МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯТема занятия: «Введение в технологию косметических услуг. История косметологии. Предметы и задачи. Требования к выпускнику. Подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов»
методическая разработка

Методическая разработка теоретического занятия является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения  занятия для систематизации и закрепления изученного материала с использованием информационно-коммуникативных технологий и элементов ролевой игры.

      Данное занятие проводится для изучения новых знаний по дисциплине, что позволяет преподавателю повысить уровень подготовки студентов, применение полученных знаний при выполнении практических заданий по теме занятия, помогает студентам закрепить изученный материал и полученные знания и умения.

В методической разработке раскрывается методика проведения лекционного занятия по  дисциплине «Технология косметических услуг».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛГОРОДСКИЙ МЕХАНИКО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

БЛАСТНОЕ  

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПМ. 02 Проведение эстетико-технологических процессов косметических услуг

МДК 02.01. Технология косметических услуг

Тема занятия: «Введение в технологию косметических услуг. История косметологии. Предметы и задачи. Требования к выпускнику.

Подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов»

для специальности

43.02.12. «Прикладная эстетика»

Белгород 2019г.

 Аннотация

Методическая разработка теоретического занятия является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения  занятия для систематизации и закрепления изученного материала с использованием информационно-коммуникативных технологий и элементов ролевой игры.

      Данное занятие проводится для изучения новых знаний по дисциплине, что позволяет преподавателю повысить уровень подготовки студентов, применение полученных знаний при выполнении практических заданий по теме занятия, помогает студентам закрепить изученный материал и полученные знания и умения.

В методической разработке раскрывается методика проведения лекционного занятия по  дисциплине «Технология косметических услуг».

Содержание

Введение

Технологическая карта занятия

Содержание занятия

Основные этапы лекции и их содержание

Заключение

Список литературы

Введение

В рамках перехода учебных заведений на государственные стандарты третьего поколения возникла необходимость формирования у студентов профессиональных компетенций. Реализация данного подхода обеспечит будущему специалисту возможность для понимания своей выбранной специальности, профессионального и карьерного роста.

Методическая разработка лекционного занятия по теме: «Классификация косметологии. Обязанности косметолога и косметика», создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 43.02.12 «Прикладная эстетика» и предназначена для проведения занятия со студентами 3 курса по МДК «Технология косметических услуг».

Материалы методической разработки лекционного занятия составляют три основных блока: методический, информационный и блок контроля и самоконтроля.

В методическом блоке даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия.

Информационный блок включает материалы базисной лекции.

Блок контроля знаний включает в себя:

- материалы контроля исходного уровня знаний в виде фронтального опроса,

- материалы контроля выходного уровня знаний в виде тестового опроса.

С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной обучающей системы, где представлены текстовый материал, иллюстративный материал, схемы и т.д., которые отражают основные моменты лекции.

Предложенные варианты внеаудиторной самостоятельной работы студентов, способствуют более углубленному и детальному изучению данной темы.

Предлагаемый в методической разработке материал может быть использован как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения материала, обобщения ранее полученных знаний.

Проведение занятий требует использование современных средств и форм организации занятия,   использование ТСО. Показ презентаций по теме можно организовать в течение урока, для ознакомления с новым материалом. Это позволит повысить степень усвоения нового материала.

Цель написания данной методической разработки – формирование мотивации у студентов, развитие логического мышления, систематизация и контроль знаний студентов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Предмет: Технология косметических услуг.

Тема занятия: «Введение в технологию косметических услуг. История косметологии. Предметы и задачи. Требования к выпускнику. Подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов»

Вид занятия: изучение и первичное закрепление нового материала.

Тип урока: лекционное занятие

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающая:

Изучить:

1.Историю косметики и косметологии.

2.Понятие косметологии. Обязанности косметолога и косметика.

Развивающая:

содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей обучающихся.

Воспитывающая: 

- воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы, работы членов команды;

- воспитывать готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и человеку;

- воспитывать толерантность, уважать социальные, культурные, религиозные различия

ЗАДАЧИ УРОКА:

Способствовать освоению компетенций:

ОК 1.Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 2.Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 3.Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 4.Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Межпредметные связи: анатомия, материаловеденье, технология визажа, психология

Обеспечение занятия

Программное обеспечение: программа, календарно-тематический план.

Технические средства обучения: компьютер

Оборудование  учебного заведения - парты, учебные столы, классные доски, мел, тетради, учебники и т.д.

Учебно-лабораторное  оборудование  - кабинет «Лаборатория технологии косметических  услуг, массажа и проф. коррекции тела».

Учебно-наглядные пособия (мультимедийная презентация)

Организационно-педагогические средства обучения (карточки-задания, учебные пособия, методические рекомендации)

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный Методы контроля знаний: фронтальный опрос, тестовый опрос.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

№ этапа урока

Наименование этапов урока(занятия): организационный момент, проверка домашнего задания

Форма и методы обучения

Деятельность студентов

1

Организационный момент

Приветствие, проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих.

С целью настроить студентов на восприятие учебной атмосферы занятия, воспитания организованности и ответственности студентов. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства. Актуализация знаний.

Преподаватель четко называет тему занятия, цель занятия, этапы занятия. Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии.

Фронтальная

Беседа

Воспринимают

2

Актуализация опорных знаний проводится в виде фронтального опроса. Формирует потребность студентов к познавательной деятельности: объясняет необходимость изучения и усвоения данной темы, раскрывая практическую значимость приобретаемых на занятии знаний и умений для профессиональной деятельности.

Обучающий контроль, устный.                

Воспринимают, отвечают на вопросы, осмысливают

3

Изложение нового материала с использованием активных методов изложения по плану лекции:

1.История развития косметологии.

2. Понятие «Косметолог и косметик».

3.Изучение классификации косметологии а также обязанности косметолога и косметика.

Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций.

Лекция

объяснительно-иллюстративный

Запись в тетрадях

4

Выходной контроль. Проводится в форме фронтального опроса. С целью получения объективной информации о степени усвоения теоретического материала, коррекции и анализа ошибок.

Фронтальная      индивидуальная, обучающий контроль

Отвечают на вопросы.

5

Подведение итогов занятия. Обобщающая беседа в соответствии с планом лекции, с целью закрепить у студентов полученные знания, которые необходимы для формирования специалиста и для подготовки к практическому занятию. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке и выставление оценок.

Устная беседа, работа с журналом

Отвечают на вопросы преподавателя

6

Домашнее задание. Конспект лекции. Ю.Ю.Дрибноход. Косметология. – Ростов н/ Дону: Феникс, 2014 стр.

Выполнения задания в учебной тетради по теме: «Введение в технологию косметических услуг. История косметологии. Предметы и задачи. Требования к выпускнику.

Подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов»

Фронтальная

Беседа

Запись в тетрадях

Основные этапы лекции и их содержание.

1.Организационный момент

Приветствие, проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих.

Преподаватель четко называет тему занятия, цель занятия, этапы занятия. Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии.

Обращается внимание на то, что косметология (от греч. Cosmetic — «умение украшать», logie —«наука») — это научная дисциплина, изучающая методы диагностики, профилактики, лечения заболеваний, устранения косметических недостатков кожи, врожденных и приобретенных дефектов покровных тканей лица, головы, тела и конечностей, а так же осуществляющая проверку на безвредность косметических средств, создаваемых и выпускаемых косметической промышленностью.

2.Актуализация опорных знаний проводится в виде фронтального опроса. С целью мотивации необходимости  получения знаний, использования их  в  будущей практической деятельности.

Вопросы:

- Что известно студентам о профессии косметик?

- Чем отличается косметик от косметолога?

- Какие процедуры может выполнять косметик и косметолог?

- Посещали ли сами косметолога?

- Как ухаживают за кожей лица, шеи и декольте в домашних условиях?

История косметики и косметологии.

(Косметология до нашей эры)

История косметологии восходит к древнейшим временам. Еще первобытные люди стремились к чистоте тела, искали пути к смягчению кожи, защите ее от солнечных лучей, ветра, дождя, снега, пытались украсить, усовершенствовать свою внешность. Об этом свидетельствуют и находки археологов, исследовавших поселения древних, и труды этнографов, изучавших жизнь сохранившихся до нашего времени  племен, стоящих на низших ступенях развития.

Об   археологической   сенсации   сообщили   на    днях    ирландские    ученые.    Во  время  раскопок  на  дне  осушенного  болота  найдены  останки  двух  доисторических  мужчин   железного   века,   сохранность   тел   которых   удивила ученых.  Оба выглядят  так,  будто  закончили свой земной  путь   не   более  столетия назад. Как показали исследования, при жизни один из  мужчин использовал гель для укладки волос. Этот косметический препарат был изготовлен        из        смолы.        По        всей        видимости,        он,        подобно        современным мужчинам, пытался придать себе более привлекательный вид...

Свидетельства применения косметических средств относятся к ледниковому периоду. Им не менее двадцати тысяч лет! Не успел человек слезть с дерева, а уже взялся за губную помаду и карандаш для подведения ресниц и бровей. Это не преувеличение! В пещерах ледникового периода археологами найдена именно помада и палочки для подкрашивания ресниц. Такие находки были сделаны и на территории современной России - в Поволжье, под Архангельском, не так давно - на территории Подмосковья... Исследование останков наших далеких предков позволяет утверждать: они растирали травы и смазывали ими лицо и тело, готовили сложные настои из смолы хвойных  деревьев и наносили их на волосы и кожу головы...

Впрочем, косметикой в доисторическую эпоху пользовались не из любви к чистому искусству. Раскрашивание лица и тела различными минеральными и растительными красителями носило религиозный характер. А жир животных служил защитой от холода и воды.

1.Древние времена.

И все же колыбелью косметики и косметологии принято считать Древний Египет, где косметические средства были известны более четырех тысяч лет тому назад. В гробницах древних захоронений обнаружены сосуды с мазями и различными благовониями, содержащими ладан, мирру, розовое и лавандовое масло. Секретом изготовления косметических средств, в то время владели жрецы — для этого они использовали многочисленные растения. Уже тогда косметические средства применялись как в лечебных, так и в чисто декоративных целях. Так, например, жрецы Древнего  Египта белили щеки, обводили глаза зеленым (углекислой медью) и натирали тело душистыми маслами, красили седые волосы в черный цвет, используя для этого кровь черных животных. Что касается использования лечебных свойств косметики, то в Древнем Египте существовал обряд очищения вернувшихся со сражения полководцев при помощи разнообразных косметических средств. Несколько дней и ночей в уединении храма жрецы восстанавливали физическое и психическое  здоровье  военачальников  при помощи грязей, глины, растительных бальзамов, массажных масел, фруктово- овощных смесей, кислого молока, молодого пива и водяных ванн, чередуя контрастные состояния активности и расслабления.

Первый письменный документ, содержащий перечень своего рода косметических правил, найден в одной из египетских гробниц. Это был рецепт-гигант, написанный 1500 лет до н. э. жрецами на папирусе длиной примерно в 21 м . Немецкий египтолог Георг Эберс приобрел его в 1875 г. и затем опубликовал. Впоследствии этот перечень получил название «Папирус Эберса». Он содержал ряд косметических рецептов: как  разгладить  морщины ,   п о к р ас и т ь   волосы ,   усилить   и х   рост,   удалить бородавки и др. Некоторые из рецептов, приведенных в этом папирусе, не утратили своего значения и в настоящее время. В Египте был найден также первый справочник по косметике , составленный царицей Клеопатрой (I в. до н. э.). Например: Клеопатра сама изобрела эмульсию для лица. Она смешивала мед и порошок алоэ  с водой, отстоянной на серебре. Руки она нежила в ванночках из молока, волосы мыла и одновременно питала шампунем из трех желтков только что снесенных куриных яиц. После этого царица Египта ополаскивала их отваром лопуха, шишек хмеля и крапивы. Приняв знаменитую молочную ванну, Клеопатра пользовалась скрабом для тела: 300 граммов морской соли смешивали с половиной чашки сливок и втирали ей в кожу в течении десяти минут, а потом смывали теплой водой. Ее рецепты использовались и в более позднее время.http://5istoriya.net/datas/istorija/Kratko-o-religii-Drevnego-Egipta/0019-019-Istoki-kosmetologii.jpg

Египет был, очевидно, первой, но отнюдь не единственной страной, где люди научились изготавливать и применять косметические средства. Широкое применение косметика также получила в странах Древнего Востока. Сохранились  сведения,  что почти за 500 лет до н. э. женщины Ассирии натирали тело благовониями, а мужчины окропляли свои волосы душистыми настоями трав. В древней Персии, используя растения, изготавливали благоуханные масла, мази, краски. Такие общеизвестные растительные косметические средства, как хна и басма, — выходцы из древней Персии.

Еще одним мифом Востока является красавица Шахерезада - образ скорее собирательный, но кроме 1001 сказки ей приписывали немало рецептов красоты. Волосы царица окрашивала смесью хны и басмы, а потом ополаскивала фруктовым соком. Зубы отбеливала очень густым натуральным йогуртом. Кожу перед купанием натирала медом, в которой добавлялись размолотые орехи и растительное масло. А ненужные волоски удаляла при помощи шарика из сахарного сиропа, уваренного до золотистого цвета и смешанного с лимонным соком.

Опыт египтян переняли также древние греки. Именно они ввели в обиход слово «косметика», что означает «искусство украшать». В Древней Греции и Риме рабыни, которые занимались украшением тела и лица женщин, назывались косметами.

 Однако повторимся, что косметика— это не только декоративные, но и лечебные  средства.  Отец  медицины  Гиппократ  сообщает заслуживающие внимания сведения о восстановлении женской красоты растениями-целителями. Его ученик и последователь Диокл рекомендовал всевозможные маски и мази для смягчения кожи. Им был написан труд по косметике в четырех томах, где давались советы по уходу за кожей лица, глазами, зубами, ногтями, волосами с помощью косметических средств, полученных главным образом на основе растительного сырья.http://s58.radikal.ru/i162/1212/2e/58d72a30932a.jpg

Однако наибольший расцвет косметика получила в Древнем Риме. Римляне со свойственной им обстоятельностью занялись косметическими средствами всерьез в I веке н. э. Плиний Старший подробно описывал косметические средства, которыми римляне пользовались каждый день: очищающий и увлажняющий лосьон из миндального масла с молоком, свинцовые белила для лица, специальное мыло для волос, окрашивающее их  в рыжий цвет, а также зубной порошок, приготовленный из пемзы и измельченного рога. В частности, он писал: «Маленькие улитки, высушенные на солнце на черепицах, затем истолченные в порошок и разведенные отваром из бобов, представляют собой превосходное косметическое средство, которое делает кожу белой и нежной».http://april-knows.ru/upload/medialibrary/3c3/3c393096eaa4a819406de8f65152caed.jpg

Известно, что любимыми духами Юлия Цезаря (в Древнем Риме косметикой пользовались в равной степени женщины и мужчины) была мазь «Телиум» - смесь оливкового масла с цедрой апельсина. Император Нерон, скорбевший по почившей супруге, буквально утопил похоронную процессию в сильных ароматах. Овидий, Гораций, Лукиан оставили литературные свидетельства повального увлечения римлян косметикой

Овидий составил целую поэму, посвященную косметике, от нее сохранился только фрагмент приблизительно в 100 стихов. Вот взятый оттуда рецепт одного снадобья для улучшения цвета лица: «чищеного ячменя 2 фунта, чечевичной муки 2 фунта, оленьего рога 1/6 фунта, камеди 2 унции, тосканской полбы 2 унции, меду 18 унций, 10 яиц, 12 толченых луковиц нарцисса». Он приводит еще два других очень сложных рецепта — один для выведения пятен с лица, другой для окраски  лица.  Этот отрывок заканчивается следующими двумя стихами: «Я видел женщину, которая макала мак в холодную воду, толкла его и мазала им щеки».

Римлянки широко пользовались мазями, притираниями, масками. У древних римлянок были модны белокурые волосы. Сохранился рецепт перекраски черных волос в светлые: волосы протирались губкой, смоченной смесью козьего молока и золы букового дерева, а затем обесцвечивались солнечными лучами. В знаменитых римских банях употреблялись самые различные эссенции и масла. Вторая жена Нерона Поппея Сабина, стремясь сохранить красоту тела, ежедневно принимала ванну из ослиного молока. Она же первая в истории женщина — автор косметических рецептов, которые сохранились до наших дней.

Известный римский врач Гален (около 130-200 г. н. э.) оставил потомкам научные труды, посвященные косметике. Он автор первого систематизированного учебника по косметике. В своих работах Гален выделял косметику с целью маскировки косметических недостатков (т. е. грим) и косметику для сохранения естественной красоты, подчеркивая связь между косметикой и медициной. Галеном была предложена рецептура охлаждающей мази, которая стала прототипом кольд-крема.

Многочисленные косметические рецепты приводятся в труде «Канон врачебной науки», написанном знаменитым врачом и ученым древности Авиценной. Он не только разработал диагностику и методику лечения косметических заболеваний кожи, но и предложил профилактические меры по их предупреждению. Авиценна считал, что многие косметические недостатки кожи связаны с общим состоянием организма.

2.Средневековье.

В средние века развитие косметики затормозилось, так как церковь преследовала тех, кто  пытался ухаживать  за  своим «грешным телом».  Но в  эпоху Возрождения к XVI веку она вновь получила широкое распространение в Европе, хотя имела скорее декоративный, чем лечебный характер— люди начали румянить щеки, красить губы, брови, ресницы и густо посыпать свои парики пудрой. Ученый монах того времени Фиренцуола составил трактат о женской красоте, в котором впервые задокументировал канон в этой области. Согласно трактату Фиренцуолы, лоб женщины должен быть в ширину не больше, чем его двойная высота. Кожа лица должна быть светлой и гладкой, виски — не слишком узкими. Брови — темными и густыми, белки глаз — синеватыми, веки — с едва заметными жилками, ресницы — светлыми. Губы не слишком тонкие, ровно лежат одна над другой, зубы цвета слоновой кости, не слишком острые, и так далее. Гениальные полотна да Винчи, Рафаэля и Тициана —запечатленные на века установки монаха...

Из арабских стран в Европу крестоносцы завезли воду из лепестков розы. Вероятно, аромат розовой воды и подвиг анатома Мондвила на создание одного из первых средневековых трудов, посвященных косметике (1306 год). В этой книге Генрих Мондвил приписывал ароматическим веществам волшебную силу.

К XVII веку особенно популярной стала пудра. Ее смешивали с яичным белком и наносили на лицо очень густым слоем — чем толще, тем лучше. Королева Англии Елизавета I прорисовывала на слое пудры сосуды лица, чтобы подчеркнуть (сымитировать, конечно) прозрачность кожи. Чуть позже появились мушки — кусочки черного и красного пластыря, которыми прикрывали оспинки на лице. В XVIII веке в моду вошли накладные брови из кусочков мышиных шкурок. За щеки закладывали пробковые шарики, чтобы подчеркнуть округлость лица. Белилами и румянами украшали даже совсем юные лица, не нуждавшиеся ни в каких украшениях... Отсюда и «кукольный» вид портретов того времени не каприз художника, а суровые реалии.

Маркиза де Помпадур, фаворитка Людовика XV, была слаба здоровьем, а кожа у нее была тонкая и сухая, но при этом она славилась серебристым оттенком своих волос и прекрасным цветом лица. Немногие знают, что на самом деле она была чрезвычайно бледна и постоянно пользовалась румянами.

 Каждый вечер  Жанна-Антуанетта делала маску из сливок, смешанных со взбитым с сахаром яичным белком и экстрактом лимона. Благодаря этой маске ее кожа начинала сиять. А утро она начинала с того, что смазывала лицо морковным соком, а затем втирала в кожу оливковое масло. Все это она смывала теплой отстоявшейся водой, и весь день кожа сохраняла прекрасный нежный вид. Склонность к злоупотреблению косметикой приводила к курьезам. Сенат Франкфурта-на-Майне даже  издал  специальный  указ,  считавший обманом вовлечение в брак женщиной мужчины, если она скрывала косметикой свои недостатки. Причем женщину судили за колдовство, а брак расторгался.http://algafish.ru/wp-content/uploads/2017/5/35d429890188d87b7123169d70921fc7.jpg

Со временем косметика стала играть немаловажную роль в большой политике — в самом прямом смысле слова. В эпоху правления Екатерины Медичи в  ходу  был и мази, пудр ы, ду хи, содерж ащие см ертель ны й яд. История сохранила для нас имя мастера смертельных украшений. Это Рене Флорентиец, парфюмер и отравитель...

А так же сохранились и рецепты красоты Дианы де Пуатье, любовницы Генриха II (мужа Екатерины Медичи), она считала, что нельзя выглядеть молодо, пару раз сделав маску или протеревшись лосьоном. В 6 утра Диана принимала холодную ванну, до 8 утра у нее была прогулка верхом. Потом она ложилась отдохнуть. До полудня нежилась в постели, съедала легкий завтрак. А делами государственной важности предпочитала заниматься во второй половине дня. Де Пуатье отказывала себе даже в минимальных количествах алкоголя, не без оснований считая, что от вина отекает лицо. Но главный секрет ее красоты, по ее словам, состоял в том, что она никогда не думала о старости!

С середины XVIII в. косметика стала развиваться как современная наука — началась эра научных исследований в косметической области. Именно тогда король Франции поручил Академии наук выяснить, насколько безопасны для здоровья румяна и прочая косметика. Заняться этим поручили известному химику того времени Антуану Лавуазье.

Жена Наполеона Жозефина была женщиной простой. Еще будучи провинциальной креолкой, она знала, что омолаживающие маски лучше всего делать из обычной отварной картошки. Засорившиеся поры лица она чистила горячими камфорными компрессами. На голодный желудок каждое утро выпивала стакан лимонада. В то время это был простой лимонный сок, разбавленный полезной минеральной водой, это помогало как следует прочистить кишечник от шлаков и другой нечисти и - как результат- сохранить девственную красоту.

Позже стройные ряды косметических средств пополнил шампунь — около века назад в Германии Ханс Шварцкопф предложил сначала порошкообразный вариант моющего средства, и наконец в 1933 г. был создан прототип современного шампуня — бесщелочное средство для мытья волос.

3.Косметология в России,

В Древней Руси гигиене и уходу за кожей также уделяли большое внимание.  Наши предки на Руси знали искусств о косметики еще в IХ-Х веках. Древние рукописи гласят о том, что модники и модницы того времени широко использовали  настои из трав, мед, березовую и дубовую кору для ухода за кожей лица и тела, волосами  и ногтями. До нас дошли некоторые древнерусские рецепты красоты возрастом почти в тысячелетие. Так, новгородская летопись 1123 года содержит рекомендацию втирать с утра в кожу лица свежее красное яблоко, чтобы щеки были красными, а под глаза класть ломтики редьки, очищенной от кожуры. Тогда кожа под глазами будет белой, а глаза станут сиять, как утренняя роса.

Особенно распространены были русские бани со своеобразным хлестким массажем вениками. Для освежения тела делали массажи с мазями, приготовленными на травах, применяли так называемый «холодец» — настой из мяты. Бытовая косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.), для ухода за волосами использовалось репейное масло. Русские женщины знали, что огуречный сок, отвар петрушки делают лицо белым, а растительные жиры смягчают и восстанавливают эластичность кожи лица, шеи и рук. Им были хорошо известны и лечебные свойства дикорастущих трав. Они собирали цветки, траву, ягоды, плоды, корни растений  и умело использовали их для приготовления косметических средств — настоем василька, например, протирали жирную, пористую кожу; подорожник, листья крапивы, мать-и-мачехи, корни лопуха применяли при перхоти и выпадении волос; свеклой пользовались как румянами.

Сведения об использовании косметических средств на Руси мы черпаем из письменных источников. Одним из таких свидетельств является написанное в 30-х годах XII столетия внучкой Владимира Мономаха Зоей (Евпраксией) сочинение под названием «Мази». В нем, наряду со сведениями о различных болезнях и способах лечения, приведены советы по уходу за телом, рецепты от «паршивости головы», средства от дурного запаха изо рта и для чистки зубов. Растения, известные нашим далеким предкам, с успехом применялись и позже. В популярном журнале

«Экономический магазин», который издавался в России с 1780 г., печатались многочисленные советы по уходу за внешностью, рекомендовались всевозможные косметические средства, например, отвар из сорочинского пшена, которым надо каждый вечер перед сном мыть лицо, средства от пигментных пятен — камфора, мирра и т. д.

Русская императрица Екатерина II пыталась удержать молодость самыми разными чудодейственными способами. Во-первых, ежедневно принимала ванну с добавлением  специально  разработанного  для  нее  бальзама:  к  4  растертым   яичным желткам добавляли смесь густого миндального молока, заливали водой, в которой перед этим долго отмокали лепестки роз, и к этому — стакан водки в ванну.

В конце XVIII века в Москве купцом К.П. Гиком была открыта первая парфюмерно- косметическая фабрика, а в середине XIX века - еще несколько фабрик: Брокара, Ралле (ныне «Свобода»), Остроумова и др. В 1908 году в России был принят циркуляр, дававший право заниматься уходом за лицом и телом только выпускникам школ массажа и врачебной гимнастики.

С середины XIX века стала активно развиваться отечественная косметическая промышленность.

4.Невская косметика: из истории.

Отечественная косметическая промышленность стала активно развиваться в середине XIX века. Тогда же, в 1839 году, было основано предприятие «Невское стеариновое товарищество». Сегодня компания «Невская Косметика» выпускает огромное количество наименований кремов, шампуней и других средств по уходу за кожей и волосами не только для женщин, но и для мужчин.

Отечественная косметическая промышленность стала активно развиваться в середине XIX века. Тогда же, в 1839 году, было основано предприятие «Невское стеариновое товарищество». Поначалу это было узкоспециализированное предприятие, ориентированное на производство стеариновых свечей, но производство не стояло на месте, и ассортимент выпускаемой заводом продукции постоянно расширялся— практически сразу начался выпуск мыла и сопутствующей продукции. В течение всего XIX века «Невский стеариновый завод» являлся официальным поставщиком Министерства Двора Его Императорского Величества— такой чести удостаивались немногие. К началу XX века «Невский стеариновый завод» уже был ведущим предприятием отрасли не только в России, но и в Европе. На  Всемирных  промышленных выставках в Париже и Лондоне косметика из Петербурга была высоко оценена. Французы даже вручили предприятию золотую медаль и диплом за высокое качество. В 1955 году стартовал выпуск так называемой жидкой косметики — кремов и жидкого туалетного мыла.

«Первооткрывателем» косметического направления в деятельности «Невского завода» стал известный многим и сегодня крем «Ланолиновый». Тогда на предприятии разрабатывались и другие инновационные виды продукции — например, шампуни.

Как и в середине XIX столетия, во второй половине XX века велась постоянная работа над расширением спектра выпускаемой продукции,  постоянно  выпускались новые косметические средства. Среди интересных разработок того времени — питательный крем «Снежок». В качестве активной добавки впервые в отечественной практике в крем была введена молочная ацидофильная закваска. Уникальные косметические свойства крема были обусловлены действием молочной кислоты и антибиотических веществ, выделяемых молочнокислыми бактериями. В состав крема также был введен витамин Е, его применение позволяет назвать этот продукт первым отечественным кремом от морщин.

Совместно с ВНИИСНДВ был разработан жидкий крем «Малютка», в  его состав был введен экстракт ромашки. Крем применялся для профилактики раздражения кожи у детей.

Постоянно велась работа над отработкой и улучшением качества кремов — например, в креме «Лель» был заменен один из компонентов, что придало крему дезинфицирующие свойства. Это позволило рекомендовать крем для склонной к появлению угрей кожи лица. А в креме «Ромашка» водный настой  ромашки  был  заменен экстрактом, что улучшило противовоспалительные свойства его формулы.

Сегодня компания выпускает огромное количество наименований кремов. Это и традиционные       недорогие        и        широкодоступные        кремы      «Ланолиновый»,

«Спермацетовый», «Ромашковый», в которые добавляются исключительно натуральные компоненты. Растет популярность серии новых кремов «Кладовые природы», серии

«Ворожея» (кстати, название новой косметической линии предложили сами покупатели).

5. Из истории пилингов.

Идея «смены кожи» с целью омоложения знакома человечеству очень давно.  Сказки повествуют о царевне, скидывающей лягушачью кожу, и Иванушке, купавшемся  в котле с кипятком. И в действительности меры борьбы за красоту были не менее радикальными: турчанки опаляли кожу огнем, индианки использовали едкую мочевину, а уж более мягкие средства отшелушивания - кислое молоко, лимонный сок и виноградное сусло - были хорошо известны всему древнему миру.

Научная история пилингов началась в XIX веке,  когда  немецкий  дерматолог  Унна опубликовал данные о лечении кожных заболеваний с помощью резорцинола, фенола, салициловой и трихлоруксусной кислоты. Результативность феноловых пилингов в борьбе с рубцами и морщинами быстро превратила интерес к ним из научного в коммерческий: первые рецепты составов долгое время сохранялись в тайне дерматологами и косметологами Франции и США. Лишь в 1960-х Бэйкер и Гордон опубликовали вариант протокола фенолового пилинга, при этом за пилингами надолго закрепилась репутация очень рискованной процедуры. Почва для прорыва, который произошел в 1980-е годы в США, готовилась постепенно: Резник, Левис, Кохен работали с трихлоруксусной кислотой, Ван Скотт - с альфагидроксильными кислотами, Клигман - с ретиноевой. Обаджи был первый, кто детально разработал методику, включившую предприлинговую подготовку и пост пилинговый уход. Наконец, постепенно были созданы относительно безопасные формулы, которые позволили пилингам стать массовым товаром. С этого момента популярность пилингов неуклонно  растет,  а  в косметический обиход входят новые кислоты - фитиновая, койевая, азелаиновая.

Таким образом, история косметологии стара, как само человечество. Ее возраст - не менее 20 тысяч лет, а по некоторым современным данным - даже больше: существуют  гипотезы о том, что предки людей поселились на Голубой планете уже несколько миллионов лет назад. Если это так, то мы до сих пор используем накопленные веками знания, внося свои коррективы и применяя инновации в профессиональных лабораторных косметических средствах, так как от современных косметических средств требуется не только внешний эффект, но и продолжительное благотворное внутреннее воздействие на кожу, направленное против процессов старения, преждевременного увядания кожи. Современная косметология теперь видится как часть медицины и прежде всего занимается разработкой гигиенических мероприятий по уходу за кожей, волосами, полостью рта, изучает средства и методы устранения различных косметических недостатков. И все же дома мы часто прибегаем к рецептам красоты наших бабушек, которые те в свою очередь приняли от своих бабушек, и основанные на применении натуральных продуктов легко доступных и часто находящихся под рукой.

Итак, путь косметики был долог от примитивных до современных

Классификация косметологии

Косметологию принято разделять на медицинскую и эстетическую (рис. 1).

В целом медицинскую, или врачебную, косметологию можно условно разделить на:

геронтокосметологию;

диагностическую косметологию;

дерматокосметологию;

дерматохирургию;

сложные аппаратные технологии, связанные с нарушением целостности кожных покровов. Задача медицинской косметологии — обеспечение нормальной жизнедеятельности кожи, волос и всего организма в целом.

Эстетическую косметологию можно условно разделить на:

профилактическую косметологию;

декоративно-прикладную косметологию;

простые аппаратные технологии.

Цель эстетической косметологии — подчеркнуть красоту человека и сделать незаметными дефекты его внешности.

Рисунок 1.

Рассмотрим подробнее направления современной косметологии.

Геронтокосметология — направление медицинской (терапевтической) косметологии, изучающее биологические аспекты старения кожи и возрастных изменений внешнего вида человека, причины старения и способы борьбы с ним.

Диагностическая косметология — направление медицинской (терапевтической) косметологии, позволяющее определить малейшие предпосылки к возникновению проблем либо своевременно распознать уже начавшееся заболевание.

Дерматокосметология — направление медицинской (терапевтической) косметологии, предусматривающее применение лечебно-профилактических косметологических процедур для улучшения кожного покрова пациента. Дермато-косметология проводит лечение заболеваний кожи и ее придатков на медицинском уровне. Кроме того, в современных условиях важной задачей этой отрасли является проверка на безвредность новых косметических и косметологических средств, создаваемых и выпускаемых промышленностью.

Дерматохирургия — направление медицинской (хирургической)косметологии, предусматривающее применение оперативных методов лечения и лечебных косметологических процедур с нарушением целостности кожного покрова пациента для лечения травм и заболеваний кожи, волос и ногтей и устранения врожденных или приобретенных косметических недостатков кожи и ее придатков. Сегодня в дермато-хирургии выполняют следующие процедуры: взятие биопсии кожи; лечение травм, ожогов, гнойных воспалительных заболеваний кожи и подкожной клетчатки; удаление доброкачественных новообразований кожи и татуировок методами электро, диатермо и лазерной коагуляции, радио и криохирургии; коррекция различных косметических дефектов, в том числерубцов любого генеза, методами лазерной и механической дермабразии, глубокого пилинга фенолом; хирургия патологически измененных вен; пластика дефектов кожи с первичным закрытием раны и всеми видами трансплантации волос и кожи, использование кожных лоскутов и их комбинации; имплантации инъекционных и не инъекционных материалов(контурная пластика лица); филтинг (золотое армирование) и др.

При этом к сложным аппаратным технологиям относятся все сложные, пенетрирующие, то есть повреждающие поверхность кожи аппаратные методы (лазерные технологии, пескоструйная дермабразия и др.)

К простым аппаратным технологиям относятся не пенетрирующие аппаратные методы (Д'арсонваль, брашинг, вакуумная чистка, вапоризация, гальваника и др.)

Профилактическая косметология — направление эстетической косметологии, занимающееся вопросами, связанными с поддержанием нормального функционирования человеческого организма в целом и, в частности, кожи, волос, ногтей

Профилактическая косметология изучает:

- оздоровление организма различными методами, пропаганду и поддержание активного образа жизни, рационализацию питания, установление правильного режима сна и бодрствования, укрепление нервной системы;

- подбор оптимальных лечебно-профилактических и косметических средств в зависимости от типа кожи, волос и ногтей;

- уход за волосами, ногтями, кожей лица и тела с помощью лечебно профилактических и косметических средств, мио стимулирующей, лимфодренажной и другой аппаратуры, не нарушающей целостности кожных покровов. Профилактическая косметология нацелена, главным образом, на сохранение молодости тела, а также на предупреждение болезней организма и необратимых изменений внешности человека.

 Декоративно-прикладная косметология  — направление эстетической косметологии, применяемое с целью личной гигиены и коррекции косметических недостатков средствами декоративной косметики и не требующее медицинского контроля. Декоративно прикладная косметология предназначена для того, чтобы подчеркнуть красоту человека и максимально отретушировать существующие дефекты его внешности. В настоящее время декоративно-прикладная косметология включает следующие виды: макияж; маникюр; педикюр моделирование ногтей (накладные ногти, наращивание и укрепление ногтей); нейл арт; бодиарт (боди-пейнтинг, фейс-арт и др.); татуаж и художественная татуировка; микропигментирование (перманентный макияж); менди; бинди; пирсинг; интимный и бикини-дизайн; парикмахерское искусство. (рис.2)

Рисунок 2

Макияж  (от фр.maguillag— «грим, гримирование») — система декоративного оформления лица (кожи, глаз, губ и т.д.) с помощью декоративных косметических средств.

Маникюр (от лат.manus— «рука», cure— «уход, лечение») — комплексный уход за кожей рук и ногтями.

Педикюр(от лат. pedis— «стопа, нога», cure— «уход, лечение») —обработка кожи и ногтей ног.

Нейл-арт (от англ. Nails — «ногти», art — «искусство») — украшение и роспись ногтей.

Боди-арт (от англ.body — «тело», art — «искусство») — в узкомсмысле слова искусство росписи тела или бодипейнтинг (от англ. Body — «тело», painting — «рисование») — художественная росписьпо лицу и телу.

Фейс-арт (от англ. Face — «лицо», art — «искусство») — художественное оформление лица, при котором, в отличие от макияжа и визажа, лицо может «не читаться» как лицо, а отдельные черты могут быть замаскированы рисунком.

Татуаж (от англ. Tattoo — «татуировка») (татуировка,тату) — нанесение на кожу несмываемого цветного рисунка путемнакалывания его одной иглой или пучками из нескольких соединенных игл с применением специальных пигментов, вводимых наглубину 0,5–1,5 мм, что позволяет сохранить интенсивность цветов течение многих лет. В России термин «татуаж» нормативно закреплен за процедурой татуировки, выполняемой для маскировки швов, рубцов, следов ожогов и др.

Художественная татуировка (от фр. Tatouer — «татуировка») — разновидность татуажа, представляющая собой искусственное нарушение целостности кожного покрова с помощью колющих (режущих) инструментов и последующее введение в кожу красящих веществ с целью получения стойких, неисчезающих рисунков или иных изображений. Художественная татуировка — татуировка в классическом понимании — сохраняется в течение всей жизни и различается по направлениям, стилям и типам татуировки.

Микропигментирование (перманентный макияж) (от англ. permanent make up  — «постоянный макияж») — косметологическая процедура нарушения целостности кожного покрова посредством специальных электрических аппаратов с последующим внедрением красителей на растительно минеральной основе (пигментов) на уровне дермы (0,3–1,0 мм) для получения устойчивых, в течение3–5 лет неисчезающих линий.

Менди (от инд. Mehndi — «хна») (биотатуировка,временный татуаж, временная татуировка) — разновидность декоративно-прикладной косметологии, имитация татуировки, метод украшения, первоначально основанный на древней технике нанесения на кожу смеси хны с другими красителями для получения рисунка, выполняемый без нарушения целостности кожи со сроком сохранения рисунка от 3 дней до 3 недель.

Бинди (в переводе с хинди «точка, капля») — в индуизме знак правды, цветная точка, которую индианки рисуют в центре лба, так называемый «третий глаз». Также известен как тилака. В современном европейском искусстве просто модный элемент украшения на теле (вокруг пупка, на руке, ноге, шее, лице), выполненный с помощью наклеенных и нарисованных композиций в форме цветов, бабочек, самых разных стилизованных фигурок

Пирсинг(от англ.pierce — «пронзать, протыкать, прокалывать») — разновидность декоративно-прикладной косметологии, украшение тела путем прокалывания различных его частей с последующим продеванием металлических брелоков или колец (пирсов).

Интимный и бикини-дизайн (интимные прически) — направление в искусстве украшения человеческого тела, заключающееся в уходе и украшении интимных зон и зоны бикини на теле человека, создании интимных причесок в области лобка.

Парикмахерское искусство — в современной трактовке профессиональная деятельность по организации и осуществлению технологического процесса выполнения парикмахерских работ с применением современного технологического оборудования и систем средств профессионального ухода за волосами с учетом индивидуальных особенностей потребителей в качестве технолога на предприятиях сферы сервиса.

Не вызывает сомнения тот факт, что приведенная классификация декоративно-прикладной косметологии в определенной степени условна, так как она построена на существующих в настоящее время направлениях эстетики, кроме того, она постоянно развивается, уточняется и дорабатывается .Простые аппаратные технологии рассчитаны на медицинских сестер по косметологии и косметиков (технологов-эстетистов).Кроме профессиональных блоков данных направлений при обучении специальностям косметологии дополнительно изучаются следующие общепрофессиональные дисциплины: основы латинского языка с медицинской терминологией, основы микробиологии, вирусологии, иммунологии, дермато-венерологии, валеологии, натуропатии, гигиены и экологии человека, пластической анатомии, рационального питания и диетологии; материаловедение и технологическое оборудование; безопасность жизнедеятельности; сервисная деятельность; основы маркетинга и менеджмента и др.

Столь глубокое и разностороннее деление косметологии по направлениям требует тщательной подготовки профессиональных специалистов по различным специализациям медицинской и эстетической косметологии. И на сегодняшний день четкое знание границ своей профессиональной компетенции является не только признаком хорошего тона и высокого образовательного уровня, но также и надежной защитой от судебных разбирательств и нанесения ущерба как здоровью своих пациентов и клиентов, так и собственной репутации.

Классификация пластической хирургии

Пластическая хирургия — это раздел медицины, занимающийся оперативными вмешательствами, направленными на коррекцию возрастных изменений лица и тела, врожденных и приобретенных косметических недостатков или деформаций какого-либо органа, ткани или поверхности человеческого тела. Пластические операции можно разделить на два основных вида — реконструктивные и эстетические. Пластическая хирургия занимается косметологическими реконструктивными операциями на лице и теле, а также операциями по омоложению и улучшению внешности, когда консервативные медицинские и косметологические методы не могут достичь данного результата. Реконструктивные пластические операции помогают устранить деформации, дефекты тканей и органов, и восстановить их функции методами пластической хирургии. Эстетическая пластическая хирургия применяет методы пластической хирургии с целью улучшения внешности. В рамках реконструктивной пластической хирургии выполняются следующие операции:

В рамках эстетической пластической хирургии выполняются следующие операции:

омоложение лица (ритидэктомия, фейслифтинг);

пластика век (блефаропластика);

пластика носа (ринопластика, септопластика);

пластика ушных раковин (отопластика);

пластика губ (хейлопластика);

пластика груди (маммопластика);

пластика живота (абдоминопластика, липосакция) и др.

Кроме того, в определенных слоях населения востребованы пластические операции, называемые «модификацией человеческого тела».

Отличия косметологических услуг от косметических услуг.

Косметологические услуги — перечень косметологических процедур, оказываемых в лечебно-профилактических учреждениях косметологического профиля. Косметологические услуги относятся к медицинским услугам.

Косметологические процедуры  — мероприятия, применяемые с целью лечения и профилактики заболеваний, сопровождающихся косметическими дефектами, а также для предупреждения старения кожи и выпадения волос. Лечебные косметологические процедуры выполняются врачом косметологом или медицинской сестрой по косметологии под руководством врача-косметолога при наличии лицензии на осуществление вида медицинской деятельности — косметологии.

Косметические услуги — перечень косметических процедур, оказываемых в организациях коммунально-бытового и спортивно-оздоровительного назначения и не требующих медицинского контроля.

Косметические процедуры  — мероприятия, применяемые с целью личной гигиены и коррекции косметических недостатков средствами декоративной косметики

Врач-косметолог  — должность, замещаемая специалистом с высшим медицинским образованием, закончившим высшее учебное заведение по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», получившим послевузовское профессиональное образование по дермато-венерологии и первичную специализацию (ординатура или профессиональная переподготовка) по специальности «Косметология».

Медицинская сестра (медицинский брат) по косметологии — должность, замещаемая специалистом, получившим среднее профессиональное (медицинское) образование по специальности «Сестринское дело» и дополнительное профессиональное образование поспециальности «Сестринское дело в косметологии». Медицинская сестра по косметологии проводит отпуск косметических и косметологических процедур под руководством врача-косметолога в организациях различных форм собственности, осуществляющих медицинскую деятельность (амбулаторно-поликлинических учреждениях, центрах специализированных видов медицинской помощи, кожно-венерологических диспансерах, клиниках медицинских научно-исследовательских учреждений и др.), специализированных отделениях или структурных подразделениях любых медицинских  учреждений (косметологических кабинетах, кабинетах аппаратных методов лечения в косметологии, кабинетах для проведения деструкции в составе покровных тканей человека, кабинетах лечения волос, кабинетах лечения болезней ногтей неинфекционного характера, кабинетах для проведения медицинского массажа лица и тела),санаторно-курортных организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Косметик — профессия рабочего (работника) сферы обслуживания со средним профессиональным образованием, окончившего государственное или муниципальное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) по специальности «Прикладная эстетика» и получившего квалификацию «технолог-эстетист». Косметик оказывает косметические услуги в парикмахерских, салонах-парикмахерских, салонах красоты, салонах-парикмахерских «люкс» и в др. организациях коммунально-бытового и спортивно-оздоровительного назначения различных форм собственности. Таким образом, косметологические услуги населению предоставляются в медицинских организациях косметологического профиля и косметологических кабинетах, кабинетах аппаратных методов лечения в косметологии, кабинетах для проведения деструкции в составе покровных тканей человека, кабинетах лечения волос и др. медицинских организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, а косметические услуги населению предоставляются в косметических кабинетах при организациях коммунально-бытового и спортивно-оздоровительного назначения .Объем косметических услуг, оказываемый в косметических кабинетах, включает процедуры гигиенического и декоративного характера. Проведение лечения кожных заболеваний, лечебно-профилактических косметологических процедур, а также процедур с нарушением целостности кожного покрова в этих кабинетах не допускается.

4. Выходной контроль. Проводится в форме фронтального опроса. С целью получения объективной информации о степени усвоения теоретического материала, коррекции и анализа ошибок.

Теоретический опрос студентов по основным моментам лекции.

1.Что означает термин косметология?

2.Какие исторические находки подтверждают, что появление косметологии уходит в далекое прошлое?

3. Косметология в древние времена

4. Косметология в средневековье.

5. Косметология в России.

6. Современная классификация косметологии.

7.Что входит в понятие медицинской косметологии?

8.Что входит в понятие эстетической косметологии?

9.Что входит в понятие профилактическая косметология?

10.Что входит в понятие декоративно-прикладная косметология?  

11. Дайте определение, следующим понятиям: макияж; маникюр; педикюр моделирование ногтей (накладные ногти, наращивание и укрепление ногтей); нейл арт; бодиарт (боди-пейнтинг, фейс-арт и др.); татуаж и художественная татуировка; микропигментирование (перманентный макияж); менди; бинди; пирсинг; интимный и бикини-дизайн; парикмахерское искусство.

12.Назовите основные виды пластических операций.

13.Попробуйте продолжить косметологические услуги это-……

14.Попробуйте продолжить косметические услуги это - …..

15. Попробуйте продолжить врач-косметолог  это - ….

16.Попробуйте продолжить медицинская сестра  по косметологии это - ….

17. Попробуйте продолжить косметик это -….

5. Подведение итогов занятия. Обобщающая беседа в соответствии с планом лекции, с целью закрепить у студентов полученные знания, которые необходимы для формирования специалиста и для подготовки к практическому занятию. С целью логического завершения занятия, создания ситуации для системного подхода в изучении дисциплины. Подведение итогов занятия и выставление оценок.

Косметология в России имеет более чем столетнюю историю, однако в стране в советское и постсоветское время не были официально признаны специальности «Косметология», «Пластическая хирургия», «Сестринское дело в косметологии». Терапевтические и хирургические косметологические услуги и косметические услуги оказывались в лечебно-профилактических учреждениях косметологического и дерматовенерологического профиля и косметических кабинетах при учреждениях коммунально-бытового назначения и спортивно-оздоровительных учреждениях специалистами, замещающими должности врачей-дерматовенерологов, врачей-хирургов в области челюстно-лицевой хирургии, медицинских сестер по косметическим процедурам и косметичек. И только в 2009–2010 гг. усилиями всех глубоко заинтересованных в области медицинской и эстетической косметологии юридических и физических лиц, удалось осуществить мощнейший и давно ожидаемый прорыв в области узаконивания специальностей «Косметология», «Пластическая хирургия», «Сестринское дело в косметологии», «Прикладная эстетика» и процесса подготовки в России врачей-косметологов, врачей-пластических хирургов, медицинских сестер по косметологии и косметиков (технологов-эстетистов).

Современная косметология стала не только популярной и необходимой дисциплиной у профессионалов индустрии красоты, но и вошла в каждый дом, стала привычной для широких слоев населения. Рынок косметологических и косметических услуг, оказываемых в лечебно-профилактических организациях, косметологических и косметических кабинетах салонов красоты, парикмахерских, фитнес центров, центров СПА, клиник эстетической медицины и др. активно и постоянно развивается, а число как их поклонников, так и специалистов по выполнению процедур непрерывно растет.

6. Домашнее задание. Конспект лекции. Ю.Ю.Дрибноход. Косметология. – Ростов н/ Дону: Феникс, 2014 стр.

Критерии оценки теоретических  знаний

Результаты обучения должны соответствовать ФГОС, общим задачам дисциплины и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке следует учитывать следующие качественные показатели ответов:

•        Глубина ответа – соответствие требуемым теоретическим обобщениям.

•        Осознанность ответа - соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию.

•        Полнота ответа – соответствие объему программы.

При оценке учитывается число и характер ошибок  - существенные  или несущественные. Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа. Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа. К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.

Критерии оценки устного и письменного ответа

Оценка «5».

•        Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

•        Материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

•        Ответ самостоятельный.

Оценка «4».

•        Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

•        Материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.

Оценка «3».

•        Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ не полный, несвязный.

Оценка «2».

•        При ответе обнаружено непонимание студентом основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые студент не может исправить при наводящих вопросах преподавателя.

Критерии оценки к тестам

Оценка «отлично» 100-90% правильных ответов

Оценка «хорошо» 89-70% правильных ответов

Оценка «удовлетворительно» 69-50% правильных ответов

Оценка «неудовлетворительно» Менее 50% правильных ответов

Заключение

         В процессе проведения такого занятия изучается большой объем нового материала, идет глубокое закрепление изученного материала. У студентов развивается большой интерес к дисциплине, нарабатываются навыки общения, права добровольного участия. Работают все студенты, даже  неуверенные в своих знаниях.

Работа позволяет:

- обосновать использование практических и теоретических знаний;

-получить новые знания и изучить новые термины, необходимые для выполнения практических работ по профессии «Косметик»

 - выполнение заданий к занятию, позволяет повысить мотивацию к обучению.

Подготовка к такому занятию развивает ответственность у студентов за результаты своего труда, нацеливает и подготавливает к будущей профессиональной деятельности.

 Проведение контроля знаний при помощи активных форм работы позволяет развить и углубить творческие возможности студентов.

Новизна данной работы в том, что студент сам в процессе обучения включается в процесс изучения нового материала, осуществляет поиск путей выхода из них, что является необходимым условием  в профессиональной деятельности будущих специалистов-«Технологов-эстетистов».

Список литературы

1.Ю.Ю.Дрибноход. Косметология. – Ростов н/ Дону: Феникс, 2014.

2.Ю.Ю.Дрибноход. Косметология. - Ростов н/ Дону: Феникс, 2015.

3.А.А.Бирюков. Массаж и самомассаж. - Ростов н/ Дону: Феникс, 2014.

4.Баховец Н.В. Эстетика лица: методы аппаратной косметологии. Профессиональные секреты. Спб.: «Нор Мед Издат». 2014.

5.  Фицтпатрик Т., Джонсон Р., Вулф К. и др. Дерматология. Атлас-справочник, Москва, 2016

6.  Эрнандес Е., Мерголина А., Петрухина А. Липидный барьер кожи и косметические средства, 3-е изд. доп. – М.: «Фирма Клавель» - 2015.

7.  Эрнандес Е.И., Губанова Е.И., Парсагашвили Е.З., Понамарев Н.В., Ключарева С.В. Методы эстетической медицины в косметологии. М.,  И.Д. «Косметика и медицина», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО ГО ЗАНЯТИЯ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ

В результате изучения студент должен: знать:—  понятие и виды рабочего времени;—  понятие и виды времени отдыха;—  законодательные акты, регулирующие правоотношения в про­цессе пр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «Психология общения с клиентом в салоне красоты. Психологические типы клиентов»

Методическая разработка теоретического занятия является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения  занятия для систематизации и закрепления изученног...

«Роль деловой игры в освоении дисциплины «Технология косметических услуг».

Научно - методическая педагогическая конференция «Современное образование: актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов среднего звена» Технологии и средства обучения &nda...

Методическая разработка учебного практического занятия по теме "Хозяйственный договор" предмет "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"

Методическая разработка учебного практического занятия по теме "Хозяйственный договор"  включает содержание занятия, технологическую карту занятия, описание и целесообразность использов...

Методическая разработка учебного практического занятия по вождению автомобиля

Тема занятия " Начало движения на подъеме. Постановка на габаритную стоянку....

Практическое занятие № 10. Подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов в кабинете массажа

Практическое занятие № 10. Подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов в кабинете массажа Цель:  закрепление практических  знаний по подготовительным  и заклю...

Введение в технологию косметических услуг

Введение в технологию косметических услуг. История косметологии. Предметы и задачи. Требования к выпускнику.Подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов...