учебная программа по микробиологии
рабочая программа на тему

Веселова Ирина Сергеевна

рабочая программа по предмету Микробиология предприятий общественного питания для студентов 1курса по профессии "Повар, кондитер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mikrobiologiya.docx44.16 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Вологодской области

Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Вологодской области «Вологодский политехнический техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ СПО ВО «Вологодский

Политехнический техникум»

__________________  /М.В. Кирбитов /

Приказ № ___________________

«_____»________________20___г.    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве

260807.01 «Повар, кондитер»

Кубенское

2013 г.

Программа учебной дисциплины  разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов  (далее – ФГОС) по профессии среднего  профессионального образования (далее – СПО)

260807.01                Повар, кондитер

Организация-разработчик:

БОУ СПО ВО «Вологодский политехнический техникум»

Разработчик:

Веселова И.С. преподаватель спецдисциплин

Рассмотрено и рекомендовано к использованию на заседании методического объединения преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения

Протокол № _____ от «____»_________________20___г.

Председатель МО _________________ Н.В. Соколова

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                           Стр

1.  ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  МОДУЛЯ                             4

2. СТРУКТУРА  И  СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                     6                                                                                                                  

3. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ       УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                          12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ

    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                   13

                                                                     

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве

  1. Область применения  программы

           Программа общепрофессиональной дисциплины  является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФОГС по профессии среднего профессионального образования  260807.01 повар-кондитер.

           Программа учебной дисциплины может быть использована  в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)  и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:

16675 «Повар», 12901 «Кондитер»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения

дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен  уметь:

- соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования при приготовлении  

  пищи;

- производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;

- готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;

- выполнять простейшие микробиологические исследования и давать оценку

  полученных результатов.

  В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные группы микроорганизмов;

- основные пищевые инфекции и пищевые отравления;

- возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом  производстве;

- санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, одежде;

- правила личной гигиены работников пищевых производств;

- классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки их  хранения;

- правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

Формируемые компетенции (общие (ОК) и профессиональные (ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.  Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.

ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов.

ПК 2.1. Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров.

ПК 2.2. Готовить и оформлять каши и гарниры из круп и риса, простые блюда из бобовых и кукурузы.

ПК 2.3. Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий.

ПК 2.4. Готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога.

ПК 2.5. Готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем.

ПК 3.1. Готовить бульоны и отвары.

ПК 3.2. Готовить простые супы.

ПК 3.3. Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.

ПК 3.4. Готовить простые холодные и горячие соусы.

ПК 4.1. Производить обработку рыбы с костным скелетом.

ПК 4.2. Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом.

ПК 4.3. Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом.

ПК 5.1. Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов и домашней птицы.

ПК 5.2. Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы.

ПК 5.3. Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов.

ПК 5.4. Готовить и оформлять простые блюда из домашней птицы.

ПК 6.1. Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями.

ПК 6.2. Готовить и оформлять салаты.

ПК 6.3. Готовить и оформлять простые холодные закуски.

ПК 6.4. Готовить и оформлять простые холодные блюда.

ПК 7.1. Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда.

ПК 7.2. Готовить простые горячие напитки.

ПК 7.3. Готовить и оформлять простые холодные напитки.

ПК 8.1. Готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия и хлеб.

ПК 8.2. Готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия.

ПК 8.3. Готовить и оформлять печенье, пряники, коврижки.

ПК 8.4. Готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные полуфабрикаты.

ПК 8.5. Готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные.

ПК 8.6. Готовить и оформлять фруктовые и легкие обезжиренные торты и пирожные.

1.4.  Рекомендуемое количество часов на освоение  программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -  85  часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -   57 часов;

самостоятельной работы обучающегося -   28 часов.

  1. СТРУКТУРА  И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и вида учебной работы

Вид учебной  работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

85

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

57

В том числе:

              лабораторные работы

10

             практические работы

7

              контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

1


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел  1. Микробиология в пищевом производстве

19

Тема 1.1.  Морфология и физиология микроорганизмов

Содержание

10

1

1

1

1

2

2

1.

Морфология микроорганизмов.

Понятие о микробиологии. Бактерии, дрожжи, грибы, вирусы.

2

2.

Физиология микроорганизмов.

Химический состав микробной клетки. Обмен веществ. Питание микроорганизмов. Рост микробной культуры.

3.

Распределение микроорганизмов в природе.

Условия, влияющие на распределение микробов в природе (географические, климатические).Микрофлора почвы, воды, воздуха, тела человека. Роль микробов в круговороте веществ.

4.

Влияние внешней среды на микроорганизмы.

Внешняя среда. Физические факторы (температура, влажность, излучение); химические факторы (кислотность, действие ядовитых веществ, действие ингибиторов); биологические факторы (симбиоз, метабиоз, паразитизм, антагонизм).

Лабораторные работы:

  1. Знакомство с оборудованием лаборатории. Микроскоп, его устройство, правила работы с ним.
  2. Приготовление препаратов для микроскопирования. Изучение морфологии бактерий, грибов, дрожжей.

5.

Биологические процессы, происходящие в пищевых продуктах

с участием микроорганизмов.

Микробиология важнейших пищевых продуктов. Процессы порчи продуктов (брожение, гниение, плесневение), течение, возбудители.

Виды брожения (маслянокислое, молочнокислое, спиртовое, спонтанное (самопроизвольное)) и их хозяйственная роль. Практическое значение процессов гниения.

Лабораторные работы:

  1. Органолептическая  оценка качества и  определение подъемной  силы  прессованных дрожжей.
  2. Питательные среды и методы стерилизации.

1

1

Самостоятельная работа.

Подготовка реферата по теме «Учение А. Левенгука, Л. Пастера. Творческий вклад в микробиологию русских ученых», «История развития микробиологии», «Роль отечественных ученых в развитии микробиологии», «Распространение микроорганизмов в природе».

Подготовка сообщения «Практическое применение микробиологии».

Тестовые задания  по теме «Морфология и физиология микроорганизмов»

4

3

1

Тема 1.2  Пищевые инфекции и пищевые отравления

Содержание

8

2

1

3

1.

Пищевые инфекции.

Понятие инфекция. Источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве. Патогенные микроорганизмы, их свойства. Инфекционная болезнь, условия ее возникновения. Пути передачи инфекции. Защитные силы организма в борьбе с инфекциями. Разновидности инфекционных заболеваний (пищевые инфекции, пищевые отравления бактериального и небактериального происхождения, гельминтозы)

Острые кишечные инфекции: дизентерия, холера, брюшной тиф. Характеристика заболеваний, возбудители, меры профилактики.

Зоонозы. Пути заражения человека. Характеристика возбудителей, симптоматика Меры профилактики бруцеллеза, туберкулеза, сибирской язвы, гепатита А.

2

Практические занятия.

Разработка мероприятий по профилактике пищевых инфекций.

2.

Пищевые отравления.

Пищевые токсикоинфекции. Симптоматика сальмонеллеза, меры профилактики.

Бактериальные токсикозы: ботулизм, стафилококковое отравление. Симптомы, меры профилактики. Микотоксикозы: эрготизм, фузариоз, афлотоксикоз. Возбудители, симптомы, меры профилактики.

Пищевые отравления немикробного характера: продуктами, ядовитыми по природе; продуктами временно ядовитыми; продуктами с ядовитыми примесями. Меры профилактики.

Глисты (гельминты) – простейшие черви, паразиты органов и тканей человека и животных. Стадии развития гельминтов. Разновидности гельминтов (аскарида, широкий лентец, бычий цепень, эхинококки), заболевания, вызываемые ими; меры профилактики гельминтов.

2

Практические занятия:

  1. Анализ расследования пищевых отравлений.
  2. Разработка мероприятий по профилактике пищевых отравлений.

2

Самостоятельная работа.

Подготовка реферата по теме ««Причины заражения пищевых продуктов и их последствия», «Факторы, способствующие возникновению инфекционного процесса», «Личная гигиена больного и здорового человека».

Тестовые задания  по теме «Пищевые инфекции и пищевые отравления»

4

1

Раздел 2. Санитария и гигиена в пищевом производстве

35

Тема 2.1.  Санитарные требования к содержанию предприятий общественного питания

Содержание

16

4

2

4

4

1. Санитарно-технологические требования к помещениям, инвентарю, посуде.

Понятие гигиены и санитарии, производственной санитарии. Санитарно-технологические требования к помещениям, инвентарю пищевых предприятий. Режим уборки производственных, складских, помещений. Требования к инвентарю для уборки. Требования к кухонной посуде. Режим мытья. Требования к столовой посуде. Материалы для изготовления. Режим мытья.

2

Лабораторные работы:

1. Санитарно-бактериологическое исследование смывов с инвентаря, оборудования, посуды.

2. Подготовка  растворов дезинфицирующих и моющих средств для обработки инвентаря, оборудования, посуды.

2.Классификация моющих средств.

Классификация моющих средств: моющие и дезинфицирующие средства. Правила применения моющих и дезинфицирующих средств, условия и сроки их хранения.

2

3. Правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

Понятие дезинфекция, дезинсекции, дератизации. Правила проведения дезинсекции, дератизации, дезинфекции.

2

Лабораторные работы:

Подготовка растворов дизенфицирующих и моющих средств для обработки инвентаря, оборудования, посуды.

2

Самостоятельная работа.

Подготовка реферата  по теме «Охрана окружающей среды. Мероприятия по борьбе с загрязнением», «Современные дезинфицирующие средства».

Составить схему «Приготовление дезинфицирующих растворов и их хранение».

3

2

Тема 2.2.   Личная гигиена работников предприятий общественного питания.

Содержание

6

1. Личная гигиена работников предприятий общественного питания.

Личная гигиена работников пищевых предприятий: понятие личной гигиены. Гигиенические требования к содержанию тела, рук, полости рта, к санитарной одежде. Медицинское освидетельствование работников п.о.п., документы. Предохранительные прививки, их значение.

4

2

Лабораторные  работы:

1. Санитарно-бактериологическое исследование смывов с рук персонала, одежды.

2

Самостоятельная работа.

Тестовые задания  по теме «Личная гигиена работников предприятий общественного питания».

Подготовка реферата  по теме  «Санитарная и специальная одежда работников пищевого производства».

2

3

Тема 2.3. Санитарные требования при приготовлении пищи, к реализации готовой пищи и обслуживанию посетителей.

Содержание

14

1. Санитарные требования к оборудованию, инвентарю, таре, посуде на предприятиях общественного питания.

Санитарные требования к оборудованию. Санитарные требования к инвентарю.

Санитарные требования к таре и упаковке. Санитарные требования к посуде.

2. Санитарные требования к транспортировке и хранению пищевых продуктов.

Санитарные требования к транспортировке продуктов. Санитарные правила приема продуктов.

Санитарная экспертиза пищевых продуктов. Признаки недоброкачественности продуктов.

Санитарные требования к складским помещениям. Правила хранения пищевых продуктов.

3. Санитарные требования к  кулинарной обработке продуктов.

Физиологическое и санитарно-гигиеническое значение кулинарной обработки. Санитарные требования к механической кулинарной обработке продуктов.

Санитарные требования к тепловой кулинарной обработке продуктов.

Санитарные требования к приготовлению холодных блюд.

Санитарные требования к приготовлению  кондитерских изделий.

4. Санитарный контроль качества готовой пищи.  

Санитарные требования к раздаче и реализации готовой пищи.

Санитарные требования к обслуживанию потребителей.

2

3

5

2

2

Практическая  работа:

  1. Работа с нормативно-технической документацией.

2

Практическая  работа:

  1. Решение ситуативных задач.

2

Самостоятельная работа.

Подготовка реферата  по теме «Виды и возбудители порчи рыбы при хранении и переработке», «Микрофлора  рыбы  при  ее  копчении,  посоле,  мариновании,  вялении», «Микробиология квашеных и соленых плодов и овощей», «Микробиология баночных консервов», «Микробиологическое обоснование правил  транспортировки, хранения и реализации кондитерских и кулинарных изделий».

5

Дифференцированный зачет

1

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требование к минимальному материально-техническому обеспечению

        

Реализация учебной дисциплины предполагает наличие лаборатории

-микробиологии, санитарии и гигиены

Оборудование лаборатории:

- посадочные  места  по наличию обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения

 - компьютер, мультимедийный проектор, сканер, принтер.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Мармузова Л.В.Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности.  М.: Академия,  2006 г.

2. Фатыхов Д.Ф. Охрана труда в торговле, общественном питании, пищевых производствах, в малом бизнесе и в быту. М.: Академия, 2007 г.

Дополнительные источники:

1. Матюхина З.П.  Основы физиологии питания, санитарии и гигиены.  М.: Профобриздат,  2004 г.

Электронные ресурсы:

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, освоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования при приготовлении  

  пищи;

тестовые задания, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа.

- готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;

тестовые задания, лабораторные работ,

внеаудиторная самостоятельная работа.

- производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;

тестовые задания, лабораторные работы,

внеаудиторная самостоятельная работа

- выполнять простейшие микробиологические исследования и давать оценку полученных результатов.

тестовые задания, лабораторные работы,

внеаудиторная самостоятельная работа.

Знания:

- основные группы микроорганизмов;

тестовые задания, лабораторные работы,

внеаудиторная самостоятельная работа.

- основные пищевые инфекции и пищевые отравления;

тестовые задания, лабораторные работы,

внеаудиторная самостоятельная работа.

- возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве;

тестовые задания, лабораторные работы,

внеаудиторная самостоятельная работа.

- санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, одежде;

тестовые задания, лабораторные работы,

внеаудиторная самостоятельная работа.

- правила личной гигиены работников пищевых производств;

тестовые задания, лабораторные работы,

внеаудиторная самостоятельная работа.

- классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки их  хранения;

тестовые задания, лабораторные работы,

внеаудиторная самостоятельная работа.

- правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

тестовые задания, лабораторные работы,

внеаудиторная самостоятельная работа.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 42»

УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ НПО ВО

«Профессиональное училище № 42»

___________  /Барашкова Г.Н. /

«____»_______________2013 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве

2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 260807.01 «Повар, кондитер»

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОвы МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ       Программа учебной дисциплины Основы микробиологии, санитарии и ги...

Презентация по учебной дисциплине "Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве" на тему "Вирус Эбола"

Презентация по учебной дисциплине "Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве"...

Программа учебной дисциплины "Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве"

Программа учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве»  является частью  программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГ...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы микробиологии и иммунологии" Специальность - 34.0201 Сестринское дело

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИМММУНОЛОГИИ основной профессиональной образовательной программы специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело Базовый уровень СПО

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по специальности  34.02.01  С...