РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 Организация и технология розничной торговли. Срок обучения: 2 года 10 месяцев
рабочая программа по теме

Голубева Мария Васильевна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.01.02  Продавец, контролер-кассир.

Программа учебной дисциплины может быть использована:

в дополнительном профессиональном образовании при организации повышения квалификации и переподготовки по профессиям «Продавец продовольственных товаров», «Продавец непродовольственных товаров», «Кассир торгового зала» на базе среднего общего и основного общего образования. Опыт работы не требуется.

Скачать:


Предварительный просмотр:

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Омской области

 «Седельниковское училище №65»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 03 Организация и технология розничной торговли

название учебной дисциплины

Квалификация: Продавец непродовольственных товаров 4 разряда.

Продавец продовольственных товаров 3-4 разряда.

Кассир торгового зала 2-3 разряда.

Нормативный срок обучения: 2 года 10 мес.

2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ОП.03 Организация и технология розничной торговли

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО по профессии 38.01.02.  Продавец, контролер-кассир; Учебного плана по профессии 38.01.02.  Продавец, контролер-кассир; Рекомендаций БПОУ «Седельниковское училище №65» по формированию нормативно-методической документации по реализации ФГОС СПО, от 01.09.2015 г.

2015 г.

Организация-разработчик:

БПОУ «Седельниковское училище № 65»

Разработчик:

Морозова М.В., мастер производственного обучения БПОУ «Седельниковское училище № 65»

Рекомендована ___________________________________________________________

Заключение № ___________ от «____» _______________20___ г.

                номер

Согласовано: на заседании

методической комиссии

протокол №____

от «___» ___________20___г.

Рассмотрено, утверждено на заседании

педагогического совета

протокол №____

от «___» ___________20___г.


Содержание

стр.

  1. Паспорт программы учебной дисциплины

4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

5

  1. Условия реализации программы учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

11


1. Паспорт программы учебной дисциплины

ОП. 03 Организация и технология розничной торговли

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.01.02  Продавец, контролер-кассир.

Программа учебной дисциплины может быть использована:

в дополнительном профессиональном образовании при организации повышения квалификации и переподготовки по профессиям «Продавец продовольственных товаров», «Продавец непродовольственных товаров», «Кассир торгового зала» на базе среднего общего и основного общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения  учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- устанавливать вид и тип организации торговли по идентифицирующим признакам;

- определять критерии конкурентоспособности на основе покупательского спроса;

- применять правила торгового обслуживания и правила торговли в профессиональной деятельности.

В результате освоения  учебной дисциплины обучающиеся должны знать:

  • услуги розничной торговли, их классификацию и качество;
  • виды розничной торговой сети и их характеристику;
  • типизацию и специализацию розничной торговой сети;
  • особенности технологических планировок организаций торговли;
  • основы маркетинговой деятельности и менеджмента в торговле;
  • основы товароснабжения в торговле;
  • основные виды тары и тароматериалов, особенности тарооборота;
  • технология приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, размещения и выкладки;
  • правила торгового обслуживания и торговли товарами;
  • требования к обслуживающему персоналу;
  • нормативную документацию по защите прав потребителей.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 51часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;

самостоятельной работы обучающегося 17 часов.

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

     лабораторные работы

-

     практические занятия

20

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

ОП. 03 «Организация и технология розничной торговли»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ОП. 03 Организация и технология розничной торговли.

34

Раздел 1. Розничная торговая сеть.

8

Тема 1.1. Услуги розничной торговли, их классификация и качество. Виды розничной торговой сети и их характеристика.

Содержание учебного материала.

2

2

Розничная торговля. Органы управления и контроля в торговле. Понятие и  функции розничной торговой сети. Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети. Организационно-правовые формы торговых предприятий. Классификация предприятий розничной торговой сети по товарно-ассортиментному признаку. Классификация предприятий розничной торговой сети по стационарности. Классификация предприятий розничной торговой сети по формам торгового обслуживания покупателей. Структура розничной торговой сети. Классификация предприятий розничной торговой сети по структурно-функциональным параметрам. Классификация предприятий розничной торговой сети по ориентации на зону обслуживания. Классификация предприятий розничной торговой сети по видам предпринимательской деятельности.

Практическая работа № 1. «Розничная торговая сеть».

2

Тема 1.2. Типизация и специализация розничной торговой сети. Особенности технологических планировок организаций торговли.

Содержание учебного материала.

2

2

Виды предприятий розничной торговли. Характеристика предприятий розничной торговли по типам. Характеристика форм и видов интеграции торговых предприятий. Требования к планировке магазина. Требования к помещениям магазина. Виды торгово-технологического оборудования, используемого на розничных торговых предприятиях. Виды технологических планировок торгового зала. Основные показатели эффективности использования торговой площади.

Практическая работа № 2. Расчет экспозиционной и демонстрационной площади торгового зала.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.Тестирование.Подготовка сообщений.Решение профессиональных задач.Выполнение заданий практической работы, оформление практической работы.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка рефератов по одной из следующих тем:

  1. Научно-технический прогресс в розничной торговле.
  2. Особенности организации розничной торговли за рубежом.
  3. Современный дизайн магазинов различных типов.
  4. Особенности устройства торгового зала магазина самообслуживания.

4

Раздел 2. Основы  маркетинговой деятельности и менеджмента в торговле.

8

Тема 2.1.

Основы  маркетинговой деятельности и менеджмента в торговле.

Содержание учебного материала.

2

2

Основы маркетинговой деятельности в торговле. Методы изучения покупательского спроса. Конкурентоспособность товара. Формирование ассортимента товаров на розничных торговых предприятиях. Роль маркетинга в процессе продвижения товара. Основы маркетинга. Позиционирование товара. Группы потребителей. Маркетинговое понятие цены в процессе продвижения товара. Рекламные средства и их характеристика.

Принципы и функции менеджмента в торговле. Основы управления организацией, персоналом, материальными ресурсами, финансами, информацией. Современные технологии управления ассортиментом и товарными запасами.

Практическая работа № 3. Виды и средства торговой рекламы, специальные рекламные материалы.

2

Практическая работа № 4. Формирование ассортимента товаров в магазине.

2

Практическая работа № 5. Менеджмент в торговле.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Тестирование. Подготовка сообщений. Решение профессиональных задач. Выполнение заданий практической работы, оформление практической работы.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка рефератов по одной из следующих тем:

  1. Роль маркетинга в процессе продвижения товара.
  2. Критерии конкурентоспособности товара.
  3. Роль информации в торговле.
  4. Упаковка и дизайн товара: задачи и функции.
  5. Особенности оформления интерьера магазина.
  6. Применение освещения в торговле.

4

Раздел 3.Оперативные процессы на торговых предприятиях.

12

Тема 3.1. Основы товароснабжения в торговле. Технология приемки товаров.

Содержание учебного материала.

2

2

Договор поставки товара. Методы товароснабжения магазинов. Основные виды тары и тароматериалов. Особенности тарооборота. Приемка товаров  по количеству. Приемка товаров по  качеству. Приемка импортных товаров.

Практическая работа № 6. Товароснабжение розничной торговой сети.

2

Практическая работа № 7. Тара, тарные операции. Технология приемки товаров в магазине.

2

Тема 3.2. Технология хранения, подготовки товаров к продаже, размещения и выкладки товаров.

Содержание учебного материала.

2

2

Особенности хранения товаров. Товарные потери. Операции по подготовке товаров к продаже. Правила оформления ценников на реализуемые товары. Особенности подготовки к продаже отдельных видов товаров в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства РФ №55 «Правилами продажи отдельных видов товаров». Виды, способы и правила выкладки товаров. Рекомендации по размещению товаров. Особенности и значение организации выкладки и размещения товаров. Мерчандайзинг, его направления и характеристики.

Практическая работа № 8. Технология хранения и подготовки товаров к продаже.

2

Практическая работа № 9. Предварительная подготовка товаров к продаже.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Тестирование. Подготовка сообщений. Решение профессиональных задач. Выполнение заданий практической работы, оформление практической работы.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка рефератов по одной из следующих тем:

  1. Тарооборачиваемость.
  2. Организация закупки товаров.

4

Раздел 4. Правила торгового обслуживания и торговли товарами.

4

Тема 4.1. Правила продажи.

Содержание учебного материала.

2

2

Правила продажи товаров и культура торгового обслуживания населения. Примерные правила работы предприятия розничной торговли. Особенности и правила продажи отдельных видов товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 55. Особенности работы предприятия (отдела, секции) самообслуживания. Культура торгового обслуживания покупателей. Требования к обслуживающему персоналу предприятий розничной торговли. Общие требования к персоналу (по ГОСТ Р 51305-2009). Требования к конкретным должностям и профессиям обслуживающего персонала (по ГОСТ Р 51305-2009). Характеристика работ и знаний продавца непродовольственных и продовольственных товаров по ЕТКС. Квалификационные характеристики профессии «Продавец» по КС. Должностная инструкция.  Контроль качества обслуживания. Защита прав потребителей и правила продажи отдельных видов товаров.

Практическая работа № 10. Торговое обслуживание.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Тестирование. Подготовка сообщений. Решение профессиональных задач. Выполнение заданий практической работы, оформление практической работы.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка рефератов по одной из следующих тем:

  1. Применение различных форм обслуживания покупателей.
  2. Использование внемагазинных форм обслуживания.
  3. Особенности продажи некоторых видов товаров.
  4. Изучение статей закона РФ « О защите прав потребителя».
  5. Правила продажи алкогольной продукции.
  6. Правила работы торговых предприятий розничной торговли.

5

Итоговая аттестация: дифференцированный зачет.

2


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Организация и технология розничной торговли».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихcя;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-методической документации;
  • образцы упаковок продовольственных и непродовольственных товаров;
  • наглядные пособия;
  • комплект бланков документов учета кассовых операций.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением, DVD, мультимедийный проектор, экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 15 декабря 2008 года.
  2. Козюлина Н.С. Продавец, контролер-кассир: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 428 с.
  3. Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли: Учебник для начального профессионального образования по профессии «Продавец, контролер-кассир». – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 284 с.

Законодательные акты:

Конституция Российской федерации.

Закон Российской Федерации № 2300-1 о защите прав потребителей;

Кодекс Российской Федерации Об административных правонарушениях» от 12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ст. 14.5 КоАП РФ);

Правила продажи отдельных видов товаров.

ГОСТ Р 51773-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий.

«Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения по количеству № П-6»

«Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения по качеству № П-7»

Закон о рекламе.

Дополнительные источники:

Памбухчиянц О.В. Организация и технология розничной торговли: Учебник для студентов средних специальных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. – 450 с.

http://www. znaytovar. ru

http://www. commodity. ru

Журналы: «Российская торговля», «Современная торговля» и др.

Должностные инструкции в торговле. Справочник для руководителя и кадровика. – М.: «А-Приор». 2009. – 188с.

Памбухчиянц Г.Г. Пособие для продавца, М.: Экономика, 1987.

Ануфпиев Н.В., Федосеев А.А. Технология работы магазина: учебник для коп.проф.-техн. уч-щ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 1983. – 240 с.

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий – реферативных работ, докладов.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля преподавателем разработаны и утверждены фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки: тесты, перечень реферативных работ, докладов и критерии их оценки; вопросы для проведения дифференцированного зачета по дисциплине.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

устанавливать вид и тип организации торговли по идентифицирующим признакам

Текущий контроль: выполнение  практических работ, выполнение рефератов, докладов.

При выполнении практической работы все пункты, указанные в порядке выполнения выполнены и составлен отчет без ошибок оценка «5» не выполнено 1 задание и незначительные замечания в отчете «»; не выполнено 2 задания и допущены исправляемые ошибки – «3» не выполнено 3 и более заданий  и отчет составлен с грубыми нарушениями – «2».

определять критерии конкурентоспособности на основе покупательского спроса

Текущий контроль: выполнение  практических работ, выполнение рефератов, докладов.

При выполнении практической работы все пункты, указанные в порядке выполнения выполнены и составлен отчет без ошибок оценка «5» не выполнено 1 задание и незначительные замечания в отчете «»; не выполнено 2 задания и допущены исправляемые ошибки – «3» не выполнено 3 и более заданий  и отчет составлен с грубыми нарушениями – «2».

применять правила торгового обслуживания и правила торговли в профессиональной деятельности

Текущий контроль: выполнение  практических работ, выполнение рефератов, докладов.

При выполнении практической работы все пункты, указанные в порядке выполнения выполнены и составлен отчет без ошибок оценка «5» не выполнено 1 задание и незначительные замечания в отчете «»; не выполнено 2 задания и допущены исправляемые ошибки – «3» не выполнено 3 и более заданий  и отчет составлен с грубыми нарушениями – «2».

знания:

услуги розничной торговли, их классификация и качество

Текущий контроль: письменный опрос, тестирование, выполнение  докладов.

виды розничной торговой сети, их характеристика

При выполнении тестирования: 90-100% правильных ответов – «отлично»; 68-89% правильных ответов – «хорошо»; 50-67% правильных ответов – «удовлетворительно» 9% и менее правильных ответов – «неудовлетворительно».

типизацию и специализацию розничной торговой сети

Текущий контроль: устный опрос, тестирование, оценка выполнения заданий самостоятельной работы.

При устном ответе обучающийся: самостоятельно полностью раскрыл вопрос – «5»; при ответе не полностью раскрыл вопрос – «4»; ответил на вопрос с помощью преподавателя – «3»; не смог ответить на вопросы самостоятельно и с помощью наводящих  вопросов преподавателя – «2».

особенности технологических планировок организаций торговли

Текущий контроль: письменный опрос, экспертная оценка выполнения заданий самостоятельной работы.

основы маркетинговой деятельности и менеджмента в торговле

Текущий контроль: экспертная  оценка выполнения заданий для самостоятельной работы, устный опрос.

При устном ответе обучающийся: самостоятельно полностью раскрыл вопрос – «5»; при ответе не полностью раскрыл вопрос – «4»; ответил на вопрос с помощью преподавателя – «3»; не смог ответить на вопросы самостоятельно и с помощью наводящих  вопросов преподавателя – «2».

основы товароснабжения в торговле

Текущий контроль: устный опрос, тестирование.

При устном ответе обучающийся: самостоятельно полностью раскрыл вопрос – «5»; при ответе не полностью раскрыл вопрос – «4»; ответил на вопрос с помощью преподавателя – «3»; не смог ответить на вопросы самостоятельно и с помощью наводящих  вопросов преподавателя – «2».

При выполнении тестирования: 90-100% правильных ответов – «отлично»; 68-89% правильных ответов – «хорошо»; 50-67% правильных ответов – «удовлетворительно» 9% и менее правильных ответов – «неудовлетворительно».

основные виды тары и тароматериалов, особенности тарооборота

Текущий контроль: устный опрос, тестирование, оценка выполнения заданий самостоятельной работы.

При устном ответе обучающийся: самостоятельно полностью раскрыл вопрос – «5»; при ответе не полностью раскрыл вопрос – «4»; ответил на вопрос с помощью преподавателя – «3»; не смог ответить на вопросы самостоятельно и с помощью наводящих  вопросов преподавателя – «2».

технология приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, размещение и выкладка

Текущий контроль: устный опрос, тестирование, оценка выполнения заданий самостоятельной работы.

При устном ответе обучающийся: самостоятельно полностью раскрыл вопрос – «5»; при ответе не полностью раскрыл вопрос – «4»; ответил на вопрос с помощью преподавателя – «3»; не смог ответить на вопросы самостоятельно и с помощью наводящих  вопросов преподавателя – «2».

правила торгового обслуживания и торговли товарами

Текущий контроль: устный опрос, тестирование.

При устном ответе обучающийся: самостоятельно полностью раскрыл вопрос – «5»; при ответе не полностью раскрыл вопрос – «4»; ответил на вопрос с помощью преподавателя – «3»; не смог ответить на вопросы самостоятельно и с помощью наводящих  вопросов преподавателя – «2».

При выполнении тестирования: 90-100% правильных ответов – «отлично»; 68-89% правильных ответов – «хорошо»; 50-67% правильных ответов – «удовлетворительно» 9% и менее правильных ответов – «неудовлетворительно».

требования к обслуживающему персонала

Текущий контроль: устный опрос, тестирование, оценка выполнения заданий самостоятельной работы.

При устном ответе обучающийся: самостоятельно полностью раскрыл вопрос – «5»; при ответе не полностью раскрыл вопрос – «4»; ответил на вопрос с помощью преподавателя – «3»; не смог ответить на вопросы самостоятельно и с помощью наводящих  вопросов преподавателя – «2».

нормативная документация по защите прав потребителей

Текущий контроль: экспертная  оценка выполнения заданий для самостоятельной работы, устный опрос.

При устном ответе обучающийся: самостоятельно полностью раскрыл вопрос – «5»; при ответе не полностью раскрыл вопрос – «4»; ответил на вопрос с помощью преподавателя – «3»; не смог ответить на вопросы самостоятельно и с помощью наводящих  вопросов преподавателя – «2».

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент  результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (оценка)

Вербальный аналог

90-100

5

Отлично

80-89

4

Хорошо

70-79

3

Удовлетворительно

менее 70

2

Неудовлетворительно

Разработчик:

БПОУ «Седельниковское училище №65»               мастер п/о                   М.В. Морозова

                                       (место работы)                                                   (занимаемая должность)                     (инициалы, фамилия)

Эксперты:

__________________              _______________________             ______________________

                 (место работы)                                            (занимаемая должность)                                              (инициалы, фамилия)

__________________              _______________________             ______________________

                 (место работы)                                            (занимаемая должность)                                              (инициалы, фамилия)