Рабочая учебная программа по дисциплине "Архивное дело"
рабочая программа на тему

Краева Ираида Валентиновна

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

условия реализации программы учебной дисциплины

 

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arhivnoe_delo.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

              4

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

              5

условия реализации программы учебной дисциплины

               11

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

              12


1. паспорт  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Архивное дело

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  профессии (профессиям) НПО

                         034700           Документирование и архивоведение

код        наименование специальности(ей) / профессии(ий)

                                  034700.01        Секретарь

код        наименование специальности(ей) / профессии(ий)

                                  034700.02           Архивариус

код        наименование специальности(ей) / профессии(ий)

                                  034700.03        Делопроизводитель

код        наименование специальности(ей) / профессии(ий)

        Может использоваться для профессий: секретарь, архивариус, делопроизводитель.

        Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в курсовой подготовке незанятого населения.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

 дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. классифицировать документы Архивного фонда Российской Федерации;
  2. устанавливать фондовую принадлежность документов

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  1. задачи архивной службы  Российской Федерации;
  2. систему архивных учреждений в Российской Федерации;
  3. признаки классификации документов Архивного фонда Российской Федерации;
  4. режим и способы хранения архивных документов, порядок выдачи дел

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 80 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 53 часов;

самостоятельной работы обучающегося 27 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

80

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

53

в том числе:

   лекци

19

     лабораторные занятия

9

     практические занятия

25

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

27

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

Внеадиторная самостоятельная работа (домашняя работа, подготовка сообщений по индивидуальным заданиям).

Изучение материала по учебным пособиям.

Подготовка сообщений.

10


10

7

Итоговая аттестация в форме зачета    

 

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ___архивное дело_____

                                                                             наименование        

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Правовые основы регулирования архивной сферой

1

Введение

Содержание учебного материала:

  1. Определение понятия архивного дела.
  2. Предмет изучения.  Принципы построения  современного архивоведения.

1

1

Тема 1.1.

Архивное право. Архивное законодательство

Содержание учебного материала:

  1. История развития архивного дела.
  2. Архивное право. Архивное законодательство.
  3. Этический кодекс архивиста.

1




2

Практические занятия:

понятие, предмет, задачи построения архивного дела. Архивное законодательство.

1

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Раздел 2.

Организация документов и дел Архивного фонда Российской Федерации

4

Тема 2.1.

Организация документов и дел Архивного фонда РФ в целом (первый уровень организации документов)

Содержание учебного материала:

  1. Классификация архивных документов и дел Государственного архивном фонде СССР.
  2. Классификация архивных документов и дел в архивном фонде РФ.
  3.  Государственная часть Архивного фонда РФ.
  4. Негосударственная часть Архивного фонда РФ.

1




1

Тема 2.2.

Организация документов и дел Архивного фонда РФ в целом (второй уровень организации документов)

Содержание учебного материала:

  1. Архивный фонд организации.
  2. Личный архив.
  3. Объединенный архивный фонд.
  4. Архивный фонд личного происхождения.
  5. Архивная коллекция.

1




1

Тема 2.3.

Организация документов и дел архивного фонда

(третий уровень)

Содержание учебного материала:

  1. Фондирование.
  2. Предварительный этап работы по фондированию.
  3. Определение границ архивного фонда.
  4. Определение фондовой принадлежности документов.

2





2

Практические работы:

установление фондовой принадлежности документов;

система архивных учреждений в РФ;

признаки классификации документов Архивного фонда РФ

6

2

2

2

 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

понятия «архивный документ» и «архив»

архивный фонд РФ

5

Раздел 3.

Комплектование и экспертиза ценности документов

2

Тема 3.1.

Комплектование Архивного фонда Российской Федерации

Содержание учебного материала:

  1. Определение источников комплектования.
  2. Организация комплектования.
  3. Передача дел на хранение в государственный архив.

1


1

Тема 3.2.

Экспертиза ценности документов

  1. Экспертиза ценности документов на основе научных критериев.
  2. Задачи экспертизы ценности документов.
  3. Критерии экспертизы ценности документов.
  4. Особенности проведения экспертизы ценности документов личного происхождения.
  5. Экспертиза ценности документов по перечням

1







2

Лабораторные работы:

определение источников комплектования

3

Практические работы:

экспертиза ценности документов

2

2

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

структура перечня;

способы группировки учреждений  в схеме перечня

5

Раздел 4.

Учет и обеспечение сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации

2

Тема 4.1.

Организация учета документов Архивного фонда РФ

Содержание учебного материала:

  1. Внутренние учетные документы.
  2. Документы централизованного государственного учета.

1


1

Тема 4.2.

Обеспечение сохранности документов Архивного фонда РФ

Содержание учебного материала:

  1. Здания и помещения для архивов.
  2. Режим хранения. Размещение документов в хранилище.
  3. Проверка наличия и состояния документов.
  4. Создание страхового фонда архивных документов.

1






2

Практические работы:

составление учетных документов в архиве;

организация учета документов Архивного фонда РФ

5

3

2

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

создание страхового фонда архивных документов;

централизованный государственный учет документов.

5

Раздел 5.

Научно-справочный аппарат к документам Архивного фонда Российской Федерации

8

Тема 5.1.

Аналитико-синтетическая обработка ретроспективной документной информации

Содержание учебного материала:

  1. Описание документов и дел в архивах учреждения и государственных архивах.
  2. Описание документов и дел личного происхождения.
  3. Описание документов и дел досоветского периода.

2



1

Тема 5.2.

Архивные описи

Содержание учебного материала:

  1. Влияние классификации  документов и дел в пределах архивного фонда на составление архивной описи.
  2. Составление собственно архивной описи дел.
  3. Составление справочного аппарата к описи.

2



1

Тема 5.3.

Система каталогов в архиве

Содержание учебного материала:

  1. Определение вида каталога.
  2. Разработка схемы классификации документной информации в каталоге.
  3. Выявление и отбор документной информации для кталогизации
  4. . Описание документной информации на каталожных картечах.
  5. Индексирование каталожных карточек.
  6. Систематизация карточек и ведение каталога.

3



1

Тема 5.4.

Архивные путеводители. Обзоры документов

Содержание учебного материала:

  1. Характеристика фондов в путеводителе.
  2. Справочный аппарат в путеводителе.
  3. Характеристика документов в обзоре.
  4. Справочный аппарат к обзору.

1









2

Лабораторные работы:

описание документов и дел в архивах учреждения и государственных архивах;

описание документов и дел личного происхождения

6

3

3

Практические работы:

составление собственно архивной описи дел;

составление справочного аппарата к описи;

система научно-справочного аппарата к архивным документам

8

3

3

2

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

классификация архивной документации;

принципы построения системы научно-справочного аппарата;

структура построения научно-справочного аппарата

6

Раздел 6.

Использование архивных документов

Тема 6.1.

Направление, цели, формы использования архивных документов

Содержание учебного материала:

  1. Направления использования архивных документов.
  2. Цели использования архивных документов.
  3. Формы использования архивных документов.

1

1

Тема 6.2.

Доступ к документам Архивного фонда РФ

Содержание учебного материала:

  1. Регистрация доступа к документам
  2. Архивного фонда РФ.
  3. Документы, подлежащие засекречиванию и рассекречиванию.
  4. Основы архивной эвристики

1

2

Практические работы:

  1. Режим и способы хранения архивных документов, порядок выдачи дел

3

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

информационные технологии и организация их внедрения  в архив;

электронные документы в архиве

6

2

Всего

80

3. условия реализации программы дисциплины

3.1.     Требования     к     минимальному     материально-техническому

обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Архивоведения».

 Оборудование учебного кабинета по количеству обучающихся:

- стол ученический;

- стул ученический;

- стол учительский;

- стул учительский;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

- телевизор;

- экран;

- сканер;

- принтер

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсы, дополнительная литература

Основные источники:

  1. Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П., Бурова Е.М., Архивоведение: Учебник для нач.проф.образования. – М.: Издательский центр «Аадемия», 2008.-276с.
  2. Вовкотруб О.В., Фионова Л.Р.  Архивоведение : учеб.пособие. Пенза, 2008. 115 с.
  3. Основные правила работы с научно-технической документацией в организациях и на предприятиях. М.: Главархив СССР, 2010.
  4. Состояние архивного дела в Российской империи в 18 веке / Сост. А.Д. Арьянов. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2008. - 24с.

Дополнительные источники:

  1. М.И. Басаков. Делопроизводство и корреспонденция, Ростов – на - Дону, 2011
  2. М.В. Стенюков. Справочник секретаря, М., 2010

Л.В. Павлюк, Н.И. Воробьева. Справочник по делопроизводству, С – Петербург, 2008.

Интернет-ресурсы

1. Материалы с сайта - http://www.rusarchives.ru/branch/rosarchive/

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

классифицировать документы Архивного фонда Российской Федерации

практические занятия

устанавливать фондовую принадлежность документов

практические занятия

Знания:

задачи архивной службы  Российской Федерации

проведение опроса,

практические занятия

систему архивных учреждений в Российской Федерации

 проведение опроса,

практические занятия

признаки классификации документов Архивного фонда Российской Федерации

проведение опроса,

практические занятия

режим и способы хранения архивных документов, порядок выдачи дел

проведение опроса,

практические занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД ИЗ ОВОЩЕЙ И ГРИБОВ

Учебная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального  профессионального образования (далее – НПО) 260...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02. ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД И ГАРНИРОВ ИЗ КРУП, БОБОВЫХ И МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ, ЯИЦ, ТВОРОГА, ТЕСТА

Учебная  программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального  профессионального образования (далее – НП...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. ПРИГОТОВЛЕНИЕ СУПОВ И СОУСОВ

Учебная программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии (профессиям) НПО Учебная программа профессионального м...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине « Безопасность жизнедеятельности» для специальности СПО 034700.02 «Архивариус» 3 курс, базовый уровень

Основные цели  изучения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины направлены на :        - формирования мировоззрения и воспитание у студентов социально...

Рабочая учебная программа учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности для специальностей: 26.02.03 "Судовождение" 26.02.05 "Эксплуатация судовых энергетических установок" 26.02.06 "Эксплуатация судового электрообо

1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисц...

Рабочая учебная программа учебной практики

Рабочая учебная программа по профессиональному циклу: учебной практики и производственной практики ПМ.01 Выполнение штукатурных работ УП 01.01/ ПП 01.01;  ПМ 03. Выполнение малярных работ УП 03.0...

Положение о разработке рабочих учебных программ отдельных учебных предметов. курсов.

07 января 2018 годРабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной учебной группы  содержание предмета, ф...