Способно ли дифференцированное обучение помочь в развитии интеллектуальных способностей обучающихся.
статья по теме

Попова Ирина Васильевна

Как я применяю дифференцированное обучение на уроках  "Технологии изготовления швейных изделий".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposobno_li_dif._obuchnie_pomoch_v_razvitii.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Способно ли дифференцированное обучение помочь в развитии интеллектуальных способностей обучающихся.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего преподаватель хочет добиться; затем установления средства – что поможет ему в достижении цели, а уж затем определения способа – как он будет действовать, чтобы цель была достигнута.

        Как сделать так, чтобы урок не только вооружал обучающихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходило на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?  

На мой взгляд, необходимо создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех обучающихся, максимально учитывая индивидуальные особенности детей.  Каждый ребенок должен получать задания с учетом его возможностей, то есть необходимо дифференцировать обучающихся по уровню их подготовки, стимулировать детей, которым хорошо дается предмет, поддерживать тех, у кого возникают трудности. Именно поэтому я в своей работе использую элементы технологии «Дифференцированное обучение».

 Для достижения цели – развить интеллектуальные способности обучающихся, на уроках создаю ситуации успеха через дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи ребятам при ее осуществлении.

Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Учет индивидуальных особенностей – один из ведущих принципов дидактики. Преподаватель вольно или невольно стремится выделить группы детей с более или менее одинаковыми особенностями. Чем меньше таких групп, тем легче работать, применять различные методы и приемы обучения. Дифференцированное обучение представляет собой условное разделение  на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы:

1 группа – обучающиеся с высоким темпом продвижения в обучении, которые могут самостоятельно находить решение изменённых типовых или усложнённых задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения.

  2 группа – обучающиеся со средним темпом продвижения в обучении, которые могут находить решения изменённых и усложнённых задач, опираясь на указания преподавателя.

  3 группа – обучающиеся с низким темпом продвижения в обучении, которые при усвоении нового материала испытывают определённые затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладеют после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложнённых задач пока не проявляют.

Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы, с использованием технологий коллективных способов обучения и групповых способов обучения. На уроках для контроля я применяю  разноуровневые  задания.  Это способствует: повышению активности и работоспособности на уроке, появлению у обучающихся интереса к собственной познавательной деятельности, качественному росту результатов выпускных экзаменов. Домашнее задание детям предоставляю  на выбор, распределенные по уровню сложности. Практика показывает, что использование на уроках элементов дифференцированного обучения, приносит результаты: активизировалось стремление обучающихся к знаниям, повысилось качество знаний.

Дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития обучающихся и способствует более качественному их обучению. Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть успешно организованы на любом этапе урока.

          При дифференциации и индивидуализации осуществляется определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого ребенка, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая им при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями. Обучающиеся находятся в позиции самостоятельного принятия решения. Постоянная такая деятельность позволяет решать проблемы воспитания ответственности за свою жизнь, подготовки к жизнедеятельности после окончания училища.

Сопровождая  уроки различными формами, методами и способами подачи материала – повышается привлекательность урока Технологии. Внедренные элементы дифференцированного  и индивидуального подхода активизируют стремление детей к знаниям, развивают их интеллектуальные способности. Обучающиеся чувствуют себя ответственными, приучаются к самоорганизации учебного труда. Самое главное - вызвать у них интерес к предмету и пробудить желание заниматься этим делом в дальнейшем.

 Применяемые технологии - это воплощение педагогики сотрудничества и применение их в обучении даст тот положительный эффект, при котором у ребенка будут развиваться интеллектуальные способности, логическое мышление и воспитываться чувство ответственности за результат своего труда.

Список литературы:

1. Осмоловская И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд. “Институт практической психологии”, НПО “МОДЭК”, 1998.

2. Перевозный А.В. Дифференциация школьного образования: сущностные характеристики и структура // Школьные технологии. 2007. № 2. С. 49. 

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 1998.

4. Перевозный А.В. Дифференциация школьного образования: история и современность. -- Мн., 1996.

5. Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования. -- Мн., Академия последипломного образования, 1998.

6.  Покровская С.Е. Дифференциация обучение учащихся в средних общеобразовательных школах. -- Мн., «Беларуская навука», 2002.

7. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -- Педагогика, 1990.

8. Чуприкова И.С. Психология умственного развития: принцип дифференциации. -- Мн., 1997.

9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -- М., 1996.

10. Журнал «Профильное обучение». №1. 2003 г.

11.Жужгова К.А. « Дифференциация в процессе обучения математике», 2005

12. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проблемного обучения, как условие развития творческих способностей студента

В статье описывается использование технологии проблемного обучения, а также применении исследовательского метода,  путем сотрудничества техникума с предприятиями....

Дифференцированное обучение: история и развитие

Эта статья об истории дифференцированного обучения и применении его в обучении на всех этапах урока...

Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в сво...

Повышение эффективности урока, развитие интеллектуальных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с освоением наиболее рациональных технологий

В настоящее время педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и осваивать современные педагогические технологии, что обусловлено и...

Программа по развитию интеллектуальных способностей обучающихся

Цель программы: положительное изменение в интеллектуальном развитии обучающегося (развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, и др.).Задачи программы:1.поддержать высокий уровень интереса и позна...

программа по развитию интеллектуальных способностей

  Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специ...

Исследовательское обучение как средство развития творческих способностей. Модель «студент-наставник»

Исследовательское обучение как средство развития творческих способностей. Модель «студент-наставник»Цель: познакомить педагогов с практикой исследовательского обучения в современном средне...