РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
рабочая программа по теме

Дулаева Людмила Омаровна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой подготовки, входящей в состав укрупнённой группы специальностей СПО 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров.          Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников в области экономики и управления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 14_ekonomika_otrasli_dlya_tehnol.2.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»

  1. Область применения рабочей программы.

        Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой подготовки, входящей в состав укрупнённой группы специальностей СПО 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров.

        Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников в области экономики и управления.

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

        Данная дисциплина предполагает изучение основных сфер деятельности отрасли и подготовку специалистов к пониманию и принятию решений в области организации и управления предприятиями общественного питания на основе экономических знаний применительно к конкретным рыночным условиям, что влияет на экономику государства в целом.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- рассчитывать по принятой методологии основные экономические показатели, используемые в практике хозяйственной деятельности предприятий питания;

- рассчитывать показатели для анализа и составления планов;

- определять показатели эффективности использования основных и оборотных средств;

- определять пути  повышения эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов  в общественном питании;

- рассчитывать продажную цену и себестоимость продукции собственного производства;

- заполнять первичные документы по экономической деятельности организации.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность организации  как основного звена отрасли;

- материально- технические, трудовые, финансовые ресурсы отрасли;

- показатели хозяйственной деятельности предприятий питания и методику их расчета;

- показатели эффективности использования средств предприятия;

- порядок оплаты труда в общественном питании, содержание и порядок составления штатного расписания;

- основы ценообразования на продукцию общественного питания, себестоимости, структуру цены;

- порядок кредитования общественного питания, содержание финансового плана и  порядок его составления;

- сущность, виды и регулирование внешнеэкономической деятельности.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:

практические занятия

28

Самостоятельная работа обучающегося

35

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


  1. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экономика отрасли

Наименование разделов

и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

освоения

Введение

Содержание учебного материала

Предмет, содержание и задачи курса «Экономика отрасли». Межпредметные связи с другими дисциплинами.

Современное социально-экономическое положение страны и перспективы ее развития.

2

1

Самостоятельная работа

Рынок: понятие, виды и развитие рыночной инфраструктуры.

2

1

Тема 1.

Сущность и социально-экономическое значение общественного питания

Содержание учебного материала

Социально-экономическое значение общественного питания, его сущность, функции, особенности.

Предприятие в условиях рынка.

Организационно-правовые формы общественного питания.

2

1

Самостоятельная работа

Доклады о состоянии и развитии общественного питания в
РСО-Алании.

4

2,3

Тема 2.

Экономический анализ и организация планирования общественного питания

Содержаниеучебного материала

Сущность, значение, приемы и способы проведения экономического анализа.

Планирование деятельности предприятия: необходимость, сущность, основные этапы, исходные материалы для составления планов.

Виды планов и методы планирования.

Бизнес-план, его содержание, его содержание и порядок составления.

4

1

Самостоятельная работа

Доклады: «Экономико-математические методы планирования»,  «Бизнес-план  учебно-производственного предприятия.

4

2,3

Тема 3. Производственная программа и товарооборот

Содержание учебного материала

Содержание  и состав товарооборота общественного питания. Понятие продукции собственного производства и покупных товаров.

Производственная программа, его содержание, исходные материалы, используемые  для составления.

Покупательные фонды и емкость рынка. Расчет  численности потребителей, пользующихся услугами предприятия питания.

Производственная мощность и пропускная способность предприятия,

пути повышения эффективности их использования.

6

1

Практические занятия

1.Расчет покупательных фондов и емкости рынка.

2. Расчет численности потребителей, пользующихся услугами предприятий питания.

3. Расчет производственной мощности и пропускной способности предприятия.

6

2

Самостоятельная работа

Расчеты  производственной мощности, пропускной способности, численности потребителей, пользующихся услугами учебно-производственного предприятия.

4

2

Тема 4.

Товарные запасы и товарооборачиваемость в общественном питании

Содержание учебного материала

Товарные запасы: понятие, назначение, виды, показатели измерения.

Товарооборачиваемость: понятие,  показатели измерения, значение и пути ускорения.

4

1

Практические занятия

1.Расчет товарных запасов.

2.Расчет товарооборачиваемости.

4

2

Самостоятельная работа

Изучение путей ускорения оборачиваемости в учебно-производственном предприятии.

4

2,3

Тема 5.

Издержки производства и обращения

Содержание учебного материала

Издержки производства и обращения: понятие, значение, номенклатура, структура, классификация.

Показатели издержек обращения.

Экономическое обоснование издержек производства и обращения.

4

1

Практические занятия

Расчет издержек по статьям расходов и в целом по предприятию.

4

2

Самостоятельная работа

Доклады: «Факторы, влияющие на уровень и структуру издержек производства», «Резервы снижения издержек производства в учебно-производственном предприятии».

4

2

Тема 6.

Рынок труда эффективность и оплата труда

Содержание учебного материала

Кадры предприятий питания  Трудовые отношения в условиях рынка.Показатели по труду, взаимосвязь между ними.

Эффективность и производительность труда: понятие, значение, порядок  определения, пути повышения.

Факторы, влияющие на производительность и эффективность труда.

Формы и системы оплаты труда.Порядок оплаты труда работников

общественного питания.

4

1

Практические занятия

1.Расчет показателей по труду.

2.Расчет заработной платы и фонда оплаты труда.

4

2

Самостоятельная работа

Изучение резервов роста производительности труда в учебно-производственном предприятии.

4

2,3

Тема 7.

Ценообразование, себестоимость. Валовой доход, прибыль и рентабельность

Содержание учебного материала

Цена, ее роль в условиях рынка.

Виды цен на товары и услуги.

общественного питания.

Валовой доход, прибыль, порядок их определения,  распределения и использования, источники образования, показатели измерения.

Рентабельность, понятие. Порядок определения.

10

1

Практические занятия

1.Определение продажной цены на продукцию общественного питания.

2. Расчет валового дохода.

3. Расчет прибыли и рентабельности.

6

2

Самостоятельная работа

Себестоимость продукции общественного питания, ее расчет.

5

2

Тема 8.

Финансы предприятий общественного питания

Содержание учебного материала

 Понятие, экономическая сущность финансов в условиях рыночной экономики.

Основные и оборотные средства: понятие, структура, источники формирования, показатели эффективности использования.

Кредитование предприятий общественного питания.

4

1

Практические занятия

1. Расчет показателей эффективности использования средств.

2. Составление финансового плана.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение  и расчет показателей эффективности использования средств в учебно-производственном предприятии.

4

2,3

Тема 9 Внешнеэкономическая деятельность

Содержание учебного материала

Формы международного разделения труда.

Внешнеэкономическая деятельность, понятие, виды.

Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенно-тарифные и нетарифные методы.

2

1

Самостоятельная  работа

Рефераты: ВЭД предприятий общественного питания в РСО-Алании.

2

2,3

Итого

105

        Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.  ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.  репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

  1. 3.  продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Экономика отрасли.

Оборудование учебного кабинета:        

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно-наглядных пособий, сборники задач по дисциплине Экономика отрасли.

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор,  калькуляторы.

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Аванесов Ю.А. Экономика предприятий торговли и сферы услуг. Учебное пособие, М.,1996г.
  2. Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия6 Торговое дело: Учебник М.,ИНФРА-М,2008г.
  3. Волков О.И.  Экономика предприятия. М.,ИНФРА-М,1998г.  
  4. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. Курс лекций. М. 2005г.
  5. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия. Учебное пособие + практикум, М. 2007г.
  6. Ефимова О.П. Экономика общественного питания. Учебное пособие. Минск ООО «Новое знание»,2000г.
  7. Злобин Б.К. Экономика и организация рыночного хозяйства. Учебник. М., 2000г.
  8. Лопарева А.М. Экономика организации (предприятия): Учеб. – метод. комплекс и Рабочая тетрадь. – Финансы и статистика; ИНФРА – М, 2008.
  9. Николаева Т.И., Егорова Н.Р. Экономика предприятий торговли и общественного питания. Изд-во «Кнорус» 2008г.
  10. Соломатин А.И. Экономика и организация деятельности предприятий торговли. ИНФРА -М., 2000г.  
  11.  Швандар Б.А., Горфинкель Б.А.. Экономика предприятия. Учебник для вузов; М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2006.

Дополнительные источники:         

  1. Голиков Е.А. «Маркетинг и логистика» Учебно-практическое пособие. М.,2006.
  2. Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики. Учебник.  М. 2007г.
  3. Нуриев Р.М. курс микроэкономики. Учебник  для ВУЗов. М.Норма,2005г.
  4. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах.). М.: Инфра – М, 2005г

  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

рассчитывать по принятой методологии основные экономические показатели, используемые в практике хозяйственной деятельности предприятий питания

Практические занятия, неаудиторная самостоятельная работа, тестирование.

рассчитывать показатели для анализа и составления планов

определять показатели эффективности использования основных и оборотных средств

заполнять первичные документы по экономической деятельности организации

определять пути  повышения эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в общественном питании

рассчитывать продажную цену и себестоимость продукции собственного производства

Знания:

сущность организации  как основного звена отрасли

Опрос, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

материально- технические, трудовые, финансовые ресурсы отрасли

показатели хозяйственной деятельности предприятий питания и методику их расчета

показатели эффективности использования средств предприятия

порядок оплаты труда в общественном питании, содержание и порядок составления штатного расписания

основы ценообразования на продукцию общественного питания, себестоимости, структуру цены

порядок кредитования общественного питания, содержание финансового плана и  порядок его составления

сущность, виды и регулирование внешнеэкономической деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика отрасли"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Государственного образовательного стандарта (далее ГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 220301 «Авт...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли»

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли» составлена в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования обязател...

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»

Методическая разработкаоткрытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Экономика отрасли» для специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 2...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "Экономика организации" специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                 учебной  дисциплины  Экономика организации специальность38.02.01 ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли» специальности - 08.02.01 – Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли»  разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального об...