Материалы открытого занятия по дисциплине "Основы философии"
учебно-методический материал на тему

Рогачева Мария Валерьевна

УМК учебного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_zanyatiya.docx22.99 КБ
Файл umk_otkrytogo_uroka.docx35.95 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ УРОКА

Этап

Содержание

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Обеспечение этапа

Время

  1. Организа-

ционный

момент

Приветствие.

Проверка посещаемости.

Актуализация темы занятия через восприятие философской фразы на латинском языке

- приветствует;

- заполняет журнал;

- сообщает тему занятия и ее значение;

- ставит цель занятии

- приветствуют преподавателя;

- дежурный докладывает об отсутствующих;

- настраиваются на работу

- мультимедиа;

- слайд с названием темы, эпиграфом;

- запись темы на доске;

- тетради студентов;

- журнал учебной группы

1-2 минуты

2. Повторение пройденного

Фронтальный опрос  по определениям и ключевым моментам пройденных тем

- задает вопросы студентам,

- слушает ответы

- отвечают быстро и четко

3-5

минут

3. Новая тема «Теория познания»

Обсуждение  понятий: «познание, субъект и объект познания»

- ведет диалог со студентами,  

 - направляет течение их мысли

- отвечают, аргументируют свою точку зрения;

- записывают ключевые моменты

- слайды на экране

1-2 минуты

Как человек познает мир (формы  познания)?

Подходы к решению темы познания в  истории философии

- ведет диалог со студентами о направлениях философской мысли,  направляет течение их мыслей;

- обращает внимание на слайд презентации

- рассуждают;

- отвечают на вопросы;

-  приводят примеры, представляя себя в роли мастера и клиента

- две сигнальные карточки по Г. Спенсеру;

- сравнительная таблица на экране;

- записи в тетради

7-10 минут

Промежуточный контроль

- задает вопросы, контролирует выполнение задания

- устно отвечают

- слайды на экране

2-3 минуты

Обсуждение факторов, влияющих на процесс познания.

Стереотипы, как сдерживающий фактор процесса познания

- проводит психологический эксперимент

- участвуют в эксперименте;

- делают выводы;

- приводят примеры

- слайд на экране

5-7

минут

Понятие «Истина», истина в истории философии

- задает вопросы, приводит примеры

- устно отвечают

- слайды на экране

1-2 минуты

Практика и ее роль в познании

- обращает внимание на слайд презентации

- разбирают основные положения слайда презентации

- слайды на экране

2-3 минуты

Переход к теме следующего занятия. Традиции познания мира западной и восточной цивилизацией

- слушает,

- задает вопросы,

- корректирует ответы студентов

- 3 человека читают стихи;

- остальные

анализируют,

сравнивают менталитет людей Запада и Востока;

- делают вывод о необходимости поиска компромисса культур

- слайды на экране;

- стихи

3-5

минут

Самопознание

- обходит группу с философской шкатулкой, показывая каждому студенту индивидуально то, что находится внутри

- смотрят,

- задумываются,

- делают выводы для себя

- философская «Шкатулка с сюрпризом»

2-3 минуты

4. Рефлексия

- слушает;

- помогает

отвечать студентам

1-2  человека устно + каждый индивидуально

- слайды на экране;

- цветные карандаши;

- фломастеры;

- карточки рефлексии

2-3 минуты

5. Заключение

Подведение итогов занятия

- выставляет оценки;

- выдает домашнее задание;

- анализирует работу группы

- записывают домашнее задание

- тетради студентов;

- журнал учебной группы

1-2 минуты



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки  Республики Марий Эл

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Республики Марий Эл

 «ЙОШКАР-ОЛИНСКИЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Специальность 43.02.02

«Парикмахерское искусство»

Группа  П-31

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ОТКРЫТОГО УРОКА

по учебной дисциплине «Основы философии»

Тема программы 2.2. Сознание. Познание. Творчество

Тема учебного занятия «Теория познания. Познание и его формы» 45 мин

Рогачева М.В. 

преподаватель ГБПОУ Республики Марий Эл «ЙОТК»

Йошкар-Ола

2018


План занятия

1. ФИО педагога: Рогачева Мария Валерьевна

Педагогическая технология – технология развития критического мышления.

2. Дата: 6 февраля 2018 г.

3.  Группа П-31, специальность 43.02.02 «Парикмахерское искусство».

4. Дисциплина «Основы философии».

5. Тема программы 2.2 Сознание. Познание. Творчество. 

Тема учебного занятия: «Теория познания. Познание и его формы» (1ак/ч. – 45 мин.).

6. Форма организации обучения: урок.

7. Цель урока: систематизация знаний о процессе познания. 

8. Задачи урока:

8.1. Образовательные задачи:

Способствовать обеспечению усвоения понятий: чувственное восприятие, абстрактное мышление, практика, как цель, основа познания, критерий истины.

Способствовать изучению характерных особенностей западной и восточной культуры, взаимодействия культур в условиях интеграции мирового пространства.

8.2. Развивающие задачи:

Способствовать  формированию умения анализировать философские понятия, решать проблемные задания.

Способствовать  формированию учебной мотивации студентов через применение технологии развития критического мышления.

Способствовать расширению кругозора студентов, развитию творческого мышления.

Развивать умение анализировать, выделять главное.

Развивать культуру речи.

Способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления,           креативных  качеств личности студентов через стимулирование  творческого   подхода к учебному заданию.

Способствовать развитию грамотной диалогической речи и профессиональной  лексики при устных ответах, беседе.

8.3. Воспитывающие задачи:

Воспитание  уважения к культурным традициям разных народов.

9. Тип занятия: комплексный урок закрепления и систематизации знаний, изучения нового материала.

10. Основной дидактический метод: диалогическая беседа.

11. Частные методы и приемы обучения:

- визуализация информации на основе информационно-коммуникационных технологий.

- постановка проблемных вопросов при актуализации опорных знаний;

- элементы игровых технологий;

- эвристическая беседа;

- побуждающий и подводящий диалоги;

- практический;

- рефлексия.

12. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

13. Средства обучения:

Наглядные:

- учебная доска,

- папка с печатными материалами для студентов «Философия в схемах и таблицах».

Аудиовизуальные:

- тематическая мультимедийная презентация с текстовым материалом, фото-слайдами и фрагментом музыкального произведения.

Технические:

- периферийные компьютерные устройства (аудио-колонки),

- мультимедийная приставка-проектор,

- экран для проекции,

- компьютерные средства.

Специальное оборудование и профессиональные средства:

  • филировочные ножницы.

Художественные материалы:

- цветные карандаши,

- фломастеры.

14. Междисциплинарные связи. Урок связан со следующими дисциплинами:

1. Обществознание.  Природа человека, врожденные и приобретенные качества. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности.

2. Английский язык.  Страны изучаемого языка.

3. ПМ.01 Организация и выполнение технологических процессов парикмахерских. Оборудование рабочих залов в парикмахерской.  

Внутридисциплинарные связи:

Тема 1.1. Философия: ее место в культуре и роль в жизни человека и общества.

Тема 1.2. Исторические типы и формы философии, выдающиеся философы мира.

Тема 2.1. Философское осмысление бытия (онтология).

Тема 4.2. Философский анализ культуры и цивилизации.

16. Планируемый результат:

Студент должен знать:

- отличительные особенности процесса познания, виды познавательной деятельности, сущность процесса познания;

- основные понятия: познание, чувственное восприятие, абстрактное мышление, практика, истина, самопознание;

- специфические особенности процесса познания с точки зрения западной и восточной философии.

Студент должен уметь:

- грамотно подбирать примеры, подтверждающие теоретический материал;

- различать особенности рационализма, сенсуализма, эмпиризма.

17. Домашнее задание:

1. Разработать опорный конспект по теме.

2. Подготовиться к письменному тестированию по теме «Познание и его формы».

18. Список использованных источников:

Основная литература: 

  1. Горелов А. А. Примерная программа по учебной дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии» для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО, 2010.
  2.  Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И.  Основы философских знаний. М, - Знание, 2005. (Л. 1)
  3.  Горбачев В.Г. Основы философии. - М., 2009. (Л.2)
  4.  Матвеев Г.М., Матвеев А.Г. Философия. Конспект лекций. – Чебоксары, 2005. (Л.3)
  5.  Шишкина В.Н., Пурынычева Г.М. История русской философии. - Йошкар-Ола, 2007. (Л 4)
  6.  Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии. - М., 2008. (Л.5)

Дополнительная литература:

  1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2010. (Л.6.)
  2. Найденкин С, Щербина Л. Философский  музей. – Брянск, 2007. (Л.7)
  3. Мусский И.А. 100 великих мыслителей, 2005. (Л.8)
  4. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений/отв. Ред. профессор В.П. Кохановский, изд. 20-е. Ростов н /Д: Феникс, 2015.- 568,с.
  5. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В.

  6. Основы философии  учебник для СПО изд.11-е Ростов н-Д: Феникс 2010- 309 c.

  7. Курбатов В.И.  Основы философии: Ученое пособие для студентов СПО – 2009 -352с.
  8. Хаврак А.П. Философия: Учебное пособие,-3-е изд., перераб. М доп.- 2014-376с.
  9.  Гуревич П.С.        Философия человека. Часть 1 . Гуревич П.С.        Философия человека. Часть 2
  10. Философия в вопросах и ответах под редакцией В.Н. Лавриненко. Учебное пособие, Гриф УМЦ (Профессиональный учебник) 2003.-463с.
  11. Философский словарь.

 Электронные ресурсы:

  1. http://www.koob.ru/philosophy/
  2. http://platonanet.org.ua/load/filmy_po_filosofii/3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по строительным материалам и изделиям

Дидактическая цель занятия:•         Обобщить и систематизировать знания по данной теме•         Формировать практически...

План-конспект учебного занятия по Основам философии. Введение. Предмет философии и ее место в системе научного знания. Философия и мировоззрение

Обучающийся должениметь представление:Об основах религиозного мировоззрения, о трех мировых религиях;Об общих предпосылках возникновения философииО специфике историко-философского процесса;О единстве ...

Открытое занятие по учебной дисциплине "Основы философии" по теме "Философия искусства и культуры" 09.06.2023

Методическое пособие Солоненко Я.А. «Философия искусства и культуры»Раздаточный материал. Закрепление изученного материалаТесты «Философия искусства и культуры»...