Учебная практика. Продажа чая и чайных напитков.
план-конспект занятия на тему

Занятие направлено на формирование и развитие знаний ассортимента чая и чайных напитков и умений различать чай по видам и ассортиментам, оценивать его качество по органолептическим  показателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chay.docx35.44 КБ
Файл chay.pptx923.73 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

открытого урока производственного обучения

«Продажа  чая и чайных напитков».

Профессия : «Продавец, контролёр-кассир»

Разработана : Мастер производственного обучения

                       Бурлакова Надежда Витальевна

г.Райчихинск

План урока учебной практики

Мастер п/о Бурлакова Н.В.

Профессия: «Продавец, контролёр-кассир»

   Этот продукт высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине моей души. Лев Толстой.

   Если холодно, он Вас согреет. Если жарко , он Вас охладит. Если у Вас настроение подавленное – он Вас подбодрит. Если  Вы возбуждены- он Вас успокоит. Сэр Уильям Гладстон премьер, министр Великобритании 19 века (слайд № 1 ).

 Тема программы : ПМ.02. «Продажа продовольственных товаров».

Тема урока: «Продажа чая и чайных напитков».( слайд № 2 )

Цели урока:

1.   Обучающая: формирование у обучающихся знаний и умений при продаже  ассортимента чая и чайных напитков, научить различать чай по видам и ассортиментам и оценивать качество по органолептическим  показателям,  научить соблюдать технику безопасности, санитарию личной гигиены и организацию рабочего места.  ( слайд № 3 )  

2. Развивающая : развить у обучающихся профессиональный интерес к избранной профессии,  способствовать развитию таких профессиональных способностей, как  зрительное восприятие , память ( долговременная, зрительная и двигательная, воображение пространственное.

 3. Воспитательная: привить инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности, способствовать воспитанию у обучающихся  аккуратности, наблюдательности, ответственному  и бережному отношению к оборудованию, инвентарю, инструментам и товару.

Данная тема и цель урока способствуют развитию профессиональных компетенций.

ПК 2.1. Осуществлять приемку товаров и контроль  за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.

ПК 2.2. Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку.

ПК 2.3. Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.

ПК 2.4. Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов.  (слайд № 4 )

Должны уметь: Принять товар от поставщика, документально оформить, подготовить к продаже, оформить ценник, дать товароведную характеристику товара, определить качество товара, обслуживать покупателей.  

Тип урока: урок по изучению трудовых приёмов и операций.        

Метод обучения: урок упражнений, индивидуальная форма работы.             

Материально-техническое оснащение урока : 

1.Оборудование мастерской продавцов.

2.Калькуляторы – 12 шт.

3.Корзины с товаром – 12 шт.

4.Образцы товаров - разные виды и ассортимента чая.

5.Фактуры.

6.Ценники.

7.Электрочайник.

8.Мультимедийное оборудование.

ХОД УРОКА:

   Организационный момент: проверка обучающихся по списочному составу, внешнему виду (дежурный -первая подгруппа в составе 12 человек к занятию готова, спецодежда у всех соответствует проведению урока) .

Вводный инструктаж:

       Продолжая изучение ассортимента вкусовых товаров  я хочу вас спросить об одном из них. Товар, который  по употреблению как напиток стоит на 1 месте? Упоминание об этом товаре относят к периоду 5800-летней давности.

Этот товар называется…………. чаем.  При изучении любого товара  вы на предмете «Розничная торговля» что изучили? (классификацию, производство, ассортимент). А тема нашего урока «Продажа чая». И на  учебной практике  мы с вами будем оценивать качество чая по органолептическим показателям, осуществлять приёмку чая.

  Чай получают из молодых побегов (флешей) многолетнего вечнозелёного чайного дерева,  подвергая их специальной обработке(ферментации). Флеши - это верхушечные части растения, состоящие из почки и двух-трёх нежных листочков .Но самое употребительное наименование, обобщающее и чаще всего присутствующее в сложных составных названиях сортов ,- это «ча» от китайского, что значит  «молодой листочек».(слайд № 5 )

А что входит в состав чая?

В состав чая входят: кофеин - тонизирует нервную систему, (когда вы пьёте чай - какой вкус вы ощущаете (терпкий)-дубильные вещества - придающие чаю вяжущий вкус  и      характерный цвет, эфирные масла, ферменты белковые вещества, углеводы,органические кислоты ,минеральные вещества , витамины С, Р,РР,В 1, В2.(слайд № 6)

              При изучении ассортимента  любого товара что вы должны знать и уметь? (на предмете розничная торговля Вы изучили  процесс производства чая, химический  состав, ассортимент чая). А на  учебной практике мы с Вами должны практически закрепить знания и умения.

Обратите внимание на ассортимент чая (слайд № 7 )

-чёрный байховый ;

-зелёный байховый;

-красный байховый;

-жёлтый байховый;

- гранулированный чай;

-чайные концентраты;

-ароматизированные чаи;

-прессованный чай;

- плиточный чай;

- кирпичный чай;

- таблетированный чай;

-фруктовые и травяные чаи.

Сегодня мы с вами должны определять качество чая.

По качеству чай чёрный байховый делят на 6 торговых сортов:( слайд № 8- № 13 )

Какие сорта чая Вы знаете ?

(на столе перед вами лежит подсказка о качестве чая)

-в чае «Букет» , «Экстра» и высшего сорта чаинки одинаковые по размеру, цвету, хорошо скрученные. Настой чая должен быть прозрачным с красноватым оттенком, а зелёного –светло-янтарным. Аромат настоя тонкий, нежный, вкус приятный с терпкостью. Цвет разваренного чёрного чая- однородный с красновато- коричневым оттенком , а зелёного- однородный с зеленоватым оттенком.

-чай 1 сорта имеет неоднородные по размеру и цвету чаинки. Настой прозрачный , но менее яркий. Аромат недостаточно тонкий ( для зелёного), но приятный с терпкостью. Цвет разваренного листа – однородный с разными оттенками.

-чай 2 сорта имеет недостаточно скрученные чаинки .Настой темноватый, несколько мутноватый. Аромат грубоватый, вкус недостаточно полный. Цвет разваренного листа – темноватый с коричневым отливом.

-чай 3 сорта- чаинки плохо скручены. Вкус и аромат грубоватые, слабовыраженные. Настой мутноватый, тёмно-бурого цвета. Цвет разваренного листа- тёмный с зеленью, может быть пёстрым для зелёного чая.

Плиточный чёрный чай делят на 1,2 и 3 сорта.

Зелёный плиточный чай выпускают только 3 сорта.

Кирпичный чай на сорта не делят.

Международные сорта чая : ( слайд № 14 )

(показ новых международных сортов чая )

Уникум – что означает «бесподобный » , «исключительный».

Медиум- изготовлен из  сбора почек и первым листочком.

Экономи- это элитные сорта чая, заметно дороже чем обычные, но на самом деле экономически более выгодны, потому что рассчитаны на неоднократное заваривание.

Элитные- отборные сорта чая( выращивают на небольших плантациях Китая и на Цейлоне. Собирают только руками, причём только 1 и 2 лист.

Требования к качеству: (слайд № 15 )Скажите мне как будущие продавцы, а какие  дефекты не допустимы  в чае: В чае недопустима плесень, затхлость, посторонние привкусы и запахи, посторонние вещества (сушёные стебли,пыль от  переработки чая).

Расфасовывают чай по 25, 50, 75, 100, 125 гр.в бумажные и картонные пачки или жестяные, стеклянные, пластмассовые чайницы.

 При маркировке указывают вид чая, сорт, массу нетто, цену, название изготовителя , номер стандарта(студенты называют сами- подсказка в корзине с товаром). Штрих-код.( слайд № 16 )

Хранят  в сухих чистых  помещениях при влажности воздуха 65- 70 % влажности. Гарантийный срок хранения чая 8 месяцев со дня упаковки. После истечения этого срока определяют заново качество чая и решают вопрос  о возможности продления срока реализации ( физико-химический).

(слайд № 17 )

Дерево мнений (студенты высказывают мнение о чае разместив с левой стороны      дерева  пакетики с чаем те которые они пьют и им нравятся).

      Мы с Вами узнали все, что необходимо знать о чае . Сейчас  я Вам объясню  какие задания вы будете выполнять на самостоятельной работе.

Задание № 1  (слайд № 18 )

По представленным образцам определить качество чая. Определение качества  проводится по органолептическим показателям: осязание, обоняние. После заваривания чая и полученные данные вносим в таблицу.

образца

цвет

Интенсивность настоя

Окраска и  прозрачность

вкус

запах

аромат

Сорт

Заклю-

чение о качестве чая

1

2

3

4

5

6

Эталон ответа представленных образцов:

Образец  № 1: чай майский цейлонский чёрный крупнолистовой высшего сорта «Корона Российской империи» .

Образец № 2:  принцесса Ява традиционный китайский чай зелёный байховый сорт: экономии.

Образец  № 3:индийский чёрный байховый мелкий  1 сорта «Тот самый чай».

Под № 4 образец: индийский чай листовой 1 сорт  «Синий алмаз».

Образец № 5: чай чёрный байховый индийский с ароматом чёрной смородины «Принцесса Гита» в пакетиках для разовой заварки.

Образец № 6: «Напиток чайный « с соком клюквы »

Задание № 2 (слайд № 19 )

По представленным образцам подсчитать стоимость покупки.

5 корзин 1 варианта и 5 корзин 2 варианта .

Эталон ответа :

1 вариант

- напиток чайный   3шт. * 8-00

-вафли мягкие         5 шт*8-00

- кофе  «клаб»         5шт.*8-30

-чай майский           1 шт.*44-00

-вафли «Артек»      1 шт.*18-00

-драже  «Трюк»      1 шт.*9-10

Итого :                       176-60

2 вариант

-вафли «Десертные»    1шт.*18-00

-горячий шоколад        5 шт.*9-20

-шок.бат. «Твикс»        1 шт.*28-00

-кириешки                    1 шт.*13-80              

-вафли мягкие               4 шт.*8-00

-напиток чайный           4 шт.*8-00

Итого :                              169-80

Кто первый произвёл подсчёт - получает красный листочек, 2- зелёный ,

3- жёлтый.

Задание № 3

Весь товар, который помещён в корзинах - принять по количеству и оформить документально (оформляют фактуру и её итог должен быть равен заданию № 2).

При оформлении фактур что необходимо помнить? (оформляем без исправлений).

Задание № 4

Оформить ценник на один из предложенных видов чая.

Все задания оцениваются  мною по 5 бальной системе и заносятся в таблицу:

Оценочный лист.( слайд № 20 )

Задание №

оценка

  1. Определение качества чая

  1. Подсчёт стоимости покупки

  1. Оформление фактур

  1. Оформление ценника

Самостоятельная работа обучающихся:

- Предложить обучающимся занять рабочие места и приступить к работе.

Текущий инструктаж – 2 часа.

Целевые обходы :

1.Контроль правильности трудовых приёмов и качества выполняемой работы.

2.Контроль степени выполнения работ.

3.Контроль за соблюдением техники безопасности в процессе работы.

Заключительный инструктаж –  20 минут

Все с самостоятельной работой справились и получили оценки (каждый поднимается и называет свою оценку).

  А сейчас я попрошу вас снова высказать своё мнение о чае ,и мы посмотрим изменилось ли оно у Вас после определения качества чая( размещают  чай на 2 половину дерева и сравниваем с мнением  1 половины дерева).Так какой чай самый полезный ?

Перед Вами лежат высказывания о чае. Я Вам называю свойство чая,а Вы комментарий в виде пословицы.

-тонизирующее свойство чая (пей чай – не вдавайся в печаль; выпей чайку, позабудешь тоску) ;

-лечебное свойство чая (чай с медком пей – здоровье имей);

-терморегулирующее свойство чая ( в холодок чаёк согревает, а в жару- охлаждает );

-чай выводит металлы, токсины из организма (чай не пьёшь, откуда силы возьмёшь?; чай не пить, так на свете не жить ).

     Я считаю, что тему «Продажа чая и чайных напитков» вы усвоили, цель достигнута, все научились определять качество чая. (слайд № 21 )

А сейчас гости что нам скажут о чае ( говорят пословицы о чае).                      

 Все студенты сегодня на уроке получили хорошие оценки  все молодцы. Спасибо всем.

Домашнее задание: повторить тему «Продажа чая и чайных напитков»

Коль чай мы разбирали – на чай и приглашаем.

А сейчас я приглашаю всех попить чай. Коль чаем угощаем - значит уважаем. (слайд № 22-23).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этот продукт высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине моей души. Лев Толстой Е сли холодно, он Вас согреет. Если Вам жарко, он Вас охладит. Если у Вас настроение подавленное — он Вас подбодрит, если Вы возбуждены — он Вас успокоит. Сэр Уильям Гладстонпремьер , министр Великобритании 19 века 1

Слайд 2

Тема урока : «Продажа чая» . 2

Слайд 3

Цель урока : научиться различать ассортимент чая и оценивать качество по органолептическим показателям. 3

Слайд 4

ПК 2.1. Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары. ПК 2.2. Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку. ПК 2.3. Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров. ПК 2.4. Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов. 4

Слайд 5

Чай получают из молодых побегов ( флешей) многолетнего вечнозелёного чайного дерева, подвергая их специальной обработке(ферментации). Флеши- это верхушечные части растения, состоящие из почки и двух-трёх нежных листочков .Но самое употребительное наименование, обобщающее и чаще всего присутствующее в сложных составных названиях сортов ,- это « ча » от китайского , что значит «молодой листочек». 5

Слайд 6

В состав чая входят : Кофеин - тонизирует нервную систему, дубильные вещества - придающие чаю вяжущий вкус и характерный цвет эфирные масла ферменты белковые вещества , углеводы органические кислоты минеральные вещества витамины С, Р,РР,В 1, В2 . 6

Слайд 7

Классификация чая по виду и способу обработки: 7

Слайд 8

-чёрный байховый ; -зелёный байховый; -красный байховый; - жёлтый байховый; - гранулированный чай; -чайные концентраты; -ароматизированные чаи ; -прессованный чай; - плиточный чай; - кирпичный чай ; - таблетированный чай; -фруктовые и травяные чаи. 8

Слайд 9

По качеству чай чёрный байховый делят на 6 торговых сортов: в чае «Букет» ,«Экстра» и высшего сорта Чаинки одинаковые по размеру, цвету, хорошо скрученные. Настой чая должен быть прозрачным с красноватым оттенком ,а зелёного –светло-янтарным. Аромат настоя тонкий , нежный, вкус приятный с терпкостью . Цвет разваренного чёрного чая- однородный с красновато- коричневым оттенком , а зелёного- однородный с зеленоватым оттенком. 9

Слайд 10

чай 1 сорта Чаинки неоднородные по размеру и цвету . Настой прозрачный , но менее яркий. Аромат недостаточно тонкий ( для зелёного), но приятный с терпкостью. Цвет разваренного листа – однородный с разными оттенками. 10

Слайд 11

чай 2 сорта Чаинки недостаточно скрученные . Настой темноватый, несколько мутноватый. Аромат грубоватый, вкус недостаточно полный. Цвет разваренного листа – темноватый с коричневым отливом. 11

Слайд 12

чай 3 сорта - Чаинки плохо скручены. Вкус и аромат грубоватые, слабовыраженные. Настой мутноватый, тёмно-бурого цвета. Цвет разваренного листа - тёмный с зеленью, может быть пёстрым для зелёного чая. 12

Слайд 13

Плиточный чёрный чай делят на 1,2 и 3 сорта. Зелёный плиточный чай выпускают только 3 сорта. Кирпичный чай на сорта не делят. 13

Слайд 14

Международные сорта чая : Уникум – что означает «бесподобный » , «исключительный». Медиум- изготовлен из сбора почек и первым листочком. Экономи - это элитные сорта чая, заметно дороже чем обычные, но на самом деле экономически более выгодны, потому что рассчитаны на неоднократное заваривание. Элитные- отборные сорта чая( выращивают на небольших плантациях Китая и на Цейлоне. Собирают только руками, причём только 1 и 2 лист. 14

Слайд 15

Требования к качеству: В чае недопустима плесень, затхлость, посторонние привкусы и запахи, посторонние вещества (сушёные стебли ,пыль от переработки чая). 15

Слайд 16

Расфасовывают чай по 25, 50, 75, 100, 125 гр.в бумажные и картонные пачки или жестяные, стеклянные, пластмассовые чайницы. При маркировке указывают вид чая, сорт, массу нетто, цену, название изготовителя , номер стандарта(студенты называют сами). 16

Слайд 17

Хранят в сухих чистых помещениях при влажности воздуха 65- 70 % влажности. Гарантийный срок хранения чая 8 месяцев со дня упаковки. После истечения этого срока определяют заново качество чая и решают вопрос о возможности продления срока реализации ( физико-химический). 17

Слайд 18

№ образца цвет Интенсив-ность настоя Окраска и прозрач-ность вкус запах аромат Сорт Заключение о качестве чая 1 2 3 4 5 6 Задание № 1 По представленным образцам определить качество чая. Определение качества проводится по органолептическим показателям: осязание, обоняние. После заваривания чая и полученные данные вносим в таблицу 18

Слайд 19

Задание № 2 По представленным образцам подсчитать стоимость покупк и . Задание № 3 Весь товар ,который помещён в корзины- принять по количеству и оформить документально. Задание № 4 Оформить ценник на один из предложенных видов чая. 19

Слайд 20

Оценочный лист 20 Задание № оценка 1. Определение качества чая 2. Подсчёт стоимости покупки 3. Оформление фактур 4. Оформление ценника Все задания оцениваются по 5 бальной системе и заносятся в таблицу :

Слайд 21

Коль чаем угощаем- значит уважаем. 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Чай и чайные напитки"

Данная статья может быть полезна специалистам практикам, изучающим товароведение продовольственных товаров....

Контрольно оценочные материалы для проведения дифференцированного зачета по учебной практике ПМ 07 Приготовление сладких блюд и напитков

Контрольно оценочные материалы для проведения дифференцированного зачета по учебной практике ПМ 07 Приготовление сладких блюд и напитков...

Рабочая программа учебной практики профессионального модуля "Приготовление сладких блюд и напитков"

Программа учебной практики (далее  программа) – является частью ППКРС в соответствии с ФГОС СПО по профессии   19.01.17     Повар, кондитер,  направление ...

Учебная практика.Продажа бытовых керамических товаров

Занятие по учебной практике направлено на формирование трудовых приёмов и навыков по подготовке бытовых керамических  товаров к продаже, размещению и выкладке на торгово-технологическом оборудова...

Чай и чайные напитки

Классификация чая, требование к качеству, хранение...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ (УП.04) ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ: ПМ.04 Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента. 43.01.09 «Повар, кондитер»

Методические рекомендации к учебной практике разработаны на основе рабочей программы учебной практики профессионального модуля ПМ. 04 является частью основной образовательной программы, составленной в...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УКАЗАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП.04 «УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА» по МДК 04.01 Технология продажи непродовольственных товаров»

Методические указания по прохождению учебной практики по профессиональному модулю ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих составлены в соответствии...