РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Специальный рисунок» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея
рабочая программа на тему

Семчук Ольга Николаевна

В программе раскрываются основы рисунка, композиции, краткие сведения о строении тела человека. Большое внимание уделяется рисованию фигуры человека. а также рисованию моделей одежды на фигуре с использованием пропоциональных схем для фомирования професиональных умений и навыков по профессии "Швея". Значительную часть программы составляют практические работы по темам. что способствует развитию у обучающихся сознательного, творческого подхода к изучению предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_semchuk_o.n._programa_po_spetsrisunku.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГПОБУ

«Технологический техникум»

_____________ ФИО

«____» ____________ 2016  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

предмета «Специальный рисунок»

по программе профессиональной подготовки

по профессии 19601 Швея

Биробиджан

2016

Автор-составитель: О.Н.Семчук – преподаватель спецдисциплин, высшая квалификационная категория

                                                       

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                    Зам. директора по УПР

                                                                            ___________ ФИО                                                                                                «____»_____________ 2016 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании МК, протокол №___

Председатель МК__________ФИО

«____»__________________ 2016 г.

                                                                                                                       

Пояснительная записка

Создание современной одежды - сложный творческий процесс, включающий в себя решение задач технического и художественного характера. Специалист должен иметь представление о законах и художественных средствах создания формы костюма, его образности и выразительности.

Данный предмет входит в раздел учебного плана «Профессиональная подготовка». Содержание программы адаптировано для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе  из учебных заведений VIII вида. С целью получения профессии в предмет включены темы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью. В тематическом плане предмета для изучения наиболее сложных тем выделено больше часов.

В программе раскрываются основы рисунка, композиции, краткие сведения о строении тела человека. Большое внимание уделяется рисованию фигуры человека, а также рисованию моделей одежды на фигуре с использованием пропорциональных схем для формирования умений и навыков по профессии «Швея».

Значительную часть программы (более 50%  учебного времени) составляют практические работы по темам, что способствует развитию у обучающихся сознательного, творческого подхода к изучению предмета.

Содержание программы выражено через учебные элементы. Для аттестации обучающихся в программе предусмотрены контрольные работы, выполнение которых идет через резерв времени, предусмотренный в тематическом плане.

Предмет «Специальный рисунок» предмет  взаимосвязан с такими предметами как, «Технология швейных изделий» «Оборудование», «Материаловедение», «Основы конструирования швейных изделий».

Аттестация проводится независимой комиссией.

Количество часов, отводимых на изучение, могут в случае необходимости изменяться. Все изменения в учебных программах должны быть рассмотрены методической комиссией техникума и утверждены руководством техникума.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГПОБУ

 «Технологический техникум»

_______________ О.Н. Семчук

«___»________________2016 г.

Тематический план и программа

по предмету «Специальный рисунок»

№ пп

Наименование тем

Количество часов

всего

в т.ч. ЛПЗ

1 курс 1 полугодие

1

Введение

1

-

2

Композиция рисунка

1

-

3

Пластические свойства ткани в композиции рисунка

2

1

4

Цвет в композиции рисунка

2

1

5

Орнаментальные композиции в рисунке

1

1

6

Построение фигуры человека по схеме

5

3

7

Детали одежды в художественном проектировании изделий

4

3

Резерв времени

1

1

Итого за 1 полугодие 1 курса

17

10

1 курс 2 полугодие

8

Построение силуэтных форм костюма. Рисунок моделей швейных изделий

15

14

Резерв времени

1

1

Итого за 2 полугодие 1 курса

16

15

Всего за курс обучения

33

25

СОГЛАСОВАНО

Председатель МК

____________ФИО

«___»____________2016 г.

                                                     Учебно – тематический план

по предмету «Специальный рисунок»

№ пп

№ урока

Наименование тем

Количество часов

всего

в т.ч. ЛПЗ

1 курс 1 полугодие

1

Введение

1

1.1.

1

Роль и задачи предмета

1

2

Композиция рисунка

1

2.1.

2

Понятие о композиции, свойства и средства композиции

1

3

Пластические свойства ткани в композиции рисунка

2

1

3.1.

3

Понятие о пластических свойствах материалов

1

3.2.

4

Практическая работа № 1 «Изображение складок, драпировок»

1

1

4

Цвет в композиции рисунка

2

1

4.1.

5

Свойства цвета, использование цвета в орнаменте

1

4.2.

6

Практическая работа № 2 «Изображение цветовых отношений»

1

1

5

Орнаментальные композиции в рисунке

1

1

5.1.

7

Практическая работа № 3 ««Изображение растительных и геометрических орнаментов ткани в цвете»

1

1

6

Построение фигуры человека по схеме

5

3

6.1.

8

Пропорции фигуры человека

1

6.2.

9

Правила построения женской и мужской фигуры по схеме

1

6.3.

10

Практическая работа № 4 «Выполнение пропорциональных схем фигуры человека»

1

1

6.4.

11

Практическая работа № 5 «Изображение женской фигуры по схеме»

1

1

6.5.

12

Практическая работа № 6 «Изображение мужской фигуры по схеме»

1

1

7

Детали одежды в художественном проектировании изделий

4

3

7.1.

13

Виды, форма деталей швейных изделий. Понятие о формообразовании деталей.

1

7.2.

14

Практическая работа № 7 «Изображение воротников»

1

1

7.3.

15

Практическая работа № 8 «Изображение рукавов»

1

1

7.4.

16

Практическая работа №9 «Изображение отделочных элементов одежды»

1

1

17

Резерв времени

1

1

Итого за 1 полугодие 1 курса

17

10

1 курс 2 полугодие

8

Построение силуэтных форм костюма. Рисунок моделей швейных изделий

15

14

8.1.

18

Виды силуэтов. Построение силуэтных форм костюма.

1

8.2.

19

Практическая работа № 10 «Изображение женской легкой повседневной одежды»

1

1

8.3.

20

Практическая работа № 11 «Изображение женской легкой нарядной одежды»

1

1

8.4.

21

Практическая работа № 12 «Изображение женской верхней демисезонной одежды»

1

1

8.5.

22

Практическая работа № 13 «Изображение женской верхней зимней одежды»

1

1

8.6.

23

Практическая работа № 14 «Изображение мужской легкой повседневной одежды»

1

1

8.7.

24

Практическая работа № 15 «Изображение мужской легкой спортивной одежды»

1

1

8.8.

25

Практическая работа № 16 «Изображение мужской верхней демисезонной одежды»

1

1

8.9.

26

Практическая работа № 17 «Изображение мужской верхней зимней одежды»

1

1

8.10.

27

Практическая работа № 18 «Изображение легкой повседневной одежды для девочек»

1

1

8.11.

28

Практическая работа № 19 «Изображение легкой нарядной одежды для девочек»

1

1

8.12.

29

Практическая работа № 20 «Изображение верхней одежды для девочек»

1

1

8.13.

30

Практическая работа № 21 «Изображение легкой повседневной одежды для мальчиков»

1

1

8.14.

31

Практическая работа № 22 «Изображение легкой спортивной одежды для мальчиков»

1

1

8.15.

32

Практическая работа № 23 «Изображение верхней одежды для мальчиков»

1

1

33

Резерв времени

1

1

Итого за 2 полугодие 1 курса

16

15

Всего за курс обучения

33

25

Программа

Тема 1. Введение

Цели и задачи предмета.

Роль предмета в подготовке рабочих.

Роль эскиза в создании предметной среды.

Материалы и принадлежности для выполнения практических заданий: виды, назначение и правила пользования.

Знать:

  • роль эскиза в создании одежды
  • виды материалов и принадлежностей
  • правила организации рабочего места

Тема 2. Композиция рисунка

Понятие о композиции.

Свойства и средства композиции.

Понятие перспективы.

Основные принципы композиционного построения рисунка.

Знать:

  • правила оформления рисунка
  • определение композиции
  • композиционные связи частей формы
  • правила композиционного построения рисунка
  • правила перспективного построения

Уметь:

  • рисовать линии прямые, ломаные, кривые, делить их на равные части
  • рисовать предметы с учетом перспективы

Тема 3. Пластические свойства ткани в композиции рисунка

Понятие о пластических свойствах материалов.

Связь формы одежды с пластическими свойствами материалов.

Особенности образования складок в изделиях из разных материалов.

Декоративное назначение драпировок.

Практическая работа № 1 «Изображение складок, драпировок».

Знать:

  • пластические свойства современных материалов
  • связь формы одежды и материалов
  • особенности образования складок в изделиях из разных материалов
  • назначение драпировок

Уметь:

  • распознавать пластические свойства материалов
  • выполнять рисунки складок и драпировок простых и сложных форм

Тема 4. Цвет в композиции рисунка

Свойства цвета.

Ахроматические и хроматические, теплые и холодные цвета.

Цветовой тон.

Насыщенность цвета.

Цветовой круг, его строение.

Значение цветовых сочетаний в решении композиции одежды.

 Использование цвета в орнаменте.

Практическая работа № 2 «Изображение цветовых отношений».

Знать:

  • разбивку цветового круга
  • свойства цветов, их характеристику
  • значение цветовых сочетаний в одежде
  • принципы построения композиции в цвете

Уметь:

  • выполнять рисунок цветового круга
  • подбирать различные цветовые сочетания для создания различных моделей
  • выполнять рисунки в цвете

Тема 5. Орнаментальные композиции в рисунке

Раппорт ткани.

Виды раппортных композиций.

Композиция орнамента, мотивы орнамента.

Принципы построения растительных и геометрических орнаментов.

Практическая работа № 3 ««Изображение растительных и геометрических орнаментов ткани в цвете».

Знать:

  • виды орнаментов и раппортных композиций
  • принципы построения орнаментов
  • влияние орнаментов ткани на восприятие формы

Уметь:

  • разрабатывать раппортные композиции ткани
  • выполнять растительные и геометрические орнаменты ткани, приемлемые для проектирования одежды

Тема 6. Построение фигуры человека по схеме

Сведения о строении человеческого тела.

Пропорции фигуры человека.

Понятие о модуле и определение его величины.

Общее понятие о схеме для построения фигуры человека.

Схемы пропорциональной и стилизованной фигур.

Правила построения женской и мужской фигуры по схеме.

Практическая работа № 4 «Выполнение пропорциональных схем фигуры человека».

Практическая работа № 5 «Изображение женской фигуры по схеме».

Практическая работа № 6 «Изображение мужской фигуры по схеме».

Знать:

  • основы пластической анатомии
  • возрастные особенности в строении тела человека
  • правила построения женской и мужской фигуры по схеме

Уметь:

  • выполнять построение фигур по схеме
  • прорисовывать контуры фигуры человека по схеме

Тема 7. Детали одежды в художественном проектировании изделий

Виды деталей швейных изделий, их форма.

Понятие о формообразовании отдельных деталей: рукавов, воротников, отделочных элементов.

Правила построения деталей одежды.

Практическая работа № 7 «Изображение воротников».

Практическая работа № 8 «Изображение рукавов».

Практическая работа №9 «Изображение отделочных элементов одежды».

Знать:

  • виды, форму деталей одежды
  • основные принципы формообразования деталей одежды
  • основные принципы и правила построения деталей одежды

Уметь:

  • использовать правила проектирования деталей одежды
  • выполнять рисунки деталей одежды

Тема 8. Построение силуэтных форм костюма. Рисунок моделей швейных изделий

Основные принципы композиционного построения швейных изделий; основные композиционные элементы.

Виды силуэтов.

Основные приёмы построение силуэтных форм костюма.

Выполнение рисунков моделей швейных ихделий.

Практическая работа № 10 «Изображение женской легкой повседневной одежды».

Практическая работа № 11 «Изображение женской легкой нарядной одежды».

Практическая работа № 12 «Изображение женской верхней демисезонной одежды».

Практическая работа № 13 «Изображение женской верхней зимней одежды».

Практическая работа № 14 «Изображение мужской легкой повседневной одежды».

Практическая работа № 15 «Изображение мужской легкой спортивной одежды».

Практическая работа № 16 «Изображение мужской верхней демисезонной одежды».

Практическая работа № 17 «Изображение мужской верхней зимней одежды».

Практическая работа № 18 «Изображение легкой повседневной одежды для девочек».

Практическая работа № 19 «Изображение легкой нарядной одежды для девочек».

Практическая работа № 20 «Изображение верхней одежды для девочек».

Практическая работа № 21 «Изображение легкой повседневной одежды для мальчиков».

Практическая работа № 22 «Изображение легкой спортивной одежды для мальчиков».

Практическая работа № 23 «Изображение верхней одежды для мальчиков».

Знать:

  • основные принципы композиционного построения швейных изделий
  • виды силуэтов
  • приёмы построение силуэтных форм костюма

Уметь:

  • уточнять пропорции деталей одежды
  • выполнять рисунки моделей одежды разных силуэтов и фасонов
  • выполнять эскизы моделей одежды в цвете с использованием пропорциональных схем

За курс обучения обучающиеся должны:

Знать:

  • виды материалов и принадлежностей
  • правила организации рабочего места
  • правила оформления рисунка
  • правила композиционного построения рисунка
  • правила перспективного построения
  • пластические свойства современных материалов
  • связь формы одежды и материалов
  • особенности образования складок в изделиях из разных материалов
  • виды орнаментов и раппортных композиций
  • принципы построения орнаментов
  • возрастные особенности в строении тела человека
  • правила построения женской и мужской фигуры по схеме
  • виды, форму деталей одежды
  • основные принципы и правила построения деталей одежды
  • основные принципы композиционного построения швейных изделий
  • виды силуэтов
  • приёмы построение силуэтных форм костюма

Уметь:

  • рисовать линии прямые, ломаные, кривые, делить их на равные части
  • рисовать предметы с учетом перспективы
  • распознавать пластические свойства материалов
  • выполнять рисунки складок и драпировок простых и сложных форм
  • выполнять рисунок цветового круга
  • подбирать различные цветовые сочетания для создания различных моделей
  • выполнять рисунки в цвете
  • выполнять растительные и геометрические орнаменты ткани, приемлемые для проектирования одежды
  • выполнять построение фигур по схеме
  • прорисовывать контуры фигуры человека по схеме
  • использовать правила проектирования деталей одежды
  • выполнять рисунки деталей одежды
  • выполнять рисунки моделей одежды разных силуэтов и фасонов
  • выполнять эскизы моделей одежды в цвете с использованием пропорциональных схем

Литература:

  1. С.Е.Беляева, Е.А.Розанова. Спецрисунок и художественная графика - М., Издательский центр «Академия», 2007
  2. Н.С.Макавеева. Основы художественного проектирования костюма (практикум)- М., Издательский центр «Академия», 2011
  3. Л.П.Светлова. Азбука орнамента – М., ИРПО, 2010
  4. С.Бояринова. Главные правила сочетания цветов – М., ООО «Издательство Астрель», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея

Тестовые задания разработаны для проведения всех видов контроля по предмету "Основы конструирования швейных изделий" для обучающихсяпо программам провессиональной подготовки по профессии 19601 Швея...

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ ШВЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея

Тестовые задания разработаны для проведения всех видов контроля по предмету "Материаловедение швейного производства" для обучающихся по программам профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Основы конструирования швейных изделий» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея

В программе раскрываются общие сведения об одежде, краткие сведения о строении тела человека, о системах и методах конструирования одежды, правила расчетов и построения чертежей одежды, основные принц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Материаловедение» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея

В программе раскрываются основные сведения о текстильных волокнах; основах технологии производства текстильных материалов; составе и свойствах тканей; виды материалов для одежды,  скрепляющих и о...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета ФК.03 «Профессиональное творчество» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 «Швея» курс: 1 (первый) форма обучения: очная.

Адаптированная рабочая программа профессионального обучения по предмету ФК. 03 «Профессиональное творчество», должностей служащих по профессии  19601 «Швея» обучающихся с ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета ОП.05 «Специальный рисунок» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 «Швея» курс: 1 (первый) форма обучения: очная.

Адаптированная рабочая программа профессионального обучения по предмету ОП.05 «Специальный рисунок», по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностей служащих по...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета ОП.03 «Материаловедение швейного производства» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 «Швея» курс: 1 (первый) форма обучения: очная.

Адаптированная рабочая программа профессионального обучения по предмету ОП. 03 «Материаловедение швейного производства», по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, до...