Уроки - экскурсии как метод повышения качества профессиональной подготовки студентов
статья на тему
Научно - меодическая работа преподавателя среднего профессионального образования в пределах своей компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki-ekskursii.docx | 99.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки-экскурсии как метод повышения качества профессиональной подготовки студентов
В настоящее время одним из приоритетных направлений развития образования является его ориентированность на формирование и воспитание всесторонне развитой творческой личности, способной самостоятельно решать задачи в соответствии с конкретными обстоятельствами. Основная задача средних специальных учебных заведений-подготовка студентов к предстоящей трудовой деятельности. Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, вооружение основами знаний, необходимых на практике, с другой - формирование профессиональных умений и навыков. Для достижения этих целей, наряду с традиционными уроками, внедряются такие уроки, как уроки-семинары, уроки-дискуссии, а также уроки-экскурсии.
Активные методы обучения направлены на первичное овладение знаниями; они способствуют развитию мышления, познавательных интересов, способностей, формируют умения и навыки самообразования. Познавательная активность и познавательная самостоятельность характеризует интеллектуальные способности человека к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
Уроки-экскурсии являются методом «погружения в материал», способствующим лучшему пониманию проблемы. Они включают себя различные мыслительные операции: анализ, синтез и обобщение. Отметим, что само формирование «порога восприятия», этого энергетического барьера противления обучению, обуславливается в большей мере тем, что учебная деятельность требует от обучаемого повышенной мыслительной активности, связанной с поиском и принятием ответственных оцениваемых решений, значительного подчинения и длительного внимания к предлагаемой деятельности, ограничения движения (двигательной активности), особенно на занятиях теоретического обучения. Учебная деятельность способствует расширению кругозора студентов и повышению заинтересованности в освоении профессии, позволяет составлять алгоритм решения нестандартных задач. Наглядное (зрительное) восприятие технологии процесса формирует у студентов инженерное мышление.
Очень часто слишком сложный материал мешает достижению успешности в его изучении, а уроки-экскурсии уменьшают эту тревожность и стимулируют учащихся к достижению поставленных преподавателем целей. Из-за демонстративного характера данных уроков увеличивается интерес к усвоению материала. Из всего вышесказанного следует, что уроки-экскурсии обеспечивают максимальный эффект в обучении, создают учащимся условия для продвижения вперед в освоении знаний.
Современное развитие науки и техники позволяет разнообразить средства обучения. К последнему слову можно отнести учебное телевидение, компьютерную технику, тренажеры и другие. Однако в условиях экономических проблем нашего государства, незначительного финансирования ССУ и их ограниченных возможностей в коммерческой деятельности приобретения ультрасовременных дорогостоящих средств обучения в единичных экземплярах и не может обеспечить каждую учебную дисциплину в полном объеме.
Для эффективной подготовки по профессии «мастер столярного и мебельного производства» необходимы уроки, которые проводятся на предприятиях, оснащенных современной материальной базой. Поэтому в нашем колледже разработана система проведения уроков-экскурсий по предметам профессионального цикла на предприятиях, имеющих современную материальную базу. В том числе, и по профессии «мастер столярных и мебельного производства».
Преподаватель технологии совместно с мастером производственного обучения корректирует содержание предметов «Технология столярных и мебельных работ», «Материаловедение», «Деревообрабатывающие станки» и оптимально определяют целесообразность проведения уроков-экскурсий по данной теме. Затем они определяют объект посещения, которым могут быть: живая природа, музеи, предприятия, выставки. Урок-экскурсия, как и любой урок, может быть успешно проведен, если тщательно продуман план урока, его организация и познавательная деятельность учащихся. Целесообразно составлять календарно-тематический план, что дает возможность предварительно продумать и спланировать систему занятий по теме, определить цель занятия, наметить и подобрать наглядные пособия, установит межпредметные и внутрипредметные связи. Этому мы уделяем большое внимание.
Перед уроком-экскурсией преподаватель знакомит студентов с местом экскурсии, целью посещения, т.е. создает мотивацию студентов для успешной познавательной деятельности, проводит инструктаж по технике безопасности и выдает задание, в котором указывает, на какие моменты нужно обратить внимание, какие особенности производства могут существовать на данном предприятии.
Преподаватель обязательно инструктирует студентов о том, что в процессе экскурсии на все возникающие вопросы следует за ответом обращаться к экскурсоводу-технологу предприятия. Чрезвычайно важно на последующих уроках в кабинете технологии подвести итоги по выполнению задания (отчеты, тесты, эссе или кроссворды).
Содержание уроков-экскурсий должно быть грамотно сформировано преподавателем и только тогда осуществиться обратная связь, достижение успешности в изучении предмета. Каждый урок-экскурсия учит студентов классифицировать, что является важной операцией и методом любой научной дисциплины и представляет определенную ступень в формировании знаний: знания-знакомства; знания-копии; знания-умения; знания-навыки (см. рис.1).
Репродуктивный уровень усвоения учебного материала, а также развитие профессиональных способностей студентов дают в совокупности продуктивный уровень усвоения учебного материала. Из приведенной схемы также видно, что на начальном репродуктивном этапе получения знаний особое место отводится эмоционально-образному восприятию и раскрытию содержания понятия. От того, насколько четко будет организована эта часть занятия, во многом будет зависеть достижение поставленных перед самим уроком целей.
Взаимосвязь содержания обучения и сферы труда двусторонняя. С одной стороны, в содержании обучения отражается сфера труда столяров, объекты их профессиональной деятельности, с другой - сфера технического оснащения предприятий различных типов постоянно совершенствуется, внедряется современное технологическое оборудование с улучшенными эксплуатационными характеристиками, совершенствуется технологический процесс, вследствие чего изменяется структура профессиональной подготовки мастеров столярно-мебельного производства, а, следовательно, содержание их обучения.
Работая с отчетами по окончании уроков – экскурсий, студенты учатся выделять главную мысль, анализировать и сравнивать различные технологии, обобщать полученную информацию и делать самостоятельные выводы. Отвечая на вопросы, поставленные в отчете, о сути технологического процесса на производстве от момента поступления сырья на лесобиржу до контроля качества ОТК на складе готовой продукции, наблюдая за работой станков и оборудования, действиями квалифицированных специалистов, замечая нюансы, на которые не всегда обращают внимание взрослые, студенты не просто учатся, а иногда их пытливые умы способны выдать настоящие рационализаторские предложения или даже открытия.
Итак, можно утверждать, что уроки-экскурсии вооружают учащихся знаниями и умениями практического характера, которые в будущем, несомненно, помогут стать им высококлассными специалистами. Кроме того, уроки-экскурсии помогут выбрать направление профессиональной деятельности по своему интересу, что в период жестоких рыночных отношений позволит в будущем стать конкурентоспособными. Ведь удачно выбранное направление профессиональной деятельности проносит удовлетворение, а соответственно, является большим стимулом к желанию овладеть высоким профессионализмом.
Уроки-экскурсии будут считаться эффективными, если:
- диапазон знаний, умений и навыков, формируемых с помощью этих средств, наибольший и охватывает именно те виды действий, которые необходимы для выполнения данной трудовой деятельности;
- время, необходимое для формирования знаний, умений и навыков, сокращается по сравнению с другими средствами обучения;
- формируемые знания, умения и навыки имеют большой коэффициент надёжности, т.е. высокий уровень сформированности; обладают мобильностью, вариативностью, способностью к переносу; соответствуют действиям, которые необходимы для выполнения данной деятельности в реальных условиях и т.д.
Кроме того, уроки-экскурсии соответствуют государственным требованиям к содержанию и уровню подготовки, развитию познавательной способности, активности студентов к формированию технических и интеллектуальных умений. Формированию логического мышления, развитию навыков самостоятельной работы и, самое главное, - самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества профессиональной подготовки студентов на ПП.
Круглый стол....
К вопросу повышения качества профессиональной подготовки в условиях медицинского колледжа .
Компетентностный подход ориентирован на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника, обозначающих потенциал, способствующий выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях...
Приемы индивидуальной и дифференцированной работы при обучении по профессии «тракторист – машинист сельскохозяйственного Производства» (квалификация водитель автомобиля ) как способ повышения качества профессиональной подготовки студентов
Tекстовка отдельно по слайдам...
статья «Социальное партнерство как важный фактор повышения качества профессиональной подготовки по профессии техник – теплотехник»
Описание опыта работы. Организация и проведение уроков на производстве....
Статья на тему: "Компетентностно- ориентированное обучение как основа повышения качества профессиональной подготовки студентов СПО"
Реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта в практике преподавания предметов профессионального цикла....
Статья - "Профессиональная культура преподавателя как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов", г. Благовещенск, 2020
Сегодня в нашем обществе – обществе 21 века - остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родит...