Профоринтация или профанация? Выбор за школой
статья по теме

Проблема выбора пути встаёт перед молодым человеком ещё в школе, в тот момент, когда он пока не обладает жизненным опытом. Между тем, именно на этом этапе жизни он должен сделать важный для себя выбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientaciya_ili_profanaciya_vybor_za_shkoloy.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        «Если Вы не знаете, в какую гавань

                                                              держите путь, то ни один ветер

                                                 не будет для Вас попутным».

Сенека

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ИЛИ ПРОФАНАЦИЯ? ВЫБОР ЗА ШКОЛОЙ!

Проблема выбора пути встаёт перед молодым человеком ещё в школе, в тот момент, когда он пока не обладает жизненным опытом. Между тем, именно на этом этапе жизни он должен сделать важный для себя выбор.

        Выпускники общеобразовательной школы страдают от неопределённости своей будущей карьеры. Многие из них нуждаются в специальном консультировании и психологической помощи. Поэтому помощь учащимся в выборе профессии приобретает особое значение.

        Не секрет, что в нынешней демографической ситуации профессиональные учебные заведения крайне заинтересованы в выпускниках общеобразовательных школ, но не всегда имеют возможность осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию. Поставленные в жёсткие рамки государственного заказа на подготовку кадров, они вынуждены подчас принимать абитуриентов, не соответствующих требованиям профессии ни по здоровью, ни по характеру, ни по привычкам.

        Калининградский государственный колледж сервиса и туризма старается не просто выполнять план набора, а привлекать абитуриентов, профессионально самоопределившихся, готовых и желающих обучаться на профессии и специальности сферы обслуживания, выбранные ими в соответствии с интересами, склонностями и способностями. Абитуриентов, убеждённых в том, что это для них лучший выбор из всех возможных.  

Это и есть цель профессионально-ориентированной деятельности, проводимой нами в школах. При встречах со старшеклассниками профконсультанты колледжа стараются не только рассказать о наших профессиях и специальностях, но и о трудностях, с которыми придётся столкнуться, работая в сфере сервиса. Знание этих трудностей, возможно, помогут ребятам избежать ошибок при выборе профессии. В профориентационной программе – видеофильм о колледже,  тест-опросник под названием «Есть ли для вас место в сфере обслуживания?»  

Данная методика работы – наша попытка оказать помощь школе: провести профессиональное консультирование школьников по профессиям и специальностям сферы обслуживания.  

Спасибо руководителям школ, заинтересованно принимающим представителей колледжа и дающим возможность включать выступление профконсультантов в программу курса «Твоя профессиональная карьера», «Элективный курс», «Классный час».

К сожалению, в некоторые школы профконсультантам приходится пробиваться, что называется, «с боем». Отношение к профориентации там несколько иное: приходится вести «бои местного значения» с администрацией и доказывать, что 5-7 минут от урока или перемены, предоставленных профконсультантам для общения со старшеклассниками, недостаточны. Профориентационная помощь, оказываемая в течение этого времени, не что иное, как профанация, и эффекта от такой профессионально-ориентированной деятельности практически «ноль».

Некоторые школы сегодня готовы легко расстаться лишь с «проблемными» учениками, с теми, у которых впоследствии могут возникнуть трудности в сдаче ЕГЭ.

«Забирайте, это ваш контингент», - учреждениям профессионального образования часто приходится слышать подобные реплики.

Гимназии и лицеи, как правило, также категоричны: «Наши выпускники нацелены на ВУЗы»; «Выпускников 9-ых классов не отдадим, всех до одного переводим в 10-ый».

Наверное, руководителей общеобразовательных учреждений можно понять: ведётся настоящая «охота» за выпускниками. Сами школы также заинтересованы в контингенте: нужно сформировать 10-ые классы, ведь от этого зависит и финансирование учреждения, и зарплата педагогического коллектива. Да и рейтинги общеобразовательных учреждений определяются по количеству выпускников, поступивших в ВУЗы. И многие руководители школ убеждены, что в колледж должны поступать лишь самые «слабые» выпускники.

До сих пор бытует мнение, что нынешние колледжи – это всё те же ПТУ, сменившие вывеску: с устаревшей материальной базой советских времён середины 70-х, хотя это далеко не так.

Колледж сервиса и туризма, например, оснащён производственным оборудованием, которое ничуть не уступает, а порой и гораздо современнее того, что установлено на предприятиях.

Образовательный процесс в колледже осуществляется с учётом специфики региона, ориентированного на развитие международного туризма. В связи с этим большое внимание уделяется  обучению особенностям европейского уровня обслуживания и владению иностранными языками.

Выпускники колледжа хорошо подготовлены, знают основы рыночной экономики, менеджмента, маркетинга, обладают психологической готовностью к профессиональной деятельности, социальной активностью, легко адаптируются в окружающей жизни.

Слабая информированность населения о возможностях начального и среднего профессионального образования и перспективах профессиональной карьеры после его окончания приводит к тому, что потенциальные абитуриенты под влиянием школьных педагогов и родителей предпочитают поступать в ВУЗ, а не в профессиональный колледж.

Между тем, рост экономики региона требует притока квалифицированных рабочих кадров и специалистов сферы обслуживания, и колледж может помочь молодому человеку, окончившему 9 классов, получить не только среднее образование (кстати, без сдачи единого государственного экзамена), но и конкретную востребованную специальность, дающую практические навыки профессии, что зачастую не даёт высшее профессиональное образование.

Выпускникам колледжа открыта и дорога в ВУЗ, причём по сокращённой программе и  без ЕГЭ (в качестве вступительных испытаний высшее учебное заведение, как правило, засчитывает результаты тестирования, проводимого ВУЗом самостоятельно).

        Эти преимущества неоспоримы. О них должны знать выпускники школ, и в первую очередь те, кто вынужден как можно быстрее приобрести ремесло, способное прокормить и поддержать в трудную минуту. При этом молодые люди должны видеть перспективы своей профессиональной карьеры: возможность продолжить обучение в ВУЗе, совмещая работу и учёбу. Колледж сервиса и туризма использует все возможности, чтобы довести эти преимущества до своих потенциальных абитуриентов.

Жаль, что некоторые руководители, ограничивающие доступ профконсультантовв школу, лишают своих выпускников права на выбор.

Ведь чтобы выбор был, а главное, был правильным, старшеклассник должен не только иметь максимум сведений о профессиях и специальностях, их содержании, статусе на рынке труда, перспективах трудоустройства, но и обладать различными качествами и свойствами личности, способствующими успешному освоению профессии.

Это значит, что общеобразовательной школе,  в которой ребёнок находится продолжительное время, необходимо решать комплекс психолого-педагогических и медико-физиологических задач по выявлению и развитию склонностей и способностей выпускника. Именно школа должна осуществлять профессиональную диагностику, проводя социально-психологические тренинги и индивидуальные психокоррекционные консультации.  Каждый школьник до выпуска должен иметь возможность попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе избираемой.

Колледж сервиса и туризма, например, готов сотрудничать со школами, предоставив свою базу в качестве тренировочной площадки.

Сегодня, к сожалению, в большинстве случаев отсутствует положительный опыт взаимодействия школ и профессиональных образовательных учреждений, нет системы в организации и проведении профессионально-ориентированной деятельности. А это значит, что огромные средства впоследствии будут расходоваться на переподготовку и переобучение тех, кто своевременно не оценил свои возможности, способности и особенности личности.      

        В нынешней непростой демографической ситуации, когда подготовка учащихся к сознательному определению особенно важна, необходимо добиться того, чтобы каждый старшеклассник при выпуске из школы мог с уверенностью сказать: «Я знаю, какая профессия нужна именно мне». Ведь выбирая профессию, он строит не только своё будущее, но и будущее своего региона.

Наталья Викторовна  Гринькив, социальный педагог

ГАУ СПО Калининградской области

«Колледж сервиса и туризма»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология определения жизненных целей и выбора карьеры

На свете мало недостижимыхвещей; будь у нас больше настойчивости,мы могли бы отыскать путь почти к любой цели.Ф. ЛарошфукоКнут воли, топор действияи салют мечты – вот истинныепричины успеха. Совр...

программа Предмет по выбору "Сочинение,импровизация"

Данная программа направлена на раскрепощение и развитие творческого потенциала учащегося, расшире­ние музыкального кругозора,  глубокое проникновение в суть музыкальных про­изведений, соеди...

Оператор выбора

план урока...

Сценарий профориентационного мероприятия "Выбор профессии - выбор будущего!"

Цель данного мероприятия: информирование учащихся школ города и районов Забайкальского края о профессиональной деятельности Краснокаменского горно-промышленного техникума, оказание им помощи в выборе ...

Практическая работа №12 Выбор схемы подстанции и её обоснование. Выбор сечения линий.

Практическая работа №12Выбор схемы подстанции и её обоснование. Выбор сечения линий....