методическая разработка открытого урока по дисциплине "Организация коммерческой деятельности"
методическая разработка на тему

Кирилаха Галина Васильевна

Методическая разработка на тему "Анализ ассортимента товаров магазина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока

По дисциплине: «Организация коммерческой деятельности»

В  учебной группе: СКд-416

Специальность: 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»

Дата проведения: « 9 » ноября 2017 г.

Преподаватель: Кирилаха Г.В.

Тема занятия: «Анализ ассортимента товаров магазина» (2 часа)

Вид занятия:   практическое занятие № 18

Тип занятия:  повторение и обобщение знаний и умений

Цели занятия:

  • образовательная:  проверить, закрепить, обобщить знания студентов и приобрести навыки по анализу ассортимента товаров магазина;
  • воспитательная: воспитание наблюдательности, формирование навыков самостоятельной работы;
  • развивающая: развитие способности анализировать, делать выводы, аргументировать; формирование у студентов нестандартных подходов к решению коммерческих ситуаций, связанных с формированием ассортимента товаров; развитие творческой инициативы студентов при формировании и регулировании ассортимента товаров, коммерческого и логического мышления.

Квалификационные требования к знаниям и умениям студентов:

Студент должен:

иметь представление:

  • об ассортиментной политике торговой организации;

знать:

  • этапы формирования ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях;
  • факторы, оказывающие  влияние на процесс формирования ассортимента товаров;
  • показатели ассортимента товаров;

уметь:

  • формировать торговый ассортимент;
  • рассчитывать показатели ассортимента и анализировать ассортиментную политику торговых организаций.
  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
  • студенты должны обладать следующими общими компетенциями: ОК-1- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК-3 - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Межпредметные связи:

 «Теоретические основы товароведения», «Маркетинг».

Внутрипредметные связи:  темы «Ассортимент товаров и товарная номенклатура: понятие, классификация», «Формирование и регулирование ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли».

Обеспечение занятия:  

  • раздаточный материал;
  • тесты;
  • мультимедийная техника;
  • калькуляторы;
  • конспекты.

Структура урока:

1.Организация учебного занятия:  2 мин.

        - проверка готовности студентов и аудитории к началу занятия (обеспеченность занятия, выяснить причину отсутствия студентов на занятии, выявить студентов неподготовленных к занятию);

        - сообщение темы и цели занятия.

2. Проверка степени усвоения студентами учебного материала: 15-20 мин. (проверка проводится в форме письменного тестового опроса по теме: «Ассортимент товаров и товарная номенклатура: понятие, классификация», «Формирование и регулирование ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли».

        - вводный инструктаж – 1-2 мин.

       Тесты  в трех вариантах по 10 заданий:

-закрытой формы (с выбором одного правильного ответа);

- открытой формы (дополнить нужно);

- на установление соответствия.

Оцениваются таким образом:

9-10 правильных ответов – оценка 5;

7-8 правильных ответов – оценка 4;

5-6 правильных ответов – оценка 3;

3-4 правильных ответа – оценка 2;

        - самостоятельная работа (выполнение тестовых заданий) – 10-12 мин.

        - проверка работ – 3-5 мин

        - сбор выполненных работ- 1мин.

                       

3. Инструктаж и выдача заданий студентам: 2-3 мин.

4. Практическая работа студентов: 55-65 мин.

4.1.Ситуация 1.

      Решение обсуждается совместно с группой. Решается с вызовом студента к доске для расчета структуру ассортимента товаров. Результаты расчетов для проверки отражаются на доске. Оценка результатов – совместно с группой.

Вопросы для активизации:

  а) как определить структуру ассортимента?

  б) какое выражение могут иметь показали структуры ассортимента?

  в) как вы думаете структура ассортимента, рассчитанная в натуральном выражении, отличается от структуры того же ассортимента в денежном выражении?

г) на практике структуру ассортимента определяют в каком выражении?

4.2. Ситуация 2.

       Решается с вызовом студента к доске для расчета коэффициента широты ассортимента товаров. Результаты расчетов для проверки отражаются на доске. Оценка результатов – совместно с группой.

Вопросы для активизации:

  а) что собой представляет широта ассортимента?

  б) какими показателями характеризуется широта ассортимента?

  в) как вы думаете «Магнит» и «Пятерочка» ориентируются на широкий ассортимент или на глубокий?

г) в условиях, когда предложение превышает спрос, продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров или широкий и почему?

4.3. Ситуация 3.

       Решается с вызовом студента к доске для расчета коэффициента полноты ассортимента товаров. Результаты расчетов для проверки отражаются на доске. Оценка результатов – совместно с группой.

Вопросы для активизации:

  а) что собой представляет полнота ассортимента?

  б) как определить полноту ассортимента товаров?

  в) на что может повлиять повышенная полнота?

4.4. Ситуация 4. 

         Решается с вызовом студента к доске для расчета коэффициента устойчивости ассортимента товаров. Результаты расчетов для проверки отражаются на доске. Оценка результатов – совместно с группой.

Вопросы для активизации:

  а) с какой целью разрабатывается ассортиментный перечень товаров?

  б) что собой представляет устойчивость ассортимента?

  в) как определить коэффициент устойчивости ассортимента товаров?

  г) каким образом выявляют товары, пользующиеся устойчивым спросом?

4.5. Ситуация 5. 

        Решается с вызовом студента к доске для расчета коэффициента новизны ассортимента товаров. Результаты расчетов для проверки отражаются на доске. Оценка результатов – совместно с группой.

Вопросы для активизации:

а) что собой представляет новизна ассортимента?

б) каким образом определить коэффициент новизны ассортимента товаров?

в) назовите причины, побуждающие изготовителя и продавца обновлять ассортимент?

г) необходимо ли постоянное и повышенное обновление ассортимента товаров для розничного торгового предприятия?

5. Подведение итогов занятия: 2-3 мин.

Отметить работу наиболее активных студентов, выставить оценки.

6. Домашнее задание:  2 мин.  

   - ситуация;

   - повторить теоретический материал лекции «Система управления  процессами в магазинах. Управление товарными запасами» к проведению практического занятия  №19.

   Рекомендуемая литература для самостоятельного изучения:

1. Памбухчиянц, О. В. Организация коммерческой деятельности [Электронный ресурс] : Учебник для образовательных учреждений CПО / О. В. Памбухчиянц. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 272 с. - ISBN 978-5-394-02186-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=512674/

2. Памбухчиянц, О. В.Основы коммерческой деятельности / Памбухчиянц О.В. - М.:Дашков и К, 2017. - 284 с.: ISBN 978-5-394-02270-8

Методические указания по выполнению работы

Ситуация 1. Рассчитайте структуру ассортимента товаров, реализованных в магазине «Универсам» по данным,  представленным таблице 1. Заполните таблицу.

Таблица 1 – Структура ассортимента товаров, реализованных в магазине «Универсам»

Товарные группы

Количество разновидностей

Уд. вес, %

Сумма, тыс.

руб.

Уд. вес, %

1

2

3

4

5

Хлеб и хлебобулочные изделия

12

1031

Кондитерские изделия

35

1016

Чай, кофе

38

822

Алкогольная продукция

42

2964

Табачные изделия

16

754

Итого:

100

100

        Сделайте анализ, ответив на вопросы:

1. Какие группы товаров имеют наибольший и наименьший удельный вес в общем объеме продаж в натуральном выражении?

2. Какие группы товаров имеют наибольший и наименьший удельный вес в общем объеме продаж в денежном выражении?

        3. По каким товарным группам наблюдается  рост   удельного  веса в натуральном выражении, а по каким – снижение?

        4.   По каким товарным группам наблюдается  рост   удельного  веса в денежном выражении, а по каким – снижение?

Методические указания по выполнению работы

        Структура ассортимента товаров: соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе.

        1. Рассчитайте удельный вес каждой товарной группы по формуле:

Сп = (а×100)/б,                                               (1)                        

         где а – объем продаж отдельной товарной единицы;

                  б – объем продаж одной товарной линии.

        2. Расчёты оформите в таблице 1.

        3. Сделайте анализ, ответив на поставленные вопросы.

Ситуация 2

Рассчитайте широту ассортимента отдельных однородных групп продовольственных товаров магазина «Магнит», сравнив его с ассортиментом магазина «Пятерочка». Данные  обследования приведены в табл. 2.

Таблица 2 – Ассортимент товаров магазина «Магнит» и магазина «Пятерочка»

п/п

Показатели

Наименование однородной группы товаров

Хлебобулочные изделия

Колбасные изделия

Безалкоголь-ные напитки

Кондитер-ские  изделия

1

Количество разновидностей в магазине «Магнит»

20

35

15

27

2

Количество разновидностей в магазине «Пятерочка»

15

20

17

30

        Проанализируйте полученные результаты. Дайте предложение по совершенствованию ассортимента этих двух магазинов-конкурентов.

Методические указания по выполнению работы

Широта ассортимента - количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

        1. Рассчитайте широту ассортимента отдельных однородных групп продовольственных товаров магазина «Магнит» по формуле:

                          Кш= Шд/ Шб  ,                                                (2)

где Шд – широта магазина «Магнит»;

      Шб– широта магазина «Пятерочка».

2. Рассчитанные показатели сравнить с нормативными (1). Проанализируйте полученные результаты. Дайте предложение по совершенствованию ассортимента этих двух магазинов-конкурентов.

Ситуация 3

При обследовании чая в специализированном отделе универсама был в продаже следующий ассортимент чая:

1. Чай черный байховый весовой – 26 наименований;

2. Чай черный гранулированный – 3 наименования;

3. Чай черный ароматизированный весовой – 3 наименования;

4. Чай черный байховый пакетированный – 15 наименований;

5. Чай черный ароматизированный пакетированный – 3 наименования;

6. Чай зеленый байховый весовой – 10 наименований;

7. Чай зеленый ароматизированный весовой - 13 наименований;

8. Чай зеленый байховый пакетированный – 5 наименований.

У ближайшего конкурента представлено  до 150  наименований  чая.

1. Рассчитайте полноту ассортимента чая в специализированном отделе универсама.

        2. Сделайте выводы по формированию ассортимента чая и предложите направления совершенствования.

Методические указания по выполнению работы

Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы и/или подгруппы.

1. Рассчитайте полноту ассортимента чая в специализированном отделе универсама по формуле:

                          Кп= Пд/ Пб ,                                                (3)

где Пд – действительная полнота;

      Пб– базовая полнота (конкурента).

2.  Рассчитанные показатели сравнить с нормативными (1).

3. Сделайте выводы по формированию ассортимента чая и предложите направления совершенствования.

Ситуация 4. Рассчитайте коэффициент устойчивости по каждой товарной группе по данным,  представленным таблице 3.

Таблица 3 – Исходные данные для расчета коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине за 111 квартал   2017 г.            

Товарные группы

Количество разновидно-стей согласно ассортимен-тного перечня

Количество разновидностей, установленное при проверке

Коэффициент устойчивости

1 про-верка

2 про-верка

3 про-верка

4 про-верка

5 про-верка

1

2

3

4

5

6

7

8

Хлеб и хлебобулочные изделия

9

8

7

9

10

11

Кондитерские изделия

22

18

17

18

17

16

Чай, кофе

25

26

28

27

25

28

Крупа

15

16

14

13

15

12

        Проанализируйте полученный результат. Определите ваши действия в качестве менеджера по продажам.

Методические указания по выполнению работы

        Устойчивость – обеспечение постоянного наличия в продаже определенных разновидностей товаров.

1. Рассчитайте коэффициент устойчивости по каждой товарной группе по формуле:

К уст = Р ф1+ Р ф2+ …,+Р фn / Р п *n                              (4)

        где Р ф1, Р ф2, …, Р фn – фактическое количество разновидностей товаров на момент отдельных проверок;

         Р п – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;

         n – число проверок.

         2. Расчёты оформите в таблице 3.

3. Рассчитанные показатели сравнить с нормативными (1).

4. Проанализируйте полученный результат. Определите ваши действия в качестве менеджера по продажам.

Ситуация 5. Необходимо определить новизну (обновление) ассортимента в салоне-магазине, если известно общее количество продукции (150 моделей), а поступление новых моделей составляет 66.

Методические указания по выполнению работы

        Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

1. Рассчитайте коэффициент новизны по формуле:

К н = Н / Q ,                                                   (5)

        где Н – количество новых товаров;

                Q – общее количество товаров.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.05. Рекламная деятельность, тема "Организация выставочной деятельности" специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) ППССЗ базового уровня

Представленный материал даёт ответы на вопрос: "Для чего в современном мире так много внимания уделяют проведению выставок, демонстрации своих достижений как предприятия, так и отрасли, националь...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»

Содержание учебного материала подбиралось в соответствии с темой занятия и его целью, оно соответствует ФГОС нового поколения. В содержании реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации, связи со спе...

Методическая разработка открытого урока по МДК. 05.01 Организация деятельности кассира

Аннотация к методической разработке открытого практического занятия по МДК.05.01 Организация деятельности кассира с применением элементов игровой технологии на тему: «Составление отчетных докуме...