Рабочая учебная программа учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности для специальностей: 26.02.03 "Судовождение" 26.02.05 "Эксплуатация судовых энергетических установок" 26.02.06 "Эксплуатация судового электрообо
рабочая программа на тему

Митяев Игорь Иванович

1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗ

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных

стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:

В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» — в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.(ОП-7)

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:

• повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности,

общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные

интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

• снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

• формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения

к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

• обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12_rp_obzh_26.02.03_sv_em_m_buh_na_10.05.16.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: правила использования логотипа GUMRF [Converted]

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота

имени адмирала С.О. Макарова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

Основы безопасности жизнедеятельности

для специальности

для специальностей:

26.02.03 "Судовождение"                                                

26.02.05 "Эксплуатация судовых энергетических установок"                                                                         

26.02.06 "Эксплуатация судового электрооборудования и                                                                         

средств автоматики"

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

г. Печора

2016г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО).

Организация-разработчик: Печорское речное училище – филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Разработчик:

Митяев И.И., преподаватель-организатор ОБЖ

Рекомендована Предметно-цикловой комиссией военно-спортивных дисциплин протокол № _____ от «___» _____________ 20__ г.

Председатель ПЦК ___________________ И.И.Митяев

Заместитель директора по учебной работе ______________Э.Э. Пец

Рекомендована Предметно-цикловой комиссией военно-спортивных дисциплин протокол № _____ от «___» _____________ 20__ г.

Председатель ПЦК ___________________ И.И.Митяев

Заместитель директора по учебной работе ______________Э.Э. Пец

Рекомендована Предметно-цикловой комиссией военно-спортивных дисциплин протокол № _____ от «___» _____________ 20__ г.

Председатель ПЦК ___________________ И.И.Митяев

Заместитель директора по учебной работе ______________Э.Э. Пец

Рекомендована Предметно-цикловой комиссией военно-спортивных дисциплин протокол № _____ от «___» _____________ 20__ г.

Председатель ПЦК ___________________ И.И.Митяев

Заместитель директора по учебной работе ______________Э.Э. Пец


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

25


1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗ

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных

стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:

В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» — в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.(ОП-7)

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:

• повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности,

общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные

интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

• снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

• формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения

к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

• обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

1.4. Согласно рабочему учебному плану количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 71часов;

самостоятельной работы обучающегося 34 часов.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:

личностных:

−развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

−готовность к служению Отечеству, его защите;

−формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

−исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

−воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природ-

ной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;

−освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

метапредметных:

−овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

-обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

-выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на

безопасность жизнедеятельности человека;

−овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

−формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

−приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации

в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

−развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное

мнение;

−формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять раз-

личные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

−формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной

информации, получаемой из различных источников;

−развитие умения применять полученные теоретические знания на практике;

-принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и

индивидуальных возможностей;

−формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения

и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;

−развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

−освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;

-приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных

с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

−формирование установки на здоровый образ жизни;

−развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости,

гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать

необходимые умственные и физические нагрузки;

предметных:

−сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

−получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

−сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма,

терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

−сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

−освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

−освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;

−развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

−формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных

ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

−развитие умения применять полученные знания в области безопасности на

практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

−получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы:

законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения

службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;

−освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности,

особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

−владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных

видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

71

в том числе:

  • лабораторные  работы

  • практические занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:

  • самостоятельная работа над курсовой работой

-

  • самостоятельная работа обучающегося

34

  • контрольная работа

1

Итоговая аттестация в форме зачета                                                          


3.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины 

 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

2

Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»,

цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность». Необходимость формирования безопасного мышления и поведения. Культура безопасности жизнедеятельности — современная концепция безопасного типа поведения личности. Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

2

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: отработка конспекта по введению, его визуализация.

1

3

Раздел 1

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

19

Тема 1.1. Здоровье и здоровый образ жизни.

Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

1

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: отработка конспекта по теме 1.1., его визуализация.

1

3

Тема 1.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья.

Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.

2

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: отработка конспекта по теме 1.2., его визуализация.

1

3

Тема 1.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основные

источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов.

1

1

Тема 1.4. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика.

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

1

1

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

2

1

Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

2

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: отработка конспекта по теме 1.4., его визуализация.

2

3

Тема 1.5. Правила и безопасность дорожного движения.

Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

2

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: отработка конспекта по теме 1.5., его визуализация.

1

3

Тема 1.6. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, влияющие на него. Здоровый образ жизни — необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья.

2

1

Тема 1.7. Правовые основы взаимоотношения полов.

Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка».

2

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: отработка конспекта по теме 1.7., его визуализация.

1

3

Практические занятия на темы:

  1. Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки.
  2. Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

2

2

Самостоятельная внеаудиторная работа - Самостоятельная внеаудиторная работа: подготовка 2-х рефератов из Перечня тем: 1. Эволюция среды обитания, переход к техносфере.

2. Взаимодействие человека и среды обитания.

3. Стратегия устойчивого развития как условие выживания человечества.

4. Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в современном обществе.

5. Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья.

6. Факторы, способствующие укреплению здоровья.

7. Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы.

8. Роль физической культуры в сохранении здоровья.

9. Пути сохранения репродуктивного здоровья общества.

10. Алкоголь и его влияние на здоровье человека.

11. Табакокурение и его влияние на здоровье.

12. Наркотики и их пагубное воздействие на организм.

13. Компьютерные игры и их влияние на организм человека.

10

3

Раздел 2

Государственная система обеспечения безопасности населения

22

Тема 2.1. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Фазы развития чрезвычайных ситуаций.

1

1

Тема 2.2. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.

Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

1

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: отработка конспекта по теме 2.2., его визуализация.

1

3

Тема 2.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

2

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: отработка конспекта по теме 2.3., его визуализация.

1

3

Тема 2.4. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.

Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

2

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: отработка конспекта по теме 2.4., его визуализация.

1

3

Тема 2.5. Современные средства поражения и их поражающие факторы.

Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

2

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: отработка конспекта по теме 2.5., его визуализация.

1

3

Тема 2.6. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.

2

1

Тема 2.7.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения.

2

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: отработка конспекта по теме 2.7., его визуализация.

1

3

Тема 2.8. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении, ее предназначение.

2

1

Тема 2.9. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника.

Меры безопасности для населения, оказавшегося на территории военных действий.

2

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: отработка конспекта по теме 2.9., его визуализация.

1

3

Тема 2.10. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Полиция Российской Федерации — система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор России). Другие государственные службы в области безопасности.

1

1

Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

1

1

Практические занятия на темы:

4

1.Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии.

1

2

2.Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте.

1

2

3.Изучение первичных средств пожаротушения.

1

2

4.Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени.

1

2

Самостоятельная внеаудиторная работа - Самостоятельная внеаудиторная работа: подготовка 2-х рефератов из Перечня тем: 1. Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.

2. Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.

3. Терроризм как основная социальная опасность современности.

4. Космические опасности: мифы и реальность.

5. Современные средства поражения и их поражающие факторы.

6. Оповещение и информирование населения об опасности.

7. Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения.

8. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

9. МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

8

3

Раздел 3

Основы обороны государства и воинская обязанность

Тема 3.1. История создания Вооруженных Сил России.

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

1

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: отработка конспекта по теме 3.1, его визуализация.

1

3

Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.

1

1

Тема 3.2. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации.

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно-морской флот, история создания, предназначение, структура. Воздушно-космические силы: история создания, предназначение, структура. Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.

1

1

Другие войска: Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС Росси, Национальная гвардия. Их состав и предназначение.

1

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: отработка конспекта по теме 3.2., его визуализация.

1

3

Контрольная работа за 1 семестр

1

3

Тема 3.3. Воинская обязанность.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

1

Самостоятельная внеаудиторная работа -отработка конспектов по теме 3.2., его визуализация

2

3

Тема 3.4. Обязательная подготовка граждан к военной службе.

Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

1

1

Тема 3.5. Призыв на военную службу.

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.

1

1

Тема 3.6. Прохождение военной службы по контракту.

Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

1

1

Тема 3.7. Альтернативная гражданская служба.

Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

1

1

Тема 3.8. Военнослужащий – защитник своего Отечества.

Качества личности военнослужащего как защитника Отечества: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества.

1

1

Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Виды воинской деятельности и их особенности.

0,5

1

Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).

0,5

1

Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию РФ и законодательство Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

0,5

1

Тема 3.9. Воинская дисциплина и ответственность.

Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.

2

1

Общие права и обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение.

2

1

Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).

0,5

1

Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

0,5

1

Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). Соблюдение норм международного гуманитарного права.

0,5

1

Тема 3.10. Как стать офицером Российской армии.

Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

0,5

1

Тема 3.11. Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества. Воинский долг — обязанность по вооруженной защите Отечества.

1

1

Дни воинской славы России — дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

2

1

Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.

1

1

Самостоятельная внеаудиторная работа: подготовка 2-х рефератов на темы:1. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Символы воинской чести.

3. Патриотизм и верность воинскому долгу.

4. Дни воинской славы России.

5. Города-герои Российской Федерации.

6. Города воинской славы Российской Федерации.

8

3

Тема 3.12. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

0,5

1

Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы.

0,5

1

Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

1

1

Практические занятия на темы:

4

2

Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции.

2

2

Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевой подготовки.

2

2

Раздел 4.

Основы медицинских знаний (для девушек*)

27*

Тема 4.1. Понятие первой помощи.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».

1

1

Тема 4.2. Понятие травм и их виды.

Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов. Первая помощь при травмах различных областей тела. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая помощь при переломах. Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией.

1

1 и 2

Тема 4.3. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания.

Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Понятие травматического токсикоза. Местные и общие признаки травматического токсикоза. Основные периоды развития травматического токсикоза.

1

1 и 2

Тема 4.4. Понятие и виды кровотечений. Первая помощь при наружных кровотечениях.

Первая помощь при капиллярном кровотечении. Первая помощь при артериальном кровотечении. Правила наложения жгута и закрутки. Первая помощь при венозном кровотечении. Смешанное кровотечение. Основные признаки внутреннего кровотечения.

1

1 и 2

Тема 4.5. Первая помощь при ожогах.

Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических ожогах. Первая помощь при химических ожогах. Первая помощь при воздействии высоких температур. Последствия воздействия высоких температур на организм человека. Основные признаки теплового удара. Предупреждение развития перегревов. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека.

1

1 и 2

Тема 4.6. Первая помощь при воздействии низких температур.

Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожений.

1

1 и 2

Тема 4.7. Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути.

Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.

1

1 и 2

Тема 4.8. Первая помощь при отравлениях.

Острое и хроническое отравление.

1

1 и 2

Тема 4.9. Первая помощь при отсутствии сознания.

Признаки обморока. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные причины остановки сердца. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания.

2

1 и 2

Тема 4.10. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний.

1

1 и 2

Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья.

2

1 и 2

Тема 4.11. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка.

Основные средства планирования семьи.

1

1 и 2

Факторы, влияющие на здоровье ребенка.

1

1 и 2

Беременность и гигиена беременности. Признаки и сроки беременности. Понятие патронажа, виды патронажей. Особенности питания и образа жизни беременной женщины.

2

1 и 2

Тема 4.12. Основы ухода за младенцем.

Физиологические особенности развития новорожденных детей. Основные мероприятия по уходу за младенцами.

2

1 и 2

Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи.

2

1 и 2

Практические занятия на темы:

4

2

Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях.

2

2

Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания.

2

2

Контрольная работа по 4 разделу: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (для девушек)

1

3

Зачёт

1

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

*- для девушек в программе предусмотрен раздел  «Основы медицинских знаний».


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

4.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для реализации  дисциплины имеется учебный кабинет основ безопасности жизнедеятельности.

 Оборудование учебного кабинета:

  • компьютер «NEC»с лицензионным программным обеспечением;
  • ноутбук;
  • телевизор «Ситроникс»;
  • видеомагнитофон «VHS»;
  • принтер «HP»
  • тренажер «Илюша».

Кабинет обеспечен учебно-методической литературой:

  1. Учебно-методический комплекс преподавателя по основам безопасности жизнедеятельности.
  2. Контрольно-измерительные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.

Информационное обеспечение обучения

  • Тематические стенды;
  • макеты АКМ;
  • пневматические винтовки и пистолеты;
  • учебные патроны с магазинами(обоймами);
  • комплекты военной одежды(х/б);
  • макеты противотанковых мин;
  • учебные ручные гранаты;
  • тематические настенные стенды;
  • брошюры;
  • противогазы ГП-5;
  • респираторы Р-2;
  • обучающая программа «ОБЖ»;
  • видео и DVD-учебные фильмы.

Перечень

рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для сред. проф. образования. — М., 2014.
  2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.

Дополнительные источники:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) (в ред. от 07.12.2011 ; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  4. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.
  5. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648.
  6. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588.
  7. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.
  8. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
  9. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
  10. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724.
  11. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121.
  12. Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, ведом¬ственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 № 22124) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 47.
  13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012.
  14. Приказ министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (зарегистрировано Минюстом России 12.04.2010, регистрационный № 16866).
  15. Митяев А. Книга будущих командиров. — М., 2010.
  16. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2013.
  17. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов н/Д, 2013.
  18. Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).
  19. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

Интернет-ресурсы:

  1. www.mchs.gov.ru  (сайт МЧС РФ).
  2. www.mvd.ru  (сайт МВД РФ).
  3. www.mil.ru  (сайт Минобороны).
  4. www.fsb.ru  (сайт ФСБ РФ).
  5. http://sdo.gumrf.ru/course/view.php?id=196   (Учебный электронный курс Основ безопасности жизнедеятельности в СДО «ФАРВАТЕР»).
  6. http://mityaevi.ucoz.ru/index/osnovy_bezopasnosti_zhiznedejatelnosti/0-5  (Персональный сайт преподавателя-организатора ОБЖ Митяева И.И. «ОБЖ в ПРУ»).

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

Формы контроля обучения:

- практические задания;

- тестовые задания по соответствующим темам;

- оценка выполнения домашних самостоятельных работ;

- текущий индивидуальный опрос;

-контрольная работа;

- итоговый зачёт.

Методы оценки результатов обучения:

- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

-рейтинг деловой активности;

- накопительная оценка.

воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;

информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

Знания:

устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;

основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;

основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов;

основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе

Печорское речное училище- филиал ФГБОУ ВО  «ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» для всех специальностей СПО

Дисциплина "Основы безопасности жизне­деятельности» (ОБЖ) предполагает формирование у студентов ссузов систе­мы взглядов в области безопасности жизнедеятельности при подготовке к профессиональной деят...

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), входяще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для специальностей среднего профессионального образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»   для специальностей среднего профессионального образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», 2020г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства», 2020г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по профессии «Повар, кондитер», 2020г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)...