МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ №7 По теме: «Изучение работы кондиционера на примере сплит-системы» по дисциплине МДК 04.01. Профессиональная подготовка по профессии 18526 Слесарь по ремонту и обслуживанию СКВ
методическая разработка
В данном документе предсталено описание и рекомендации к выполнению практической работы №7 По теме: «Изучение работы кондиционера на примере сплит-системы» по дисциплине МДК 04.01. Профессиональная подготовка по профессии 18526 Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_ukaz_pm04_mdk0401_pr_7.docx | 997.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И МАШИНОСТРОЕНИЕ
ЧЕРНОВА Ю.А.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ №7
По теме: «Изучение работы кондиционера на примере сплит-системы»
по дисциплине МДК 04.01. Профессиональная подготовка по профессии 18526 Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования
БЕЛГОРОД,2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
КРАТКИЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ……………………………….….…4
ПРОГРАММА РАБОТЫ………………………………………….…………..…....7
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..…….……...9
ВВЕДЕНИЕ
Данная методическая разработка предназначена для студентов II курса очной формы обучения специальность 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования по дисциплине МДК 04.01 Профессиональная подготовка по профессии 18526 Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования.
Выполнение практической работы является закреплением знаний теоретических основ, полученных по данному разделу дисциплины, и позволяет студенту применять на практике знания по работе кондиционера на примере комплект учебно-лабораторного оборудования «Сплит система».
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Работа кондиционеров различного типа (в том числе и сплит-систем) основана на использовании холодильных машин, как правило парокомпрессионных. Схема такой машины представлена на рисунке 11. Наличие в контуре холодильной машины двух теплообменников (испарителя 1 и конденсатора 2) позволяет использовать кондиционер в режиме охлаждения или обогрева воздуха в обслуживаемом помещении. Для перевода кондиционера с режима охлаждения на режим обогрева воздуха (режим теплового насоса) достаточно изменить направление движения хладагента. Для этих целей после компрессора устанавливают четырех- ходовой клапан.
Рисунок 1- Схема парокомпрессионного цикла
Охлаждение в автономных кондиционерах производится за счет поглощения теплоты при кипении хладагента в испарителе (эндотермический процесс). Очевидно, кипение должно происходить при температуре, которая должна быть ниже конечной температуры охлаждаемого воздуха. Температура кипения хладагента зависит от давления в испарителе: чем выше давление, тем выше температура кипения и наоборот. Эта зависимость позволяет регулировать температуру охлаждения путем изменения давления хладагента в испарителе. Так, например, хладагент R410a, широко используемый в холодильной технике, при нормальном атмосферном давлении имеет температуру кипения минус 51,5 °С. Размеры испарителя выбираются таким образом, чтобы жидкость полностью испарилась внутри. Поэтому температура пара на выходе из испарителя оказывается выше температуры кипения, происходит так называемый перегрев хладагента. В этом случае даже самые мелкие капельки фреона испаряются и жидкость не попадает в компрессор. Следует отметить, что в случае попадания жидкого хладагента в компрессор возможен так называемый «гидравлический удар». В связи с этим вероятны повреждения, а также поломка клапанов и других деталей компрессора.
Теплота, поглощаемая хладагентом в испарителе, передается охлаждающей среде конденсатором, в котором хладагент конденсируется, т.е. переходит из газообразного состояния в жидкость (экзотермический процесс). Размеры конденсатора выбираются таким образом, чтобы газ полностью сконденсировался внутри. Поэтому температура жидкости на выходе из конденсатора оказывается несколько ниже температуры конденсации. Переохлаждение в конденсаторах с воздушным охлаждением обычно составляет примерно 4...7°С. При этом температура конденсации примерно на 10-20 °С выше температуры атмосферного воздуха.
Циркуляция хладагента в контуре холодильной машины обеспечивается ком-прессором 3. Компрессор выполняет и другую задачу - повышает давление паров хладагента, чтобы затем после конденсации осуществить процесс резкого расширения хладагента (падение давления), в результате которого происходит быстрое снижение температуры фреона (эффект дросселирования). Этот процесс, как правило, осуществляется с помощью терморегулирующего вентиля (ТРВ) 4 или иного вида местного сопротивления, например, капиллярной трубки определенной длины.
Для измерения мощности кондиционеров, кроме единиц системы СИ, неко-торые фирмы-производители холодильной техники также используют внесис-темную единицу - «британская тепловая единица/час» (БТЕ/ч), величина которой определяется так: это количество тепла, необходимое для нагрева одного фунта (0,45 кг) воды на один градус Фаренгейта (0,56 °С). Единица БТЕ/ч соотносится с единицей системы СИ (Ватт) следующим образом: 1 Вт = 3,412 БТЕ/ч.
Другой характеристикой климатической системы служит EER (Energy Efficiency Rating) - коэффициент энергетической эффективности, представляющий собой отношение мощности по холоду в БТЕ/ч к потребляемой электрической мощности в Вт.
Показатель СОР (coefficient of perfomance) - коэффициент производительности, идентичен показателю эффективности EER, отличается только тем, что обе входящие в расчет величины измеряются в Вт.
Холодильная мощность кондиционера определяется по формуле
𝑄хол=0,278𝐿𝜌(𝐼вх−𝐼вых), (1)
где L – объемный расход воздуха через кондиционер, м3/ч; ρ - плотность воздуха, кг/м3; 𝐼вх ,𝐼вых - энтальпии воздуха соответственно на входе и выходе из кондиционера, кДж/кг.
Тепловая мощность кондиционера определяется по формуле: 𝑄хол=0,278𝐿𝜌(𝐼вых−𝐼вх), (2)
Электрическая мощность кондиционера вычисляется по формуле: 𝑄𝑊=𝐼𝑈, (3)
где I - сила тока, A; U- напряжение в электрической сети, В.
Лабораторный стенд приведен на рисунке 1. Стенд состоит из рабочего стола с вертикальной стойкой. На столе закреплен болтами наружный блок 4 с мотор-компрессором, теплообменником и вентилятором. Мотор-компрессор хладоновый, герметичный, ротационный с вертикальной осью вращения (далее по тексту - компрессор) предназначен для осуществления термодинамического цикла с целью получения искусственного холода. Агрегат кондиционера представляет собой замкнутую герметичную систему, состоящую из компрессора, двух теплообменников, фильтра-осушителя, термоманометров 2, вентилей, трубопроводов, смотровое стекло 3, которое демонстрирует циркуляцию фреона и содержание влаги в системе, капиллярной трубки, а также включает в себя 4-ходовой клапан, осуществляющий переключение функций охлаждения и обогрева.
Теплообменники ребристо-трубного типа с принудительным обдувом. Все электрические приборы, внутреннего блока и узлы холодильного агрегата, кроме наружного блока, закреплены на стойке либо внутри ее. Последовательно после конденсатора фильтр-осушитель осуществляет очистку хладагента от механических примесей и влаги, а смотровое стекло позволяет визуально контролировать агрегатное состояние и степень чистоты фреона. Термоманометры 2 высокого и низкого давлений позволяют измерять давление в двух точках гидропневматической системы стенда.
Режим работы кондиционера задается с помощью пульта дистанционного управления. Для обеспечения безопасной работы со стендом электрический ток подается через автомат защитного отключения, реагирующий на ток короткого замыкания. Электроизмерительные приборы позволяют контролировать напряжение, рабочий ток и расход электроэнергии сплит-системы.
Рисунок 2-Состав оборудования:
1 – внутренний блок сплит-системы; 2 – манометры; 3 – смотровое стекло; 4 – наружный блок сплит-системы; 5 – блок управления и регистраций значений; 6 – пульт дистанционного управления; 7 – ноутбук; 8 – автоматический выключатель с УЗО.
Рисунок 3- Гидропневматическая схема
ПРОГРАММА РАБОТЫ
- Для долговечной и исправной работы оборудования необходимо включать стенд согласно следующему алгоритму запуска:
- Убедитесь что кнопка включения находится в выключенном состоянии, кнопка (грибок) «СТОП» отжата.
- Убедитесь что сливная емкость установлена к дренажной трубке.
- Вставьте сетевой кабель лабораторного оборудования и ноутбука в сеть.
- Подключите преобразователь к ноутбуку и на лабораторном оборудовании к разъему «RS-485».
- Включить питание стенда используя дифференциальный автомат, кнопкой «ВКЛ.» подать питание на кондиционер и включить ноутбук.
- Запустите программу «Conditioning» на ноутбуке.
- Включите сплит-систему, используя кнопку «ON/OFF» на пульте ДУ. Для режима охлаждения помещения перевести сплит-систему в режим охлаждения, для этого ну пульту ДУ нажмите кнопку «MODE» до тех пор, пока в верхнем правом углу не появится значок «*» (режим «Cool»).
- Используя кнопки «▲,▼» на пульте ДУ выставите температуру (ºС). Какую температуру выбрать уточните у преподавателя в диапазоне 19<t<30. Дождитесь начало работы кондиционера.
- Снять показания датчиков температур с ТРМ138 или ПО «Conditioning», замерить давления на линиях нагнетания и всасывания компрессора. Данные занести в таблицу 1
- Построить на диаграмме Р-h и T-S процесс охлаждения воздуха. Обосновать выпадения конденсата расчетом. Сохраните полученные диаграммы для отчета. Для построения смотрите ПРИЛОЖЕНИЕ А.__
- Включить кондиционер в режим обогрева. Для режима отопления помещения на пульте ДУ нажмите кнопку «MODE» до тех пор, пока в верхнем правом углу не появится значок «☼» (режим «Heat»).
- Снять показания датчиков температур с ТРМ138 или ПО «Conditioning», замерить давления на линиях нагнетания и всасывания компрессора. Данные занести в таблицу 4
- Построить процесс нагрева воздуха на Р-h и T-S диаграмме. Сохраните полученные диаграммы для отчета. Для построения смотрите ПРИЛОЖЕНИЕ А.
- Рассчитать холодильную мощность кондиционера по формуле 1.
- Рассчитать тепловую мощность кондиционера по формуле 2.
- Рассчитать электрическую мощность компрессора по формуле 3.
- Определить коэффициенты EER и СОР для режимов охлаждения и обогрева воздуха.
- После завершения работы выключить сплит-систему используя кнопку «ON/OFF» на пульте ДУ.
- Выключить стенд и ноутбук. Отсоединить преобразователь.
- Дождаться 5-10 минут затем слить конденсат из емкости.
- Подготовить отчет, сделать выводы о проделанной работе.
Таблица 1
Номер датчика | Температура, ºС | Давление нагнетания, бар | Давление всасывания, бар |
Режим охлаждения «Сооl» | |||
1-8 | |||
Режим нагрева «Heat» | |||
1-8 |
ПРИМЕЧАНИЕ. На ТРМ138 номер канала соответствует номеру датчиков, указанных на гидропневматической схеме.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. СНиП 2.04.05-91. Отопление, вентиляция и кондиционирование. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1988. – 57 с.
2. Справочник проектировщика. Внутренние санитарно-технические уст-ройства. Ч. 3, кн.1, кн.2. Вентиляция и кондиционирование воздуха / Под ред. Н.Н. Павлова. - М.: Стройиздат, 1992 г. – 319 с., 314 с.
3. Богословский В.Н. и др. Отопление и вентиляция. - М.: Стройиздат, 1980г. – 295 с.
4. Тихомиров К.В., Сергеенко С.Э. Теплотехника, теплогазоснабжение и вентиляция. - М.: Стройиздат, 1991. – 273 с.
5. Лабораторный практикум по теплогазоснабжению и вентиляции. - Минск: Вышэйш. шк., 1973. – 18
6. Система электронного обучения «Академия-Медия» Ю.Д. Сибикин «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха-М. Изд-во Академия, 2013 г. https://academia-library.ru/catalogue/4831/36409/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания к выполнению практической работы №1 по теме «Земляные работы»
Методические указания к выполнению практической работы №1 по теме "Земляные работы" разработаны с целью оказания помощи студентам в овладении знаниями о комплексной механизации строительных машин....
Методические указания по выполнению практических занятий и лабораторных работ ПМ.03 «Выполнение работ по профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту автомобилей.» По специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомо
Методические указания по выполнению практических занятий и лабораторных работ ПМ.03 «Выполнение работ по профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту авто...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ №1 По теме: «Изучение приборов и методов определения давления» по дисциплине МДК 04.01. Профессиональная подготовка по профессии 18526 Слесарь по ремонту и обслуживанию СКВ
В данном документы представлены рекомендации к выполнению практической работы №1 По теме: «Изучение приборов и методов определения давления» по дисциплине МДК 04.01. Профессиональная...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ №9 По теме: «Работа со схемами» по дисциплине МДК 01.02 Управление автоматизированными системами систем вентиляции и кондиционирования воздуха
В данном документе представлены рекомендации к выполнению практической работы №9 По теме: «Работа со схемами» по дисциплине МДК 01.02 Управление автоматизированными системами с...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ №2 По теме: «Определение воздухообмена по кратности и нормативным данным» по дисциплине МДК 01.01Реализация технологических процессов технической эксплуатации и сервиса СКВ
В данном документе представлены рекомендации к выполнению практической работы №2 По теме: «Определение воздухообмена по кратности и нормативным данным» по дисциплине МДК 01.01Реализация те...
Методические указания для выполнения практических работ по ОП 09 Безопасность работ в электроустановках специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Методические указания для выполнения практических работ по ОП 09 Безопасность работ в электроустановках разработанны на основе рабочей программы и предназначенны для реализации государственных требова...
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА методические указания для выполнения практической работы по теме: «Построение наглядных изображений и комплексных чертежей проекций точки» студентам 2 курса, специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, с
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА методические указания для выполнения практической работы по теме:«Построение наглядных изображений и комплексных чертежей проекций точки» студентам 2 курса, сп...