Организация самостоятельной деятельности обучающихся
статья

Морозова Анна Владимировна

при реализации ПМ.02 "Разработка конструкций и шаблонов лекал"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной  деятельности обучающихся

при реализации  профессионального  модуля

ПМ.02  “Разработка конструкций и шаблонов (лекал)”

        В связи с введением в образовательный процесс Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Ш поколения по профессиям начального профессионального образования все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы обучающихся.

Большая часть времени, отводимого на обязательную аудиторную нагрузку обучающегося, включает в себя практические работы, но не менее трети бюджета времени дается на внеаудиторную самостоятельную работу обучающегося. Таким образом, встает вопрос, как организовать эту работу, чтобы эффективно использовать отпущенное время.

В начале необходимо определить, что же такое самостоятельная работа? В общем понимании это – любая деятельность, связанная с воспитанием профессионального мышления и направленная на приобретение умений и закрепление навыков будущего профессионала.

Китайская мудрость гласит: “То, что я слышу – я забываю; то, что я вижу – я запоминаю; то, что я делаю – я знаю (понимаю)”. Конфуций.

Основная задача увеличения времени на самостоятельную работу в том, чтобы перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в профессионала, умеющего находить информацию, усваивать ее и активно применять знания на практике. Увеличение времени на самостоятельную работу в отсутствии преподавателя приводит к тому, что каждому преподавателю придется отвечать на вопросы:

- как разработать технологию организации самостоятельной работы обучающихся (отобрать и структурировать содержание, методы и средства)4

- как обеспечить формирование профессиональной культуры обучающегося на основе самостоятельной работы и т.д.

Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы означает принципиальный пересмотр организации учебного процесса, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать способности к саморазвитию, творческому применению  полученных знаний, адаптации к профессиональной деятельности. В рамках модуля “Разработка конструкций и шаблонов (лекал)” при подготовке по профессии “Художник по костюму” тематика внеаудиторной самостоятельной работы определена рабочей программой.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы могут быть разнообразны:

  • работа с учебной и специальной литературой;
  • работа с периодическими модными изданиями и выбор моделей одежды;
  • разработка эскизов моделей;
  • подготовка к практическим занятиям: оформление таблиц для расчетов конструкций и выполнение расчетов;
  • оформление чертежей конструкций;
  • оформление отчетов по практическим занятиям;
  • изготовление макетов и муляжей.

По форме организации внеаудиторная самостоятельная работа может быть:

  • индивидуальной – когда каждый обучающийся выполняет определенное задание (например, разрабатывает чертеж);
  • парной – когда задание выполняется в паре (например, работы над сложными творческими моделями или проведение примерки изделия).

Для проведения самостоятельной работы обучающийся должен быть обеспечен необходимым количеством учебных материалов. Поэтому важное значение приобретает информационно-методическое обеспечение учебного процесса. Основной частью учебных пособий являются бумажные носители (учебник, методические пособия, опорные конспекты, инструкционные карты, чертежи, профессиональные периодические издания и т.д.). Наряду с ними учебный материал накапливается в электронном виде и передается обучающимся на электронных носителях, а также на электронный ящик группы или на сайте преподавателя. Но такая форма учебного пособия в ближайшее время не может стать основной.

На первом этапе, с целью лучшей самоорганизации обучающихся, предполагается снабдить их комплектом учебно-методических материалов, помогающих организовывать самостоятельную работу, таких как:

  • список учебной литературы;
  • программа по дисциплине, адаптированная для обучающихся ( с указанием времени, выделенного на самостоятельную работу по изучению темы или выполнению задания);
  • перечень практических работ;
  • методические рекомендации по выполнению практических работ, с указанием целей и задач выполнения задания;
  • вопросы для самоконтроля знаний, необходимых для выполнения задания;
  • перечень знаний и умений, которыми обучающийся должен овладеть по мере выполнения задания.

Основная цель самостоятельной внеаудиторной работы заключается в закреплении и расширении знаний, формировании умений и навыков самостоятельного умственного труда, развитии самостоятельного мышления и способности к самоорганизации.

А задача преподавателя в данном процессе – кроме организации самого процесса – формировать правильное отношение обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе; разъяснять цели  и контролировать выполнение заданий; увидеть слабые и сильные стороны конкретного обучающегося, его индивидуальные особенности и таланты, чтобы способствовать повышению уровня его профессиональной подготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы обучающихся

Даны виды аудиторный и внеаудиторной работы обучающихся в учреждениях НПО и СПО....

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на занятиях- как один из способов активизации познавательной деятельности

Результаты и выводы исследования могут быть использованы для совершенствования процесса обучения и воспитания обучающихся в образовательных учреждениях.....

"МУ по выполнению выпускной квалификационной работы"; "МУ по планированию и организации ЛПР по курсу "Кулинария"";"МУ по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся"; Рабочие программы учебной и производственной практик "Повар, кондитер"

Учебно-методические материалы по профессии "Повар, кондитер":- Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы;- Методические указания по планированию и организации самостоятельн...

Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю

Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей ...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по профессиональному модулю 06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по профессиональному модулю 06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих/ Сост. Н.И.Демче...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по ПМ 01 Приемка, хранение и подготовка сырья к переработке

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по ПМ 01 Приемка, хранение и подготовка сырья к переработке / Сост. Н.И. Демченко – Брянск: Мичуринский филиал, ФГБОУ ВО «Брянск...

"Технология организации самостоятельной деятельности обучающихся в производственном обучении"

На сегодняшний день задача формирования готовности учащихся к развитию творческих способностей является актуальной для преподавателей и мастеров производственного обучения и осознается значимым компон...