Методическое пособие для студентов. Тема: "Ручные работы"
методическая разработка на тему

Копылова Александра Павловна

Методическое пособие для студентов. Тема: "Ручные работы" разработано с учетом программы по профессии "Художник по костюму" 4 года обучения ПМ 03

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_tema_ruchnye_raboty.doc951 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Колледж Петербургской моды" (СПб ГБ ПОУ КПМ)

Методическое пособие для студентов

По предмету «Учебная практика»

ПМ 03  

Технологическая обработка изделий и выполнение их в материале  

Тема: 2 УП Ручные работы

для подготовки квалифицированных рабочих и служащих

по профессии начального профессионального образования

262019.01 - "Художник по костюму"

Подпись

Дата

Разработала

Мастер п/о

Копылова А.П.

Рассмотрено на заседании МК

Преподаватель

Краснова Е.Н.

Утверждено на заседании методического совета

Протокол №_______от

«_____»__________2014г.

Заместитель директора по УМР

Иванкова М.В.

Санкт-Петербург 2014

Пояснительная записка

Технологический процесс изготовления одежды (технология шитья) — это изменение формы, размеров, частично и физических свойств обрабатываемых материалов (деталей, узлов) при соблюдении определенной последовательности выполнения операций с целью придания одежде необходимой объемной формы. Технологической процесс изготовления одежды определяет рациональную последовательность выполнения отдельных операций (работ), осуществляемых в различных цехах предприятия. 

Детали швейных изделий соединяют между собой одной или несколькими нитками. Это соединение называют стежком. Повторяющиеся один за другим стежки образуют строчку. Строчки, скрепляющие несколько деталей, образуют шов. 

Тема программы «Ручные стежки и строчки» первая в списки изучаемого материала.

В основу классификации ручных стежков и строчек положен характер переплетения в них ниток и расположения стежков на материале (прямые, косые, крестообразные, петлеобразные, петельные), а строчки, выполняемые с применением указанных стежков, названы по своему назначению – сметочные, заметочные, выметочные, подшивочные и др.

В результате выполнения данной темы студент должен уметь:

-анализировать рациональные методы технологической обработки;

-применять современные перспективные способы технологической обработки изделий одежды;

-применять по назначению технологическое оборудование и средства малой механизации;

-определять и устранять выявленные дефекты.

В результате выполнения данной темы студент должен знать:

- классификацию ручных и машинных работ;

- правила безопасного труда на производстве;

-принципы контроля качества обработки деталей, узлов и готового изделия

В результате выполнения данной темы студент должен овладеть следующими ПК и ОК:

ПК 3.4.

Применять современные методы и приемы при обработке изделий

одежды.

ПК 3.5.

Применять по назначению современные виды оборудования,

специальных устройств, приспособлений, средств малой механизации при

выполнении технологических операций.

ПК 3.6.

Контролировать качество обработки деталей, узлов, готового

изделия.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Цель работы: 

  1. закрепить теоретические знания строения ручных стежков и строчек;
  2. научиться выполнять ручные стежки и строчки.

Материалы и инструменты: 

  1. методические рекомендации по выполнению ручных стежков и строчек;
  2. образцы ручных стежков и строчек;
  3. образцы ткани гладкокрашеной средней толщины для выполнения работы;
  4. инструменты для ручных работ.

Вопросы для повторения теоретического материала:

  • Что такое «СТЕЖОК»?
  • Что такое «ДЛИНА СТЕЖКА»?
  • Что такое «СТРОЧКА»?
  • Что такое «ШОВ?

Ответы:

  • СТЕЖОК - это законченный цикл переплетения нитей на поверхности ткани между двумя проколами иглы.
  • ДЛИНА СТЕЖКА - расстояние между началом и концом стежка.
  • СТРОЧКА - это ряд повторяющихся однородных стежков.
  • ШОВ - это скрепление двух или нескольких деталей с помощью строчек.

Безопасные условия труда:

  • При выполнении ручных работ:
  • 1.Привести в порядок рабочую одежду и убрать волосы.
  • 2. Привести в порядок рабочую поверхность, убрать всё лишнее.
  • 3. Выполнять ручные работы сидя за столом, примерку стоя.
  • 4. При складывании изделий убедиться, что в них нет иголок.
  • 5. Иглы и булавки держать в определённом месте (магнит и игольница).
  • 6. При работе с иглой обязательно надевать напёрсток.
  • 7. Не класть ножницы в карман и на край стола, держать их в закрытом виде.
  • 8. Не пользоваться лезвием без специального держателя.
  • 9. Не отвлекаться от работы посторонними разговорами.
  • 10. После окончания работ убрать рабочее место.

Классификация ручных стежков и строчек

http://texttotext.ru/images/stories/metoda015/07.jpg


Классификация стежков:

Прямые стежки:

  • Применяется для временного соединения двух деталей между собой.
  • Длина стежка L=1-5см в зависимости от назначения и свойств ткани.

Косые стежки:

  • Косые намёточные и вымёточные стежки –стежки временного назначения L=0,5-1,5см.
  • При их использовании исключается сдвиг тканей относительно друг друга.

Петлеобразные строчки:

Стачные:

Постоянного назначения для соединения деталей. Данная строчка имитирует машинную. L=0,2-0,4см

Размёточные:

Постоянного назначения для соединения деталей. L=1,5-2,0см.

Подшивочные:

Постоянного назначения для подшивания подогнутых внутрь краёв деталей,n=3-4 стежка в 1см.                                                                                                              

Крестообразные

Постоянного назначения. Выполняются слева на право, L=0,5-0,7см частота 1-2 в 1см.

Петельные

Постоянного назначения, применяются для вымётывания петель и обмётывания срезов. Частота стежков в 1см 5-6 при обмётывании и 12-15 при вымётывании.

Пришивание фурнитуры:

Пришивание пуговицы на стойке:

  • нитками в цвет ткани;
  • 4-5 основных стежка, 2-3 закрепительных.

Пришивание пуговицы с отверстиями:

  • нитками в цвет пуговицы;
  • 3-4 стежка в каждую пару отверстий, нитяную стойку обвивают 3-4 витками и 2-3 закрепительных стежка.

Пришивание крючков и петель:

  • нитками в цвет ткани;
  • в трёх местах, 4-5 основных стежка, 2-3 закрепительных.

ТЕРМИНОЛОГИЯ   РУЧНЫХ  РАБОТ

Термин

Определение

Область применения

Сметывание

Соединение двух деталей, примерно равных по величине, по намеченным линиям, стежками временного назначения.

Сметывание боковых и плечевых

срезов, передних и локтевых срезов

рукавов  и т.д.

Наметывание

Соединение двух деталей, наложенных одна на другую, стежками временного назначения.

Наметывание накладного кармана

на полочку, верхнего воротника

на нижний и т.д.

Приметывание

Соединение мелкой детали с крупной или не основной с основной, стежками временного назначения.

Приметывание манжеты к рукаву,

кокетки к основной детали,

пояса к юбке, деталей прорезных

карманов к основной детали и т. д.

Заметывание

Закрепление подогнутого среза детали, складок, вытачек стежками временного назначения.

Заметывание низа изделия и рукавов,

припуска складок и т.д.

Подшивание

Прикрепление подогнутого края  детали стежками постоянного назначения, не заметными с лицевой стороны.

Подшивание низа рукавов,

низа изделия  и т. д.

Обметывание

Обработка среза детали стежками постоянного назначения для предохранения от осыпания.

Обметывание боковых и плечевых

срезов, петель и т.д.

Вметывание

Соединение двух деталей по овальному контуру стежками временного назначения.

Вметывание воротника в горловину, рукав в пройму  и т.д.

Выметывание

Закрепление обтачанного и вывернутого края детали стежками временного назначения с образованием канта или расположением шва на сгибе.

Выметывание краев  воротника,

клапана, борта и. д.

Пришивание

Соединение фурнитуры и деталей отделки с основной деталью

Пришивание пуговиц, крючков, кнопок.


Технические требования к ручным стежкам и строчкам

Ручные стежки применяют только в тех случаях, когда выполнение операции машинным способом не представляется возможным.

Ручные стежки выполняют с помощью швейных игл диаметром от 0,6 до 1,8 мм, длиной от 30 до 80 мм (№ 1 - 12). Размеры и назначение игл по номерам приведены в таблице.

Таблица - Характеристика и назначение ручных швейных игл

Номер иглы

Диаметр, мм

Длина, мм

Номер хлопчатобумажных ниток

Назначение

1

0,6

35

80 – 100

Для шитья тонких и легких хлопчатобумажных и шелковых тканей

2

3

0,7

0,7

30

40

80 – 100

80 – 100

Для шитья легких хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных тканей, а также тканей средней толщины: трико, легких камвольных и т. п.

3

0,7

40

50 - 80

Для шитья синтетических тканей

4

5

6

7

0,8

0,8

0,9

0,9

30

40

35

45

50 – 80

50-60

40-50

30-40

Для шитья тканей средней плотности и толщины (шерстяных костюмных, хлопчатобумажных тканей одежной группы и др.)

7

0,9

45

10-30

Для пришивания пуговиц, крючков и пр. на плотных и средних по плотности тканях

8

9

10

1,0

1,0

1,2

40

50

50

30 – 40

30 – 40

30 - 40

Для шитья грубошерстных тканей одежной группы

11

12

1,6

1,8

75

80

10 – 20

10 - 20

Для шитья брезента, парусины и пр.


Контрольные вопросы

К теме «Ручные стежки и строчки»

  1. Прямые стежки применяют при выполнении операции:

а) смётывания;

б) подшивания;

в) обмётывания.

  1. Для выполнения смётывания детали складывают:

 а) лицевыми сторонами внутрь;

 б) изнаночными сторонами внутрь;

 в) изнаночную сторону одной детали на лицевую сторону     другой;

  1. Слева направо прокладывают:

а) косые обмёточные стежки;

б) крестообразные подшивочные стежки;

в) петлеобразные стачные стежки.

  1. Нитками в цвет ткани выполняют:

  а) прямые смёточные стежки;

  б) потайные подшивочные стежки;

  в) косые вымёточные стежки.

  1. Нижнюю деталь захватывают иглой на половину толщины ткани при выполнении :

а) вымётывании краёв детали;

б) смётывании деталей;

в) подшивочных работ.

№ вопроса

А

Б

В

1

2

3

4

5

№ вопроса

А

Б

В

1

2

3

4

5

№ вопроса

А

Б

В

1

2

3

4

5

№ вопроса

А

Б

В

1

2

3

4

5

№ вопроса

А

Б

В

Ответы на контрольные вопросы

К теме № 1.

А

Б

В

1

*

2

*

3

*

4

*

5

*


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для студентов "Арифметические и логические основы работы компьютера"

В методическом пособие представлен теоретический и практический материал дисциплины «Информатика и ИКТ» по теме «Арифметические и логические основы работы компьютера»....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО программе профессионального модуля ПМ. 08.Выполнение работ по профессии бармен в горно-туристских комплексах

Методические рекомендации предназначены для студентов, осуществляющих обучение по профессиональной образовательной программе «Выполнение работ по профессии бармен в горно-туристских комплексах», включ...

Как лучше усвоить учебный материал: основы рациональной работы с текстом. Методическое пособие для студентов.

В методическом пособии в краткой форме раскрываются основы рациональной работы с учебными, научными и нормативными текстами, базовые умения и апробированные способы качественного усвоения учебного мат...

Учебно-методическое пособие для ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ( для студентов заочного отделения )

В учебно-методическом пособии четко прописаны требования к ответам на вопросы, описаны требования к оформлению работы для студентов заочного отделения технических специальностей среднего специального ...

Методическое пособие для студентов и преподавателей по организации и выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Рисунок и живопись» для специальности среднего профессионального образования 07.02.01 Архитектура

Данная методическая разработка ориентирована на студентов 2-4 курсов, изучающих дисциплину "Рисунок и живопись" в соответствии с рабочей программой дисциплины и учебным планом для специальности 07.02....

Учебно - методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений " ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по МДК 05.01 Технология работ по профессии Кассир"

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙпо МДК 05.01 Технология работ по профессии КассирПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих учебно - методическое пособие для с...