МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» для специальности: 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
методическая разработка на тему

Горобец Татьяна Юрьевна

Внеаудиторная самостоятельная работа для специальности:  38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsr_tovarovedy.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

(ГОУ СПО НТЭТ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

по учебной дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

 для специальности: 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

2013г.

Рассмотрено и одобрено

на заседании ЦМК социальных дисциплин

Протокол №___от _____________2015г.

Председатель ЦМК __________А.К. Сиволапова

Утверждаю

Заместитель директора по МР

______________А.М.Кортелева

______________2015г.

Методические рекомендации составлены по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»,  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июля 2014 г. № 835.

Организация-разработчик: ГОУ СПО НТЭТ

Разработчик:

Горобец Т.Ю. – преподаватель правового обеспечения  профессиональной деятельности ГОУ СПО НТЭТ

Содержание

Пояснительная записка

4

Тематический план ВСР

5

Раздел 1.  

6

Раздел 2.

7

Раздел 3.

12

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Пояснительная записка

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов  – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней. Самостоятельная работа обладает огромным образовательным потенциалом, поскольку в ее ходе происходит систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений.

      В настоящее время существенную роль занимает проблема создания   организационно-методических условий для оптимизации и совершенствования организации самостоятельной работы. Для решения поставленной проблемы созданы настоящие методические рекомендации по организации внеаудиторной самострельной работы студентов по учебной дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

Тематический план ВСР

 по учебной дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

№ темы

Задание для самостоятельной работы

Кол-во часов

Подготовка рефератов ВСР№1

6

Решение ситуационных задач

4

Работа с Конституцией РФ составление конспекта

2

Итого: 12

        

Раздел 1. Подготовка рефератов

Задание : Подготовка рефератов по  темам:

«Установление размера минимальной заработной платы в субъекте РФ»; «Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений».

Алгоритм работы студента над рефератом

В современной литературе довольно чётко сформулировано значение понятия «реферат». Термин «реферат» имеет латинские корни (лат. refero) и в дословном переводе означает «передаю, докладываю, сообщаю».

Реферат - это не сочинение, а обзор публикаций, доступных по заданной теме. Реферат отвечает на вопрос: «Какая информация содержится в первоисточнике, что излагается в нём?». Еще М.В. Ломоносов говорил, что цель рефератов - в том, «чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях».

В учебном процессе реферат понимается как краткое изложение в письменном виде или в форме устного сообщения содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научных исследований, а также документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.

Реферат - один из видов самостоятельной работы студентов, свидетельствующий о знании литературы по данной теме, её основной проблематике, он отражает точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явление жизни на основе теоретических знаний.

Цель написания реферата - научить студентов связывать теорию с практикой. Пользоваться литературой, статистическими данными, привить умение популярно излагать сложные вопросы.

Основные требования, предъявляемые к реферату:

- информативность изложения;

-объективность, неискажённое фиксирование всех положений первичного текста;

- точность в передаче информации;

- полнота отображения основных элементов содержания;

- доступность восприятия текста реферата, как по содержанию, так и по форме;

- соблюдение единого стиля;

- корректность в оценке материала;

- изложение в логической последовательности;

- использование точного, литературного языка.

Реферат - одна из форм интерпретации исходного материала или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения. Реферирование предполагает изложение какого-то вопроса на основе классификации, обобщения, анализа или синтеза одного или нескольких источников.

Специфика реферата:

-в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок;

- в нём дается ответ на вопрос, что нового, существенного по интересующей проблеме содержится в конкретном тексте.

Реферат не должен отражать субъективных взглядов на излагаемый вопрос. Оценка может быть допущена лишь в последней, заключительной части в виде резюме.

Защита реферата одна из форм проведения устной аттестации студентов.

Она предполагает начальную предварительную работу: выбор проблемы (темы), ее глубокое изучение, интерпретация результатов и выводов. Реферативная работа по дисциплине является одним из существенных моментов формирование у студентов навыков самостоятельной работы с научной литературой, способности решать и оценивать различные ситуации.

Этапы работы над рефератом

1.Выбор темы - один из важных моментов подготовки к написанию реферата. Как правило, темы для студентов разрабатываются преподавателями. Однако студент может предложить самостоятельно сформулированный вариант направления научной работы. Тема реферата должна быть актуальной, учитывать интересы студента, его способности и уровень развития общеучебных умений и навыков. При этом следует учитывать следующее:

- тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения;

- в названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими. Целесообразно воздерживаться от использования в названии реферата спорных с научной точки зрения терминов и излишней наукообразности.

2.Подбор литературы и работа с ней

Выбрав тему, необходимо изучить соответствующую литературу: книги, брошюры, журнальные и газетные статьи. Для выбора литературы студенты могут воспользоваться любой библиотекой. В библиотеках обычно существуют каталоги (алфавитный, систематический, предметный), которые позволяют найти необходимое печатное издание.

- Получив книгу, внимательно изучите аннотацию, в которой в очень краткой форме излагаются главные идеи данной работы.

- Затем ознакомьтесь с оглавлением, посмотрите введение (предисловие) и заключение.

- При изучении источника или книги целесообразно делать соответствующие выписки. Лучше делать их на отдельных листах бумаги и с одной стороны листа.

Не следует забывать и о записях полных библиографических сведений об изучаемой книге, которые необходимы для правильного оформления списка литературы.

3.Составление плана написания реферата

Реферат пишется по определенному плану. Первоначальный план обычно рекомендуется преподавателем. Однако при изучении соответствующей литературы этот вариант плана уточняется и совершенствуется.

План - это логическая основа реферата. От правильного его составления зависит структура и логическая связь его частей. Имея предварительный план, студент обращается к библиографии, прибегая к помощи библиографического каталога. Когда в достаточной степени накоплен материал, можно приниматься за систематизацию материала, отразив в плане все основные части реферата.

Структура реферата

 Введение

Основная часть

Заключение

 Список литературы

Приложение (необязательная часть)

Введение

Во введении должна быть обоснована актуальность темы реферата, её теоретическая и практическая значимость, степень научной разработанности темы и наличие различных подходов в ее решении. Кроме того, в введении даются краткие сведения об авторе: учёная степень автора, его специализация; приоритет автора; характеристика источника и указание методов разработки темы. Введение должно содержать также краткий обзор изучаемой литературы, анализ сильных и слабых сторон того или иного источника.

Основная часть

Основная часть реферата содержит материал, отобранный студентом для рассмотрения выбранной им проблемы. В этой части автор реферативного сочинения решает задачи, поставленные во введении. Основная часть должна включать в себя развитие научных представлений о проблеме. Целесообразно показать связь проблемы с современной действительностью. Кроме того, она должна содержать собственное мнение студента и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на соответствующие факты.

Основная часть может быть разбита на параграфы (разделы), которые должны располагаться последовательно, логически. Обратите внимание на логичность изложения материала, на связь между параграфами (разделами) и частями работы. Выводы необходимо делать в каждом параграфе и главе.

Заключение

Заключение подводит итог работы. Оно должно содержать основные выводы автора по решению проблем, поставленных в основной части реферата. Заключение может содержать и предложения по дальнейшей научной разработке вопроса.

Общие требования к оформлению реферата

шрифт 14 Times New Roman,

выравнивание по ширине,

абзац одинарный или полуторный,

каждый структурный компонент начинается с нового листа, работа оформляется в отдельную папку. Объем реферата 5-15 листов.

Критериями оценки реферата являются:

-новизна реферированного текста;

Новизна текста определяется актуальностью проблемы и темы; самостоятельностью в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы, в установлении новых связей, (междисциплинарных, внутрипредметных и интегративных); наличием авторской позиции; стилевым единством текста, единством жанровых черт.

-степень раскрытия сущности проблемы;

        Степень раскрытия сущности проблемы предполагает:

- соответствие плана теме реферата;

- соответствие содержания теме и плану реферата;

- полноту и глубину раскрытия основных понятий проблемы;

- обоснованность способов и методов работы с материалом:

- умение работать с литературой;

- умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по данной проблеме.

-обоснованность выбора источников;

Обоснованность выбора источников оценивается:

-полнотой использования работ по проблеме;

- привлечением наиболее известных и новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

-соблюдение требований к оформлению:

Соблюдение требований к оформлению определяется:

-оценкой грамотности и культуры изложения;

-владением терминологией и понятийным аппаратом проблемы; соблюдением требований к объему реферата:

-правильным оформлением ссылок на используемую литературу.

Защита реферата

Защита реферата происходит в устной форме. На нее отводится 5-10 минут в зависимости от темы и объема реферативной работы. В течение указанного времени студент, защищающий реферат, должен рассказать о его актуальности, поставленных целях и задачах, изученной литературе, структуре основной части и выводах, сделанных в ходе работы над избранной темой.

Раздел 2 Решение ситуационных задач

Задание : Алгоритм  работы студента  при решении ситуации

1.Ознакомиться с содержанием ситуации.

2. Определить в   Трудовом кодексе РФ главу, статью и пункт, которым следует пользоваться при решении ситуации.

3.В тетради указать подробно эти данные в процессе решения ситуации.

4.Решить указанные ниже ситуации.

Продавцу ООО Сергееву за прогул без уважительной причины был объявлен выговор. Кроме того, он был лишен премии по итогам работы за квартал, а также ему изменили время предоставления очередного отпуска с июня на ноябрь. Сергеев не согласился с лишением его премии и изменением графика отпуска, т. к. он уже понес дисциплинарное наказание в виде объявления ему выговора. Возник трудовой спор.

Правильно ли поступила администрация ООО в отношении Сергеева, определяя меры дисциплинарного наказания? Обоснованы ли требования Сергеева?

Нормативные акты: Трудовой кодекс РФ – ст. 189-194, 381-388.

Щукина 12 января была принята на должность товароведа АО на время болезни штатного работника. 25 августа она была уволена как временный работник без выплаты выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск. Решение администрации Щукина считает неправильным.

Какова максимальная продолжительность временной работы при замене временно отсутствующего работника? Правомерен ли отказ администрации выплатить Щукиной выходное пособие и компенсацию за неиспользованный отпуск?

Нормативные акты: Трудовой кодекс РФ – ст. 59-80, 139, 178, 381-395.

Зайцева, работая техничкой в кафе, обратилась к администрации с просьбой о предоставлении ей неполной рабочей недели, мотивируя это тем, что она воспитывает без мужа дочь 5 лет, инвалида по зрению. Администрация отказала ей.

Законны ли требования Зайцевой? Куда и в какие сроки может обратиться Зайцева за разрешением своего конфликта? Какое решение на Ваш взгляд вынесет орган, рассматривающий данный трудовой спор?

Нормативные акты: Трудовой кодекс РФ ст. 91-102, 381-395 ТК РФ

Раздел 3 Работа с Конституцией РФ составление конспекта

Задание :

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Нормативно-правовые источники:

1. Конституция РФ//» [Электронный ресурс] : портал. – Элетрон. Дан. – Режим доступа : http://www.consultant.ru – Загл.с  экрана

2. ФКЗ «Об арбитражных судах РФ»  [Электронный ресурс] : портал. – Элетрон. Дан.- Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл.с  экрана

3. Гражданский кодекс Российской Федерации » [Электронный ресурс] : портал.- Элетрон, дан.- Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл.с  экрана

4. Гражданский процессуальный кодекс РФ » [Электронный ресурс] : портал. – Элетрон, дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл.с  экрана

5. Трудовой кодекс российской Федерации » [Электронный ресурс] : портал. – Элетрон, дан.- Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл.с  экрана

6.Кодекс Российской  Федерации  об  административных правонарушениях » [Электронный ресурс] : портал.- Элетрон, дан.- Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл.с  экрана

7. ФЗ «О защите прав потребителей»  [Электронный ресурс] : портал.-Элетрон, дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл.с  экрана

8. ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» » [Электронный ресурс] : портал. – Элетрон, дан.- Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл.с  экрана

9. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» [Электронный ресурс] : портал.-Элетрон, дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл.с  экрана

10. ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»  [Электронный ресурс] : портал.- Элетрон, дан.- Режим доступа: http://www.consultant.ru-Загл.с  экрана

11. ФЗ «Об охране окружающей среды»  [Электронный ресурс] : портал.- Элетрон, дан.- Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл.с  экрана

12. ФЗ «О техническом регулировании»  [Электронный ресурс] : портал. – Элетрон, дан.- Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл.с  экрана

13. ФЗ «О защите конкуренции»  [Электронный ресурс] : портал.- Элетрон, дан.- Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл.с  экрана

Основные источники:

1.Хабибулин, А. Г. Правовое обеспечение профессиональной деятельности  [Текст]:  учебник/ Хабибулин А. Г., Мурсалимов К. Г. – М. : Форум, 2011. – 336 с.

Дополнительные источники:

1. Гражданское процессуальное право [Текст] : учебник / под ред. М. С. Шакарян. – М. : Проспект, 2011. – 592 с.

2. Гусов, К. Н. Трудовое право России [Текст] : учебник / К. Н. Гусов, В. Н. Толкунова.- М.: Проспект, 2011. – 496 с.

3.  Макаров, Н. Д., Предпринимательское право [Текст] : учебное пособие/ Н. Д. Макаров, Г. А. Рябов – М.: 2011. – 198 с.

4. Правовые     основы     коммерции  [Текст] :     учебное     пособие     / Г.В. Петрова. – М. :  Академия, 2010. – 208 с.

5.Петрова,Г. В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в сфере сервиса [Текст] : учебник для студентов сред. Проф. Учеб. Заведений./ - М. : 2010. – 320 с.

Интернет – ресурсы:

1.Консультант – плюс [Электронный ресурс] : портал.- Элетрон, дан.- Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл.с  экрана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОГСЭ.04 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной (профессиональной) образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потре...

Методические указания к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

Методические указания к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...

Методические указания к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (очно-заочное обучение)

Методические указания к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (очно-заочное...

Задачи к Методическим указаниям по выполнению практических работ по учебной дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (очно-заочное обучение)

Задачи к Методическим указаниям по выполнению практических работ по учебной дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (очно-заочн...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" в ОУ СПО 2018

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"  в ОУ СПО 2018. Обложки...