на тему: Актуальные методы образования
статья

Доклад на тему: Актуальные методы образования был представлен на педсовете и на цикловой  комиссии торгового цикла  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_temu_aktualnye_metody.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: Актуальные методы образования

Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества, в противном случае оно совершенно бесполезно.

                                                                                                                                                                                          Р. Киплинг

Воспитывает ребенка каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается.

В.А. Сухомлинский

Одной из приоритетных задач современного профессионального образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося, студента, формирование активной позиции каждого обучащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности обучающегося, студента. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда обучающйся, студент не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания, — эти знания более прочные.

Именно форма активного обучения — это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Преподаватель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Эффективность использования того или иного развивающего активного метода во многом обусловлена позицией преподавателя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства; демократическим стилем обучения, диалоговыми формами взаимодействия с обучающимися, знанием реальных возможностей обучащихся. Также следует отметить необходимость системности в использовании активных форм, постепенного увеличения степени самостоятельности  обучающихся в учебно-познавательной деятельности, уменьшения различных видов преподавательской помощи. В использовании активных форм обучения важным является также последовательность. От недолговременных проектов, исследовательских заданий к долговременным, от личных проектов к групповым.

К активным методам обучения относят:

Тренинг-методы

Один из ведущих специалистов по тренингам в нашей стране Юрий Емельянов отмечает: «...Термин «тренинг, по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением». Следуя этому подходу, он предлагает четко разграничивать учебный и тренировочный аспекты в работе группы. Можно добавить, что тренинг - это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом.

В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейролингвистического программирования и акмеологии Александр Ситников дает такое определение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в условиях моделирования различных игровых ситуаций...». При этом под антропотехникой он понимает такую составляющую акмеологической практики, которая направлена на преобразование «естественно данных человеку способностей» и формирование на их основе культурного феномена профессионального мастерства. Он выделяет три основные антропотехники: научение, учение и игру.

Акмеология - новая отрасль психологической науки, изучающая профессиональную деятельность с точки зрения проблемы повышения ее продуктивности, выявления закономерности и факторов совершенствования и достижения вершин профессионального мастерства.

Расширение границ использования понятия «тренинг» связано, прежде всего, с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении). Так, целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов. А. Ситников, например, понимает программно-целевую направленность разработанного им акмеологического тренинга «как ориентированность тренинга как системы обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности».

Представляется, что в нынешней ситуации термином «тренинг» охватывается настолько широкая область практической психологии, пересекающаяся с групповой психотерапией, психокоррекцией и обучением, что было бы неправомерным сужать диапазон применения этого термина, отказывая целому ряду психологических методов в праве называться тренинговыми.

Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:

- соблюдение ряда принципов групповой работы;

- нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

- наличие более или менее постоянной группы (обычно от 3 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух - пяти дней (так называемые группы-марафоны);

- определенная пространственная организация (чаще всего — работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

- акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;

- применение активных методов групповой работы;

- объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

- атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Самого серьезного внимания заслуживает международный опыт совершенствования управления персоналом на основе широкого и разнообразного использования тренинг-метода. Этот метод в тех или иных формах вошел в сферу менеджмента в 70-х гг., но получил распространение только в настоящее время. Определяя «тренинг-метод» как новый подход к совершенствованию управления персоналом и эффективное средство реализации управленческих нововведений.

Подбором кандидатуры тренера занимается руководитель отдела управления персоналом (в крупных компаниях - директор департамента человеческих ресурсов), и это является для него очень ответственной задачей. Неверный выбор кандидатуры тренера влечет за собой значительный ущерб из-за возможных ошибочных решений и дискредитацию инновационной политики фирмы среди ее персонала. Поэтому совершенно закономерно, что подбор нужного для организации тренера бывает сопряжен с многочисленными собеседованиями, сложным тестированием значительного числа кандидатов на эту должность. Так, например, директор департамента человеческих ресурсов крупной американской корпорации «Тайм мэгэзинз» в процессе поиска тренера для персонала своей компании провел собеседование с 25 кандидатами и вынужден был отклонить все эти кандидатуры из-за устаревших представлений соискателей.

Следует заметить, что услуги тренера в США стоят дорого, порядка 1500 долларов за один день и до 100 тысяч долларов за тренерскую программу, рассчитанную на несколько лет. Руководитель функциональной службы управления персоналом также наделен полномочиями по выбору способа тренинга.

Для американцев тренинг-метод имеет особую значимость. Известно, что в США тренинг проходят менеджеры, которые выдвигаются на должность высшего управленческого персонала. В связи с этим в организациях этой страны наибольшее значение приобрел так называемые «гласный тренинг» и «негласный тренинг». Негласный тренинг проводят тренеры-специалисты в области поведения людей. Цель работы таких специалистов направлена на корректировку служебного поведения и стиля руководства «игрока». При этом тренер не вдается в подробности причин тех или иных особенностей поведения игрока. Он ограничивается четкими предложениями по корректировке либо изменению стиля управления игрока и конкретными рекомендациями по внедрению необходимых управленческих инноваций.

Поэтому на уроки Менеджмента, маркетинга стараюсь ввести  корпоративный тренинг-метод, чтобы спланировать обучение в группе, необходимо  составить перечень тренингов, нужно иметь набор видов тренинга, их классификацию, они делятся так, как удобнее для работы, и можно не обращать внимание на строгую классификацию.

Например: 1.  Тематика.

   Распространенные темы тренингов: вводный (ориентационный) тренинг, техника продаж, ведение переговоров, навыки презентации, работа с клиентами, принятие управленческих решений и т.д. Разделяя тренинги по темам, можно четко определить предметную область работы. Однако, для организации и проведения эффективного тренинга выбрать тему недостаточно. Нужно точно знать, для кого проводится обучение.

2.  Участники.

Типичное разделение участников — по их положению в организации: рядовые сотрудники, линейные менеджеры (супервайзоры), менеджеры среднего звена, высшее руководство. Соответственно разделяются и тренинги. Это деление дополняет тематическое. В результате получаем такое описание тренинга: курс техники продаж для торговых представителей или тренинг по ведению переговоров менеджеров.

3. Тренинг инновационной направленности

Корпоративный тренинг может выступать как инструмент организационных изменений . Обучение выполняет инновационную, преобразующую роль в деятельности организации. Руководство принимает решение о проведении тренинга, исходя из потребностей в управлении изменениями.

Рисунок 6. Место корпоративного тренинга в управлении изменениями
Место корпоративного тренинга в управлении изменениями

Чтобы достичь результатов для организации, корпоративный тренинг не ограничивается собственно обучением. Это комплексная работа, которая включает:

1. анализ потребностей учебного процесса  в тренинге;

2. разработку тренингового предложения;

3. создание (дизайн) программы обучения и подготовку учебных материалов;

4. проведение обучения;

5. оценку и возможное последующее сопровождение результатов тренинга.

Можно сделать следующие основные выводы:

  приоритеты корпоративного тренинга, его направленность и содержание зависят от состояния организации, ее стабильности или нестабильности, ее текущих и перспективных задач.

  роль и место корпоративного тренинга, его подготовка и проведение отражают общий подход к задачам обучения в организации: поддерживающую или инновационную направленность обучения.

  в организациях, функционирующих и развивающихся в относительно стабильном состоянии, корпоративный тренинг имеет поддерживающий характер, направлен на поддержание и повышение эффективности работы персонала, обслуживает потребности руководства организации в управлении результативностью.

  В условиях организационных изменений корпоративный тренинг выступает как инструмент преобразований, направлен на поддержку развития организации, обслуживает потребности руководства организации в управлении изменениями.

  Корпоративный тренинг, стимулирующий и поддерживающий организационные изменения, имеет инновационный характер.

  Инновационное обучение в масштабах организации можно и нужно использовать как средство управляемого преобразования имеющегося опыта как сотрудников, так и организации в целом.

Рассмотрим связь тематики тренингов и уровня проблем в организации

Характеристика связи тематики тренингов и уровня проблем в организации

Тематика тренинга

Уровень проблем

индивидуальный

системный

стратегический

Вводный (ориентационный) тренинг

X

техника продаж

X

управление временем

X

управление ресурсами

X

управление проектами

X

X

Навыки работы секретаря

X

Развитие критического мышления

X

Телефонное поведение

X

проведение презентаций

X

проведение рабочих совещаний

X

X

работа с клиентами

X

X

принятие управленческих решений

X

X

решение проблем

X

X

Проведение переговоров

X

Наставничество

X

X

X

Развитие команды в организации

X

X

Развитие корпоративной культуры

X

X

Управление переменами

X

X

Управление конфликтами

X

X

Навыки лидерства

X

X

Маркетинг

X

X

X

Управление результативностью работы

X

X

и т.д.

При одной и той же тематике тренинга его уровень может быть разным в зависимости от особенностей организации. Для некоторых компаний тренинг по работе с клиентами может быть подчинен задаче выстроить общие стратегические ориентиры, перейти от ориентации на продукт к ориентации на клиента и обслуживание, соответственно уровень тренинга выйдет далеко за рамки ситуативного (индивидуального).

Итак, вид тренинга подбирается исходя из следующих параметров:

  • участники;
  • уровень проблем в организации.

Точный выбор вида и уровня тренинга — залог его успеха.

Тренинги по развитию менеджмента и лидерства

Развитие менеджмента

Основы лидерства

  • Навыки менеджмента
  • Мотивация сотрудников
  • Управление временем
  • Стили руководства. Основы делегирования
  • Стратегическое планирование
  • Руководство малыми группами
  • Принятие управленческих решений
  • Управление конфликтами
  • Управление результативностью
  • Ведение переговоров

Опыт показывает, что наибольший эффект приносят не отдельные тренинговые курсы, какими бы подходящими не были их названия, а программы развития менеджмента, адаптированные для потребностей конкретной организации.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) - эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Кейс-метод наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом.  Кейс - это описание реальной ситуации или «моментальный снимок реальности», «фотография действительности».

Различают несколько видов ситуаций:

  1. Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.
  2. Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.
  3. Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.
  4. Ситуация-упреждение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.

Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике. Кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения.

Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать четко поставленной цели создания;
  • иметь соответствующий уровень трудности;
  • иллюстрировать несколько аспектов реальной жизни;
  • не устаревать слишком быстро;
  • иллюстрировать типичные ситуации;
  • развивать аналитическое мышление;
  • провоцировать дискуссию.

Можно выделить пять этапов, специфицирующих создание нового кейса:

  • поиск источника кейса;
  • сбор данных для кейса;
  • макетирование содержания кейса;
  • пробация кейса в аудитории;
  • жизненный цикл кейса.

CASE могут быть представлены в различной форме, от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует помнить, что большие кейсы вызывают у студентов некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые. Кейс может содержать описание одного события в одной организации или историю развития многих организаций за многие годы.

Изначально кейс-метод противопоставлялся традиционному лекционному методу и ассоциировался, прежде всего, с открытой дискуссией. В кейс-методе предполагается, что преподаватель руководит обсуждением проблемы, представленной в кейсе, а сами кейсы могут быть представлены студентам в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.

Кейс-метод обучения предполагает не только наличие банка кейсов, но и методические рекомендации по их использованию, вопросы для обсуждения, задания студентам, дидактические материалы в помощь преподавателю. Особенностью кейс-метода обучения является его образовательная открытость, с одной стороны, а с другой - замкнутость и жесткость в результативности обучения. В организации учебного процесса это связано с тем, что преподаватель и студент одновременно и ответственны, и свободны в процессе обучения. Преподаватель ответственен за сбор и отбор учебного материала и эффективную организацию его использования. Он свободен в выборе наиболее подходящих кейсов из множества существующих. Студенты несут ответственность за подготовку к занятию и эффективное выполнение заданий по кейсу, хотя они свободны в разрабатываемых решениях и выводах, сделанных в результате анализа кейс-ситуации. Студенты могут принимать ошибочные решения, поскольку кейс-ситуации происходят в учебной аудитории. Хотя как будущие коммерсанты, менеджеры они должны осознавать меру ответственности за неправильно принятое решение в реальной жизни.

Для эффективного проведения уроков при изучении таких тем как:

 Принятие управленческих решений;

Конфликты;

Корпоративное управление; и др. разработан кейс, который состоит из 20 ситуаций реально приближенных к действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС СПО. Актуальные проблемы образования

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

Статья на тему "Применение актуальных технологий образования".

Статья на тему "Применение актуальных технологий образования"....

Актуальные проблемы образования в нaчaльнoй шкoлe

Анализ сoвpeмeннoгo сoстoяния пepвoгo звeнa систeмы oбщeгo oбpaзoвaния - Нaчaльнoй шкoлы, позволил выявить и oхapaктepизoвaть внeшниe (oбуслoвлeнныe сoциaльнo-экoнoмичeскими фaктopaми) и внутpeнниe (o...

Актуальные методы организации личностно-ориентированной модели в практической работе фельдшера

Личностно-ориентированный подход к медицинскому образованию и работе заключается в том, чтобы видеть не только учебные процедуры, обучение способам диагностики и лечения, а нечто гораздо большее - гум...

Доклад к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования".

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Троицкий технологический техникум»Доклад к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как услови...

презентация к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования" разработала преподаватель спец.дисциплин ГБПОУ "Троицкий технологический техникум" Мумбаева С.Ю.

презентация к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования", разработала преподаватель спец.дисциплин Мумбаева С.Ю....

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: "ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ"

Современные тенденции развития среднего профессионального образования определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного процесса. Введение системы многоуровневого образования, ...