Компьютерное тестирование в оценке знаний ученика
статья

Тищенко Надежда Викторовна

Материал выступления по теме "Компьютерное тестирование в оценке знаний ученика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuternoe_testirovanie.docx119.83 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютерное тестирования в оценке знаний ученика

Для  любой образовательной организации, в том числе и для школы,  одной из основных  и сложных задач во все времена являлась оценка знаний учащихся. Особенно остро проблема контроля и оценки знаний обучаемых встает в условиях приоритетного национального проекта «Образование», цель которого – повышение качества образования.

На сегодняшний день существует множество разнообразных методов оценки знаний: устный и письменный опрос, собеседование, диктант, вычислительные задания, деловые игры, экзаменационная схема оценки, тестирование. Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки. Представляется разумным использовать в учебном процессе совокупность различных методов оценки, дополняющих достоинства и сглаживающих недостатки друг друга. Но в настоящее время в условиях сдачи выпускных  экзаменов в школе в форме ЕГЭ и вступительных экзаменов в ВУЗы в виде тестирования все большее распространение приобретает именно такая форма оценки знаний. Поэтому очень важно уже с раннего возраста приучать детей к тестированию.

Сравнивая тестирование с прочими методами можно выделить следующие его особенности:

  • оперативность получения оценки (например, по сравнению с письменным опросом);
  • возможность чаще проводить контроль знаний (при наличии готового тестового материала);
  • наличие моментальной обратной связи (просмотр тестируемым своих ошибок и правильных ответов), что привносит в процесс оценки знаний обучающий компонент;
  • объективность оценки, то есть её независимость от симпатий и антипатий оценивающего лица;
  • массовость (то есть тестовое задание может быть разработано однажды и использовано многократно);
  • в общем случае, приблизительность оценки (например, по сравнению с грамотно проведённым собеседованием или опросом).

Особенности тестирования делают его особенно пригодным для первичного контроля усвоенности нового материала после объяснения учителя, а также текущего и итогового контроля знаний большого числа обучаемых.

При грамотном использовании тестов недостатки такой формы оценки можно свести к минимуму, а достоинствами напротив пользоваться на 100%. Этому во многом может помочь применение компьютерной модификации этого метода, при которой основным средством сравнения выступает специальное программное обеспечение.

Процесс тестирования содержит массу рутинных задач, хорошо поддающихся автоматизации с применением ПК. К таким задачам можно отнести подготовку, раздачу и сбор тестового материала, проверку соответствия ответов шаблонам, выставление оценки и доведение её до учащихся, а также накопление сведений об оценках и их статистическая оценка. По сути, в идеальном виде тестирование является полностью автоматическим процессом, в котором акт принятия решения преподавателем (после подготовки тестового материала) вовсе отсутствует. 

Тестирование в компьютерной форме исключает возможность ошибки преподавателя при проверке тестовых заданий, сводит к нулю время, необходимое на проверку (время ожидания оценки учащимися), устраняет необходимость раздачи и сбора тестового материала на бумажных носителях. В условиях, когда информатизация образования – одна из важнейших задач приоритетного национального проекта, именно такой форме тестирования нужно отдавать предпочтение. Авторы этой статьи уже много лет преподают информатику и ИКТ в различных образовательных учреждениях и все это время занимаются проблемой информатизации учебного процесса, самостоятельно разрабатывают и используют различные обучающие и контролирующие программы по различным предметам. Описание некоторых из них можно найти в статье Дунаева А.В. "Научно-техническое описание прикладных программ, разработанных под руководством преподавателя информатики Дунаевой И.В. в рамках научно-исследовательской работы" (Москва, ИБПИТ, 2002г.).

Последние же два года авторы статьи много внимания уделяют разработке уроков нового типа «Использование ИКТ на всех этапах урока», когда ИКТ используются и для объяснения нового материала, и для конспектирования, и для первичного контроля усвоенности материала, и для выполнения домашнего задания учениками. 

На таких уроках авторы используют для объяснения нового материала компьютерные презентации. По новому материалу ученикам раздаются заранее подготовленные учителем электронные конспекты или их печатные копии (при этом ученики не тратят время на конспектирование). После этого учитель проверяет, как ученики усвоили новый материал, с помощью специальной контролирующей программы или заранее подготовленного теста в тестовой оболочке открытого типа. У учителя и учеников складывается четкая картина того, насколько усвоен новый материал. Компьютерная презентация, электронные конспекты, домашнее задание выводятся для учеников в Интернет. Такая система ведения уроков, при которой ученик знает об обязательности немедленного контроля, дополнительно стимулирует ученика внимательно следить за объяснениями учителя. Кроме того, если предусмотрен просмотр правильных ответов  теста учеником, то одновременно идет обучение и закрепление материала. 

Анкетирование учеников, проводимое авторами, показывает, что ученикам очень нравятся уроки такого типа. По их мнению, это рационально, удобно и вообще «круто». Нужно отметить, что такой контроль «ежеурочной» работы ученика делает гораздо более объективной и итоговую оценку. Авторы уверены, что разработка уроков такого типа является лучшей пропагандой идеи информатизации нашего общества вообще и образования в частности. Но при этом использование компьютерной тестовой оболочки открытого типа становится необходимой составляющей урока. 

Несомненно, что создание грамотных, методически продуманных компьютерных презентаций, электронных конспектов и тестов – процесс трудоемкий и длительный. Авторы не утверждают, что все свои уроки они ведут именно таким образом. Но идет непрерывная работа над созданием методического и дидактического материала именно с применением ИКТ. Упомянутые выше материалы выводятся авторами на собственную методическую страницу в Интернет (http://inf-it.narod.ru).

Нужно отметить, что не так давно одной из актуальных проблем автоматизации тестирования являлись трудности, возникающие у пользователей, не имеющих большого опыта общения с компьютером. В настоящее время в результате большой проведенной работы по обучению педагогического персонала общеобразовательных учреждений компьютерной грамотности эта проблема по большей части решена. Межшкольные методические центры по обучению учителей сломали психологический барьер в общении с компьютером для многих педагогов, дали практические навыки работы в текстовых редакторах, электронных таблицах, программах разработки презентаций, умение работы в компьютерных сетях. Для таких учителей подготовка текстового материала для использования в тестовых оболочках и проведение тестирования уже не представляется непосильной и пугающей задачей, а наоборот интересна и увлекательна.

При этом программное средство, позволяющее проводить образовательные и психологические тестирования, осуществлять  статистическую обработку накапливаемых результатов и на основе заложенных критериев вырабатывать рекомендации и предупреждения, а также обладающее обучающим компонентом и способное функционировать в сетевой среде, становится насущной необходимостью. 

В настоящее время существует множество тестовых оболочек открытого типа, в том числе и распространяемых в Интернет бесплатно. Но большинство из них, по мнению не только авторов, но и преподавателей Самарского Государственного Университета Путей Сообщения, Московского Областного Института Управления, общеобразовательных школ г.о. Балашиха, имеют либо ограниченные возможности, либо реальные недостатки. На наш взгляд, создание ПО, в силу своих особенностей развивающего определённые стороны метода компьютерного тестирования – вполне благая задача, вносящая свою лепту в улучшение учебного процесса. Это убеждение привело к тому, что уже несколько лет один из авторов этой статьи Дунаев А.В. работает над созданием тестовых оболочек открытого типа по заказу Самарского Университета Путей Сообщения под руководством профессора, д.т.н. Сазонова В.В. Очень важно, что практически с самого начала разработки все эти тестовые оболочки (UTES, UNIT, UNIT2, UNIT3, UNIT4) находились в работе, то есть постоянно проверялись в реальных условиях.

      Вот основные характеристики:

  • количество вопросов в тесте неограниченно;
  • количество вариантов ответа – не больше 8;
  • три варианта ограничения времени: на весь тест, на каждый вопрос, без ограничений;
  • три типа вопросов: выбор ответов, расположение в нужной последовательность, ввод с клавиатуры;
  • иллюстрации к вопросам с помощью OLE (т.е. таблицы MS Excel, формулы MS Equation, рисунки Paintbrush, CorelDraw и пр.);
  • визуальный редактор тестов (преподаватель при редактировании видит тест так же, как будет видеть ученик);
  • возможность создания вопросов-двойников (то есть групп «равноценных» вопросов, из которых при тестировании ученику будет задан один);
  • возможность пометить некоторые вопросы как «важные»; ошибочный ответ на такой вопрос сильно ухудшает оценку;
  • отключаемая возможность просмотра учеником своих и правильных ответов;
  • возможность при просмотре ответов выводить ученику комментарий к нерешенным вопросам (например, «Перечитай учебник, стр. 123»)
  • возможность задавать рейтинг сложности вопросов для более гибкой оценки;
  • две схемы оценивания: зачетная (по ряду критериев, - набранный рейтинг, количество правильных ответов, количество грубых ошибок, - программа ставит ученику «зачет» или «незачет») и экзаменационная (можно самому создать шкалу оценок на основании ряда критериев);
  • система просмотра результатов тестирования с фильтром по оценкам, классам, фамилии и оценкам;
  • блокировка повторного тестирования (например, программа не разрешит ученику В. Васильеву из 6 «Б» класса повторить контрольное тестирование раньше, чем через заданное количество часов). 

        Мастер п/о                       Н.В.Тищенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка ЭОР с элементами компьютерного тестирования с использованием LCDS Author по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт

«Разработка ЭОР с элементами компьютерного тестирования с использованием LCDS Author по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 080114 Экономика и бухг...

Использование метода тестирования для контроля знаний обучающихся.

Презентация на тему: "Использование метода тестирования для контроля знаний обучающихся"....

Компьютерное тестирование как одна из форм повышения эффективности образовательного процесса

Компьютерное тестирование как одна из форм повышения эффективности образовательного процесса...

Применение компьютерного тестирования на уроках информатики

        На наших глазах происходит бурное развитие инновационных форм компьютерного тестирования, которые значительно отличаются от традиционных, привычных для педагогов про...

Выступление на заседании ЦМК на тему: Место тестового контроля знаний на уроках информатики в системе бально - рейтинговой оценки знаний студентов-2013

План выступления:1.     Основные составляющие БРС:a.     Определениеb.     Планированиеc.      Реализация.2....

Тестирование и оценки показателей развития физических качеств

методика тестирования и оценки показателей физических качеств и двигательных способностей...