Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности"
методическая разработка на тему

МУ по вср

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_po_sam._rab._dou.docx44.49 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное  образовательное учреждение

«Сестрорецкий лицей имени С.И. Мосина»

                                                        УТВЕРЖДАЮ

                        Директор СПб ГБ ПОУ

«СЛ имени С.И. Мосина»

                     _____________Минина Т.Д.

                                                                «___»____________2016 г.

Методические указания

для обучающихся

по выполнению самостоятельной работы

по дисциплине

 «Документационное обеспечение профессиональной деятельности»

Разработчик: Кугаро И.В.

Мастер п/о

Рассмотрено и одобрено

на заседании МК

профессионального цикла

Протокол №  _  

от " __ "  ___    2016г.

Председатель МК

______________Кугаро И.В.

2015

Оглавление

Введение        

Пояснительная записка        

Введение

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Документационное обеспечение профессиональной деятельности» предназначены для студентов, обучающихся по специальности 43.02.01 ««Организация обслуживания в общественном питании».Задания определяются преподавателем и охватывают учебный материал, который не рассматривается на аудиторных занятиях или требует более подробного изучения.

Преподавателем  разработаны различные виды самостоятельной внеаудиторной работы, даны рекомендации  по их выполнению, указано информационное обеспечение,  составлены контрольные вопросы и определены формы контроля.

При разработке Методических указаний использовались различные пособия по учебной дисциплине «Документационное обеспечение профессиональной деятельности». Содержание самостоятельных работ устанавливается во взаимосвязи с теоретическими и практическими материалами учебных дисциплин «Право» и «Экономика».

Методические указания предназначены для обучающихся IІ курса, обучающихся по специальности среднего  профессионального образования 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании».

Пояснительная записка

В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим меняются подходы к планированию, организации учебно-воспитательной работы, в том числе самостоятельной работы студентов. Прежде всего, это касается изменения характера и содержания учебного процесса, переноса акцента на самостоятельный вид деятельности, который является не просто самоцелью, а средством достижения глубоких и прочных знаний, инструментом формирования у студентов активности и самостоятельности.

Цели самостоятельной работы:

  • приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
  • углубление и расширение  знаний;
  • выработка  умения применять знания в решении учебных и практических задач;
  • формирование  умений и навыков практического характера;
  • формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной внеаудиторной работе, в которой студент становится активным субъектом обучения, что означает:

- способность занимать в обучении активную позицию;

- готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;

- умение проектировать, прогнозировать и планировать учебную деятельность;

-привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;

- осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.

Формы самостоятельной внеаудиторной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины и учебными задачами. Они тесно связаны с теоретическим курсом  по дисциплине «Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности».

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения студентами учебного материала;
  • умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • сформированность общеучебных умений;
  • умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление материала в соответствии с требованиями;
  • умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
  • умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
  • умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
  • умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

Перечень самостоятельных работ по дисциплине «Документационное обеспечение профессиональной деятельности»

№ п/п

Наименование самостоятельной работы

Кол-во часов

Самостоятельная работа обучающихся № 1. Подготовка презентации на тему: «Документооборот ресторана »

6

Самостоятельная работа обучающихся  № 2. Подготовка фирменного бланка предприятия общественного питания

2

Самостоятельная работа обучающихся № 3.  Изучение ГОСТ Р 51141-98,  Р 6.30-2003 (конспект)

2

Самостоятельная работа  № 4. Составление кроссворда по теме "Виды договоров на предприятии общественного питания"

4

Самостоятельная работа № 5. Подготовка рефератов и докладов по теме: «Современные системы управления документооборотом в гостиничном бизнесе»

4

Самостоятельная работа  № 6. Подготовка фирменных бланков для гостиницы. Составление кроссворда по  теме «Документооборот  на предприятии»

6

Общие требования к выполнению и оформлению самостоятельной  работы

Все результаты самостоятельных  работ должны быть собраны в папке с титульным листом (Приложение № 1)

Система контроля качества выполнения самостоятельной работы

  1. Лист контроля выполнения самостоятельных  работ по результатам изучения дисциплины студент вкладывает в Портфолио документов и достижений, которое предъявляет на экзамене для подтверждения освоения общих и профессиональных компетенций. Лист контроля распечатывается каждым студентом индивидуально (Приложение № 2)
  2. Для допуска у экзамену необходимо выполнение  70 % (4 из 7 ) практических работ
  3. Все самостоятельные  работы оцениваются по пятибалльной системе
  4. Критериями оценивания является полнота  данных полученных в ходе выполнения конкретных самостоятельных работам

Рекомендации по созданию и оценке учебно-образовательных презентаций MicrosoftPowerPointowerPoint

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

Рекомендации по созданию презентации

Общие требования к презентации:

  • Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
  • Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора,  где работает автор проекта и его должность, также необходимо указывать фамилию преподавателя
  • Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
  • Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
  • последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Практические рекомендации по созданию презентаций

Создание презентации состоит из трех этапов:

                   I.      Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.Планирование презентации включает в себя:

1.      Определение целей.

2.      Сбор информации об аудитории.

3.      Определение основной идеи презентации.

4.      Подбор дополнительной информации.

5.      Планирование выступления.

6.      Создание структуры презентации.

7.      Проверка логики подачи материала.

8.      Подготовка заключения.

                 II.      Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

              III.      Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль

         Соблюдайте единый стиль оформления

         Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

         Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета

         На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

         Для фона и текста используйте контрастные цвета.

         Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Таблица сочетаемости цветов в приложении.

Анимационные эффекты

         Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

         Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации:

Содержание информации

 

         Используйте короткие слова и предложения.

         Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

         Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

         Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

         Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

         Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

         Для заголовков – не менее 24.

         Для информации не менее 18.

         Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

         Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

         Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

         Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

         Следует использовать:

o        рамки; границы, заливку;

o        штриховку, стрелки;

o        рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

         Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

         Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

  • с текстом;
  • с таблицами;
  • с диаграммами.

 

Рекомендации по написанию  рефератов и  их оценке

Реферат это одна из форм устной итоговой аттестации. Реферат – это самостоятельная исследовательская работа, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды не нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер.

Автор реферата должен продемонстрировать достижение им уровня мировоззренческой, общекультурной компетенции, т.е. продемонстрировать знания о реальном мире, о существующих в нем связях и зависимостях, проблемах, о ведущих мировоззренческих теориях, умении проявлять оценочные знания, изучать теоретические работы, использовать различные методы исследования, применять различные приемы творческой деятельности.

1. Необходимо правильно сформулировать тему, отобрать по ней необходимый материал.

2. Использовать только тот материал, который отражает сущность темы.

3. Во введении к реферату необходимо обосновать выбор темы.

4. После цитаты необходимо делать ссылку на автора, например [№произведения по списку, стр.].

5. Изложение должно быть последовательным. Недопустимы нечеткие формулировки, речевые и орфографические ошибки.

6. В подготовке реферата необходимо использовать материалы современных изданий не старше 5 лет.

7. Оформление реферата (в том числе титульный лист, литература) должно быть грамотным.

8. Список литературы оформляется с указанием автора, названия источника, места издания, года издания, названия издательства, использованных страниц.

Требования к оформлению реферата

- Изложение текста и оформление реферата выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 2001, ГОСТ 2.105 – 95 и ГОСТ 6.38 – 90. Страницы текстовой части и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327-60.

- Реферат должен быть выполнен любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера на одной стороне бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков не менее 1.8 (шрифт Times New Roman, 14 пт.).

- Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,25 см.

- Выравнивание текста по ширине.

- Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя выделение жирным шрифтом, курсив, подчеркивание.

- Перенос слов недопустим!

- Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

- Подчеркивать заголовки не допускается.

- Расстояние между заголовками раздела, подраздела и последующим текстом так же, как и расстояние между заголовками и предыдущим текстом, должно быть равно 15мм (2 пробела).

- Название каждой главы и параграфа в тексте работы можно писать более крупным шрифтом, жирным шрифтом, чем весь остальной текст. Каждая глава начинается с новой страницы, параграфы (подразделы) располагаются друг за другом.

- В тексте реферат рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.

- Перечисления, встречающиеся в тексте реферата, должны быть оформлены в виде маркированного или нумерованного списка.

- Все страницы обязательно должны быть пронумерованы. Нумерация листов должна быть сквозной. Номер листа проставляется арабскими цифрами.

- Нумерация листов начинается с третьего листа (после содержания) и заканчивается последним. На третьем листе ставится номер «3».

- Номер страницы на титульном листе не проставляется!

- Номера страниц проставляются в центре нижней части листа без точки. Список использованной литературы и приложения включаются в общую нумерацию листов.

- Рисунки и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию листов и помещают по возможности следом за листами, на которых приведены ссылки на эти таблицы или иллюстрации. Таблицы и иллюстрации нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать рисунки и таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы (рисунка) состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой

Конспект и правила его составления

Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.

Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.

В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

- цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

- передача основных мыслей текста «своими словами»;

- смешанный вариант.

Все варианты предполагают использование сокращений.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:

  1. проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;
  2. выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;
  3. записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

Разделяют четыре вида конспектов:

- текстуальный

- плановый

- свободный

- тематический.

Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку.

Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

Плановый – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста.

Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. 

Как составлять конспект:

  1. Определите цель составления конспекта.
  2. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.
  3. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
  4. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
  5. Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.
  6. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите  своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и  примеры.
  7. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова,  применять условные обозначения.
  8. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
  9. Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает...", "раскрывает...").
  10. Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Оформление конспекта:

  1. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
  2. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
  3. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
  4. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.

Основные ошибки при составлении конспекта:

  1. Слово в слово повторяет тезисы, отсутствует связность при пересказе.
  2. Конспект не связан с планом.
  3. Многословие (много вводных слов) или чрезмерная краткость, незаконченность основных смысловых положений текста.  
  4. При передаче содержания текста потеряна авторская особенность текста, его структура.

Приложение  № 1

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное  образовательное учреждение

«Сестрорецкий лицей имени С.И. Мосина»

Самостоятельные работы

 по дисциплине «Документационное обеспечение профессиональной деятельности»

Группы ______

Год обучения_____

Преподаватель_______________________

201_г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности Методические указания по выполнению самостоятельной работы для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт»

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухг...

Задачи к Методическим указаниям по выполнению практических работ по учебной дисциплине Документационное обеспечение управления для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Задачи к Методическим указаниям по выполнению практических работ по учебной дисциплине Документационное обеспечение управления для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...

Задачи к Методическим указаниям по выполнению практических работ по учебной дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (очно-заочное обучение)

Задачи к Методическим указаниям по выполнению практических работ по учебной дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (очно-заочн...

Методические указания для выполнения самостоятельных работ ПМ 04 МДК 04.01 Организация деятельности электромонтажной организации специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Методические указания для выполнения самостоятельных работ по ПМ 04 МДК 04.01 Организация деятельности электромонтажной организации разработанны на основе рабочей программы и предназначенны ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ЕН.03 Информационное обеспечение профессиональной деятельности специальность

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ЕН.03 Информационное обеспечение профессиональной деятельности специальность...

Менеджмент в профессиональной деятельности: методические указания к выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальности 09.02.07 Менеджмент в профессиональной деятельности

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 09.02.07 – Менеджмент в профессиональной деятельности. Предназначены  для закрепления  теорети...