Коллективный способ обучения в условиях реализации ФГОС.
статья

Валентина Ивановна Тихова

Актуальность использования данной технологии подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте, так в нем прописаны планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные. Среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, указано, что необходимо «развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_chistovoyoffice_word_3.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективный способ обучения в условиях реализации ФГОС.

«Общение в паре — это основная и первоначальная ячейка,

простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с

другими людьми, благодаря которой человек приобщается

к знаниям и опыту других людей, а через них — к знаниям

и опыту всего человечества».

В.К. Дьяченко

В настоящее время использование современных образовательных технологий обеспечивает повышение качества образования.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • модульное обучение;
  • коллективный способ обучения (КСО)

В научно-методической литературе выделяются следующие основные формы развития Коллективного способа обучения

        КСО – «здоровьесохраняющая» технология;

        КСО – интеллектуально развивающая технология;

  • КСО – технология гуманного обучения
  • КСО – технология демократического способа обучения по способностям;
  • КСО – технология самообучения и самоуправления;

Принципы коллективных учебных занятий.  Всё, что делается в учебной группе, должно делаться ради каждого и через каждого. По сути в этом принципе обобщены два принципа – индивидуализации обучения и всеобщего сотрудничества.

Первый принцип – индивидуализации обучения – требует, чтобы учебный процесс был построен на основе учёта индивидуальных особенностей каждого обучающегося: его опыта, интересов и возможностей. Обязательное условие: разные обучающиеся должны иметь возможность решать одно и то же содержание, одну и ту же дидактическую задачу разными способами. Как следствие этого принципа – появление разных учебных последовательностей в рамках общего содержания.

Принцип всеобщего сотрудничества означает, что каждый обучающийся реализует свою программу за счет разных взаимодействий  с остальными участниками учебного процесса, позволяя другим за счет себя решать свои цели.  Сотрудничество появляется тогда, когда в учебной группе сознательно выделяются разные позиции (обучающий, обучающийся, координирующий), осваиваемое содержание распределяется между ними. Так обеспечивается реализация индивидуальных маршрутов, возникает возможность осваивать учебный материал своими темпами и способами.

Цель внедрения коллективных способов обучения - развитие личности в целом, её индивидуальности. Отбор содержания и построение учебного процесса не столько направлены на личность, сколько идут от личности, от её опыта, запросов, склонностей, способностей, потребностей в саморазвитии.

       При использовании коллективных способов обучения на уроках Г.К. Селевко выделяет  следующую систему работы: обучающийся слушает объяснение теории, учит самостоятельно по опорному конспекту, сдает теоретический зачет  преподавателю, передает знания следующему, приступает к выполнению практической части, выполняет контрольную работу.

 Одна из важнейших задач – придание позиции обучающегося в учебном процессе статуса субъекта познания, формирование ценностных ориентаций: обучение для него приобретает личностный смысл;      

  • обучающийся сам определяет цели своего учения (содержание, уровень);       
  • каждый обучающийся обладает свободой выбора и возможностью принимать собственные решения в области вариативного содержания, форм учения, самообразования, темпа, сотрудничества и взаимопомощи;               
  • каждый обучающийся имеет возможность реализовывать в учебном процессе потребность в творческой деятельности;  
  • каждый обучающийся имеет возможность сам оценить свои учебные достижения, высказать любое собственное оценочное суждение;           
  • ответственность за результаты учения и за любую другую учебную деятельность обучающийся берёт на себя
  • обучающийся осознаёт свои пробелы и достижения и сам принимает решения и программу самосовершенствования

В.В. Архипова в научном труде отмечает, что домашние задания непрерывны. Каждый может взять индивидуальное задание по теме, чтобы научиться решать задачи на желательном для себя уровне. Перед контрольной работой проводится урок – обобщение, классический тест, компьютерное тестирование.

Таким образом, анализируя труды теоретиков и практиков, следует подчеркнуть, что при внедрении коллективных средств обучения в образовательный процесс меняется деятельность обучающихся и деятельность педагога. На коллективных занятиях каждый обучающийся становится учителем. Конечно, это происходит не мгновенно, но происходит обязательно, как только они начинают работать в парах сменного состава. Все обучают всех.

Каждый обучающийся вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.

В процессе обучения происходит усвоение систематизированных знаний, умений и навыков.

Коллективный способ обучения не может быть принят сразу. Для целенаправленного осуществления на практике перехода к КСО в условиях реализации ФГОС  выделяются промежуточные этапы переходного периода: использование различных приёмов работы в парах, организация коллективных занятий по отдельным предметам в рамках группы. Специфика коллективного способа обучения состоит в соблюдении следующих принципов:

  • наличие сменных паробучающихся;
  • взаимообучение;
  • взаимоконтроль;

Особенность состоит в том, что коллективный способ обучения позволяет: во-первых, объединять различные технологии обучения, во-вторых, через взаимодействие и сотрудничество активно воздействовать на формирование познавательного интереса учащихся.

Преимущества КСО в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

  • каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;
  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
  • работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных навыков.

КСО идеально подходит для работы в группе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого обучающегося. Основная модель построения образовательного процесса с использованием коллективных способов обучения: педагоги и обучающийся должны сотрудничать.

Библиография 

1. Ефимова Э. Л. Технология коллективного взаимодействия как способ развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 52-60.

2. Мкртчян М.А. Концепция коллективных учебных занятий // Школьные технологии. – 2011. – № 2. – С. 65-72.

3. Софронова Л. А. Коллективные способы обучения в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология обучения (МТО) в условиях реализации ФГОС. Доклад

Модульная технология обучения(МТО)в условиях реализации ФГОС.Доклад...

Обучение иностранному языку в условиях реализации ФГОС

Обучение иностранному языку в условиях реализации ФГОС...

Аттестационная работа "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"

Аттестационная работа "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"...

«Применение современных технологий обучения в условиях реализации ФГОС СПО»

Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настрое...

Новые методы обучения в условиях реализации ФГОС

Новые методы обучения в условиях реализации ФГОС, развитие технического мышления обучающихся  на уроках физики и во внеурочной деятельности...

«Особенности разработки содержания обучения в условиях реализации ФГОС СПО на основе требований рынка труда»

Выступление на региональной научно-практической конференции «Современные содержание, формы и технологии обучения в условиях реализации ФГОС СПО»...

«Адаптация первоклассников к обучению в условиях реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Начало обучения в школе-один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького че...