План-конспект урока учебной практики по профессиональному модулю "Изготовление лекал" на тему "Расчет и построение чертежа основы юбки на индивидуальную фигуру"
план-конспект урока на тему

Кучумова Наталья Петровна

Материал содержит краткий теоретический материал, подробный план урока, инструкционную карту и чертеж, задания для проверки качества знаний, методические рекомендации для выполнения домашнего задания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

учебной практики

по профессиональному модулю

ПМ.02 «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕКАЛ»

Тема:

«Расчет и построение чертежа основы  юбки на индивидуальную фигуру»

По подготовке квалифицированных рабочих и служащих

29.01.05. Закройщик

мастера производственного обучения

СПБ ГБ ПОУ КПМ

Кучумовой Натальи Петровны

Санкт-Петербург

2016 год

Тема программы:  Разработка конструкции и изготовление юбки

Тема урока:     Расчет и построение чертежа основы  юбки на индивидуальную фигуру 

Цель урока:  освоение обучающимися знаний, умений и практического опыта расчета  и построения чертежа основы  юбки на индивидуальную фигуру.

Задачи урока: 

Образовательные

  1. Закрепление знаний последовательности выполнения расчета  и построения чертежа основы  юбки на индивидуальную фигуру;
  2. Закрепление умений пользоваться инструкционной картой;
  3. Умение анализировать качество выполненной работы.
  • Воспитательные
  1. Воспитание формирования ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на выполнение заданий;
  2. Воспитание культуры труда;
  3.  Воспитание навыков самообразования и экономичного расходования времени;
  4. Воспитание интереса  к профессии.
  • Развивающая
  1. Развитие памяти и внимания;
  2. Развитие точности и аккуратности;
  3. Развитие коммуникативных навыков и умений.

Компетенции:

общие

ОК 1. Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять устойчивый интерес

ОК 2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 3. Осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения профессиональных задач

ОК 4. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

профессиональные

ПК 2.1. Выполнять расчет и построение чертежа базовой конструкции

изделия.

ПК 2.2. Выполнять конструктивное моделирование.

ПК 2.3. Изготавливать лекала деталей изделий.

С целью овладения видами профессиональной деятельности, профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения темы программы профессионального модуля должен:

Иметь практический опыт:

приема заказов на изготовление текстильных изделий;
выполнения зарисовок моделей;

изготовления лекал на изделие из различных материалов;
раскроя материалов при пошиве и перекроя при ремонте и обновлении изделий;
пошива изделий по индивидуальным заказам, моделей одежды и образцов ассортиментных групп из различных материалов;
проведения примерок на фигуре заказчика;
проведения ремонта и обновления текстильных изделий.

уметь:

вести деловой диалог с заказчиком;
зарисовать фасон изделия;
подбирать материалы для изделия;
снимать мерки с фигуры заказчика;
оформлять паспорт заказа;
выполнять расчет и построение чертежа базовой конструкции изделия;
вносить изменения в базовую конструкцию, учитывающие особенности фигуры заказчика;
проводить моделирование базовой конструкции;
изготавливать лекала деталей изделия;

выполнять раскладку лекал на материале с учетом требований технических условий;
переносить контуры лекал на материал;
выкраивать детали изделия;
проверять качество выкроенных деталей;

выполнять зарисовку моделей изделий ассортиментных групп;
составлять описание внешнего вида текстильных изделий.

знать:

современное направление моделирования;

общие сведения о композиции; основные законы и правила композиции;

технику зарисовки стилизованных фигур и моделей изделий;

ассортимент тканей и материалов;

свойства применяемых материалов;

размерные признаки фигуры;

правила и приемы выполнения обмера фигуры заказчика;

нормы расхода материалов на изделия;

виды документации для оформления заказа на изготовление изделия и      правила их оформления;

типы телосложений;

конструкцию и составные части изделий;

системы и методы конструирования;

особенности конструирования изделия одежды с учетом назначения;

особенности разработки конструкций изделий одежды с учетом

телосложения;

особенности конструирования и моделирования при обновлении

текстильных изделий;

порядок построения чертежей деталей изделий;

принципы конструктивного моделирования;

виды лекал, требования к качеству лекал;

методы технического размножения лекал.

Тип урока:  урок - изучение нового материала

Форма урока:  практическое занятие

Методы проведения урока:

  • Объяснительно-иллюстрированный метод;
  • Личный показ трудовых приемов;
  • Применение наглядных пособий.

Метод  обучения: репродуктивный

Межпредметные связи:

  • Дисциплина «Технология изготовления лекал»
  • Дисциплина «Технология изготовления изделий по индивидуальным заказам»

Материально-техническое и методическое оснащение урока:

  • Оборудование
  1. Рабочий стол.
  • Инструменты личного пользования
  1. Карандаши;
  2. Резинка;
  3. Сантиметровая лента;
  4. Калькулятор;
  5. Линейка.
  • Приспособления
  1. Лекальные линейки различных видов;
  2. Грузики.
  • Материалы
  1. Бумага миллиметровая;
  2. Калька.
  • Дидактический материал
  1. Эталон-образец (юбка);
  2. Чертеж конструкции прямой двухшовной  юбки;
  3. Инструкционно - технологическая карта «Расчёт и построение чертежа основы прямой юбки на индивидуальную фигуру».

Ход урока

  1. Организационный момент (5 минут)
  1. Проверка по журналу явки обучающихся.
  2. Проверка внешнего вида обучающихся в соответствии с требованиями БУТ, готовности обучающихся к уроку, организации рабочих мест.

  1. Вводный инструктаж (30 минут)

2.1. Сообщить наименование профессионального модуля;

2.2. Сообщить тему программы;

2.3. Сообщить тему урока, цели и задачи;

2.4. Записать тему урока в производственный дневник;

2.5. Повторение пройденного материала:

  1. Собрать работы, выполненного  домашнего задания по теме прошлого урока  «Определение исходных данных для построения  юбки и

прибавок в зависимости от степени облегания»;

Подвести итоги домашнего задания на заключительном инструктаже.

  1. Актуализация опорных знаний и умений:
  • Проверка знаний по пройденному материалу осуществляется с помощью вопросов и тестового задания. ( Приложение 1);
  • Эталоны  ответов и критерии оценок в Приложении 2.

2.6.  Изложение нового материала:

  • Рассказать и показать правильное выполнение  предварительного  расчета   чертежа   конструкции и выполнение чертежа конструкции юбки  в масштабе 1:1 с использованием инструкционной карты и чертежа конструкции прямой двухшовной  юбки;

Инструкционно - технологическая карта «Расчёт и построение чертежа основы прямой юбки на индивидуальную фигуру».

Наименование

участка

Обознач

участка

Направл

действий

Формула

Расчет, результат,

см

1

2

3

4

5

Построение сетки чертежа

Построить прямой угол с вершиной в (.)Т

Уровень линии

низа

ТН

Дизд

Отрезок ТН является линией середины заднего полотнища юбки

Уровень линии

бедер

ТБ

0,5*ДТС2 - 2см

Через (…) Т, Б и Н проводят горизонтали

Ширина юбки по линии бедер

ББ1

СББ

Через (.) Б1 проводят вертикаль Б1Н1  -  линию середины переднего полотнища юбки

Ширина заднего полотнища

ББ2

0,5*(СББ)-(0…1)см

Через (.) Б2 проводят вертикаль Б2Н2  -  линию бокового шва и боковой вытачки

Уровень талии сбоку

Т2Т2

1…2см

Соединяют прямыми линиями (…) Т и Т2; Т2 и Т1 

Определение количества вытачек, расчет их растворов и построение  вытачек

Суммарный раствор

вытачек

ΣВ

ББ)-(СТТ)

Для  типовых фигур принято проектировать

3 вытачки – боковую, заднюю и переднюю.

Боковая

Т2

раствор=0,45*ΣВ

длина=17-20 см

Задняя

Т3

раствор=0,35*ΣВ

длина=14-17 см

Передняя

Т4

раствор=0,2*ΣВ

длина=7-10 см

Положение

задней

вытачки

ББ3

0,4*ББ2

(.)Т3

Положение

передней

вытачки

Б1Б4

0,6*Б1Б2

(.)Т4

Построение боковых швов

Расширение линии низа при построении прямой классической юбки

Н2Н2=

2Н2′′

1,0 - 5,0 см при

нормальной длине

Заужение линии низа при построении двухшовной юбки

Н2Н2=

2Н2′′

1,0 - 3,0 см при

нормальной длине

Стороны вытачек оформляют плавными линиями.

Окончательно верхний срез юбки оформляют в лекалах вогнутой линией при закрытых вытачках.

         

Чертеж конструкции прямой двухшовной  юбки.

  • Обратить внимание на соблюдение технологической последовательности;

  • Рассказать о самоконтроле в процессе работы;
  • Рассказать о типичных ошибках;
  • Повторить безопасные условия труда при выполнении ручных работ;
  • Напомнить о бережном отношении к оборудованию;
  • Напомнить обучающимся норму времени на выполнение работы;
  • Напомнить критерии оценок.

III. Текущий инструктаж (5 часов)

Деятельность обучающихся:

  1. Самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий, формирование новых трудовых приемов, умений и навыков;
  2. Самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований БУТ.

Деятельность мастера п\о:

  1. Наблюдение;
  2. Проверка домашнего задания;
  3. Целевые обходы рабочих мест:

Первый обход – проверить организацию рабочих мест обучающихся;

Второй обход – проверить правильность выполнения предварительного  расчета   чертежа   конструкции и выполнение чертежа конструкции юбки;

Третий подход – проверить правильность ведения самоконтроля, правильность ведения промежуточного (межоперационного) контроля;

Четвертый обход – дополнительный инструктаж наиболее успевающим и отстающим обучающимся;

Пятый обход – произвести прием и оценку выполненных работ.

  1. Заключительный инструктаж (20 минут)

Подвести итоги за день:

  1. Выдать тестовые задания для проверки усвоения нового материала (Приложение 3). Обучающиеся оценивают работу друг у друга, проверяют по эталону (Приложение 4), выставляют оценки. Критерии оценок представлены в Приложении 6, оценки выставляются в оценочный лист (Приложение 7);
  2. Сообщить  оценки  за выполненную практическую работу обучающимся и занести их в оценочный лист. Критерии оценок прилагаются (Приложение 6);
  3. Отметить лучшую работу;
  4. Разобрать характерные ошибки и причины их возникновения;
  5. Сообщить оценки за домашнее задание. Оценку занести в оценочный лист;
  6. Вывести оценку за работу на уроке и выставить в журнал.

  1. Домашнее задание

Выполните предварительный  расчет   чертежа   конструкции и чертеж конструкции прямой двухшовной юбки на индивидуальную фигуру для своей заказчицы. Методические рекомендации на выполнение домашнего задания указаны в Приложении 8, критерии оценки домашнего задания в Приложении 9.

Уборка рабочих мест.


ПРИЛОЖЕНИЕ  1

Задания для определения качества усвоения знаний по теме:

«Исходные данные для построения юбки».

Задание 1.   Напишите названия деталей юбки,  названия  срезов деталей юбки, отметьте на рисунке и напишите как проходит нить основы на деталях  юбки.

I - . …………. .. .…. . . . .. .. . ……………

1 - ………………………………………

2 - ……………………………………….

3 - ……………………………………….

4 - ……………………………………….

6 - ……………………………………….

Н.о. проходит …………………………………………….

II - ……………………………………….

1 - ………………………………………

2 - ……………………………………….

3 - ……………………………………….

4 - ……………………………………….

5 - ……………………………………….

Н.о. проходит …………………………………………….

Задание 2.   Выберите  и отметьте измерения фигуры, необходимые для расчета и построения конструкции юбки:                                                   

 1. Ст                                                           6. Дсб

2. СгI                                                       7. ДтпII

3. Оп                                                        8. ШгI    

4. Ди                                                         9. Оп                              

5. ДтсII                                                    10. Сб.

Задание 3.  Выберите какие из предложенных измерений относятся к основным, а какие к дополнительным. Ответы поместите в таблицу.

Дсп

Ди

Ст

Дтс2

Дсб

Сб

Дсз

Основные измерения

Дополнительные измерения

   

Задание 4.  Соотнесите термин и определение. Ответы поместите в таблицу.

1.Техническая прибавка.

2. Декоративно - конструктивная прибавка.

А. Предназначена для создания запроектированной формы изделия, его объема, силуэта и пропорций, меняется в соответствии с модой.

Б. Предназначена для обеспечения  нормальной  жизнедеятельности организма,  не зависит от моды.

1

2

Задание 5.  Соотнесите величину прибавки и степень прилегания юбки к фигуре. Ответы поместите в таблицу.

1. Пт = 0см, Пб =0 – 0,5см

2. Пт =0, 5 – 0,7см, Пб =0,7 – 1,0см

3. Пт = 1,0см, Пб =1,5 – 2,0см

4. Пт свыше 1,0см,  Пб свыше 2,0см

А. Свободное

Б. Плотное

В. Среднее

Г. Очень плотное

1

2

3

4

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

Эталоны  ответов

Задание 1.  

I  - заднее полотнище юбки

1 – середина заднего полотнища

2 – срез низа

3 – боковой срез

4 – верхний срез

6 – задняя вытачка от линии талии

Н.о. проходит  параллельно середине заднего   полотнища юбки

II -  переднее полотнище юбки

1 – середина переднего полотнища

2 – срез низа

3 – боковой срез

4 – верхний срез

5 – передняя вытачка от линии талии

Н.о. проходит параллельно середине переднего   полотнища юбки

Задание 2.  

1, 4, 5, 10

Задание 3.  

Основные измерения

Дополнительные измерения

Ст,  Сб,  Ди,  Дтс2

   Дсп,  Дсз,  Дсб

Задание 4.  

1

2

А

Б

Задание 5.

1

2

3

4

Г

Б

В

А

Критерии оценок

«5» - 5 правильных ответа

«4» - 4 правильных ответа

«3» - 3 правильных ответа

«2» - менее двух правильных ответов


ПРИЛОЖЕНИЕ  3

Задания для определения качества усвоения знаний по теме:

«Расчёт и построение чертежа основы прямой юбки на индивидуальную фигуру»

Задание 1. Выберите формулу, по которой рассчитывается  ширина базисной сетки  прямой двухшовной юбки:

1) Ст+Пт

2) Сб+Пб

3) 0,5(Сб+Пб)

Задание 2. Выберите формулу, по которой рассчитывается  положение линии бедер в   прямой двухшовной юбке:

1)Дизд/2

2) 0,5Дтс2-2см

3) 0,5Дтп

Задание 3. Выберите формулу, по которой рассчитывается  положение бокового среза юбки:

1) 0,5Дтс2-2см      

2) (Сб+Пб)-(Сг+Пг)        

3) 0,5(Сб+Пб)-(0…1)см

Задание 4. Выберите формулу, по которой рассчитывается  суммарный раствор вытачек прямой двухшовной юбки:

1) 0,5Дтс2-2см      

2) (Сб+Пб)-(Ст+Пт)

3) 0,5(Сб+Пб)-0…1см

Задание 5. Приведите в соответствие названия вытачек и их параметры. Ответы занесите в таблицу.

  1. Боковая
  2. Передняя
  3. Задняя

А. 0,35*ΣВ

Б. 0,45*ΣВ

В.  0,2*ΣВ

Г. 7 – 10см

Д. 17 -20см

Е. 14 -17см

1

2

3


ПРИЛОЖЕНИЕ  4

Эталоны  ответов

Задание 1. 

2

Задание 2.

2

Задание 3.

3

Задание 4.

2

Задание 5.

1

Б

Д

2

В

Г

3

А

Е

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Критерии оценок

«5» - 5 правильных ответов

«4» - 4 правильных ответа

«3» - 3 правильных ответа

«2» - 2 и менее правильных ответов


Критерии оценки выполненной работы обучающихся по учебной практике

  1. Правильность выполнения приемов работы, организации труда и рабочего места
  2. Качество выполненной работы (точность, аккуратность, соответствие размерам, плавность линий)
  3. Выполнение требований безопасных условий труда
  4. Степень самостоятельности выполнения заданий
  5. Выполнение установленных норм времени (выработки)

Оценка «5» (отлично) выставляется при выполнении работы в полном объеме, самостоятельно, с пониманием материала, с использованием правильных приемов и способов работы, с высокими  качественными  показателями, правильной организации труда и рабочего места, соблюдении безопасных условий труда.

Оценка «4» (хорошо) выставляется при выполнении работы в полном объеме, в основном правильно и аккуратно, с правильным выполнением приемов и способов работы, при наличии единичных и несущественных недочетов, исправленных самостоятельно, соблюдении правил организации труда и рабочего места и соблюдении безопасных условий труда.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при выполнении работы частично, непоследовательно, неаккуратно, но не переходящих в брак, с несущественными недостатками в приемах и способах работы, недочеты в организации труда и соблюдении безопасных условий труда.

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при выполнении заданий с грубыми ошибками в приемах или при неумении выполнить качественно задание, невыполненном задании, существенные недочеты в организации труда, при нарушении норм безопасных условий труда.


ПРИЛОЖЕНИЕ  7

Оценочный лист

№ п/п

Ф.И.О.

Домашнее задание

Актуализация знаний

(тест)

Выполнение работы

Закрепление знаний (тест)

Итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22


ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Методические рекомендации на выполнение домашнего задания 

Тема: «Расчёт и построение чертежа основы прямой юбки на индивидуальную фигуру»

Цель: развитие логического мышления, закрепление полученных знаний, углубление и расширение теоретических  знаний и практического опыта.

Средства обучения:

  • Специальная литература по профилю профессии;
  • Электронные носители;
  • Бумага миллиметровая;
  • Карандаш;
  • Ручка;
  • Линейка;
  • Резинка.

Материалы:

  • Конспект;
  • Учебник – Кочесова Л.В.

Задание: выполнить предварительный расчёт и построение чертежа основы прямой юбки на индивидуальную фигуру для своей заказчицы.

Требования к работе

1.        Выполнение работы обязательно осуществлять на одной стороне листа миллиметровой бумаги в масштабе 1:1.

2.        Лист не должен быть мятым, грязным, с порванными краями.

3.        Сверху должны быть указаны исходные данные (мерки заказчицы и прибавки).

4.        Чертеж должен располагаться по середине листе.

5.        Полученные детали должны быть оформлены с использованием лекальных линеек толстой линией.

6.        При выполнении работы нельзя пользоваться корректором.

7.        Работа должна быть аккуратной (без грязи).

8.        Работа должна быть сдана в срок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Критерии оценок выполнения домашнего задания

Основные критерии при выставлении оценок

  1. Глубина переработки материала;
  2. Степень самостоятельности выполнения задания;
  3. Эстетичность оформления в соответствии с нормативными требованиями;
  4. Сроки предоставления  работы.

Баллом «5» оценивается самостоятельно и аккуратно выполненная работа, эстетическое оформление работы, творческий потенциал выполненного домашнего задания и сдача работы в срок.

Баллом «4» оценивается правильно выполненная работа, эстетичное оформление работы, тема данного задания раскрыта в полном объеме, сдача работы в срок.

Баллом «3» оценивается работа, выполненная с существенными недочетами, тема раскрыта не в полном объеме.

Баллом «2» оценивается работа, выполненная с нарушением требований, тема домашнего задания не раскрыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение чертежа основы прямой юбки

Построение чертежа основы прямой юбки/При построении чертежа использована единая методика конструирования одежды ЦНИИШП....

План открытого урока "Построение чертежа основы платья полуприлегающего силуэта"

План открытого урока  по ПМ.02 "Конструирование одежды" "Построение чертежа основы платья полуприлегающего силуэта" по специальности 29.02.04 "Конструирование, моделирование и технология швейных ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по профессиональному модулю УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА на тему: «Расчет и построение чертежа основы юбки на индивидуальную фигуру»

Методическая разработка включает:План - конспект урока учебной практики.Инструкционно - технологическая карта «Расчет и построение чертежа основы юбки на индивидуальную фигуру».Задания для...

Построение чертежа основы конструкции полочки и спинки (поэтапное построение конструкции)

Построение чертежа основы конструкции полочки и спинки (поэтапное построение)....

План-конспект дистанционного урока по иностранному языку в профессиональной деятельности на тему "Social networks".

Системный подход в построении учебного материала сетевых учебных курсов способствует развитию у учащегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчи...

План-конспект открытого урока на тему "Профессиональная деятельность специалиста по туризму"

Разработка урока предназначена для специальности 43.02.10 Туризм....

План-конспект открытого урока по учебной дисциплине "Иностранный язык (английский) для студентов 2 курса специальности "Дошкольное образование" "Образование в Великобритании"

План-конспект открытого урока по учебной дисциплине "Иностранный язык (английский) для студентов 2 курса специальности "Дошкольное образование" "Образование в Великобритании"....