программа Предмет по выбору "Сочинение,импровизация"
рабочая программа по теме

Савиных Наталья Владимировна

 

Данная программа направлена на раскрепощение и развитие творческого потенциала учащегося, расшире­ние музыкального кругозора,  глубокое проникновение в суть музыкальных про­изведений, соединение и применение теоретических знаний учащихся с их практическим опытом.

    Актуальность программы состоит в том, что она нацелена на активизацию так называемых творческих видов музыкальной деятельности — импровизацию и сочинение.

         Цель программы:

Создание условий для успешного развития способностей детей к творчеству средствами музыки через адаптированное включение в осознанную результативную деятельность с учетом возрастной, индивидуальной физической, умственной и эмоциональной нагрузки;  формирование навыков импровизации  и  сочинения как средства художественного самовыражения, одной из составляющих  потенциала музыканта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Краснополянская детская школа искусств»

Принято                                                                                      Утверждено

на педсовете  школы                                                                  Директор МОУ ДОД

протокол №                                                                         «Краснополянская ДШИ»

от  _________2006 г                                                                            

                                                                                                 

Рабочая программа   «Предмет по выбору»

Импровизация и сочинение

Срок реализации 7 лет

                                            Возраст обучающихся  8 - 15 лет

          Программу составила:

                              преподаватель

Савиных Н.В.,

               

пгт.Красная Поляна

2006 г

Пояснительная записка

Ориентация современного образования на гуманизацию и всестороннее

развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки по изучаемому предмету, с деятельностью

творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной  активности, личностно-мотивационной сферы.

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека. Образовательная область искусства предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, в том числе и музыкальной. В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека. Эту задачу по развитию личности помогают решать и занятия музыкой, которые имеют большие возможности для развития музыкальных творческих способностей, выработке у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта, стремления расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области музыкальной культуры. Одним словом, роль творчества в формировании гармоничной духовно развитой личности ребенка и подростка невозможно переоценить, а занятия по сочинению, импровизации призваны только усилить значение  активного творческого начала в воспитании юных музыкантов.

       Все выше изложенное явилось исходной предпосылкой для создания рабочей программы курса «Предмет по выбору- сочинение и импровизация»

 Программа  написана на основании типовой программы «Сочинение»для музыкальных школ и школ искусств, Москва 1981 г   и направлена на расширение музыкального кругозора учащихся, качественно более высокую ступень  подхода к явлениям музыкального искусства,  глубокое проникновение в суть музыкальных произведений, соединение и применение теоретических знаний учащихся с их практическим опытом, выявление, раскрепощение и развитие творческого потенциала учащегося, который в дальнейшем реализует его в различных сферах общественно-производственной деятельности.

    Актуальность программы состоит в том, что она нацелена на активизацию так называемых творческих видов музыкальной деятельности — импровизацию и сочинение.

         Цель программы:

Создание условий для успешного развития способностей детей к творчеству средствами музыки через адаптированное включение в осознанную результативную деятельность с учетом возрастной, индивидуальной физической, умственной и эмоциональной нагрузки;  формирование навыков импровизации  и композиции как средства художественного самовыражения, одной из составляющих  потенциала музыканта.

        Задачи:

  1. Обучающие  - освоение элементарных теоретических знаний по предмету, овладение первоначальными практическими умениями и навыками импровизации и сочинения.
  2. Развивающие - развитие общих и специальных способностей, развитие умений и навыков по предмету и их применение на практике. Развитие интереса, мотивации к творчеству, развитие внимания, мышления, воображения и других психических процессов;
  3. Воспитательные - формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, стимулирование интересов, мотивация к познанию, воспитание общей культуры, эстетического и художественного вкуса.

Решение задач курса основывается на принципах межпредметных связей с дисциплинами теоретического цикла (сольфеджио, элементарная теория музыки, анализ музыкальных произведений), единства эмоционального и рационального и принципе увлеченности.

Отличительные особенности программы  от уже существующих в том, что она может быть реализована только при условии творческого отклика со стороны учащегося при  создании атмосферы свободного поиска вариантов ответов на идеи, предложенные данной программой.

В ее основе лежат педагогические идеи

                   •   Дж. Родари: «Если мы хотим научить думать, прежде должны          

                       научить придумывать»

  1. Ж.Ж.Руссо: «Для правильного постижения музыки недостаточно только исполнять ее, а нужно также уметь ее сочинять».

Принципы: 

-Доступности содержательного материала в соответствии с возрастными особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений;

 -Принцип сбалансированного сочетания  форм и видов мыследеятельности; единства художественного и технического развития учащихся,

-Принцип диалогичности - проживание воспитанниками разнообразных форм диалогового взаимодействия, которые отличаются по содержанию, позициям, степени активности и самостоятельности.

-Принцип вариативности, ориентации  на личностные интересы, индивидуальные способности, потребности обучающихся, направленные на решение практических образовательно-творческих задач, которые помогут освоить важные элементы музыкального языка и применить их в собственном творчестве.

-Принцип творческой активности - создание условий для самореализации каждого учащегося.

       -Принцип последовательности и систематичности изложения;- постепенное        

        развитие от простого к сложному

Курс предмета по выбору для отделений инструментального исполнительства рассчитан на 7 лет, начиная со второго класса, когда учащиеся уже владеют основами метроритма, имеют понятие о структуре мелодии и т.д.

Основной формой обучения является индивидуальный урок, 1 час в неделю

Возраст детей, участвующих в данной программе от 8 до 15 лет

Занятия курса «Предмет по выбору-сочинение и импровизация»  состоят из следующих разделов: работа над произведениями (свободное сочинение),обогаще

ние музыкальных представлений   (анализ муз.произведений), импровизация. 

Все эти формы работы,  взаимосвязанные и дополняющие друг друга, призваны обеспечить гармоничное  развитие музыкально-творческих способностей учащихся. 

Раздел сочинение предполагает создание учащимися небольших законченных музыкальных произведений, обладающих ярким образным содержанием, жанровой характерностью, стройных по форме, мелодичных. Сочиняемые пьесы  фиксируются в нотной записи. Начиная с одноголосных попевок, учащиеся постепенно подводятся к сочинению пьес в двухчастной или трехчастной форме, в форме рондо и т. д.На протяжении всех лет обучения  стоит главная задача — пробуждать, стимулировать и развивать музыкальную фантазию учащихся в соответствии  со степенью общего и музыкального развития, конкретно знать их музыкальные и другие интересы, увлечения; особенности характера, окружения.

Анализ музыкальных произведений представляет необходимую последовательную и  кропотливую работу по обогащению и расширению музыкально-звуковых представлений, ознакомление с музыкой в самых разнообразных формах.Анализ произведения помогает выяснить  художественную задачу, которая стояла перед композитором,  с помощью каких средств музыкальной выразительности она решалась, какие характерные особенности  мелодии, гармонии, метро-ритмической организации, фактуры и т. д., раскрывают  выразительный смысл и значение при создании того или иного образа.

Импровизация  подразумевает музыкальное самовыражение учащихся в форме свободных фантазий за инструментом. Главное при этом — чтобы учащийся отчетливо представлял содержание импровизируемой музыки: ее характер, музыкальную образность. Импровизация хорошо развивает  ощущение музыкальной формы, чувство музыкального процесса, она обогащает фантазию и музыкально-ассоциативное мышление, помогает находить музыкально-интонационные «зерна», которые могут использоваться при сочинении пьес. Важно использовать  и такую форму, как подбор по слуху популярных тем и мелодий.

По программе осуществляются следующие виды контроля:

текущий контроль – систематическая еженедельная проверка выполнения заданий, фиксируемая как отработка пройденного материала, являющаяся проверкой развития  результативности обучения

итоговый контроль –  участие в открытых уроках,  концертах.

Результаты проделанной работы за каждый триместр и за год  оцениваются дифференцированными отметками. Но иногда ограничиваются системой «зачета» ( «зачетный урок») и подробно оговариваются при этом достоинства и недостатки сочинений каждого ученика. В конце учебного года  проводится открытый концерт, на котором учащиеся сами представляют свои лучшие произведения . Учащиеся школы, присутствующие на концерте проявляют  активность  в восприятии прослушанного, в мотивированных суждениях о прослушанных сочинениях, в заинтересованном обмене мнениями.

 Аттестация учащихся осуществляется по текущим оценкам триместра и на зачетных уроках.  В конце каждого триместра  проводятся зачетные уроки, на которые, как правило, выносится самостоятельное домашнее задание и практические упражнения по пройденному курсу. Импровизация на заданную (выбранную) тему.  Каждый учащийся должен к зачетному уроку приготовить две работы  –сочинение , импровизация на заданную тему.

Итоговая оценка за год выставляется вследствие суммирования успеваемости по триместрам и  отражает степень развития и успехи учащихся в течение года. Контрольный урок итоговой аттестации проводится в виде представления музыкальных сочинений ,импровизации.

  Большую роль в музыкальном развитии учащихся играет внеклассная работа, способствующая развитию интереса к музыке. Это организованные внутришкольные музыкальные концерты, конкурсы,собрания,где ученик может исполнить свое произведение.

Результатом обучения по данной программе является

- формирование и поддержание интереса к данному курсу, заинтересованность в личном росте;

-  использование воспитанниками приобретенных умений, навыков импровизации и композиции   на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях,  образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

-  умение размышлять  о музыке  и её анализировать, умение выражения  собственной оценки сочиненного произведения;

-   использование умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного творчества и развития, певческой и инструментальной композиции и импровизации ,объем музыкальной эрудиции.

Учебно-тематические планы (приложение №1)

Содержание программы курса

                      «Предмет по выбору-сочинение ,импровизация»

1 год обучения предполагает исполнение музыкального материала, разбор, анализ средств музыкальной выразительности с целью освоения учеником  элементарных приемов композиции, активного  освоения важнейших элементов музыкального языка, применение их в собственном творчестве. Расширению общеэстетического кругозора учащегося, развитию его образного мышления и творческой фантазии способствует обращение к стихам детских поэтов. Поэтому самым важным на начальном этапе  импровизации и композиции является обучение в форме игры, которая помогает почувствовать ребенку радость творчества.

Ожидаемые результаты- учащийся 1 года обучения  должен знать: основные изобразительные средства музыки (регистр,лад,темп,ритм,мелодия,динамика);

строение  мелодии-мотив,фраза,период,предложение; интервалы и их значение при создании музыкальных образов;

уметь: моделировать вариационное  развитие   мелодии, секвенции;  использовать лад-«конструктор»,из деталей которого можно построить муз. образ;

свободно владеть ритмом- основная сила музыки и энергия стиха,  область самая близкая, знакомая и доступная  учащемуся с ранних лет, в которой он может импровизировать, проявить свое творчество даже не зная нотной грамоты.

На втором году обучения главный акцент делается на знакомство с интервалами и их использовании в аккомпанементе; бурдонной квинтой; аккордами-трезучиями и их обращениями , различные виды фактурного изложения этих аккордов и их голосоведения. В порядке прохождения  материала выполняются задания соответственно этим темам по импровизации и сочинению.

Ожидаемые результаты- учащийся 2 года обучения  должен знать:интервалы, трезвучия с обращениями, фактурное изложение сопровождения

Уметь: анализировать ,сочинять аккомпанемент  к заданной мелодии;  к заданному басу, с изменением ритма, импровизировать и  сочинять с транспонированием в разных тональностях с элементами варьирования, имитации простых звукоизобразительных интонаций, сочинение на тексты

3 год обучения включает в себя повторение и закрепление пройденных аккордов, их подбор к мелодиям, расширение гармонических оборотов –К64 и оборотом, состоящим из трезвучий I,VI,IV,II,V,Iст., импровизация и сочинение в жанрах-полька,вальс,марш , мелодий в переменном ладу,с транспонированием,сочинение песен на слова, маленьких вариаций,этюдов.

Ожидаемые результаты- учащийся 3 года обучения  должен знать и уметь анализировать муз.произведения, сочинять на заданные слова с использованием гармонических оборотов ,в переменном ладу,с альтерацией и хроматизмами,в жанрах марша,вальса,польки,импровизировать в ансамбле в пройденных тональностях , в различных фактурах гармонических оборотов.

4 год обучения направлен на освоение особых ладов, пентатоники, анализ,сочинение и импровизацию в народных ладах, сочинение народных песен для 2,3,4-х  голосия в сопровождении и а капелла

Ожидаемые результаты- учащийся 4 года обучения  должен знать и уметь

анализировать муз.пьесы, народные песни,выполнять ритмические и мелодические  импровизации с распевами, характерными для р. н.п., подбирать аккомпанемент с использованием прерванного оборота,сочинять пьесы в куплетной ,2-х частной форме с элементами варьирования в разных тональностях с пониженными и повышенными ступенями, с пентатоникой,2-хголосные,с подголосочной полифонией в стиле народных песен.

Работа 5 года обучения предусматривает возможность дальнейшего развития музыкального мышления и воображения в различных образных сферах, где предлагается своего рода «словарь» типовых приемов звукоподражания,на основе которого он сможет найти свой изобразительный или звукоподражаемый вариант.

Поиск учеником собственного варианта остинато для передачи различных типов движения и сочинение,импровизация на их основе пьес в простых двух и трехчастных формах.

Ожидаемые результаты- учащийся 5 года обучения  должен знать и уметь

анализировать муз.пьесы,импровизировать и сочинять на заданное остинатное движение в простой 2-х и 3-хчастной форме, для разных инструментов.песен со вступлением и заключением,сочинение муз.тем-образов к муз.сказке.

6 год обучения включает в себя работу с широким использованием так называемых "музыкальных моделей",  периодически возвращаясь к материалу, пройденному в младших классах, анализ, импровизация, сочинение произведений полифонического склада с орнаментикой, подголосочной импровизацией, песен,вокализов,романсов

Ожидаемые результаты- учащийся 6 года обучения  должен знать и уметь

анализировать муз.пьесы,свободно импровизировать с транспонированием и в разных тональностях, с орнаметикой,сочинять с элементами отклонения и модуляции, в полифоническом и гомофонном складе , в 2-х,3-х частной форме и форме периода с дополнением, вокализа, романса

7 год обучения –продолжение сочинения и анализ пьес в 2-х и 3-х частной формах, вариаций, рондо, сюиты, программных произведений по жанровым признакам, индивидуальные "схемы" построения вариационных циклов с модуляцией , отклонением, импровизация на остинатный рисунок аккомпанемента, с различными видами изложения, фактура (монодический и аккордовый склад),блюз, блюзовая гамма,гармонические сетки блюза, буги-вуги,гармонизация мелодии по "цифровке", в том числе – джазовой. Ритмические импровизации в джазовых ритмах, свободная импровизация с использованием всех моделей, пройденных ранее.

Ожидаемые результаты- учащийся 7 года обучения  должен знать и уметь

анализировать ,свободно импровизировать на гармонизацию эстрадно-джазового стиля и сочинять в 2-3хчастной форме, рондо, сюиты, вариаций для разных инструментов

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Предмет по выбору- сочинение и импровизация»

 В работе используются  методы:

     -транспонирования;

     -показа с рук и подражания.

-мысленного пения.

-метод ансамблевого (дуэтного) исполнения

-гомофонно-гармонический метод

    - вокализации и нотации

     -вопросно-ответной импровизации

Формы проведения урока:

  1. урок-игра
  2. урок-концерт,
  3. индивидуальные занятия
  4. Для проведения занятий по программе необходимо:

1.        Кадровое обеспечение- преподаватель, имеющий специальное образование

2.  Организационное обеспечение:

-систематичность и регулярность занятий;

       -варьирование  программы в зависимости от способностей и уровня воспитанников;

3.Методическое обеспечение

 -методические разработки занятий;

      - посещение открытых занятий, семинаров по специальности;

-изучение педагогической и специальной литературы

4.Психологические условия

              -создание условий для адаптации детей,

        -создание условий равноправного сотрудничества субъектов образовательного процесса

       (учитель - ученик);

-создание условий положительной мотивации деятельности учащихся;

-стимулирование деятельности учащихся;

-учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей детей.

5.Материально-техническое обеспечение

-оборудованное помещение для занятий, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям;

-наличие: фортепиано,  проигрыватель для компактдисков и магнитофон,синтезатор.

Поскольку образовательные запросы изменяются для полного удовлетворения образовательных услуг список сборников может дополняться .

Информационная литература

  Закон РФ «Об образовании»

  Программа   «Сочинение»для музыкальных школ и школ искусств, Москва 1981 г 

     Программа «Импровизация» (составитель А.В.Квач) для ДМШ и ДШИ утвержденной Научно-методическим центром по художественному образованию Москва 2006г

Барабошкина А.«Практическое пособие для развития музыкального слуха» М.1984 г

   Борухзон,Л.Волчек «Азбука музыкальной фантазии» в 6 тетрадях

  Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. М., 1982.

  Булаева О ,Геталова О  «Учусь импровизировать и   сочинять»Творческие

  Тетради

Т.Зебряк «Сочиняем на уроках сольфеджио» М,1998 г

    Калугина М,П.Халабузарь «Воспитание творческих навыков на уроках

сольфеджио» М.1989 г

Ляховицкая «Задания для развития навыков» М.,1974 г

Методическая разработка «Развитие музыкального слуха и навыков    

     творческого музицирования» для ДШИ и ДМШ автор Г.Шатковский

Методическая разработка «Школа импровизации» для ДШИ и ДМШ автор Т.Родионова

В.Подвала «Давайте сочинять музыку» 1-4 классы Киев «МузычнаУкрайина 1990 г

Творческая тетрадь «Воспитание творческих навыков»

Учебное пособие «Импровизируем на фортепиано» авт.А.Маклыгин

Чугунов Ю.Н. Гармония в джазе. М., 1980.

Список произведений для анализа

Артамонова Е. Сольфеджио.Пособие по развитию гармонического слуха

                             М. 1988

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. - М., 1998

Бетховен Л. Пьесы для фортепиано. Вып. 1,2. - М., 1974

Боголюбова Н. Воспитание ладогармонического слуха на основе русской  

                           народной песни» М. 1976

Белянова Г.      Мелодии с сопровождением для гармонического анализа»

                         М.1989 г

Глинка М.        Избранные фортепианные произведения. - М.,1975

Глинка М.        Романсы и песни для голоса с сопровождением  фортепиано.  

                          Т.1, 2. - М., 1970

Григ Э.             Избранные произведения для фортепиано. - Л., 1978

Даргомыжский А. Романсы и песни в сопровождении фортепианоТ.1, 2 - Л.,            

                          1977

Дебюсси К.      Детский уголок. - М., 1972

Лежнева О.     Хрестоматия по сольфеджио, вып. 1,2- М., 1998

Лукомская  В.         -Слуховой гармонический анализ в курсе сольфеджио

                                  Ленинград Музыка 1983

Мендельсон Ф.  Песни без слов. - М., 1977

Моцарт В.        Пьесы для фортепиано. Вып. 1-3. - М., 1974

Популярная библиотека пианиста: сборник облегченных  переложений. - М.,  

                        1964

Чайковский П. Детский альбом. - М., 1970

 Шуман Р.         Альбом для юношества. - М., 1951

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ «БИОЛОГИЯ»

гОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                   ПРОФ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Специальный рисунок» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея

В программе раскрываются основы рисунка, композиции, краткие сведения о строении тела человека. Большое внимание уделяется рисованию фигуры человека. а также рисованию моделей одежды на фигуре с испол...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Основы конструирования швейных изделий» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея

В программе раскрываются общие сведения об одежде, краткие сведения о строении тела человека, о системах и методах конструирования одежды, правила расчетов и построения чертежей одежды, основные принц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Материаловедение» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея

В программе раскрываются основные сведения о текстильных волокнах; основах технологии производства текстильных материалов; составе и свойствах тканей; виды материалов для одежды,  скрепляющих и о...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета ФК.03 «Профессиональное творчество» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 «Швея» курс: 1 (первый) форма обучения: очная.

Адаптированная рабочая программа профессионального обучения по предмету ФК. 03 «Профессиональное творчество», должностей служащих по профессии  19601 «Швея» обучающихся с ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета ОП.05 «Специальный рисунок» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 «Швея» курс: 1 (первый) форма обучения: очная.

Адаптированная рабочая программа профессионального обучения по предмету ОП.05 «Специальный рисунок», по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностей служащих по...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета ОП.03 «Материаловедение швейного производства» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 «Швея» курс: 1 (первый) форма обучения: очная.

Адаптированная рабочая программа профессионального обучения по предмету ОП. 03 «Материаловедение швейного производства», по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, до...