«Роль деловой игры в освоении дисциплины «Технология косметических услуг».
статья

Научно - методическая педагогическая конференция «Современное образование: актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов среднего звена» Технологии и средства обучения – новые подходы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_delovoy_igry_v_osvoenii_distsipliny.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Научно - методическая педагогическая конференция «Современное образование: актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов среднего звена» Технологии и средства обучения – новые подходы.

 Преподаватель ОГАПОУ «БМТК» Джиоева И.С.

«Роль деловой игры в освоении дисциплины «Технология косметических услуг».

Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых.

Януш Корчак

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого.

Антуан де Сент-Экзюпери

В современных условиях наиболее эффективным считают внедрение практико-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. В этой связи ставится задача обновления содержания образования путем усиления его практической направленности, но при сохранении фундаментальности. Не уменьшая значимость теоретического блока, практико- ориентированный подход нацеливает образовательные программы на разработку тех форм учебного процесса, которые позволяют эффективно формировать практикумы, мастер- классы, тренинги, деловые игры, проектные и проблемные методики, самостоятельные исследования.

В последние годы широкое распространение в образовании получили ситуационно-ролевые, или деловые, игры. Суть их состоит в импровизированном создании ситуаций, моделирующих некую типичную деятельность, решение проблем, возникающих в ходе этой деятельности. В игре участвуют несколько человек, выполняющих различные роли. Одна и та же ситуация может проигрываться несколько раз, чтобы дать возможность всем студентам ознакомиться с функциями разных действующих лиц. «Деловая игра» – имитация профессиональной деятельности в обстановке максимально приближенной к условиям реальной жизни. Деловая игра в учебном заведении — импровизация студентами различных ролей в ситуациях, с которыми специалист может столкнуться в будущей профессиональной деятельности. Этот вид обучения наиболее важен для технологов - эстетистов, для которых проблема нехватки соответствующих клиентов в нужное время и в необходимом количестве существовала всегда.

Из опыта преподавания предмета «Технология косметических услуг», следует выделить такую проблему, как возможность прохождения практики по специальности, а также уровень преподавания на предприятии. При прохождении практики на предприятии, студент сталкивается с тем, что мастер занимается клиентами и обучать молодого специалиста не может, да пожалуй, и не хочет. У студентов теоретические знания преобладают над практическими, некоторые и вовсе обладают только теоретическими знаниями. Именно поэтому одним из лучших методов активного обучения на практических занятиях, выступает метод деловой игры.

Таким образом, деловые игры позволяют за короткий срок в несколько приемов добиться целей, на достижение которых при традиционном обучении уходят без особенной эффективности многие часы и огромные усилия.

Главная задача этого метода — развить умение анализировать поставленные задачи, вырабатывать решения самостоятельно.

Профессия косметик – требует нестандартного подхода в обучении и деловая игра, один из лучших методов для освоения этой профессии.

Деятельность косметика направлена на уход за красотой лица и тела клиентов. В этом ему помогает множество приёмов, которыми он владеет. В своей работе данный специалист использует различные косметические средства, приспособления, а также специальную аппаратуру. Косметик - может оказывать услуги по чистке лица, нанесению масок, макияжа, коррекции бровей, эпиляции, наращиванию ресниц. Какими бы теоретическими и практическими знаниями не обладал мастер, общение с клиентом это половина успеха. Хорошо известно, что иногда психотерапевтическое воздействие по силе своего воздействия превосходит все другие методы лечения и косметического ухода. В обязанности косметолога входит общение с клиентом, его семьей  и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе. Доверие к косметологу у клиента и возникает только в том случае, если косметолог умеет общаться, т.е. владеет навыками эффективного общения. Деловая игра помогает студенту отрабатывать этот навык общения и умения корректно задавать личные вопросы, что способствует развитию профессионализма.

На занятиях создаются ситуации, когда студенты выступают в роли мастера и в роли клиента, разыгрывают различные конфликтные ситуации и пути их решения. Во время деловой игры студенты учатся, как успокоить недовольного клиента, как избегать конфликта, а так же грамотному и культурному общению.

 В профессии косметик необходим подход к каждому клиенту индивидуально. При работе с клиентом необходимо учитывать множество критериев, таких как: тип кожи, возраст, образ жизни, вес и даже моральное состояние.

Для сбора анамнеза клиента, на занятиях используются специально разработанные технологические карты.

Благодаря технологической карте, мастер собирает информацию о здоровье клиента, его привычках и т.д.

Далее мастер создает план работы, это сравнимо с графиком лечения врача.

Используя технологическую карту, можно корректировать выбор косметических средств и процедур, назначенных клиенту.

Так же проводятся игры развивающие умение слушать клиента.

Пример: Постарайтесь выполнить это упражнение со своей подругой. Сядьте спиной друг к другу. Попросите вашу подругу нарисовать на листе бумаги какую-нибудь фигуру из 10 линий. Попросите описать эту фигуру и нарисуйте ее так, как она была вам описана. Вы должны работать молча и не просить дополнительных разъяснений. По завершении задания сравните рисунки и обсудите, что вы обе чувствовали, когда давали и получали инструкции. Был ли их смысл всегда ясным? Человек, описывающий рисунок или изображение, может считать свое описание логичным и недвусмысленным. Однако интересно отметить, с какими трудностями столкнулся его собеседник, пытаясь понять это, описание.

Так же умение слушать и понимать клиента и запоминать профессиональную терминологию помогает игра «Скажи иначе».

Правила игры:

Для игры понадобится игровое поле, песочные часы, 6 игровых фишек и карточки с терминами.

ХОД ИГРЫ

1. Карточки перемешиваются и кладутся на стол.

2. Каждая команда выбирает себе фишку и устанавливает ее в начале игрового поля.

3. Команда, делающая первый ход, выбирает объясняющего игрока - остальные члены команды угадывают слова.

ПРАВИЛА КОРОТКО

- Команды делают ходы по очереди. Объясняющий меняется в команде каждый круг.

- Количество правильно угаданных слов = количеству ходов по игровому полю.

- Ошибки при объяснении и пропуски слов не засчитываются.

- Клетка, на которой стоит фишка команды, указывает на номер слова в карточке для разгадывания.

- Выигрывает команда, пришедшая к финишу первой.

Клетки игрового поля пронумерованы, и местоположение фишки указывает на порядковый номер слова в карточке для объяснения; например, 1. Песочные часы переворачиваются, и объясняющий игрок начинает объяснение слов под номером 1 из карточек. При отгадывании слова, он откладывает карточку и начинает объяснять слово номер 1 из следующей карточки.

4. Количество правильно разгаданных слов равно количеству ходов, которые может сделать команда по игровому полю. Например, 7 правильно разгаданных слов – 7 ходов фишкой.

5. При переходе хода разгаданные карточки кладутся вниз колоды. Неиспользованные карточки передаются игроку, делающему следующий ход, который при необходимости берет новые карточки сверху колоды.

6. Игроки в команде объясняют слова каждый раз по очереди.

7. Выигрывает команда, первой достигшая финиша.

Актуальность выбранной темы видится в том, что, во-первых, деловая игра выступает как форма, в которой наиболее успешно могут осваиваться содержание новой деятельности, во-вторых, это эмоциональная опора личности, в-третьих, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности в среде сверстников. Все это в совокупности дает толчок в самоутверждении и самореализации взрослеющего человека. В ходе игры происходит ускоренное овладение предметной деятельностью за счет передачи участникам активной позиции — от роли игрока до соавтора игры. Некоторые преподаватели и взрослые обучающиеся считают игру средством отдыха и развлечения на занятиях, непродуктивным видом обучающей деятельности. Но ценность игры в большей степени заключается не столько в достижении дидактических целей, сколько в социально-психологическом воздействии на играющих участников и тех эффектах, которые при этом наблюдаются.

Итак, игра как метод обучения взрослых дает возможность:

1)сформировать мотивацию на обучение (и поэтому может быть эффективна на начальной стадии обучения);

2) оценить уровень подготовленности слушателей (и для этого может быть использована как на начальной стадии обучения — для входного контроля, так и на стадии завершения — для итогового контроля эффективности обучения);

3) оценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния — знания в активное — умение (и поэтому может быть эффективна в качестве метода практической отработки навыка сразу после обсуждения теоретического материала);

4) получить участникам собственный опыт учебно-игровой деятельности, отработать умение проектировать и организовывать обучающие игры;

5) активизировать самообразование слушателей;

6) формировать плюрализм мнений и действий, многовариантность мыслительных операций, интерес к более эффективному построению профессиональной деятельности;

7) развивать индивидуальное профессиональное мышление, умение анализировать и прогнозировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль деловой игры в подготовке выпускников к трудовой деятельности

Выпускник среднего профессионального учреждения должен быть компетентным, адаптирован к реальной жизни. Добиться этого в процессе обучения поможет такой из активных методов, как деловая игра....

Освоение студентами колледжа алгоритма действий работника по избранной специальности (на примере деловой игры)

Деловая игра «Прием граждан специалистами органов социального обеспечения» для профессионального модуля ПМ.02 «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов...

Освоение студентами колледжа алгоритма действий работника по избранной специальности (на примере деловой игры)

Деловая игра, проводимая в качестве практической работы для профессионального модуля ПМ.02 «Организационное обеспечение деятельности социальной защиты населения и органов Пенсионного Фонда  Росси...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯТема занятия: «Введение в технологию косметических услуг. История косметологии. Предметы и задачи. Требования к выпускнику. Подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов»

Методическая разработка теоретического занятия является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения  занятия для систематизации и закрепления изученног...

Методическая разработка "Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр" Деловая игра "Суд идет".

В работе представлена Деловая игра "Суд идет", посвященная профилактике дорожно-транспортного травматизма в ходе которой обучающиеся объединения "Юный водитель", разбирая реальный ...

Введение в технологию косметических услуг

Введение в технологию косметических услуг. История косметологии. Предметы и задачи. Требования к выпускнику.Подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов...