональной деятельности  по специальности 151901 Технология машиностроения...