Статья на тему: "Компетентностно- ориентированное обучение как основа повышения качества профессиональной подготовки студентов СПО"
статья на тему

Иванова Ольга Владимировна

Реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта в практике преподавания предметов профессионального цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Текст публикации: мастера производственного обучения , преподавателя СПб ГБ ПОУ Колледжа Петербургской моды

Фрунзенского района

Ивановой Ольги Владимировны

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

Компетентностно- ориентированное обучение как основа повышения качества профессиональной подготовки студентов СПО

Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития её человеческого потенциала, который во многом определяется состоянием системы образования и его качеством. Особо актуальной проблемой в краткосрочной и среднесрочной перспективе

становится обеспечение качества выпускников начального и среднего профессионального образования в силу их реального дефицита на рынке труда. Современный рынок труда, характеризующийся высокой инновационной динамикой, предъявляет новые требования к рабочим и специалистам. Опросы работодателей свидетельствуют о новых тенденциях развития кадровых потребностей регионов: формирование заказа на качество профессионального образования не только и не столько в формате "знаний" выпускников, сколько в терминах способов деятельности; появление дополнительных, не актуализированных ранее требований к работникам, такими как способность, к "командной" работе, сотрудничеству, к налаживанию социальных связей, к непрерывному самообразованию, умению разрешать разнообразные проблемы, работать с информацией и т.д. Таким образом, речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования о профессиональных компетенциях.Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: "компетенция" и "компетентность".Компетенция -совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.Компетентность -владение, обладание человеком соответствующей компетенции. Включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. То есть компетентность -это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности, результативности его действий, направленных на разрешение определённого круга значимых для данного сообщества задач, проблем. Современная педагогика содержит большое количество различных подходов: системный, традиционный, комплексный, личностно -ориентированный и др. Компетентностный подход в профессиональном образовании является из всех перечисленных выше подходов наименее разработанным.

Что такое "компетентностный подход" в профессиональном образовании?

Если рассматривать образование человека в контексте его социализации в обществе, а не только в контексте усвоения суммы знаний, накопленных человечеством, то компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами, востребуемыми за пределами образовательного учреждения. Причём компетенции можно понимать и шире, а именно как освоение тех или иных форм мышления и деятельности. Тогда смысл образования человека, состоит в освоении им какой -либо культурной традиции как системы ранее выработанных средств, позволяющей взаимодействовать с окружающим миром, развивать свои способности, реализовывать себя как "Я" и быть успешным в данном обществе. Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции "усвоения знаний", а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение обучающимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причём особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего образования (в том числе и предметного обучения). Одним из механизмов успешного решения поставленных задач рассматривается введение в системе профессионального образования образовательныхпрограмм, построенных на основе модульно-компетентностного подхода. ФГОС СПО И НПО образования предполагают и компетентностно-ориентированный подход, а значит проектные методы обучения, апробацию различных форм работы, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты обучения самих обучающихся. Требования ФГОС к результатам обучения (в том числе к осваиваемым видам профессиональной деятельности, компетенциям, практическому опыту, умениям и знаниям) являются обязательными для выполнения, в ФГОС нового поколения уже зафиксирован перечень общих и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу по профессии. В чём причина такого интереса к компетенциям и придания им в современном образовании центрального места? В первую очередь это связано с системными изменениями, произошедшими в сфере труда и управления. Развитие информационных технологий привело к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни. В подобных обстоятельствах продуктивность профессиональной деятельности, зависит не от обладания какой бы то ни было раз и навсегда заданной информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, от инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. Соответственно претерпели серьёзные изменения и требования к сотрудникам. Мало быть специалистом, надо ещё быть хорошим сотрудником. Место эффективно справляющегося со своими обязанностями исполнителя занял образ работника инициативного, умеющего брать на себя ответственность и принимать решения в неопределённых ситуациях, умеющего работать в группе на общий результат, самостоятельно учиться, восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретной проблемы. Компетентностно-ориентированное образование предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности педагогов, в способах оценивания образовательных результатов обучающихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции "усвоения знаний". Принципиально изменяется и позиция педагога. Он перестаёт быть вместе с учебником носителем "объективного знания", которое он пытается передать обучающемуся. Его главной задачей становится мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создаёт условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым обучающимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определённых компетенций.

Внедрение модели образования, ориентированного на результат, требует совершенствования как систем управления, методической работы, так иподходов к конструированию урока, его содержанию, разработке и внедрению компетентностно-ориентированных заданий. При этом важная роль отводится контрольно-измерительным материалам, предполагающим отслеживание результатов не только  уровня знаний, но икомпетентностного, так как в соответствии с изменившимися требованиями к промежуточной аттестации контрольная работа больше не может являться формой промежуточной аттестации дисциплин, поэтому компетентностно-

ориентированные задания должны иметь практическую направленность, социальную и личную значимость, соответствовать уровню образования. Эффективным является решение компетентностно-ориентированных заданий или ситуационных заданий. В период перехода на новые ценностные педагогические ориентиры урок остается ключевой формой организации образовательного процесса. В отличие от урока традиционного, урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок –это, прежде всего, компетентностно-ориентированный. Развитию компетенций на уроке способствует применение современных педагогических технологий. Технологий, обеспечивающих формирование компетенций на уроке достаточно много: технология критического мышления, дискуссионная технология, кейс-технология (ситуационный семинар, решение ситуационных задач.Социально-экономические преобразования и формирование свободных рыночных отношений, основанных на многообразии форм собственности, появление конкуренции на рынке труда требуют изменений в сфере профессиональной подготовки специалистов. Соответственно программы учебно-производственных практик должны ориентироваться на непрерывное повышение таких характеристик, как квалификация и уровень подготовки, которые являются составными частями профессиональной компетентности, которая обеспечивается приобретением профессионального опыта работы в процессе поэтапного прохождения всех видов учебных практик. Главное требование работодателей, предъявляемое к выпускникам –это наличие опыта работы. Во время производственного обучения обучающиеся должны иметь возможность получить этот опыт и, тем -самым, сформировать профессиональную компетентность. Чтобы учащиеся ясно представляли себе сущность и социальную значимость выбранной профессии, нужно чтобы полученные теоретические знания для формирования профессиональной компетентности подкреплялись практическими навыками. Поэтому организация производственного обучения, максимально приближенного к условиям производства, наша первоочередная задача. Таким образом, образовательное учреждение должно помочь обучающимся в овладении  технологиями жизнедеятельности, создать условия для формирования способностей самооценки, самопознания, самопрезентации и самоконтроля, раскрыть потенциал самореализации, самоактуализации и саморегуляции. Наша задача, создать условия для успешнойсамореализации выпускников. Ведь в ближайшем будущем им предстоит без нашей помощи реализовывать себя. Компетентностный подход в подготовке специалистов позволяет сформировать такие способности и умения как: конкурентно способность; уметь использовать знания по смежной специальности; уметь на научной основе организовывать свой труд; уметь использовать современные информационные технологии. Компетентностный подход, конечно, требует совершенствования образовательных технологий. Но именно в современных условиях он является одной из гарантий качества образования.

Подводя итог можно сказать, что компетентностный подход является системным, междисциплинарным, в нем есть и личностные и деятельностные аспекты. На основе компетентностного подхода к организации образовательного процесса происходит формирование у обучающихся ключевых компетенций, которые являются неотъемлемой составляющей его деятельности как будущего специалиста и одним из основных показателей его профессионализма, а также необходимым условием повышения качества профессионального образования.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «ПАРИКМАХЕР»

Современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения. Для формирования профессиональных и общих компетенций, активизации познавательной деятельности студентов в процессе обучения наряду с традиционными методами необходимо использовать и активные методы обучения.

Активные формы занятий –это формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения по профессии «Парикмахер» в рамках учебных дисциплин «Стрижка и укладка волос» предписывает формирование следующих профессиональных и общих компетенций:

ПК 1Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов

ПК 2Выполнять мытье волос и профилактический уход за ними

ПК 6Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4Осуществлять поиск информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

 На занятиях по учебной дисциплине «Стрижка и укладка волос» для формирования и развития общих и профессиональных компетенций

обучающихся использовались следующие активные формы проведения занятий:-деловая игра представляет собой моделирование реальной (реже условной, воображаемой) ситуации, в которой будущие специалисты должны не только продемонстрировать свои знания, но и проявить разнообразные компетенции, связанные с их профессиональной деятельностью (коммуникабельность, инициативность)-метод проектов, который всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени и предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой -интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результатом выполненных проектов должно быть конкретное решение или конкретный результат, готовый к внедрению. -метод 6 на 6.Не менее шести членов группы в течение шести минут формулируют идеи решения проблемы. Каждый участник записывает свои соображения на определенном листе. После этого проводится обсуждение всех подготовленных списков, отсеиваются явно ошибочные решения, остальные группируются по определенным признакам. Задача –отобрать несколько наиболее важных вариантов (их количество должно быть меньше количества участников дискуссии). Проводились занятия с использованием активных методов обучения, позволяющие формировать общие и профессиональные компетенции, заявленные во ФГОС по профессии «Парикмахер». При проведении занятий использовался метод контроля, который позволил выявить уровни сформированности общих и профессиональных компетенций в соответствии с разработанными показателями и критериями. В ходе деловой игры формировались профессиональные компетенции, т.к. обучающие должны были не только продемонстрировать свои знания, но и проявить разнообразные компетенции, связанные с их профессиональной деятельностью. При использовании метода проектов обучающиеся осуществляли поиск

информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, самостоятельно конструировали свои знания, ориентировались в информационном пространстве, работали в команде, эффективно общались с одногруппниками и педагогом. При использовании метода 6 на 6 обучающиеся формировали опыт по поиску ошибочных вариантов и группировки важной информации из большого количества вариантов.

Таким образом, активные методы обучения –это обучение деятельностью, обеспечивающей выполнение обучающимися тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками, развивают творческие и коммуникативные способности, формируют личностный подход к возникающей проблеме. Преподавателю в своей профессиональной деятельности необходимо подбирать и использовать активные методы обучения, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием, и являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно- познавательную деятельность.

Список литературы:

1.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. –М.: Народное образование, 2004.

2.Батрова О. Ф. Перспектива внедрения компетентностного

подхода в отечественную систему педагогического образования / О.Ф. Батрова // Преподаватель XXI век. -2007. .

3. Макет Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения: проект// Минобразования и науки РФ, ФИРО –М 2009.

4. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: Метод. Пособие/ М.В. Привезенцев, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева и др. –М Альфа –М 2009.

5.  Интерактивные методы как средство развития творческих способностей студентов на учебных занятиях http://do.gendocs.ru/docs/index-207966.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки - экскурсии как метод повышения качества профессиональной подготовки студентов

Научно - меодическая работа преподавателя среднего профессионального образования в пределах своей компетенции....

Презентация к выпускной работе" Интерактивное обучение как средство повышения качества профессионального обучения в ОАО «РЖД»"

Эффективные педогогические технологии организации образовательного процесса в профессиональном обучении пнрсонала в ОАО "РЖД"...

Статья - "Профессиональная культура преподавателя как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов", г. Благовещенск, 2020

Сегодня в нашем обществе – обществе 21 века - остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родит...